Американская печать о

Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского Союза тов. И. В. Сталина

НЬЮ-ЙОРК, 4 мая. (ТАСС). Провинци-
альная американская печать, как и столич-
ные газеты, горячо приветствует первоман-
ский приказ Верховного Главнокомандую-
шего Маршала Советского Союза товариша
И. В. Сталина.

Касаясь раздела приказа товарища
Сталина, в котором говорится, что только
комбинированный удар с востока и запада
может полностью сокрушить гитлеровскую
Германию, детройтская газета «Фри пресс»
пишет, что весь мир с нетерпением и затаив
дыхание ожидает начала величайшей борь-
бы за свободу человечества. Газета «Пост
диспетч» отмечает, что необходимость ко-
ординированного удара для окончательно-
го разгрома Германии является бесспорной,
Вторжение, пишет газета, является слож-
ной задачей, но её выполнение в огромной
степени облегчается благодаря победам
Красной Армии. «Победы, с которыми по-
здравляет Сталин, — пишет газета, — явля-
ются триумфом не только русских, но и
всех союзников. Каждая новая миля осво-
бождённой советской земли, разгром Крас-

первомайском приказе

ной Армией каждой новой нацистской ди-
визии приближают начало второго фронта
и момент окончательной победы».

Филадельфийская газета «Бюллетин» от-
мечает «краткость, прямоту и отсутствие
эгоизма в приказе Сталина». Вашингтсн-
ская газета «Мвнинг стар» также подчер-
кивает, что Сталин реалистично оценил во-
енное положение. В результате ударов
Красной Армии, пишет газета, нацистская
военная машина находится накануне краха,
но Сталин предостерегает, что впереди
предстоят ещё ожесточённые бои.

Газета «Курант» (выходит в Хартфорде
в штате Коннектикут) пишет, что Сталин в
своём приказе подошёл реалистично, ие
только к военным проблемам, но и к поли-
тической проблеме положения сателлитов
Германии. «Заявление Сталина, — пишет
газета, — имеет в виду создание свободно-
го мира, к которому стремятся русские и
их союзники, мира, в котором будет гос-
подствовать народ. Мы всей душой разде-
ляем такой реализм».

Бои в Ю

ЖЕНЕВА, 4 мая. (ТАСС). Как передают
из Югославии, в сообщениях верховного
штаба о боевых действиях народно-осво-
болительной армии и партизанских отря-
дов „Огославии говорится, что в Восточ-
ной Боснии противник оказывает сильный
нажим на всех участках фронта. В секто-
рах Тузла — Зворник и Тузла — Кладань
гитлеровские и усташские части, а также
четники Михайловича после ожесточён-
ных боёв заняли Ековиче. На власеницком
направлении, ‹близ Соколаца, наголову
разбита вражеская колонна.

В Македонии части народно-освободи-
тельной армии ведут бои на всем фронте
Куманово—Сурдулицы против немецких и

болгарских оккупантов. После упорных
боёв части народно-освободительной ар-
мии заняли Кратово. Взято в плен более
160 болгарских солдат, захвачены  боль-
шие трофеи. На линии Ниш—Скопле уни-
чтожен воинский поезд противника. Убито

гославии

много вражеских солдат. Движение было
нарушено два дня.

В Санджаке войска народно-освободи-
тельной армии продолжают очищать тер-
риторию от противника. После многоднев-
ных боёв части 37-й дивизии народно-
освободительной армии заняли город Бе-
лополье и продолжают преследовать про-
тивника в направлении Бродарево и Плев-
ле. Разгромлена колонна противника, по-
терявшая около 200 человек убитыми и
болышное число ранеными.

В Черногории части народно-освободи-
тельной армии успешно очищают террито-
рию от оккупантов: Освобождён район
Куче, противник отброшен к. Подгорице.

В Далмации в порту Свети Никола бой-
цами народно-освободительной армии за-
хвачен немецкий вооружённый пароход
вместе с экипажем. Взяты орудия, зенит-
ные пулемёты и миномёты, значительное
количество боеприпасов и военного снаря-
жения.

Прибытие в Лондон военной миссии маршала Тито

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Как сообщает
агентство Рейтер, вместе с руководителем
британской военной миссии при маршале Ти-
то бригадным генералом Маклин в Лондон
прибыли генерал-майор Велебит — руково-
дитель военной миссии маршала Тито, а так-
же офицер югославской народно-освободи-
тельной армии Вогельник.

