з, ЯНВАРЯ. 1948. в; № С (8772) &

Е И НОВЫЕ ee ee

ВИС В

Части Красной Армни изгнали немецких

оккупантов из гор. Калуги. На снимках (слева направо); 1. Одно из тяжелых орудий, брошенных немцами. 2. Трофейные автомашины. 3. Расстрелянные фашистскими убийцами жители Калуги.

КАЛУГА ВЗЯТА!

(Ох специального военного корреспондента «Правдь)

Улицы этого древнего русского горола
в течение нескольких дней являлись
ареной ожесточенных боев частей Красной
Армии с фалитстокими захватчиками. Лэ-
мая‘ упорное сопротивление врата, наши
бойцы продвигались вперет, отвоевывая
одну улицу за другой. 30 декабря, з 11
часов утра, войска Западного фронта
преподнесли новогодний подарок стране—
разгромили калужскую  труппировку не-
менких войск.

В Калуге оновз советекая власть!

Тород Калута-—крупный промышленный
центр, узел важнейших железноторожных
магистралей и шоссейных дорог. Захватив
Калугу, немцы сделали ee центральной 6&-
зой снабжения, сосредоточением евоих резер-
вов. Здесь они открыли крупные мастер-
ские по ремонту танков и артиллерийско-
то вооружения. Вокруг города, обосновалось
несколько аэролромов вражеской авиации.

B omy из темных декабрьских ночей
группа наших автоматчиков на лошадях
проникла в тыл немцам и, пройля 25 Ku-
лометров, с хоту захватила районный цевтр
Дубна. Немецкий батальон, отдыхавщий в
поселке, был полностью уничтожен. Азто-
матчики не только удержали Дубну в те-
чение лня, но и дождалиеь главных сил.

В течение четырех суток -налин части
екрытно двигались к Калуте. Этот поход
был совершен в исключительно сложной и
трудной обстановке и в ночное время.

Энская часть смелым и искусным
маневрох обошла позиции противника
и вышла на реку Упу. Немецкое
команлование, He ‘разгадав план взя-
тия Калуги, ошибочно. решило, что
именно отсюда (по хорошему шоссе Мака-
рово— Калуга) наноситея тлавный удар.

Против нас была брошена  хоропю
укомплектованная 137-я пехотная  диви-
SHA, насчитывающая 15.000 человек,

срочно переброшенная из-под Высокиничи.
Однако ни яростные контратаки немцев,
ни шквальный огонь минометов м авто-
матчиков, ни ввод в дело танков не сло-
мили наступательного порыва частей Врас-
ной Армии. Преодолевая отчаянное сопро-
тивление врага, истребляя его живую си-
лу и технику, бойпы двигались вперед.
Точно так же успешно продвигалась впе-
ред ‘на другом участке и энская часть.

Попытка немецкого команлования про-
рвать наши флавги в районе Ханино,
ЕзяТЬь в клеши подвижную группу кончи-
лась полным провалом. Фашистекие клещи
были разжаты и сломаны.

Суля по данным разведки и показаниям
пленных, германское команлование прикз-
зало своим войскам во что бы то ни стало
отстоять Калугу. Из района Алексина с
боями отошла 131-я пехотная ‘немецкая
дивизия, полтянулись части 137-й пехот-
ной дивизии, из других  мест-—31-й
‘техотной дивизии. В спешном порядке в

`„Чалугу перебрасывалиеь части танковой

Хивизни, действовавшей на Малоярославец-
кои направлении, и много других чаетей.
Командующий немецкой группировкой 1по-
ставил под ружье даже тыловые полраз-
деления—охрану аэродромов, самеров, по-
возочных. санитаров, Несколько афтичле-
рийских полков должны были поддержать
своим огнем действия немецкой пехоты.
Для нашего командования было ясно,
что успех операщии по захвату Валуги за-
висит от того, насколько сокрушительный
и, главное, внезапный удар нанесут наши
войска по немецкой обороне. Следовало
учитывать, что город расположен на воз-
вышенноети, господствующей Hal о5ру-
жающей местностью, & © юга прикрыт
естественной волной преградой — Окой.
Немпы к тому же сделали все возможное,
чтобы соэлаль надежную и прочную 0б0-

