у

т,
К

IR,

Ин
та

удет

Keb!
  Mor

ке

yah

A no  :

а-
анной
a
КВ

Moll
(зн
[ 10).

мо

(Зи

10)

НЕ,

к

‘tom Лебединским углубились под покро-

9603. Они ‘подобрались

`дей следили за его движениями. Он поста-

ВТОРНИК, 11 АПРЕЛЯ 1944 г. № 86

(8388)

Одесса.

(ОТ СПЕЦИАЛЬНЫХ BOEHHRBIX КОРРЕОПОНДЕНТОВ

Наши воины ещё подходили к Южному
Бугу, с шумом несущему сейчас вешние
свои воды, а уж они говорили о ней. о
жемчужине Черноморья, — об Одес-
се. Словно маяк, стоял перед воинами этот
город, боевая слава которого перекли-

кастся с бессмертной славой Севастополя.

*

Советские воины, разгромив против-
ника на ряде промежуточных рубежей
вышли на подступы к Одессе. Разведчики
саъинали взрывы. Но ночам небо озаря-
лось гигантским заревом пожаров. Гитле-
ровцы хотели стереть красавицу Одессу
с’лица земли. И наши части буквально
неслись к городу, спешили вырвать его
из кровавых рук врага, спасти жителей
Одессы.

Самый короткий путь к Одессе лежал
по Черноморскому побережью. Противник
полагал, что основные наши силы пойдут
к городу именно этой дорогой. Немцы
создали мощный огневой заслон по- за-
падному берегу Тилигульского лимана и
особенно сильно укрепились на узком пе-
решейке между лиманом и берегом моря.
Однако расчеты врага не оправдались.
Наши войска, правда, завязали здесь бои
‹ противником, но далеко не основными
своими силами. Тем временем стремитель-

но шло наше продвижение в западном на-
правлении. С хода преодолевалея один
водный рубеж за другим. Позади остава-
лись опорные пункты врага, подготовлен-
чые им окопы, блиндажи, огневые пози-
ции. Отступающие части противника не!
могли нигде удержаться. Их сбивала, тес-
нила мощная волна нашего наступления.

В рейд по тылам противника пошли
подвижные группы конников и тан-
кистов. Этот рейд изобилует примерами.
героизма наших бойцов и офицеров.

Кубанский казак старшина Dezop Cor-
ников действовал со своим подразделе-
нием вдоль коммуникаций врага. Днем.
‹ двумя пулеметчиками на тачанке он’
ворвался на территорию небольшой же-
лезнодорожной станции. Вражеские сол-
даты под руководством офицера спешно’!
грузили в вагоны боеприпасы и военное
имущество. Когда на них обрушился свин-
цовый ливень, они пустились наутек, He}
пытаясь даже защищаться.

Где бы ни появлялись кубанцы, они!
вызывали переполох среди вражеских
солдат. Кавалеристы во главе с лейтенан-,

вом ночи в тыл врага. На рассвете всад-
ники остановились в небольшом степном
хуторе, чтобы дать отдых коням. Неболь-
шую группу бойцов лейтенант послал в
пешую разведку. ;
Пройдя два километра по дороге на юг,
разведчики увидели большой немецкий
почти вплотную,
5 0бозу и начали бить из автоматов. Нем-
цы побросали лошадей, повозки и пусти-
лись бежать. Бойцы — за ними. Немцы
на ходу сбрасывали шинели и сапоги,
чтобы легче было бежать. Однако бойцы

настигли гитлеровцев и’ заставили их
сдаться в плен. у
В районе железнодорожной станция

Веселый Кут большой отряд вражеской
пехоты и танков предпринял в течение
ня двенадцать контратак. Советские пе-
хотинцы и артиллеристы выдержали на-
тиск. А когла враг истек кровью, измо-
тался и. ослабел, наши бойцы ударили по
остаткам вражеского отряда с флангов и
окончательно разгромили его. На станции
был захвачен подготовленный к разгруз-
хе эшелон с 25 немецкими танками. Тан-
кам, присланным для прикрытия отету-
пающих частей, так и не удалось воту-
пить в бой. Около станции немцы броси-
ли сотни автомашин.
ж
В то время как подвижные группы, &
вслед за ними пехотинцы и артиллеристы

