т
hy a]
bey,
ip,
Tay
Ag, \
И 6
и, №

ит
Ty
 tay
Ве
Усть
ID Mery,
baba
ty
i
ry
Ay

Day
Tay
НЫ №
Tee
Caan
ty
И in,
1, ban
Л
Vaan

И fig
GTS Be
Doan
TOR ‘Tk

т»
Nese
Проуь
X pit
AT
HHL (a
ПОЙ т
ВИ
) nea,
ОДО
‚КО
Пр
тии
зн
де №
ОЙ, №№
B ль
НА
Чт
Г

Лети

wt, №
г
[ов №
vas
ri et
Ы (8
ие
Тел.

НИШИ
осибир
ny anos

И...

(0 np
рот
[ cui
ОКАТО
НОР
cel fil
youl, #
eet
rT qt]
My Ir

Wh
ry, №
HO

ЧЕТВЕРГ, 18 АПРЕЛЯ 1944 г. № 88 (8390)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
НЫЕ и Ен р `
Ночь и утро Одессы

(ОТ ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА ‹извЕОТий»).

Hopoia к Симферополю

ОТ ОНЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА ‹ИЗВЕСТИЙ»)

Над Сивашем клубится разорванный   немцы срочно нодбрасывали
утренним ветром туман. Он принимает Вагоны были полны rane ат
причудливые формы, обволакивает людей, удар вдоль дороги в
орудия, танки, прижимает к земле много-  ления. Танки
численные дымки выстрелов.

идет днем и ночью. Враг не успевает  же ii

лезнодорожный
опомниться от следующих один за другим ae ht nip
наших ударов.

резервы.
Танковый
разметал эти подкрен-
о и советская  мотопехота
ражение   ворвались в город Джанкой, важнейший

На просторах крымских степей завя-

В то время, как кубанцы —кавале
сты и танкисты дрались на Перекопе,
кладывая дорогу сквозь

кевич приказал:
— Разведчики, с рацией
и аа и доложить

лов, гвардии сержант Кудымов,
армеец Кормышин и колхозник
ный. Вода по грудь, ноги вязнут.

— Не горюйте,

ровее будем!
Ветер колышет серую гладь Сиваша.

Гюди идут молча. Вот и берег. Развед-
чики доносят обстановку.
Ночью по следам разведчиков трону-

лись батальоны иехоты. Впереди шли са-
пвры. Они указывали путь, искали броды
получше, ладили помосты. Сапбры Вай-
ничев и Шинкаренко двенадцать раз
пересекли Сиваш вброд. Вместе с нима
шёл командир Шарыгин Они перетащи-
ли две пушки по илистому, вязкому дну
Сиваша. Эти пушки впоследствии ‘отра-
зили танковую атаку немцев.

Утром в воздухе появились немецкие
самолёты, стали сбрасывать бомбы и
стрежять из. пулемётов. Сиванг. ощетинил-
ся винтовками, противотанковыми ружь-
ями. Люди отстреливались и продолжа-
ли движение. Немцы спешно послали
танковую группу, но она напоролась на
переправленные советские пушки.

Вот уже остались позади перешейки
Сиваша. Сопротивление врага преодоле-
но смелостью советских пехотинцев и
артиллеристов. Где-то сбоку rpemar
выстрелы, слышна отдалённая канонада.
Это оставшиеся на фланге Ишуньекие
позиции, которые закрывают вход в
Ерым с Перекопского перешейка. Немцы
собирались дать здесь решающий doit.
Но наши войска прорвали оборону про-
тивника в южной части Сиваша и вышли
на фланг и в тыл Ингуньским позициям.

„.Ольишитея грохот. Сброшены маских
ровочные сетки с танков. Машины вы-
ползли из земляных  капониров,
коты простояли долго, выжидая удоб-

ного момента для удара по врагу. Пехо- роду Симферополю.
тинцы сторонятея, пропускают машины,  18 километрах от него. Симферополь уже
про-  слышит залны наших пушек. .

приветствуют танкистов улыбками,
вожают их в путь.