рону. Вокруг города они построили ряд

противотанковых и противопехотных пре-
пятствий, превратили подвалы каменных
зомов в ДЗОТ’ы, на чердаках многоэтажных
зданий и колокольнях установили легкие
пушки и пулеметы. Для Toro, чтобы танки
.не проигти по льду замерзшей реки, нем-
‘’ы во многих местах взорвали лед,
Декабрьеким утром наши части фор-
зровали (Оку и начали штурм Валуги.
Героически дрались пехотинцы  энокой
части. Они бесшумно подползли к вра-
жеским укреплениям и заставам и с гр-
мовым русским «ура», с винтовками на-
неревес ринулись в ШТЫКовУЮ атаку. В
первых рядах атакующих были команлиры
и комиссары. Молниеносным и неожидан-
ным ударом наши части сияли немецкие
заелоны, захватили единетвенный мост че-
рез Оку и обратили немцев в паническое
бетство. Так была занята южная окраина
города.
Пемцы, застигнутые врасплох, силопть
и рялох в одном белье выбегали из домов

и тут же падали, сраженные пулей
штыком. Отдельные труппы фалиистов по-
спешно ретировались в запалную часть 19-

рода, где немецкие тенералы делали от-

чаянные попытки подавить панику и
остановить бегущие войска. Оказывается,
фашисты самонадеянно считали, что части
Врасной Армии неспособны совершить бы-
стрый маневр в условиях бездорожья и
что Е городу они подойдут не раньше, чем
через 10—12 дней. Враг и здесь проечи-
тался! i

В тесном взаимодействии с пехотинцами
прались кавалериеты, танкисты, артил-
леристы. Они проявили много смелости,
отваги и военной хитрости. Вонники-звто-
матчики с помощью местных жителей про-
брались в центр города и открыли ура-
танный огонь. Это внесло такую сумятицу
в ряды неприятеля, что центр Калуги че-
рез час был занят нашими войсками,
Скоротечный, но ожесточенный бой принео
победу Красной Армии. В 8 чабов утра
вся южная и центральная часть Калуги
была, в наних руках.

Потом начались многодневные яростные
уличные бон, временами переходившие в
штыковые атаки и рукопашные схватки.
Немцы подтянули резервы. Не считаясь с
огромными потерями, устилая трупами сво-
их солдат целые кварталы, немецкое коман-
дование цеплялось за каждую улицу, ка-
ждый дом. Борьба шла за каждый полвал
И чердак, где засели немецкие автоматчики.
За «араями, в садах и на огородах наши
бойцы уничтожали минометчиков и при-
слугу артиллерийских орудий.

Некоторые улины города — Революции,
имени Ленина, имени Кирова—по несколь-

ку раз переходили из рук в руки. Наетуна-
тельный порыз бойцов немцы пытались
остановить действиями штурмовой авиа-

ции. В иные дни над ИКалугой летало
в общей сложности до 150 самолетов, об-
стреливая и сбрасывая бомбы на наши бое-

вые порядки.

Фашисты, испытывая страх перед ноч-
ными действиями, варварски подожгли то-
рол. Деревянные’ домики пылали, и от 6а-
грового зарева на калужских улицах и
площалях было светло, как днем. Особенно
сильную «иллюминацию» немцы устроили
на берегу Оки. Плашкоутный мост они
освещали мощными прожекторами, то и
дело в темное небо взлетали ракеты. Ма-
лейшее движение на мосту вызывало
шквал артиллерийского и пулеметного
отня — немпы не хотели пропустить в то-
рол наши танки,

Но танки, улучив мгновенье, все же
проскочили по мосту в Калугу, В уличных
боях они нашли широкое применение.
Ераснозрмейские части методически тесни-
ли неприятеля, отбрасывая его к северо-
западным окраинам города.

