Сообщение Чрезвычайной Государственной

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненно

Немецкие захватчики, вступив на тер-
‚риторию Украины, прежде всего приступи-
ли к разграблению народного достояния и
имущества мирных жителей,
Титлеровский ставленник на Украине —
рейхскомиссар Эрих Вох писал: «Речь
‚ идет прежде всего о том, чтобы поддер-
жать и обеспечить для немецкого военно-
го хозяйства и немецкого командования
чрезвычайно большие источники сырья и
‚ пищевых продуктов этой страны для того,
‘чтобы Германия и Европа могли вести вой-
- ну любой продолжительности».
`’ Для проведения этих трабительских
` планов немцы нытались установить раб-
ско-крепостнический режим на Украине.
В секретном циркуляре командующего
германскими тыловыми войсками на Ук-
раине генерала авиации Китцингера ет
18 июля 1942 года за № 1571/564/42
подчеркивалось: «Украинец был и осга-
нется для нас чуждым. Каждое простое,
доверчивое проявление интереса к украин-
цам и их культурному существованию идет
во вред и ослабляет те существенные чер-
ты, которым Германия обязана своей
мощью и величием».

разрушениях и зверствах, CO:

К Ак кд к ка» рик

Sa Sees —~ a

So Fy es er

общественным организациям, государственным предприятиям и ‘учреждениям СССР

В Киеве орудовала шайка кровавых фа-
шистских бандитов. Эту шайку возглавля-
ли генерал-комиссар Магуния, комендант
города генерал Эбергардт, высший руково-
дитель СС и полицейфюрер Гальтерман, ге-
нерал полиции порядка Шеер, оберштурм-
баннфюрер Эрлингер, — штадткомиссар
СА — бригаденфюрер Ёзвитцрау. Под ру-
ководством этих бандитов, наряду с гра-
бежами, разрушениями и систематическим
истреблением населения Киева, проводи-
лась политика онемечивания украинского
народа. Украинская культура всячески
подавлялась и уничтожалась, советские
люди обрекались на голод и смерть. Нз
стенах многочисленных магазинов, ресто-\
ранов появились вывески: «Только для
немцев». Украинский оперный театр име-
ни Шевченко, стадион и другие общест-
венные учреждения были об’явлены ло-
ступными только для немцев. Приказом за.
& 184 0т 6 августа 1942 года комендант
города, генерал-майор Ремер запретил нем-
цам приглашать «туземцев» (украинцев)
на стадионы и в рестораны. Историческое
место Киева — Аскольдову могилу окку-
панты превратили в немецкое кладбище.

Разрушение промышленности, транспорта

и коммунального

хозяйства города

и ограбление населения

Немецкие оккупанты в городе Киеве
разграбили и вывезли в Германию обору-
дование промышленных предприятий, &
здания взорвали и сожгли: Гитлеровцы
разрушили машиностроительные и метал-
лообрабатывающие заводы «Большевик»,
«Красный экскаватор», которые снабжа-
ли промышленность, транспорт и сельское
хозяйство машинами, инвентарём и запас-
ными частями; взорвали, сожгли и разру-
шили всё путевое хозяйство крупнейшего
железнодорожного узла Киев — Дарница;
все станционные здания, депо на станции
Киев 1-й, паровозо-вагоноремонтный за-
вод; они взорвали железнодорожные мосты
через Днепр и железнодорожные виадуки
в городе; взорвали и сожгли построенные
за годы советской власти крупные фабри-
ви — текстильные, прядильно-трикотаж-
вую, швейную им. Горького, первую, чет-
вёртую, восьмую обувные и другие.

Фашисты взорвали, сожгли и разрушили
электростанции и электросеть, трамвай-
ный и троллейбусный парки, водопровод и
канализацию, а также хлебозаводы и дру-
гие предприятия, лишив население круп-
нейшего города — воды, хлеба, отопления,
освещения и средств передвижения.

: Немецко-фашистекие варвары за время
-` своего хозяйничанья в Киеве взрывами п
поджогами совершенно уничтожили глав-
ную улицу — Крещатик, а также лучшие
здания на прилегающих улицах: Прорез-
ной, Институтекой, Большой Васильков-
ской. Они разрушили 940 зданий государ-
ственных и общественных учреждений с
площадью около 1 млн. кв, метров, в том
числе здания — Верховного Совета УССР,

`Тлавного почтамта, гостиницы Континен-
таль и др.; 1.742 коммунальных дома ©
жилой площадью более 1 млн. кз. метров,
3.600 домов частных владельцев с жилой
площадью около 500 тыс. кв. метров. В
результате этих злодеяний больше 200
тысяч жителей Киева лишились крова.