Танки входят в прорыв и мчатея, сок-
рушая всё на своём пути. В это время

вперёд!
обстановку.
вот в холодные воды Гнилого моря   Арабатекую стрелку, откуда враг обстре-
вошли гвардии старший сержант Михай- ‹
красно- город Геническ и расположенные
Заулич- зости от него украинские сёла.

г братцы, — шутит! ши бомбовозы в сопровождении истреби-
Михайлов, — просолимея насквозь, здо- Телеи,

зываютея жестокие ехватки. Очищен от!
ри-  врага Чонгарский полуостров.
про-
укрепления вра-
га, на берег Сивална вышла групна пехо-
тинцев и артиллеристов. Командир Брид-

Вереницы
пленных тянутся в тыл. Засевшие на Ара-
оатской стрелке немцы и румыны истери-
чески требуют от своего командования:
— Мы’ в ловушке! Пришлите лодок!
Пришлите лодок!
Но переправы все захвачены.

п Первые
групны бойцов уже

пробираютея на
ливал из дальнобойных орудий мирный
нобли-

Сверху величественно проплывают на-

стремительно проносятся штурмо-
вики. Тысячи немецких подвод и автома-
шин запрудили дороги, идущие на wr.
Есть где разгуляться штурмовой авиации,
и самолёты смерчем проносятся над ко-
лоннами врага.
взрывы. Штурмовики бьют из веех пуле-
MéTOB H пушек.

Вчера они летали над этими местами.
Тут вот стояла вражеская зенитная бата-
рея. Теперь она брошена прислугой.
Дальше располагались «фердинандых».
Летчик Нлотников погиб от выстрела
немецкой пушки. Славные поминки
устроили сегодня штурмовики по сво-
ему погибшему товарищу. Bes, что
двигалось по дороге, было смешано с зем-
тей. Четвертый вылет за, день. Четыре ра-
за промчалиеь они чёрной смертью над
головами гитлеровцев. Путь танкам и со-
ветсвой мотопехоте расчищен.

На обратном пути лётчики видят, как

Самолёты гудят, гремят

Митинг
в освобождённой
Виннице

ВИННИЦА, 12 апреля. (ТАСС). Свыше
10.000 жителей Винницы пришли на об-
‹‘щегородекой митинг, посвящённый о6во-
бождению городов и сбл области от не-
мецко-фашиетских захватчиков. Предее-
датель областного Совета депутатов тру-
дящихея тов. Годов, открывая митинг,
нередал от имени трудящихся: области го-
рячий привет и благодарность  героям-
воинам Красной Армил,  освободивиим
Винницкую область от немецких порабо-
тителей. Он приветствовал народных
мстителей — партизан и партизанок, на-
носивших тяжёлые удары немецким окку-
пантам.

Секретарь обкома КП(б)У тов. Ми-
щенко от имени трудящихся области 0б-
разщает слова благодарности к тому, под
чьим руководетвом освобождаются все но-
вые и новые города и села нашей роди-
ны — к Верховному Главнокомандующе-
му великому Сталину.

На трибуну поднялея комиссар парти-
занского отряда
обкома партии тов. Бурченко. Он расска-
зал 9 славных советеких партизанах и
  партизанках, действовавших на террито-
рии Винницкой области. Они уничтожили
свыше 10.000 немецких солдат и офице-
ров, отбили у гитлеровцев миллионы пу-
дов различных продуктов, приготоваен-
ных к отправке в Германию, и роздали
их населению.

Слово предоставляется профессору Ко-
ноненко, выетупающему от лица интелли-
тенции города.

— Страшные дни, — говорит он, —
пережили мы во время немецкого ига.
Тысячи близких нам людей не встанут
уже из могил. Гитлеровекие бандиты
разорили наш город. Они сожгли педаго-
гический институт, оперный театр, 00-

идут наши танки, окутываясь дымками
выстрелов.
— Гонят гада! — радуются штурмо-

вики и прижимают самолёты ещё ближе
к земле.