‚  Еими перебежками, используя

«ИЗВЕСТИВ>)

устремились к Днестру, обходя Одессу с
северо-запада, усилился удар но против-
нику на Черноморском побережье. Узкий
перешеек между лиманами и берегом моря
противник превратил в настоящую кре-
пость. Артиллерийским и миномётным
  огнем простреливался каждый метр зе-
мли. Но советские воины упорно предви-
гались вперёд. Где ползком, а где корот-
выступы
местности, они преодолевали зону огня,
врывались в расноложение противника и

цы под прикрытием артиллерии несколь-
ко севернее берега моря форсировали Ку-
яльницкий лиман и ударили по обнажён-
ному флангу противника. Немцы ослаби-
ли сопротивление по фронту. Этим не за-
медлили воспользоваться наши части.
Они перешли в алаку, смяли противника
и вышли на окраину гороха — Пересышь.

Попытки врага. удержаться ‘на ближ-
них подступах к Одессе ни`к чему не
привели. Мелкими группами и подразде-
лениями наши части начали  просачи-
ваться в город.
- В то время, как советские бейпы вели
уличные бои в северной части города,
наши подвижные группы, предприняв
глубокий обход, вышли к Днестровскому
лиману. Конники.и танкисты неудержимо
продвигахись к берегу Чёрного моря в
южной части Одессы, ставя под угрозу
последний путь отхода противника.

В ночь на 10 апреля к городу подошли,
прорвав оборону гитлеровцев, советские

enter рукопашный Oo. Hamu 6oi-

части с западной и юго-западной сто-

роны.
*

Вот она, родная Одесса. Дым пожа-
ров стоит над городом. Когда. пишутся
эти строки, наши бойцы уничтожают по-
следних немецких автоматчиков, засев-
гих кое-где в каменных зданиях и про-
должающих отстреливаться. Город— нали.
Он истерзан, обезображен, но попрежне-
му прекрасен.

Нашими частями захвачены в Одессе
большие трофеи. Противник бросил на
под’ездных путях эшелоны с заводским
оборудованием, автомашинами, зерном.
Улицы торода усеяны трупами вражеских
солдат и офицеров. Остатки войск одес-
ского гарнизона противника взяты в плен.

Отступая, враг взорвал в Одессе порто-
вые сооружения. Горят склады. 0б’яты
пламенем суда, которые гитлеровцам не
удалось вывезти. В самом городе ‘пылают
многие дома. Все же враг не успел полно-
стью осуществить в Олессе свои злодей-
ские намерения. Умелые обходные манев-
ры наших войск поселили растерянность в
его рядах.

0 том, как пох стремительными удара-
ми наших войск деморализовалиеь вра-
жеские солдаты; особенно румыны, пока-
зывает следующий факт, о котором рас-
сказали нам жители только-что освобож-
деённого города.

Советские летчики разбрасывали над
Олессой листовки, сообщавигие населению
о победах Красной Армии. Немецкие и ру-
мынские жандармы пытались помешать
жителям поднимать и читать эти листовки,
Много листовок попало в руки румынских
солдат. Румыны начали продавать их одес-
ситам из-под полы на базаре...

Но румыны, как и хозяева их — немцы,
не только спекулировали. До последнего
момента они занимались в Одессе чулдо-
вишным разбоем и грабежом. Теперь стра-
дания жителей прекрасного южного горо-
да кончились. В городе и в войсках 3-го
Украинского фронта в связи с освобожде-
нием Одессы от немецко-румынских зах-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Украинского

Салют горолу-герою!

