a (tt)
HHH
a (Cf)
PKA

\ 108
СИЛ

ванн
Ме
№

ТЬФУ
КВ,

id

MOH,

pon
BY,

hau
ы №

rind rhe!

Enel
Ant

у ви

ws
vat

‘nen
Tin?

‚(и

cee
anil
, (1
МИ

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 АПРЕЛЯ 1944 г. № 85

(8387)
Я Е ЕН ТОиР о

lll

Mescoy Прутом и Серетом

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

По тяжелым, размытым весенними дож-
дями румынским дорогам непрерывным
потоком движутся наши пехотинцы, тан-
кисты, артиллеристы. Несколько дней на-
зад они переправлялись через Прут. Сего-
дня — перед ними олестят воды Cepera.
B иж кинят ожесточённые сра-
жения. Путь от Прута к Серету — путь
славных побед, героических подвигов `на-
ших воинов.

*

Прут — большая  полноводная
ка, Бе берега окроплены кровью  совет-
ских людей. Здесь в июне 1941 т
рано утром немцы и румыны веролом-
но нанали на нас. Враг тогда не ду-
мал о возмездии. Но оно пришло. Русские
снова на Пруте. Командир-сапер боевой
офицер Тварлола говорит, указывая на
место будущей переправы впереди:

— Это будет мост особенный, товари-
щи. Мы пойдем но нему за границу, в Ру-
мынию. Мы будем преследовать. немца,
пока не разгромим его до конца.

Ночью у реки холодно. По колена, а то
и по пояс в воле работают саперы. И вот
уже поднимаются из воды сваи, соору-
жаетея первый пролет. Но пехоте некогда
ждать. Бесшумно отчаливают от берега
лодки с солдатами. На илотах поплыло
орудие. Уходят вперед десантники с тан-
ков. Они прощаются с танкистами, гово-
рят им:

— Не задерживайтесь. Мы для вас до-
рогу проложим, а вы нас там, на другом
берегу, подвезете.

Бойцы пулеметного расчета, где коман-
хиром Михаил Матюнин, укрепляют на
лодке пулемет. Готовятся перейти грани-
цу и кавалеристы. Нетерпеливо бьют ко-
пытами кони, осторожно курят в ожида-
нии переправы кавалеристы.

На бурке в кругу воинов сидит паренек
чет семнадцати. Зовут его Никола Uypape.
Он с того берега, удрал от румын. Много
дней за ним и за другими такими же пар-
нями охотились румынские полицейские,
хотели забрать в армию. Но Николе уда-
лось ускользнуть. Он прошел через все ру-

ре-

мынскио посты, переплыл под пулями
Прут.

— У меня в Сороках старый отец, —
говорит Никола. —50 лет там работает

кузнецом. Кузня его на горе. Может, про-
езжали мимо, видели?

— А как звать отца? — спрашивает
паренька лейтенант-гвардеец. — Не Васи-
лий Иванович?

Он! — вокакивает
Значит, жив?

Никола.

теперь спокоен, а вам буду дорогу ука-
зывать. Я тут все дороги знаю. о самого
Бухареста пешком ходил.

С левого берега реки бьют по правому,
по воискам врага, наши пушки и танки.
Своим огнём они поддерживают совет-
ские части, начавшие форсирование
Прута на широком участке к северу от
румынского города Яссы.

*

Бойцы полковника Михаила Путей-
ко подошли к Пруту после двух-
суточного марша по раскисшим дорогам,
Мокрые, с натруженными ногами, они
тотчас же приступили к переправе,
Путейко наблюдал за действиями своих
бойцов с крутого берега. В нескольких
километрах от него грохотали артиллерий-
ские залпы. Немцы и румыны яростно
оостреливали левый берег Прута. Офицер
улыбнулся. Хитрость удалась ему. Это он
приказал демонстрировать подготовку к
форсированию Прута там, где сейчас шёл
бой. Действительную же переправу он
начал здесь. Противник стянул все свои
силы 5 месту ложной ‘переправы, a здесь
было тихо.

— Ито первым вступит на румынекую
землю, подходи!—крикнул старший сер-
жант Николай Ященко.