Танкисты прошли Джанкой. Город в
дыму. Пожары. Но стремительный натиск
наших бойцов спас Джанкой от полного
разрушения. Жители толпами стоят на
улицах. Они обнимают бойцов, приглаша-
ют их к себе в дома. Но пехоте некогда.
Она движется вперёд за танками. которые
уже ушли далеко вперёд, туда, где синеют
Крымские горы. Немцы мечутся по сте-

Тан- ли Крым «фрицеловкой»...

пям Крыма. Наши бойцы недаром прозва-

Бои нриближаютея к прекрасному ro-
Наши войска — в

П. НИКИТИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 апреля.

Тирасполь взят.

После того, как наши подвижные груп-
пы — конники и танкисты — овладели
городом и крупным железнодорожным
\злом Раздельная и, не задерживаясь,
продвинулись оттуда по железной доро-

‘те к Кучурганскому лиману, была пере-

резана важнейшая для противника же-
лезная дорога, соединявшая Одессу ¢
Тирасполем. Для одесской группировки
врага, таким образом, основные пути от-
хода в Румынию были закрыты. Не в
лучшем положении оказалась и тирас-
польская группировка противника, всб
время теснимая советскими частями к
Днестру. ]

Противник принимал все меры, чтобы
восстановить положение, вернуть утерян-
ные рубежи. Подтянув большие резервы,
он предпринял несколько ожесточённых
контратак. Он бросал на наши позиции
одновременно по два, по три полка пехо-
ты, поддерживая их танками, самоход-
ными пушками и полевой артиллерией.
Наши воины сдержали натиск  против-
ника, обескровили его контратаковавшие
части и вновь начали теснить их Bee
ближе к Днестру, охватывая Тирасполь
6 юга, востока и северо-востока.

Враг вновь попыталея сдержать про-
вижение советских частей, уцепивитиеь
в очередной водный рубеж. — реку
hysypran. Разлившаяся река © обры-
встым западным берегом являлась
ерьёзным препятетвием для  наступаю-
щих. Лунные ночи тоже мешали бойцам
переправляться на правый берег ‚Кучур-
tana, Противник обнаруживал бойцов и
открывал сильный огонь.

То там, то здесь вдоль берега реки под
утро, когда луна скрывалась и на корот-
08 время наступала темнота, наши
артиллеристы и минометчики завязывали
артиллерийские дуэли © противником,
Привлекая внимание врага к одному
месту, демонстрируя как бы подготовку к
атаке, наши воины небольшими группа-
уи перебирались через реку на других
участках, где противник меньше всего их
ожидал. А там, где удавалось зацепиться
а правый берег реки небольшой группе
APRA ARAL —*

we

храбрецов, векоре появлялась и вся часть
с миномётами и орудиями.

С боями был очищен от вражеских сил
весь левый берег реки Кучурган. Оттяги-
вая к Тирасполю свой  потрепанные
части, враг веюду оставлял отряды при-
крытия. Они действовали главным обра-
зом вдоль коммуникаций, идущих к го-
роду, закрепляясь на подступах к круп-
ным населённым пунктам. Противник
стремился привести себя в порядок и
организованно подойти к Тирасполю, где
его ожидали заранее подготовленные
рубежи обороны.

Однако наити части продолжали неот-
ступно преследовать врага. Они наноеи-
ли гитлеровцам удар за ударом.

Сковав противника на основных рубе-
max его обороны у Тирасполя, наши вой-
ска предприняли стремительные действия
на флангах гитлеровцев. Гвардейцы одной
части, выбив противника из опорного
пункта у верховьев Кучурганского лима-
на, ворвались в большюй населенный
пункт, который расположен на Днестре
южнее Тирасполя. Оттуда вдоль берега
гвардейцы устремились в городу.

На другом участке советские воины,
продолжая преследование противника,
сбили его ¢ железной и шоссейной дорог
и стремительным броском выдвинулись к
восточной окраине Тирасполя. .

Враг, не ожидавший такого мощного
удара на флангах своей обороны, нача
поспешно отступать, бросая боевую тех-
нику, военное имущество, автомашины и
конные обозы. На одной из станций не-
подалеку от города остались железнодо-
рожные составы и много складов с про-
довольствием и боеприпасами.

