ly №
у

Mey
Ny
ry
Athy
hy

iin

ity,
Ing

Daten
jab ten
Це
ТИ
0a);
BIL
A Chay
Oa

Yas
Dp rei
№) пи

тон
У Чи
ИИ
aya
anes

IM Set
В
Ще
№

raya)

rar

ме

way
о

yr
Kp
ac I)
и
yal

AKO}
спе
‚уе
цих,

mans
posit
м

of
р
pill?
)
et
i

(и
и
ми
i
Hit!

у

СУББОТА, 8 АПРЕЛЯ 1944 г. № 84

(8386) . `’ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Военная машина

возвращается
в строй

В холгие месяцы войны мы часто встре-
чались с людьми, врачующими фронтовые

„вы ни останавливалась
машина, на какой бы военной дороге ни

всегха неподалеку
находились люди, которые встречали вас

не глядя на

автомобили. Где

случалась поломка,

дружелюбно и раб отали,

часы, до тех пор, пока требовало дело

Летом вы находили их в лесу, а зимой— в
деревушке, в холодном са-
гараже, в здании эва-
среди развалин

какой-нибудь
рае, в заброшенном
куированной МТС или
только-что освобождённого города.

Работая самоотверженно, они творили
обогащали технику своего дела, двигалу
ee вперед. Они создали свою систему
свою технологию ремонта, наладили
изводство
автомобиля.

В Москве, в Политехническом
открыта выставка, посвященная
этих людей второй

шину, выставка
героической работе
разделений, полевых
ных заводов,

... Перед нами стэнды Ленинградского

фронта. Город, окруженный врагом, на-
Учился изготовлять для своего автопарка

все, что он раньше получал с многочис-
ленных заводов страны.

отмечена ленинградской точностью, тща-

тельностью отделки. Корпус бобины cpa-

ботан из жести консервной банки, но так,
что к нему не придерется самый ‘пристра-
стный браковщик. Аенинградцы особен-
но уснешно освоили самое сложное и тон-
кое в автомашине — электрооборудова-
ние, прекраено организовали штамповку
деталеи, производство инструмента.

В степях Украины работает больнгое
количество автомобилей иностранных ма-
рок. Автохозяйства 1-го Украинского
фронта добились больших успехов в орга-
низации ремонта и производстве деталей
для машин самых различных марок. Они
успешно используют трофейный металло-
лом для литья из цветных металлов.

В одном из разделов выставки показа-
вы оригинальный станок для шлифовки
клапанов, приснособление для ‘нарезки
шестерен, чудо-клей Назарова — универ-
сальное средство для соединения самых
разнородных материалов.

От стэндов, где показаны способы вос-
становления разных деталей, мы перехо-
дим к стэнду ВАРЗ — заведа (директор
‚тов. Соколин), где научились восстанав-
ливать целиком нашу отечественную лег-
ковую машину «М-1». Коллектив завода
освоил самое трудное производство—на-
резку шестерен заднего моста и коробки
скоростей.

Успешно работает завод, где начальни-
ком инженер майор Модестов,. специали-

`зировавшийся на восстановлении трофей-

чых машин. Сложность его задачи в том,
что к нему попадают автомобили почти
всех заводов Европы, разных дат вынус-
Ба, разного образца.

Значительная часть выставки посвяще-
на эксплоатации автомобиля в условиях
фронта. Водитель получает здесь исчер-
пывающее руководство для работы на лю-
бой машине, при любом состоянии воен-
ной дороги.

Выставка, организованная Главным
автомобильным управлением Красной
Армии, учит, как с помощью инициативы,
изобретательности самыми малыми сред-
ствами сделать многое. В мирные дни про-
изводство иных деталей требовало про-
должительного времени, заводских усло-
вий, сложных станков. Война научила

работать под открытым небом, быстро и

на самом простом оборудовании.
Выставка вобрала в себя опыт многих
тысяч людей, многих месяцев войны.

В. АНТОНОВ.