_ Бойцы бросились к нему. Всю ночь
оез отдыха перевозил Ященко бойцов че-
рез Прут. Его лодка неутомимо ходила
от берега к берегу. Но она была
недостаточно велика. Бойцы стали тут
же изобретать переправочные средства.
Связисты достали в прибрежном селении
доски и смастерили плот. Он был спущен
на воду. К нему привязали провод, и два

— Жив, жив твой батя. Ещё с нами
простился. Тряхну, говорит, стариной...
А кует как! Только в моем эскадроне
десяток лошадей подковал. И хороно.
Уже больше ста километров отмахали...

Задушевно разговаривают наши бойцы
© молдаванином. Но вот приносят приказ
© выступлении,

— Возьмите меня с собою, — просит
кавалеристов Никола. — За `батьку я

солдата из переправившихся раньше по-

тянули плот к правому берегу.

Тяни, бурлаки!
И плот быстро

берега.

Под ногами бойцов зашуриал песок.
Упругая лоза и ветви молодого осинника
хлестали людей по лицу. Но солдаты
уверенно прэбирались вперёд, туда, где
уже слышно было стрекотание автоматов,
где, не переставая, звучали  пулемётные
очереди. Это наши подразделения, пере-
правившиеся первыми, с боем продвига-
лись в глубину румынской территории.

*

Только-что занятая нашими частями
румынская? деревня. Жителей мало. Охни
ушли, поверив клевете немецких и ру-
мынских офицеров, твердивших, что
Красная Армия будет расстреливать и
убивать мирное румынское население.
Другие, спрятавшиеся от снарядов и пуль
в ближнем лесу, уже начинают воз-
вращаться.

Старый румын Григорий Рындасу
стоит у своего двора, Он тоже был
напуган  клеветническими росказнями,
этот старик. Ho сейчас испуг начи-
нает сменяться любопытством. Он рае-

достиг румынского

«ИЗВЕСТИЙ»)

сматривает наших бойцов, их замеча-
тельное вооружение. Улыбка зарождается
на смуглом морщинистом лице. Краено-
армейцы никого не убивают, не обижают.
Они не поджигают хат, не режут ни ко-
ров, ни овец. Это немцы относились к
румынам с презрением, оскорбляли их.
на каждом шагу. А Красная Армия ведет
себя замечательно. Советский воин под-
тянут, дисциплинирован, полон достоин-
ства.

„На противоположной окраине деревни
в окопе возле угловой хаты примостились
два бойца. Ствол ручного пулемета
устремлен в сторону противника. На’
дворе другой хаты замаскировались бро-
небойщики подразделения, где команди-.
ром офицер Быков. Сержант Кристалов
так умело замаескировал своё ружье, что)
его не заметишь с улицы.

Немцы идут в контратаку. Войцы
подпускают противника вплотную и секут
его короткими очередями из автоматов и
винтовок. Трупы в серо-зелёных итинелях
густо покрывают поле боя. Контратака
врага отбита, наши воины идут дальше
по румынской земхе.

*

Командир стрелкового подразделения
старший лейтенант Орешкевич рассказы-
вает:

— Перед тем, как начать штурм укре-
плений врага на подстунах к большому
городу Ботошани, я послал разведку.
Когда разведчики возвратилиеь и под-
твердили наши данные,  подразделе-
ние начало действовать. Открыв aBTo-
матный огонь, бойцы взвода гвардии
младшего лейтенанта Владимира Валуй-
ского бросились к вражеским траншеям.
Завязалаеь жаркая схватка. Метр за
метром отвоевывали бойцы территорию,
уничтожали засевших в траншеях пуле-
метчиков и автоматчиков противника.

В самый напряжённый момент над на-
ми появилиеь вражеские самолёты. Пока
они разворачивались для бомбёжки, ко-
мандиры взводов стремительно повели
бойцов вперёд. Всё подразделение прижа-
лось вплотную к противнику, и немецкие
лётчики оказались в затруднении. Они
должны были либо бомбить и своих, и чу-
жих, либо отказаться от бомбёжки. Само-
лёты ушли ни © чем. А наши бойцы опро-
кинули противника, выбили его из укреп-
лений. Много вражеских солдат и офице-
ров было уничтожено, много взято в плен.

