„Новый символ доблести Красной Армии“

Американская печать и радио о

НЬЮ-ЙОРК, 12 апреля. (ТАСС). Вчера
все утренние газеты опубликовали под
крупными заголовками на первой странице
сообщение об освобождении советскими
войсками города и порта Одесса.

Славной победе Красной Армии, овла-
левшей Одессой, газеты посвящают пере-
довые статьи. «Нью-Морк таймс» отме-
чает, что Красная Армия заняла Одессу в
чрезвычайно короткий срок, в то время
как немцы и румыны в 1941 году топтались
под этим городом в течение более чем двух
месяцев. По словам газеты, овладение
Одессой является новым символом добле-
сти Красной Армии и одним из самых тя:-
желых поражений Гитлера. Занятие Одес-
сы, говорится в статье, повлечет за собой
крупные стратегические последствия, так
как для частей Красной Армии открывает-
ся путь к наступлению на центральные
районы Румынии.

Радисобозреватель Сидней Роджер, выс-
тупая по радио Сан-Франциско, заявил,
что русские недаром столь торжественно

„Враг не в состоянии остановить натиск
легендарных русских солдат“

Канадская печать о новых славных победах Красной Армии

ОТТАВА, 12 апреля. (ТАСС). Вся канад-
ская печать даёт высокую оценку замеча-
тельным победам Красной Армии, привед-
шим к выходу советских войск на чехосло-
вацкую границу и к освобождению Одессы
Все газеты на первых страницах помещают
сообщения с фронта и изложение приказов
Верховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза И. В. Сталина под огром-
ными заголовками, подчеркивающими зна-
чение побед Красной Армии и большой раз-
мах ее наступательной мощи.

Ряд влиятельных канадских газет сопро-
вождает сообщения о победах советских
войск восторженными комментариями. От-
тавская газета «Джорнэл» в передовой
статье пишет: «Враг не в состоянии остано-
вить натиск легендарных русских солдат,
которые, преодолевая трудности снабжения
и весеннюю распутицу, наступают неудер-
жимым потоком, сметая германские укреп-
ления».

Немцы, напоминает газета, неоднократно
после своего поражения на одной укреплен-
ной линин говорили о «непреодолимой силе»

Действия авиа

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
в налёте на 5 крупных железнодорожных
узлов во Франции и Бельгии, совершенном
в ночь на 11  апреля, участвовало самое
большое количество бомбардировщиков
«Ланкастер» и «Галифакс», которое когда-
либо направлялось для бомбардировки вра-
жеских об’ектов на оккупированной Герма-
нией территории. По заявлению министер-
ства авиации, в этом налёте приняло уча-
стие 900 самолётов. Не возвратились на
свои базы 22 английских бомбардировщика.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщило, что в
ночь на 12 апреля английские бомбардиров-
шики совершили большой налёт на Аахен.
Бомбарлировке полверглись также Ганновер
и об’екты в Западной Германии. 9 англий-
ских бомбардировщиков не вернулись на
свои базы.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Штаб аме-
риканских вооружённых сил на европейском
театре операций сообщает, что крупные со-
единения «Летающих крепостей» и «Либе-
рейторов», проникшие днём 11 апреля в
глубь территории Германии, подвергли бом-

Бои в Ю

ЖЕНЕВА, 12 апреля. (ТАСС). Как сооб-
шают из Югославии, части народно-освобо-
дительной армия, действующие в Западной
Боснии, отразили все попытки немцев снова
занять Мрконич-Град. В секторе фронта
Бихач—Книн идут ожесточенные бои с гит-

леровскими войсками. Продолжаются актив-  пункт в Вукманиче.

занятии Красной Армией Одессы
  празднуют освобождение Одессы, ибо оно’
является весьма крупной победой. Значе-
ние этой победы возрастает особенно в
связи с тем, что она была одержана очень,
быстро в результате искусного маневра.
Касаясь общего положения на южном
участке советско-германского фронта и
отметив выход советских войск к чехосло-
вацкой границе, обозреватель подчерки-
вает, что сейчас советское командование
выбирает место и направление удара.
Обозреватель нью-йоркского радио Фи-,
липп Bappec, касаясь занятия Красной
Армией Одессы и начатого советскими вой-
сками наступления с целью освобожде-
ния Крыма, отмечает, что быстрота, с ка-
  кой развертывается наступление Красной
Армии, вызывает изумление и восхищение.
Это относится также к масштабам и pa3-
  маху военных планов’ Советского Верхов-
ного Командования, которое превзошло
  своим мастерством командование герман-
  ской армии.