. иро-
запасных частей и деталей

музее,
труду
линии фронта, выстав-
ва, рассказывающая о ремонте и экесплоа-
тации автомашин Красной Армии. Скупым
языком, который в полной мере доступен
только людям, любящим и знающим ма-
рассказывает о подлинно
авторемонтных под-
мастерских, ремонт-

Каждая деталь

Бои на уничтожение
окруженного врага

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

Чем туже сжимается кольцо вокруг блестящее умение маневрировать и ста-
окружённых в районе западнее гороха вить противника в безвыходное положе-
кала немецких войск, тем отчаяннее ние.
стремится противник найти хотя бы узкую Мы привели лишь один эпизод сраже-
щель, хотя бы небольшую лазейку, вы- ния, раскинувшегося на широком про-
п из захлопнувшейся ловушки.  странетве. Враг оказывает яроетное 69-
: Тленные, захваченные в последних боях, противление. На ряде участков он пере-
утверждают, что командование окружен- ходит в контратаки, вводит в дело силь-
ной групнировки получило по радио при- ные огневые средотва, пехоту, танки, ар-
каз See Sen ee тиллерию, но терпит одно поражение за.
— ho явил нам, — другим и несёт тяжелый урон в живой
tn ie на допросе пленный солдат Иоз-   силе и технике. Только за 6 апреля к за-
елле что не сегодня— завтра нас паду от Скала нашими войсками уничто-
вызволят из беды. Я знаю, что в нашем, жено более 4.000 немецких солдат и

полку был расстрелян солдат за то, что ‘офицеров и захвачены громадные трофеи.
усомнился в рзальноети обещанной по-. x

мощи.
Деревня, тозько-что отбитая у немцев.

Дробя немецкую грунпировку на 01-!_/
дельные части, наши бойцы одновремен-!В боях за эту деревню замечательно про-

но, наносят немцам удары с фронта, На! явили себя гвардейцы-миномётчики. В те-
одном участке немцы пытались пробиться! Чение долгого времени немцы укрепляли
вдоль дероги. Танковое подразделение,  3Д6сь свои рубежи. Сильно пересеченная.
которым командует старший лейтенант местность — леса, болота, овраги — об-
Владимир Гальченко, проскочило вперед,   Легчала оборону. Немцы, боясь прорыва,
не ввязываяеь в бой. Когда на шоссе по-  Соорудили несколько опорных пунктов,
казались немецкие автомашины, наши! Усеяли подступы к ним минами, оплели
танки круто повернули и с хода вреза-  колючей проволокой, перегородили зава-
лись в колонну врага, опрокидывая и раз-  лами. Ни инженерные препятствия, ни 60-
оивая в щепы его технику, уничтожая не-  лота, ни погода не спасли фашистов. В
мецких солдат и офицеров. Скоро немец- решающие моменты, когда враг, ослеп-
кая колонна была рассеяна, и наши танки   ленный отчаянием, шел в контратаку,
принялись уничтожать её остатки. Сира- слышалаеь команда — «огонь». Раздава-
вивигись с вражеской колонной, подразде- лИеь залпы и затем над полем боя нави-
ление бросилось в бой туда, где другие   Сала тишина.

наши танки и самоходные орудия завяза-  Как по кладбищу, шли мы по дороге,
ли горячую схватку с немецкой танковой! где немцы накапливались перед контрата-
группои, предпринявшей яростную контр- кой. Сотни трупов немецких солдат и

?
{

3}

PER: an

Исполнилась третья годовщина нацио-
нально-освободительной борьбы народов
Югославии против немецко-фашистских
оккупантов. Этой знаменательной дате был
  посвящен радиомитинг югославских граж-
дан, проживающих в СССР. организован-
ный 5 апреля в Москве Всеславянским
Комитетом.

Митинг открыл вице-председатель Все-
славянского Комитета — сербский обще-
ственный деятель Божидар Масларич.

— Народы Югославии, — заявил он, —
верны свободолюбивым традициям своих
предков и в тяжелейших условиях развер-
нули беспримерную в истории националь-
но-освободительную борьбу. Более трети
нашей родины уже освобождено от окку-
пантов. Создана сильная народно-0свобо-
дительная, армия. Борьба югославских
патриотов вдохновляет антифашистское
движение не только на Балканском полу-
острове, но и во всей оккупированной Ев-
  ропе. Народы Югославии обрели, наконец,
mye я область, ВА   жизненную форму братского единетва, ко-
Women Она puted bie Mune   торую они так долго искали. Создано силь-

Фото И, Юсупова, (ТАСС).  Н0е демократическое федеративное rocy-

даретво, в правительстве которого пред-

ставлены все народы Югославии, все еб
общественные слой.

