i

}

Пролетарий всех стран, сбоедйняйяесь?
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

ПВ

ГЕ 1.2
=H №

Орган Центрального Комитета и МК ВКП(б).

№1 (8772

Четверг, 1 января 1942 г.

ЩЕНА 15 КОП;

С новым годом!

Сегодня — день нового года. 1942 год
мир встречает в пожаре войны, разожжен-
ном преступной бандой Гитлера, разбой-
ничьих германским империализмом.

Ислеклеий 1941 тол был годом великих
испытаний. для нашей советекой ролины.
Вероломно, из-за угла, как ночной громи-
‘ла, напал на нашу цветущую мирную

`<трану разбойник’ Гитлер. Его нападение

было вызвано исключительно жаждой rpa-
бежа, алчной агрессией. Он двинул против
Советского Союза свои ‘моторизованные я
бронированные орлы мародеров и грабите-
лей, чтобы ‘повергнуть в прах великий
русский народ и другие народы CCCP, pac-
членить и уничтожить Советский Союз,
захватить наши земли, наши хлеб и нефть,
наши фабрики и заводы, разграбить все
наше лостояние, заковать советских людей
в цепи рабства, истребить десятки иил-
лионов советских людей. 22 июня 1941 г.
кончился период мирного строительства —
началея . период освободительной войны
против немецких захватчиков, навязанной
нам немецкими империалистами.

Веролеметво и внезапность нападения
дали гитлеровским разбойникам ‘значитель-
ные временные преимущества перед совет-
скими войсками. Тяжелое время выпало
Ha лолю Красной Армии, а вместе с ней
и всего советского нарола. Советекие вой-
ска сражались героически, оказывая врагу
упорное и стойкое сопротивление. Й pee
же враг, лержа инициативу в своих руках,
двигался вперед. Немецко-фанвиетские бан-
хиты, осатаневатие от крови, временно за-
хватили часть нашей территории и стали
творить чудовищные злодеяния в советских
горолах и селах.

Враг вилотную подошел к Ленинграду.
Вражеские полчища появились на подсту-
пах к сердцу нашей родины — Москве.
Немцы хвастливо заявили на весь миро
том, что Москву они могут уже разглялы-
вать сквозь полевой бинокль. Немцы за-
хватили Ростов, они захватили Крым, им
уже мерещились ботатства Вавказа.

Но гитлеровская банла жестоко просчи-
талась, надеясь неожиданностью нападения
сломить волю советского народа к борьбе
с чужеземными захватчиками, смять И
опрокинуть Красную Армию. Еще в самом
начале войны прозорливый кормчий совет-
ского государственного ‘корабля—товарищ
Сталин показал, что военные шюенмуще-
ства гитлеровских разбойников восят вре-
мепный характер, между тем вак их основ-
ной политический ‘проитры и, стало
быть, громалный политический выигрыш
для СССР является серьезным и длитель-
ным фактором, на основе которое должны
развернуться решительные военные успехи
Красной Армии в войне с немецко-фатист-
скими захватчиками.

Истекший 1941 год войдет в историю
ках одна из самых памятных вех на пути
освобождения человечества от коричневой
чумы, от гитлеровской кровавой тирании.
Он славно поработал на нае, ушедший в
прошлое старый тод! Советский народ
стойко перенес дни тяжелых и серьезных
испытаний. В тяжелейшей обстановке ко-
вались условия победы. Мы отступали ©
боями, нанося врагу тяжелые контрулары,
причиняя ему небывалью потери, изматы-
вая и истребляя его людской состав и тех-
нику. Ни на олин миг ни в народе, ни В
армии He было сомнения в том, что враг
булет разбит и уничтожен. Изо дня в день
советский народ под руководством партии
Ленина— Сталина накапливал силы. Полня-
лась вся страна — от Балтики ло Тихого
океана. Великий вожль советского  наро-
ла и руководитель вех вооруженных сил
нашей страны — товарищ Сталин повел
нас. И вот наступил перелом в ходе
великой отечественной войны.

