i

От Советского Информбюро
ОПЕРАТИВНАЯ СВОДНА ЗА 4 МАЯ

В течение 4 мая на фронтах существенных изменений не произошло.
За 3 мая нашими вейсками на всех фронтах подбито и уничтожено 47 немец-
них танков. В воздушных боях и огнём! зенитной артиллерии сбито 24 самолёта

противника.

xk &

Улары нашей авиации по войскам и технике противника
в районе Севастополя

В ночь на 4 мая крупные силы нашей
авиации дальнего действия бомбардиро-
вали немецко-румынские войска, артилле-
рийские позиции и военные склады про-
тивника в районе Севастополя. Бомбо-
птурмовыми ударами нанесены тяжелые
потери живой силе противника. Севернее
города подавлен огонь многих артилле-

рийских батарей. В районе военных скла-
дов и на железнодорожном узле возникло
10 очагов пожаров. Наблюдением отмече-
ны многочисленные взрывы, из них два
взрыва большой силы.

Все наши самолёты вернулись на свои
аэродромы.

хх *

Юго-восточнее города Станислав утром
группы пехоты противника на ряде уча-
стков пытались боем разведаль позиции
советских войск. Всюду немцы были
встречены артиллерийско-минометным и
пулемётным огнем и ‘рассеяны, не достиг-
нув переднего края нашей обороны. Уни-
чтожено две роты гитлеровцев. Во вто-
рой половине дня пехота и танки про-
тивника атаковали позиции Н-ской ча-
сти. В результате упорной схватки нем-
цы были отброшены на исходные пози-
ции. На поле боя осталось до 400 вра-
жеских трупов. Уничтожено 12 танков,
2 бронетранспортёра и 20 автомашин.

Наши лётчики бомбардировали скопле-
ния войск и боевой техники противника.
В воздушных боях советские. истребите-
ли сбили 13 немецких самолётов:

о

Южнее города Тирасполь  разведыва-
тельный отряд противника пытался
ночью проникнуть в расположение Н-ской
части. Подразделение капитана Фоменко
во-время обнаружило вражеских развед-
чиков. Советские бойцы подпустили нем-
цев на близкое расстояние, а затем от-
крыли огонь из пулемётов и автоматов.
Потеряв до 60 солдат убитыми и ране-
ными, противник поспешно отступил.

*

Несколько групи партизан, действую-
ших в Львовской области, с 10 по 20
апреля пустили под откос 12 немецких
воинских эшелонов. Кроме того, парти-
заны подорвали два поезда, которые нем-
цы выслали для восстановления разру-
шенных путей. Под обломками вагонов
погибло не менее 200 гитлеровцев. 22 ап-
реля львовские партизаны заминировали
железнодорожный мост. В результате
взрыва мост рухнул вместе с проходив-
шим по нему воинским эшелоном. Дви-
жение поездов на этом участке было
прервано на пять суток.

*

Юго-западнее Одессы наши бойцы по-
добрали раненого командира 1 батальона
717 полка 153 немецкой резервной пе-
хотной дивизии капитана Вилли Шульц.

TIFSSITEH AHP

Пленный рассказал: «Вечером русские
атаковали наши позиции, Атака была так
стремительна; что мои подразделения не
выдержали натиска и в заменгательстве
отступили. Впереди солдат бежали офи-
церы — командир 2 роты обер-лейтенант
Грюн, командир 3 роты капитан Кротэ,
командир 4 роты капитан  Хемпель.
был ранен в плечо и не мог подняться.
Солдаты и офицеры видели, как я упал,
но никто из них не оказал мне помощи.
Каждый думал только о вебе и спасалея
как мог. Я прослужил 25 лет в немецкой
армии, но никогда ещё не видел, чтобы
офицеры и солдаты вели себя так трус-
ливо. Они теперь, как огня, боятся окру-
жения русских».

