Митинг в Лондоне за создание

второго

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). 12 сен-
тября в Лондоне состоялся митинг, на ко-
тором присутствовало 400 делегатов, пред-
ставлявших 150 организаций, и несволь-
ко сот гостей. На митинге, ортанизован-
ном Национальным советом  англо-совет-
ского единства, выступили настоятель Кен-
терберийского собора, известный журна-
лист Хилби Марчент, секретарь нацио-
назьного совета фабричных  стадост Ден
Науэлл и др.

Митинг вынес резолюцию, призываю-

фронта

держки политики создания второго фронта
в Европе в 1942 тоду и для обеспечения
поддержки населением всех мероприятий,
требующих самоотверженного труда, кото-
рых потребует эта политика».

Ha митинге была избрана длепутатия
для передачи резолюции премьер-министру.

ЛОНЛОН, 10 сентября. (ТАСС). Бак
сообщает алентетво Рейтер, 42 делегата
от 26 крупнейших военных предприятий
Лондона избрали долегащию, поручив ей
передать правительству требование 06

шую ‹«оделать ве возможное для  под-  открытии второго фронта. ‘ Г

Выступление Томаса Ламонта

НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС). На
обеде, устроенном Кюмитетж по оказанию
помощи ‘Советскому Союзу в войне, Ha
котором выступил © уже известной речью
Гарримал, произнес речь крупный финан-
совый деятель США Томаю Ламонт.

«Мы, — сказал эн, — смотрим е язу-
млением и с затаенным дыханием на ги-
галтевую эпопею; разыгоывающуюся Bo-
круг Оталинграда. Bor me русские пока-
зывают тот образчик людей, какими они
являются, а их мужество и жертвы ©
самого первого JHA войны  свидетельст-
вУЮТ 06 их превосхолных качествах.

С июня 1941 гол» и на протяжении
всего этого ужасного года, & также в
течение всего следующего 1942 года Рос-
сия несет на cele тяжелейший груз, sB-
тяясь знаменосцем в борьбе. Если неко-
торые критики Росии желают видеть
картину того, как демократия ведет вей-

ну, как демократия ведет прекрасную
борьбу, им стоиг только взглянуть Ha
русских.

Тарриман говорил о эначении России,
хак фактора, определяющего исхох всей
войны. Он сказал очень правильно: «Разве
не становится с кажлым днем яснее, что
единственно возможное спасение против

лержав оси- это об’елинение США, Англии,
Россия и Китая. Это — четыре крупных
державы, тесное сотрудничество которых
имеет чрезвычайно важное значение для
всего мира. Если бы Россия пала, а Рос-
сия не падет, то вся мошь Германии обру-
mach Ont на Англию. В настоящее вре-
мя мы должны оказать России  всяче-
скую помощь, какой мы располатаем. Чер-
чилль год тому назад заявил: «То дело,
за которое борелся всякий русский, сра-
жаясь за. свою землю и дом, является
делом свободных людей и свободного‘ нз-
рода в каждой части света».

Мы должны предоставить России всю
TY ломошь, какая в наших силах, для
тото, чтобы Россия могла изгнать врага.
Я говорю о великой эпической борьбе, ко-
торая сейчас ведется на берегах Волги,
Там русские превосходят самих себя. Tiipo-
стые люди проявляют там такой боевой
дух, мужество и силу сопротивления, на
которую не способны противостоящие им
люди-автоматы. Это отражает нечто вели-
кое и непоколебимое, присущее человеку.
Такие качества дают русским возможность
оправиться 60 всеми трудностями, какие
может создать враг. На эти качества мы
должны я можем положиться».

Протест Эррио и Жанненэ против преследований
членов французского парламента

НЬЮ-ЙОРВ. 12 сентября. (ТАСС). Бор-
респондент атентетва Юнайтед пресс пере-
дает из Франции прошедшее цензуру и
урезанное ею сообщение о том, что пред-
седатель французского сената Жаннена и
‘председатель палаты депутатов Эррио 06-
ратились от имени французского парла-
мента к Петэну с письмом, в котором го-
ворится, что изданный им декрет, соглас-
но которому бюро обеих палат паз
ламента (сената и палаты  предетави-
телей) должны и формально ` прекратить
свой функции (фактически они давно уже
ликвидированы), противоречит ere cob-
ственным обязательствам, данным в июле
1940 года, не распускать обе палаты.

