Reis

В районе
Синявино

—

Bor om, owe пехалтих боев: вэхыб-
ленная земля, развороченный лее. Немцы
сидели здесь е сентября прошлого года.

ушли глубоко В землю. Через каж-
дые 400—500 метров вырыли они око-
пы, настроили сотни дзотов и железобе-
тонных огневых точек.

Путь в этому мощному укрепленному
узлу нреграждале топкое болото. Немцы
считали его непроходимым не только для
танков и артиллерии, но и для пехоты.
Тем неожиданнее был для них удар на-
ших атакующих танков и пехоты. Наши
войска ворвались в логово немцев, нрой-
хя через ` болото но дороге, выложенной
саперами в течение одной ночи.

Повсюду следы жесточайших beer.
Покидая одну траншею, немцы сосредото-
чиваются в следующей и снова огненным
ливнем пытаются приостановить движение
наших бойцов. Вот груды немецких тру-
пов. Здесь прошел танк лейтенанта Нико-
далзе. .

В одном из боев танк Николадэе пох-
держивая наступление нашей пехоты.
Ведя огонь пе укреплениям немцев, лей-
тенант заметил, что во фланг нашей пе-
хоте движется батальон немецких автомат-
чиков. Николадзе направил свою машину
в их сторону. Немцы бросились к шоесей-
ной дороге. Не танкисты огнем из пушки
и пулеметов отеекли им путь к отступ-
лению.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Самохедная 75-миллиметровая нушка, оставленная немцами

Ржева.

при отступлении в районе
Фото Г. Петрусова.

Бои на истребление врага

Сколько уже выюкот взято, скелько рек

Расстояние между танком и немпами Пфойдено, сколько лесов очищено, сколь-
все сокрашалось. И когда до фаптистов   КО освобожденных от немцев сел и дере-

оставалось не больше 20 метров, Нико-
ладзе направил свою машину нряме в се-
редину столпивитихся гитлеровцев и © пол-
ного хода стал давить их гусеницами. На
поле боя осталось больше 200 немпев.

Враг на этом участке фронта несет
большие потери, За три дня боев только
одна Н-екая часть вывела из строя более
1.000 гитлеровцев, захватила 10 орудий,
19 станковых и 29 ручных пулеметов,
16 минометов, иного автоматов и винто-
BOR.

Немпы пытаются вернуть утерянные
позиции. Охнако напти ‘подразделения етой-
ко защищают отвоеванную У врага совет-
скую землю. Особенно мужественно сра-
жаютея гвардейцы. Впереди одного под-
разделения шел гвардии сержант Птицын.
Славный бронебойщив подбил два фашиет-
ских танка и уничтожия десять немцев.
Другой твархест—$боец Жданов под огнем
противника подобрался к трем фашистам,
лихорадочно ремонтировавшим свой танк,
и захватил их в плен.

Ераеноармейцу Шатилову командир при-
вазал восстановить поврежденную связь.
При выполнении задания Шатилову ето-
рвало осколком руку. И все же самоотвер-
женный евязист выполнил приказ. ^

При ликвидации вражеского ysxa co-
противления смело действовал танковый
экипаж лейтенанта Никитина. Танк не-
сколько раз в течение дня атаковал про-
тивника, громил огневые точки и уничто-
жал живую силу врага. За одни только
сутки экипаж уничтожил 8 лзотов, взо-
рвал склад боепринасов, подбил противо-
танковое орудие и истребил несколько де-
сятков фаптиетов.

Вражеская авиация частыми налетами
пытаетея приостановить продвижение на-
ших бойнов, но не имеет успеха. Десятки
езмолетов сбиты советскими зенитчиками.

Во многих подразделениях пехотинцы
метко бьют по фашиетеким маттинам из
своего оружия.

Когда немпы налетени на наш перед-
ний край, млалший нолитрук Борисов по-
разил самолет врага из противотанкового
ружья.

— За ropoy Jemma! Cweprs фами-
стам! — с такими возглаеами идут здесь
в 6б0й советские воины.

ВОЛХОВСКИЙ УЧАСТОК ФРОНТА,
12 сентября. (От спец. корр. «Известий»).