‚следующей линии своих укреплений, «но
ничто не могло остановить доблестную
Красную Армию, возглавляемую  замеча-
тельными генералами».
Как отмечает в передовой статье мон-
реальская «Газетт», великая советская по-
беда, одержанная у Одессы, является собы-
тием, которое показывает, что жертвы
Красной Армии во время героической обо-
роны ею Одессы в 1941 году были прине-
сены недаром. Длительное сопротивление
гарнизона Одессы в 1941 году, которое до-
рого обошлось немцам и которое явилось
частью всего стратегического плана Крас-
 ной Армии, задержало продвижение гитле-
ровцев более чем на 2 месяца и помогло
Красной Армии лучше подготовить свою
решительную зимнюю кампанию.
Монреальская газета «Стар» подчер-
кивает военно-историческое значение выхо-
да Красной Армии на границу Чехослова-
кии, То обстоятельство, что немцы отбро-
шены уже к границе Чехословакии, пока-
зывает, что «кошмарно длинная ночь гитле-
ровской оккупации приходит к концу».

ции союзников

бардировке, кроме авиационных заводов в
Ошерслебене и Бернбурге, также промыш-
ленные об’екты в Ростоке и Арнимсвальде
(восточнее Штеттина) и другие об’екты в
Германии. На пути от оккупированного вра-
гом побережья до об’ектов налёта разверну-
лись многочисленные воздушные бои. Уни-
чтожено в общей сложности 126 германских
самолётов, из них 74 сбито тяжёлыми бом-
бардировщиками. Не вернулись на базы 64
американских бомбардировщика и 16 истре-
бительных самолётов союзников.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер при главном штабе
войск союзников в Италии сообщает, что
крупные соединения тяжелых бомбардиров-
щиков из состава авиации союзников совер-
шили налёт на три завода в Винер-Нейштадт
(Австрия), выпускающие самолёты «Мессер-
шмитт». Много тонн бомб было сброшено
также на заводы, изготовляющие детали
самолётов, в Бадфеслау (к северу от Винер-
Нейштадт) ив Фишабенд Маркт (в 25 милях
к северо-востоку от Винер-Нейштадт).

Крупное соединение самолётов «Либерей-
тор» совершило налёт на аэродром и желез-
нодорожную станцию в Загребе (Югосла-
вия).

гославии

ные бои с немцами и болгарскими оккупа-
ционными войсками в Сербии, в долине реки

Студеняце. Враг непрерывно подтягивает
подкрепления.
В Кордуне части народно-освободитель-

ной армии разгромили вражеский опорный

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ Т ЕЕ
See coe БШ

Выступление
генерала Эйзенхауэ ра

даёт агентство Рейтер, верховный главно-

командующий силами вторжения союзников

генерал Дуайт Эйзенхауэр обратился с

речью к лётчикам одной из баз американ-

ской истребительной авиации, находящейся
в Англии. Он заявил, что наступает время,
когда им придется летать от восхода до
заката солнца.

Эйзенхауэр сказал лётчикам, что они
являются составной частью действующих
на море, на суше и в воздухе сил, которые
скоро окончательно разгромят немцев.

Встреча Стеттиниуса с Иденом

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что заместитель государ-
ственного секретаря США Стеттиниус
впервые со времени его прибытия в Англию
встретился сегодня с Иденом. Стеттиниуса
сопровождал американский посол Вайнант.

Сопротивление гитлеровцам
в Венгрии

АЛЖИЬ, 12 апреля. (ТАСС). Алжирское
радио сообщает, что в различных слоях на-
селения Венгрии растёт возмущение против
германских оккупантов. В городе Дебреце-
не студенты университета, мобилизованные
в гитлеровскую военно-строительную орга-
низацию Тодта для работы на постройке
укреплений и стратегических дорог, отка-
зались выполнить приказ о явке на моби-
лизационные пункты. Группа студентов во-
рвалась в канцелярию университета, со-
жгла все списки мобилизованных и скры-
лась в лесах.

Испанские и португальские
поставки вольфрама в Германию

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Бюллетень
«Спэниш ньюс леттер» сообщает, что, по
имеющимся данным, 90 проц. вольфрама, по-
ступающего в Германию, поставляется ей
Испанией и Португалией.