захватчиков красавица-Одесса. Те её жи-\
тели, которые уцелели от немецко-ру-
мынской петли и пули, переживают ра-
доеть воскресения из мёртвых.
По-особому любит одессит свой город.
такого человека в Одессе, который не знал
бы вдель и поперек всегосгорода, всех
курортов, всех дачных местностей, всех
достопримечательностей: от Лузановки до
Люстдорфа. А Ближние и Дальние Мель-
Большой Фонтан, Ланжерон, бульвар
Фельдмана, улица Лассаля (Дерибасов-
ская), — как много говорят одесситу эти

милые сердцу названия!
знаменитая киностудия, старейшая

торой тесно связаны имена Пушкина, Миц-

украинская опера в замечательном зда-
нии, театр Революции, Исторический
музей, Украинский университет, славная
музыкальная школа Столярского — пи-
томник талантов всемирной известности,
институт академика Филатова, — что ©
этим всем сделали гитлеровцы? Какие
стралтные руины откроются взору в осво-
божденной нашей Одессе?!

‘Одессит по самой своей природе опти-
мист. Юмор южанина он соединяет с жи-
востью, деловитость — с веселой песней,
  мех — с трудом самозабвенным. Он не-
  Жен примется за работу! Одесса вета-
нет из пепла и руин. Отстроятся заводы
и всесоюзные здравницы, учебные заведе-
ния, театры и жилища. 0 вшивых румы-
  нах и проклятых фрицах горестные вос-

фронта, овладевшим городом Одесса.

Освобождена от немецко-румынских
По-0собому знает одессит свой город. Нет
= Пересыпь, Молдаванка, Аркадия,

ватчиков царит огромное воодушевление.   поминания и презрительные прозвища 0с-

`’Майор В. КИРСАНОВ,
майор Д. ГРЕБЕНЩИКОВ.
3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 10.апреля.

Вброд через лиман

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Рота вышла на невысокий пригорок, и
перед глазами бойцов открылось необоз-
`римое взволнованное серо-стальное море.
Ветер гнал’ косматые, пенистые волны.
Подорванный пароход лежал у самого бе-
pera. Тревожная тишина стояла над
взморьем. ь

Гвардии старший сержант Абасов не-
сколько минут стоял неподвижно, Kak OBI
оценивая местность. Полоска узкого шос-
‹в вилась у самой воды, и брызги падали
на мягкий белый камень. По этому шоссе
должна была пройти рота леитенанта
Ракоеда, и сейчас парторг роты Абасов
разведывает путь. Он долго смотрел на
высокую гору по ту сторону лимана. Там
окопались немцы. Потом взгляд скольз-
нух дальше, по обрывистым скалам берега
ий остановился там, где за водным
пространством  угадывались очертания
Одессы. Be,

Короткий удар пушечного выстрела’
прозвучал над городом. Снаряд разорвал-
ся на самом шоссе. Потом разорвалось
еще несколько снарядов, и Абасов понял,
что немцы хорошо пристрелялись. Взор-
ваны все мосты, дамба под огнем. Пройти.
невозможно. { Е. i

Мысль о том, что можно пройти вород
о лиману, явилась не сразу. Ледяная,
мутная, бурлящая под порывами
втра вода казалась страшнее огневого
иувала. Но потом Абасов привык к этои
Уысли. Попробовал воду рукои. Прикосно-

вние ожгло неожиданно сильно. Каково

бет войти в эту воду по пояс! Но мысли
0 переправе Абасов не оставил.
Он подошёл к командиру роты и пред-.

Тейтенант выслушал его`и не удивился.
Они сам думал о том же, но ещё не при-.
нял окончательного решения.
.....Твардии старшему сержанту Абасо-
87 лейтенант Ракоед приказал разведать
брод через лиман. 2
Северный ветер налетал мощными п9-
рывами. Тучи все ниже прижимались к
земле и вдруг закрыли всё непрозрачной.
пеленой. Посыпалея мокрый снег, и сразу
всё вокруг стало белым. Вода лимана от
Этого стала казаться ещё более тёмнои,
холодной. лы
Чувствуя на себе взгляды товарищеи,.
коммунист Абасов спокойно взял в руки.
автомат ий магнул к берегу. Десятки лю-

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

воде. Потом решительно погрузился в
ледяную воду. Бойцы, выделенные в раз-
ведывательную группу, поспешили за
своим командиром. Они прошли несколь-
ко десятков метров. и берег скрылся от их
глаз в пелене снега.

Перед разведчиками лежал лиман ши-
риною более километра. По воде наугад
немцы били из орудий. Судорогами сво-
дило ноги, но бойцы шали. Ведь, невиди-
мая, за снежной пеленой лежала, Одесса.

