В бакинских доках

Огромная туша теплохода распласта-
лась на эллинге, точно металлический кит,
исторгнутый морем. Целые сооружения
воздвигнуты вдоль его могучих боков, де-
сятки маленьких человеческих
снуют у подножья, карабкаются по лесен-
кам, выстукивают днище, красят, клепают
и очищают. Завтра судно покинет эллинг.
Заскринят канаты, и тележка, на которой
установлен теплоход, двинется прямо в
открытое море, покуда корабельная гро-
мала погрузится в воду и, покачиваемая
волнами, станет на якорь. Освобождённую
тележку подведут под другое судно, и оно
BOAPYSHTCH на эллинг.

Трудно представить более впечатляю-
шую картину, нежели та, которая захва-
тывает и поглощает вас здесь, в бакин-
ских доках. Тесно прижавшись бортами
друг к другу, стоят могучие нефтевозы, в

необычном соседстве с ними оказались!

ажурные постройки пассажирских судов.
Глаз задерживается на необычных конту-
рах морского гаража; стрела пловучего

врана, цепко удерживая громоздкий груз,

прочерчивает в воздухе полукруг. Неис-
товое столпотворение звуков встречает
вас у заводских ворот, сопровождает Ha
бесчисленных деревянных MOCTKAX, на
эллинге, у причалов, покуда, свыкщись с
ними, вы не улавливаете в этом хаосе сла-
бый человеческий голос.

На заводе «Закфедерация» судоремонт-
ная страда.

Нынешняя зима была для Баку особен-
но сложной, В течение трёх военных на-
вигаций на долю танкеров выпала боль-
тая нагрузка, превосходившая самые
напряжённые планы прошлых лет. Боль-
тинство нефтевозов ни разу не заходило в
заводские доки, ремонт производился на
ходу и в силу обстоятельств только крайне
необходимый. Да и сам завод выполнял
необычные заказы и только теперь посте-
пенно возвращается к своим нормальным
функциям.

Правда, по инициативе судовых команд,
которые ни дня не провели в отдыхе, ни-
когда ещё так называемый «саморемонт»,
иначе. говоря, ремонт, производимый сами-
ми экипажами, не принимал такого разма-
ха. Завод только-что попрощался с круп-
нейшим нефтевозом «Берия». Этот кас-
пийский «уникум» четыре навигации под
ряд плавал, не становясь у заводских при-
чалов. Перех пятой своей навигацией «Бо-
рия» побывал на заводе, но и на этот раз
не сильно обеснокоил заводские бригады.
Капитан Калинцев и старший механик
Охонько организовали ремонт собственны-
ми силами. Мотористы, электрики, руле-
вые, рядовые матросы стали слесарями,
токарями, плотниками, всё — от палуб-
ных построек ло дизелей — обновлено,
приведено в порядок экипажем. Теплоход
«Воминтерн» значился в заводском плане
как судно, подлежащее капитальному ре-
монту. На долю команды оставалось не-

мало судовой работы, но, временно отло-\

жив её, моряки включились в заводской
конвейер. Сложнейшие. операции были
выполнены без помощи заводских бригад.
Тлавный инженер «Закфедерации» т. Ва-
сютин даже затрудняется подечитать, ка-
Бой огрохный производственный эффект
достигнут таким вмешательством экипажа
в функции завода.

Но при всём том заводской коллектив и
сам по себе справился с огромным об’ёмом
ремонта, не только выдержав плановые
сроки, но выпустив сверх всякого графика,
два судна.

Танкер «Жданов» ещё не покинул дока.
Самое сложное позади. Закончен ремонт
вспомогательных двигателей. Бригада Му-
ратова должна была но нлану сдать их в

фигур

НАНА

18 февраля, обязалась сдать 15 февраля,
сдала, двенадцатого февраля. Планирова-
ние на этом заводе превратилось в могу-
чую организующую силу. План имеет важ-
дый токарь, каждый слесарь. Токарь Гад-
жи Ейбатов получил точное задание, раз-
меченное по дням. Почувствовав себя пол-
новластным хозяином в пределах этого
задания, Ейбатов сам изыскал способы,
‘как ускорить его выполнение. И ускорил в
три раза. В бригаде дело налажено таким
  образом, что нет нужды даже в утренних
‚иханерках. Каждый знает, что от него
  Spetreres не только сегодня, & на весь
процесс ремонта, до его заключительного
  praia. И инициативный рабочий всегда
‚придёт к финишу ранее планового срока.
  Бригадиру остаётся лишь заботиться 0
‘создании условий для максимальной про-
изводительности труда рабочих.