Реквизиция собственности
телефонно-телеграфной
компании в Мексике

МЕКСИКО, 12 апреля. (ТАСС). Опубли-
кован декрет президента Авила Камачо o
реквизиции всей собственности мексикан-
ской — телефонно-телеграфной компании.
Главным администратором этой компании
назначен директор телефонно-телеграфной
связи Мексики генерал Рамон Кортес Гон-
салес. Декрет положил конец стачке слу-
жащих и рабочих компании, начавшейся
13 марта и парализовавшей всю телефонно-
телеграфную связь в стране. Как указывает-
ся в декрете, длительное нарушение связи
представляло большую опасность для на-
циональной экономики и должно было неиз-
бежно отозваться на военных усилиях Мек-
сики. Газета «Эль популяр» сообщает, что
рабочие телефонно-телеграфной компанив
удовлетворены декретом и уже приступили
к работе. Профсоюз телефонистов, конфе-
дерация рабочих Мексики и ряд сенаторов
приветствуют издание декрета.

Военные действия в Бирме

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Штаб
командования войск союзников в Юго-Во-
сточной Азии сообщает, что японские вой-
ска заняли высоту к северо-востоку от до-
лины Импала. В боях за эту высоту япон-
цы понесли тяжелые потери. В районе Ко.
химы, где наблюдается некоторое снижение
активности японских войск, никаких суще-
ственных изменений не произошло. Войска
союзников продолжают вести операцин по
очистке дороги в этом районе. Китайские
войска заняли один из пунктов в долине
Могаунг.

штаб войск союзников в Италии сообщает,

налёты на железнодорожные станции и ар-
тиллерийские нозиции
Рима, а также на неприятельские торговые
суда у побережья Югославии.

DV
ESAS Я

ЩИХСЯ СССР

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). 11 апреля
 в Кекстон-Холле состоялся митинг чехо-
  словацких граждан, посвященный выходу
Красной Армии на границу Чехословакии.
Митинг открыл министр национальной обо-
роны Ингр, заявивший, что’ приказ И. В.
Сталина, сообщающий о выходе Красной
Армии на границу Чехословакии, навсегда
останется в памяти народов Чехословакии.
Этот приказ служит призывом к переходу
чехословацкого народа от пассивного со-
противления к открытой войне против не-
мецко-венгерских захватчиков.

После речи Ингра были зачитаны привет-
ственные телеграммы Верховному Главно-
командующему Маршалу Советского Союза
Сталину, президенту Бенешу, маршалу Со-
ветского Союза Жукову и чехословацкой
бригаде в СССР. Телеграммы были встре-
чены бурными продолжительными аплодис-
ментами всех присутствующих.

Член чехословацкого государственного
совета Петрущак в своей речи выразил глу-
бокую благодарность народов Чехослова-
кии народам СССР, славной Красной Армии
и её
давшим возможность создать чехословац-
кую воинскую часть в СССР, которая своей
кровью навеки-вечные скрепила братство
и дружбу народов Чехословакии с народа-
  ми СССР. Петрущак призвал народы Закар-
патской Украины к всеобщему восстанию,
к священной войне против венгерских и
‘немецких поработителей.

Агентетво Рейтер о

ЛОНДОН, 1! апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт корреспондент агентства Рейтер из
Неаполя, лидер итальянских коммунистов
Эрколи выступил сегодня в Неаполе с
речью, продолжавшейся два с половиной ча-
са, в которой он изложил планы коммунис-
тов на настоящее время и на будущее. Ко-

ния немцев из Италии. Политика на дли-
тельный срок—создание прогрессивной де-
мократии, при которой все партии будут
иметь право на существование при условии,
что они останутся едиными в борьбе против

руководителю Маршалу Сталину,

ЧЕТВЕРГ, 13 АПРЕЛЯ 1944 г, № 88 (3390)

Митинг чехословаков в Лондоне

Заместитель председателя государствен-
 ного совета Паулини-Тот призвал сло“
 ваков активно бороться против режима
 Тисо и немцев и тем самым ‚облегчить про-
  движение Красной Армии. Я а
разил уверенность в том, что в ce р
  развернется активная борьба против немец
ких оккупантов и их пособников, которая
‘приведет ко всеобщему восстанию. Оратор
заявил, что словацкий народ встретит Крас-
ную Армию с такой же любовью и предан-
ностью, как свою.

С речью выступил
председателя государственного
Лаушман. .