Внезапным уларом Красная Армия вы-
шибла немцев из Ростова и повесила же-
лезный замок на ворота Северного Кавка-
за. Велед за этим были нанесены  тяже-
лые поражения чзанливым немецким ге-
нералам пол Москвой, Тулой и Ленингра-
лом. Хваленые калровые немецкие полки,
хивизии и корпуса, теряя десятки и сотни
тысяч убитыми, стали откатываться на
запал, бросая танки, пушки, пулеметы,
всевозможное оружие и лаже самолеты. За
сравнительно короткий период Красная
Армия освоболила лесятки горолюв. сотни
и тысячи сел и леревень. Мы отстояли
родную Москву, отстояли великий о горох
Ленина, намесли врату удары. которые
навсегла останумя у него в памяти, Ка-
нун нового гола принес ралостную весть о
новой славной победе советожих войск в
Крыму—0б освобожлении Керчи и Феом-
сии. Сеголня публикуется сообщение of

освобождении Калуги и поражении фа-
шистекого генерала Гудериана.

Умением и геройством советских воинов
враг остановлен. На решающих фронтах
Красная Армия бьет немцев и бьет оено-
вательно. Сила советского оружия выну-
лила немецко-фашистекие полчиша отка-
тываться. Инициатива вырвана из
врага. <...Замечательно то обстоятельство,
что напга Красная Армия  один-на-олдин
велет тяжелую, кровопролитную войну про-
тив немецко-фаптистекой армии и — 020-
левает, бьет ее». (М. Калинин).

Великая отечественная война советского
народа против немецко-фашиетских 3a-
хватчиков показала всю  действенную
мощь советского патриотизма, являюще-
гося могучей движущей силой нашего 06-
щества. В годы мирной строительной ра-
боты любовь к родине двигала советских
людей на подвиги трудового героизма, в
тодину войны любовь к родине рождает
боевые подвиги беспримерного мужества и
геройства. Советский патриотизм рождает
в массах презрение к смерти во имя
победы нал врагом. В великой битве за
Москву, на подступах к Кавказу, у ворот
Ленинграда сотни тысяч бойцов, команли-
ров, политработников Красной Армии
трулью_ преградили путь ‘врагу, останови-
ЛИ его, заставили его повернуть вспять.
За родину, за Сталина!— с этими словами
на устах залцитники отечества илут на
врага, окружают и истребляют его.

Великий Сталин, нали вождь и учитель,
призвал нас, советских людей, к беспо-
щалной истребительной войне против He-
мецко-фашистских захватчиков, топчущих
нангу землю в качестве ее оккупантов.
Этот призыв- нашел горячий отклик в
сертцах миллионов. Ни олин советский че-
ловек не успокоится ло тех пор, пока хоть
один неприятельский солдат будет на на-
шей территории.

В Германии растут уныние ‚и расте-
рянность. Как ни стараются фашистские
фальшивомонетчики окрыть от немецкого
населения празду, ню шила в мешке не

утаишь.

Новый, 1942 год советские люди
встречают с лютой ненавистью к вра-
ту. < непоколебимой верой в торже-

ство нашего правого дела; со стальной
решимостью довести до победного конца
нашу священную борьбу за жизнь, за
честь и свободу великого нашего отече-
ства. Новый гот начинается при хороших
перспективах. Он должен стать—и он лей-
стрительно станет-—годом полного разгрома
гитлеровсной Германии. .В 1942 голу мы
задушим, растерзаем, лобьем кровавого
зверя, подло напавшего на нас.

Мы встречаем 1942 год © высоко под-
нятой головой, в твердом сознании своих
отБетственных задач. Вперели еще большие
трудности, предстоит немало битв, много
еще прольется крови, война требует or-
ромных усилий и напряжения воли совет-
соких воинов и всего нарола. Побела сама
не приходит—ее нало завоевать! И мы ее
завоюем в наступающем году!

Наши  фрезефвы  неисчерпаемы, наши
силы с каждым днем увеличиваются, и
волна наролного гнева © каждым днем
возрастает. В тылу создаются новые с0-
ветские резервы, вооруженные по послелне-
ну слову техники. Непрерывным потоком
илут на фронт поезда с вооружением. На-
ши заводы и фабрики работают лень и
ночь, готовя снаряжение и оружие для со-
ветских войск. Наши союзники, англичане
й американцы,  лоставляют нам танки,
шлют самолеты, помогая Красной Армии
громить немцев.

