СУББОТА, 11 МАРТА 1944 г. № 60 (8362)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ веер

СООБЩЕНИЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии

(Окончание)

Владимирская ул.. ок. еврейсе®-
го кладбища — {  могила.

В тюремном саду — 1 могила.
Площадная ул., ок. < старого
кладбища — 1 могила.

142. Ратно, в 3 км. восточнее гог.о-
да, ок. ветряной мельницы —
1 могила. С

Крымно, в 2 км. северо-запал-
нее ок. озера —   могила.
Manees, Меловой карьер, п
200 м. за казармами охр, по-
лиции — 1 могила.

Голобы, в лесу 4 км. сев.-зав.
от горела — 1 могила.
Мельница, в 2 км. западнее
Мельницы, ок. песчаного карь?-
pa — 1 могила.

Маневичи, в 2,5 клм. зап. от
горада в песчаной горе—1 мо-
гила. >

Осерани, в 5 клм. сев.-зап. от
деревни, в песчаном карьере—
1 могила.

143.
144.

145.
146.

147.

149.

`В конце списка говорится: «В списке
предусмотрены все могилы, включая и моги-
лы команд, работавших здесь раньше».

Десятками тысяч сжигались трупы рас-
етрелянных и замученных немецкими пала-
чами военнопленных и мирных советских
граждан в Харькове, Киеве, Ровно и в ряде
других городов и районов по пути отступле-
ния гитлеровской армии.

С пелью проверки точного выполнения
своих директив о массовом истреблении со-
ветских военнопленных и мирных граждан
титлеровская правящая клика требовала
представления отчетности от непосредствен-
ных исполнителей «экзекуций».

Начальник полиции безопасности и СД
в приложении № 2 к своему оперативному
приказу № 8 требовал от начальников зон-
хлеркоманд:

«В отношении примененных репрес-
сий команхы должны вести списки, в ко-
торых должны содержаться следующие

сведения: номера по поряхку, фамилии и

имена, время и место рождения, воинское

званиё. профессия, послелнее местожи-
тельство, основания для репрессии, время

и место. репрессии».

Далее в приказе говорилось, что

«Подобные сообщения должны, как
правило, в пнформационном порядке пе-
предаваться в 1 отлел ТУ Управления
Главного управления имперской безопас-
ности У А 1)»,

В развитие этой директивы оперативная
команда Ц/5 полиции безопасности и СЛ
уточняет:

«В конце каждого месяца необходимо
представлять сюда отчет о деятельности
команл СД в стационарных лагерях воен-
нопленных. Необходимо указывать коли-
чество ликвиданий по национальностям,
в соответствии с изложенными в ин-
струкциях директивами».

0 том, как все вышеуказанные директи-
вы выполнялись, говорит донесение опера-
тивной команхы 7 (оберштурибанфюрера
Типера бригадфюреру «локтору» Томасу) в
Виннице от 4 декабря 1941 г. В этом доне-
сении указывается, что в лагере в Винни-
це, после так называемой «фильтрации» ла-
геря, осталось всего’ 25 человек, которые
могли быть отнесены к категории «подозри-
тельных».

«Это ограниченное количество, —гово-
рится в донесении, —0б’ясняется тем, что
местные органы повседневно предприни-
мали необходимые мероприятия по линин
полиции безопасности против отрицатель-
ных элементов в стационарных лагерях
военнопленных в контакте с коменданта-
ми пли соответствующими офицерами
контрразвелки».

Таким образом, помимо массовых казней,
проводившихся специально созданными для
этого «зондеркомандами», широко практи-
ковалось систематическое истребление с0-
ветских людей комендантами и находящи-
мися в их подчинении командами лагерей
для советских военнопленных.

5. Гитлеровцы преступно попирают нормы

международного права, законы

ведения

Формально гитлеровские бандиты никог-   преступные

и обычаи
ВОЙНЫ

планы  немепко-фашистското

да не об’являли 0 том, что они отказыва-, командования и полиции вхохило примене-

„ ются от международных правил ведения
- войны, которые зафиксированы в различ-
ных межлународных конвенциях и требуют
туманиого обращения с военнопленными.
Больше того, гитлеровское правительство
з 1934 году даже ратифицировало Женев-
скую конвенцию 1929 года «О содержании
военнопленных».