В настоящее время, отмечается в пиеъ-
ме, не удовлетворяясь запрешением вея-
кой законодательной деятельности, Петэн
отменил все особые права членов парла-
мента и выслал их из Виши в Шатель
Гийон. Эррио и Жанненэ заявляют, что
OHH, как республиканцы, не будут мол-
чать перед этим новым ваступлением на
республиканские учреждения.

«Слово «республика», — товоритея в
письме, — исчезло ео странин офипиально-
го органа правительства Виши «Журналь
офисъель» и с фронтонов общественных
зданий. Вы, товоритея в письме, —повсю-

ху отменили принципи выборного представи-
тельства. Вы попрали те права, какие пре-
доставляют подсудимым во всех цивилизо-
ванных странах. Вы стали применять
приказы 06 аресте без суда и следствия.
„Такие акты представляют нечто большее,
чем превышение власти. Вы намерены ли-
пгить напию права самостоятельно и CBO-
бодно выбирать свой еобственный строй.
Вы пытались вовлечь Францию в войну
против наших союзников, в войну, © ко-
торой вы ранее сами заявляли, что всту-
пить в нее нам «не позволяет честь». Вас
обманывают, если вам говорят, что стра-
на последует за вами по пути, которым
вы пытаетесь итти. Страна терпит вас,
потому что она не в состоянии еопротив-
ляться мероприятиям, которые вы послело-
вательно ей навязывали. Постоянно говоря
0 единстве, вы не прекращали исключать
французов из французского общества. Вы
многих замучили. Вы искалечили муници-
пальные советы, являвшиеся носителями
вековых традиций. Вы уничтожили в про-
винциях генеральные советы и заменили
HX людьми по вашему выбору. Нынешняя
попытка липтить нас звания, которое дано
нам ‘не вами, а народом, не может поколе-
бать нашу любовь к Франции, нашу пре-
данность демократии, отречься от которой
мы отказываемся».

Подробности налета на Дюссельдорф
НА ГОРОД СБРОШЕНО СТО ТЫСЯЧ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫХ БОМБ

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Бак
сообщает  атентетво Рейтер, налет на
Дюссельдорф, совершенный английскими
бомбалдировиииками вочью 10 сентября,
был самым крупным из всех налетов, со-
вверенных в безлунные ночи. На Дюе-
сельдорф было efpomeme cro тысяч за-
жигателыных 60мб, город превратижея в
море огня. Английский летчик, принимав-
ший участие в налете, расоказываече

7.000
(Путевые

Ната советская научная экспедиция
приехала в Иран, как в соседнее rocy-
далелво, связавшее себя узами дружбы с
нашей родиной. 3% зимнюю и летнюю
экспедиции 1942 гола мы охватили марп-
рутами Северо-Восточный Иран, включая
и столицу Ирана — Тегеран. Нами ©о-
браты обильные научные малериалы по
влешам-—переносчикам клещевого возврат-
ното тифа, по москитам, передаютщим ли-
хоралку, паталачи и пенлинку, по крово-
сосущим комарам и друтим  врелителям
здоровья человека, а также по грызунам,
птицам и пресмыкающимся,

Установлены новые места обитания пе-
реносчиков, их зимние биологические
особенности, распределение в природе,
связь с жильем человека и многое другое.
Мы добились на месте положительных
практических результатов To методам
борьбы с такими паразитарными и транс-
миссивными болезнями, как клещевой
возвратный тиф, лихорадка,  папаталми,
частично дизентерия и некоторые другие
болезни.

Возникновение 060б0го пнтереса к Ha-
учному исследованию Ирана у меня бы-
ло связано с моими многочисленными
экспедициями в Среднюю Азию 1908 и
1915 rr. С 1928 года они приняли си-
стематический характер, особенно когда
в Таджикистане были образованы нахч-
ные учреждения Ажадемии наук СССР.

Следует подчеркнуть, что мое желание
побывать в Иране, казалось,  несбыточ-
ное, осуществлено советским. правитель-
ством. Несмотря ва тяжелую обстановку
военного времени, наша научная экопе-
диция получила Bee необходимые сред-
ства и условия для работы. Это было и

километров по Ирану

«Находясь уже над морем, мы все еще
  вилели  заревю Ha востоке». Команлир
эскадрильй, остававлюйся над Дюесель-
дорфом хо конца налета, отисывает, как
тучи дыма от громалных пожаров заво-
локли Рейн: Весь налет продолжался
меныме часа, быстрота, с которой нромз-
`волилось бомбометание, ехелала ттпетны-
ми ве усилия обороны.