Мы подняли знамя всенародной  отече-
ственной войны против проклятых немеп-
ких захватчиков и будем бить лютого
врага ло тех пор, пока не превратим его в
прах. Большевистская партия, советский
народ борются не только за наше сча-
сть. но и за освобождение всех порабо-
щенных фапеизмом те, за счастье гря-
лущих поколений. В этой борьбе решается
судьба. настоящее и будущее налией ро-
длины, советекого государства, Наша Крас-
ная Армия — это цвет советской страны,
это наша горлость. Товарищ Сталин —
живое воплощение зи олицетворение силы,
величия духа срветского народа — уверен-
Ho велет Красную Армию на уничтоже-
ние зарвавшегося врага, на освобожление
всех народов. порабощенных германских
фашизмом.

Под знаменем Ленина-——Оталина вперед,
к новым победам, доблестные воины
Красной Армии! В новом, 1942 году
полностью разгромим налпих смертельных
врагов — немецких захватчиков!

Телеграмма Министра Иностранных Дел- Великобритании
г-на А; Идена Председателю Совнаркома СССР тов, И, В, Сталину.

Перед возвращением на родину мне хо-
телось бы выразить Вашему Превосхоли-
тельству сво» большое  уловлетворение
тем, что я снова имел возможность посе-
тить СССР и лично с Вами обсудить много
проблем касающихся войны и мира, ко-
торые должны возникнуть перед нашими
обеими стралами, как союзниками. Я уве-
рен, что столь важные по своему харак-

теру беселы значительно укрепят наши
общие военные усилия и, таким образом,
приблизят лень нашей окончательной
победы.

Я всегда булу с большой благодарностью
вспоминать радушный прием, оказанный
Вами мне и моим коллегам.

С самыми лучшими пожеланиями Вам

и народам России на 1942 год.
Е А. ИДЕН.

Телеграмма Министра Иностранных Дел Великобритании
г-на А, Идена Народному Комиссару Иностранных Дел

ТОВ, В, М,

Покихлая советскую землю, я посылаю
Вашему Превосходительетву мою самую
горячую благодарность за сердечный прием
и великолушное гостеприиметво. которые

были миф оказаны Советским правитель- р

ством Bo время моего пребывания. Я не
могу найти слов, чтобы достаточно тепло

Молотову.

выразить свою блатодарность за Вашу

любезность. Я верен, что визит и 6есе-

ды, которые мы имели, значительно укре-

пят Англо-Советское сотрудничество.

°С искренним приветом и самыми теп-
и

лыми добрыми пожеланиями. А. ИДЕН,

DYE   Co

С НОВЫМ ГОДОМ, ТОВАРИ

ПОЛ ЗНАМЕНЕМ ЛЕНИНА-СТАЛИНА

ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ!

Новогодняя речь Прелседателя Президиума

Верховного Совета CCCP тов. М. И. Калинина -

Дорогие товарищи! . ¥
Граждане Советского Союза!
и работницы! Волхозники и колхозницы!
ветская интеллигенция! Бойцы. коман-
диры и политработники Красной Армии и

тизанки! Жители советских районов, вре-
менно захваченных немецко-фалтистекими
оккупантами! Разрешите поздравить вас с
наступающим новым годом. А по случаю
наступления новом года разрешите прел=
ставить вам краткий итог войны.

Уже больше шести месяцев наша стра-

на ведет тяжелую, кровопролитную войну
против немецко-фапгислеких оккупантов,
навязанную нам немецкими империали-
стами.

Тяжелое время пережила наша армия,
а вместе с ней и весь нарол. Красная Ар-
мия сражалась героически. Олнако враг,
имея инициативу в своих руках, отыюки-
вая слабые места, продвигался вперед,
занимая наши города и села и как yro-
ловник  разбойничая над мирным насе-
лением.

У нас ни в народе, ни в армии ни на
одну минуту не было сомнения в том, что
враг булет разбит. Но возмущалась народ-
вая торлость, задевало самолюбие, что не-
мецкие разбойники гуляют по налией
земле, издеваются нал налшим населением,
терзают стариков, женщин и детей.