Но это присоединение гитлеровского
правительства к международным  конвен-
ция о военнопленных было рассчитано на
обман мирового общественного мнения, что
получило свое ‘подтверждение с начала этой
войны и особенно со времени подлого на-
падения гитлеровской Германии на СССР.

В приложении № 1 к оперативному при-
Еазу № 14 начальника полиции  безопас-
ности и СЛ цинично заявляется, что

«большевистский соллат потерял право

на обращение с ним, как с честным сол-

yaTom и в соответствии © Женевской

конвенцией». (См. фотокопию № 3).

_ Свои чудовищные преступления против
советских военнопленных  гитлеровскпе
бандиты пытаются, таким образом, при-
крыть пиничными ссылками на якобы не-
применимость общепринятых правил обра-
шения с военнопленными к советским лю-

ям. С
Документально также установлено, что в

ние «экзекуций» и «очистительных мер»,
т. е. массового истребления и в отношении
польской интеллигенции. В этом не остав-
ляет никакого сомнения оперативный при-
каз № 2 начальника полиции безопасности
и СД, помеченный: «Берлин, 1 июля 1941
года», в котором говорится следующее:

«Поляки, проживающие во вновь ок-
купированных областях, особенно на

территории бывшей Польши, будут про-

являть себя на оснозе их. опыта как ан-
тикоммунистически, так и антисемит-

а

«Поэтому, само собою разумеется, что
настроенных таким образом поляков на
первых порах (подчеркнуто Чрезвычай-
ной Комиссией) не следует подвергать
очистительным мероприятиям.

_ «В отношении польской интеллиген-
ции ит. х., поскольку в каждом отдель-
ном случае обстоятельства не потребуют
принятия немедленных мер, решение мо-
жет быть принято позднее».

Как уже было установлено, такие реше-
вия неоднократно принимались. Такие «очи-
стительные мероприятия» были действи-
тельно, как известно, проведены немецкими

убийпами в отношении польских офицеров
в Катынском лесу.

6. К суровому ответу гитлеровское правительство
и германское военное командование—

организаторов чудовищных преступлений!

Все приведенные выше тайные приказы
и инструкции германского военного комап-
хования и полиции со всей  убелительно-
стью говорят о тщательно разработанной
- гитлеровцами системе массового истребле-
ния советских людей в виле особо органи-
зованного для этих чудовищно преступных
. пелей аппарата, всяких «оперативных
команд»,  «зондеркоманл», специальных
«фильтраций»,  «экзекуций»,  «ликвила-
ций», являвшихся не чем иным, как мас-
совым убийством советских военнопленных
и мирных советских граждан.

Эти приказы и инструкции говорят 4
том, что:

1) немепко-фашистские захватчики уже
в первые же месяцы войны с СССР upa-
ступили в массовому  истреблению как
тражданского населения СССР, так бойцов и
командиров Красной Армии, попавших в
плен:

2) массовое истребление населення и
военнопленных было предписано и проРо-
дилось по согласованию между органами
полиции безопасности и СД и верховным
командованием германских вооруженных
сил:

3) для физического выполнения «экзе-
куций» составлялись «оперативные» ий
«особые команды» (зонлеркоманды), имев-
птие право самостоятельно решать вопрос о
применении расстрелов;

4) расстрелы военнопленных и граждан-
ского населения немцы старались проводить
тайно, чтобы остальные военнопленные и

‚ Гражданское население ничего об этом не
знало; =H?

5) в отхельных случаях предписывалось
специально привозить советских военно-
пленных для расстрела на оккупированную

немцами территорию® Советского Союза.
  Публикуемые документы указывают, та-
ким образом, на то, что хирективы о предна-
неренном истреблении военнопленных и
мирных советских людей шли из Берлина,
от германского правительства и верховного
терманского командования, от имперского
министра оккупированных восточных обла-
стей, начальника безопасности = СД и дру-
гих членов гитлеровской шайки преступни-

ROB.

Чрезвычайная Государственная Комиссия
на основании материалов, публикуемых в
настоящем сообщении, & также на основа-
нии документальных материалов, ранее
опубликованных Комиссией по результатам
расследования злодеяний, совершенных не-
мецко-фашистскими захватчиками B OCBO-
божденных от немецкой оккупации совет-
ских районах, — установила, что:

1) Непосредственными организаторами и
руководителями массового уничтожения со-
ветских военнопленных и мирных советских
людей являются: начальниЕ лагерей военно-
пленных 1-го Военного округа Восточной
Пруссии генерал-майор фон Гинденбург, на-
чальник лагерей военнопленных «генерал-
губернаторства» генерал-лейтенант Геррготт,
офицеры связи криминальрат Шиффер, кри-
миналькомиссар Рашвитц.