Многие эпизоды останутея в завод-
‚ской летописи, как. свидетельство самоот-
 верженного труда людей. Прибыл танкер,
на котором, как было известно уже зара-
нее, «пошаливали» вспомогательные ме-
 ханизмы. В обычных условиях судно пос-
ле погрузки должно было направиться в
док, прячалить, подождать, покуда придут
‚рабочие, BCA это законно и предуемот-
‚рено графиком. На этот раз решили пре-
ступить всякие законы. Судно находилось
ещё в порту, когда к нему подошёл ка-
тер с групной заводских рабочих. Ненпо-
рядки в механизмах были устранены за
время погрузки. Попутно бригада котель-
щиков мастера Кулагина отремонтировала,
на судне лебёдки, произвела корпусные
работы. Погрузка закончилась, и закон-
чился ремонт. Танкер отправился в оче-
редной рейс, сэкономив по меньшей мере
6 часов. Рабочие вернулись на завод,
вновь стали на вахту. Ни инженер Васю-
THH, HH старейшие судоремонтники не
упомнят подобного опыта в прошлой сво-
ей практике.

Установка коленчатого вала относится
к числу самых трудоёмких процессов. По-
мимо группы слесарей, в этом случае при-
влекается не менее десяти рабочих. При
укладке вала на <Жданове» слесаря
обошлись своими силами. Если учееть,
что вал весит около 13 тонн и каждый
поворот его требует огромных усилий,
добровольный отказ слесарей от помощни-
ков является примером действительного
понимания общезаводеких интересов.

Ремонт топливной аппаратуры — слож-
нейшая, можно сказать, ювелирная ра-
бота. Впрыскивание горючей смеси в
  топку происходит через сопла фореунки,
имеющие отверстия, невидимые обычным
глазом. Чтобы образовать такое отвер-

в одну десятую миллиметра. Запущен-
ность этого участка судового хозяйства
приводила к износу двигателей, большим
перерасходам топлива. И вот в конце
прошлого года на «Закфедерации» создан
первый в Каспийском бассейне цех по
производству топливной аппаратуры, 0б-
служивающий весь бассейн. Так техниче-
ская изобретательность инженеров и ра-
бочих немало способствовала успеху су-
доремонта.

Тёплый ветер — предвестник ранней
навигации уже волнует сердца моряков,
большие всего боятся они, как бы не задер-
жалься в доке. Дизели опробованы, па-
лубы окрашены, трюмы очищены — не-
далёк день, когда взовьётся флаг и тру-
женики Каспия отправятся в первый
весенний рейс.

я. гик,
соб. корреспондент «Известий».
г. БАКУ.

На выставке мастеров сатиры
и иллюстрации

В выставочном зале московских
дожников открыта выставка произведе-
ний известных советских карикатуристов
Б. Ефимова, Л. Бродаты, В. Горяева, А. Ка-
невского, К. Елисеева, Ю. Ганфа. Хотя мно-
гие из их карикатур и шаржей появлялись
в 1943 году в газетах и журналах, сконцен-
трированные воедино на выставке, они вос-
принимаются по-новому, свежо и интересно.
Советские карикатуристы пользуются боль-
шой популярностью в стране, их любят на
фронте, их острые антифашистские карика-
туры публиковались и в зарубежной пе-
чати.

И примечательно: созданные умным мас-
терством советских карикатуристов антифа-
шистские шаржи воспринимаются, как поли-
тический памфлет, как доподлинные истори-
ческие свидетельства. В подбитой морде
Гитлера, нарисованной талантливым карика-
туристом, —весь «фюрер» с его волчьей при-
родой, с его преступлениями, с его надви-

у»

гающейся гибелью. Эти «удостоверения
личности», выданные советскими карикату-
рнстами немецким бандитам, — боевые,

злободневные листки — навсегда останутся
в летописях великой борьбы с фашизмом.
Именно таковы лучшие карикатуры Бори-
са Ефимова. Это мастер политической сати-
ры по призванию, по профессии. Живой,
темпераментный газетчик, с острым и точ-
ным пером, он преследует врага изо дня в
лень, шаг за шагом, как опытный стрелок.
Гитлер, гитлеровские генералы в синяках и
шишках, Геббельс с прищемленным языком,
великолепно осмеянные румынские вояки в
хламидах и колпаках, безымянный фриц —
механический человек с перевязанным носом
и забинтованной ногой, — всё это доходчи-
вые, мастерски отчеканенные шаржи, в ко-

торых заключена квинт-эссенция гитле-
ризма. Положительные образы, на мой
взгляд, несравнимо менее удаются Бо-
рису Ефимову. По большей части они

шаблонны.