Дружными аплодисментами встречают
присутствующие заявление Масларича о
выдающихся заслугах в военных и поли-
тических успехах югославских народов
маршала народно-освободительной армии
Иосипа Броз-Тито, сплотившего вокруг се-
бя лучших сынов страны. Оратор подчер-
кивает огромное значение для всех борю-
щихся славянских народов победоносно-

ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ

В СРЕЛНЕЙ АЗИИ.
Тракторист-стахановец Первой Свердловской

Пленум
Союза советских
композиторов

В Москве состоялся пленум Союза со-
ветских композиторов. Было заслушано
три основных доклада— Шостаковича, Ше-
балина и Асафьева-—и ряд содокладов, по-
свящённых творчеству «композиторов за

атаку. На этот раз танки Гальченко, пе-
рестраиваясь на ходу, насели на немец-
кие танки, стрелявшие с места. Одновре-
менно были взяты под обстрел вражеские
самоходные пушки, спешившие на выруч-

‘заставили его принять огневой бой в не-!

ку к танкам.

Наши танкисты, уверенные в успехе,
© самого начала повели атаку таким об-
разом, чтобы отрезать пути отхода врагу.
Четыре наших самоходных орудия пох
командованием старшего лейтенанта Фе-
доровского точным и сильным огнем!
приковали к себе внимание противника и!
выгодных для него условиях. Тем време-
нем танки Гальченко и других команди-!
ров пошли на сближение с врагом.. Тут’
только поняли немцы, что бой проигран.
Они рванулись к шоссе, решив ценою по
тери нескольких машин спасти хотя бы
на время основные свои силы. Но это им
не удалось. Самоходные орудия Федоров!
ского отсекли немцев и отбросили их Ha!
прежнее место.

Враг попытался обойти этот район, от-
далившиеь от шоссе на несколько кило-
метров. И снова немцы потерпели неуда-
чу. Искусно маневрировавшие танкисты
Гальченко зорко следили за каждым дви-
жением немецких машин и не позволяли
им ускользнуть. Получилось так, что
вражеские танкисты, которые должны бы-
ли спасать свою пехоту, стали изо веех
сил спасать собственную шкуру.
больше немецких машин
дымом. Векоре сплошная черная завеса
закрыла район, где гремел бой. В дело
вступила наша артиллерия. Дым стал под-
ниматься выше, пламя пробилось сквозь

завесу, и обнаружилось, что огонь ножи-

рает вражески машины. Через полчаса,
когда стрельба затихла и дым рассеялся,
наступающие увидели, что было подбито
и сгорело 18 немецких танков и 5 само-
ходных орудий. Почти все экипажи не-
мецких машин погибли в огне или от
осколков наших снарядов.

Не задерживаясь, наши танки устреми-
лись вперёд. На головном танке можно
было видеть веселого, счастливого Галь-
ченко, только-что вместе с другими коман-
дирами одержавшего победу над против-
НИКОМ.

Этот пример решительных действий
наших танков и артиллерии характерен
для боев в районе города Скала. Совет-

ские танкисты снова и снова показывают
свое высокое наступательное искусство,

ЗНАНИЕМ АННАН

Все.
окутывалось

офицеров лежали на раскисшей весенней
земле. т №

Воины Красной Армии неуклонно идут
вперед, с разных сторон подвигаясь на-
встречу друг другу. У немцев остается
все меньше и меньше свободы для манев-
ра. Некоторые участки, обороняемые ИМИ,
уже насквозь простреливаются нашей ар-
тиллерией. На одной реке  серьёз-
ным успехом увенчался смелый маневр
наших кавалеристов. Немцы считали свои
позиции, упиравшиеся флангом в лесной
массив, неприступными. Однако конники
успешно преодолели все трудности и не-
ожиданно нависли над немецкими тыла-
ми. Гитлеровцы оказывали упорное со-
противление, но связь между их частями
была нарушена, и очень скоро они вынуж-
дены были сложить оружие.

На подступах к населённому пункту завя-
залея ожесточённый бой. Любой ценой хо-
тели удержаться здесь гитлеровцы. Удер-
жать этот пункт значило для них помочь
своим залертым частям пробиваться на
запад. В боях на этом участке воинах
Красной Армии помогли партизаны. Они
атаковали немцев с тыла. В решающий
момент, когда гитлеровцы все свои силы
сосредоточили против нашей пехоты, из
леса раздались  пулемётные очереди.
Двойного удара немцы не выдержали.
Развивая успех, наши войска преследова-

ва ворвались в его укрепления.

ярко иллюстрирует следующий эпизод. Во
матчиков удалось обойти батарею,

рейцы заняли круговую

tamu. И отбились.

`алака врата захлебнулась,

вание и обходится им очень дорого. Наши
войска неуклонно, шаг за шагом затяги-
вают петлю. Одновременно юго-западнее
Тарноноля они отбивают атаки крупных
сил пехоты и танков противника, стремя-
щихея пробиться на помошь Ев окружен-
ной группировке.