И они вышли к высокому берегу. Рас-

средоточившись, подползли к траншеям
немцев. Все выведали, все узнали. А по-
том снова черный простор лимана, и холод
обжигающей воды, и судороги, сводящие
ноги. i т .
Они вернулись точно в срок. По пути,
разведанному Абасовым, рота за ротой
должна была пройти вся часть. И когда
все приготовились к ледяному походу, Аба-
сов сказал короткое слово. Он говорил о
приказе великого Сталина, о наших отцах,
вот так же в ледяной воде победивших
врага у легендарного Перекопа.

Ветер не унимался, снег падал, не пе-
реставая, и, почуяв неладное, били из ору-
дий немцы. Тяжелые снаряды ложились в
воду. вздымая фонтаны брызг. Но люди
шли, не останавливаясь. Неожиданно стих
ветер. прекратился снег и выглянуло солн-
це. ярким светом заливая лиман. Тогла
немцы увидели наступающих бойцов. Вода
закипела от шквального огня. Некуда бы-
  ло укрыться солдатам. Ведь не спрячешься
‘or осколков в холодных волнах.

Часть рывком прошла последние сто
метров. вырвалась на берег и коротким

ожил свой план переправы через лиман. ударом сбила передовые части врага. Бой

перенесся в траншеи, но судьба немцев
уже была решена. Прошло несколько ча-
сов, и по этому же пути прошли части ге-
нерала Цветаева.

Старший сержант Абасов после боя под-
нялся на высокую гору. откуда стреляли
немцы. Внизу чернел лиман, грустный ост-
ров Березань маячил в просторе моря, а
прямо впереди открылась Одесса.

Е ней вел короткий, но нелегкий путь.
Надо было пройти сквозь минные поля и
проволочные заграждения. через овраги и
ручьи, но Одесса звала, и манила, и шел в
ней гвардии старший сержант Абасов с ав-
томатом в руках, воин и освободитель.

Вадим СОБКО.

рался не вздрогнуть, прикоснувшись 6

3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 10 апреля.

танутся в памяти горожанина, — а язык
у одессита, как бритва! Это одессит
сказал однажды своему соседу: <Дай бог,

ххх

Осенью 1941 года, находясь в осаждён-
ном Ленинграде, я написала для очеред-
ной радиопереклички стихотворное «Обра-
щение к Одессе». В нем были такие строки:

«Ты велышишь ли меня? Из Ленинграда

Я шлю тебе дочерний свой привет».

Предполагалось транслировать это в
Одессу по радио, но было уже слишком
поздно. Город был оставлен нашими
войсками.

И сейчас счастье охватывает меня при
мысли, что мой «дочерний привет» бес-
препятетвенно донесетея из освобожден-
ного от блокады Ченинграда в 0свобо-
ждённую Одессу. Это двойная радость.

В нынешнем году Одессе исполняется
150 лет. Это один из молодых городов
нашей страны. Но никогда, думается мне,
даже ко дню тысячелетнего юбилея наш
город не состарится, не одряхлеет.

Со своими прямыми улицами, мощены-
ми синеватым камнем, с белыми дачами
над морем или среди благоуханных по-
лынных степей, искрящаяся, солнечная,
овеваемая ветрами, Одесса будет вечно
молода. Недаром её назвали «красавица
Одесса».

Но эта «красавица» с таким женствен-
ным именем обладает мужественной ду-
шой. Она доказала это не однажды. Ее
революционные традиции переходили из
поколения в поколение, и уже на нашей
памяти в Одесском порту стоял на якоре
броненосец «Потемкин». Подростками мы
слышали грозный гул его пушек, и для
многих из нас это было боевым револю-
ционным крещением.

Ровно двадцать пять лет назад (еще
одна юбилейная дата) — в апреле 1919
года Одесса освободилась от оккупантов.
Сейчас, в апреле 1944 года, Одесса снова
и навсегда стала советским городом.

Незабываем тот час, когда в сводках
нашего Информбюро впервые появилось:
«Одесское направление». Все налти по-
мыслы устремились по этому направле-
нию. Что там? Как там?