11 апреля к исходу дня наши части
уже вели бои на окраинных улицах Ти-
располя. Сегодня город взят штурмом.
Враг потерял еще один важный опорный
узел своей обороны в нижнем течении
Днестра. Нашим войскам достались в Ти-
располе большие трофеи.

Майор В. КИРСАНОВ.
3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 12 апреля.

eee

ЕЛЕНЫ

8 с самолёта). 1.
ОСВОБОЖДЕЁННАЯ ОДЕССА, (С ое: противника.

2, В порту наши лётчики потопили трансп

3. Вид на город в районе

‘ вается небольшая

ластную библиотеку, краеведческий му-
зей и другие культурные очаги. В доме,
где родилея и творил славный сын
украинского народа М. М. Коцюбинский,
немцы устроили солдатскую казарму, а
позже мастерскую по ремонту автома-
шин, Свободу и счастье принесли нам
красные воины.

Слава народным богатырям!

Ольга Слоболянюк, рассказавшая 0
борьбе украинсенх партизанок, призвала
всех трудящихся Винницы, не жалея
вил, работать над восстановлением род-
ного города, повседневно помогать Врас-
ной Армии в окончательном разгроме
полчищ немецко-фалтистских убийц.

С большим под’ёмом под долго не емол-
кавшие аплодисменты участники митин-
та приняли приветственные письма вож-
дю народов Советекоге Союза великому
Сталину, Председателю Совнаркома
Украинской ССР тов. Хрущеву и repo-
ическим воинам Красной Армии, осво-
болившим Винницу и всю область от
немецкого нашествия.

—_®
Республиканская конференция
по итогам смотра спектаклей
русской классики

в Москве открылась
Театральным

Вчера, 12 анреля,
созванная Всероссийским
обществом республиканская конференция,
посвященная итогам недавно закончивше-
гося смотра спектаклей русской классики.

На конференцию приехали художествен-
ные руководители, режиссеры и ведушие
артисты театров Саратова, Свердловска,

Архангельска, Ростова-на-Дону, Краснояр-
ска и других городов, в ней принимают уча-
стне старейные мастера Малого театра
А. Яблочкина и Е. Турчанинова.

Начальник Управления по делам искусств
при Совнаркоме РСФСР Н. Беспалов от-
метил в своем докладе большой интерес,
вызванный в стране смотром спектаклей
русской классики. Докладчик привёл де-
сятки имён старейших мастеров русского
театра периферии, создавших ряд ярких тю-
становок и отдельных ролей. Смотр дал
возможность выдвинуться и одарённой те-
атральной молодёжи.

Конференция продлится 4 дня.

«Оталинградцы»
в Центральном театре
Красной Армии

В Центральном театре Красной Армии
состоялись первые представления новои
пьесы «Сталинградцы». Автор её капитан
Ю. Чепурин — участник Сталинградской
эпопеи. В своем произведении он показал
мужественных советских людей, беззаветно
преданных родине, готовых отдать свою
жизнь .з& родной, любимый город. Перед
зрителем проходят незабываемые эпизоды
осады жилого дома. В одной квартире засе-
ли немцы, в другой — мужественно отби-
группа советских вои-
нов — русских, украинцев, узбеков. Зри-
тель с большим волнением следит за раз-
вертыванием событий, за борьбой советских
патриотов, шаг за шагом отвоевывающих у
врага легендарный город.

Постановщику народному артисту рес-
публики А. Попову, режиссеру И. Вороши-
лову, художнику Н. Шифрину и артистам
удалось создать яркий спектакль.

Публика тепло встретила автора и испол-
нителей. р

кк

PAAR AAA A

элеватора. Вдали — Одесская гарань.

секретарь Винницкого

Море.