В. ПОГОСТИН.
  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 апреля,

_К былой колхозной славе

Зима уходила нехотя: то засыпая та-
Пю землю снегом, то обдувая её ледя-
TMH закаспийскими ветрами. Но от
‘нега не осталось даже следа. По вепух-
им рекам медленно поплыли серые
‘MH, Ha солнцепеке показались пер-
вые тонкие иголочки трав, высоко в не-
6 протянулись на север первые косяки
журавлей. Весна пришла! И с нею на по-
ревших гребнях пашен появились
первые земледельцы. Они деловито раз-
упнают в пальцах сырые и холодные
еЩЁ комья земли, по-хозяйски ощунывают
почву, развязывают мешки с зерном. Они
Начинают выборочный сев.

910 — первая весна, когда освобож-
Жнные от немецкой оккупации колхо-
зы Ворошиловградской области выезжа-
WT селть с хорошо подготовленным к
фаботе машинным парком на хорошо 0б-
мботанные ¢ осени массивы. р Правда,
№ здесь ешё носят следы войны. Тут
1 му виднеются зигзаги засыпанных
‘OOO, Бороновальщики то и дело из-
М ют из-под борон обрывки колючей
Пволоки или простреленные насквозь
мецкие каски. Местами торчат из зем-
1 обломки бревен — накатник блинда-
Ж6Й и дзотов. Валяются разбитые пуш-
И, снарядные стаканы, ржавые минные
робки, кучки стрелянных гильз. Всё
910 тщательно убирают, сносят на край
Поля, где ветер треплет прошлогоднюю
Полынь — грустное напоминание 0 He-
мецком владычестве.

Колхозники используют каждую мину-
ТУ погожего времени. На полях ‚ Ново-
Йдарского района уже во-всю работают
тракторы. На выборочных участках вепа-
Хано 250 гектаров, из них 210 — трак-
Торами. Посеяны первые 20 гектаров яч-
меня и подсолнечника. В одном только
колхозе имени Ленина этого района вепа-
хано 104 гектара. предназначенных Под
Посев ранних колосовых. Начались рабо-
ты в Ново-Астраханском и Станично-ЛТу-
танеком районах. Все без исключения ма-
Минно-тракторные станции вывели свой

ма т. Орешко на видном месте стоит раз-
вернутое пурпурное бархатное . знамя ©
золотой бахромой. Это знамя — гордость
области. Оно получено за успешный ре-
монт тракторов. Три месяца под ряд во-
рошиловградцы держат его в своих ру-
ках, не лёгким трудом завоевав победу.
Много хорошей выдумки и умной ини-
циативы проявили работники машинно-
тракторных станций для того, чтобы
подготовить машины к севу. Вот, напри-
мер, Ново-Псковская МТМ. После немец-
кого хозяйничанья здесь остались одни
камни. Тракторы и станки были разби-
ты, искарежены взрывами тола и мели-
нита. Директор МТМ т. Домащенко во-
шёл в район вместе с войсками Врасной
Армии, застав на месте мастерской бук-
вально пустое место. Общими усилия-
ми бывших работников МТМ в короткий
срок была построена временная мастер-
ская. По частям собрали станки. Свезли
на двор все разбитые тракторы. Дирек-
тор МТМ т. Домащенко применил узло-
вой метод ремонта, и к 1 марта мастер-
ская восстановила 170 тракторов, уком-
илектовав ими три станции. Ремонт
признан отличным.

Второе место в области заняла Евсуг-
ская МТМ. Директор её т. Токарь построил
по существу новую мастерскую, сумев
организовать в ней массовое производство
тракторных частей. Мастерская превра-
тилась в небольшой тракторо-ремонтный
завод, который снабдил запасными ча-
стями много станций.

Аналогичное положение в Ново-Астра-
ханской и других МТС, сумевших в труд-
ных условиях прифронтовой полосы вос-
создать своё хозяйство, привести в по-
рядок тракторный парк. Рабочие машин-
но-тракторных станций ни на минуту не
забывали, что в нашей области, где нем-
цы уничтожили весь рабочий скот, успех

сева будут решать тракторы.

парк в поле...