Фото Н. Петрова.

Г

чтобы вы ходили к нам на имецины, a
мы к вам — на похороны!». Румынских
«гостей» на именины мы неё склонны при-
глашать, но на их похоронах будем при-!
сутетвовать охотно.

Одесса—самый разноплеменный город
Советского Союза. Одесса, с названием ко-

кевича, Багринкого, Гоголя, Леси Укра-
инки, Марии Заньковецкой, Шолом-Алей-
хема, Котовского; Одесса, где в царские
времена работал один из самых сильных
отрядов украинской «Громады», принимав-
ший участие в коллективном составлении
первого серьезного русско-украинскоге
словаря, — Одесса один из. самых ярко
очерченных по характеру. один из самых
романтических городов мира. Недаром

вель такие поэтические страницы посвя-

щены ей в «Путешествии Онегина», неда-
ром современные поэты и прозаики так ча-
сто и пристально вглядываются в ее про-
питанную солью и ветром синюю морскую
даль. недаром родила она целую . цлеяду
советских писателей. Вместе с тем она,
Одесса, — один из самых революционных
городов мира, её борьба с интервентами
и оккупантами неблекнушими буквами
записана в книгу мировой истории.

Одесса свободна, Одесса снова и навеки
советский город! Слава бойцам, офицерам
ий генералам, принесшим ей дыхание
свободы, подобное вольному черномореко-
му ветру! Беспошалная месть
ским негодяям, посягнувшим на бесподоб-
ную жемчужину юга Украины!

Привет славному городу-герою, низкий
поклон и слава! :

Максим РЫЛЬСКИЙ.

Юрий ЯНОВСКИЙ.

ближе и ближе. Появился район Хаджи-
бейского лимана. Мы знали здесь каждую
солончаковую впадину. В старом Хаджи-
бейском парке ещё с ученических лет

вершенствовали свои позиции на этом
узком клочке
новлены
вые точки, возведены десятки новых дзо-
тов, созданы минные поля. Казалось, все

ний, достаточно сказать, что лишь на пер-

гитлеров-,

(ОТ ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
Нать месяцев немцы лихорадочно со-

земли. Были весста-
старые долговременные огне-

предусмотрел коварный враг, решивший
держать Йрым во что бы то ни стало.
Чтобы судить о силе немецких укрепле-

вой линии, — а их на перешейке несколь-
ко, — нашими артиллеристами было за-
сечено около двухсот огневых точек про-
тивника. Их система не позволяла при-
близиться ни к одному дзоту, так как они
взаимно перекрывали друг друга огнем.

Полоска земли шириной в 14 километ-
ров с востока и запада ограничена морем
й на всю глубину. от. Турецкого вала и до
Ишуня изрыта ‘траншеями, насыщена
огневой техникой. Бсе населенные пункты
превращены ‘в маленькие крепости, спо-
‘собные вести борьбу изолированно друг
от друга. ° 4 Е

Пять месяцев нални разведчики, артил-
леристы, наблюдатели следили за против-
ником, изучали систему его укреплений,
составляли карточки-харахтеристики каж-
дой засеченной огневой точки. Пять
месяцев шла кропотливая черновая рабо-
та, полная напряжения и опасностей. `

‚ Пока передовые части изучали систе-
му обороны противника, подразделения,
которые должны были брать эти тверды-
ни, в тылу по-суворовски осваивали тех-
нику штурма. Были созданы примерно
такие же условия, и бойцы учились по
сигналу поднималься в атаку, итти за
огневым валом, овладевали техникой бло-
кирования и уничтожения огневых точек.

В непогоду, грязь и распутицу, — а
весна в районе Перекопа в этом году кап-
ризная, с дождями и снежными метелями,
— к исходным позициям подвозились сна-
ряды, техника, все необходимое для со-
крушительного удара. Шоферы проявляли
чудеса изворотливости, героизма и сме-
валки. .