В борьбе за новые
рубежи

Вечером прошел дежль. Воронки от ар-
тиллерийских снарядов м авиационных
бомб наполнились волой, лежать в них
было неудобно. Но другого выхода у лей-
тенанта Булникова и группы бойцов не
было. Врат пустил в хед минометы, и хю-
ди терпеливо ждали.

вень осталось. позади, а впереди, прямо
перед тобой, все еще простирается твоя
родная земля и ее попирает фашистский
каблук, и надо пробивальея к ней и 0т-
воевывать ее смертным боем. Гвардейцы
Н-окой части ведут наступательные бои
уже третью неделю. Немцы отбиваютея ©
яростью профессиональных громил, из
DYE которых вырывают жирную добычу.
Напряжение боя не ослабевает ни днем,
ни ночью, Ели на короткое время ©мол-
кадет. артиллерийс канонада, TO это
означает, что наступил момент схватки
более жестокой: бойцы идут в атаку, пу-
леметы захлебываются длинными  очере-
дями, наконец, смолкают и они, и над
полем $0я перекатываелтея «ура». Дело
долю до рукопалинюй. Потом вое сначала:
вой снарядов, разрывы мин, визг оекол-
ков, свист нуль...

Немцы прилагают все  убилия, чтобы
‘сдержать натиск гвардейцев. Здесь это им
легче было бы сделать, be любом дру-
том месте. Не так давно места были
их тылом. Тут они обучали прибывающее
пополнение. Весь этот район — холми-
CTH, реками и оврагами, —
быя покрыт сетью учебных укреплений,
сделанных неторонливо, 10 всем правилам
инженерного искусства. Сейчас им учить-
‚ся некогда. Надо воевать, Они вводят по-
полнения в бой прямо е марша.

Гвардейцы — кадровые,  обстрелянные
воины. Огонь их ше страшит. Они идут
на приступ умело и зло. В части боль-
пюй популярностью пользуются суворов-
ские слова: Г

«Русские прусских всетда бивали».

Они дополнили их поговоркой, которая
родилакь у бивуачных костров, в нылу
сражений:

«Хорощое, котда немец бит, еще жучше,
roma your!»

Й бои, которые они ведут здесь, следует
назвать боями на гие.

Гвардейцы истребляют немцев расчет-
ливо. Можно подумать, 9% все OnE
снайперы: с кем ни поговори, у каждого
солидный боевой счет. .

Гвардии младший еержант Григорий
Гордиенко уничтожил 43 фрицев.

— Для гвардейца ete немного! — го-
ворит он.

Он горд своим ечетом, но не рисуется.
До рисовки ли тут, котла, над твоей го-
‘ловой витает смерть. Не убьешь врата, он
убьет тебя. В боевой обстановке человек

тановитея очень простым и деловитым
или, как выразилея начальник лполитот-
дела части Павел Васильевич Васильев,

` конкретным. Его действия требуют исклю-

чительной точности и обдуманности.

Артиллеристы рассказывали мне:

— Пролвижению пехоты мешал вот
этот немецкий  блиндаж. Мы  етреляли
тогла € закрытой позиции. Вомандир opy-
дия старший сержант Феоктиетов вы-
пустия по блиндажу два снаряда. С на-
блюдательного пункта передали: «Прекра-
тить огонь!» Мы были в недоумении: нз

Улучив удобную минуту, Будн®ков ВОХ-  уничтожение блиндажа было хано двеная-

нял бойюз в атаку. Hm пулеметный
огонь фаптистов, ни разрывы мин не мог-
3H остановить налиих воинов. Приблизив-
TRCh к высоте, они закидали фапкистов
гранатами.

Выюота была отбита. Будников прика-
зал людям закрепиться на ней и прит-
товиться к отражению контратак. Он
анал, что немцы не примирятея ев поте-
рей выкоты им постараются ее вернуть.

Первый натиск противника был отра-
жен, но количество боестособных людей у
Будникова сократилось. Немцы, межлу
тем, пополнив евои ряды, снова пошли в
атаку. Их было в десять раз больше, чем
защитников выхоты. Они шли Bo весь
рост, оглалиая возлух криками и свйстом.
Но не дротнули наши воины, и немцам
опять прилелоеь отойти.