2) Непосрелственными исполнителями
этого чудовишного истребления советских
люлей являются личный состав зондер-
команд, оперативных команл, коменданты и

персонал комендатур лагерей, а также их

пособники.   „
Все они должны понести.суровую кару за
свои преступления, совершенные против с0-

ветского народа.

Фотокопии отдельных подлинных документов, приведенных в тексте.
Сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии —

Ne 2
ee

Выдержки из приложения № 1 к оперативному приказу № 14 начальника полиция
безопасности от 29 октября 1941 г.

№ 5

№ 6

Выдержки из приложения № 2 к оперативному приказу № 8 начальника полиции
безопасности от 17 июля 1941 г.

Ne 7

Директива оперативной комачды Ц/5 полиции безопасности и СД. за № 12/41
от 25 ноября 1941 г.

`ВЦСПС присутствующие

ветской ‘литературы и искусства.

°ХИ пленум ВЦСПС

Вчера, 10 марта, в 6 часов вечера, в.
Колонном зале Дома, союзов открылся ХИ
пленум ВЦСПС. В работах нленума при-
нимают участие председатели централь-
ных комитетов и ряда областных и фаб-
рично-заводских комитетов профсоюзов. В
числе гостей — руководящие работники
промышленности, рабочие-стахановцы и
инженерно-технические работники, проф-
союзный актив московских предприятий.

Появление в зале секретарей ВЦСПС
тт. Н. М, Шверника, В. В. Кузнецова,
К. И. Николаевой и членов президиума
встречают про-
должительными аплодисментами.

ХИ пленум ВЦСПС открывает тов. Н. М.

Шверник. По его предложению единоглас-
но утверждается следующая повестка дня:
1. 0 работе профсоюзных организаций
по дальнейшему развёртыванию Всесоюз-
ного социалистического соревнования.

тельное движение за организацию моло-
дёжных бригад, ставящих своей задачей
всемерно бороться 3a - перевыполнение
производотвенных заданий, за. внедрение
передовых методов. работы, за достижение
всё более высоких результатов работы с
меньшим количеством рабочих, беря пе
числом, & умением.

Задача профсоюзных организаций все-
мерно помогать этому замечательному
движению молодежи, организовать шеф-
ство квалифицированных рабочих над мо-
лодыми, повышать квалификацию участ-
ников молодёжных бригад.

_ Рядом примеров тов. Кузнецов показы-
вает, как переход на поток во многих
предприятиях привёл к рёзкому увеличе-
нию выпуска продукции для фронта и по-
вышению  производительности ‘труда.
Профсоюзные организации во многих слу-
чаях, к сожалению, стоят ещё в стороне

_2. 0 мерах по дальнейшему развёрты-
ванию и улучшению индивидуального
коллективного огородничества в 1
году.

3. 0б усилении общественного контроля
профсоюзных организаций над работой
столовых, магазинов и подсобных хо-
зяйств. :

4. Организационные вопросы.

С докладом по первому вопросу высту-
пил секретарь ВЦСПС тов. В. В. Кузнецов.

— ХИ паенум ВЦСПС, говорит тов.
Кузнецов, — собрался в исторические для
нашей родины дни. Свыше года доблест-
ная Красная Армия под гениальным води-
тельством Верховного Главнокомандую-
щего Маршала Советского Союза товари-
ща И. В. Сталина ведет  победоноеное
наступление, громя гитлеровских захват-
чиков и изгоняя их с советской земли.

Рабочие и работницы, инженеры, тех-
ники и служащие своим самоотвержен-
ным трудом на фабриках и заводах, в
шахтах и рудниках, на транспорте и на
стройках крепят боевую мощь Красной
Армии, давая с каждым днем все больше
вооружения и боеприпасов, обмундирова-
ния и продовольствия. . ‘

Напряженный, кипучий труд ‘рабочих
и служащих, сзмоотверженно номогаю-
щих фронту, нашел свое ‘ярчайшее про-
явление во’ Всесоюзном социалистическом
соревновании, которое возглавили проф-
союзные организации.