Газета «Ньюс кроникл» публикует  бесе-
ду с генералом Велебитом, который, касаясь

роли Михайловича, заявил: «То, что Ми-
хайлович является изменником, это не толь-
ко наше мнение, но и мнение всех честных
людей в мире. Он — худший предатель, чем
квислинги Недич и Павелич. Солдаты
Михайловича постоянно прикрывают флач-
ги германских войск во время походов. Не-
которые его солдаты носят германскую

форму».

Суды над изменниками в Алжире

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Агентство
АФИ передаёт из Алжира, что 2 мая во-
енный трибунал приговорил к смертной
казни французского унтер-офицера Мар-
селя Лоренса за активное участие в борь-
бе против союзников в рядах созданной
в своё время «правительством» Виши так
называемой «африканской фаланги». Во-
енный трибунал рассмотрел также дело
двух лиц, вступивших добровольно в пе-
тэновский «трёхцветный легион». Один из
обвиняемых приговорён к 15 годам ка-

торжной работы, а другой — условно к
5 годам тюремного заключения.
ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Как передаёт

агентство АФИ, военный трибунал в Ал-

жире приговорил к смертной казни одного
тунисца, служившего в сформированной в
своё время немцами части.

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер сообщает из Алжи-
ра, что Кристофини, приговорённый ал-
жирским судом к смертной казни за из-
мену, расстрелян утром 3 мая.

° Конференция премьер-миниетров британских доминионов

агентство Рейтер, конференция премьер-
министров доминионов закончила вчера про-
должавшееся три дня обсуждение военной
обстановки и пришла к полному согласию
по поводу решений, касающихся всех ас-
пектов предстоящего наступления на кон-
тинент. Премьер-министры закончили так-
же обсуждение планов ведения войны про-

тив Японии. Покончив с военными вопроса-
ми повестки AHA, премьер-министры зай-
мутся столь же сложным комплексом’ во-
просов, связанных с международными дела-
ми. Английский министр иностранных дел
Иден обрисует премьер-министрам доминио-
нов внешнюю политику Англии. Премьер-
министры доминионов в свою очередь из-
ложат взгляды своих правительств.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

„Действия авиации
союзников

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Штаб аме-
риканских вооружённых сил на европей-
ском театре операций сообщил, что BO
второй половине дня 3 мая небольшое со-
единение самолётов «Либерейтор» совер-
шило налёт на германские военные соору-
жения в районе Па-де-Кале. Небольшое
соединение самолётов «Митчелл» и «Мо-
скито» в сопровождении истребителей
«Спитфайр» совершило‘ днём 3 мая налёт
на военные об’екты в Северной Франции.

ЛОНДОН. 4 мая. (ТАСС). Английское

министерство авиации сообщает, что в НОЧЬ

на 4 мая весьма крупные соединения само-
лётов английской бомбардировочной авиа-

ции совершили налёт на большой военный
склад в Майи, в нескольких милях к юго-

востоку от Реймса (Франция). Другие сое-

линения подвергли бомбардировке склады
авиационного имущества и оборудования в
Мондидье (Франция). Истребительная авиа-

ция противника оказала упорное сопротив-
ление.
противника. Кроме того, были совершены
налёты на склад боеприпасов в Шатодене
(Франция) и на Людвигсхафен (Западная
Германия). Прололжалось минирование вра-
жеских вод. Не вернулись на базы 49 анг-
лийских самолётов.

Последствия бомбардировки
Берлина

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). Шведская
газета «Моргон-тиднинген» сообщает, что в
результате бомбардировки частично разру-
шено здание гестапо в Берлине. Здание при-
велено в состояние негодности.

Сокращение пассажирского
движения в Болгарии

СОФИЯ, 2 мая. (ТАСС). С 3 мая приоста-
навливается движение скорых и пассажир-
ских поездов на линиях: София—Пловдив—
Бургас, София—Горна—Оряховица—Варна,
Горна—Оряховица—Русе и др. Впредь про-
езд по железным дорогам будет произво-
диться только в крайних случаях по спе-
циальным разрешениям.

Положение в Венгрии

Рейтер ‘передаёт сообщение будзпештского
радио о том, что, по распоряжению венгер-

ского министра внутренних дел, по всей

Венгрии запрещены всякие собрания и по-
литические дискуссии.

Гитлеровцы арестовали
группу профессоров
Дерптского университета

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). Как со-
общает шведская газета «Свенска морген-
бладет», гнтлеровцы арестовали группу
профессоров. Дерптского ‚университета в
Эстонии. Арестованные, как сообщает га-
зета, открыто проявляли своё возмущение
установленным немцами оккупационным
режимом. Они противились также попыт-
кам немцев вывезти из Эстонии в Герма-
нию культурные ценности.