Ниже публикуется акт о зверотвах не-
мецко-фашистских мерзавцев в сблах Ту-
ровецкого сельсовета, Короетышевекого
района, Житомирской области: «Захватив
деревни Туровецкого сельсовета, немцы
грабили и всячески издевались над мир-
ными жителями. Немецкие власти уста-
новили чудовищные денежные и нату-
ральные налоги. Важдый владелец коро-
вы должен был сдавать все полученное
им молоко. У кого сохранилась курица,
тот обязан был сдаваль 200 яиц. Каждый
фашистекий сатрап грабил колхозников.
Ототупая, немцы сожгли сотни жилых
домов, разрушили  молочно-товарные
фермы, ферму племенных тонкорунных
овец, колхозные пасеки, поломали весь
сельскохозяйственный инвентарь. Фаши-
стские изверги расстреляли колхозника
Д. А. Канарского и его четырёх детей,
учителя Богдана Войцеховского, Любу
Стахивскую и других жителей. Много
молодёжи гитлеровцы угнали на каторгу
в Германию.

Освобождённые родной Красной Арми-
ей советские люди сейчас вздохнули пол-
ной грудью. Они восстанавливают разру-
шенное немцами колхозное хозяйство и
горят желанием помочь Красной Армии
екорее добить немецко-фашистеких Mep-
завцев».

Акт подписали: майор  Монастырев,
председатель Туровецкого сельсовета Рат-
винский, председатель колхоза Пушнари.

Печать Лениналрада

ЛЕНИНГРАД, 4 мая. (По телеф. от
спец. корр.). На выставке «Героическая.
оборона Ленинграда» среди образцов ору-
жия и снаряжения, которые давали фронту
заводы и фабрики города, находившегося
в кольце блокады, есть одна скромная
витрина, вызывающая гордость и восхище-
ние у посетителя. На этой витрине выста-
влены образцы продукции ленинградских
издательств.

13 издательств Ленинграда выпустили за
время блокады 446 названий книг тиражом
в 9.257 тысяч экземпляров и около 1.000
брошюр тиражом в 14 миллионов экземпля-
ров. Эти книги по праву занимают место
рядом с артиллерийским и пехотным воору-
жением Красной Армии. Ленинград изда-
вал в самые тяжёлые дни блокады и про-
должает издавать сейчас литературу, ко-
торая помогает бить врага.

Среди этих изданий одно из первых мест
занимает обширная серия «В помощь моло-
дому рабочему». Издано уже около 15 книг
для молодых слесарей, фрезеровщиков, то-
карей и других профессий. Эти книги те-
перь приняты в качестве учебных пособий
для ремесленных училищ и школ ФЗО.
Лениздат готовит к печати также серию
популярных книг по строительным специ-
альностям для населения, активно y4a-
ствующего в восстановлении и ремонте ле-
нинградских домов. Издано много брошюр
по вырашиванию огородных культур. Ко
Дню печати Лениздат выпускает большой
сборник «Газеты Ленинградской области в
дни Отечественной войны».

Ленинградское отделение издательства

«Искусство» выпустило за время Отече-

ственной войны около 600 художественных
плакатов, лубков, портретов тиражом более
8 миллионов экземпляров. Здесь, в Ленин-
граде, в тяжёлые месяцы блокады изданы
были прекрасно оформленные художе-
ственные альбомы, посвящённые  героям-
лётчикам, героям Балтики, воспитанникам
комсомола, прославившимся на обороне Ле-
нинграда. Массовым тиражом изданы сбор-
ники русских народных песен и песен Ве-
ликой Отечественной войны.

Самым крупным событием в издательской
деятельности Ленинграда является толь-
ко-что вышедшая из печати монументаль-
ная монография о городе-герое. Моногра-
фия «Ленинград» по своему оформлению
может служить образцом художественного
полиграфического искусства. Она напеча-
тана в типографии имени Ивана Фёдорова.
Основные работы по изданию монографии
были выполнены в течение 1943 года, ког-
да город ‘подвергался ожесточённому ар-
тиллерийскому обстрелу. Монография по-
священа исторни развития города со вре-
мён его основания до начала Отечествен-
ной войны. В ней содержится 350 художе-
ственно выполненных иллюстраций, даю-
их полное представление об архитектур»
ном облике Ленинграда, его достоприме-
чательностях и’ прошлом. ¢

Ko Дню печати открывается выставка
«Ленинградские писатели в Отечественной
войне». На этой выставке представлены
произведения писателей Ленинграда, соз-
данные в дни войны. Публичная библиотека

‘имени Салтыкова-Шедрина отмечает День

печати специальной выставкой, на которой
показана литература Ленинграда, изданная
в дни Отечественной войны.