Всю ночь рвалиеь гитлеровцы в выо-
те и каждый pas откатывалиеь назад.
Стойко дрались наши люди. Даже ране-
ные Коровко, Леоненко, Горенко не вы-
пускали из рук оружия. Но ряды бойцов
редели. Наконец, выбыл из етроя и лей-
тенант Булников. Слюсобным к бою ecta-
валея только краснозрмеец Грачев.

Когда немцы, видя, что силы защит-
HEROS Высоты слабели, опять пошхи в
атаку, Грачев встретил шх очередями из
автомата.

Николай Грачев один больше aca
оборонял выкоту. Израеходовав все патро-
ны, он стал расчетливе, метко бросать
в врага гранаты и хожделея подхода по-
мощи —— нового отряда назпих бойцов.

Грачев знал, что позади 7 wero Jenmn-
град. И он, сибиряк, боролея за выюогу ¢
таким же мужеством, с каким борются
тысячи друпих бойцов Денингражекого

OHTA.
op $ Г. МИШУЛОВИН,
епен. корреспондент «Известий».

`ХЫДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 септября.   вутся немощене танки. Гвардейцы насчи-12 сентября,

цать снарядов. Он оказалея подавленных
©9 второго снаряха, — десять было сэко-

номлено.
06 отваге и умелости, © стойкости и

находчивости действующих здесь гвардей-

цев можно написать бесконечно мното.
Например, взять и рассказать в коррес-
понденции 06 одном человеке — 0 сер-
жанте Лимуциом, который со евоим от-
делением перебралея через реку, на про-
тивоположном берегу которой засели нем-
цы, захватил у них минометную батарею
и пулемет, вел по немцам огонь из не-
мецких минометов и пулемета, отбил
десять атак и продержалея сутки, пока
соселние попразлеления форсировали
реку. Потерь в отделении не было. Отде-
  лению Димуткото ущиетожию 200 нем-
цев.

Но тогда следующую корреспонденцию
надо было бы посвятить  автоматчикам
Пудякову и Чиркову, следующую —
лейтенанту  Лиходиевекому и т.д. 6
конца, потому что умолчать о их полви-
тах просто невозможно. Писаль же ¢
этого  учаюлка фронта только о делах,
прославляющих Н-скую часть, несправед-
ливо; это нарушило бы все пропорции.
Бои идут, подвиги множатся, в гвзтлей-
ском соединении, куда входит эта часть,
много доугих, не менее хостойных частей, !
стяжавших в этом наступлении суровую!
солдатекую славу.

Поэтому расскажем кратко м об авто-!
матчиках, и о Лиходиевском.

Двадцать два автоматчика были по-
сланы на поддержку одного нашего под-
разделения, которому было приказано
выбить немцев из села Батюшково. В
Батюшкове укрепился батальон немецкой
пехоты. Немпы отбивали все налпи алан
ки. Автоматчики  полэком пробрались в
тыл в немцам и в сумерках ворвались в
всею и подняли отчаянную стрельбу.
Часль немцев заметалась по улицам села;
полагая, что оно обойлено крупными си-
лами. Но часть осталась в блинлажах и
продолжала ея. В бестримерном
уличном бою 22-х © батальоном несколь-
ко налиих автоматчиков погибло, некото-
рые были оттеонены, а двое — Чирков
и Шудяков застряли в селе. Тут их за-
смигла ночь. провели ее довольню-
тали бурно. Они подкрадывались к блин-
дажам, врывалиеь в них и мотребляли
засевших там немцев. Конечно, долго
и безнаказанно действовать так они me
могли. Перед расеветом они покинули
село, прихватив © ©0бой «языка».

Еще короче можно рассказать о лей
тенанто  МЛиходиевском, командире пуле-
метного взвода. Он первым спрыгнул в
немецкий окоп, застрелил из пистолета
троих офицеров, a © остальными немцами
расправились бойцы его взвода, который
он вел в атаку,

Может показатьея, что во веех описан-
ных случаях наши бойцы и командиры
как будто имели дело е численно пре-
восходящим противником. 910 не так.
Силы обеих сторон здесь уразвноветены.
Но немцы понесли элесь в эти недели
натиего наступления гораздо большие по-
тери, чем мы. Уже полегло здесь, в этом
районе «учебных укреплений», немало
резервных немецких” частей. Уже стяну-
ли немцы сюда все, что могли, из своих
TEEDOB. упорню продолжалют драться
и продолжают пятитьея, будучи не в ои-
дах остановить советскую гварлитю.

fi, БЕЛЯВСКИЙ,

спек. корреспондент «Известий».
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 12 сентября.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ СТАЛИНГРАДА :

илалшето

оборону в районе высоты. Едва успели
  omm окопаться, как их атаковая отряд
  итальянской пехоты.