Возвращение Стеттиниуса
в Вашингтон

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). По сообще-
нию ваишингтонского корреспондента агент-
ства Рейтер, заместитель государственного
секретаря США Стеттиниус 4 мая возвра-
тился в Вашингтон из своей поездки в

Лондон.

Уничтожено несколько самолётов

ПЯТНИЦА,

Канадская печать о конференции
Международного бюро труда

ОТТАВА, 3 мая. (ТАСС). В статье, по-
свящённой Международному бюро труда,
газета‘ «Стар» (Монреаль) пишет: «Конфе-
ренция оказалась не в состоянии удовле-
творить интересы или надежды широких
масс, вероятно, благодаря нечёткой и из-
лишне растянутой повестке дня или блз-
годаря тому, что внимание мира в настоя-
щее время сосредоточено на ожидании
вторжения союзников в Европу». В статье
указывается, что деятельность конферен-
ции свелась «к скучным и бесполезным де-
батам на общие социальные темы». Оста-
навливаясь далее на неучастии в конферен-
ции представителей Советского Союза,
статья об’ясняет отсутствие делегатов Co-
ветского Союза не несогласием с повест-

СТАМБУЛ, 4 мая. (ТАСС). Судя по при-
знаниям румынских газет, положение пра-
вящей румынской клики становится все
более затруднительным. Власти прибега-
ют к самым жестоким репрессивным ме-
рам, чтобы заставить население выпол-
нять правительственные — распоряжения.
Недавно военный комендант Бухареста
об’явил, что 6 апреля является последним
сроком сдачи частными владельцами всех
транспортных средств, ` реквизируемых
правительством на нужды эвакуации. Од-
нако уже 7 апреля газета «Универсул»
констатировала, что подавляющее  боль-

го распоряжения. За срыв приказа о сдаче
транспортных средств военные суды при-
говорили к тюремному заключению на

грузовиков.

Многие румыны, связанные с правящей   дупреждение о том, что
кликой, бегут за границу. Несмотря на будут арестовываться
целый ряд приказов правительства, это! пред

кой дня конференции, но скорее «отноше-
нием к организации, которая занималась
антисоветской деятельностью».

Газета «Фрая пресс», комментируя статью
«Известий» относительно конференции Me-
ждународного бюро труда, заявляет, что,
так как участие Советского Союза в ме-
ждународном сотрудничестве весьма же-
лательно, не исключена возможность со-
здания таких условий, при которых было
бы возможно вхождение Советского Союза
в Международное бюро труда. В частно-
сти это могло бы быть создано путём при-
HATHA предложений об увеличении коли-
чества рабочих представителей в Межлду-

5 МАЯ 1944 г. № 106 (8408)

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Прибытие в СССР
Уругвайского Посланника
г-на I. Фругони

4-го мая в Москву прибыл Чрезвычай-
ный Посланник и Полномочный Министр
Уругвая в СССР г-н Эмилио Фругони.

На Центральном аэродроме г-м 9. Фру-
гони был встречен заведующим  прото-
кольным отделом Народного Комиссариата
Иностранных Дел СССР тов. Ф. Ф. Молоч-
KOBBIM.

NNT
Научная конференция
по точной механике

и оптике

народном бюрэ труда, хотя они и «доволь-

шинство владельцев автомашин и других  и предатели страны».
транспортных средств не выполнило это-   приняты, как сообщает

но трудно вынолнимы».

Саботаж правительственных мероприятий В Румынии

«прискорбное», как выражается газета
«Вяца», явление не устранено. Имели да-
же место попытки использовать для бег-
ства за границу морские суда. Ещё 5 ан-
реля румынский генеральный штаб «с целью
предупреждения бегства судов» издал
приказ о том, что все суда, находящиеся
в румынских портах, могут быть исполь-
зованы «только для военных и хозяист-
венных нужд государства». В приказе го-
ворилось, что «лица, которые попытаются
хотя бы косвенным путём использовать
суда для иных целей, будут преданы во-
енному суду и наказаны как саботажники
Аналогичные меры
газета «Универ-
cya,
Дирекция железных дорог установила, что

НОВОСИБИРСК, 4 мая. (По телеф.
от соб, корр.). Два Дня проходила в Ново-
сибирске научная техническая конференция
по точной механике и оптике, в которой
участвовали научные работники и инжене-
ры сибирских оборонных заводов.

Большое внимание привлекли доклады,
прочитанные группой профессоров Ленин-
градского института точной механики и оп-
тики, выполнивших ряд ценных научно-ис-
следовательских работ для промышленности
Сибири по вопросам технологии и организа-
ции производства.