*

Красная Армия наносит немцам и ру-
мынам мощные удары, громит линии их
обороны, гонит врага ‘на запад. Не уда-
лось немиам отсидеться и привести себа
в порядок за Днепром, Бугом, Днестром.
Не удастся им и их румынским приспел-
никам удержаться на Пруте. Прут уже
остаётся за спиною у наших бойпов.

Капитан А. ЕГОРОВ.
‚ 2й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 8 апреля.

Ночью в румынской деревне

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

День догорал в шуме и грохоте. Движе-
ние на фронтовых дорогах не прекраща-
лось ни на минуту. Земля дрожала, ив
хозяйском буфете дребезжала посуда.
Звон её напоминал о том, что наши танки
и пушки все идут и идут на запад. i

Хозяин хаты, 55-летний Дмитрий
Игнатьевич Ямщнков, русский человек,
предки которого осели в Румынии много
ет назад и который подвергалея утон-
ченным издевательствам сигуранцы, уже
во второй раз спрашивает меня:

— Откуда всё это взялось?
своим не верю!

И опять я рассказываю ему © Сталин-
граде, о том, как Красная Армия разгрэ-
мила там немцев, как нарастает волна
нашего наступления, как дружно рабо-
тает для фронта совстекий тыл.

Хозяйская дочь Дуняша, полгода пря-

Глазам

тавшаяся в сарае, чтобы немцы не угна-
И её в рабство в Германию, шепчет
отцу:

— Ты будешь спать, папа, или нет?
Ух которую ночь всё одно и то же...

Дмитрий Игнатьевич, погладив оклади-
ую чёрную бороду, отвечает дочери:

— Я много лет молчал, рта не разе-
вал. Теперь мне всё осмыслить нужно.
Надо интерес к жизни зналь, доченька!

Дуняша, посидев некоторое время мол-
18, заснула. Дмитрий Ямщиков  продол-
жал между тем свои расспросы и расска-
зывал сам.

— Нет предела жестокости врага, —
говорил он. — Был такой случай. Вер-
ные люди говорили мне о нем. В одном
городке на Одесщине немцы и ру-
MIR загнали в резервуар для горю-
чего более двухсот жителей — евреев,
русских, украинцев, греков, облили их
нефтью и сожгли. Знаю: они жгли людеи
в многих местах. За это им расплата бу-
т. Но слушайте, что дальше произошло.
№8 следующий день они влезли в резер-
ур с ситами и стали на ветру просвняить
Чаовеческий пепел. Зачем, вы думаете:

ав поисках золотых коронок от. зубов,
ваец, крестиков, крышек от часов!.. Что
казать об этом, как понять такое изувер-
(1во?,.

Не успел я ответить Дмитрию Игнатье-
вичу, как в хату постучались. Ha огонёк
Зашли четыре бойца,

— Водички, хозяин, не откажите!

Ямщиков поставил на стол большой
кувшин с хлебным квасом. 5
— Может, вместо воды  отведаето:

васок, он жажду лучше утоляет.
Бойцы пили квас большими глотками,

Ft yCCKMN
видимо, наслаждаясь прекрасным и
напитком. Потом, поблагодарив хозяина,

OHH собрались уходить. у
— Куда спешите? —— приветливым то

Нам спросил Ямшиков. — Переночуйте

Здесь.
Мне было понятно, что этому истоско-

вавшемуся по родным людям, по живым

речам человеку нужны были новые собе-
седники. Но бойцы ответили: : ;
— Cnacn6o за приглашение. Только

нам ощё километра два столбы нести надо.

ыяснилось, что их  линНеиный полк
связи тянет за наступающими войсками
проволочную связь. Люди еле поспевают,

так как столбы им за десять километров
приходится нести на себе.

— Ни машины, ни лошади по этой
проклятой южной грязи даже без столбов
иной раз с места тронуться не могут. Вот
и приходится нам и столбы, и огромные
мотки проволоки тянуть на плечах.