Немцы продолжали упорно ценляться за
Еалугу. Особенно сильно уБрепили они 3а-
падную окраину города и район вокзала.
Здесь все улицы были перехвачены бафри-
кадами, на углах сооружены бетонирован-
ные огневые точки, установлены минные

и  поля. Десятки танков немпы использовали

как ДОТ’ы. В гигантскую мясорубку, какой
для немцев явилась Калуга, фашиетское
командование бросало все новые и новые
резервы.

Тщетные усилия! Опираясь на часть
  города, захваченную в первые же дни
уличных сражений, наше командование по-
следовательно ‘наращивалю силы. И вот
они чаши части уже обходят Ка-
ayny < запада, бойцы прутого командира
осаждают город < востока, в тыл немцам
наносит удар энская часть. Наши тяжелые
танки разрушают баррикады, уничтожают
узлы сопротивления. Создаются условия
для окружения номецких дивизий, Враг
взят за горло,

На рассвете 30 декабря войска Запажно-
то фронта, после энергичной артиллерий-
ской подготовки, идут на штурм последней
твердыни — укрепленного района вокзала.
Захвачены насытной звал, прохолящий у
вокзала, железнодорожные мастерские, завод
транспортного машиностроения. `Наступа-
тельный порыв наших частей растет с
каждой минутой. Ничто уже не спасет фа-
шиетоких оккупантов от разгрома.

Геройски дерутся часть Тихонова и рота
Смирнова — они захватывают последний
опорный пункт врага. Не выдержав нашего
всеуничтожающего удара, разгромленные
группы фашистов бегут на запад, бросая
оружие, снаряжение, боеприпасы.

Балуга взята!

Улицы города усеяны тысячами трупов
фашистских разбойников. выхохы из
города запружены брошенными немцами
танками, тяжелыми орудиями, автомашина-
ми, повозками, боеприпасами и прочим
военных имуществом, В наши руки попал
целый эшелон. ©: только. что прибывшимя
новыми немепкими танками.

Горот Калуга енова вернулся в семью
советских городов, Всюду царит радостное
настроение, как в дни больших праздников,

Страшные дела творили в Калуге фа-
шистекие убийны. Десятки людей раестре-
ливались на центральной площади против
Гостиных рядов. Сотни людей были заточе-
пы в подвалы и © минуты на минуту жда-
ли расправы. Повальные грабежи, издева-
тельства нал пленными, насилия над жен-
шинами, разнузланный террор — все это
принесли © собой фаптистские войска.

Гитлеровцы ввели в тороле гетто, з8-
претили евреям ходить на базар и в центр
торода, заставляли носить на рукаве особые
издевательские «знаки различия». В Калу-
гу вернулись времена черносотенных еврей-
ских погромов.

Ночь, ненроглялная ночь царила в горо-
те два с половиной месяца! И вот Красная
Армия возвратила калужанам хень. И неда-
ром на окраинах города, на заборах появи-
лись написанные мелом сердечные слова:
«Да здравствует родная Красная Аруия!».

Hamu войска преследуют фашистов,
беспощадно уничтожая их.

н. ИЛЬИНСКИЙ.

г. Калуга, 31 декабря.

30 декабря наша доблестная Красная Аг-
мия очистила город Калугу от немецких вар-
варов. Ваш корреспондент приехал в город
через два чае» после ero освобождения.
Кровавые следы оставили немпь после
себя. Сожжены детые кварталы, на улицах
валяются трупы расстрелянных и повешен-
ных жителей. Немцы насиловали женщин,
грабили население, обрекли его на голод.

Вот здание городской управы. Немцы
устроили здесь застенок, пытали и расстре-
ливали мирных жителей. Во дворе, на снету,
лежит семь трупов. При нас жители ©по-
знают замученную и убитую Татьяну Але-
ксандровну Тулякову — председателя при-
горолного колхоза.

Ha центральной площади города. на пе-
рекладине, устроенной между двумя улич-
ными фонарями, фапгистские мерзавцы по-
весили четырех человек. Они висели не-
сколько дней на устрашение всему насе-
лению. Вот девушка, которую повесили
только з& то, Что она несла бутылку с
керосином и фитиль для керосиновой лаупы.
Немцы сочли ее партизанкой, готовящей
поджог, и повесили.