Наступили первые погожие апрельские
дни. Стих ветер, прекратился дождь. Зем-
ля быстро просохла. Полевые цветы заси-
нели по южным склонам неглубоких балок.
На фронте обыкновенная перестрелка.
Так же пошвыривает мины и снаряды про-
тивник, так же налетают самолеты на пе-
реправы. Тот же пулеметный и ружейный
огонь. Но эта гишина обманчива. Нужен
только сигнал, чтобы все загремело огнем
и сталью и лавиной обрушилось на врага.
В окопах и блиндажах офицеры вспомина-
ют знакомые места. Некоторые штурмова-
ли эти твердыни под водительством Фрун-
зе. Они знают тут каждый куст, каждый
выступ. Слушая старых воинов, бойцы

HOB.

Ночь перед наступлением. Она тиха и
‚‘торжественна. Люди делают последние
приготовления, пишут письма домой, ещё
раз проверяют себя и оружие. В. восемь
часов утра над нашими позициями взви-
лись ракеты. Послышался гул, задрожала,
земля. загремели разрывы.

Приведём показания немецкого лейте-
нанта Линднера, взятого в плен в первых
же боях:

«Я крикнул и люди бросились в тран-
шеи, к амбразурам. Траншеи быстро за-
полнились солдатами. У русских окопов
‚ показались фигуры. Они зашевелились.
`Снаряды рвутся далеко позади передовой
линии. Огонь перенесен в глубину. Рус-
ские идут в атаку, — подумал я. Мы зна-
‘ли, что этой ночью скрытно сосредоточена
немецкая артиллерийская группировка.
Она неизвестна противнику и не постра-
дала от артогня. Вак только русские вый-
дут, батареи ударят, всё смешают с зем-
лей.

Загремел залп, другой. Заговорили эти

батареи. Русские кричат: «Ура!», но
странно, — почему-то не двигаются с
‚ места.

И вдруг совершенно неожиданно по

нам было знакомо каждое дерево.

Прошел еще день, — и мы услышали
названия: Гниляково, Сортировочная... Но
ведь это был уже город: отсюда ничего
не стоило пешком дойти до центра горо-
да. Однако враг ещё крепко цеплялея
своими бронированными клешнями за
прибрежные скалы, за овраги, за улицы,
за дома.

Настал час, и мы услышали по радио,
что наши войска, наступающие со сторо-
ны лимана, видят вдали Одесский маяк и
лестницу, знакомую — хотя бы по описа-
нию— всей стране. Значит, лестница цела?
Или сохранилась только часть её? А сам
город... его улицы, его здания... Универ-
ситет, видавший в своих стенах Мечни-
кова и Сеченова... Публичная библиотека,
где мы впервые прочли Чернышевского...
Городской театр, где мы впервые услы-
пали Чайковекого.

Репродуктор давно уже умолк. Но так
трудно было отойти от него. Хотелось
спросить его, как живое существо: что
же ты замолчал? Скажи еще что-нибудь.
Еще словечко о родном, бесконечно доро-
гом городе.

И вот, наконец, сегодня радио принесло
нам эти желанные слова: «Одесса сво-
бодна».

По прямым улицам, мощеным синева-
тым камнем, проходят сейчас победонос-
ные войска 3-го Украинского фронта.
Вольный ветер южного побережья ове-
вает эти улицы. :

Одесса снова дышит морем, степью и
свободой.

И гром салютов грохочет так долго и
торжественно, как будто само Черное мо-
ре подняло свой голос во славу освобож-

денной Одессы.
Вера ИНБЕР.

Наши войска подходили к Одессе все

Живи,

Веками будет в песнях славиться
Побелный гром апрельских дней.
Одесса, южная красавица,
Разорван круг твоих_ цепей!

é

Нет, не покорною рабынею
Попала ты в полон к врагу.
Стояла ты всегда твердынею
На черноморском берегу.

ЛЕНИНГРАД, 10 апреля. (По телефону).

Одесса!

Живи, Одесса, славы крестница!
Летн, фашист, вниз головой!
Слускать врагов с высокой лестницы’
Героям нашим не впервой.

Победный гром апрельских дней.
Одесса, южная` красавица;
Разорван круг твоих цепей!

Сергей ВАСИЛЬЕВ.