Митинг принял обращение к народам
Чехословакии. в котором говорится:

«Народы Чехословакии! Свобода уже на
  пороге нашей страны, о ней возвещают зал-
пы советских орудий, которые призывают
вас к борьбе за свободу и независимость

также заместитель

демократической Чехословакии. Торже-
ственно клянемся. что каждый на своем
  посту напряжет все силы, чтобы помочь

вам, а также нашим союзникам разгромить
ненавистного врага. Мы приветствуем
  Красную Армию и чехословацкую воин-
скую часть, вас, борцы в стране, достой-
ные предков — гусситов. Вы проложите
путь к свободе через вражеские ряды, что-
бы наше знамя, развевающееся ныне на

ношских гор».

выступлении Эрколи

фашизма. Говоря о необходимости создания
военной атмосферы в Южной Италии и от-
метив, что для этого абсолютно необходимо
создание национального военного правитель-
ства, Эрколи заявил, что из этих соображе-
ний коммунисты отложили решение вопроса
о монархии. Он заявил, что коммунисты на-

ротко они заключаются в следующем. По:   мерены сохранять и усиливать единство всех
литика на ближайшее время — националь-   антифашистскнх партий, достигнутое в
ное единство для осуществления основной   Бари.

цели — участия Италии в войне для изгна- Касаясь будущего, Эрколи заявил, что

при осуществлении своей политики комму-
нисты будут считаться с настроениями ка-
толического крестьянства и будут обеспе-
чивать полную свободу слова, собраний и,
  религий.

Заявление короля Виктора-Эммануила

о назначении принца Умберто

даёт неаполитанский корреспондент агент-
  ства Рейтер Браун, король Виктор-Эммануил
‘в обращении по радио к итальянскому нарс-
 ду заявил: «Осуществляя свое предложе-
ние союзным властям и моему правитель-
ству, я решил отойти от общественных дел
и назначить моего сына принца Пьемонтско-

го (принца Умберто) правителем королев-
ства. Это назначение войдет в силу после
  официальной передачи власти в день, когда
  союзные войска вступят в Рим. Это реше-
ние, которое, как я твердо уверен, способ-
ствует национальному единству, является
окончательным и бесповоротным».

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Главный

что к северу от Кассино отражена неболь-
шая вражеская атака. На всех фронтах дей-
ствовали патрули.
Истребители-бомбардировщики совершали
врага

к югу от

« событиям в Сальвадоре

МЕКСИКО, 12 апреля. (ТАСС). После
трехдневной борьбы президент Сальвадора
Мартинес подавил силами войск, полиции и
жандармерии восстание, организованное
фашистом полковником Кальво и некиим
Артуром Ромеро с целью захвата власти.
Кальво попал в руки ‘правительственных

войск. Ромеро укрылся в посольстве одной
из- американских стран.

Греческие реакционеры не унимаютея

КАИР, 11 апреля. (ТАСС). Среди грече-
ских военных и гражданских организаций в
Каире, выступивших за признание Полити-
ческого Комитета Национального Освобож-
дения, образовавшегося недавно в Греции, и
за организацию правительства националь-
ного единства, царит возбуждение в связи
с непрекращающимися арестами греческих
офицеров — сторонников политического ко-
митета.

Сообщают, что целый ряд греческих па-

триотических организаций, как-то «Лига на-
ционального освобождения», «Греческий
координационный комитет», «Общеармей-

ский комитет греческого союза военных»,
«Союз моряков греческого торгового флота»
и другие, обратились недавно к посольствам
союзных держав с протестами, в которых
указывают на нелойяльное отношение не-
которых иностранных кругов к организа-
циям, поддерживающим Политический Ко-
митет Национального Освобождения.

. В заявлении подчеркивается, что такая по-
зиция этих кругов способствует антинарод-
ной политике правительства Цудероса, не
представляющего сейчас национальных ин-
тересов страны и пользующегося поддерж-
кой лишь небольшой кучки реакционеров.

Труд и

Новороссийск — важнейший черномор-
ский торговый порт, вторая база Воен-
но-Морского Флота и крупнейший произ-
водитель лучших сортов цемента. Этими
тремя показателями Новороссийск славен
и интересен при анализе его восстанови-
тельных работ.