Весенний вев на Урале

МОЛОТОВ, 4 мая. (По телеф. от соб.
корр.). С каждым днём увеличивается чис-
ло районов, начавших весенние полевые ра-
боты. Вчера стоял тёплый солнечный день.
Вышли в поле пахари многих колхозов
Карагайского, Нердвинского, Верещагин-
ского, Лысьвенского, Сивинского районов.

На одном участке Рождественской МТС! таров, в колхозе «Новый мир» — 70

вчера уже работали тракторы. В Кунгур-

ском ‘районе тракторы вспахаля 340 гекта-
ров. На нервом месте — тракторист Кузне-
цов, вырабатывающий в эти дни от 6 до
9 гектаров за смену.

Кое-где начали сеять овёс. В колхозе
«Красный факел» засеяны первые 10. гек-
гек-
таров.

Сообщение Чр
по установлению и расследованию зло

0 разрушениях и злодея
в Городе Новгород

ния Союза советских писателей Груздева
И. А., предотавителя Митрополита Ленин-

Древний русский город Новгород не-
мецко-фашистские захватчики превратили
в груду развалин. Они разрушили истори-
ческие памятники, а часть из них разобра-
ли на постройку оборонительных сооруже-
НИЙ.

На основании документальных мате-
риалов, свидетельских показаний, заклю-
чения технической экспертизы специаль-
ная комиссия в составе: председателя тов.
Штыкова Т. Ф., членов комисеии — депу-
тала Верховного Совета РСФСР Белоку-
ровой К. Д., председателя Исполкома Нов-
городского Городского Совета Депутатов
Трудящихся Юдина М. В.. члена правае-

СР

=

ПЯТНИЦА, 5 МАЯ 1944 г. № 106 (8408)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Ce

По приказу командующего 18 гермая-
ской армии, генерал-полковника Тиндема-

градекого и Новгородского —благочинного ‘на, немецкие варвары разобрали и подго-

церквей `Ленинградеко
рея

древне-русекого искусства Государетвен-
Дмитриева Ю. Н., начальника в

ного музея

Ломакина Н. И., заведующего отделом   ник 1000-летия России.

й области протоие- товили для отправки в Германию памят-

Этот памятник
был воздвигнут на Кремлевекой площади
186% году по проекту известного рус-

государственной инспекции по охране па- ского скульитора академика Микешина и

мятников—архитектора Давыдова С.
установила факты
Новгорода и уничтожен

Н. — запечатлевал в художественных образах
разрушения города основные этапы развития нашеи Родины
ия его мировых ху-

до 60-х годов ХХ столетия. Вомпозицию

дожественных сокровищ немецко-фашист- памятника составляли бронзовые фигуры
скими оккупантами, & также совершенных   виднейших русских государственных, 06-
ими злодеяний над мирными советекими  щественных и военных деятелем, & также

гражданами и захваченными ими в плен

офицерами и бойцами Красной Армии.

Разрушение города Новгорода

До Отечественной войны Новгород яв-
лялея крупным научным и культурным
центром. В нем сохранялись исторические
памятники русского искуества и культу-
ры. Здесь находиливь филиал Института
истории Академии наук СССР, музей, учи-
тельский институт, медицинский и авто-
дорожный техникумы, педагогическое учи-
лище, фельдшерско-акушерская и фарма-
цевтическая школы.

Немецко-фашистские захватчики с0-
жгли и разрушили древний русский город
Новгород. Из 2346 жилых домов в городе
сохранилось только 40. Фашисты разру-
пили в Новгороде мясокомбинат, хлебо-
комбинат, обувную и мебельную фабрики,
литейный, механический, судоремонтный,
лесопильный, два кирпичных и черепич-
ный заводы, судоверфь, фабрику школь-
ных принадлежностей, железнодорожное
депо, ремонтные мастерские НЕПС; выве-
ли из строя водопровод, водонапорную и
водонаеосную станции; разрушили все
электрохозяйство, городскую телефонную
станцию, почту, телеграф, радисузел.