Итальянцы были вотречены пулеметным

отнем; меткими очередями KOCHA EX пухе-

метчик Бурдов. Стрелки еткрыли огонь из
винтовок. Потеряв много солдат и офице-
ров убитыми, итальянцы отхлынули, ата-
ка их захлебнулась.

Четыре раза повторял враг попьки
сломить упорство шестнадцати гвардейцев,
HO все безуспенно. Свыше трупов

врагов осталось на подступах к высоте.
‚ мительно пошли прочь..Но два оставших-

Уже совсем стемнело, котла вместо’
итальянцев в атаку пошли немецкие авто-
матчики, Их подпустили поближе. Когдз!
при свете ракет стали вилны перехошен-
ные 31060й лица гитлеровцев, раздались
заяны из винтовок, застучал пулемет. Ря-
ды фашистов смешались, попятилиеь.

Воспользовавшись  заметшательством
среде атакующих, Кочетков ` крукнул:

— Гвардейцы, вперед!

И повел храбрепов в контратаку.

Немцы были опрокинуты,

В

Чем MOTE встретить ших красноармей-’
  цы? У них были только гранаты. И Ко-
четков приказая бойцам приготовиться.

Когда танки были уже совсем близко,
из переднего ожкопа под них полетели
гранаты. Две машины остановились, под-
битые. Из окопов етали выскакивать
гвардейцы, бросая гранаты прямо под тан-
ки. Это был замечательный порыв бее-
страшия, самопожертвования, презрения к
смерти.

Бойцам удалось подбить еще два танка.
Шесть танков врага повернули и стре-

ся продолжали ползти, стреляя пуле-
метов.

Твардейцев к этому моменту в живых
было только четверо. Три комсомольца —
Чирков, Степаненко и Шуктамов — поло-
жили своего умирающего от ран команди-
ра в укрытие, взяли последние гранаты
и бросились под танки. Раздалея грохот
взрывов. Молодые” бойцы погибли, нодбив
последние вражеские малины.

Солнце вновь поднялось нах степью и
осветило поле сражения: разбитые танки

Кочеткова ранило в этом бою, но он
не покинул поля сражения.

Наступила тревожная ночь. С минуты
на минуту ждали повторения атаки. Одна-
ке ночью противник бездействовал, а на
рассвете бойцы увидели, что на них дви-

шестнадцати советских воинов,
Вечная слава героям!

В. ПОЛТОРАЦКИЙ,
спец. корреспондент «Известий»,

дез, если она начнет работать © вами.

врага и тела порибших геройской смертью! нее. Сказать разве сейчас о Bace? Нет,
VyeTh та еще помучится,

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ^

Раду

Ванда
ВАСИЛЕВСКАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Пуся мылась в корыте. Федосия Rpas-
чук в мрачном молчании носила воду,
подливала кипяток из горшка, таскала в
вомнату. А та’ сидела в корыте, мылила
худенькие плечи. Она не етыхилаюь св0е-
го немца, который сидел на лавке и ку-
PHA палеиросу 3a палтиросой. Курт был
мрамен и весь вечер молчал.

— Курт...

Oe очнулся от задуичивоети.

— Ч? “

— TH wee молчишь, ве обраанаешь на
меня внимания, будто меня и на свете
нет...

— Я устал, — ответил он сухо.

— Я весь день ждала, ты даже не
залпел.

Она выжимала воху из губки, глядя,
как белые струйки мыльной воды стекают
по ее труди.