, р: нию посевов.
кабинете председателя облисполко-  уделили размеще

Нынешней весной колхозы 0 le
й облас 106 BHAM
‘радской области 060006
ee 300 тысяч

м пшеницы, овса, ячменя и проса
будут посеяны по зяби, 150 тысяч тек-
таров яровых размещаются но выгодным
предшественникам и на мягких, незасо-
рённых почвах. А 60.000 гектаров по-
требуют ранней глубокой вспашки с
предилужниками и тщательного бороно-
вания. Это — земли, которые засевались
при немцах, по их варварской «агротех-
нике» и так заросли бурьянами, что их
совершенно невозможно отличить от бро-
совых участков, пустующих много лет.

Есть и ещё одна особенность нынеш-
него сева: в области полностью возрож-

об’единено 60.000 колхозников. КБоль-
шинство из них начало борьбу за высо-
кий урожай ещё зимой. Они собрали
около 25.000 центнеров золы и помёта,
вывезли на свои поля около 100.000
центнеров навоза. В колхозах Старо-
бельского и Ново-Пековекого районов
многие звенья внесли в почву полную
норму удобрений. Каждое из 7.000
звеньев имеет свой агротехнический
план, нормы выработки и расценки, а
руководители звеньев прошли кратко-
срочные курсы.

Хуже обстоит дело с семенами. Их

нехватает на посев 150.000 гектаров.
Немецкая саранча сожрала весь хлеб.
Много семян колхозники собрали из лич-
ных запасов, и своими семенами область
посеет три четверти ярового клина,
Остальное даёт государство в порядке
сеуды. Принимаются решительные меры
к тому, чтобы ещё до начала массового
сева всё зерно было на месте. В те обла-
сти, которые выделяют ссуду, командиро-
ваны ответственные работники.
_ Донбасс вступил в третью военную
весну. На полях возникает горячий кол-
хозный труд. Ворошиловградекая область
завоюет нынче высокий урожай.

П. АННЕНКОВ,
соб. корреспондент «Известий».

ВОРОШИЛОВГРАД.

ли их на протяжении нескольких километ-
ров и на плечах отетупающего противни-

Упорство боёв в районе западнее Скала

время контратаки группе немецких авто-
KOTO-
рой командует офицер Ивановский. Бата-
оборону. Они ливания крови.
били гитлеровцев прямой наводкой из пу-
шек, отбивались винтовками и автома- J
Пушки Ивановского крови, спасиеи жизнь многим тысячам со-

истребили свыше 100 гитлеровцев. Контр- Ветских воинов. Многие тысячи ростовчан

Важдый день боев к затаду от города
Скала приносит‘ немцам горькое разочаро-

‚  самых

последний год.

Доклады вызвали живой обмен мнения-
ми. В прениях приняли участие Прокофьев,
Сурин, Старокадомский, Ашрафи, Лепе-
шинская, Э. Гилельс и много других ком-
позиторов, дирижеров, артистов, искусство-
ведов и музыкальных деятелей.

На пленуме были подняты творческие
вопросы—о профессиональном мастерстве
композиторов, народности и национальном
характере советского музыкального искус-
ства, музыкальном языке и стиле произве-
дений, рожденных войной, о достижениях
музыкальной культуры братских респу-
блик. Пленум единодушно констатировал
огромный творческий рост советской музы-
ки, её высокую идейную направленность.
Были подробно обсуждены последние про-
изведения Шостаковича, Прокофьева, Ха-
чатуряна и ряда молодых композиторов.

С большим под’ёмом участники пленума
приняли приветствие товарищу Сталину.

Фронтовое спасибо

от соб. корр.). С фронта пришло письмо.
т. Пронин. Адресовано оно было жительни-
це Ростова т. Смагиной. Вот его содержа:
ние:

«Сердечное спасибо, уважаемая тов. Сма-
гина, от воина Красной Армии за спасение
его жизни. После ранения я снова в родной
гвардейской части, среди испытанных  бое-
вых друзей. Мы успешно идём на запад.
И сейчас, в свободную минуту, вспоминая
четвёртое своё ранение, я решил написать
вам это письмо. Ваша кровь исцелила меня,
Она спасла меня от гибели».

Такие письма, полные благодарности и
любви, получают сотни трудящихся горо-
да — доноров Ростовского института пере-

Только за годы Отечественной войны ин-
ститут передал в госпитали десятки тонн

отдали свою кровь для раненых бойцов и
офицеров Красной Армии. Мать фронтовика
домохозяйка Чередниченко за два года да-
ла 30 литров крови. От 15 до 20 литров кро-
ви дали работница фабрики-кухни Акимова,
сотрудник 4-го отделения милиции Кочетов,
домохозяйка Смагина и многие другие. Свою
кровь для раненых воинов Красной Армии
отдают все сотрудники института, от дирек-
тора т. Ивахненко до санитарки т. Синге-
евой.