6 октября 1942 года СС оберштурм-
баннфюрер Шпацель опубликовал распо-
ряжение: «12 августа 1942 года импер-
ский руководитель дал указание, на осно-
вании которого всё золото, серебро и
другие благородные металлы и все цен-
ные вещи без исключения должны быть
изяты и направлены обергруппенфюреру
Поль».

Гитлеровцы об’являли целые районы
города «боевой зоной». Насильственное

переселение жителей из этой. «зоны» бы-
ло лишь поводом для разнузданного гра-
бежа. ,

«Изгнание жителей из «боевых зон», —
сообщил наместник Киево-Печерской лав-
ры архимандрит Валерий, — сопровож-
далось избиением. Вышвыривали из квар-
тир стариков и старух, не могущих хо-
дить... Имущество изгнанных жильцов
было разграблено. Мы видели эти злодея-
ния, ужасались и не могли понять, в чем
их смысл, какая их цель. Не видя, труд-
но было поверить, на что способны гит-
леровские изверги. Но мы видели всё это
своими глазами, пережили и уже не забу-
дем никогда».

Заводы и фабрики почти не работали,
культурные и научные учреждения были
разгромлены. Многих деятелей науки
немцы под угрозой угона в Германию
заставляли работать сторожами, кассира-
ми. Профессор математики Вруковекий
работал кассиром на водной станции, до-
цент химии Страшкевич — заведующим.
прачечной, доцент Печук — сторожем.

Насильственный угон мирного. населе-
ния на каторгу в Германию принял са-
мые широкие размеры.

Комендант города Киева, генерал-майор
Ремер после многократного насильствен-
ного угона советских людей в немецкое
рабство вновь писал 9 октября 1942 года:

«Город Киев обязан в ближайшие дни
вновь предоставить для Германии мини-
мум 7.000 рабочих. Командиры частей и
руководители учреждений уже сейчас
должны составить списки, каких рабочих
(девушек и бездетных женщин) в возра-
сте от 16 до 45 лет они могут отпу-
стить... Серьезность положения с рабочи-
ми на родине требует, чтобы все учреж-
дения ит. д. ограничились небольшим
количеством туземных рабочих»,

Фалтистские рабовладельцы угнали сот-
ни тысяч советских граждан на немецкую
каторгу. «Благодаря труду немецких ру-
ководителей, писал рейхскомиссар Укра-
ины Эрих Кох, — нам удалось послать

‘ кусства гитаеровцы вместе со всеми Э55-1

сотни тысяч украинских рабочих для ра-
боты в Германию и, прежде всего, на
предприятия военной промышленности».

Два года немецко-фашистской оккупа-
ции были полны сплошными издеватель-
ствами над человеческим достоинством
советских людей; это было время голода
и разорения, время полного‘ бесправия и
беззащитности.

Разрушение и разграбление культурных
и исторических ценностей города Киева

Гитлеровцы с первых же дней вторже-
ния на Украину приступили к планомер-
ному уничтожению школ, высших учеб-
ных заведений, музеев, библиотек, клу-
бов, театров, больниц и детских садов.

о В Виеве, до вторжения немцев, было
150 средних и начальных школ. Из них
77 школ оккупанты заняли под казармы,
9— приспособили под склады и мастер-
ские, в двух разместили воинские штабы
и 8 школ использовали под конюшни. При
отступлении из Киева немёцкие варвары
разрушили 140 школ.

Фашисты закрыли Bee детские сады,
нмущество их разграбили, часть зданий
использовали под квартиры. Детские сады
№№ 14 107 п 217 приспособили под
конюшни, 27 детских садов сожгли и
51 детский сад разрушили. Они разруши-
ли также 13 детских домов, 4 дворць
культуры, дом учителя, клуб профсоюза
политпросветработников.