Даже земля в этот день стала для нас
предчувствием моря. Мы летели на юг, и
земля под крыльями нашего самолёта бы-
ла голубая, белесая, порою синяя, рябая от
ветра, — там, где принимала в себя цвет
апрельского неба. Бурный разлив пошёл
талой водой но оврагам и балкам, по ни-
зинам, наполнил до краёв бочаги, рас-
плескал во весе стороны речки, и мельни-
цы были, как маяки в синем разливе про-
странства, итицы проносились под нами
над самой водой, и память о море шумела
в нас неумолчным черноморским при-
боем.

Мы летели к Ожессе.

Солнце близилось к закату, когда в пред-
вечерней дымке прояснилиеь внизу розовые
берега Тилигульского лимана, рыжеватая
зелень прошлогодней травы на обрыви-
стых склонах, песчаные срезы у самой
воды и неподвижные, — так видится с
высоты, — как бы застывшие изваяния
волн, мраморная поверхность лимана. И
снова нам привиделось море — 10 далё-
кое, прекрасное море, что снилось нам,
когда мы были на Дону и на Возте, и во

снах шумел, шумел в нас черноморский

прибой. Последние залпы ‘батарей оса-

ждённой Одессы, моряки и солдаты, уми-

равшие рядом в сухопутном бою, поелед-

ний окоп, последняя кровь, — так шуме-

ла в нас память об Одессе, о море.
Тиманы.

Под крыльями самолёта стремглав про-

носилась изрезанная острыми клинья-
ми водных преград, исполосованная
окопами, траншеями, воронками, яма-

ми, истерзанная орудийным огнём зем-
ля нашего наступления на Одеесу, —
теперь, в апреле сорок четвертого го-
да. Здесь, касаяеь моря своим левым
флангом, наступали войска, наносившие
на город прямой, фронтальный удар. Они
шли от самого Николаева, от Очакова, и
захлестывал их последний буран уходив-
птей зимы, и, споря со снегом, заливал их
в пути первый ледяной дождь поздней
весны, и не было дорог, не было хотя бы
малой тверди для движения пушек, груже-
ных снарядами автомобилей, тяжелых
0бозов с боепитанием и провиантом. Часть
снарядов, тонны и тонны огня, поднимала
из далеких тылов авиация и переносила
на крыльях почти к самой линии боя, &
дальше артиллерийские грузы брали на
плечи наши солдаты и, проваливаясь в
трясину, падая, подымаясь в бушевании
снега и ливня, несли к тому месту, где
снаряды можно послать в ствол орудия, —
огонь, огонь, штурм! Ho была земля,
грязь таврическая, непроходимая, непро-
лазная, тде уже не было сил протащить
тяжелые пушки, и там пехота шла на
штурм без помощи артиллерии, с одними
винтовками, се штыками, с гранатами. но
так шла, что под невиданным ее натиском
падали и разваливалиеь пояса долговре-
менной вражеской обороны. Слева было
Черное море, а впереди врезавшиеся в
сушу лиманы, вода, которую штурмовать
сложнее, чем крепость, взвихренные ап-
рельскими бурями волны, а за ними, на
том берегу, — дальнебойные немецкие
пушки, ураганный огонь по местам пере-
правы, по топким подходам к воде.

*

Взгляните на карту (для нас с борта са-
молёта сама земля была картой) —сколь-
ко лиманов на пути наступления от Ни-
волаева до Одессы! Первый лиман Бере-
занский, и узкая дамба, Лагерная коса,
сжатая с двух сторон водой, протянув-

аяся на четыре километра с востока на
запад, имеющая в ширину всего лишь
несколько метров.

Немцы думали устроить здесь крова-
вую ловушку для наших волдат и нап
яи смерть для себя, для своих батальо-
нов. Их обманули быстротой, ударами ©
хода, когда наш еолдат не требовал для
себя отдыха, а требовал боя, атаки. хотя
этот солдат только-что штурмовая Нико-
чаев, брал у немцев Очаков. Наши вой-
ска имели перед собой на этом прибреж-
ном УЧастке водную преграду по всей

господу, кажется, передышка! А ночью
земля подымалась всей своей человече-
ской яростной силой, и оком ветазах за
окопом, и первый смельчак увлекат 3a
вобой батальоны, за ними выходили из
мглы нолки и дивизии, и штурм, как
молния в ночную грозу, зажигал войска
по всей длине фронта.