— Да, вот как-раз У меня еетодня
былое время заходить, — буркнул 08,
тумая ео звонке из птаба. Придется утром
уведомить, что от этой бабы не уда-
лось ничего добиться. Майор взбесится.
Интересно, чето бы он сам Jones, ему
все всетда казалось лек и поете...
Хуже всето то, что Вернер в ближайшее
время ожидал повышения, и эта дуращ-
кая история © партизанами может все
испортить. И партизаны-то ведь лопекают
не его, а их, ну, и искали бы сами сле-
дов... Так нет, они там сообразили, что
легче спихнуть все на Курта. Он про-
клинал собственное легкомыслие. Зачем
было уведомлять их $ поимке этой
Костюк, когда он еще сам не знал, удаст-
ся ли от Hee чето-нибуль добиться.

Он что-то обдумывал, Пелагея почув-
ствовала его взгляд.

— 990 ты? `

Он медленно курил.
Послушай, — начал он,
колеблясь.

Пуся ждала, высоко подняв брови,

— Ты бы не поговорила с0 своей cec-
трой, а?

Она резке повернулахь, так, че вода
плеснула на пол. В этот момент вошла
Фелосия с ведром.

— А вы тут He вертитесь, — буркнуя
он сердито. Женшина пожала плечами. Он
встал и тщательно запер за ней дверь.

— Поговорить с сестрой?

— Ну да, ты же слышишь! — pac-
серхился он.

— Но зачем ине е ней товорить? —
она широко открыла круглые глаза, ©в9-
им обычным движением больной ебезьян-
ки клоня на бок голову.

— Ты должна мне помочь. Ну да,
помочь, что тут такого необыкновенного?
Тебе нал поговорить с этой тчитель-
ницей. Она, вихишь хи, знает много нуж-
ных мне вещей.

Пуся матинально мочиха и выжимала

губку

BHXHMO,

Она же мне ничего не скажет...

— 90 уж твое дело так Поговорить,
чтоб сказала... О0б’яени ей, что эти игруш-
ки кончатся плохо, я пока смотрю сквозь
пальцы, но Жотда у меня лопнет терпе-
ние...

— Вакие итрушки?

— Ну, и дура  — велылкя «= Om
обиделась и, надув губы, принялаеь ста-
рательно мылить ноги.

— Об’яени ей, что хня Hee лучше бу-

— Она не захочет со мной говорить.

— Почему?

Она взглянута на него и пожала пхе-
чами.

— Что ты сам не вилишь, кто жетут
©0 мной разговаривает? Будто прокажен-
ная... Но тебе все равно, ты целыми дНя-
ми оставляешь меня одну... a

— Ты опять свое... Оставь это, я то-
тел поговорить © тобой серьезно.

Пусю испугала мортшинка на ето бу.

— НУ, хоропю; ‘но о чем мне с ней
говорить?

Он оглянулея на дверь.

— У нас, пюнимаень, есть JHE,
чте она связана < партизанами. Нужно,
чтоб она сказала, тде они скрываются’.
понимаешь? т

— Она не скажет. \

— Зачем же так сразу прехрешать во-
трос? Если умненыке возьменться `за де-
10, скажет.

Вода уже остыха. Пуся встата п но.

ленно, систематически

протянула руку и взяла co eryia ноч-
ную сорочку. нзолажденнем ощутила
пох руками иягкий шелк.

спросила она катризню.
— Как-раз время мне епать.. Brom
Ен, © партизанах надо нетременно

гзатъ.. р

Шестнадцать гвардейцев

Шестнадцать бойцов под командованием! тали двеналшать бронированных ae
лейтенанта Кочеткова заняли  которые ползли на окопы.

— Ну, ладно, а откуда ты знаешь, это
ФЕЗ ЧТО-ТО знает? ;

— Знаю, не Secmomofica, Sram ta xyq-
me He интересуйся. А ей можешь намек-
нуть, что я все знаю и что, ести она
расскажет, я прикажу ее арестовать. .

— 0-00?

— А ты что думаешь, что раз она
твоя сестра, значит, она может вести эдесь
антинемецкую работу, а мы будем спокой-
но смотреть на это?

Пуея пожала плечами,

— Арестуй, если хочешь. Мне-то что? У

Поговорить я, конечно, могу. А только она
меня на порог не пустит, вот Увидишь.

— Во всяком случае попытайся.

— Попытаюсь, — сказала она прими-
рительно, думая, что незачем ссориться с
Вуртом,

— Ложиеь спать...