Много злодейств учинили немецкие фа-
шиеты на советской земле. Народ, жители
горолов и сел горят мшением. Украинцы
и белоруссы, наролы прибалтийских рес-
публик живут горячей належлой, что
скоро к ним прилет Красная Армия и из-
бавит их от фашистского ада.

Стойко переносил советский народ эти
дни серьезных и тяжелых испытаний. Он
послал на фронт сотни тысяч своих луч-
ших сынов грудью отстаивать родную,
священную землю, истреблять врага. Му-
жественно переносили советские люди
временные невзгоды и лишения, вызван-
ные войной е немцами.

Товарищи краеноаруейцы, командиры,
политработники! Валшим уменьем,  герой-
ством, которым восхищаются весь  чест-
ный мир, враг остановлен. На решающих
фронтах он бит и бит основательно.

Немпам врях ли удалось бы одержать

даже временных успехи ‘в войне против
нас, если бы Гитлер не совершил веро-
ломното, неожиданного нападения на Co-
зетский Cows.

Как вам известно, Германия напала на,
нашу страну из-за угла, как разбойник,
BOO ее нападение ничем не было вызва-
но. кроме как алчной агрессией и жаж-
лой грабежа.

Неожиланность нападения лала значи-
тельные преимущества германской армии.
Вам ведь хорошо известно, что для того,

чтобы мобилизовать и построить

несенным мечом врага,

держка бойцов и особенно. я бы ска-
зал,— искусство командования.
Германская правящая клика просчита-
лась, думая неожиданностью нападения
сломить волю советекого народа, в борьбе
с захватчиками, омять, опрокинуть Крас-
ную Армию, захватить налиу промышлен-
ность, расчленить и уничтожить Совет-
ский (Союз, поработить наши свюбодолю-
бивые, гордые народы.

В последний час

т.
ВОЙСКА ЗАПАДНОГО ФРОНТА

ЗАНЯЛИ ГОР.

КАЛУТУ.

ПОРАЖЕНИЕ ГЕНЕРАЛА ГУДЕРМАНА.

После разгрома под Тулой 2-й бронетанковой армии генерал-

полковника Гудериана войска Запад

ного фронта продолжали решитель-

Hee наступление, преследуя и громя ее остатки. Германское командо-

вание, пытаясь задержать и оста

HOBMTb наше наступление, спешно

перегруппировывало свои войска, подтягивая из глубины резервы. В ре-
зультате последовавших упорных боев на рубежах рек Нара, Протва

и Ока укрепленные позиции 4-й
шал фон Клюге] были прорвань: во

германской армии (генерал-фельдмар-

многих местах и оборонявшим ux

войскам нанесено решительное поражение. В ходе, боев войсками
Западного фронта были разбиты 20, 12, 13, 43, 53 и 57 германские
армейские корпуса в составе 292, 258, 183, 15, 98, 34, 268, 260, 62, 17,

137, 131, 31, 296 и 167 пехотных и 1

9-й танковой дивизий и 2-я бригада

«СС», переброшенная на самолетах из Кракова. Противник под уда-
рами наших войск продолжает отступленме в западном направлении,
оставляя в боях и по пути отхода своих раненых, артиллерию, оружие

и военное имущество.
Наро-Фоминск, Угодский завод,

После освобождения от противника городов

Алексин, Таруса, Щекино, Одоев,

Черепеть, Перемышль, Лихвин, Козельск и сотен поселков, сел и дере-
вень — нашими войсками 30 декабря с боем взят г. Калуга. В городе

Калуга захвачены большие трофем,

которые подсчитываются.

и.

ТРОФЕЙ

ВОЙСК

ОГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА

ЗА ПЕРИОД С 7

ПО. 25 ДЕКАБРЯ.

В боях с немецкими оккупантами войсками Юго-Западного фронта

с 7 по 25 декабря ЗАХВАЧЕНЫ

следующие трофеи: орудий — 456,

минометов — 163, пулеметов — 555, автоматов — 257, танков — 25, бро-

немашим —7, автомашин — 1.479,

мотоциклов — 239,

173 километра и другое военное имущество.