Профессор А. Захарьевский прочитал до-
клад о методике оптико-технических произ»
водственных расчётов. В технологической
секции вызвал интерес доклад доктора тех-

нических наук Г. Смирнова-Аляева о холод-
и’на железнодорожном транспорте. ной обработке металлов давлением с точки
зрения современной теории пластических

на ряде железнодорожных станций хозяй-   деформаций. В конструкторской секции
длительные сроки свыше 100 владельцев  ничают люди, не имеющие никакого ‘отно- одним из актуальных выступлений был ло-

шения к транспорту. Опубликовано пре-

жандармерией
аваться в руки военных властей.

и

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что индийские части английской 8-й армии
отразили неболышую вражескую атаку. На
всех участках фронта действовали патрули
и артиллерия. 5

Прошлой ночью средние и тяжёлые бом-
бардировщики совершили налёт на враже-
ские об’екты в Бухаресте.

Голод в Риме

АФИ передаёт с итальянской границы,
что продовольственное положение в Риме
стало отчаянным. Сотни тысяч людей жи-
вут в ужасающей нищете.

Ежедневно от голода умирают десятки
людей. Об’явлено о том, что нормы отпу-
ска хлеба населению снижаются со 100 до
70 граммов в день.

Англо-американские переговоры о нефти

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). По сообщению
вашингтонского корреспондента агентства
Рейтер, 3 мая государственный департамент
США опубликовал заявление, в котором го-
ворится, что 16 апреля в Вашингтоне нача-
лись предварительные  исследовательские
переговоры по вопросам нефти, которые ве-
лись между двумя группами экспертов,
представляющих правительства’ Соединён-
ных Штатов и Англии. Переговоры закончи-

Обе группы, говорится в заявлении, рас-
смотрели различные вопросы, касающиеся
производства, распределения и транспорти-
ровки нефти. Эти вопросы касаются нераз-
решённых проблем заграничных нефтяных
операций американской и английской нефтя-
ной промышленности, вопросов добычи неф-
ти, в частности на Среднем Востоке, пред-
ложения о трансаравийском нефтепроволе и
проекта иракской нефтяной компании, пре-
дусматривающего строительство дополни-

лись совместным заседанием, состоявшимся тельного нефтепровода из Киркука до

3 мая.

Хайфы.

Освобождение из тюрьмы
трёх фашистов в Канаде

ОТТАВА, 4 мая. (ТАСС). Еженедельник
«Канадиен трибюн» сообщает, что два вид-
ных канадских фашиста — бывший руково-
дитель фашистской партии `«Национально-
го единства» провинции Онтарио Жозеф
Карр и бывший представитель германской
фирмы в Канаде, снабжавший эту партию
средствами, Джон Лоример, в настоящее
время освобождены из тюрьмы, несмотря
на то, что даже во время пребывания в
тюрьме они занимались фашистской дея-
тельностью. В том же номере еженедель-
ника указывается, что третий канадский
фашист Чарльз Крат, который раньше был
арестован «за свою деятельность как ру-
ководитель канадского союза фашистов», в
ema время также выпущен на сво-
оду.

По фронтовым дорогам Румынии

Громадные, в два обхвата, дубы с кри-
выми ветвями обступили извилистую, оги-
бающую прикарнатские высоты, фронто-
вую дорогу. Раньше здесь был просёлок,
по которому неуклюжие, серые, с клочко-
ватой шерстью румынские быки тянули
скрипучие телеги. Война превратила этот
пустынный, затерянный в дубняке проеё-
ток в оживленный тракт. К линии фронта
тянутся машины” с боеприпасами, продук-
тами, медикаментами. Грохочут прицеп-
ленные к мощным тракторам пушки.

Бурные потоки, бегущие с пригре-
тых весенним солнцем карпатеких вер-
шин, переполнили русло реки. Она, вепени-
тась и зашумела. Два пролета временного
моста, построенного сапёрами на скорую
руку, под огнём вражеских миномётов,
снесены водою. Ниже есть другой мост,
прочный, построенный капитально. Но
под’езд к нему — с крутыми под’ёмами и
спусками. Ночью туда пробираться риско-

ванно. Несколько машин и повозок реши-

ли дождаться рассвета тут же, где их за-
стигла темнота.

За обочиной дороги, ‘среди деревьев
горит костер. Он освещает усевшихея в
круг людей в серых шинелях. Хотя уже и
весна, в полдень печет солнце, а ночи
здесь прохладные, как обычно в горах.