немецким окопам вновь ударили снаряды
русских. Ложная атака обманула нас. То,
 что мы считали концом, было лишь нача-
inom. Такой артиллерийской подготовки мы
ещё не видели. В первые же полчаса все

связи были порваны, основные огневые

точки разрушены.
в тыл».

клянутся не посрамить воинской славы от-

ПВН TH

Снова в Крыму.

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

Солдаты бросились

Тем временем наши пехотинцы врыва-

ются в окопы и траншеи противника. Все
перемешано, сравнено с землей. Казалось,
огромный плуг вопахал землю перешей-
ка, поставил торчком тяжелые рельсовые
перекрытия. В траншеях вспыхнули ру-

копашные схватки. Агитатор  Сачков
прыгнул в окоп и с криком: <А ну, сторо-
нись, гады, русский идет!» — пулемет-
ной очередью уложил всех бывших там
немцев, захватил пулемет и несколько
автоматов. Tak же отважно действовал
сержант Новицкий, с гранатами в руках
ворвавшийся в траншею. Стали оживать
немецкие огневые точки. Тогда на по-
мощь нашей пехоте пришли артиллеря-
сты, прямей наводкой громившие врага.
Особенно прославился командир батареи
старший лейтенант Сильцов. Он уничто-
жил две миномётные и одну зенитную ба-
тареи, разрушил наблюдательный пункт.
Артиллеристы действовали не только
пушками, но и автоматами и, когда было
нужно, пускали в ход приклады. Бой 38-
кипел на всем протяжении перешейка.
Вот в полный рост. за огневым валом
идут пехотинцы. Слава о них не померк-
нет в веках! Они расправляются с про-
тивником и рвутся к тлавному узлу co-
противления немцев, к городу Армянску.
Как помогает в бою тренировка! Бойцы
обтекают город. Уже заняты кладбище и
южная окраина, бой идёт в центре города.

Над полем боя наша авиация. Лётчики
штурмуют немецкую нехоту, бомбят
её, а в глубоком тылу блокируют

аэродромы противника. Враг ночти не мо-
жет подняться в воздух. Отдельные само-
лёты противника после скоротечных оже-
сточенных схваток ‘падают в Сиваш, 06`я-
тые пламенем. В первый день наступле-
ния было сбито больше трех десятков са-
молётов противника.

- Вот уже занят город Армянск, Кула,
Щемиловка. Линия боя продвигается в
югу. На Сиваше напти подразделения, про-
бивая брешь в обороне противника, по
узким проходам среди солёных озер
рвутся вперёд. Каждый метр земли Ha
перешейке изрыт и укреплён, каждый её
клочек приходится завоевывать, сталью
и огнём, брать с боя. Наши войны в
ярости забывают об усталости и ранениях.

Пулемётчик Назаров; чью фигуру мо-
чо было видеть в самых жарких местах,
‘ранен. Он поднялся, передёрнул плечами
и вновь ринулся в бой. Товарищам, сэ-
ветовавшим ему отправиться в тыл, ON
крикнул:

— Вытерплю. Мне за каждый город,
что я оставил, по пятку немцев побить
надо. В том я поклялся. .

И пулемёт Назарова до самого’ вечера
работал без-устали.

С высоты ‘на’ много километров
видно поле сражения. Бот ведут первую
группу пленных. Их конвоирует автомат-
чик Николаенко. На его лице недоволь-
ство, он сердито (покрикивает и торопит
фрицев.

Пока командир опрашивает пленных,
у Николаенко в глазах загорается надеж-
да: может, офицер ‘пленных  заберёт и
освободит ето от скучной обязанности
ИТТИ В Тыл.

Унтер-офицер Карл Крафт—в женской
шали, босой. Немец не лишен юмора.

— Мне повезло, я уцелел, — говорит
он. — Наши дела плохи. Приметы за по-
следнее, время появились. - ‘

— Какие приметы?

— Командир нашего полка улетел из
‚ Крыма но срочным делам. На Кубани з®

день до наступления русских он срочно.

‚заболел и выехал в Крым. Вот и теперь
за. несколько дней до вашего наступления
он опять удрал. Солдаты сразу носы по-
весили.

Пришаось согласиться с пленным фри-
цем, что,. действительно, приметы для
немецких солдат крайне неприятные.