С гневом и ненавистью рассказывают
жители 00 издевательствах немцев над
пленными краеноармейцами. Пленных кор-
мили один раз в сутки похлебкой из отру-
бей, запрягали в сани вместо лошадей и
возили на них дрова по городу. Населению
не разрешали подходить к пленным, разго-
варивать с ними, и если кто-нибудь бросал
им кусок хлеба, то поднявшего этот хлеб
били прикладамя. Если пленный отставал

Через два часа после изгнания немцев

(От специального военного корреспондента «Нравдь!»)

или падал, потеряв последние силы, его
пристреливали на месте.

В центре города немцы устроили клад-
бище. В сквере на большой площади стоят
сотни крестов, пол которыми похоронены
тысячи фашистских соллат и офицеров.

Утирая под натиском наших. частей, нем-
цы бросили в городе большое количество
орудий. автомашин, боеприпасов. За Калу-
гой наши войска захватили эшелон танков
и эшелон © боеприпасами. Быстро разгру-
зив платформы, наши бойцы на трофейных
танках стали преследовать отступающего
врата.

Со слезами радости ветретило население
Красную Армию. На одной из улиц жители
обступили кольшом наших бойцов. Чтобы
двинуться дальше, командиру пришлось
упрашивать:

— Товарищи, разрешите пройти,
когда, немпев гоним!

Одна из женщин сказала:

— Вот мы и услышали опять родное
слово «товарищ». При немцах за это слово
били и сажали в тюрьму. Мы не знали, как
называть друг друга. А теперь это слово
опять стало с нами. Спасибо вам, бойцы
товарищи! — крикнула она волед бойцам,
ихущим преследовать отступающего врага.

Город начинает приходять в себя. Жи-
тели выкапывают из земли, вытаскивают
из ям свое имущество, спрятанное от нем-
цев, пёреселяютея в уцелевшие лома, при-
водя их в порядок после грязных, вшивых
фашистских оккупантов.

М. КАЛАШНИКОВ.

не-

Фото М. Калашнакова.

ТРИ ВОЗДУШНЫХ 50Я\ КОМБИНИРОВАННЫЕ УДАРЫ

В ТЕЧЕНИЕ ЧАСА

ЛЕНИНГРАД, 31 декабря. (Спец. воен.
корр. «Правды»). Летчики Краенозна-
менного Балтийского флота изо дня в день
ведут воздушные бои с немецкой авиа-
цией, штурмуют танки, артиллерию и
скопления вражеских войск.

В возтушных боях особенно выделяет-
ся звено старте лейтенанта Парамоно-
ва. В один из последних дней на протя-
жении часа звено Парамонова выдержало
три напряженных воздушных doa, Лет-
чики прикрывали один из важных 00’-
ектов, на который давно зарилась немеп-
кая авиация. Три труппы немецких само-
летов с короткими интервалами пытались
совершить налеты и сбросить бомбы, но
каждый раз их встречало в возлухе зве-
но смельчаков, смело бросавитихся в %0й.

Фашистских самолетам не удалось
выпотнить задание, Преследуемые звеном
Парамонова, они ©бросили бомбы бестю-
рялочно, вдали от пели. Атакуя группу
бомбардировщиков «Ю-88», звено Пара-
монова сбило один вражеский самолет;
экипаж его выбросилея нь парашютах,
самолет разбилея на льду.

—6—-

‚ ВМЕЛЫЙ ПОСТУПОК РАЗВЕДЧИКА

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 31 декабря.
(Спец. воен, корр. «Правды»). В энских
частях широкой известностью пользуется
отважный разведчик Яков Зельманович
Олимпер. На-днях его послали разведать
силы противника в селение Ш. Возвра-
щаясь после выполнения боевого задания
через село Р., тов, Олимпер увидел немец-
ких грабителей, грузивших’ отобранное у
мирных жителей добро на подводы.

Яков Олимпер пробралея на середину
села и открыл огонь, с молниеносной быет-
ротой перебегая от одного дома к другому.
Церепуганные насмерть немцы решили,
что на них напало целое подразделение, и
очистили село. ‹

=

ПРАЗДНИК ЕЛКИ

Как и воегла, самая высокая, самая
нарядная и красивая елка — в Москов-
ском городском доме пионеров.