...Секретарь городского партийного ко-
митета Сергей Яуков и председатель
исполкома горсовета Михаил Осипов трез-
во смотрят на трудности восстановления.
Их сейчас беспокоит заселение города.
В Новороссийске сейчас более 20.000
жителей, живущих на вновь восста-
новленной жилой площади в 180 ты-
сяч квадратных метров. Надо иметь
в виду, что в городе в момент его осво-
бождения не было ни одного метра жил-
площади. Единственный сохранившийся
коммунальный дом был заминирован нем-
цами и взлетел на воздух.

В концу года город может впитать еще
примерно 25 тысяч человек. Срочно вос-
станавливается 120.000 метров жилой
площади. Вак.идет восстановление жи-
лиш? Конечно, это далеко от идеала. Но
самое главное: имеются окна. правда «за-
стекленные» наполовину камнем или фа-
нерой, двери, потолки, стены и печи. Мы
осмотрели ряд квартир. отремонтирован-
ных жителями и учреждениями. Обычно
это небольшие домики-флигели, наименее
пострадавшие от бомбардировок и артил-
лерийского огня, или «оазисы» в разру-
шенных домах, Люди оборудовали те кват-
тиры, которые наименее пострадали. Мож-
но видеть застекленные кусочками стекла
окна в каком-нибудь полуразваленном до-
ме, дымок очага, раечищенный вход, де-
тей и даже кур. разгребающих мусор. Да.
в городе есть теперь дети, в городе есть
куры, поросята, свиньи и даже иногда ко-
ревы. В городе копают огороды.

Сюда прилетели птицы, и сейчас, когда
я пишу эти отроки, в каменном доме не-
вдалеке от мыса Любви я слышу щебе-
танье птиц и вижу недалекие горы, на-
званные здесь твардейскими высотами, ибо
оттуда гвардейская береговая артиллерия
поддержала десант пятидневной непрерыв-
ной стрельбой. Мыс Любви. под таким
именем он значился на картах и в свод-
ках ‘военного командования, стал крова-
вым мысом во время новоросеийской опе-
рации. это был левый фланг десанта, при-

noose

нятого невероятным огнем немцев. Здесь
до сих пор прибивает всплывшие тела
матросов, изорванные тельняшки, мины,
пулемётные ленты, скиневшиеся от соле-
ной воды и похожие на ежей.

В городе, когда его отбили у нем-
цев, только на третий день после тща-
тельных поисков специальной брига-
дой по розыску жителей была обнаруже-
на в одном из домиков на Анапском шоссе
в подвале семья Марии Ткаченко. состоя-
щая из пяти человек. Единственная семья.
оставнгаяся от немцев в городе. Имя Ма-
рии Ткаченко теперь известно всем. Она
своего рода знаменитость.

На седьмой день на улице Советов, то-
же в подвале был найден еще один жи-
тель, обросший бородой, с выцветшим ли-
цом,— израненный моряк Черноморского
флота, просидевший в подвале шесть ме-
сяцев, поддерживаемый семьей, жившей в
районе Станички. 1 сентября семью по-
гнали на Анапу, а он, оставленный в под-
вале с ведром вареной пшеницы. и ведром
воды, просидел до 23 сентября, пока вер-
нувшаяся жена его, отбитая нашими вой-
сками на переправе. не вытащила его из
подвала. Он не знал, что Красная Армия
вступила в город, и, увидев матросов, упал
без чувств на их протянутые руки.

Надо ли вепоминать сейчае 06 этом?
Да, нужно. Граждане нашей страны долж-
  ны запомнить трагедию городов, куда при-
ходили немецкие орды. В Новороссийске
быле 106 тысяч жителей, и вот остались
только эти шесть человек. В городе не ле-
тало ни одной птицы, в городе не было ни
одной кожи, собаки, ни одной курицы.
Город был мертв — только немцы и ру-
мыны, только доты и дзоты. только тран-
шеи и мины. Мины остались и сейчас, го-
род все еще очищается от минной заразы.

...Идет дождь с холодными порывами
норд-оста. Зябкая весна в этом году на
этих черноморских широтах. Здесь хо-
лодно, простудно, штормует большая вол-
на, серебряные гривы волн проносятся

матросы, по-братски обнявшиеь друг ©
другом.

3a молом торчит мачта погибшего
транспорта. Когда идешь на шлюпке,
видишь корабль, похожий на мохнатый
риф. Рыбаки на наскоро сколоченных
баркасах ловят рыбу, которая крутит-
ся стайками возле затопленного кораб-
ля. На молу женщина из столовой прини-
мает скумбрию, ставриду, миног. Недавно
сформированная артель, как говорится,
изыскивает местные ресурсы. Варкасы на-
званы именами девушек или жен. но
иногда носят такие названия, как «При-
вет волнам», «Малая земля», «Кунико-
вец», «Меня Хохлова» (по имени герои-
чески погибшей медицинской сестры де-
санта).