— В период Всесоюзного социалисти-
ческого соревнования, —- указывает тов.
Кузнецов, — производительность труда
по промышленности в целом значительно
выросла, значительно возрос и выпуск
продукции.

Но для завоевания окончательной по-
беды над врагом требуется дальнейшее
напряжение сил, самоотверженная рабо-
та всего тыла. Перед рабочим классом и
нашей советской интеллигенцией стоит
задача всемерно расширять помощь Крас-
ной Армии, давать ей все необходимое
для окончательного разгрома врага.

Важнейшей задачей профсоюзных op-
ганизаций является улучшение работы
по дальнейшему развертыванию Всесоюз-
ноге социалистического соревнования.

Тов. Кузнецов подверг резкой критике
деятельность центральных комитетов
профсоюзов рабочих строительных мате-
риалов, рабочих цементной промышлен-
ности и рабочих бумажной промышлен-
ности.

Социалистическое соревнование рабо-
чих и служащих является могучим ры-
чагом, при помощи которого мы можем
обеспечить не только дальнейшее движе-
ние наших передовых предприятий впе-
рёд, но и подтянуть отставшие предприя-
тия до уровня передовых.

Необходимо, чтобы в социалистиче-
ском соревновании принимали участие
Bee рабочие и работницы, инженеры,
техники, служащие. Профсоюзные орга-
низации должны обратить особое внима-
ние на всемерное развитие индивидуаль-
вого соревнования, организовать сорев-
нование по профессиям.

Ценный вклад в социалистическое с0-
ревнование внесла советская молодежь,
среди которой по инициативе ленинско-
сталинского комсомола возникло замеча-

и
944 Еомам ряда предприятий среднего маши-

НИИ ETT

от внедрения поточного метода производ-
ства, — это относится, например, к зав-

ностроения.

— Всесоюзное социалистическое co-
ревнование в 1943 году, — говорит тов.
 Кузнецов, — выдвинуло и такую форму
участия рабочих в борьбе за увеличение
выпуска продукции, как общественный
смотр организации труда, развернувитий-
ся во многих отраслях промышленности
и транспорта.

Докладчик подробно останавливается
на работе производственных совещаний.
Фабзавкомы должны организовать посто-
 янный контроль за проведением в жизнь
‚принятых предложений рабочих. Произ-
водственные совещания неебходимо созы-
зать регулярно, с заранее намеченной по-
-весткой ДНЯ. Необходимо восстановить
 практику созыва общезаводских произ-
‚водственных конференций не реже одного
‘раза в квартал. :
  Большое внимание должно быть уде-
лено обучению вновь пришедших на про-
 изводство рабочих. Важную роль-в этом
деле играют курсы повышения квалифи-
кации, стахановские школы, индивиду-
альное шефство, наглядная  производ-
‚ственная пропаганда. 0с0бо следует под-
 черкнуть значение курсовой системы обу-
чения тех рабочих, которые уже приоб-
рели первичные производственные на-
ВЫКИ:

Борьба за выполнение государственно-
го плана неотделима от повседневной за-
 боты об удовлетворении неотложных нужд
рабочих, инженерно-технических  работ-
‚ников и служащих. Докладчик указывает,
что директора предприятий и председате-
ли фабзавкомов в первую очередь несут
ответственность за снабжение и`бытовое
обслуживание рабочих и служащих.

— Профсоюзы, — указывает в заклю-
 чение докладчик, — должны поднять на
более высокий уровень всю свою работу
по организации соревнования в соответ-
ствии с теми залачами, которые поставил
перед советским народом наш вождь и
учитель товарищ Сталин!

Заключительные слова доклада пленум
встречает бурными аплодисментами и
долго не смолкающей овацией в честь
товарища Сталина.

После доклада тов. Кузнецова начались
  прения. Е Mie

В прениях выступили председатель
Центрального комитета профсоюза рабо-
чих промышленности боеприпасов тов. Ва-
женин, председатель ЦЕ профсоюза рабо-
  чих угольной промышленности Донбасса
‚тов. Савков, уполномоченный ВЦСПС по
 т. Ленинграду и Ленинградской области
тов. Казаков, председатель ЦЕ союза ра-
бочих хлопчатобумажной промышленно-
 сти Ивановской и Ярославской областей
‚тов. Цветкова, председатель ЦЕ союза ра-
‚бочих леса и сплава центральных и юж-
ных районов СССР тов. Марнов, предсе-
 датель ЦЕ союза рабочих коксохимиче-
  ской промышленности тов. Шульга, пред-
седатель ЦЕ союза рабочих меховой про-
мышленности тов. Петелин,

*

Сегодня на пленуме ВЦСПС —— пролол-
жение прений по докладу тов. В. В. Ёуз-
нецова.