заметки)

налтеге советекого народа тю отнолтентитю
к иранскому народу: перед нами была
поставлена задача — помочь иранпам в
разрентении ряда общих азиатоких про-
блем здравоохранения и установить ¢
иралнизами деловой творческий контакт.

Самый характер  изучавшихея нами
болезней требовал ознакомления с обобен-
ностями природы и условиями быта ко-
ренного населения Ирана. Hama была
исследована ‘на малярию тысяча шШколь-
  нИЮоВ и подростков, работающих на тек-
‘стильных фабриках Ирана; в Метихеде
были обеледованы дети на дифтерийные
болезни (все оказалиеъь здоровыми) и на
ряд других болезней.

Весь хох нашей экопелиции я заюнял
на кино, получены полнометражные нега-
ТИВЫ.

Правительством и научно-врачебной o6-
ественностью Ирана зам был оказан
весьма дружественный прием. Мы под-
робно осмотрели заново отстроенный, ре-
формированный и хоропто оборудованный
медицинский факультет университета, ето
клиники, некоторые больницы, Пастеров-
ский институт и другие учреждения.
Встречи и оботоятельные беседы с руко-
водителями и работниками  мелицинеких
учрежлений как в столице, таки в гу-
берноких городах и некоторых селениях,
равно как и наши прямые наблюления,
дали нам многое для суждения об эпиле-
уиологическом состоянии страны и раз-
витии иранского здравоохранения.

Нами собраны обильные статистические
отчетные данные по амбулатериям и боль-
ниЦам.

*

Иран в весьма короткий срок сделал   подаванию
знаком выражения дружбы и миролюбия! врупные шаги на пути хозяйственного и служивают также внимания меры по лик-!Академии наук, ученых,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТ

ОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 СЕНТЯБРЯ 1942 г. № 216 (7902)

На заседании чехол Возобновление военных действий
на Мадагаскаре

государственного
совета

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Высту-
пая на заседании чехословацкого госудат-
ственного совета, депутат Аннеска Годино-
ва требовала решительной борьбы против
Гитлера. Она заявила, что дипломатически
Мюнхен устранен, но практически он бу-
дет ликвидирован после изгнания окку-
пантов из Чехословакии. Чехословакия не
может искать гарантии безопасности в
планах создания конфедерации. Безопзас-
ность республики, подчеркнула Гэдинова,
может быть обеспечена только путем
установления тесного  сотрудничеетва с
СССР, Великобританией и США.

Депутат Майер заявил, что чехослева-
ки питают горячие симпатии к народам
Советского Союза.

Депутат Крейбих приветствовал ликви-
дацию Мюнхена... Борьба за домюнхенские
границы Чехословакии, сказал он, неё но-
вость для немецких антифалистов. В
1938 году немпы в Чехословакия боре-
лись против Генлейна, они борются и ce-
годня не только как антифашиеты, но и
Kak граждане Чехословакии. Это—борьба
не только против фашизма, но и против
немецкого. империализма. Мы, заявил
Крейбих, будем бороться против велико-
немецкого империализма и в TOM слу-
чае, если ето будут представлять дру-
гие господа, а не Гитлер. Немцы в Чехо-
словакии веегла были гражданами чеш-
ского государства. Наши вопросы имеют
внутреннее значение, и мы их разрешим
между собой в свободной республике.

«Ничто не сможет помешать
возрождению Франции»

Речь де Голля в Бейруте

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Агент-
ство АФИ передает речь, произнесенную!
по радио в Бейруте генералом де Голлем
8 сентября. «Враг и его друзья, — ска-
зал он, — напрягают все усилия, чтобы
раздавить и разложить Францию. Еще ния-
‚когда © того времени, когда предатели за-
ключили © Гитлером перемирие, не было

столько преследований, доносов и казней

на территории нашей родины, как сетодня.
Никогда не было пролито столько слез,
сколько с того момента, когда трусы по-
шли на позор под предлогом избежать
страданий. Еще никогда страна так силь-
но не отущала тяжести надетых на нее
оков.