При своем отступлении фашисты расхи-

тили в музее ценнейшие коллекции по ар-
хеологии, истории и искуеетву, а здание
музея и его художественную таллерею раз-
рушили; они разграбили научную библио-
теку, редчайшую фототеку и библиогра-
фическую картотеку филиала Института
‘истории Академии наук СССР; разрушили
и сожгли учительский институт, технику-
мы, педагогическое училище, медицин-
ские школы, 5 клубов, 2 кинотеатра, дом
Красной Армии, городской театр на 1040
мест, 3 больницы, 5 амбулаторий, родиль-
ный дом, детскую поликлинику, 5 детских

яслей, главный корпус психиатрической

больницы.

Все разрушения в Новгороде произве-
дены немецко-фашистскими оккупантами

преднамеренно и по определенному плану,
что подтверждается многочисленными но-
казаниями свидетелей.

Немецкий военнопленный, старший еф-
рейтор 9-й роты 3-го батальона 1-й авиа-
полевой дивизии Шмидт Пауль показал:
«До начала сентября 1943 года по право-
му берегу реки
Хутынь производилось строительство но-

вой шоссейной дороги. Строительный ма-
териал подвозился на автомашинах из
Новгорода, для чего специально подрыва-
лись аммоналом городские здания и соору-

жения».

колаевны видно. что немецкое команлова-

выдающихся деятелей науки и ибкусетва,
являющихся лучшими представителями
величия культуры и творческого развития
русского народа.

Гитлеровские варвары разобрали памят-
ник на части, разбили скульптурные изо-
бражения. Но отправить памятник, Kak
металлический лом на сплав, фашистам

Истребление мирных советск

Специальная комиссия установила мно-
гочисленные факты планомерного истреб-
ления немецкими оккупантами мирных 60-
ветских граждан и военнопленных. В Кол-
мовской психиатрической больнице нахо-

Волхов от Новгорода на  дилось на излечения 800 человек боль-

‘ных. В ноябре декабре 1941 года все
эти больные были гитлеровцами умерщ-
влены. В октябре 1941 года фаптистекие
изверги замучили и убили 250 человек
больных Хутынекой больницы. В деревнях

A Вщентицы и Заолешье гитлеровцы унич-
Из показаний Дерюгиной Пелагеи Ни-  тожили 30 человек жителей, Suen них
груд-

были женшины, старики и даже

ние преднамеренно разрушало лучшие ных ребенка. Зарегистрированы многочис-

здания города: «В августе 1941 года нем-
цы заставляли советских пленных разби-
рать кирпичные дома, а кирпич увозили
по железной дороге, причех разбирали не
разрушенные дома, а именно хорошие».
Разрушения не ограничивались только
зданиями. Немцы разруптали и расхищали
и другое ценное имущество, вплоть до
различных подземных сооружений. Немец-
кий военнопленный солдат 5-й роты 2-го

батальона авиаполевой дивизии Кулик

Вальтер показал: «В конце ноября
1943 года я видел, как по дороге из Нов-
города на Деревеницы, в районе Погоре-
лиц, солдаты армейской связи выкапыва-
ли подземный кабель. По словам этих сол-
дат, медный кабель отправлялся в Герма-
нию. В ноябре ими было извлечено до
25 километров такого кабеля».

Разрушение исторических памятников Новгорода

Немецко-фашистские вандалы разруши-
ли и уничтожили в Новгороде величай-
пгие памятники древнего русского искуе-
ства. В Георгиевском соборе Юрьева м0-
настыря, построенном в начале ХП века,
фалтиеты разрунгили своды и стены бали-
ни собора е фресками ХП века.