Мотив хищной, злобной и обреченной Гер-
мании — центральная тема рисунков Л. Бро-
даты. Зловещие тени проносятся по окку-
пированной Европе; в голубом сиянии ново-
рожденного месяца движется куда-то в по-
лосу кровавого тумана немецкая армия и
над ней, сопровождая её барабанной дро-
бью, маячит скелет, и черные тени отпеча-
тываются на снегу («В 12 часов по ночам из
гроба встает барабанщик»). Смерть является
с визитом к Гитлеру в новогоднюю ночь, по
пустынным улицам Берлина, как живые тру-
пы, брелут безногие фрицы. В рисунках,
полных экспрессии, Бродаты удаётся пере-
дать смертельный ужас, который несёт с
собой гитлеровский «новый порядок».

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская плошадь, 5. Телефоны отделов редакции; Секретариата — Н 4-11-06; Фронта — К 4-12-37;
Литературы и искусства — К 0-57-27. Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17; ЕЕ

52489.

Аналогична тема большой серии рисунков
Ю. Ганфа «Коричневая чума». В некоторых
из них художник находит выразительный
язык, и отдельные его листы-—*«Чёрный кор-
пус Гитлера» (парад немецких вдов), «От-
ступление» (смерть в облике гитлеровца
шагает по опустошенным городам и селе-
ниям) производят впечатление сильных и
острых символов гитлеровского режима. Но
сплошь и рядом Ю. Ганфа покидает чувст-
во меры в подчеркивании безобразно-пато-
логических черт, порой он шагает за грань
правдивости, подлинного реализма. Сильнее
именно те рисунки, где художник внешне
скупее и строже. А. Каневский, В. Горяев,
К. Елисеев больше внимания отдают весе-
лым и светлым образам, согревая их тонким
юмором. А; Каневский бледен в рисунках,
отражающих войну. Но он блещет мастерст-
вом, свободным и изящным рисунком, увле-
кательным юмором в цикле иллюстраций к
детской книге А. Толстого: «Золотой клю-
чик, или приключения Буратино».

Виталий Горяев, в противоположность
Каневскому, — тем сильнее, чем ближе к
непосредственному наблюдению натуры. Его
композиции, подсмотренные в красноармей-
ском быту, на фронтовых дорогах, в раз-
грабленных и сожжённых немцами селе-
ниях, правдивы, остры и красивы по мане-
ре исполнения.

Рисует ли он забавную картинку в ваго-
не (игроки в шахматы), или весёлого гвар-
дейца на сеансе у холодного сапожника,
или типичные образины гитлеровцев, или
трагическую сцену в разорённом селе,—вез-
де художник сочетает остроту наблюдения
с обобщенным выражением типических
черт. Его художественная речь своеобраз-
на и артистична.

Лучшие рисунки К. Елисеева те, которые
согреты весёлым, добрым чувством, в ко-
торых блещет задорный юмор. Именно по-
тому, быть может, он шире всего разрабо-
тал положительный типаж. Тема возмездия
немцам проходит красной нитью в серии
его рисунков.

Как бьют немцев на Украине («Запорож-
ская сечь»), как бьют немцев под Сталин-
градом, как в союзе с дедом-морозом ша-
гает к победам весёлый; рослый, кровь с
молоком, красноармеец, и, наконец, как
яркое зарево ракет московского салюта ос-
вещает небо над Москвой-рекой,—вот ге-
неральная тема его рисунков, согретых
мягким и светлым юмором, когда он рисует
борющихся и побеждающих красноармей-
цев, и насыщенных злобой и издевкой,
когда рисует врагов.

Наталья СОКОЛОВА.

стие, надо прибегнуть & сверлу диаметром.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

„Действия авиации
союзников

Налёт американских бомбардировщиков
на Берлин

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС).
щает английское министерство информации

во второй половине дня 7 марта самолёты
сил
налёт на военные
налёте
бомбардировщики
входящие в состав американ-
ского 9-го авиационного корпуса, и англий-
ские бомбардировщики «Тайфун». Бомбар-
дировщики «Мэродер» сопровождались и
«Спитфайр» и

экспедиционных — военно-воздушных
союзников совершили
об’екты в Северной Франции.
Участвовали средние
«Мэродер»,

В

прикрывались самолётами
«Гайфун».
ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС).

даёг агентство Рейтер, крупные

тающая крепость» и

Как сооб-

Как пере-

соедине-
ния американских бомбардировщиков «Ле-
«Либерейтор» днём

Рейтер о неудаче англо-турецких

военных переговоров

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер в Каи-
ре Мартин пишет, что, как стало известно
6 марта в обычно заслуживающих доверия
каирских кругах, состоявшаяся недавно
› поездка английской военной миссии. в Тур-
цию окончилась неудачей вследствие тех
политических настроений, которые господ-
ствуют в некоторых турецких кругах. Как
сообщают, турки категорически отказались
предоставить авиационные базы или всту-
пить в войну, прежде чем в их распоряже-
ние не поступит такое количество материа-
лов, на доставку которых в Турцию потре-
бовались бы месяцы. Как выяснилось, перг-
говоры носили чисто военный характер, но
по истечении пяти недель руководители
миссии вынуждены были сообщить началь-
нику турецкого генерального штаба Кязым
Орбай, что они решили немедленно поки-

8 марта атаковали промышленные об’екты нуть Турцию.