Новороссийский порт не принял во вре-
мя господетва немцев ни одного корабля.
Сюда He Moran зайти даже маленькие cy-
денышки. Советские люди скоро, ‘очень
скоро поднимут славу этого старого порта.

Вто не слыхал о новороссийском цемен-
те! Первая книга о восстановлении после
гражданской войны написана писателем
Федором Гладковым о людях новороссий-
ских цементных заводов. Тяжело сей-
час смотреть на эти заводы. Прекрасное
сооружение. поразительное по своим мощ-
ным масштабам, лежит, поверженное силою
динамита и артиллерии. Завод «Пролета-
рий» был передним краем немецкой обо-
роны. Завод вместе с карьерами занимал
площадь в 470 гектаров, почти столько
же под вторым заводом «Октябрь». Здесь
с 10 сентября 1942 года по 10 сентября
1943 г. проходила крайняя точка левого
фланга советско-германского фронта. На
первом поднятом кирпиче я обнаружил
двенадцать пулевых и осколочных укусов.

Пульмановский вагон стоял на «ничей-
ной» земле, между нашим и немецким пе-

стую в худых башмаках. Они, как здесь
принято говорить, пришли «на камни и
трупы». Первым на электрическую стан-
цию цемзаводов, на Новоросгрэе № 2,
пришел старый мастер, турбинщик Дмит-
рий Александрович Ильинский. Он про-
работал возле турбины 19 лет и один год
потерял при немцах. Он сразу же вернул-
ся к ней. Четыре разваленных стены,
камни, трупы. Ильинский начал раста-
скивать трупы. Ему, сдерживаяесь от тош-
ноты, с исвривленными детскими лицами
и плотно сжатыми губами помогали два
подростка-мальчика Бобришев и Индре-
цов. Потом пришли две девушки — Саша
Иванова и Аня Бабенко. Они вначале не
поверили в возможность приведения в
порядок всего этого изувеченного хозяй-
ства. «Ничего не получится, Дмитрий
Александрович». — «Получится, — ска-
зат Ильинский, изможденный етарик с
ярким блеском глаз, — вот увидите, она
пойдет у нас, как куколка».

Турбину стали называть  «куколкой».
К турбине стали «прилипать» люди. Мне
хочется сказать о подвиге добровольцев,
о подвигах тех, кто по доброй воле взва-
лил на свои плечи тяжелый труд восста-
новления станции и цемзаводов. Науменко
Вера пришла через горы из станицы Га-
стагаевекой. Она могла работать в колхо-
зе, на чистом воздухе, петь песни на ка-
зачьих улицах, любиться с парнями. Но
она пришла сюда, притянутая молвой,
движимая благородным чувством патрио-
тизма. Она пришла «на камни и трупы».
На восстановлении не было ни одной ло-
шади, ни одной машины. Bee делалось
мускульной человеческой силой. Прора-
ботав два дня, Науменко сказала: <Я пой-
ду в станицу». — «Зачем?» — спросили
её. — «Приведу сюда еще девчат... здесь

Железо стало кружевным. Только одна

сквозь дыры гранитного мола, проломлен-
ные во время десантных операций торпе-
дами Героя Советского Союза капитан-
лейтенанта Африканова. Под водой бродят
  водолазы. Они разряжают мины, которыми
засорены затопленные корабли. Из-под
волы водолазы достают моряков. Иногда
трупы в обнимку. Так умирали русские

Б 2560.

дохлось движение немцев по Черномор-
скому побережью. Дальше немец не по-
шел. Эти места вызывают такое же чув-
ство восхищения и благодарности, какое
вызывают траншеи, вырытые гвардейцами
Сталинграда. Но война ушла отсюда.

На развалины пришли люди без ору-
жия, в рабочем изорванном платье, зача-

вушка.