Теперь, после трех лет с начала борь-

ЛОНЛОН, 11 сентября. (ТАСС). В Яон-  обходимым  прелирин

жюне опубликовано правительственн ое
заявление, в котором говорится:

После оккупации Лието Суарес энтхий-
сЕое правительстве надеялесь, что гене-
рал-губевнатер Мадагаскара ласт британ-
скому командованию возмюжность  пред-

ять дальнейшие Bo-
енные еперации в этом районе. Амери-
канекое правительство признало, что 6
ображения военного порядка долины пре-
обладать в принятии такого решения.
Проникновение и оккупация любой частя
Мадагаскара державами оси представляли
бы с0бою определенную серьезную omac-
ность для об’единенных стран. Поэтому
пелная военная жкупация острова аН-
тлийскими вооруженными силами не толь-
ке будет стюсобствовать успешному Be-
хению войны против вооруженных  <ия
оси, но и будет соответствовать интере-

принять пля, которые последнее сочтет
небхолимым для того, чтобы He пюзво-
лить державам оси пользоваться базами
острова или ислользовать остров APYTHM
образом. Однако позиция правительства
Виши, указаниям которюте следует гене-
рал-губернатор, ясно показала, чт суще-
ственные требования английского кеман-
дования ме будут удовлетворены мирны-
ми путями. послелнее был» вы-
нужлене предпринять на острове даль-
нейпеие военные стеражии.

ВАШИНГТОН, 11 сентября. (ТАСС).
Государственный департамент  оатублико-
вал заявление, в котором указывается,
что английское правительство информи-
ровало правительство Сеединенных Шта-
тов, что события нз Мадагаюкаюе, поеле-
довавшие волех за  оккупадтией nero
Cyapec, не привели к достаточно  уд-
влетворительной гарантии против проник-
новения держав OCH в другие части
острова: В связи е этим обстоятельством
английское правительство с сохобрения
американекоте правительства Фочле не-

сам 0б’елиненных стран. Как уже yRa3bl-
Baloch в заявлении государственного де-
партамента от 4 мая 1942 г., говорится
далее в эзявлении, правительства Соеди-
венных Штатов в Антлии находятся в
полном согласии в отнопетии того, что
Махатаскар будет  воэвращен Франции
после войны или в друтое время, котда
оккупация острова не бужет иметь суще-
ственного значения дхя общего дела 06’-

енных стран.
ЛОНЛОН, 12 сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, Черчилль 06’-
явил в палате облиин, что последние отпе-
ращии на острове Мадатаскар увенчались
полным успехом и были проведены пря
небольшом количестве жертв. Утром
10 сентября, — сказал Черчилль, —
Мадзжюунта, Морюнлава и Носся Бе быте
атакжваны и захвачены при незначитель-
HOM сонротивленик и неболыном THOT
жертв. Горох Маджунга слалея в   тече-
ние хня, & операции против  Морондава
и Носси Be также были успешны-
ми. Эти комбинированные отерации ©
участием всех трех родов войск бе
ли проведены в точном соответствии с
планом. В операщиях принимали участие
английские войска, войска Южно-Афри-
канского Союза.  востечно-африканокие
части и южно-африканекая авиажия.
Операции на Малатаскаре проводятся
пох облзим руководством генерала Вилья-
ма Платта,.

Заявление Эмери

о положении в Индии

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Rax ne-
редает агентство Рейтер, английский ми-
нистр но делам Индии и Бирмы Эмери
выступил в палате общин в заключение
прений по вопросу е положении в Инхии.

Касаясь антиправительственных выступ-
лений сторонников Индийского националь-
ного конгресса, Эмери сообщил, что но-

бы, уже никто не поверит, что мягкоте-  следние особенно стремились к поврежде-

лость может принести какую-либо ноль-
зу. Никто не сможет отрицать, что спасе-
ния можно добиться только через войну
и через победу.

Вот почему Франция жлет только фи-
зической возможности возобновить актив-
ную борьбу вместе с теми из ве сынов,
которые никогда ее не прекрашаля, Вт
почему Франция ожидает того времени,
когда она сможет наказать этих презрен-
ных негодяев, которые усыпляют ее сво-
им дурманом. Вот почему Франция счи-
тает ложными друзьями некоторых людей,
которые примиряются с ее поражением».

«Ничто не сможет помешать возрожде-
нию Франции, — оказал в заключение де
Голль.-—Будьте смелыми!»