Дмитрий Игнатьевич сочувственно по-
смотрел на бойцов и заметил:

— Какая сила в русских людях! Уж
который день через налиу деревню идёте.
То танкам конца нет, то пушки за тягача-
ми ползут, огромные, длиннее и выше на-
ней хаты. А то вдруЁ боец по грязи на
плечах ящик с патронами талцит, спеттит,
повторяет; «Отетал от товарищей!» А то
вот бревна народ на себе носит. Такое мо-
гут только наши, русские люди!..

Закончив беседу, мы е хозяином улег-
лись спать. Но в дверь опять посту-
чались. ;

На этот раз гостями оказалиеь капитан
Алексей Свиридов, младший лейтенант
Григорий Дубок и повозочный Скрябин.
Свиридов и Дубок направлялись в госпи-
таль. Собирались доехать к вечеру, но за-
стряли из-за грязи. Пришлось искать
ночлега.

Дмитрий Игнатьевич разбудил Дуняшу,
поручил ей снова раздуть самовар, а сам
нарезал на тарелку сала, принес из чула-
на бутылку вина и стал потчевать гостей.

Алексей Свиридов, раненый осколком
мины в плечо и руку, чувствовал себл
бодро. У Дубка было несколько ранений
в ногу. Согревшись и плотно закусив, он
попросилея на отдых. Хозяин уложил
младшего лейтенанта на свою постель,
накрыл его ватным одеялом, а потом нод-
сел к капитану. Дуняша понимающе на
меня посмотрела: дескать, достанется же
теперь капитану.

Офицер Свиридов оказался командиром
стрелкового батальона, начавшим наступ-
ление у реки Горный Тикич и за 22 дня с
боями перешагнувшим четыре водных
преграды — Синюху, Буг, Днестр и Прут.
Совершив вместе с бойцами поход почти в
400 километров, он теперь успешно вое-
вал на румынской территории.

Пока капитан рассказывал о боевом пу-
ти батальона, Дмитрий Игнатьевич елу-
шал, не задавая никаких вопросов.Только
раз он осведомился:

—[ Выходит, каждые сутки примерно
по двадцать километров делали? И все по
такой вот грязи? Измотался народ-то; я
думаю?!

— Да как сказать, — ответил, улы-
баясь, капитан. — У меня есть связной
Олещук. Если на каждого в батальоне в
среднем пришлось за сутки двадцать ки-
лометров марша, то Олещук делал все со-
рок, а то и пятьдесят. Когда мы подходи-
ли к Бугу и нод Уманью бои вели, Оле-
щук говорил: «Перемахнем, товарищ ка-
нитан, через Буг, а там и отдохнем». Но
стоило нам через Буг перейти, опять не-
мецкие контратаки отбивать пришлось.
Олещук забыл 06 отдыхе. Лицо ero ocy-
нулось, шинель стала мокрая, тяжелая.
Но он говорил: «Значит. до Днестра, то-
варищ капитан?..» Да, физически народ,
может быть, и уставал, но моральные си-

«ИЗВЕСТИЙ»)

лы крепили его. Потом учтите, Дмитрий
Игнатьевич, что в наступлении всегда
под’ём, задот...

Так вот, дошли мы до Днестра, много
румын в плен набрали, трофеи богатые.
Олещук и спрашивает меня: «За Днеетр
перемахнем?» — «Перемахнем», — от-
вечаю. Так, поверите ли, он заплясал. А
потом и другие бойцы узнали, что мы за
Днестр двигаться будем. Из соседней ха-
ты, где они расположились на привал,
поднялась и зазвенела ло деревне песня...
Ну, а за Днестром дело ещё спорее по-
шло. За последний день неред Прутом мы
сделали двадцать семь километров. И ког-
да вышли к реке, люди землю целовали:
«Вот она, граница государственная на-
ша!» Олещук говорит: «Далеконько, това-
рищ капитан, отмахали!.. А на Румынию
пойдем?» — «А как ты думаешь?» —
спратгиваю. «Надо добивать их! — отве-
чает Олещук. — Каждого изверга хоть на
краю света, а догнать надо».

Уже остыл самовар, время перевалило
за полночь, а Дмитрий Игнатьевич всё
ещё продолжал задавать гостю вопросы.
Наконец, опять подала голос Дуняша:

— Папа, совесть знать надо! Капитан
устал, раненый, ему отдохнуть необхо-
ДИМО.