в Берлине. На город было сброшено более
 350 тысяч зажигательных и 10 тысяч
 гасных бомб.

ЛОНДОН, 8` марта. (ТАСС). Штаб воен-
но-воздушных сил союзников на Ближнем.
Востоке сообщает, что во время патрульных
операций в районе Эгейского моря амери-
канские самолёты
4 немецких истребителя из 12 участвовав-
ших в воздушном “бою. Самолеты «Mapo-

дер» бомбили вражеские суда в порту Can-

торин (остров Санторин).

Из этих и других операций не вернулись

на базы 4 самолёта союзников.

Действия кораблей
английской
береговой обороны

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как передаёт
агентство Рейтер, утром 7 марта лёгкие ко-
рабли английской береговой обороны атако-
вали 8 или 9 немецких катеров-разведчи-
ков, корабль береговой обороны и 4 воору-
жённых тральщика. Были подожжены не-
приятельский корабль береговой обороны,

тральщик и один катер. Несколькими ча-
сами позже английские корабли атаковали

два небольших немецких грузовых судна и

поразили одно из них торнедами.

Военные действия
в Италии $

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Главный

штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на всём фронте действовали разведы-
вательные части. Никаких изменений в
линии фронта не произошло. .

Вчера тяжёлые бомбардировщики, эскор-
тируемые истребителями, атаковали Тулон,
полвергнув бомбардировке доки, торговые
суда и склады горючего. 4 самолёта не
вернулись на базы. Другая группа тяжё-
лых бомбардировщиков подвергла бомбар-
дировке железные дороги,в Прато, Пон-
тассиеве, Кастельфиорентино, а также
аэродромы в Орвието, Витербо и Фабрика
ди Рома, Средние бомбардировщики ата-
ковали сортировочные станции в Остиензе
и Литторио, а также доки в Сан Стефано.

Всеобщая забастовка
в Северной Италии

НЬЮ-ЙОРК, 8 марта. (ТАСС). Как пе-
редаёт корреспондент агентства Ассошиэй-
тед пресс с итало-швейцарской границы,
итало-фашистские газеты признают, что все-
общая забастовка в Северной Италии почти
полностью ‘парализовала работу промыш-
ленности. Власти Милана и Турина излали
приказы, в которых предлагают рабочим
лод угрозой самых суровых репрессий вер-
нуться на работу не позже 8 марта. Гитле-
ровцы создали в Милане чрезвычайный
трибунал для рассмотрения дел участников
забастовки.

ЛОНДОН, 8 марта.

фу-

Английский. морской

’

судоходства

«Мэродер» уничтожили   ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как пере-   бождение Северной Африки и Италии дало
даёт агентство Рейтер, апглийский морской ещё половину этого количества в виде го-
министр Александер выступил

в палате!

(ТАСС). Как сооб-

общин с речью в связи с обсуждением во-
проса об ассигноззниях на военно-морские
силы. Он указал на улучшение положения
судоходства союзников. «Общие потери тор-
гового флота союзников в 1943 г., — сказал
Александер, — ниже самых оптимистических
предположений, которые мы делали в на-
чале года, и лишь немного превышают но-
ловину намётки, которую мы сочли вэзмож-
ным сделать. Средние потери за позледние
8 месяцев ниже уровня 1913 г. Свидетель-
ством сокращения потерь является
шение удельного веса потопленных судов,
входивших в состав основных караванов су-
дов, которые следовали через северную
часть Атлантического океана и влоль побе-
режья Соединенного Королевства. В 1941 г.
одно потопленное судно приходилось на
181 судно, находившееся в море, в 1942 п,
—Ha 233, в 1943 г. — на 344. Людские по-
тери в этих караванах за вторую половину
прошлого года были менее одного на ты-,
сячу».

Александер сказал, что поворотный пункт,
был достигнут в третьей декаде марта
1943 г., когда состоялись операции, которые
вполне можно причислить к решающим мор-
ским операциям в истории. Потери торгово-
го флота сократились с внезапностью, кото-
рую вряд ли возможно преувеличить. Вре-
менами немцы бросали против одного кара-
вана по 30 подводных лодок. Но германским
подводным лодкам был нанесен такой удар,,
что они фактически покинули северную.
часть Атлантического океана на много ме-
сяцев.

Александер предупредил, однако, что не’
следует ослаблять усилий, так как можно
ожидать, что немцы попытаются возобно-
вить свои удары.