Ё пребыванию Уилки
в Турции

АНКАРА, 10 сентября. (ТАСС). Bo spe-
Ma своего пребывания в Анкаре Уялкя
был принят председателем меджлиса
Абху-Халик Ренла и заместителем  на-
чальника генерального штаба генералом
атмии Акым Гюнхюзом.

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). По oo
общению корреспондента агентства‘ Рейтер
из Иерусалима, туда прибыл на самолете
Уилки. Он был встречен верховным ко-
мисезром Палестины.

EyIETypHore прогресез. Отрана покрылась
сетью шоссейных дорог, проникающих в
самые отдаленные ее утлы. Железная х-
рога соединяет порты Персидекого залива
и Каспия. Строится железная дорота от
Мешхеда де Тегерана. Выстроен ряд фаб-
рик и заводов — текстильных, етеколь-
ных, вахарных, табачных и других. Суд
принял гражданский характер? и 06в069-
дился ет прежнего влияния духовенства;
введены гражданский колеке и процеду-
ра гражданского суда, реформирована ар-
мия, снята чалра с женщин, приняты
реальные меры для поднятия интелли-
тентности чиновников, алминистрации, ре-
формировано и расптирено натюдное обра-
зование, создана научная медицина, ре-
формирован медицинский факультет уни-
верситета, организовано министерство злра-
воохраненяя и многое другое,

Вюнстатируя таков положение Jer,
следует вместе с тем отметить, что блага
Культурного похема Ирана неравнолгерну
распределяются по различным  елоям
пранского общества. Крестьянское насело-
ние деревень лишь частично и в ограни-
ченной мере может пользоватьея культур-
ными достижениями последних лет.

В связи с бытовой обстановкой в де
ревнях еше господствуют многие болезни.
В некоторых районах сильно развита ма-
лярия, в теплый сезон — много случаев
остро заразных кишечных болезней. Вмес-
те е тем в Иране редки  окарлатина и
дифтерит. В странеовведены оспопривива-
ние, обязательные ‘санитарные осмотры
бантциков, парикмахеров, продавцов пи-
щевых продуктов и др.

Важным условием культурного развития
Ирана является рост народного образова-
ния, особенно в настоящее время. В стра-
не открываютея новые школы и классы,
В 1941 году по всему Ирану было от-
Крыто свыше тысячи новых классов.
Учителей нехватает, поэтому в деревен-
ских школах иногда допускаются к пре-
более грамотные муллы. 3а-

АДРЕС РЕДАКЦ ии И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариат — К 4-22-44; Тыла — К 1-42-83
7 Художественного — К 5-36-53; Hanatenscrso — K 4-74-34; Tipmem o6’asnennit mp Москве — К 5-14-38; в

521134,

— Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И, И. Скворцова-

нию мостов и дорог, при чем главным 0б-
разом в районе, имеющем жизненне важ-
Hoe стратегическое значение и фасполо-
женном между Восточной Индией, которой
теперь угрожает опасность японского на-
падения, и основной индийской террито-
рией, а также в районе, где может быть
поставлена под угрозу доставка угля из
шахт на военные заволы Индии. Подверг-
лись напахению окохо 300 ж.-х. станций.
Имеются сведения о не менее чем 24 слу-
чаях крушений поездов. Особенно крупные
волнения имели место в чрезвычайно важ-
HOM во стратегической точки зрения рай-
оне-—Бихаре, где, как сообщают, уничто-
жено около 65 зданий полицейских участ-
КОВ.

«Политика английского правительства,

изложенная в августе 1940 года и более

определенно изложенная Кришпеом во вре-
мя ето пребывания в Индии, заключается
в том, что Индия в кратчайший ерок по-

в палате общин

ются крупные доминтоны, и будет руко-
водить своей собственной судьбой на оено-
ве конституции, выработанной в резуль-
тате  соглапения и компромисса и
различными элементами внутри Инижи. Ни
на какой другой ново не может быть
создано чтм-либо прочное. Антдлия не мо-
жет сейчас, тогда не достигнуте никакого
соглашения, ° передать неограниченную
влають какой-либо отдельной группе хип.
Я полностью согласен с тем, чте нельзя
разрентить нроблему, не хвитаясь с шеста.
Но в разгар войны. и в момент, котла нот
оснований пюлатгаль, что влиятельные 07-
ганизации пришли к сотлашению, нет
друтого выбора, кроме применения закона
и поддержания порядка».

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Bax ке-
рехдают английские корреспонденты из
Индии, в различных районах Дели про-
должаются демонстрации. Арестовалжю 12, че-
OBER.