Костер всегда манит к себе людей, рас-
полагает к беседе. Вогда я подошёл к. ко-
стру, все были увлечены рассказом капи-

тана, передававшего подробности недавне-.
батальона с румынским кава-

го боя его
лерийским полком. После боя от румын-
ского полка почти ничего не осталось: л0-
шади были все перебиты; уцелевитий лич-
ный состав сдался в плен.

Офицер, усевшийся рядом со мной, как
потом я узнал, — артиллерист. заметил:

— Они теперь между двух огней ока-
зались. Сзади по ним немецкий пулемёт
строчит. Позавчера наша дивизия подна-

жала на них, и больше четырехсот румын

подняло руки.

Олин из участников беседы, поптевелив.

прутья на костре, рассказал:

— На-днях в бою наш полк захва-
тил в плен румынского солдата Ефи-
ма Фортун. На допросе он cood-
щил любопытный факт. В румынской

деревне, где стоял их полк, четыре немец-

боровом. Хозяин, румынский крестьянин,
выбежал на улицу и завопил во вее горло.
Боров: был единственной у него живно-
стью... От крика проснулись румынские
солдаты. Разобравшись, в чем дело, они
изловили этих четырех немцев и прикон-
чили ИХ.

Потому ли, что усатому старшине за-
хотелось переменить тему разговора, или
он волух высказал нахлынувшие на него
мысли, но только старшина этот неожи-
данно заявил:

— У нас под Саратовом хорошо! те-
перь неводом рыбу ловить! В каждой тоне
пудов по пять-шесть, бывало, берешь.

И сразу мысли сидевших у костра рус-
ских бойцов перенеслись на Волгу, Урал,
в Сибирь, на Смоленщину. Еели раньше
говорил один, то сейчас у костра возник-
10 несколько самостоятельных групн бе-
седующих.

... Ночь, проведенная у костра в ожив-
ленной беседе, никого не yromuaa. Ha
рассвете шоферы быстро завели моторы
машин, повозочные впрягли лошадей, и
вся масса людей заспешила вперёд, от-
куда доносился шум далекого боя.

*

Поднимаемея вверх по Пруту и выез-
жаем на переправу, ведущую в румынский
город Стефаненгти.

Город разрушен и производит тяжелое
впечатление. Немцы, отступая, насильно
угнали с собой все население Стефанеш-
ти. Но дня через три-четыре часть жи-
телей вернулась на свои места. На улицах
города появились люди. Регулировщица
ефрейтор Антонина Семенова рассказы-
вает:

— Народ тут был запуган. Румынам
  показывали немецкого изготовления кино-

‘картины о «зверствах русских», врали,
что советские войска всё жгут и грабят. И,
когда вернулись первые жители, они поч-
ти не выходили на улицу, а только пуг-
ливо смотрели в окна. Потом стали вы-
  ходить за ворота, вступать в разговоры с
нашими бойцами и офицерами. Немцы

подвергли Стефанешти сильной бомбарди-

ких солдата ночью устроили погоню за

ровке. „Часть населения погибла, часть
разбежазтась, посылая проклятия по адре-
су немцев. Но многие остались около сво-

их разбитых домов.

валинах. Немцы варварски

вари.

Немцы разбомбили и другой румынский
В этом. городке
много населения погибло под обломками

городок — Трушенети.

зданий.

Поймой реки Жижия мы спуекаемся на
юг, ближе в месту боев. Здесь нет боль-
ших дорог. Сюда редко заезжало румын-
не показывали
лживых кинокартин 06 «ужасах», якобы
творимых бойцами Красной Армии. Види-
мо, редко заходили сюда и пропагандисты
из ведомства Геббельса. Грохот боя в эту
как

ское начальство, здесь

долину доносился лишь издалека,
слабое эхо. Поэтому все население здесь
на местах, у своих хат, копается на ого-
рохах, пашет поля. 3

В каждой деревне на шум мотора
автомашины выбегают и старые, и ма-
лые. Мужчины высоко поднимают бараш-
ковые шапки, приветствуя советских
военных. Девушки машут руками.

Перед нами пестрая толпа румын. Вот
дед в дырявом пиджачке, в заплатанных
штанах и домотканной рубахе: На голове
У него высокая, сильно потертая бараш-
ковая шапка, на ногах — опорки. Ру-
мынский юноша в широкополой шляпе, в
сорочке без воротничка и в брюках га-
а, босой. Девушки, как правило, бо-
вые, в домотканных платьях. На голове-—
косынка, из-под которой вьются чёр-
ные локоны. Детишки в разноцветных
лохмотьях, босые.