По словам Александера, то обстоятель-
ство, что Средиземное море вновь открыто,
для судов союзников, равносильно миллио-
ну тонн дополнительного тоннажа, и осво-

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). По сообще-
нию корреспондента агентства Рейтер из
Вашингтона, государственный департамент
США об’явил вчера о том, что Англия и
Соединённые Штаты приступили к предва-
рительному обсуждению вопроса о нефти.
На первой стадии переговоры будут проис-
ходить в Вашингтоне. Соединённые Штаты
будут представлены государственным ce-
кретарём США Кордэллом Хэллом, адми-
нистратором по вопросам нефти Гарольдом
Икесом, заместителем военного министра

узнанных в Германи

щает лондонское радио, по сведениям, по-

лученным в Берне, гитлеровцы направили в

Милан новые войсковые части. Произведе-
ны многочисленные аресты среди итальян-

ских рабочих, участвующих в забастовке.

Митинг в Лондоне
в честь Международного
женского дня

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). В здании
лондонского театра «Колизей» состоялся
митинг в честь Международного женского
дня. Выступившие с речами жениины-
гражданки различных союзных стран рас-
сказали O6 участии женщин в военных
усилиях их стран. Собравшиеся тепло
встретили представительницу советских
женщин Чичаеву, которая в своем выступ-
лении отметила огромную роль советских
женщин в Отечественной войне против
гитлеровских захватчиков.

На митинге председательствовала лэди
Беверидж. На митинге были зачитаны
приветствия, присланные супругой премьер-
министра Черчилля, матерью генерала
Монтгомери и лэди Макроберт.

Участие женщин
в производстве и военных
мероприятиях США

НЬЮ-ЙОРК, 8 марта. (ТАСС). Американ-
ские женщины всё шире

1941 года в США было занято 12 млн,
женщин и свыше 37 млн. мужчин; сейчас —
около 17 млн. женщин и 35 млн. мужчин,
Полагают, что в середине этого года в про.
изводство будет вовлечён ещё 1 млн. жен-

щин. С весны 1942 г. одну пятую часть всех

новых рабочих, приходивших на заводы,
составляли женщины. Они работают сейчас
почти во всех отраслях» военного производ-
ства и овладели самыми различными про-
фессиями.

В прошлом году была

корпус американской армии было завербо-
вано всего 60 тыс.

кордное число женщин. Был перевыполнен

план вербовки женщин в женский морской
вспомогательный корпус. В морской нехоте
насчитывается 12 тыс. женщин. В амери-
канской армии, во флоте и в авиации рабо-

тает около 50 тыс. медицинских сестёр
В авиацин насчитывается тысяча лётчик
выполняющих различные небоевые задания

вовлекаются в
военное производство и участвуют в дру-
гих военных мероприятиях США. В ноябре

перевыполнена
программа набора женщин в некоторые спе-
циальные женские части вооружённых сил
США. Однако в женский вспомогазельный

женщин вместо наме-
чённых планом 150 тыс. Но в декабре 1943
года в этот корпус было завербовано ре-

СТОКГОЛЬМ, 8 марта. (ТАСС). Немец-
ко-фашистская газета «Вестфалише ландес-
цейтунг» поместила статью, приоткрываю-
щую завесу над теми муками, какие прихо-
дится переносить советским людям, на-
сильственно угнанным из временно оккупи-
рованных районов СССР на гитлеровскую
каторгу. Как явствует из статьи этой газе-
ты, «восточные рабочие»
именуют угнанных ими в Германию совет-
ских людей) доведены голодом до крайней
степени изнурения. Чтобы не умереть с го-
лоду, они вынуждены раздобывать себе вся-
кими путями какую-либо пищу. Газета пря-
мо заявляет, что «за последнее время ни-
щенство среди восточных рабочих приняло
огромные размеры».

ЖЕНЕВА, 8 марта. (ТАСС). Как сооб-
щают из Югославии, продолжаются оже-
сточённые бои между оккупантами и частя-
ми. народно-освободительной армии в За-
падной Боснии, Кордуне и Герцеговине.
Части народно-освободительной армии от-
Ражают атаки гитлеровцев, оказывающих
нажим из Приедора в козарском направле-
нии. Враг несёт большие потери. Части

Англо-американские переговоры по вопросам нефти

Гитлефовские рабовладельцы морят 1олодом

сматривать «восточных рабочих» в качест-
‚ве низших существ, которых нужно кор-
‚ мить ровно столько, сколько нужно для то-
(так гитлеровцы!

нию каирского корреспондента агентства
Рейтер, в Каире отмечают, что нет никаких
признаков, указывающих на возможность
возобновления англо-турецких переговоров,
если только со стороны турок не будут сде-
ланы предложения удовлетворительного ха-
рактера. Решение англичан отказаться от
переговоров было для турок неожиданным.
Как полагают, турки отдавали себе отчет в
том, что они требовали больше, нежели бы-
ли в состоянии получить. Во время нере-
говоров турки настаивали на поставках ма-
териалов, предусмотренных в списке, уста-
новленном в Адане в тот момент, когда ка-
залось вероятным продвижение немцев к
Анатолии и затем к Сирии.