Софийский собор, построенный в ХГве-
ке являлся одним из древнейнгих памят-
ников русского зодчества, выдающимся
памятником мирового искусства. Благода-
ря фрескам ХИ века, иконам ХИ--ХУН
веков, древним иконостасам и другому
внутреннему убранству, собор предетав-
лял собой сокровищницу древне-руеского
искусства. Здание собора немцы разруши-
ли. Разрушение средней главы собора
привело к полному уничтожению фресок;
в северо-западной главе разрушены ку-
пол и часть стены. Во многих местах про-
биты стены, разрушены несколько сводов
и верхняя часть северного портала. Гит-
леровцы полностью разграбили внутреннее
убранство собора, увезли все иконы с
иконостасов, древние паникадила, в том
числе паникадило, принадлежавшее Бори-
су Годунову.

Установлено, что ограблением Софий-
ского собор непосредетвенно руководил
командир 1-й немецкой авиаполевой ди-
визии, генерал-майор Вильке.

Немецкий военнонленный старший еф-
рейтор 5-й роты 2-по батальона Вулик
Вальтер показал: «13 мая 1943 года я
проходил через Кремль и видел, как не-
мецкие солдаты снимали с купола церкви
позолоченные листы. На земле валялись
листы размером не менее одного квадрат-
ного метра и толщиной 2—3 миллиметра.
Сам генерал-майор Вильке стоял у подно-
жья собора и наблюдал эту картину. Шо-
фер. генерал-майора Вильке рассказывал
мне, что Вильке приказал казначею ба-
тальона Штинцгофу изготовить для него
из золоченых листов ‘блюда, бокалы и чай-
ный сервиз».

Церковь Благовещения на Аркаже ХИН
века с фресками, выполненными в том же
веке, была обращена фашистами в дот и
казарменное помещение. В окнах алтаря

устроевы амбразуры, в южном полукру-
жии сооружено деревянное перекрытие
на балках, врубленных в стены с древней
росписью. В южной стене пробита амбра-

зура. Фрески южного полукружия на зна-
чительном учаетке стены сбиты.

_ Церковь Успенья на Волотовом поле,
памятник новгородской архитектуры
ХГ’—ХУ веков, немцами превращена в
груду камней и кирпича, из-под которых
выступают остатки стен; роспись этого
храма, выполненная в ХГ\ веке, являлась
одним из лучших произведений монумен-
тальной живописи и пользовалась широ-
кой известностью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине
улице — один из лучших образцов нов-
городской архитектуры ХГ\’ века, особен-
но известная своей росписью, выполнен-
ной в это яге время великим византийским
мастером Феофаном Греком. В барабане
главы церкви и в верхней части восточ-
ной стены оккупанты пробили широкие
амбразуры, западную чаеть здания разру-
шили, уничтожили средний западный
свод, пробили верхние угловые своды. В

результате разрушении юго-западный угол  сольекое хозяйство,

отделилея от здания широкими трещина-
ми. Значительная часть фресок погибла, а
уцелевшие испорчены гитлеровекими сол-
датами.

Фашисты варварски разрушили знаме-
нитый памятник древне-русекого и миро-
вого искусства ХИ века — церковь Спаса-
Нередицы, расписанную внутри всемирно
известными фресками. Церковь представ-
ляла собой уникальный памятник визан-
тийской и русской живописи ХП века.
Здание церкви немцами превращено в раз-
валины. Гибель памятника является ог-
фомней утратой для русской и мировой
культуры.

Более чем двухгодичное хозяйничание
гитлеровцев в Новгороде привело в разру-
шению целого ряда и других замечатель-
ных памятников древне-русекого зодче-
ства. В числе последних особенно постра-
дали древние башни Времля: разрушена
верхняя часть  северо-восточного

ленные факты истребления также и в00б-

ще мирного советского населения. Так, в
совхозе «Заверяжекие Покосы» / вееной
1942 года немцы расстреляли жителя го-
рода Новгорода Масальского Семена Ва-
сильевича вместе с его семьей и родными.
В этом же совхозе немцы расстреляли
ешё 25 человек, в большинстве женщин и
детей. В деревне Жестяная Горка немец-
кий карательный отряд- истребил евыше
.000 мирных жителей,