Театр Дома пионеров празднично убран.
В зеленых гирляндах портретьр ‹ прослав-
ленных полководцев русской земли: Але-
ксандр Невский, Дмитрий Донской, Минин,
Пожарский, Суворов, Кутузов, Василий
Иванович Чапаев. С потолка через весь
зал протянулись шелковые ленты — голу-
бые, зеленые, розовые.

Большая елка y детей рабочего пю-
велка «Шарикоподшипник». Злесь  малы-
шей встречают дед-мороз и его подруч-
ны6 — школьники, наряженные в маски
зверей. :

Такие же елки у ребят Абельмановской
заставы, у школьников Замоскворечья, во
всех районах столицы. (ТАСС).

В землянке было тесно, но никто на
тесноту не жаловался. Настроение у всех
было отличное, Конец года прошел под
знаком наютупательных операщий. Со всех
фронтов шли добрые вести. За взятием
Ростова последовало взятие Ельца, потом
Тухвина. Потом пох Москвой разом отхва-
тили у немцев более 400 населенных
пунктов, заняли Клин, Калинин, Разгром-
ленные немепкие дивизии насчитывались
десятками. Новый roy сулил многое, и
встреча его имела все основания быть ра-
достной и праздничной.

Каждый из них понимал, что предстоят
еще тяжкие бн и тяжкие испытания,
но это никого не страило. Были молоды,
праздник оставалея празлником, и свобот-
ные от наряла одинналцать человек, со-
бралациеея в землянке первого взвода,
бъли веселы и шутливы,

38 дверью дико шуршала метелица, и
неистовый в этом краю ветер казался
плотным, как влажное сукно. Он валил ¢
ног. Снег слепил глаза. Черная полярная
ночь, исполосованная снежной бурей, еме-
шала, очертания всех предметов. Горы, лю-
щины, камни, чахлая со скалистыми ус-
тупами земля — все смешалось в 9TOM
черно-белом хаосе, :

Кло-то, выглянув из землянки, замогал
толовой, зябко поводя плечами, сказал:

— Bp-p-p, не завилую я тому, кто
сейчас в этих горах шатается.

Никто не обратил на э70 замечание
0с0бого внимания, так как в эту минуту
лейтенант Коляла полнялея ¢ ящика из-
под консервов и сказал промко:

— Так вот, хлопцы...

Хлопцы разом стихли. Лейтенант при-
остановилея и глянул на ручные часы.
Было без пяти минут двенадцать. Он
взялея за полунаполненную кружку и
оглялел собравшихся. Bee они, раеполо-
жившиеся. кто тде в тесной землянке,
держали в руках выщербленные кружки.
Прямо против лейтенанта лицом к двери
сидел на нарах артиллериет Саша Муеи-
енко, глядевший ему в рот. Это, казалось,
несколько стееняло лейтенанта, Он o7-
кашлялся и начал было снова:

(От специального военного

Утреннюю тишину фазорвали артилле-
рийские залпы, Снаряды рвались за рекой
на высотах, гле засели немцы. Черный,
густой лым застилал передний край 000-
роны противника. Немецкие батареи от-
крыли ответный огонь. Наблюдатели за-
секли их месторасположение и передали
данные в штаб авиачасти; взяли их на
заметку и артиллеристы.

На востоке всходило солнце. Начинался
яеный морозный день. Вместе с первыми
лучами солнца с востока поднялись крас-
нокрылые воздушные корабли под коман-
дой тов. Рязанова. Снова по высотам под-
нялись к небу  черно-отненные столбы,
Артиллеристы перенесли свой шквал
в глубь обороны врага.

Артиллерийская дуэль продолжалась. С
каждым новым залпом советских артилле-
ристов огонь вражеских батарей  слабел.
На штурм пошли стрелковые части. Но
враг упорно сопротивлялся. Уцелевшие
пулеметные и минометные расчеты про-
тивника ударили по нашей пехоте свин-
цовым ливнем.