Ямщиков уложил капитана в постель,
тепло укрыл его, пожелал спокойной но-
чи, а сам подошел ко мне и зашептал:

— Народ-то какой?! Сила-то какая?!
На краю света, говорят, врага найдём и
добьём... Вы уж не серчайте, я вам рае-
скажу, как тут на второй день после при-
хода наших частей у меня на отдых 0603
остановился. Двадцать два человека в ха-
ту набралось. С ними за начальника стар-
шина был, в летах уж человек. Вошли
они в хату и все на пол прилегли. А стар-
тина и говерит: «Два часа вам на обсуш-
KY, а я пока сбегаю, мост посмотрю, цел
ли он, можно ли проехаль». Предложил я
старшине поесть. Поблагодарил он, а ку-
тать не стал. «Некогда», — говорит.
И сам побежал к мосту. Пришел через
полтора часа, Всех поднял и опять при-
казывает: «Тридцать минут времени
осталось, лошадей покормите и в дорогу».

Бойцы ушли овса лошадям дать, &
старшина подсел к столу, облокотился и
задремал. Я ему вопросы задаю. Он от-
кроет один глаз, посмотрит на меня, из
вежливости ответит и опять дремать на-
чинает. Жалко мне его стало, приумолк я.
Пусть, думаю, хотя сидя соснёт. Так нет.
Ровно через тридцать минут поднялся,
встряхнулся, подтянулея и говорит бой-
цам: «Все готово? Тронулись». Я ему:
«Отдохните еще хоть часок, ведь устали
вы». А он улыбнулся и отвечает: «Хоть и
три ночи глаз не смыкал, но отдыхать
некогда, приказ такой — ехать надо. До
свидания, папатта!..» Теперь вот и я, хо-
тя и без приказа, а спать не могу. От ра-
дости. Вею ночь проговорил бы...

Утром наша хата опять задрожала. По
румынской земле шли дальше, на запах
наши танки и пушки, пили новые колонны

советских войск.
Л. КУДРЕВАТЫХ.

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 8 апреля.

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Государственная граница — река Прут. На снимке:
рал-лейтенанта Коротеева, первой форсировавшей Прут,

бойцы одной из частей соединения гене-
переправляют через реку боеприпасы.

Фото специального военного корреспондента «Известий» А. Егорова. (Доставлено на самолете).

Слава войскам
двух Украинских
фронтов

8 апреля. Будний трудовой день. Ве-
черняя пора. Еще не совсем стемнело,
когда в небе зажглись разноцветные огни
ракет. По приказу Верховного Главно-
командующего Марнгала Советского Союза
товарища Сталина 24 артиллерийских
зална из 324 орудий прогремели над
Москвой в честь новой победы войск
1-го Украинского фронта, нанесших про-
тивнику поражение в предгорьях Карпат
и вышедигих на напгу государственную
границу © Чехословакией и Румынией на
фронте протяжением до 200 километров.

Час спустя прозвучал второй салют.
20-ю артиллерийскими залнами из 224
орудий столица приветствовала войска
2-го Украинского фронта, которые, фор-
сировав реку Прут севернее города
Яссы на участке протяжением 170 ки-
лометров, прорвали оборону противника,
овладели городами Дорохой и Ботошани
и вышли на реку Ceper.

Впервые трудящиеся Москвы услыха-
ли в один вечер, всего с часовым интер-
валом между салютами, 44 артиллерий-
ских залпа.

Народ толпился в эти часы на улицах
и площадях столицы. Взоры всех устрем-
лены в небо, где вспыхивают и рассына-
ются огненным дождем ракеты. Повсюду
слышатея восклицания приветствий в
честь войск 1 и 2 Украинских фронтов.

Салюты транелировалиеь по радио. Их
слушала вся етрана, слушал фронт.