Он встал и споткнулея © полное ко
рыло. у

— Ге эта баба? А ты, право, могла бы
помыться в кухне,

— В кухне’ У нее? — Пуся хаже
вэдрогнуха от отвращения. Вернер махнул
рукой, Федосия co стиснутыми губами вы-
тирала заляпанный пол. Пуся, уже лежа
в постели, с удовлетворением смотрела на’

случай всегда
найдется...

*) Продолжение. См, «Известия» от 25;
27, 28, 29, 30 августа, 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10,
Ц я 12 севтабря,

Повесть

2a

— Bennrrm, momer?

Дверь saapiEscs. ‘Вернер снял мундир, —— Может, и зенитки, ed = знает...
шумно сбросил езпоти. Лампа погасла. Фе-  Вверх залраны, тоненькие к ee 4
досия елила грязную воду в ведра и п0-  — Так, таж. Нулеметов не видала!
пла выливать ее. Она обошла дом и свер-  —Й Как же, есть пулеметы... Все с то
нула 84 хлев к навозной куче. Вода хлюП- го краю, отсюда итти прямо, а потом наз
нула, и в ту же секунду она услышала   лево. Там они в домах прорубили дыры, и
проникновенный шонот. в каждой дыре пулемет.

— Мать! Красноармеец, согнувииись вах картой,

Она покачнулась и уронила ведро. От  наносил на нее каранхмтом крестики и

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 СЕНТЯБРЯ 1942 г. 58 216 (7900) ^

снега ночь была светлой, и за хлевом, на   кружочки. - у

фоне белого сугроба она увждела какой-то

силуэт. Знакомая шапка. У Федосии пере-  ли. езми хозяйничают. -

хватило дыхание.

— Кто тут? — шепнула она, хотя уже И еще в одной,
узнала. Она ео стоном опустилась на Ко- итти...

лени, протянула руки, ощупала
сукно шинели, ремень пояез. Ясно увиде-

— Из этих домов людей они повыина,

же это булет? Олна, три, в пяти избах...
как отеюда на тющадь

— Немцев много?
— Не сообразить... Уходят, пруихеляь;

яз на сером MOXY INANE пятиконечную тохьку этот капитан как сидел, тах и ея-
звезду. Рыдания сдавили ей горло. Красно-  тит... Говорят, человек. лвести сеть...

армеец испутался.

— 910 © тобой, что елучилось?.

— Эт вы, это вы, это вы, — шептала
она захлебывающимея, безумным тшопотом.

— Это вы, вы...

Он натнулся в ней и потряс за плечо.
В слабом отовете снега он увидел залитое
слезами, сияющее улыбкой лицо.

— 410 9эт9 с тобой?

— Мостики какие есть по хороге?
— Мостики? Не-ет... Дорога как дор

— Лесов у нае нет. Только и леревь-
ев, ЧТо в садах, да и те эти Tapp
почти вое на топливо порубили. 3a mids
щалью Y дороги есть еще несколько лиц.
А лесу нитде нет, все равнима голая. В

— Ничего, ничего, — Федосия изо всех  овраге кусты растут, а больше ничего,
сих старалаеь сдержать волнение. И вдруг (} хровами у нас бела, навоз жжем,
вспомнила о часовом. (на схватила красно-  (на беспокойно огхянухась,

армейца за рукав.
— У меня в избе немпы! В херевне
немцы!

— Что там?
—- Ну-ка, я вытляну, посмотрю, и
угоразлиле ли часового посмотреть, что

— Я знаю. Мне бы поговорить е тобой, делается ве дворе. — Она тихо вышла и

мать. Ты эдешняя?
— А как же, — здешняя, здепоняя...

прислушахаюь.
шал соломой на крьымне. Котда он на ми

уныло стонал, шур-

— Надо разузнать у тебя, что и как... нуту затихал, слышались тяжелые, мер-

— Слушай-ка, сынок, там у избы ча-  ные шаги часового перед домом, екрип
совой; если меня долго не будет, он пю- снега под его салогами. Федлосия верну-
тазцитея искать. Ты подожди здесь, я по-  лась в сатайчик.

бегузв избу, a там У меня есть лазейкз,
я сейчас прибегу, а ты пройли дальше за
хлев, там в сзрайчике солома, не так дует

— Что ты, сынок, — я же злешняя,
из колхоза... У меня там в оврате сын
лежит, красноармеец... Месяц лежит, не

— Ничего, ходит себе...
Брасноармейцы складывали карту.