Из других частей страны поступают
сведения о том, что демонстрации не пре-
вращаются. Участники их пытаются пре-
нятствовать трамвайному движению, пол-
жигают здания и т. д. р

НЬЮ-ЙОРК, 12 сентября. (ТАСС). Как
передает корреспондент алентетва Юнайтед
mpece из Бомбея, там арестовано свыше
120 участников хдемонстралии. Число уби-

тучит такую же свободу, какой  пользу- тых и раненых не сообщается.

Немецких дезертиров

ссылают в норвежские

концентрационные лагери

ЛОНДОН, 12 сентября. (ТАСС). Бак ne
редает стокгольмский коррестоняент атент-
ства Рейтер, около 1.000 немецких еол-
дат находится в настоящее время в кон-
пентралионных лагерях Киркенес, в холи-
не Пазвик и на борту учебного судна
«Серландет». Ве om дезертиры или
солдаты, отказавшиеся сражаться на фин-

видации нетрамотностя. В белее или ме-
нее значительных пе населению городах! доклале на конференции я остановилея на

имеются вечерние школы для взрослых.

При всем этом начальное  ебразование
пока не является в Иране обязательным.
Средних и высптих учебных заведений ло-
ка в стране еще мзло.

Территорию Ирана  бороздили полки
Александра Македонского, полчища арабов,
полчища монголов разрушали города и
избивали множество мирного населения,
воздвитая для острастки целые бапени из
отрубленных голов. Олнако, несмотря на
все это, Иран выстоял, сохранился, сберег
свою государственность. Фаптиетекая Гер-
мания прилагала свои усилия к тому,
чтобы глубоко проникнуть в современный
Иран. При бывшем шахе немцы си-
лели в административных учреждениях
Ирана, готовя рабские узы Ирану и пре-
дательский удар в спину нашей стране.
Но эта чрезвычайная опасность была ва-
время обезврежена согласованной и нред-
усмотрительной политикой СССР и Англия,
дружественная политика которых coxpa-
няет Иран как самостоятельное rocyxap-
ство.

В условиях договора о дружбе Coner-
ский Союз может оказать и оказывает
всемерную помощь культурному развитию
в пределах и формах, практически  осу-
ществляемых в условиях военного време-
ни. Эту помощь может оказать и наша
Академия наук СССР, ее Таджикский фи-
лиал, соприкасающийся по научным темам
своей работы с тем, что 06060 интересует
иранских ученых — исследователей Азии.

Большая помощь может, быть оказана
иранскому здравоохранению, особенно ли-
тературой, научной консультацией (ча-
стично мы ее дали по некоторым  вопто-
сам). В Горгане и Тегеране я прочел две
научные лекции, затративающие  зл0б0-
дневные интересы. иранской  мелипины.
Министром здравоохранения была созвана
научная конференция. на которой присут-
ствовало свыше 300 членов Иранекой
врачей, членов

; Фронта —
Ленинграде — 36-78.

Степанова, Пушкинская площадь, 5.   .

ском фрояте. Значки, ухазыралитие
принадлежность к полку, ‘енаты & O&K
мундиров, и норвежпам запрепеве  при-
ближаться и разговаривать © ними. Тем
не менее норвежцы узнали от охранников
лагеря, что это солдаты, отказавшиеся
сражаться ва фронтах. Нескольким пемец-
ким солдатам улалось бежать.

меджтиса, журналистов в доттих. В своем

раосмотрении практических
новленяя научной связи между СССР я
Ираном и в первую очередь  яэ линии
Академии наук и медицины, затем я рас-
сказал © советсжих работах по пенхинке,
которые дали блестящие результаты как
по научной глубине, так и по важноств
практических результатов. В
иранским врачам и ученым была рекомен-

нутей уета-

инки, которой поражаются различные
районы Ирана. Эти материалы сейчас пе-
чатаются в Иране отдельными брошюрами
на пероидеком и французском языках.

Во времл налето путешествия по Иралеу
мы покрыли около 7.000 километров на
легковых мапгивах. Мы витлели повселнев-
HYD трудовую жизнь иранского нарола.
Ето чрезвычайное трудолюбие и таланты
проявились в жизненном освоении, каза.
лось бы, совершенно мертвой территории.
Система керызного орошения за счет пох-
земных вод,  пгироко распространенный
способ хранения  волы общественного я
частного пользования в подземных воло-
хранилищах —— амбарах заставляют испы-
тывать чувстве глубокого уважения к
творческим силам иранского народа.