Стахановская вахта,
в честь Прикарпатеких
и Прутеких дивизий

Победно грохочут над Москвой артилле-
рийские салюты. Достигнута юго-западная
граница родины, священный рубеж советской
земли. Весть о выходе наших войск на гра-
ницу с Чехословакией и Румынией и на ре-
ку Серет застала рабочих вечерней смены за-
вода «Динамо» имени С. М. Кирова в разгар
трудовой предмайской вахты. В честь доб-
лестных Прикарпатских и Прутских дивизий
еще дружнее закипел стахановский труд. В
смене мастера Уткина за первые два часа
работы задание было выполнено на 120 про-
центов. Во фронтовой бригаде комсомольца
Ильичева к 10 часам вечера токари Исаев и
Игнатьев выполнили сменное задание на 50
процентов.

В первом аппаратном цехе фрезеровщик
Павел Рябин заявил: ,

— Я был на фронте и знаю, что такое нас-
тупление. Победа над врагом требует бес-
перебойного снабжения фронта всем необхо-
димым. В апреле я, работая на двух фрезер-
ных станках, дважды установил общезавод-
ской рекорд по обработке деталей трамвай-
ного контроллера. За смену я в первом случае
выполнил задание на 800 процентов, а во
втором — на 1.375. Сегодня я постараюсь
ознаменовать радостные события на фронте
новой победой в труде.

Такое же обязательство взяли на себя и
остальные рабочие этого цеха,

Трудовой салют
ленинградцев

ЛЕНИНГРАД, 8 апреля. (ТАСС): В мар-
теновском цехе завода, где секретарём
парткома тов. Полетаев, шло партийное со-
брание, обсуждавшее вопрос о ходе пред-
майского соревнования.

Неожиданно секретарь партбюро цеха
тов. Коробкин прервал докладчика.

— Товарищи, — сказал он,—включаю ре:
продуктор, прослушаем важное сообщение...

Дружным «ура» встретили участники со-
брания приказ Верховного Главнокоман-
дующего Маршала Советского Союза това-
рища Сталина. Как только диктор произ-
нёс последние слова приказа, сталевар-
орденоносец Георгий Егоров сказал:

— Разрешите мне, товарищи, уйти сей-
час с собрания, чтобы стать на стаханов-
скую вахту в честь доблестных Прикар-
патских дивизий. Обязуюсь дать новую
скоростную плавку на 3,5 часа раньше
срока.

Коллектив цеха обязался в честь новой
славной победы Красной Армии завтра, в
выходной день, выйти на воскресник, что-
бы закончить на 3—4 дня раныше срока ре-
монт одной из мартеновских печей.

—о—-

Танки в подарок фронту

ГОРОД Н., 8 апреля. (ТАСС). Вчера рая-
ним утром на площадке завода, где дирек-
тором тов. Задорожный, выстроились по-
блескивающие свежей краской танки. Это—
подарок фронту от заводского коллектива,
построившего боевые машины собственны-
ми силами, на личные средства.

На митинге, посвященном передаче бое-
вых машин воинской части, председатель
завкома тов. Федоров заявил:

— Наш коллектив, воодушевлённый заме-
чательными победами Красной Армии, пе-
ревыполнил программу первого квартала и
с первых дней апреля выдаёт машины точ-
но по графику.

Офицер Красной Армии тов. Комаров от
нмени воинов заверил собравшихся, что

фронтовики с честью оправдают доверие
заводского коллектива.

Карпаты

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Весну 1944 года будут называть вес-
ной побед. Такой пришла она на Карпа-
ты, так прогремела в московских салютах.
Мы, живые свидетели происходящих со-
бытий, знаем и о том, как трудна она,
каких усилий стоит каждый победный
птаг.

После мартовских оттепелей на Укра-
ине неожиданно похолодало и целых
три дня ввирепствовал буран. Железные
дороги, шоссе и проселки замело снегом.
Навалило сугробы вышиной в человечес-
вий рост. И вот как-раз в то время, когда
буран бушевал особенно свирено, батальон
гвардии капитана Нечаева получил при-
каз выйти к переправе и занять оборону.
Разведка сообщила, что именно сюда ует-
ремились немцы, пытаясь уйти от пресле-
дования.

Кто кого опередит? Или немцы услеют
перескочить переправу, и тогда’ они со-
хранят свои силы, или Нечаев захлоннет
перед ними ворота,

До переправы было километров десять.
А метель бушевала и начиналась ночь.