—щ Ну, надо собираться, спасибо, мать.
— Uro меня благодарить? Мой Вася

тоже в Врасной Армии... Здесь, пох дерев-
З  ней, ето

и убили...

Фонарь пог. —

— Вотда же вас ждать?

— Там увидим. Командир решит,

дали похоронить, собаки... (Обобрали до-  УЛЭСТСЯ ли...

гола...

— Чего xé не ухастся! Только вы по-

торапливайтес: :
Не столько то, что она говорила, сколъ- ъ, поторапливайтесь, пора...

ко интонации ее голоса были так убеди-
тельны, что парню стало стылно.
— Сама знаепть, мать, разно бывает...
— Tax TH или, а я сейчас буду...
Дрожащими руками Фелосия схватила

целый месяц дожидземся, все глаза про-
глядели...

— Не так-то это летко, мать...
—щ Знаю, чю не легко, да ведь и нам

не легко... Вы уж постарайтесь, ребята,

В *
ведра И направилась к избе. Мимо часо- ®ЗЫМИТесь как. следует...

вото она прошла, с трулом подавляя нерв-
ный смех. Ходи, ходи, притоптывай нога-
ми! А наши уже в деревне! Вон там за
хлевом стоит красноармеец, a ты Kapay-

Bapyr ona что-то вопюмниха.

— Стойте! Есть еще одно дело...

— 910 такое?

— У меня в избе их главный, команлир

лишь офицерскую любовницу... Карауль,   Вроде... И никого нет, только часовой пе-

карауль, окюро конец тебе...

ред домом. Он там спит, как убитый, со

Она тщательно заперла дверь в сени, своей девкой. Часовото можно убить, а нет,
передвинула скамью в кухне, делая вид, Я Вас потихоньку впущу в избу через кры-

a0
доносился Xpal немпа. Федосия тихонько

я спать. Но из горницы уже ШУ.

Вы ето и накроете, как куропатку.
младшего из красноармейцев даже

выскользнула в сени. На чердаке в одном  ГЛаза сверкнули.

месте вынималаеь доска. Она пролезла в
отверстие и стала осторожно спускаться
Mm yay избы. Длинная юбка мешала ей,
она подумала, как это смешно, что ста-
рая баба карабкается, как кот, и заемея-
лась. Ветер шелестел в соломенной крыше,
и часовой © лругой стороны избы He мог
ничего усльчтать. Она стустилакь и ©
колотящимея сердцем секунду-хругую при-
слушивалаеь. Нет, ему ничего и в голову
не приходило. Ведь здесь, сзади была
глухая стена, и он топталея перед фака-
дом избы, под окнами. А как-раз отсюда
можно и войти в избу, —осенила ее вдруг
счастливая MBICIB.

Кошачыйми шагами ена прокралась в
сарайчик и похолодела— там никого не
было. Сарайчик был пуст. Неужели же
все было сонным
тоской и болью? Нет, этото не может, не
может быть...

— Ге ты? — тросила она осторож-

ным нюпотом, Солома в сарайчике заше-
конеч-

велихась. Федосия просияла. Ну,
но, он здесь. И не один. Их было трое,

трое, — радовалась она, заметив еще лва
силуэта. Они присели на корточки У вхо-

да в сарайчик. Федлосия подеела к ним.

— Уж мы ждали, ждали! Уж мы дня-
мя и ночами вас выглядывали, — пюпотом
теуичитахла она, гладя рукав шинели. —

0х, дождалась я, дождалась...
— Хватит, мать, надо поговорить...

— 410 x, потоворить, так  поюгово-
рать... А вы He голодны? — спотватилахь

она.
Красноармейцы рассмеялихь.

— Нет, ве голодны... Мы сюда не по-

есть нрипми.
— Тогда говорите, что
— Ts = ero леревни?

MAR делать.

— Как же, обязательно из этой, eTky-
да же еще? — удивилась. Федосия. — Из

этой. Злесь родилась, злесь и жила

— Нам бы надо энать, как и что...
Гле немцы расположились, тле у них что

Ova умоляюще сложиха руки.
— Пойдут ваши на деревню?

— Пойдут, пойдут... Только надо все

разузнать...
— Сейчае:..