немцы потеряли

первый
Березанский.

лиман,

*

Стремглав несётся земля под крылья-
ми самолёта, земля прибрежного черно-
морского боя. И виден следующий 3a
Березанеким —— лиман  Тилигульский,
широкий, как малое море, с настоящей,
как на море, волной. К нему войска но-
дошни в енежном буране. Буря пенилась
и твёрдыми стенами волн вздымалаеь
перед нашей: пехотой. Ни лодки, ни нло-
ты немыслиме было доверять этой бууе.
Снег бил в лицо, и кожа вопухала, будто
кололи ‘еб иглами и били тонкой плетью,
глаза резала острая, колючая боль, —
5то из солдат не запомнит навсегда Тили-
гульский лиман! И немцы снова возло-
жили надежды на эту преграду, удеся-
терённую сумасшедиим бураном. И сно-
ва их обманули. Оборону врага рвали
здесь в узком проходе между лиманом н
морем. В том месте есть заливаемые во-
ROW песчаные отмели, и атакующая ната
пехота вошла в эту воду и дралась в ней,
вспоминая, как в дни обороны Одессы
черноморские матросы сошли с кораблей
и дрались за город на суше, трудной и
непривычной для моряка. Пехота сорок
четвертого года своим подвигом ответила
здесь на подвиг тех одесских матросов.
Два дня и две ночи шёл бой в узком про-
ходе, в ледяной, свирепой воде, при мо-
pose, и, здесь, как в декабрьских сраже-
ниях под Москвой, рядом е ранеными
приносили к врачам обмороженных. Нем-
цы отбивалиеь сосредоточенным огнём
артиллерии, по 60 — 70 орудий на кило-
метр фронта своей обороны, не считая
огня пулемётов и автоматов, залпов но-
вых восьмиствольных терманских мино-
мётов. Наша пехота боем шла вброд че-
рез воду, по отмелям, и немцы потеряли
второй лиман — Тилигульский.

Лиманы, лиманы, широкие волные
клинья на пути нашей армии. Аджалык-
ский лиман, Куяльницкий лиман, ночные
бои в горловинах, в стесненных водою
проходах, удары по флангам, от которых
румыны бежали, и немцы держали румын
огнем пулемётов, и румыны метались меж
двух огней, пока русский солдат не заго-
нял в общее бегущее стадо и румын, и
немцев, вею накипь и мразь, оскверняв-
шую берега прекрасного моря. Никто не
ждал отдыха в этом непрерывном бою от
Николаева до Одессы, и был час когда,
казалось, сил у наших солдат уже не оста-
лось в запасе, и командир одной из диви-
зий позже рассказывал мне: «Что гово-
рить о солдатекой усталости, если даже
мой ад’ютант, не ходивший из атаки в
атаку, утром не мог подняться с земли,
ноги свело у него, тело застыло в буране.
А как же солдаты? Они требовали атаки.
Это и доконало немцев. Немцы не верили
в возможность такого невиданного, не-
человеческого налиска. Но я понимаю
своих солдат. В то утро я увидел то, что
дало им силы для последней атаки, —вмо-
сте с ними я увидел стены Одессы».

Я веномнил эти слова в ту минуту, ког-
да с борта самолёта за берегом последнего
лимана открылось далекое, обнявшееся ©
вечереющим небом, туманное. лымное мо-
ре Одессы. Пилот обернулея ко мне. Стек-
ла его очков с внутренней стороны занпоте-
ли, и влага каплями стекала к краю опра-
вы. Он плакал? Не знаю. Он сбросил очки.
Ветер бил нам в лицо, ветер Черного мо-
ря. Солнце уже заходило. Берег правее
Hac дышал огнем, дымом, смрадом пожа-
ров. Казалось, там была уже ночь, неров-
ная, волнами нагнетавшая мглу и вдруг
открывавшая под нами просвет, сквозь
который зияли обрушенные крыши фаб-
ричных и портовых строений, чудовиш-