В Новгородском районе немцами было
организовано в бараках и сараях 10 ла-
герей для советских военнопленных. Эти
лагери были расположены на территории
совхозов «Заверяжские Покосы», «Чай-
ка>, на черепичном заводе, в деревнях
Вяжище, Люболяды, Григорово и в других.
Военнопленные содержались здесь в тяже-
лых антисанитарных условиях, подверга-

Угон советских гражд

По приказу командующего 1-й герман-
ской авиаполевой дивизией генерал-май-
ора:Вильке, немецкий комендант’ города
капитан Руф в сентябре ноябре 1943 го-
да организовал насильственный угон в
Германию тысяч мирных советеких граж-
дан.

рейтор штаба 2-го батальона Хенген Ро-
берт по поводу насильственного угона, со-
ветских людей в Германию сообщил е

дующее: «В сентябре 1943 года комен-

езвычайной Государственной Номиссии

деяний немецко-фашистских захватчиков

ниях, произведенных неменно-фашистсними захватчиками
вив Новгородском районе Ленниграденой. области

не удалось. Советские воины выбили их из
Новгорода. i

Немецкий военнопленный, старшина
10-й роты 49-го егерского полка 23-й
легкой пехотной дивизии штабс-фельдфе-
бель Иоган Поде показал: «В начале ян-
варя 1944 года я видел, что памятник был
разобран по частям, каждая часть была за-
нумерована. Я слышал из разговоров с01-
дат, что генерал-полковник ТЛиндеман при-
казал разобрать памятник и перевезти его
в Германию». Другой военнопленный 601-
дат 1-й роты 1-го батальона 1-й авиало-
левой дивизии Вальтер показал: «8 янва-
ря 1944 года я видел, как солдаты сни-
мали фигуры © находящегося в Кремле па-
мятника. Я слышал, что памятник разби-
рается для отправки в Германию».

Таких показаний, уличающих немецко-
фалиистекую соадатчину в грабеже и ван-
додизме, имеетея немало.

их граждан и военнопленных

ливь побоям и истязаниям. В результате
голода, непосильного труда, расстрелов
только в 6 лагерях Новгородского района
из 5.000 человек военнопленных к концу
1943 года уцелело 336 человек.

Немецко-фашистские изверги подверга-
ли советских людей и особенно попавших
к немцам в руки советеких военнослужа-
щих жестоким пыткам и истязаниям. В
деревне Осия комиссия обнаружила 30
трупов советских военнопленных, на телах
которых имелись следы пыток. Из них
опознаны: лейтенант Калмыков А. 9.,
ефрейтор Попов М. Г., боец Ситник М. И.
и другие.

Гражданин Кузнецов Даниил Федоро-
вич, житель деревни Малое Подосенье, со-
общил комиссии, что «военнопленные
работали на дороге, они были голод-
ные, распухшие; каждую ночь из лаге-
ря выносили мертвецов, и я видел, как
люди умирали наё работе. Немецкие кон-
войры всегда носили, кроме оружия, дубин-
ки. Избиение советеких людей у них было
системой». Мительница совхоза «Заве-
ряжские Нокосы» сообщила: «Я сама лич-
но видела, как падавших ¢ ног советских
военнопленных немецкие солдаты тут же
на работе или на дороге расстреливали».

Пленный унтер-офицер полевой жандар-
мерии Ионда сообщил комиссии: «Мне из-
вестно, что немцы широко практиковали
расстрелы советских военнопленных. Рас-
стрелквали больных, слабосильных и тех,
кто не был в состоянии двигаться».

ан в немецкое рабство

вковали и забрали свои вещи. Солдаты на-
шего батальона, сопровождавшие. выселяе-
мых, рассказывали, что им жутко было
наблюдать, как плакали русские женщины
и дети, вынужденные оставлять совой род-
ные селения».

За отказ выехать на, работу в Германию
фалнисты подвергали советских людей из-
биениям и расстрелам.