Политические деятели Турции, отмечает
корреспондент, хотели добиться получения
максимального количества материалов, не
связывая Турцию какими бы то ни было
обязательствами.

министр об успехах
союзников

товых судов.

«К концу января, — сказал Александер, —
в Великобритании построено лишь не намно-
го меньше военных кораблей, чем за время
прошлой войны. К концу прошлого года’
построено значительно больше торговых су-
дов, чем за время прошлой войны. Сейчас
английский флот сильнее военно-морских сил
противника, чем когда-либо после падения’
Франции.

Пр сопровождении караванов, направляв-
шихся в СССР, потоплено 13 английских
военных кораблей. В течение некоторых пе-
риодов потери торгового флота были круп-
ными. Однако 88 проц. грузов благополучно
прибыли по назначению. За последние 12 ме-
сяцев из 11  японских судов, пытавшихся
прорвать блокаду, лишь двум удалось дос-
тичь порта, при чём они потерпели аварии.

Потери английского флота во время битвы
за плацдарм Неттуно составили 2 крейсера
(«Спартэн» и «Пенелопа»), 2 эсминца
(«Янус» и «Инглфилд») и 5 крупных де-
сантных судов. Всего королевский военно-
морской флот и флоты союзников потеряли
в Средиземном море с начала сицилийской
кампании 2 крейсера,   минный заградитель,
10 эсминцев, 2 подводные лодки и 10 вто-
ростепенных военных кораблей».

НОКС О ВОЕННО-МОРСКИХ
СИЛАХ США

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как пере-
даёт вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, морской министр США Нокс
заявил на пресс-конференции, что военно-
морской флот Соединённых Штатов сейчас
насчитывает около 900 боевых кораблей,
Нокс заявил, что из каждой тысячи судоз,
которые пересекали Атлантический океан
во второй половине 1943 г., противник то-
пил в среднем менее одного. Однако Нокс
отметил, что нельзя полагать, будто под-

водная война уже окончилась. r

позиция соответствует позиции,
правительством США, с которым мы нахо-
димся в тесном и постоянном контакте по
этому вопросу».

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ЧЕТВЕРГ, 9 МАРТА 1944 г. № 58 (8360)
и

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета РСФСР
назначил тов. Лаврентьева Анатолия
Иосифовича Народным Комиссаром Ино-
странных Дел РСФСР.

*

Президиум Верховного
назначил тов. Нозлова Виктора
вича Чрезвычайным и Полномочным
сланником СССР в Эфиопии.

Совета СССР
Cemexo-
Tlo-

aoe

Заявление Идена
об Аргентине

даёт агентство Рейтер, английский министр
иностранных дел Иден заявил сегодня в
парламенте, что 25 февраля в Буэнос-Айре-
се было об’явлено, что президелт Рамирес,
утомлённый напряжёнными задачами госу-
дарственного ‘управления, передал свой
функции вице-президенту генералу Фарре-
лю. Учитывая неясность обстоятельств, в
которых было сделано это заявление, ан-
глийский посол с того времени ограничил
свои сношения с правительством Аргенти-
ны только вопросами формального поряд-
ка. Аналогичная процедура соблюдается в

‘отношении связи между английским прави-

тельством и аргентинским послом в Лондо-
не. Такая позиция будет сохраняться в
ожидании развития событий в Бузнос-
Айресе. Английское правительство придаёт
особое значение определённым действиям,
которые предпринимаются в целях выпол-
нения деклараций, сделанных генералом
Масоном 28 февраля и генералом Фаррелем
3 марта и утверждавших, что внешняя по-
литика, проводившаяся генералом Рамире-
сом, остаётся неизменной.

«Палата учтёт, — сказал Иден, — что эта
занятой

Экспорт Нанады
ОТТАВА, 8 марта. (ТАСС). Министерст-

во торговли Канады опубликовало данные
о канадском экспорте. Согласно этим дан-
ным, в настоящее время Канада
тирует различные товары почти в 50 стран.
Канада вывозит различные материалы, удо-
влетворяющие военные потребности, в том
числе продовольствие, одежду, продукцию
лесной промышленности и различное воору-
жение. В январе 1944 года из Канады за
границу было отправлено продукции мест-
ного производства более чем на 249 млн.
долларов, или на 20 процентов больше, чем
в январе прошлого года,
больше, чем в 1939 г.

экспор-

и на 150 проц.