Немецкие оккупанты расхитали из
книжных фондов киевских библиотек свы-
ше четырех миллионов книг. Из одной
только библиотеки Академии наук УССР
титлеровцы вывезли в Германию более
320 тысяч различных ценных и уникаль-
ных книг, журналов и рукописей. Старший
лейтенант Шмиц и доктор Паульсен, слу-
жившие в частях СС, вывезли в Герма-
нию из университетской библиотеки кар-
ты, атласы, книги по географии, стати-
стике и экономике.

5 сентября 1943 года немцы сожгли
и взорвали один из старейших центров
Украинской культуры Киевский государ-

- ственный университет имени Т. Г. Шев-
ченко, основанный в 1834 году и по-
строенный по проекту архитектора Бе-
ретти старшего. В огне погибли величаи-
ние культурные ценности, служившие на
протяжении столетий основой научно-
учебной работы университета; погибли
материалы исторического архива древних
актов, представлявших исключительную
ценность; погибла библиотека с фондом

свыше 1.300 тысяч книг; зоологический
музей ‘университета, имевший свыше
2 миллионов экземпляров экспонатов, и
целый ряд других музеев, как, например,
зооанатомический, анатомический, бота-
нический, общей биологии, минералогии,
палеонтологии, петрографии; погибли 20
университетских лабораторий, 18 епе-
циальных кабинетов и мастерских. В сен-
тябре 1943 года немецкий руководитель
архивного дела-—доктор Винтер вывез в
Каменец-Подольск самые древние доку-
менты, хранившиеся в библиотеке уни-
верситета.

Немецкие оккупанты разрушили также
и другие высшие учебные ‹ заведения
Киева: индустриальный, лесохозяйствен-
ный, педагогический им. Горького и дру-
гие институты. °

За время оккупации города фапнтистские
варвары разрушили, сожгли и разграби-
ли большинство медицинских учреждений.
Они сожгли коклюнтную больницу, детскую
инфекционную больницу на Вловском епу-
ске, больницы в Дарнице и Слободке; раз-
рушили детскую бозьницу на Дегтяревекой
улице; взорвали и разрушили 3 родильных
дома; 4 женских и детских консультации,
молочную кухню, 17 детских яслей, 4 по-
ликлиники: разграбили имущество елез-
нодорожной, Октябрьской и других боль-
ниц. Все эти разрушения и грабежи mpo-
изведены при непосредственном участии

рал-комиссариате города Киева доктора
Гросскопф.
Фашиетские варвары
здание драматического театра Красной
Армии на 1.000 мест, театральный инети-
тут, консерваторию, в которой сгорели
инструменты, богатейшая библиотека и
все оборудование; взорвали прекрасное
здание цирка на 2.500 мест; сожгли со
всем оборудованием Театр юного зрителя
имени М. Горького; уничтожили Еврей-

ский театр. Но распоряжению интенданта
Брюкнера разграблены все склады и ко-

етюмерная театра оперы и балета имени  часть постройки Х] века вместе с куполом,
сводами, западной и северной стенами и
оккупанты, под алтарными абсидами превращена в груду
руководством доктора Винтер, его заме-  обломков и щебня. После взрыва вокруг
Бенцинг, доктора Роз- бывшего собора образовались четыре ог-
угрожающих
сохранности остатков памятника».

В октябре декабре ` 1941 года немцы
вывезли из лавры ценнейшие экспонаты
гсторического музея, в том числе весь
около,
4.000 предметов, среди них были упи-

Т. Г. Шевченко.
Немецко-фапистекие

стителя доктора
кампф и художника
музеи и вывезли в Германию
дившиеся в них экспонаты.

В музее западно-европейского и во-
сточного искусств осталось лишь не-
сколько больших полотен, которые граби-
тели не успели снять с высоких стен лест-
ничной клетки. Из музея русского ис-