За этот же период

УНИЧТОЖЕНО 56 танков,

8 бронемашин,

35 орудий, 10 самолетов, 2.678 автомашин и свыше 1.700 повозок с гру-

зом и другое военное снаряжение.
За время с 7 по 25 декабря противник потерял убитыми и ране-

ными свыше 20 тысяч солдат и офицеров.
Войсками Юго-Западного фронта освобождены от немецких окку-

пантов сотни населенных пунктов.

СОВИНФОРМБЮРО.

армию
Рабочие  В боевой порядок, требуется  значитель-
Hoe время. А чтобы мобилизовать и по-
строить армию в боевой порядок под за-
требуется ис-
Военно-Морского Флота! Партизаны и пар- Блючительное мужество и большая вы-

‘при

самолетов — 5,

радиостанций — 14, зенитно-пулеметных установок — 29, мин — свыше
8:700, винтовочных патронов — около 700.000, кабеля телефонного —

Советские войска упорно отстаивали

каждую пядь ролной земли, непрерывными
боями изматывали противика, истребляли
его живую силу и, технику.
Новый год начинается
перспективах.

при
значительной

хороших

На части

фронта, теснимый Красной Армией враг
ступает, & во многих случаях в беспорядке
бежит, оставляя в наших руках танки,
пушки, пулеметы и прочее военное иму-
щество, счет которого весе увеличивается.

Трудный путь прошли наши красноар-
мейцы и враснофлотцы, командиры и по-
литработники. Но большие еше трудности
стоят и впереди. Наступление в морозы,
глубоких снегах требует от вас

К пребыванию. г.

Во время своего пребывания в Москве

во второй половине декабря министр

иностранных дел Великобритании г. Ан-

тони Иден в своболное от деловых сове-
щаний время осматривал город Москву
И его окрестности и совершил поездку на
Западный фронт. В этой поезжке г. Илена
сопровожлали генерал Ней, генерал Мак-
фарлан, адмирал Майле, вине-маршал бри-
танской авиации Кольер, посол СССР в
Великобритании т. Майский и др. Г-н Иден
и сопровождавшие его лица осмотрели во.
время этой поездки город Ёлин и ознако-
мились с разрушениями, причиненными
горолу неменко-фалистекими захватчика-
ми, в частноети с ванлальским разгромом
дома-музея великого русского композитора

. И. Чайковского. При поездке на Затад-
ный фронт г. Илен ветретилея ¢ предста-
вителями команлования фронта. Г-н Иден’
осматривал места недавних ожесточенных
боев, многочисленные трофеи, захвачен-

огромных усилий, напряжения вели,

Но одно вас лолжно воолушевлять, что
силою вашего оружия враг вынужден от-
катыватьея, что © врагом мы деремея при
павных условиях, что инициатива из рук
врага вырвана.

В этой борьбе, когда решается судьба,
настоящее и будущеф нашей Родины. Со-
ветского государства,  когла решается
судьба всей Европы, замечалельно то 00-
стоятельство. что наша Красная Армия
один-на-олин ведет тяжелую, кровопролит-
ную войну против  немецко-фашистской
армии и — одолевает, бьет ее.

ЕКраеная Армия 20 дней назад перешла
на ряде участков фронт» от активной
обороны к наступлению на вражеские
войска. И за это время героической Крас-
вой Армией освобожлены от немецко-фа-
пгистеких оккупантов Ростов-на-Дону. Тих-
вин, Елец, Рогачев, Клин, Яхрома. `Солз
нечногорск, Истра, Венев, Сталиногорек,
Михайлов, Епифань, Ливны, Ефремов,
Верховье, Дубна, Богоролицк, ° Кали
Выюоковек, Волово, Алексин, Шекяно,
Руза, Таруса, Волоколамек, Плавек, Було-
Tomb, Черепеть, Олоево. Наро-Фоминск,
Белев, Лихвин, Высокиничи, Новосиль,
Тим, Козельск, Угодекий завод, Керчь;
Феодосия, Калуга и’ другие города.

Я думаю, недалеки те дни, когда и
другие оккупированные немцами советские
торола будут  навеегла Е от
немецкого ига!
ати силы в борьбе с врагом растут.
Мы уверены в победе. Мы знаем, что ни
один советский человек не успокоится ло
тех пор, пока хотя бы олин гитлеровец
будет топтать священную советскую зем-
лю, пока  гитлеризм не’ будет выжжен
каленым железом.