За каждый метр земли, за каждый хол-
мик шла упорная борьба. Наши пехотин-
цы, преодолевая иинированные поля, фор-
сировали реку`н были уже у переднего
края обороны. Вдруг на гребне высоты
показалась батарея противника.  Выкатив
на открытую позицию три пушки, немцы
открыли огонь. Наша пехота, залегла,.

Воманлир батареи старший лейтенант
Султанов решил уничтожить неприятель-
ские пушки. ПШософе нескольких залпов от
фашистских вояк ничего He  оста-
лось. Этими же залпами’ были накрыты
три автомашины с боеприпасами, спешив-
шими к орудиям.

Фашисты успели разбить понтонный
мост, наведенный через реку. Это услож-
вяло действия наступающих. Млалитий
лейтенант Нечук со своим подразделением
саперюв бросилея в ледяную воду ив 16-
чение получаса восстановил мост. Пехота
снова рванулась вперед. Врат не выхер-
жал и откатился, оставив Ha поле и в

корреспондента «Правды»)
окопах много убитых и раненых солдат.

Передний край обороны противника, бъы
емят. Оставались узлы сопротивления в
глубине обороны. Цепляясь за них, про-
тивник попыталея отбить потерянные око-
пы и под отнем пулеметов и минометов
перешел в контратаку. Его ветретили
смертельным отнем пулеметчики — Сер-
тей Хлопков и его жена Мария Ивановна,
которая пришла в Красную Армию добро-
вольцем и выполняет обязанности второго
номер» пулеметного расчета. Пулеметчики
в упор раестреливали оккупантов. Цепи
наступающих фашистов редели с каждой
минутой, & вскоре, кто уцелел, повернул
обратно.

Два батальона противника BARI пе-
реходили в контратаку, но были оста-
новлены H почти полностью уничтовевы
подразделением артиллеристов старшего
лейтенанта Смоляк и капитана Батрецова.
В исходу дня наша часть, вклинившись
в оборону врага, овладела населенным
пунктом С.

Сражение продолжалось всю ночь. На
утро немпы ввели в бой новые резервы пг-
хоты и 6 танков. Артиллеристы окружили
их разрывами снарядов. Вражеские маши-
ны, изменив курс, рванулись на юг. He
там они напоролись на артиллеристов хру-
гой батареи. Три танка остались на поле,
трем удалось вырваться во-свояси.

В упюрных боях части генерал-майора
Лопатина продолжают наносить врату уда-
ры, теснить его на запад, очищая совет-
ский юг от немецких оккупантов. Против-
Ник несет большие: потери. 3a три дня
боев нашими частями уничтожено лва са-
молета противника и склад боеприпасов,
5 танков, 7 артиллерийских и 8 миномет-
ных батарей, ло 70 автомашин с пехотой
и боеприпасами, 16 зенитных орудий и
пулеметов, большое количества. патрох. За=
хвачены трофеи: автоманмины, пулеметы,
иинометы, винтовки, снаряды, взято в
плен 75 солдат и млалигих офиперов.

Д. АКУЛЬШИН.

Южный фронт, 31 декабря,

aS

1 января

Бьет двенадцать на старых
кремлевских часах.
Осыпается снег на священный
гранит мавзолея.
И, как эхо, в густых
подмосковных лесах
В напряженной ночи отвечает

часам батарея,

Нет, не быть в кабале моей
славной стране.
Мы грозней, т
мы суровей,
мы старше,
мы опытней стали.

— Так вот, хлоппы..— и снова ocTa-
новился.

Ему варуг привиделось, что он в боль-
шой, ярко освещенной комнате на третьем
этаже огромного ленинградекого лома, что
в руках у него тонкая граненая рюмка, &
вокруг нарядно одетые, смеющиеся люли и
рялом, совсем близко, его Аннушка—весе-
лая, длинноногая, узколицая, милая. И on
подумал, что нынче он встречает новый
гол в заброшенной на край света землянке
именно затем. чтобы будущий новый rox
и его Аннушка, и ее друзья — все лвести
миллионов ето советских друзей могли
вотретить снова в теплых домах, чтобы
снова сияло нал плодоносными полями
мирное, ласковое солнце, что завтра все
‚эти улыбающиеся ему люди будут драть-
сея, как черти, за это право владеть мир-
ными, плолоносными полями, что полгола
назад он не знал ни одного из них, HO
что теперь это еамыю близкие ему люди...