Влейн, разрушили
все нахо-

понатами вывезли ценнейшую коллекцию
русских икон. Они разграбили музей ук-
раинского искусства: из 41 тысячи экс-
понатов отдела народного ‘искусства этого
музея осталось только 1.909. Гитлеровцы
вывезли из Киева украинскую  посуду
XYIU, XIX uw начала ХХ столетий, в том.
числе образцы работ крупнейших маете-
ров Ф. Лавренюка, А. Гончара се Подолии,
И. Нанасюка и других. Они вывезли из-
разцы работы гончара Бахметюка, раз-
грабили богатейшую коллекцию вышивок
ХУШ, ХХ и ХХ столетий, вывезли коляек-
цию народной одежды и богатейшую кол-
лекцию писанок, вывезли 11.420 пред-
метов из художественно-промышленного
отдела, в том числе коллекцию фаянса
Киево - Межигорской фабрики 1780 —
1798 rr., 5.384 предмета живописи, гра-
фики. скульптуры художников А. Муран-
ко, Н. Мурашко, Бурачека, Пимоненко,
Яровского, Святославского, Светлицкого,
Жемчужникова, Ижакевича, Левченко,
Яремича и др. Ценную  музейную мебель
немцы вывезли в Германию. Доктор Ласке,
«работавший» в архивном управлении,
вывез, например, гарнитур красного де-
рева первой половины ХПХ века, обитый
французским гобеленом; дохтор Винтер
вывез из музея золочёные стулья, обитые
серебряной парчёй с. вышивкой.

Гитлеровцы разграбили. музей имени
Т. Г. Шевченко и исторический . музей.
Они разграбили величайший памятник
славянских народов — Софийский собор,
из которого вывезли 14 фресок ХП века,
в том числе 4 фрески со стен Михайлов-
ского Злаловерхого монастыря, драгоцен-
ную утварь и предметы культа.

По приказу немецкого командования
воинские части ограбили, взорвали и раз-
рушили ‘лревнейший памятник культуры—
Виево-Печерскую лавру. Рано утром 3 но-
ября 1941 года немецкие жанлармы вы-
селили из лавры всех жителей ив 2 чаеа
дня взорвали Успенский собор.

Комиссия в составе  Наместника Киево-
Печерской лавры архимандрита -Валерия
Устименко, проживающего в ней с 1891
года, схимника. Виево-Печерской лавры
Пимена Иванова, директора Управле-
ния Киево - Печерской ‘лавры В. М.
Тверского, педагога -75-й средней шко-
лы города Киева П. Д. Рудич, прожи-
вающего в лавре с 1912 года, старшего
инспектора комиссии пе охране памятни-
ков Комитета по делам искусств при СНЕ
CCCP П. Д. Барановского — обследовала
состояние Киево-Печерской лавры после

двухгодичного хозяйничанья немецких
оккупантов и установила:
«Успенский с0бор, построенный в

ромных провала в. земле,

‘отдел оружия, насчитывавший
кальные вещи, как, например, сабля Сте-
фана Батория, витрина запорожского
оружия и другие; разграбили ценнейние
экспонаты отдела истории Украины
XY—XIX столетий: грамоты, нумизма-
тику, печати, стекло, фарфор, ткани; вы-
везли из архива музея акты ХУ—-ХУШ
столетий и рукописн научных трудов.
Часть экспонатов немецкие солдаты и
офицеры брали себе «на память», .Так,

ершённых немещно-фашнстеними захватчиками в городе

ти избивали больных и слабых  людей,  утверждаем: здесь, в Виеве, были пр
поливали их на морозе водой и, нако- ведены массовые усийства, невероятик
полицей- размеров, русского гражданского насел,
ния, жертвы которых доходят до нескот.
ко десятков тысяч мужчин, женщин и.
тей. Кто это делал — известно. Это нь.
мецкие оккупационные войска, преим.
щественно соединений СС, СД и полевой
`жандармерии». Следуют подписи, сре
них: майор-интендант 208 — Лау; шта(-
ной врач
брандт;
76-го полка — доктор Беккер; военный
священник °евангелистской церкви 20}
Круммахер; лейтенант 208 Юнге; лейте.
нант 215 батальона Гергарх и другие.

нец, - пристреливали в ‘немецЕом
ском застейке, находившемся
Печерской лавре.

Убивали мирных  граж 500
принадлежность К советско-партииному
активу, за связь с партизанами, убивали
и без всяких мотивов. й

Зверствовали немецкие бандиты и В
Дарницком и в Сырецком лагерях. Мир-
вых советских граждан и военнопленных
заставляли выполнять тяжёлые изнуря-
тельные работы, подвергали  неслыхан-
  вым издевательствам и убивали, 3 Сы-
рецком лагере орудовал’ пьяница, садист
штурмбаннфюрер Радомский и его 10-
мощник Ридер.