Пользуяеь словарём, пробую
разговор.
Вперёд выходит старик, бывавший в

России, немного знающий русский язык.
Он говорит:

— Немец был, что хотел, то и брал.
Он не просил, он стучал. Ваш солдат —
честный, вежливый,  дисциплинирован-

завести

Действительно, Стефанешти весь в раз-
уничтожили
этот румынский город. Я видел на его оЕ-
раинах румынские семьи, нашедшие приют
в сарайчиках, около развалин своих жи-
лищ. Они копаются в этих развалинах, из-
влекая из-под них остатки домашней ут-

Выезжаем из деревни и, следуя ука-
заниям полевой карты, поворачиваем
направо. Но из хаты выбегает молодой
румын. Он возбуждённо жестикулирует и
об’ясняет нам, что дальше ехать нельзя:
мост взорван. Потом этот же юноша при-
саживаетея на машину и километров
пять едет с нами, показывая об’езд.
Дальше по дороге, бегущей вдоль бе-
рега речушки Милетину, мы  поворачи-
ваем на запад. Здесь начинаются уже
Прикарпатекие высоты. Долины с рос-
кошными зелёными лугами. Здесь нас на-
стигает первая весенняя гроза. Тяжёлые,
свинцовые тучи нависли над горами. В
долины спустился мрак. Яркие молнии,
грохот грома, крупный дождь... И снова
солнце, тихо. Только из-за гор глухо до-
носится шум боя, стреляют наши пушки.

Ночь настигает нас в прифронтовом
городке Хырлэу. Судя по всему, это был
красивый торговый городок © магазина-
ми, ресторанами. Теперь в нём нет ни
одного жителя. Он разрушен бомбами,
сброшенными с немецких самолётов. По
улицам рыскают отощавиие от голода
кошки, воют собаки.

Из Хырлэу на север к Ботошани —
прекрасное шоссе. На нём наши регули-
ровщики, приветливые, но ещё более, чем
всегда, подтянутые. Рядом с румынскими
указателями висят наши, на русском язы-
ке. Сигналы написаны на изящных до-
щечках.

Ha mocce — следы недавних боёв:
брошенные врагом орудия, разбитые тан-
ки. У. обочины дороги валяется обтяну-
тая плюшем и разбитая, исковерканная
взрывом снаряда кибитка. Тут же —
крышки от чемоданов и коробки из-под
шляп. Какая-то важная румынская 0с0ба
удирала со своим добром, но порастря-
сла его в пути. Дальше удирать при-
шлось пешечком.

Ботошани — уездный центр, один из
крупных румынских городов. Витри-
ны заклеены крикливыми рекламами и
афишами. Город цел. На улицах людно.
Повсюду можно встретить группы горо-
жан, ведущих беседы с нашими офице-
рами.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

НЫЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 мая.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская плошадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата, — К 4-11-06; Фронта — К 4-12-37; Экономического —

Литературы и искусства — К 0-57-27. Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17;

Б 2597.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площаль, 5

Художественного — К 5-36-53. Издагельство — К 5-23-20. К 4-15-06. Приём об’явлений г

Открытие нефтекомбината
в Канаде

ОТТАВА, 4 мая. (ТАСС). В Уайтхорсе
(на северо-западе Канады) 30 апреля офи-
циально открылся нефтяной комбинат «Ка-
нол» — самые северные нефтяные промыс-
ла в мире. Пушен в ход нефтеочиститель-
ный завод, связанный нефтепроволом с неф-
тяным источником у Форт-Норман в северо-
западной части Канады. Нефтепровод диа-
метром-в 4 дюйма имеет 595 миль в длину.
Строительство комбината финансировалось
американцами. Предприятия комбината бы-
ли построены канадскими и американскими
инженерами за 22 месяца и обошлись при-
мерно в 130 млн. долларов.

Как сообщает агентство Канадиен пресс,
Соединённые Штаты сохранят за собой пра-
во собственности на комбинат до конца
войны, после чего они продадут его, при
чём преимущественное право покупки будет
предоставлено Канаде.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 5/У «Сказка о царе Сал-
тане»; 6/У «Дон-Кихот». Нач. снект, в 7 ч. Bed.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 5/У «Тоска»;
6/У «Пиковая дама». Нач, спект. в 7 ч. веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 5/V
1 ч. веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 5/У «Без вины
виноватые». Нач. в 7 т. веч.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО -- 5/У «Анна Kape-
нина». Нач. в 7 яч. веч

ФИЛИАЛ МХАТ- i/V
Нач. в 7 ч. веч.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ (пл Ком-
муны, новое здание) —5/У «Давным-давно».
Нач. в7 ч веч.