Отставка югославского
посланника в Канаде

ОТТАВА, 8 марта. (ТАСС). Как сооб-

щает канадское радио, югославский послан-
ник в Канаде Исидор Цанкар подал в от-
ставку в связи с тем, что «его глубокие
разногласия с югославским ‘правительст-
вом в Каире не дают ему возможности
успешно справляться с обязанностями по-

Робертом Паттерсоном, заместителем мор-
ского министра Чарльзом  Форрестолом,
вице-председателем Управления по делам
военного производства США Чарльзом
Вильсоном и советником государственного
департамента по вопросам нефти Чарльзом
Рейнер. : :

Выступая на пресс-конференции, испол-
няющий обязанности государственного
секретаря США Стеттиниус указал, что к
участию в конференции могут присоеди-
ниться также другие Об’единённые нацин.

сланника в Канаде».

РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

`БОЛЫШОЙ ТЕАТР — 9/ЛИ «Вильгельм Телль»;

10/ПТ «Дон-Кихот». Нач. спект, в 7 ч. веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — ЛИ «Тра,

виата»; 10/ПТ «Пиковая дама». Нач. в 1 ч. веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — ЛИ «Нашествие» Нез. в

7 ч. веч.

ию советских людей

Газета призывает население Германии не
выражать сочувствия «восточным рабочим»
и считает преступлением выражение тако-
го сочувствия. С фашистским цинизмом га-
зета угрожающе требует от населения рас-

го, чтобы.они не падали с ног и могли бы

работать. «Подобно тому, — нагло заявляет   ная,
  гнусный гитлеровский листок, — как за-

прещено скармливать хлеб скоту, недопу-
стимо давать лишний хлеб этим чужим эле-
ментам». Газета называет это требование
«законом» и призывает немцев сообщать
властям о всех его нарушителях.

Бои в Югославии

29-й ‘дивизин народно-освободительной
армин, действующие в окрестностях Тре-
биньи, добились в течение последних дней
новых успехов.

Продолжаются бои на Глинском участ-
ке, где противник пытается при помощи
танков и авиации пробиться на освобож-
  дённую территорию.

Суд

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что 6 марта на суде по
делу бывшего «министра» внутренних дел
«правительства» Виши Пюшё давали сви-
детельские показания руководители орга-
низаций сопротивления во Франции.

Делегат Французской Консультативной
Ассамблеи Бомо, возглавлявший ещё в
1940 году во Франции подпольную группу
патриотов, распространявшую броппоры и
газеты, заявил, что за период пребывания
Пюшё на посту «министра» внутренних дел
число заключённых в тюрьмах во Франции
увеличилось в пять раз. Гестаповцы поль-
зовались материалами префектур для про-
изводства арестов. Бомо заявил, что суд
должен учесть при вынесении приговора
мнение организаций сопротивления, кото-
рые, как известно, вынесли Пюшё смертный
приговор.

Другой свидетель — делегат Консульта-
тивной Ассамблеи от организации сопроти-
вления Андрэ Мерсье, покинувший Францию
около 6 месяцев тому назад, обвинял Пюшё
в том, что последний содействовал вербов-
  ке французов для работы на немецких заво-
дах и ввёл во Францин гитлеровские мето-
ды репрессий. «Сели бы не было соглаше-
ния между полицией и гестапо во Фран-
  ЦИИ, — сказал Мерсье, — было бы невоз-
.  можно вести борьбу против французских
‚   патриотов. Вы, Июшё, убили людей, кото-
. рых я знаю. 40 тысяч убитых французов тре-

над Пюш

е

буют, чтобы правосудие было совершено».

Свидетельские показания суду дал также
Марк Рюкар — бывший министр в прави-
тельствах ‚Даладье и Блюма, покинувший
Францию прошлой осенью. Он заявил, что
полицейские отряды, созданные для борьбы
против патриотов, находились под руковод-
ством гестапо. Рюкар характеризовал «пра-
вительство» Виши как незаконное. «Пе-
тэн, — сказал он, — виновен в узурпации
власти».

АЛЖИР, 8 марта. (ТАСС). Агентство
Франс Африк сообщает, что третий день
процесса Пюшё был почти целиком отве-
ден показаниям главнокомандующего фран-
цузскими войсками генерала Жиро.

после перемирия у него не было случая
встретиться с Пюшё.

Затем давал показания генерал Бетуар,
бывший руководитель французской

Бетуар, положительно
 Пюшё, заявил, что оз познакомился с ним
 во время официальной поездки последнего
 в Северную Африку в начале 1949 года.
Заседание закончилось при закрытых

. настоящее
время находится в заключении по обвине-
нию в шпионаже в пользу Германия.

Генерал Жиро заявил, что он знал обви-
няемого до войны, но в течение войны и

B воен-
ной миссии в США, вызванный защитой.