Люди Нечаева шли по тлубокому сне-
гу. Тошади зарывались по брюхо, и тогда
солдаты помогали им вытягивать из
сугробов орудия и зарядные ящики. Все
выбились из сил. Даже самому Нечаеву
минутами хотелось остановиться, лечь на
снег и заснуть.

И вее-тави они шли внеред. С расеве-
том батальон достиг переправы. Немпев
здесь еще не было. Но вот-вот могли они
появиться. Командир, не теряя времени,
приказал приготовить позиции.

Артиллеристы выкатывали на высокий
берег и маскировали орудия; стрелки ко-
пали мерзлую землю, и руки у них кочене-
ли от колкого ветра. Это был нечеловечес-
кий труд. Но все, что делалось, дела-
лось во имя побелы.

Утром сквозь белые хлопья метели Не-
чаев различил впереди за рекой серую
массу немцев. Десятки машин с peBon
пробивались через сугробы. Нестройными
рядами шли солдаты. Капитан почувство-
вал, как испаряется усталость. Четко на-
чала работать мысль, увереннее, крепче
стали движения. Он оглянулея на пуле-
метчиков, присевитих е ним рядом в снеж-
ном окопчике, и тихо сказал:

—- Подождем.

— Поближе похпустим, — понимаю-
ще ответил пулемётчик.

Несколько минут продолжалось это

томительное ожидание, когда нервы нам-
ряжены до крайности и взгляды устрем-
лены вперед. Человек пятнадцать немец-
ких солдат подонли совсем близко к реке
и стали нащупывать брод. Только тогда
Нечаев резко и властно бросил слово
команды:

—- Огонь!

Берег ответил неистовым грохотом.
Все, что было тут, — пушки, минометы,
длинные ружья бронебойщиков и корот-
кие автоматы стрелков, — все заговорило
на своем языке.

Серая масса шарахнулась в сторону.
Несколько машин запылало. Ветер раз-
брасывал краеное пламя,

Внезапноеть удара на первое время по-
могла Нечаеву. Но вот посльшнались от-
ветные выстрелы. Немцы пошли в контр-
уе. У переправы завязался отчаянный

ой.

У противника здесь были танки. У него
не было иного спасения, как только про-
биваться вперед. Немцы шли с яростью
обреченных. Нечаев резал их метким
огнем, а они все лезли и лезли.

Е полудню бой достиг наивысшего нап-
ряжения. Казалось, еще один натиск, в
немцы вырвутся к броду, взломают воро-
Ta, которые захлопнул перед ними Неча-

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»).

ев. Совсем неожиданно над переправой
появились два советских штурмовых ca~
молета. Сквозь белые хлопья метели со
свистом, как два огромных снаряда, обру-
шились они на противника, сея ужас и
смерть.

Должно быть, им тоже пришлось с or-
ромным трудом взлетать с занесенной снв-
гом площадки аэродрома и потом почти
вслепую пробиваться через буран. Но вее
эти трудности люди терпели и выносили
ради того, чтобы гнать и громить немцев.

Самолеты помогли калитану  Нечаеву
удержать переправу. Носле того, как про-
шлиеь они над рассыпанными в снежном
поле стадами немецких машин, возникли
новые пожары и десятки вражеских тру-
пов засыпала метель на широкой равнине.

*

В эти же весенние дни продолжалаеь
битва за городок в предгорьях Карпат, у
самой нантей границы. Дом за домом. за-
нимали наши войска. Но, чтобы продви-
нуться вперёд, надо было не просто пере-
бежать какое-то простреливаемое немца-
ми пространство, а уничтожить врага. За-
HATS JOM нельзя было, не разбив прежде
поставленную в нем огневую точку про-
THBHEKA,

Городок уже в руинах, а враг все co-
противляется. Бой не знает отдыха ни
ночью, ни днем.

Рассказывают здесь про рядового ny-
леметчика Бадека. Он подполз охин co CBO-
им пулеметом на десять метров к немен-
ким позициям и бил почти в упор. Немпы
выкатили против Бадека пушку. На раз-
валинах улины завязался бой. Раненый
русский солдат сражалея против-толны
озверелых смертников. И камни окраси-
лись вражеской кровью, и пулемет Бадека
раскалился, но не умолк.