длине фронта. Немцы сопротивлялись
здесь с бешенетвом, на которое они бы-
вают способны в посладний, гибельный
для них час. Они надеялись на лиман. Их
обманули. Не дозжидаяеь понтонных час-
тей, вязнувших в таврической грязи, вой-
ска начали переправу прямо ¢ движения,
едва подойдя к водной преграде: плыли
на брёвнах, на сколоченных досках, на
мешках, набитых еволомой, и, мокрые, из
ледяной воды бросались в атаку — на
той стороне. И дрались на дамбе, где две
встречных повозки в трудом разойдутся,
дрались под  щиквальным пулемётным
отнем с того берега. дрались в воде и на
суше двое суток. Немцы же собирались
неделями держать здесь свою оборону!
Наше командование на помощь войскам
привлекло здесь две силы, страшные
немцам: ночные штурмы и выход на
фланги врага. Днём на лиманах не дра-
лись, днём все затихало, как будто сра-
жение в бессилии падало на мокрую
землю. зарывалось руками солдат глубже
й глубже в траншеи и ямы, и немцы об-
легчённо переводили дыхание: хвала!

SI ae ae

зигзагами выступающих в гавань, и су-

ные дыры в каменном теле одесских ок-
раин, прах, руины немецкого исступления,
вражеской злобы. То не ночь, а дым ме-
талея над портовым районом Одессы, над
берегом, изгледанным взрывами, над зуб-
чатой линией пристаней и причалов, нал
таванью, знакомой морякам всего мира,
над прямой, великолепной чертой одесеко-
го мола, вынесенного далеко в море и сте-
ной стоящего на пути иегормов и бурь.

*

Несколько минут мы летели над морем,
чтобы обнять одним взглядом потрясаю-
щую картину освобожденного города,
свести в одно общее впечатление и чер-
номорские волны под нами, и воспламе-
нённый закатом горизонт, и выступаю-
щие из воды налубы затопленных кораб-
лей в перебитыми мачтами, и сложное,
пбстрое зрелише пристаней, стрелами и

мрак над Пересыпью, прорезанный багро-
выми кратерами пожаров, и одесские

окраины, уже подёрнутые фиолетовой
мглой, — первый вечер милой, свободной
Одессы,

Пилот повёл машину к городу,
к центру. Великолепная геометрия
строго и вместе с тем широко и вольне
разлинованных кварталов раскрылась вни-
зу. Что-то. общее с музыкой есть в этом
изящном и плавном сочетании прямых
улиц с овалами площадей, скверов, садов,
мы почувствовали мелодию города в этом
гармоничном чередовании улиц и площа-
дей, больших Macc камня и открытых
свободных пространств. Пилот сорвал с
себя шлем и взмахнул им, как флагом.
Томившая нас в полёте тревога разом рас-
сеялась, когда мы пролетели над центром
Одессы: город живёт, враг не успел взо-
рвать и поджечь его лучшие здания, не
успел изуродовать чудесные, весёлые и в

памяти нашей залитые солнцем улицы го-.

рода. Толпы людей виднелись внизу. Они
сгущались возае прямоугольных колонн,
двигавигихея через Одессу, — то народ,
впечатлительный, бурно выражающий
свои чувства, народ южного города ветре-
чалея с марширующими колоннами нашей
пехоты.
*