Организованный 12 лет назад, Ростовский
институт переливания крови ведёт также
большую научно-исследовательскую работу.
Он выпустил более 40 научных трудов, три
руководства по переливанию крови,

Собрание
бойцов—отличников всевобуча
в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД, 7 апреля. (ТАСС). Co-
стоялось общегородское собрание бойцов—
отличников всевобуча, на котором город-
ской военный комиссар. полковник Растор-
гуев сообщил об итогах испытаний, пока-
завших высокое качество боевой подготов-
ки. Свыше 80 процентов всевобучников но-
лучили отличные и хорошие отметки.

Выступивший на собрании знатный снай-
пер Герой Советского Союза сержант Дья-
ченко, уничтоживший 425 фашистских сол-
дат и офицеров, передал молодежи привет
от бойцов и командиров Ленинградского

дается звеньевая система труда. В звенья   Фронта и призвал её неустанно повышать  мик Б. Д. Греков сообщил:

военную выучку. Герой Советского Союза
тов. Егоров рассказал о героической борьбе
народных мстителей в немецком тылу.

Участники собрания с большим под’&мом
приняли приветствия товарищу Сталину и
тов. Жданову.

Батат в Средней Азии

СТАЛИНАБАД, 7 апреля. (По телеф. от
соб. корр-). Всесоюзный институт сухих
субтропиков в Сталинабаде получил из
Грузии богатую коллекцию семенного ма-
териала батата — сладкого американского
картофеля. В коллекции— 68 сортов, в том
числе новые советские сорта «Первенец
СССР», «Рекордный» и «Картофельный».
Полученные семена уже заложены для
размножения на Сталинабадском опорном
пункте Института сухих субтропиков.

Батат — высокопродуктивная н менее
трудоёмкая культура, чем картофель. В
прошлом году кандидат сельскохозяй-
ственных наук т. Гутиев в Сталинабаде с
одного куста батата выращивал до 6 кг
клубней. Опыт разведения батата показал,
что с одного гектара можно собирать от 20
до 60 тонн высокоценного пищевого
и технического продукта. По своим пита-
тельным и техническим качествам батат
значительно выше картофеля. Особенно он
пригоден для получения крахмалистых ве-
ществ и спирта. Силос из батата в два ра-
за питательнее кукурузного.

Батат хорошо растет в Средней Азии, в
жарких засушливых местах, где
посадки картофеля себя не оправдывают.

РОСТОВ-на-ДОНУ, 7 апреля. (По телеф.

Писал его гвардеец, дважды орденоносец

го наступления Красной Армии, громящей
гитлеровские полчища, & вместе с ними и
румынские войска уже непосредственно на
территории противника.

Божидар Масларич обращается с горя-
чим призывом в своим соотечественникам
на родине — беспощадно истреблять не-
навистных оккупантов, метить им. за
кровь и муки народа, беспощадно карать
гнуеных предателей недичевцев, павели-
чевцев, четников Драже Михайловича.

Слово предоставляется югославекому

ского Комитета Велимиру Влаховичу.

— Наши народы, — говорит он, — не
только отвтекли с других фронтов большое
число немецко-фалистских дивизий, но,
создав свою народную армию, превратили
налу родину в серьезнейший военный и
политический фактор Юго-Восточной Ев-
роты. Напьи народы и наша армия ужо
три года помогают союзным армиям в раз-
громе гитлеровской Германии и ее васса-
лов. Будущие историки сумеют достойно
оценить роль народно-освободительной ар-
мии в разгроме фашистской Италии.
16 дивизий Муссолини на протяжении
двух лет беспрерывно истекали кровью в
наших горах. Жертвы, понесенные наро-
дом, не будут напрасными. Наш великий
союзник — Красная Армия уже пере-
шла румынскую границу, и ее части спус-
каются к устью Дуная, к истокам Тиссь—
Б двум рекам, воды которых текут через
напгу страну.

Влахович говорит об огромной помощи,
Боторую оказало советекое правительство
и Верховный Главнокомандующий Маршал
Советского Союза товарищ Сталин в орга-
низации югославской воинской части на
территории Советского Союза.