А на других улицах и в других кварта-
тах дрались другие советские солдаты,
упорством и храбростью подобные Бадеку.

Один взвод из мотострелковой части
Леонова, ворвавшись в самое логово вра-
гов, трое суток дрался без отдыха, и ни-

кто из солдат этого взвода за трое суток
ни на минуту не сомкнул глаз.

Когда в Москве загремят орудия, салю-
туя героям прикарпатских боёв, вспомним
о пулеметчике Бадеке, о каждом солхате
этого взвода.

*

Среди скалистых отрогов Карпатоких
гор по узкой дороге шли три танка. Охно-
му удалось прорваться вперед на государ-
ственную границу СССР.

Это был первый танк, достигший здесь
границы. Впереди и кругом его были вра-
ги. Товарищи еще вели бой на олном из
промежуточных рубежей. А этот танк шел
впереди всех. И теперь четверо танкистов,
находлщихея в броневой коробке, оказа-
лись одни. Им предстояло продержаться
по меньшей мере двадцать часов до подхо-
да основных сил. И они продержались, от-
бив одну за другой одиннадцать контратак
противника. Теперь, когда войска 1-го
Украинского фронта вышли на тоеудар-
ственнуто границу на фронте в 200 кило-
метров, помянем теплым словом наших
замечательных танкистов.

Победа достастея нелегко. На каждом,
даже маленьком, участке нашего весенне-
го наступления кипит тяжелая, упорная
битва. А тут еще погода обернется то не-
проходимой распутицей, то закрутит та-
ким бураном, какого и в январе не вилы-
вали. Через слякоть и непогоду, круша

ПВН TD

врага, громя его технику, идет наш рус-
ский солдат.
В. ПОЛТОРАЦКИИ.

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 8 апреля.

Чехословацкий народ в радостью воспримет весть о выходе
Красной Армии на государственную границу СССР с Чехословакней

Ерасная Армия вышла на границу с
Чехословакией! С восторгом воспринял я
эту радостную весть, прозвучавшую на
весь мир как новое доказательство могу-
щества и силы руководимой Маршалом
Сталиным Красной Армии, великой ар-
мии—освободительницы народов от нена-
вистного фашизма. Это историческое со-
бытие на ряду е другими великими подви-
гами Красной Армии укрепляет в наших
сердцах глубокую уверенность в скором
и окончательном разгроме гитлеровской
Германии.

На моей родине—в Чехословакии, пре-
терпевшей столько мук под нятой немец-
ко-фашиетских оккупантов, известие о
приближении советских войск вызовет
глубочайшую радость и ликование. Оно

ДНА

вдохнет в душу чехословацкого народа
надежду и веру в скорое освобождение от
ненавистных оккупантов, в возрождение
нашей прекрасной страны. Приветствуя
Врасную Армию, народ Чехословакии, не-
сомненно, приложит все усилия, чтобы
помочь ей разгромить немецкие войска,
внеся этим свою лепту в великую борьбу
всех свободолюбивых народов против фа-
шизма.

Земной поклон Красной Армии—оево-
бодительнице!

Слава Верховному Главнокомандующе-
му Маршалу Советского Союза Сталину!

Профессор Зд. НЕЕДЛЫ.
МОСКВА, 8 апреля.

20-летие Дома Красной Армии имени Кирова,

ЛЕНИНГРАД, 8 апреля. (ТАСС). Сегодня
исполнилось 20 лет со дня создания Ленин-
градского Дома Красной Армии имени Ки-
рова. Это один из старейших домов Красной
Армин. Начальник дома полковник Лазарев
сообщил корреспонденту ТАСС:

— В дни войны наши усилия были направ-
лены к тому, чтобы создать все условия
для культурного отдыха офицера-фронтови-

ка. Лекторы Дома Красной Армии прочитали
В подразделениях фронта до 19 тысяч лек-
ций на военные и другие темы. Концертные
бригады за время войны дали в частях и гос-
питалях около 34 тысяч концертов. Многие
из них проходили в землянках на переднем
крае. Было организовано 398 спортивных со-
ревнований, в когорых приняло участие до
100 тысяч человек.