Общее собрание Академии наук Украмнской ССР, _

посвященное памя

В связи с исполнившимся 130-летием со
дня рождения Т. Г. Шевченко вчера в Мо-
сковском Доме учёных состоялось общее
собрание Академии наук Украинской CCP;
посвящённое памяти великого поэта-рево-
люционера. В собрании приняли участие
видные деятели науки и литературы Украи:
ны и Москвы.

Президент Академии наук Украинской
ССР Герой Социалистического Труда акаде-
мик А. А. Богомолец, открывая собрание,
говорит об огромной любви и популярности,
которую завоевал в сердцах украинского
народа великий поэт — борец за народное
счастье Тарас Григорьевич Шевченко.

— Каждый год, — сказал А. А. Богомо-
лец, — украинский народ торжественно от”
мечает Шевченковские дни. В эти дни, по-
свящённые воспоминаниям о великом поэте
Украины, наш народ особенно ярко чувст-
вует своё завоёванное в боях право на сча-
стливую жизнь в братской семье народов
Советского Союза.

Анализируя художественные образы бес-
смертных творений Шевченко, академик
Богомолец приводит яркие свидетельства
той глубокой симпатии, которая связывала
этого замечательного певца украинского

ти Т. Г. Шевченко

народа. с русским народом. Его замечатель-
ная поэма «Еретик» — это горячий призыв
к единству славянских народов, к борьбе
против немецких угнетателей.

— Близок час,—заключает академик Бо-
гомолец, — когда под руководством вели-
кого Сталина наступит наша окончатель-
  ная победа над ненавистным врагом и ко-
гда снова над свободными просторами Ук-
раины зазвучат песни, сложенные Тарасом
Григорьевичем Шевченко, память о кото-
ром будет жить вечно.

Затем с докладом «Шевченко и русская
культура» выступил академик А. И. Белец-
кий. Он подчеркнул, что великий поэт Ук-
раины много почерпнул от русской культу-
ры и с живейшим интересом следил за все-
ми достижениями русской литературы от
Гоголя до Островского и Салтыкова-Ше-
дрина. В свою очередь творчеётво Шевчен-
ко, как указал докладчик, оказало значи-
 тельное влияние на общее развитие лите-
ратуры в России, воспитало не одно поко-
  ление писателей-революционеров.

Общее собрание Академии наук Украи-
ны с огромным воодушевлением приняло
приветствия товарищу Сталину и товарищу
Хрущеву. (ТАСС).

Шевченковский юбилей в столице Украины

КИЕВ, 10 марта. (По телеф. от соб.
корр.). Зал столичного Театра оперы.и ба-
лета имени Шевченко переполнен. Здесь
собрались стахановцы предприятий, писате-
ли, учёные, учителя, студенты, представи-
тели общественности столицы Украины. В
глубине сцены на фоне алых знамён возвы-
шается монумент Тараса Григорьевича
Шевченко.

За столом президиума члены ЦК КП(б)У
и правительства Украины тт. Коротчен-
ко, Гречуха, Корниец, Старченко, Корней-
чук, выдающиеся деятели украинской со-

ко, открывает вступительным словом ака-
демик Павло Тычина.

Затем с докладом на тему «Великий
патриот Украины Тарас Шевченко» высту-
пил академик Максим Рыльский. Доклад-
чик нарисовал яркий образ бессмертного
певца Украины, поэта-демократа, отдавше-
го своё пламенное сердце борьбе за свобо-
ду и счастье украинского народа, делу
братской дружбы между народами.

Участники собрания с большим под &мом
приняли. приветствие ‘товарищу Сталину.
Принято также приветственное письмо
тов. Хрущеву-—-- ----- +

Вечер закончился большим концертом ‚с

Торжественное собрание, посвященное
130-летию со дня рождения Т. Г. Шевчен-

участием лучших мастеров украинского
искусства.