Стемнело. Пилот закладывает вираж,
сбавляет обороты” мотора, и мы вместе е
Им врезаемся на колесах бегущего по
земле самолёта в самую гущу событий
первого дня свободной Одессы. Маленькое
поле в Кривой балке, предместье города.
В сумерках шевелится что-то живое; это
грунна людей, слышны мужские и жен-
ские голоса, понукающие коня, который
тянет в сторону длинный канат. Люди т9-
же уцепились за канат и помогают коню.
Рядом свалены узлы, мешки, ящики, И
другие голоса глухо доносятся откуда-то
из-нод земли. Увидев самолёт, люди бро-
саются к нам. Как вырваться из об’атий?
Право же, нас задушат! Вотречные волны
восклицаний, расспросов. Что делают эти
люди? Откуда мешки и узлы? Что за ка-
нат тянет усердная лошадь? Под руки
нас ведут к темной яме. Оттуда, из-под
земли, нам кричат: «Здравствуйте!» Нет,
мы ничего не можем, понять. Но мы тоже
кричим в темную глубину: «Здравствуйте,
товарищи!> И понукаемый конь тянет и
тянет канат, продетый над ямой в колеси-
Бо блока, и, наконец, оттуда, из-под зем-
ли, появляется что-то в роде бадьи, зна-
KOMOH по угольным шахтам. В бадье, уце-
пившись руками за канат, сидят люди,
там же погружены узлы, ведра, примуса,
кулечки с мукой, со снедью, подушки, пе-
ревязанные веревками узлы, даже живая
собака выскакивает из бадьи. Мы с пило-
том попрежнему ничего не- можем понять,
и это приводит в восторг всю толпу.

— Мы живые, — кричат эти люди, —
видите, мы живые! В Москве не знали,
как мы тут оставались живыми? Ну, смо-
трите. Тут кругом шныряли румыны и
немцы, угоняли людей из Одессы в себе
на работу, в наетоящее рабство. И тут
вот, где вы стоите, товарищи москвичи,
тут стоял деревянный сарайчик. Обыкно-
венный сарайчик, каких много на свете, и
эти сволочи-немцы мимо него проходи-
ли, ничего не почуяв своим длинным но-
сом. А под обыкновенным сарайчиком, —
сегодня мы его разломали, кому он нужен
теперь? — нод обыкновенным сарайчи-
ком мы закрыли вход в шахту. Да, да. это
настоящая шахта. Тридцать четыре мет-
ра в глубину. Там жили десятки, сотни
аюдей. Когда-то тут добывали камень,
шахта осталась с тех пор, и таких много
в Одессе. Вот он, она, она и этот маль-
чик тоже, и вон та старуха, они сегодня
первый Pas BUTI из-под земли. Они пер-
вый раз увидели солнце.

Нам об’ясняют все. Тут спасали приго-
воренных к смерти, прятали бежавших из
немецкого плена красноармейцев, скрыва-
ли и мозодых, и стариков, потому что
немцы хватали тех и других, и через эту
узкую, глубокую яму в подземелье спуска-
лось население многих домов и лачуг, це-
лые семьи с0 всем своим скарбом. Они
жили во тьме, на глубине в тридцать че-
тыре метра, и решили переждать хотя бы
три месяца, хотя бы полгода, пока немцев
и румын не выгонят из Одессы. Душно,
темно в глубокой каменоломне, но даже
такая подземная жизнь лучше черного
рабства у немцев.

— Мы живы, смотрите, мы живы! —
кричат нам эти люди, и в сумраке видно,
как они смеются, а иные вытирают слезы
с лица и тоже начинают смеяться, и
ночью из узкой шахтной дыры поднимают-
ся на бадье новые и новые люди— целые
семьи. жители многих домов, население

Ернзой балки предместья Одессы.

Так, во мгле первой ночи, мы увидели
первых ‘людей этого города, продолжив-
шего гордые дни обороны и в дни оккупа-
ции, ибо та шахта, о которой я сейчас
рассказал, разве не стала для этих людей
настоящей крепостью обороны от немеп-
Кого плена? Они уцелели, они остались
свободными, они встречали войска Ерас-
ной Армии.

*

Минула ночь, и мы увидели утро сво-
бодной Одессы,

Евгений КРИГЕР,
гор. ОДЕССА, 12 апреля.

(Окончание следует).

SOD IEEE NPN NISL LL SAS

Оставляя Одессу, враг бросил много имущества, техники. На снимке -—— железнодорожные составы, автомашины и повозки иеприятеля, захваченные налиими войсками в районе станыии Сортировочная.
Фото специального воепного корреспондента «Изяестий» (0. Гурарий. (Доставлено на самолете ст,

лейтенантом Волошинытм.)