отозвавшись о  1

дверях; показания давали два офицера НРЮКОВА Александра Евдокимовича,
французской разведывательной службы и последовавшей после продолжительной
еще один свидетель, который B оолезни 1-го марта 1944 roma.

ФИЛИАЛ МАЛОГО TEATPA — 9/III

«Стакан

воды». Нач. в 7 ч. веч.

МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — З/П! «Кремлев-
ские курантью. Нач, в 7 ч. веч,

ФИЛИАЛ МХАТ — 91 «Мертвые души». Нач.

вТч. веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл. Ком.
муны, новое здание) —9ЛИ «Ночь ошибок».
Hay. B 7 ч. веч.

‚ГОО. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (помеш.
Тоецентюза, ул. Горького, пер. Садовских, 10) —
ЭЛИ «Слуга двух господ». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М. Брон.
2) -3ЛИ «Цвей кунилемл». Нач. в 7 ч. веч.

_ ГОС, МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской
бульвар, 23) — 93/111 «Замужняя невеста». Нач.

Bi 4, Bed.

ГОО. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
Б. 0. СТАНИСЛАВСКОГО и Кл. И, НЕМИРОВИ.
ЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул., 17, тел.
К 1-42-50) — УТ «Ныганский барон»; 101 «На-
дежда Светлова». Нач. в 7 ч. веч.

` МОСК. ГОО. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО KOM.
СОМОЛА—9ЛИ «Юность отцов». Нач, в Та. веч.

МОСК. ГОО. ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР «РОМЭН»
(Б. Гнездниковекий пер., 10) —0/ИТ вместо
об’явлен. спект. «Чудесная башмачница» пой-
дет сп. «Цыганьы» по Пушкину. Действитель-
ны билеты со штампом «Чудесная башмачни-
ца». Нач. в Тч. веч. 4

MOCK, TEATP JIPAMBL (ya. Tepmena, 19) —
ЭЛИ «Весна в Москве». Нач. вТ ates, }

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. MOCCO-
ВЕТА (Каретный ряд, 5, rem. K 4-50-34) —
Э/ПТ «Забавный случай». Нач. вТч. реч.

_ МООК. ТЕАТР им. М. Н ЕРМОЛОВОЙ (бретен.

ка, Пушкарев пер.. 21) — 9] «Наш корреспон-
дент». Нач. в Т чз. веч.

MOOK, ДРАМ, ТЕАТР (Таганская пл., ул. Чка-
лова, 76, трамв. №№ Б, 2, 15, 21, 41) —ЭЛИ «Ма-
  рия Тюдор». Нач, в Т ч. веч.

MOOK. ТЕАТР САТИРЫ — 9/ИТ «Чрезвычай-
ный закон». Нач. вТч веч.

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (В, бадовая, 18) —
ЭЛТГ «Сильва», Нач, в 7 ч. вёч.

МОСК. ГОС; ТЕАТР МИНИАТЮР (ул. Горько-
го, 5) —З/1 «Коротко. и ясно». Нач. в 1,30 веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР ТРАНСПОРТА (ya. Казако.
ва, 8) — 9/11 «Секрет красоты». Нач. в 1.30 веч.

МАЛЫЙ ЗАЛ КОНОЕРВАТОРИИ —10ЛИ в
7.30 ney. Вечер дуатов. А. Иозелее “ф-но),
Г. Цомык (виолончель). В программе. Бетховен,
  ПТуман, Шопен, Гедике, Прокофьев, Раков.

МООК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. ЗАЛ ЛОМА
УЧЕНЫХ (ул. Кропоткина. 16 Sicokora anit
Вечер комедии и водевиля. Нач. в 7,30 веч.;
воскресенье, 12/TIT утренний концерт для
школьников. Лермонтов и Пушкин в музыке.
Нач, в 1 ч. дня; 121 И в 7,30 веч. заслуженный
деятель искусств Сурен Кочарян. В программе—
Декамерон. :

МОСК. ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК — Новая
программа Saca. артисты РСФСР сестры Кох в
новом воздушном аттракци: не. Слоны и тан:
цовитицы — аттракцион под. руковолетвом. А, Н.
Корнилова и др. номера. Нач, в 7.50 BOY.

т 5

Народный Комиссариат Путей Сообщения
с прискорбием извещает о смерти Заме-

стителя начальника IKenesHoz x
и ] ee лезнодорожных
войск НКПС генерал-ма йора ыы

} НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова

Экономического —

Художественного — К 5-36-53; Издательство — К 5-28-20; Н 4-75-06, При

en ee

—-—

‚ Пушкинская площадь, 5,

К 1-42-05; Сельского хозяйства — K 5-76-17;

5 Пропа
ём об явлений в Москве — К 5-74-38, в

Bw AS Ms RGEC AIG POE AER

ганды и Совегского строительства — К 1-42-86;

Ленинграде — 36-78;

>

—=