Порукой нашей победы, победоносной
борьбы с гитлеровской армией служат
первые успехи ‹оветоких войск на всех
фронтах.

Порукой этому служат прибывающие
на фронт резервы.

Порукой этому служит геронческая ра-
бота всей страны для фронта, для победы.

Порукой этому служит 10, что вождь
нашей Армии товариш Сталин уверенно
ведет Красную Армию на уничтожение
зарвавшегося врага, на освобожление всех
народов, порабощенных `термйнекти” фа
шШизмом. :

Дорогие товарищи! Граждане и граж-
данки Советского Союза! Бойцы. команди-
ры и политработники! По поручению
Советского Правительства и Центрального
Комитета нашей Ленинской партии позл-_
равляю вас с Новым голом и желаю всем
советоким народам в новом, 1942 голу
разбить без остатка наших смертельных
врагов — немецких ‘захватчиков.

С Новым голом, товарищи!

Идена в Москве.

ные частями Красной Армии, а также 6бе-
седовал с группой немецких солдат, взя-
тых накануне в плен на одном из участ-
ков фронта. Г-н Илен и сопровождавшие
его лица обратили при этом особое внима-
ние на отсутствие у фашистских солдат
какого бы то ни было зимнего обмунди-
рования.

Перед от’ездом г. Илена из Москвы
Председатель Совета Наролных Комиссаров
СССР тов. И. В. Сталин лал в Кремле в
честь г. Идена 00ел, на котором присут-
ствовали тт. Молотов, № Е
Воропгилов, Г. М. Маленков, А. И. Микоян,
А. С. Шербаков, Н. A. Вознесенекий,
Л. М. Каганович. Н. С. Хрущев, адмирал
Н. Г. Кузнецев, маршал С. В. Тимошенко,
В. Г. Леканозов, И. М. Майский и m.,
& также сопровождавшие г. Идена лица и
чины посольства и военной миссии Вели-
кобритании в СССР. Обед прошел в друя
жественной атмосфере.

К.

Приветствие от начальников штабов в Лондоне
маршалу Советского Союза тов, Шапошникову

«Маршалу Советского Союза Шапошникову, начальнику генерального
штаба Красной Армии.

От начальников штабов в Лондоне.

Посылаем Вам сердечные приветствия
по случаю Нового Года. После героической
защиты в борьбе с вероломным напалением
Врасная Армия и Военно-Воздушный Флот
перешли в настоящее время в наступле-

Приветствие генерала Узйвелла,

ние. Мы убеждены, что 1942-й год прине-
сет Вашим отважным бойцам и летчикам,
сражающимея с нашим общим врагом,
историческую победу. Желаем Вам полного
успеха».

Главнокоманлующего в Индии,

маршалу боватекого Союза тов, Шапошникову

а Советского Союза Шапошникову, начальнику генерального
штаба Красной Армии.

От генерала УЭЙВЕЛЛА, Главнокомандующего в Индии.

От имени всех войск, находящихся пол
моим начальством. желаю Вам и Ваших

[тва армиям иолного успеха в 1942-х

году».

Металл, уголь, машины сверх плана

ХАБАРОВСК, 31 лекабря. (ТАСС). Де-
сятки фабрик, заводов, угольных шахт,
рыбоконсервных заводов, золотых приис-
ков и лесоучастков Хабаровского края
встретили новый Tol перевыполнением
производственных программ.

Досрочно завершил годовой план передо-

вой в крае Комсомольский машинострои-
тельный завод.

Самоотверженно работают строители
первого металлургического комбината,

«Амурсталь». 3& последние месяцы число

стахановцев здесь выросло вдвое.

Крупных успехов лобились  утгольшики
Сахалина. Закончив 5 ноября годовой
план, они дали стране сверх него десятки
тысяч тонн угля. Во всех шахтах треста
«Сахалинутоль» втрое увеличена произво-
дительность механизмов.

18 рыбокомбинатов Камчатки в полто-
ра раза перевыполнили толовые планы, &
на зимнем лове они лали тысячи центне-
ров сверх плана.

Досрочно выполнило годовые программы
большинство прелприятий золотой промы-
шленности Колымы, Нижнего Амура и
Амурской области.