Радомский и Ридер всячески ухищря-
лись в истреблении советских людей.
Они, например, «изобрели» следующий

способ убийства: одних советских люден

в Виево-

граждан якобы 38

седателя Н.
сии: Наркомпроса
П. Тычина, Секретаря Союза Советск
писателей УССР академика М. Рыльского,
Кандидата биологических наук академи

канример, немецкий начальник истори-
ческого музея Штамнфуес преподнёе ге-
нерал-комиссару Магуния нитку древних
бус,
фусс украл также несколько картин из  Строю,
собрания музея украинского искусства.  ИЗ стро

В Успенском соборе Киево-Печерской!

заставляли влезать на дерево, а другнх
подпиливать его. Люди падали вместе ©
деревом и разбивались. Или: Радомский
собирал всех заключённых, проходил по
отбирал человек 25, выводил их
я и тут же расстреливал.
Гитлеровекие бандиты согнали 29 сен-
тября 1941 года на угол улиц Мельника

украденных из фондов музея. Штами-

лавры находилось больше 20 ‘серебряных
риз на иконах, серебряные. царские врата,
серебряные массивные доски на алтаре и
жертвеннике, несколько евангелий в се-
ребряных оправах, три серебряных гроб-

ницы, собрание тканей и парчи Киево-.

Печерской лавры, насчитывавшие белее
2.000 редких и ценных образцов с дар-
ственными записями царей и гетманов.
Все эти ценности немецкие варвары раз-
грабили и вывезли в Германию.

В сентябре — октябре 1943 года были
вывезены в Германию материалы раско-
нок в Пушкарях, Мезыне, Кирилловской
стоянке в Киеве, раскопок Трипольской
культуры на Коломийщине, в Халепье и
целый ряд уникальных коллекций.

Из отдела Скифии Исторического му-
зея гитлеровские грабители вывезли уни-
кальные бронзовые фигурки зверей, на-
конечники значков и знамён, ‘оружие;
керамику, бытовые вещи; из отдела гре-
ческих причерноморских ‘колоний —
випрокую керамику — около 5.000 пред-
метов, керамику из Ольвии; вывезли ма=
териалы отдела «Киевекая Русь», в чи-
сле их такие уникальные вещи, как за-
престольный крест Х столетия Десятин-

Пане ^^

Комиссии

го ими ущерба гражданам, колхозам,

Vv,

it

246 полка — доктор Leazes.
врач-ассистент 3-го батальон‘

Специальная Комиссия в составе: пред.
С. Хрущева, членов Комис.
УССР академика —

*

наук УССР — Д. Марковекого, с участи
ем медицинеких экспертов: професебре
Я. И. Пивовонского, Ю. Ю. Крамаренко
А. М. Зюкова и
эксперта, профессора Н. А. Шепелевско
го, в присутствии предетавителя Чрезвы:
чайной Государственной Комиссии В, д.
Шевцова установила, что, по неполных

судебно-мелицинском

и Доктеревекой тысячи мирных совет-  данным, в Виеве замучено, расстреляно #
ских граждан. Собравшихся палачи п9- отравлено в «душегубках» более 195 ‘ты-
вели к Бабъему Яру, отобрали у них все сяч советских граждан, в том числе:

ценности, а затем расстреляли. Прожи-
вающие
Н. Ф. Петренко и Н. Т. Горбачева pac-
сказали ‘о том, что они видели, как нем-
цы бросали в овраг грудных детей и за-
капывали их живыми вместе с убитыми
и ранеными родителями. «Было заметно,
как слой земли шевелился от движения
ещё живых людей».

В 1943 году, чувствуя  непрочность
своего положения ‘в Киеве, оккупанты,
стремясь скрыть следы своих престунле-
ний, раскапывали могилы своих жертв

трупов в Бабьем Яру нёмцы направляли

ководителями этих работ были офицер
CC — Posep.