Я твердо уверен, что  недалек денъ,
когда фаптистевая нечисть не будет боль-
ше угрожать свободной жизни и разви-
тию народов мира, и тогла трудолюбие и
потенциальные таланты иранского наро-
да явятся той лампой Аладина, которая
откроет окрытые богатства недр и при
роды страны и лвинет на полную мощ-
ность использование её производитель-
ных сил. Ближайшей же задачей иранн
ского народа являются повседневное про-
должение культурных реформ и охват
ими основных масс населения страны.

Е. Н. ПАВЛОВСКИЙ,

член Академии наук СССР, почет.
ный член Иранской Академии наук.

K 4-72.37;

Иностранного — К 4.81

Bal.

докладе,

дованз тема научных исследований пен-  “Эрмитаж>,

-54; Сельского хозяйства — К 5-76-17;

TRY ASIIMXCA CCCP

Талант народа

(На концерте русского народного хорз
им. Пятницкого)

Котла слышишь такую песню, Всегда
вилишь одно и 109 же: вечер, поле, дорогу,
идущую в деревне. Й возникающие вдали
голоса, звучащие свободно и чисто, —
песня, которую поют, возвращаясь 6
поля.

Русская народная песня с ее простой и
певучей мелодической фразой, с ее выра-
зительностью и силой. Хор имени Пят
ницкого славен, как хор-хранитель и Ка
хор-<обиратель. С. необычайной бережно-
стью и любовью они хранит старые ну под
ные налевы, хороводы, пляски, чаые
прибаски. Он заставляет их жить вновь,
повторяя их точно и талантливо. № он
собирает и все то, что родится сейчае в
современной русской деревне, все ee пее-
ни, частупки, припевки, все, что отра-
жает ее жизнь, мысли, происходящие в
ней перемены.

Хор имени Пятницкого ие был в Mo-
скве свыше гола, за это время он дах
около 400 концертов в различных годах
нашей страны. 11 и 12 сентября в Москва
состоялись первые его концерты после воз-
вращения.

Старинные русские народный  иески,
как всегха, прекрасно звучали в иеюл-
нении хора. Естественность и чистота ин-
тонащий, отсутствие позы, строгий отбор
изобразительных  ерелств отличают pa-
боту участников хора и ere руководите-
лей П. Казьмина и В. Захалюва.

Хору дан ечень пенный дар неизмен-
ной и неиссякающей свежести: всякая
песня звучит так свежо, как если бы ee
испожняли здесь в первый раз; кажется,
что любой участник хора очень радуется
каждому звуку этой песни, возможности
неть, ширине и свободе звучания, и пез
в полную, положенную ему силу.

Как принато в старых русских nectar;
OHH частое сопровождаются плясками,
и. Превосходне прозвучала лее-
ня «У нашей Кати», сопровождаемая
«MISCKOH деревенских модниц», иедлен-
ной, скупой на движения, но очень выч
разительной. Особое место среди Decent
отведено хороводу, как бы свовобуязному
театру деревни, где каждый зритель на

время преврааается в исполнителя и CH-

Ba становился зрителем, наблюдающим,
Kak поют в танцуют другие. Старый ря-
занокий хоровех волили Клоднина a Ep-
иж, делая эте е большим мастерстве.
Интересно прошла хороволная итра с лен-
тами, гле на долю талантливого тантота
Глебова выпало быть самым  емешным;
самым неуклюжим и, как водится, в ито
ге самым догадливым. В исполнении рус-
ской кахрихк все тантюры еще раз п--
казали прекрасное чувстве формы п
етиля.

`Вторюе- отяеленние коннерта было носвя-
пене песням, стоженным в дни войны;
Самая яркая ES них — партизанокая
песня «Туманы ми, растуманы», напи-
санная  таурезтом 7 H премяЕ
В. Захаровым на сюва М. Исаковского.
Песня исполняхась впервые, енз прозву-
чала широко, выразительно и сильно. ,
Очень хоропки пензенские припевя «Кон
байн ходит и молотит», тамбовский на
нев «Отраданий». Интересна песня «Клят-
ва колхозников».