трастную речь, обращенную к своим
соотечественникам — хорватам, произно-
сит поручник югославской воинской части
в СССР хорват Павел Ковач, Вовач— олин
из многих хорватских солдат и офицеров,
которых изменник Павелич продал Гитле-
руи Муссолини в качестве пушечного мя-
с& и которые отказались принимать уча-
стие в братоубийственной войне против
русского народа. Оратор призывает своих
соотечественников, находящихся еще в
рядах павеличевеких усташей, перейти на
сторону народно-освободительной армии,
повернуть свое оружие против фашистских
оккупантов и всех тех, кто служит немцам.

На трибуне — господин С. Симич. Он
вспоминает критические дни марта 1941
года, когда Гитлер занес разбойничий
нож над своей очередной жертвой — Юго-
славией. В эти тяжелые дни советский на-
род протянул народам Югославии брат-
скую руку и заключил с Югославией пакт

общественному деятелю, члену Вееславян-

ЗНА

Радиомитинг югославских граждан,
проживающих в СССР

о дружбе. Эта весть пришла в день Bap-
варского нападения немцев и их сатолли-
тов на Белград. Югославская армия сопро-
тивлялась в течение 10 дней. Гнилой го-
сударственный аппарат распался значи-
тельно раньше. Правительство приказахо
армии капитулировать, а само бежало 32
границу.

— Но народ, говорит г-н С. Симич,—
продолжал борьбу без армии, без органи-
зованной власти, без вооружения, один
против всех внешних врагов, против всех
внутренних предателей. Он создал свою
власть, свое правительство, выдвинул сво-
их герсев и своего вождя, который был е

народом в самые тяжёлые дни, — мар-
шала Тито.
— Югославский народ, — продолжает

далее г-н С. Симич, — сам, своими сред-
ствами уже три года кормит и одевает
свою 250-тысячную армию, организует и
содержит свою законодательную и иснол-
нительную власть, а в это время так на-
зываемое  югославское «правительство»
тратит народные деньги на антинародную
пропаганду и на вооруженную борьбу
против народа, помогая предателю Дра-
же Михайловичу. Когда маршал Тито во
время шестого наступления врага призвал
всех сынов народа к борьбе с захватчика-
ми, каирское «правительство» загнало в
концентрационные лагери всех солдат и
офицеров, откликнувшихея на призыв
своего народа.

Выступает словенский общественный
деятель Драготин Густинчич. Он призы-
вает словенцев из дивизий Рупника и
Михайловича, пока ещё не поздно, перей-
ти на сторону маршала Тито.

— Словенцы!-— восклицает  Густин-
чич. — Красная Армия уже перешагнула
государственную границу Советского

Союза. Наши американские п английские
союзники подготовляют решительное нас-
тупление на западе. Не давайте ни мину-
ты покоя кровавому фалнизму! Ещё энер-
гичнее рвите коммуникацин, уничтожай-
те живую силу и технику врага. Победа
:за нами! Она близка!

С большим вниманием выслушали при-
сутетвующие речь болгарского обще-
ственного деятеля Белко Червенкова. Он
с возмущением говорит о чёрном престу-
плении болгарских агентов Гитлера. Вме-
сте с немцами, вместе с бандами Недича
и Михайловича они бесчинствуют, грабят
и разрушают югославские города и сёла.
Болгарские воинские части заменяют не-
мецкие дивизии, срочно отправляемые
Гитлером на советско-германский фронт.

От имени болгарских патриотов оратор
обращается к болгарскому народу, к сол-
датам, воваечённым в братоубийственную
войну против славян, с призывом смыть
позор, которым они покрыли себя, сра-
жаясь против братьев-югославов.

— Немедленно прекратите позорные
военные действия против братской народ-
но-освободительней армии! Идите вместе
¢ ней в бой против общего врага всех
балканских народов — немецких разбой-
ников. Следуйте славному примеру бол-
гарского батальона «Христо Ботев», кото-
рый покрывает славой свои знамена, сра-
жаясь вместе с частями югославской на-
родно-освободительной армии против
гитлеровских захватчиков!

С речами на митинге выступили пред-
седатель Всеславянского Комитета гене-
рал-лейтенант Александр Гундоров, под-
полковник югославского генерального
штаба Миодрага Лозич, сербский обще-
ственный деятель, член учредительного
собрания Лазо Стефанович, общественная
деятельница-черногорка Стоя Маркович,
македонский общественный деятель, член
Всеславянского Комитета Дмитрий Вла-

хов, словенский общественный деятель
  Иван Регент.

В заключение митинг югославских
граждан, проживающих в СССР, принял

обращение в народам Югославии.

Митингом принято также обращение в
южным славянам, проживающим в США,
Англии, Канаде, Латинской Америке, Ав-
стралии и других заокеанских странах.