В результате насильственного угона на-
селения в немецкое рабство при освобож-
дении Новгорода от фашистских оккупан-

дант города капитан Руф, используя сол- тов в нем осталось только 30 жителей, а

дат дивизионного 0боза, произвел выселе-
ние всего русского населения из Новгоро-
да и его района. Русским жителям был
дан срок 3 часа для того, чтобы они упа-

в Новгородеком районе из 80 тысяч граж-
дан после освобождения района от немец-
ко-фалтистских захватчиков зарегистриро-
вано только 900 человек.

Разрушение государственных предприятий и колхозов

Новгородско
район имел развитое
лесную, торфяную
промышленность. За время оккупации гит-
леровцы сожгли и разрушили 96 сел и де-
ревень. Из 8.849 жилых домов оккупанты
уничтожили 5.630 и частично разрушили
1.705; из 76 школ сожгли 75, в том числе:
3 средних, 13 неполных средних и 59 на-
чальных школ, в которых обучалоеь свы-
ше 15 тысяч человек; сожгли 3 больницы,
10 фельдшерско-акушерских пунктов,
7 сельских зооветпунктов, контрольно-се-
менную и ветеринарную лаборатории, ин-
кубаторную и метеорологическую стан-
ции, 165 магазинов и ларьков; разрушили
десятки культурно-просветительных уч-

We) RE

Ha основании документальных материа-
лов расследования, произведенного Спе-
циальной Вомиссией; свидетельских пока-

Новгородский

заний и заявлений  ‘пютерпевитих, Чрезвы-

го района

реждений — клубов, изб-читален, сель-
ских библиотек и т. д.; были также разру-
шены немцами все кирпичные и лесопиль-
ные заводы и торфяные предприятия.

Гитлеровцы причинили колхозам, пред-
приятиям, учреждениям и населению Нов-
городекого района огромный ущерб. Они
угнали из района свыше 2.000 лошадей,
10.000 коров, 18.000 голов мелкого рога-
того скота; вывезли сельскохозяйственные
продукты, имущество и весь сельскохозяй-
ственный инзентарь, вплоть до деревян-
ных лонат и граблей; полностью уничто-
жили все жилые и хозяйственные нострой-
KH B Шолоховском, Никольском, Хутын-
ском, Дубровском, Любецком и Котовиц-
вом сельских советах.

*

ством: командующего 18 германской ap-
мией генерал-полковника Линдемана, Геор-
га, командира 250 испанской «голубой
дивизии» генерал-майора Муньос Гранде,

i с угла  чайная Государственная Комиссия уста-
бантни Кокуй, нижний свод Спасской баш- новила, что преднамеренное разрушение
ни; на 5 башнях уничтожены покрытия; во   древнего русского города Новгорода, е его
Владимирской башне немцы пробили свод.  памятниками выдающегоея мирового ис-
Немецко-фашистскими захватчиками бы-  кусства, массовое истребление мирных
ли также разгромлены древние здания в  советских людей и военнопленных, а так-
Ёремле, относящиеся в ХУ—ХУН векам:   же угон советских граждан на каторгу в
Здесь были размещены казармы, солдат-  Германию произведены офицерами и сох-
ские клубы, оружейные мастерские, скла-  датами немецкой армии но приказам гит-
ды ит. п. леровекого правительства и пад руковод-

командира 1 немецкой авиаполевой диви-
зии генерал-майора Вильке, командира
1 немецкой авиалолевой дивизии генерал-
майора Петраушке, занявшего этот пост в
декабре месяце 1943 года, коменданта ro-
рода Новгорода — канитана Руф.

Все они должны понести суровую кару
38 свои злодейские, кровавые престунле-
НИЯ.

`ЗЛОДЕЯНИЯ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В г. НОВГОРОДЕ.
На (основ. в 1207 в.). За ней —«Вечевая башня» (ХУ в.).

раскевы —

1. Разрушенные немнами жилые кварталы Торговой стороны.

2. Разрушенный гитлеровцами памятник

В центре сильно разрушенная
ин разбитые

`

#000-летия Россини

ARS

немцами церковь Успенья «на Торгу» (основ. в ХИ в.). Левее —
части памятника, 3. Церковь Власия (основ. в ХУ в.), разрушенная   бин ee