колени. — Деревня большая, триста
двух дорог, крест накрест.

сейчае остатки стоят.
— Подожди-ка, мать.

ней,
электрического фонарика.

— Так... Верно,
редине площадь...
Е На площади, у церкви
ВИЛИ ПУШКИ,

— Пушек много?

Федлосия задумалась.

—- HONG... Oxma, ape... три.
тыре... Ну да, четыре! Е
право большой Pe aye
вет, а теперь там их шт.
сейчас шесть заложников

сидит.
— Где еще немцы?

— Ближе к площади, так там, можно

видением, порожденным

— она уперлась руками в
изб.
Ha neperpe-
стке площадь, там церковь была раньше,

н вынули карту и наклонились над ВЫрвалась
прикрыв пвинелями, Блеснул огонек
крест накрест, посе-

0H пюста-

че-

на-
дом. Раньше был сельсо-

30... И тюрьма,

— Ну-ка, ребята...

— А ты подожди. Нало подумать.

— 410 тут думать, вытащить ето, про-
хвоста, за шиворот, только и делов!

—- Глупость сделать всегда — тольхо
и делов! Ну, ты прикончиннь его, а халыне
aro? А наутро подымется шум, дадут
знать в штаб, и их сюда столько привалит,
что и не справишься...

— Пожалуй, это верно...

— Хорошенькую бы развехку произве-
ли! Сейчас-то они сидят себе спокойно,
как у христа за пазухой, сам видишь, ка-
питана один часовой караулит. А напу-
гаешь их, все и испортишь.

— Эх, хотелось бы приволочь фрица...

— Подожди, авось другой раз приволо-
кем, А теперь — домой!

— А тде же это у ва лом? — заин-
тересовалаеь Федосия.

— 910 У нае так называется, мать.
Дома наши далеко, а на войне дом — 910
своя часть. Ты вот расскажи, как лучше
пройти. Сюда-то мы шли, чуть не п9то-
нули в снегу...

— Я вам покажу, тут прямо в овраг
и вдоль речки, вдоль речки. Только там
наши лежат непохороненные, так вы по
осторожней..: А там вас речка на равнину
выведет, к деревням  Охабы и Зеленцы,
только там тоже немцы.

— 910-10 мы знаем, Главное, тут Ea
кого-нибудь не наткнуться.

— А вы идите спокойно, тут только у
моей избы часовой, ‚а больше никого нет.

Помаленьку _ ‚идите, как ветер стихнет,
останавливайтесь, а то снег окрипит, фриц
услышит,

Три пригнувитиеся тени следовали 33
ней, тотчас останавливаяюь, когда 0674
навливалаеь она. в
‹— Вот и овражек, тут прямо и сту
скайтесь, только осторожно, а то скользк,
— До свиданья, мать. Спасибо за в
Хороший ты человек.
— Будьте здоровы, ребятки. Только
поторапливайтесь, поторапливайтевь...
— Уж постараемся! Или-ка домой, хо-
лодно!
— Ничего, я привыкла.
Федосия стояла на краю, врата и емоч
ине, их силуэты в белых плалцах было
все труднее различить на ‹негу. Нажонех,
они совсем растаяли, во мраке, исчезли в
почной тьме. Медленно, птат за шагом,
Федосия шла домой. ЕЙ казалось, что она
из тюрьмы, а теперь добр
  BOIbHO возвращаются на цепь. С нена-
виетью глядела она на темные очертания
своей избы, избы, где спал немец с лю-
бовницей, куда приходится итти, чтобы
слушать ето ненавжелный храл.

Да, он все еще хрател, посвистывая
HOCOM, что-то ° бормотала оквозь сон ето
девка. Феодосия усмехнулаеь ¢@ метитель-
ной радостью. Скоро вам конец. Вот пи
дут красноармейцы, зайдут прямо в изб
и  вытащат тебя из кровати. Услы-

гит она, Федосия, котда они будут по
врадываться, или ae разбудит только их
появление в избе? Но Her, она, твердо
знала, что не уснет, что ‘не будет теперь
спать ло’ самого их появления, до 0680-

“  бождения деревни.

ее
(Продолжение. следует).

№

рела вниз.’ Они быстро дзиались по тре-

Погодите, сколько’