Концерт зажончилея птирокей русской
народной нляской, бурной по темпу, я
вой пю краскам, отмеченной и удалью,
и весельем, — всем чт) холжне быть
свойственное нхяске. Талант русского ка
рода. юмор ето, свежесть восприятий;
пвирота XYWI, BCs, чем отмечено катод
ное ^ творчество, очень бережно сохр
нене и показано хором имени Плтнипто-
To, — Е 519 мы в нем ценим, п за 9%
мы ore yom.

Татьяна ТЭСС.
EST SSS ST RE

PERAKUMOHHAA КОЛЛЕГИЯ.
Излатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

А

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 11 Х утра
1. бал. «Коппелия», 9. бал. «Полениана», вез.
on, «Тоска»; 15/IX веч. оп. «Русалка». Начало
утр. спект. в 12 ч. лня, реч. в 6 ч. веч.

„ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
К. 0. СТАНИСЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИ.
РОВИЧА ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 1
тел. К 1-42-50) —13ЛХ дзем (в 12 чз.) «Севиль
ский цирюльникь, веч. в бч) «Виндзорские

проказницы»; 15ЛХ в 6 ч. вез. «Прекрасквая
Елена».

Е а НН

МООК. ДРАМ. ТЕАТР им. ЛЕНООВЕТА (те
меш. Филиал» МХАТ, Петровский пер., 3)-—
131Х утро «Давным-давно», веч. «Во имя жим
ии». Нач. утр. спект. в 1230 дня, веч. в бч. в

МОСК. ДРАМ. ТЕАТР им. ЛЕНСОВЕТА (Caz
«ормитаж», поме. T-pa uM. Mocconeta) — 13/IX
утро «Дворянское гнездо», веч. «Парень из на:
шего города». Начало утр, спект. в 19 ч, дня,
веч. в 6 Ч. веч.

ФИЛИАЛ МОСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ (Сад

< помещ, Зеркального т-ра) — 18/Х
he «Роз-Мари», веч. «Свадьба в Малиновкек
Чач. утр. спект. в 13 ч. дня, веч. в 6 ч, веч,

MOOK. TOO. ФИЛАРМОНИЯ. Концертный га

им. П. И. ЧАЙКОВОКОГО — 131 Х вбач веч.-
Концерт. В п Ae I я м
а. рогр. произведения русской клас

литературы и
засл. арт,

Моск. Гос.

музыки. Исп. др. Е
Респ., артисты моск. TeasoB Е
Филармонии.

MOCK. Poo. Фи
KOHCEPBATOPHI
Вечер солистов
ской ССР. Исп.

ЛАРМОНИЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ
MW —13/IX ная. в б 4. RED
Латвийской. Литовской, Эстов
Накуль, Оташкевичуте, Лет

нурм, Пукк, Алума: 14]ЛХ нач. в 7 ч. в
Онмфовический концерт. В прогр. ПТостаке

Я — 17-я Симфонич. Исп. Оркестр ВРК. Дир
жер Конст. Иванов.   р es \
„ МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ —137Х вах

3 4. веч. Камерный вечер. В прогр.: Вече?
квинтетов Бородин, Танеев, ПТостакович, Ист

a lean Бетховена, Д. Шостакович
КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ. 7, #1
131Х засл. арт, Ресй.. лауреат  Оталинской
  премии Любовь Орлова. Начало в 6.30 Red

Билеты продаются.

_ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИТАЖ, —13/Х 8
  крытие сезона. Большая, эстрадная програму:
 Виктор Хенкин, М. В. Михайлов, А, А. Ме
  делевич, Дюалим, засл. арт. Ресн. 10, A. pede
 Н. И: Тимченко, С. Мессерер и К Формавяят

Клара Милич, м.

ы В.
чало в 6 ч веч.

Днепров и другие. Н»

МОСК, ОРДЕНА ЛЕНИНА. ГОСЦПИРК — бе
дня, 131Х, три представления. Начало в 12%
7 Ч. Дня и 6 ч. веч. В паузах Каран ДАЮ

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ.

i на 13 сентября 1942 года,

Художественный фильм «ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕ
ГО ГОРОДА» — Первый, Ударник, Москва

‚ Метрополь, Колизей. °

«БОК\ `ЕРЫ» — Метрополь.

«подкидьныь — Уран,

ей ПАРХОМЕНКО» — Моск. Плай
арий.

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ №

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ №

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ №
поль.

83 — Москва, Коли
64—05 У дарнияк,
66 — Первый, Ме

\

Писем — К алерт;