Бродский, бежавшие « CT]
Бабьем Яру 29 сентября 1943 года, по-

СС — Топайде, сотрудники жандармерии граждан, протоколов
Иоганн Мэркель, Фохт и командир взвода  ских показаний, материалов Специально
у [ie `   Комиссии, заключений - будебно-Медицие

Свилетели Л. К. Островский, С. Б. Бет- ской Экспертизы и личным раселедовани.
лянт. В. Ю. Давыдов, Я. А. Стеюк, И. М. ем, произведенным членами Чрезвычайно
от расстрела в! Государственной  Вомисбии — Николае
Митрополитом Киевским и Галицким

1075—1089. годах Великим князем Свя-
тославом и расписанный внутри в 1897
году известным художником В. В. Вере-
щагиным, 3-го ноября 1941 года взорван
немцами. В результате взрыва памятник
сильно разрушен. Основная. центральная

Массовое истребление мирных граждан
и советских военнопленных

Немецкие палачи с первых же дней
захвата Киева проводили массовое истреб-
ление населения путём истязаний, расстре-
лов, повешения, отравления газом в «ду-
шегубках». Людей хватали прямо на ули-
цах, расетреливали большими группами и
в одиночку. Для устрашения населения
вывешивалиеь об’явления © расстрелах:
«В качестве репрессий за акт саботажа
сегодня расстреляно 100 жителей Киева.
Пусть это послужит предостережением.
Важдый житель Киева является ответст-
венным за акт саботажа. Киев, 22.Х—
1941 года. Комендант города». Или: «Уча-
стившиеся в Киеве случаи поджогов и 6а-
ботажа заставляют. меня прибегнуть к
строжайшим мерам. Поэтому сегодня рас-
стреляны 300 жителей Киева. За каждый
новый случай поджога или саботажа будет
расстреляно значительно большее количе-
ство жителей Киева. Киев, 2 ноября 1941
года. Эбергардт, генерал-майор и комен-
дант города».

Фашисты MaccamMH ‘убивали мужчин,
женщин, детей, стариков и больных. Так,
14 октября 1941 года в психиатрическую
больницу во главе с немецким гарнизон-

ной церкви, изразцы с гербом Рюдукови-

чей

ной

евский и Галицкий, —‘на груды разва-

ЛИН

Х]-м веке гением бессмертных строите- мятники и железные ограды. Из памят-
лей. От взрыва образовалось несколько! ников мы делали площадки, на которые   миссара фон Ведельштедт,
огромных провалов в земле на окружаю-  клали рельсы, а на рельсы укладывали,   дующий армейской группой «Юг». генерал-

щей собор территории и, глядя на них   как колосники, железные ограды. На же-
кая

при

ный ураган пронёеся по лавре, всё оиро-  нефтью.

ным врачом Риковским ворвался отряд   десят тысяч трупов. Здесь же сжигались
эсэсовцев. Гитлеровцы загнали 300 боль- и вновь привозимые трупы мужчин, жен-
ных в одно из зданий, в котором продер- щин и детей,
жали их без пищи и воды несколько дней,   машинах».

a3

ской рощи.

ние

«Нельзя без скорби смотреть, — со-
общает член Чрезвычайной Росударстве::-

и другие ценны эвепонаты. окраине Киева. 18 августа нас в количе-

стве 100 человек направили в Бабий Яр:

Комиесии Николай Митрополит Би-

Успенского собора; созданного в привезли сюда с кладбища гранитные па-

ется, что даже земля

виде злодеяний тех, кто не имеет на дрова — слой трупов. На трупы сно-

специальные команды яю-

этого

Пепел
Яру, чтобы не оставалось никаких сле-

применили экскаватор. За время с 18 ав-
густа по день нашего побега — 29 сен-
тября было сожжено, примерно, семь-

убитых в газовых авто-

атем расстреляли в овраге Кирилаов-

Чрезвычайной Государ-:
Остальные больные

По поручению

«Нам, 850 немецким военнопленным в

которых было уничтожено 800 боль-  русским населением во время оккупации доктор  Гросскопф
ных». Организаторами этих убийств были:   Киева немцами. 160 избранных нами хо- :
немецкий руководитель здравоохранения   веренных лиц произвели раскопки пяти
при генеральном комиссариате — Гросс-  из многочисленных ям. Только в
коиф и врач военного лазарета — Больм.   местах нами были обнаружены 150
Убийствам часто предшествовали са- тых русских граждан.
дистекие истязания. Архимандрит Вале- натолкнулись на бесчисленные
рий сообщил, что фаптисты до полусмер-   сожженных тел, одежды и кос

you-
В других местах мы

руководителя здравоохранения при гене-

сожгли в Киеве

В ознаменование 25 годовщины Киев-
ского военного училища связи имени М. И.
Калинина, за выдающиеся успехи в под-
готовке офицеров войск связи и за боевые
заслуги перед Родиной наградить:

ОРДЕНОМ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  СТЕПЕНИ
Полковника Полянского Ефрема Ефре-
мовича.
ОРДЕНОМ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
П СТЕПЕНИ
` Майора Лашкова Николая Георгиевича.
ОРДЕНОМ

ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Старшину Шпилько Филиппа Ивановича.

wo

. Полковника

. Инженер-подполковника Кузьмина Але.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ ОФИЦЕРСКОГО
И ВОЛЬНОНАЁМНОГО СОСТАВА КИЕВСКОГО ВОЕННОГО
УЧИЛИЩА СВЯЗИ имени М. И. КАЛИНИНА

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

Савельева Самуила Ва-

сильевича.

ксандра Алексеевича, Москва, Кремль. 28 февраля 1944 г.

3. Инженер - полковника Кривнова Якова

Степановича.
4. Полковника Коновалова Александра

`Николаевича.

`ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА» ЛЕНИНГРАД, 28 февраля. (ТАСС). На-

1. Подполковника Аникина Парамона Ива- УЧНая медицинская общественность Ленин-

новича. ь града отметила 8-ю годовщину со дня смер-
2. Лейтенанта  Беленикина Валентича ти гениального русского физиолога акаде-
3 : a админист a i бы В И анны
orf BHO EY

сковского АВ неа т от Peepers делегация учёных и
4. Капитана Габданха Константина Анто-  МСДИЦИНСких работников возложила венок

Honana: на могилу учёного. Сегодня в Ленинград-
ском филиале Всесоюзного института экс-

периментальной медицины закончилась про-

(Продолжение следует).

фельдмаршал фон Манштейн,
содрогнулясь] лезные ограды накладывали слой дров, а авиации Ёитцингер,
войск СС Ютнер,
права на человеческое имя. Точно страш- ва укладывали слей дров и ноливали ральной области Киева Магуния, руково-‘
С такой  последовательностью дитель СС и полицейфюрер Гальтерман,
кинул вверх дном, рассыпал и разбросал  трупы накладывалиеь по несколько рядов генерая полиции порядка
могучие лаврские здания. Два с лишним и поджигалиеь. В каждой такой печи по-
года Киев был закован в немецкие кан-  мещалось до 2.500—3.000 трупов. Нем-
далы. Гитлеровские палачи принесли с цы выделили
собою в Киев смерть, руины, голод и дей, которые
казнь. Всё это со временем отойдёт от  кольца, вытаскивали из челюстей зол0-
близкого прошлого в отдалённое, не ин- тые зубы. После того, как все трупы сго-
когда не забудут

штурмбаннфюрер Эраингер, СА бригаден-
фюрер Квитцрау, коменданты города Вие-

ва — генерал-майор Эбергардт и генерал

снимали с трупов серьги, ‘майор фон Ремер,
начальник бригады СС генерал-майор Лет
Hep, СС штандартенфюрер Нордман, 0
злодеяния не рали, закладывались новые печи и т. д.  оберфюрер Гофман,
только украинский и русский нарочы. но  Кости трамбовками разбивали на мелкие! П

рюцман, СС оберштурмбаннфюрер Нии
и всё честное человечество во всём мире».   части.

заставляли рассеивать по цель, командующий войсками СС на ют
России и на Украине генерал-майор: Тре
дов. Так мы: работали по 12—15 часов  енфельх,
в сутки. Для ускорения работы немцы  сил Киевского гарнизона полковник Ал
терман, руководитель оборонного участв
«С» полковник фон Вессель: ‘командо
304 полицейского батальона майор Бекет,
коменданты гарнизона в Дарнице капите
Прицковский и обер-лейтенант Квает, (
штурмбаннфюрер Гумнерт, штурмбаннй
рер - Радомекий.
о г штадткомиссар Рогаунь ‘начальник бий
1 были   ственной Комиссии, ‘после освобождения  набора, доктор Яницкий:
истреблены 7 января, 27 марта и 17 ок-  Киева от немецко-фашиетеких захватчи-

киевского
тября 1942 года.