*

После митинга состоялся большой кон-

церт славянской музыки. (ТАСС).

Новые работы советских археологов

Беседа с директором Института истории материальной культуры им. Н. Я. Марра

Академии наук СССР академиком Б. A.

В дни войны научные сотрудники Инсти-
тута истории материальной культуры им.
Н. Я. Марра Академии наук СССР провели

ряд интересных и ценных археологических   тересом

работ. За последнее время в поисках древ-
них поселений и материалов по изучению
истории материальной культуры нашей ро-
дины советские археологи побывали в
Средней Азии, в низовьях Лены, на Каме и
в Подмосковье. В беседе с корреспонден-
том «Известий» директор института акаде-

— Наиболее крупной является экспеди-
ция в Узбекистане, занятая раскопками в
зоне строительных работ Фархадстроя.
Её возглавляют член-корреснондент Акаде-
мии наук СССР А. Якубовский и профессор
В. Гайдукевич. Наши археологи и историки
ведут здесь исследовательские работы на
обширной территории древних поселений и

Грековым

это лекарственное или парфюмерное веще-
ство.

Сейчас археологи с исключительным ин-
ожидают дальнейших раскопок
внутренних помещений замка. Ученые на-
деются извлечь богатый исторический ма-
териал о культуре народов, населявших
этот район в [Х— ХПИ веках.

Археологические поиски велись также на
Каме, в низовьях Лены, в Подмосковье и
в других местах. Сотрудники института со-
вместно с Государственным Историческим
музеем под общим руководством профессо-
ра Б. Рыбакова провели разведочные расб-
копки в Звенигородском городище. Здесь
археологи на значительном пространстве
обнаружили культурный слой ХП—ХШ вв.
Среди находок уникальную ценность пред-
ставляют фрагменты сосудов той эпохи.
На днищах многих сосудов сохранились

могильников бронзовой эпохи, античного клейма княжеских мастеров-гончаров. Бла-

периода и раннего средневековья. Труды
учёных увенчались большими научными
результатами. Ими обследовано до 30 по-
гребений -—ГУ вв. нашей эры, давших
ценный вещественный материал.

На левом берегу Сыр-Дарьи экспедиция
нашего института ведёт раскопки древней-
шего поселения Мунчак-Тепе. Управление
Фархадстроя оказало помощь археологам,
выделив 70 землекопов.

После длительных работ здесь открыты
хорошо сохранившиеся остатки монумен-
гального замка середины первого тысяче-
летия нашей эры. Археологи раскопали гал-
лерею второго этажа и несколько внутрен-
них помещений. Галлерея имеет искусные
сводчатые перекрытия и ряд других архи-
тектурных
высоком мастерстве древних строителей,

Огромный научный интерес представля-
ют отлично уцелевшие остатки большой
керамической обжигательной печи. Тут же
найдены превосходные  образцы поливной
керамики местного производства, большие
золотые серьги, украшенные жемчугом,
костяной нож с художественной резьбой и
орнаментированный глиняный очаг. Недав-
но здесь обнаружили массивный стеклян-
ный сосуд, наполненный тёмнокоричневой
жидкостью. Имеется предположение, что

то крупному
П. Дорошенко, а впоследствии Н. И. Гон-
чаровой — матери жены Пушкина, Немцы
также разорили имение генерал-фельдмар-
шала Чернышова, под чьим командованием
русские войска брали Берлин в 1760 году,

годаря этим предметам учёные впервые ус-
тановили, что городище в Звенигороде су-
ществовало до монгольского периода. До
последнего времени историки относили
основание Звенигорода к ХУ веку.

Сотрудники института pce время выпол-
няют работы по выявлению Ущерба, нане-`
сенного немецкими варварами историческим
памятникам нашей страны. Составлены
списки и научная характеристика свыше
200 ценным памятникам археологии и древ-
ней архитектуры Истры, Волоколамска,
Смоленска, Новгорода, Киева, Чернигова и
других мест, освобождённых от немецких
захватчиков.

В —Иосифо-Волоколамском монастыре
немцы перед бегством разгромили музей и

деталей, свидетельствующих о выжгли внутреннюю часть Германовой баш-
ни. Среди вывезенных фашистами экспона-
тов находится один из выдающихся памят-
ников древне-русского прикладного искус-
ства — плащаница ХУ] века.
страдала находящаяся

Сильно по-
вблизи монастыря
усадьба Ярополец, принадлежавшая когда-
деятелю ХУП века атаману