ГОС. ТЕАТР им Евг. ВАХТАНГОВА (поме
Госцентюза, ул. Горького, пер. Садовских, 10)—
5/У «Фронт». Нач, в7 ч веч.

ГОС. МОСК КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской
бульвар. 23) — 5/У «Пока не остановитсы сердце».
Нач. в 7 ч. веч.

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО в Вл. И. НЕМИ.
РОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул.. 11,
тел. К 1-42-50) — 5У «Лолаь; 6/У «Перикола».
Нач. B74 Bey.

eee weak р hs

МОСК. ГОО. ТЕАТР им ЛЕНИНОКОГО КОМ-
COMOJIA — 5/У «Валенсианская вдова». Нач. в
Т ч. вез.

a et

MOCK. ГОО ПЫГАНОКИЙ ТЕАТР «РОМЭН»
(Б. Гнездниковский пер.. 190) — 5/У «Чудесная
башмачница». Нач в 17 =. веч.

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ л. Ге —
5/У «Нитомпь славы». Наз. % 73. fo в

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР um. MO
СОВЕТА (Каретный ряд, $. тел. ва
«Забавный случай». Нач. в 71 ча. веч.

а Е
оо им. ея ЕРМОЛОВОЙ (Cpe-

ка, ушкарёв пер., )— 5/У -
рова». Нач в 7 ч веч. и А

MOCK. ДРАМ. ТЕАТР (Таганка, ул.
лова, 16. трамз. №№ ь 15, 27. 410 — 5/У
«Мария Тюдор». Нач. в 1 ч. ьеч.

ГОС. ОПЕРНО-ДРАМАТИЧ. СТУДИЯ им. К.С
СТАНИСЛАВСКОГО (помеш. т-ра им. Ленина
Кр. Пресня. В. Трехгорный вал. 4. трамв. 16. 22,

28, тел. К 0-48-38)—57У «Наташа Москвина». Нач.
в Тч. веч.

«Пы:малион». Нач. в

«“Шкеза злословия».

Чка-

Е в ве В
МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — 5/У «Мелкие козы-
ри». Нач. в 7 =. Bex,

5/У «Дочь Тамбур-Мажора». Нач. в 7 5. Bes.

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ
ЗАЛ им. П И ЧАЙКОВОКОГО — 6/У вечер и
ТТУ утро и вечёр Государственный ансамбль на-
родного танца Союза ССР. Худож руководителт
лауреат Оталннской премьи И. Моисеев. Нач.
утрен. конп. в1 ч дня. вечерних в 1.00 веч.

МОСК. ГОО. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬШОЙ ЗАЛ
КОНСЕРВАТОРИИ — 6/У в 1.30 веч. Государ-

ствеиный симфонический оркестр Союзг ССР.
Дирижер — Н Голованев. В программе: Рахмг-
нинов — Третья симфония, Скрябин — Поэмз

7.30 веч. Лекция-концерт

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (Б: Садовая, 18% —  ;

клад профессора М. Хазена о термо-дина-

впредь эти ЛИЦА мических основах производства и потребле-

ния тепловой энергии ‘в условиях единого
пронесса. ~

Конференция заслушала также доклады
работников заводов по практическим вопро-
сам технологии оптико-механической про-
мышленности.

’Открылаеь навигация
на Каме

МОЛОТОВ, 4 мая. (По телеф. от соб.
корр.). Над Молотовским речным вокзалом
взвился красный вымпел — открылась лет-
няя навигация. Ушли вниз, в Рыбинск и
Астрахань, первые пароходы «Память
Гурьянова» и «Маркистка». На борту у
них пассажиры и грузы. Отправился на
Волгу пароход «Василий Каменский».

Пассажирские пароходы начали курси-
ровать регулярно по расписанию. Откры-
лось и пригородное водное сообщение.

Заводской хор
волжских песен

САРАТОВ, 4 мая. (По телеф. от соб.
корр.). Пять лет тому назад на заволе, где
директором т. Кривоносов, был создан по
инициативе олной из старейших работнаяц—
А. В. Ходяковой хор волжских песен, Сей.
час хор насчитывает 35 человек. Все участ-
ники хора — рабочие и работницы завода,
Дирижирует хором жена олного из работня-
ков завода, обшественнипа М. К. Ермаков-
ская. В репертуаре хора свыше 50 волжских
и других русских наропных и современных
песен. Исполняются они пол аккомпанемент
баянов и саратовских гармоник. Нелавно
состав хора пополнился гусляром-любите-
лем Петровым.