a т ков были произведены раскопки в местах   Брейер,
Вот что сообщили об этой кровавой  массовых истреблений советских людей равления
расправе профессор’ Е. А. Копыстынский,   в Сырецком лагере, в Бабьем Яру, в Дар-
врачи А. Г. Дзевалтовекая, Т. К. Пенекая,   нице и других местах. В раскопках при-
И. М. Фарбер, А. И. Еветафьева и медсест-
ра Е. Ф. Троепольская: «В больницу при-  После
были автомашины. В эти машины — «ду-  военнопленные подали следующее заявле-
шегубки» начали вталкивать больных,   ние:

приблизительно по 60—70 человек. в каж-
дую, тут же их умерщвляли и трупы вы-  лагере военнопленных Киева, советскими  частей Сб Ш
брасывалиеь у здания больницы. Зверства   властями была

эти продолжались несколько дней, в. тече- убедиться в зверетвах, совершённых над воохранении

ми при рейхскомиссариате Украины ли 2
top Винтер; его заместитель доктор В ©.
няли участие немецкие военнопленные.   цинг,

окончания раскопок немецкие   Штамифусс,

Больм, сотрудник штаба Розенберга локти]

Розкамиф, сотрудник архивного управле
ния доктор

предоставлена возможность   СС, доктор Паульсен,

сотрудники ° жандармерии Иогавн М}
кель, Фохт и Ровер, интендант Брюкие)
двух шеф клайнкунсттеатра Телин, шеф фе.

тового театра Бекере.

остатки   ветственность за чудовищные злодеяни
тей. Мы! совершенные перед советским народом,

.;.Указ Президиума Верховного Совета’ СССР.
-O ПЕРЕИМЕНОВАНИИ СТОЛИЦЫ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ ACCP
ГОРОДА ОРДЖОНИКИДЗЕ В ГОРОД ДЗАУДЖИКАУ

Удовлетворить просьбу Совнаркома Северо-Осетинской АССР о переименоваяяй
столицы Северо-Осетинской АССР города Орд

ie Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

АО А
Традиционная Павловская сессия

1. В Бабьем Яру свыше 100 tues

вблизи Бабьего Яра граждане   мужчин, женщин, детей и стариков.

2. В Дарнице — свыше 68 тысяч со-

ветских военнопленных и мирных грах-
дан.

3. В противотанковом рву, у Сырецко-

го лагеря и на самой территории лаге-
ря — свыше. 25 тысяч советских мирных
граждан и военнопленных.

х
я

4. На территории Кирилловской бозь.

ницы — 800 душевнобольных.

5. На территории Киево-Печерской

и сжигали их. Для работы по сжиганию   лавры —— около 500 мирных граждан.

6. На Лукьяновском кладбище — 404

заключённых из Сырецкого лагеря. Ру- мирных граждан.` ;

На основании заявлений  советеки

опроса, свидетель:

казали: <В качестве военнопленных мы академиком И. П. Трайининым, Чрезвычай
находились в Сырецком концлагере, на ная Государственная Комиссия установи
ла, что разрушения в городе Киеве, пого
га. и ловБное ограбление населения,
Там нас заковали в кандалы и заставили иетязания и убийства мирных советски
вырывать и сжигать трупы советских граждан и военнопленных произвели п
граждан, уничтоженных немцами. Немцы   указаниям ’‘терманского правительства
верховного командования: рейхскомисса
Украины Эрих ‘Вох, заместитель рейхеко-

массовые

главнокомап:
генерал

тенерал-лейтенит
генерал-комиссар гене- \

Weep, obep-

генерал-майор Bupor

генерал нолици.

начальник `военно-воздунны

его помощник Рида

`руководитех
бюро гитлеровской  мололезт

игтадткомиссар Берндт, шеф уе

архивами, библиотеками и муз:

начальник

исторического мт:
врач

военного iene f

dacke, старший лейтенан
миц, военнослужащий част
руководитель здре
при генерал-комиссариат
офицер СС Топайх

Все они должны понести суровур  *

жоникидзе в город Дзауджикау *

должавшаяся два дня традиционная Па
вловская сессия. .

С большим интересом был выслушан 2°
клад старейшего учёного, многолетнего co
трудника Павлова профессора М. К. ПР
вой «Новые материалы о пронсхождени
старости и профилактике преждевремен“”
то старения». Ряд докладов был посвяи
другим проблемам, связанным © Уч
академика Павлова.