Многое подумалось в эту минуту коман-
диру взвола лейтенанту Коляле, в нелав-
нем прошлом инженеру-путейцу и ярому
поклоннику Джека Лонлона. и он запнул-
ся, расвеянный, запутавшийся на первых
словах своей новоголней речи.

Пауза вышла неожиданной, и нетерпе-
ливый Саша Мусиенко, смотревший в рот
лейтенанту. полумал ¢ сожалением: «Эх,
нет тут Волюши Марина. Вот отколол бы
новогоднюю речугу». В ту же минуту
дверь землянки распахнулась, и на поро-
ге ее, как вызванный заклинанием духа,
стат Колюшка Марин — лихой разведчик
и первый друг Саши Мусиенко. Впрочем,
сейчас никакой лихости в Марине нельзя
было заметить. Весь он с ног ло толовы
был залеплен снегом. Рот ето был широко
раскрыт. Из грули вырывалось прерыви-
ето свистящее лыхание. Лицо побелело и
заострилось от утомления, Саша елва у3-
нал его. Но Марин не дал ему времени
втлялеться в происшедшие перемены,

— Так,—сказал он тлухо и как бые
трудом вытговаривая слова,— Овчиннико-
ва землянка, Значит, на правильный путь
выбрался...

1942 года

Как тяжелый клинок закаляется
! в жарком огне,
Так и мы закалились и приняли

качество стали.

Бьет двенадцать, У Спасских
сменился патруль.
Притаился зенитчик. Спокойно,
_ товарищ! Мужайся!
Крепчает мороз, но легко
повинуется руль.
Громобойные танки идут
в направленьи Можайска.

Сергей ВАСИЛЬЕВ,

ЗА ЗДОРОВЬЕ ТОГО, КТО В ПУТИ!

Глаза его остановились на мгновенье на
разрезанной пополам буханке хлеба и бле-
снули жадным, гололным блеском. Но он
тотчас отвел глаза и повернулся к вы-
ходу. На пороге пошатнулея. ехватилея
рукой за косяк. и все увилели межлу ру-
кавицей и краем рукава полушубка 6e-
лую перевязь бинта и красные пятна на
нем.

— Стой! — вокричал Cama Mycuex-
ко.— Стой! Кула ты? Но Марин уже
исчез.

Все глялели в черную лыру распахну-
той двери. не замечая, как ворвался в
землянку ветер, как, хозяйничая в ней,
затушил олну из лвух коптилок. Никто не
заметил и того, как Саша Мусиенко про-
брался в угол, и все увилели уже тогла,
когда он, поспешно застегивая полушубок,
об’яенял кому-то шопотом:

— Он же один, опять может заплу-
таться в буран. И устал в трехтневнлй
разведке и, вилать, важные новости май-
ору несет, & ло полка четыре километра
самое малое по горам...

Он еще «то-то об’яснял, но его уже не 2”
слушали. Отин за тругим они вокилывали / *
па плечи полушубки и выскакивали изо
тесной землянки в густую метельнук!
тьму.

В одну минуту землянка опустела.
Остался лишь комантир взвода, не имен.
ший права отлучиться. Он вов еше стоял,
держа в руке выщербленную кружку. и
глялел на лесять хругих кружек, стоящих
перех ним на лосчатом столе. Потом’ ©я
коснулся краем своей кружки кажюй из
зрутих лесяти и, потняв ее высоко, ска-
зал громко:

— 32 злоровье того. кто в пути!

Отхлебнул из кружки, поставих Ha
стол, медленно обвеля тлазамв пустую
землянку, ‘сказал:

— Так вот, хлопцы... Милые мой злоп-
TET.

Потом мелленно натянул полушубок и
вышел проверять караул.

И. БРА
Северный фронт, HUH,