Заводской хор волжских песен пользуется
в городе большой популярностью, высту-
пает на концертах в местной консерватории
и в театре оперы и балета. Часть певцоз

выезжает для обслуживания посевной ва
полевые колхозные станы.

PSE PS

РЕДАКЦИОННАЯ НОЛЛЕГИЯ.
Издатель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

MOOK. ГОО. ФИЛАРМОНИЯ. МАЛЫЙ 3
КОНСЕРВАТОРИИ — 6/У в 1.306 веч. А я
В нрограмые: Лист.

МОСК. ГОО. ФИЛАРМОНИЯ. ЗАЛ ДОМА УЧЕ.-
НЫХ «ул Кропоткина, 16) 0У6б та. 6/\У в
«Ф. И. Шаляпин».
Демонсазрапия грамм-

Лектор И. И. Ремезов.

записи и диапозитивов.

Е ЕН ey FS

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ ОКТЯБРЬСКИЙ
ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ — 6/У Мериме «Кармен».
Исп. Лмитрий Журавлев: 7/У 1. Юмор и шутка.
Отрывки из произведений Шолохоза. Маяков-
ского, Слободского. Беранжз. Алуева ‹ «Фронт»
(4-Й акт). Исп В. А. Любимов. Д Н. Орлов,
С.С. Цевив ин друг. 5/У Записки автрисы.
Исп. засл. арт. респ. В Л. Юренеьа при уча-
стии В. Н. Яхонтова. Е. 9. Лойтер. Нач в 1.30
веч.

МОСК. ОРДЕНА ЛЕНИНА ГССПИРК — Еже-

дневно ZEA представления: B 3 4. nes Bw B 7.30
вечера. Заслуженные артисте’ РСФСР сестры
КОХ. Слоны и тавповшипы — аттракциое под
руководством А. Н Корнилова.

ТТТ
Всесоюзное Гастрольяо-Конпертное
06’елиневие
KOJOHHBIA 8A. ДОМА СОЮЗОВ.
Пятнипа 5/У а суббол- У в 7.30 вез лау-
реат Оталинской премир вародная артистка
Узбекск. CCP Tamapa XAHYM — necro
пляски наролор СССР.
Воскресенье. 7/У ь +50 веч. Везер опервы-
арий а неаполитанских гесев. Солист Ли-
товск. Госуд. оперы Михаил Алексанлдро-
вич (тенср).

ПВО ное оно воина ово вовавн ся я ово овосонозооаав

МОСКОВОКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФИЛАРМОНИЯ. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
им П И ЗААКОВСКОГО
8/У Концерт артистов Ленинградского Го-
eee eres орден» Ленивь Академия.
Малого оперного театра. Заслуженная ар-
тистка РСФОР — 0. Н. Гсловина Gacsyaen.
ный артист РСФСР -- Б 0. Гефг Заслужен.
ный артист РСФС+г — А Ю Моле тов, Лау-
реат Всесоюзного конк-рса вокалигтон Е. А.
Тронина. Артисты — Н Н. Бутягин В. И.
; Кильчевсвий. Ф. Л Ратвер, С. Н. Шаноп:-
: ников ГСартик: ф-но исполнят. С В Barman

Н. К. Рубаненгс.

§/V Концерл солиста Ленинградского Госу-
: дарствевного ордена Ленина Академическо.
го Малого оперного т›этра заслуженного ар
тиста РОФСР Ь. 7 Гефт при узастьки лау-
реата Всесоюзног» конкууса вокалистов Е. А
Тропиной В ирогр-мме* Чайковский Рахча-
нинсЕ. Римский Козезклв, Верлр Пузчини

Назало концертов = 7.30 вечера

РЕПЕРТУАР НИНОТЕАТРОВ

на 5 мая 19 г. _ .

Новый американски# художественный фильм
«СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА- Метрополт: а,
Ударник. Колизей. Ролина. Москва, Урен

Художественный фильм «МАРТ — АИРЕЛЬ»—
Метрополь.

«ВОЛГА-ВОЛГА» — Ударник.

«ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА ОГОРОДЕ» — Мет-
рополь,

СОЮЗКИНОЖУРНАЛ № 51 — Колизей.

eveswreeee newer:

нова оао понаваозаониоочовозоечанон о.

экетаза.

К 1-42-05; Сельского хозяйства — К 5-16-11; fiponersgas:
Москве — К 5-74-38, в Ленинграде — 56-18.

«ТРИ МУШКЕТЕРА» — Моск. Планетарий.

Советского Строительства — К 1-42-86;