...Земля дрожит от артиллерийских зал-
пов. Над Сивашем и Перекопом стелется
синий дым разрывов. Идет алака подсту-
` пов к Ишуньским позициям.

П. НИКИТИН.
АРМЯНСК, 10 апреля.

_ Салют кораблей Черноморского флота.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. (ТАСС). Вче-
ра, 10 апреля, согласно приказу Верхов-
ного Главнокомандующего Марнала Совет-
ского Союза товарища Сталина корабли
Черноморекого флота салютовали доблест-
ным войскам, освободившим важнейший
хозяйственно-политический центр ‚страны,

областной город Украины и первокласс-

ный порт на’Черном море — город Одесса.
Ровно в 20 чаеов раздался первый ар-

тиллерийский залн Черноморской эскадры

„из 120 орудий. затем последовало еще

одиннадцать залнов. ..
Салют транслировался по радио.

Сессия Горьковского областного Совета

ГОРЬКИЙ, 10 апреля. (По телеф. от соб.
корр.). Сегодня состоялась очередная сес-
сия Горьковского областного Совета депу-
татов трудящихся. Сессия заслушала’ до-
клад заведующего областным финансовым
отделом т. Гуляева’ и содоклад  председа-
теля бюджетной комиссии. облсовета т. Ша-
тунова об исполнении бюджета за’ 1941 —
43 гг. и о новом бюджете на 1944 г.

Докладчик отметил, что Советы Горьков-
ской области успешно выполнили финансо-
вые планы прошлых лет. Бюджет области
1943 года, например, по доходам ‘выполнён
на 112 процентов, по расходам— на 106 про-
центов. Значительное место в бюджете за-

нимают расходы на удовлетворение быто-
вых и социально - культурных нужд насе-
ления. Только на народное образование и
здравоохранение в 1943 году израсходова-
но свыще 300 миллионов рублей. На ряду с
этим докладчик и содокладчик указали на
серьёзные недостатки, имеющиеся в рабо-
те финансовых органов и отдельных отра-
слей промышленности. р

Сессия утвердила отчёты по исполнению
бюджетов за 1941 —43 годы и бюджет на
1944 год, а также практические предложе-
ния по улучшению работы финансовых ор-
ганов. : 1 {

Возобновлено производство тульских охотничьих ружей

ТУЛА, 10 апреля. (По телеф. от соб.
корр.). Тула издавна славится своими
искусными оружейными мастерами. Произ-
водство её оружейного завода ещё в на-

чале ХУШ века стояло на очень высокой

ступени развития. На Парижской выставке
в 1900 году охотничьи ружья Тульского
завода были оценены высшей наградой.

Сейчас туляки снова возрождают произ-
водство охотничьих ружей, которое во вре-
мя войны почти прекратилось. На заводе
создана специальная группа по выпуску
охотничьих ружей. В неё вошли опытные
высококвалифицированные кадровики.

На группу возложена задача организо-
вать выработку образцов охотничьих ру-
жей ‘для серийного и массового производ-
ства, начать изготовление высокоценных
штучных ружей всех систем и Конетрук-
ций, наладить производство по починке
дорогостоящих ружей.

На заводе уже начаты массовое произ-

водство одностволки ИЖ-5, а также сбор-
ка и починка высокоценных охотничьих
ружей. .

К 26-й годовщине Красной Армии ста-
рые мастера сделали замечательное бес-
курковое ружье 20-го калибра,
щееся от всех ранее выпущенных тончай-
шей художественной отделкой ствола и
всех деталей, исключительной ‘кучностью
боя, безукоризненностью работы ударного
и запирающего механизма. fi

Ружье представляет собой шедевр pa-
боты тульских мастеров. Оно имеет ствол
и коробку с золотой и серебряной чекан-
кой, ореховое с красивой ‘резьбой ложе,
затыльник из слоновой кости чеканной ра-
боты. Общая тема всех рисунков, высечен-
ных и выгравированных на ружье, —плодо-
родие советской земли. ` р

В настоящее время старые мастера за-
няты изготовлением новых высокоценных
штучных охотничьих ружей.

отличаю-.