стойка-угольник прошита почти дву-  Люди продолжали работать. Распилили
мя тысячами пуль. Какое же было и разволокли упавшую трубу, выдрали из
общее насыщение огня! Здесь вы- скорченной арматуры трупы солдат. Ма-

етер Савушкин принялся за сварку пер-
вых котельных листов новой трубы, ко-
торую нужно было во что бы то ни сталь
вывести минимум на 32 метра. И вот
Вера Науменко пришла. Она привела с
собой десять подруг, которых соблазнила
только тем, что здесь страшно трудно и
что сюда никто не идет. Девушки пришли

пешком через горы, за пятьдесят кило-
метров, и стали к рабочему месту’? Они
явились сюда как патриотки, В этом —
величие трудового подвига бригад ку-
банских девушек.

Кубанский комсомол призвал в Ново-
российск 2.000 комсомольцев. Комсо-
мольцы пошли в порт, на железную до-
рогу, на завод «Красный двигатель» и,
конечно, на цемзаводы. Я видел бригаду
в 57 человек, прибывших сюда из Рогов-
ского района. Бригаду привела Паша
Шевченко. У Улитенко, восстановившего
котельную электростанции, работала
бригада комсомолок из станицы Boctou-
ной, которые тоже пришли добровольно.

Труд их очень тяжёл. Романтика этого
подвига с годами будет прекраена. Та же
Вера Науменко, те же Паша Шевченко и
портовая работница Надя Сущенко будут
6 горящими глазами вспоминать юность
свою. Но сейчас: я видел этих девушек,
под сильным дождём монтирующих печи,
обжигающие мергель, костры, на которых
нагревали они добела железные колосни-
ки, и отковывали их, и выпрямляли при-
митивными молотами. Я видел их идущими
по тронинке от карьера с мешками поро-
ды или наваливающимися грудью на ог-
ромную глыбу, отброшенную немецкой
взрывчаткой, чтобы снова поставить ее
на свое место и залечить швы разведен-
ным в ямах цементом. Я видел — голые
норы, пар от одежды, промоченной холод-
ным дождём. Так живут все здесь, в этом
хаосе разрушений. Благодаря их подвигу
начинается движение крови по артериям
поваленного наземь города.

Будет электрическая энергия в Ново-
российске? Она уже есть. Город получил
свет, а заводы энергию. Будет ли це-
мент? Да. Только один «Пролетарий»

нужны люди, мы скорее справимся». даст в этом году десятки тысяч тонн
едним краем. Вначале он был подож- Ё ?
us a ae вы ; д «Иди», — сказали ей и посмотрели, как  Портланд-цемента, почти столько же даст
а at MHA mocanen ray   по тропинке мимо руин уходила де- «Октябрь», начнут работать заводы в
ские стойки вагона неслись пули.   уход a ,

Гайдуке и Тоннельной. И когда потреби-
тели получат первые партии мешков, на-
полненных цементом с маркой «Новорос-
сийек», пусть вспомнят труд восстанови-
телей, этих скромных героев будней, иду-
щих по жестоким следам войны. Пусть
помнят их, как новороссийцы помнят и
чтят героев сентябрьского штурма, дав-
ших городу возможность трудиться.

Арк. ПЕРВЕНЦЕВ,
спец. корреспондент «Известий».

НОВОРОССИЙСК, апрель, 1944 г.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.

совета

Карпатах, развевалось на вершинах Крико-

Прибытие Военной Миссян
Национального Комитета
Освобождения Югославии

12 апреля в Москву прибыла Военная
Миссия Национального Комитета 0сво-
божления Югославии во главе с генерал-
зейтенантом Велемиром Терзич. На азр-
дроме Миссию встречали представитель
Генерального Штаба Красной Армии гене-
рал-майор Н. В. Славин, Начальник Отде-
ла Внешних Сношений НКО генерал-майор
В. Н. Евстигнеев, заместитель председа-
теля Моссовета тов: М. А. Яснов, заме-
ститель коменданта г. Москвы полковник
Н. В. Гребенщиков, Председатель Воесда-
вянского Комитета  генерал-лейтенант
А. С. Гундоров, югославские обществен-
ные деятели Б. Масларич, В. Влаховия,
г-н С. Симич, полковник М. Лозич, коман-
дир югославской воинской части в (СССР
подполковник М. Месич и другие.

—__
Заявления Хэлла
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 11 апреля. (ТАСС). Гозу.
дарственный секретарь Хэлл, отвечая на
пресс-конференции на вопрос о реакция
английского правительства на его (Хэлла)
заявление по поводу Французского Комн-
тета Национального Освобождения, сказал,
что он не получил официального ответа от
английского правительства, но, по его мне.
нию, это заявление хорошо встречено в
Англии.

Хэлл заявил также,

что переговоры с
Испанией продолжаются,

Назначение турецкого представителя
при Французсном Комитете
Национальчого Озвобождения

даёт анкарский корреспондент агентства
Рейтер, турецкое правительство назначило
своим представителем в ранге консула при
Французском Комитете Национального
Освобождения Тарык Эмина. Он вскоре
выедет в Алжир.

Боевая деятельность.
французских партизан

БРАЗЗАВИЛЬ, 12 апреля. (ТАСС). Как
сообщает браззавильское радио, в течение
последнего полугодия партазаны, действую:
щие в северной части Франции, пустили под
откос 183 германских воинских товарных
эшелона, 29 эшелонов с германскими вой:
сками, уничтожили 357 локомотивов, разру-
шили 13 шлюзов, уничтожили 1.700 товар:
ных вагонов, разгромили 18 германских во-
оруженных отрядов, совершили нападения
на 26 телеграфных центров, уничтожали
18 германских складов. За это же время
патриоты, действующие в северной части
Франции, убили 19 гитлеровских штабных
офицеров, 2 немецких генералов и 80 фран-
цузских прислужников оккупантов.

Жертвы фашистского террора
в оккупированной Франции

БРАЗЗАВИЛЬ, 12 апреля. (ТАСС). Браз:

завильское радио сообщает, что, по сведе:

ниям, полученным в Лондоне, общее число
французов, расстрелянных во Франции co
времени ее оккупации гитлеровцами, состав-
ляет не менее 90 тысяч человек. По некото-
рым другим сообщениям, оно достигает да:
же 107 тысяч человек. К концу января
этого года число мирных французских граж-
дан, заключенных гитлеровцама в тюрьмы и
концентрационные лагери, составляло 312
тыс. человек.

Смягчение приговора
двум осужденным
по хаджератскому процессу

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает из Алжира, что смягчен
приговор алжирского суда двум из четырех
лиц, осужденных на смертную казнь по 0б-
винению в убийствах и истязаниях заклю-
ченных в концентрационном лагере Хадже-
рата. Смертная казнь заменена старшему
сержанту Дофэну 20 годами принудитель
ных работ, а коменданту Финидори — по-
жизненной каторгой. Остальные осужден:
ные — Рипп и лейтенант Сантуччи — будут
казнены.

Предстоящая поездка
вице-президента США Уоллеса
в Чунцин

НЬЮ-ЙОРК, 12 апреля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед пресс сообщает
из Вашингтона, что вице-президент США
Уоллес об’явил о своём намерении посе
тить в начале лета Чунцин.

e
SS TY SE SS

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

SS TET

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПРИ СНК СССР
13 апреля 1944 г. в Доме Архитектора
состоится публичная лекция профессора
С. Ерусалимского на тему:
«И РА Н».
Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера.
Цена билетов от 2 до 5 рублей.
Билеты продаются в кассе Дома Арх
тектора (Гранатный пер. дом № 7) ив
кассе Колонного зала Дома Союзов (Пуш:
кинская ул. дом № 1, под’езд № 3).

БОЛЬШОЙ ТЕАТР —
ач. в Тч. веч

ФИЛИАЛ БОЛЫПОГО ТЕАТРА — 13ЛУ «Цар

ская невеста»; 14/ГУ «Евгений Онегин». Нач. В
7 ч. веч.

13/ТУ «Князь Игорь»

МАЛЫЙ ТЕАТР — 13ЛУ «Пигмалион», Наз. 8
7 4. веч.

®HAMAI MAJOLO TEATPA — 13/IV «Bes в®
ны виноватые» Нач. в ч веч.

МХАТ COOP им ГОРЬКОГО — 13/IV «Крее
левские куранты». Нач, в 7 ч. вез

+

Е ee

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬЛВА:
Москва, 6. Пушкинская площадь, 5. Телефовы
отделов редакции: Секретариата — К 4-71-%
Фронта — К 4-172.37, Экономического —К 1-4-;
Сельского хозяйства—К 5-76-17. Пропаганды Я
Советского строительства_К 1-42-86: Литературы
и искусства_К 0-57-27. Иностранного-—К 4-81;
Писем — К 3-15-11; Художественного — К 5-36-59}
Издательство—К 5-23-20. К 4-75-06. Приём 00 s
лений в.Москве_К 5174-38, в Ленинграде—38-1®

О

J
`