0 сорокалетии со дня смерти
А, П. Чехова

По постановлению Совнаркома СССР
образован Всесоюзный комитет по прове-
дению сорокалетия со дня смерти велико-
то русского писателя Антона Павловича,
Чехова.

В состав его вошли: Потемкин В. П.
‚ (председатель), Тихонов Н. С. (замести-
тель председателя), Книппер-Чехова 0. 1.
(заместитель председателя), Большаков
М. Г., Вересаев В. В., Герасимов А. М.,
Тладков Ф. В., Глиер Р.М., Горкин А. Ф.,
Еголин А. М., Завадекий Ю. А., Качалов
В. И., Кначели 1. Комаров В..1. Болас
Якуб, Корчагина-Александровекая Ee iL,
Куприянов М. В., Крылов П. Н., Леонов
Л. М. Москвин И. М., Мясковский Н. Я.,
Павленко П. А., Петров В. M., Ноликар-
пов Д. А., Пришвин М. М. Рыльсвий
М. Ф.. Серафимович А. С., Сергеев-Цен-
ский С. Н., Соколов Н. А., Телешев Н. Д-,
Толстой А. Н., Турчанинова Е. Д., Хме-
лев Н. П., Храпченко М. Б., Шишков В. Я.,
Шолохов М. А.

Всесоюзный комитет разработает все
мероприятия по ‘увековечению памяти
А. Ц. Чехова к сорокалетию со дня его
смерти, которое исполняетея 15 июля
1944 года.

И

Десятилетие
Еврейской автономной
области

БИРОБИДЖАН, 6 мая. (ТАСС). Еврей-
ская автономная область отмечает свое
десятилетие. Сегодня в Биробиджанском
еврейском государственном театре имени
Л. М. Кагановича состоялась сессия обла-
стного Совета депутатов трудящихся, по-
священная юбилею.

Открывая торжественное заседание, де-
путат областного Совета тов. Кушнир нод
бурные аплодисменты собравшихся пер-
вые слова горячего привета образцает к
великому вождю и полководцу Иосифу
Виссарионовичу Сталину.

С докладом о 10-летии Еврейской авто-
номной области выступил председатель,
исполкома областного Совета тов. Зиль-
берштейн, рассказавший © достигнутых
успехах в хозяйственном и культурном
строительстве за истекитие годы.

— Там, где раньше была глухая, дре-
мучая тайга, — говорит докладчик, — 3a
10 лет созданы колхозы, совхозы, рабо-
чие посёлки. Там, где недавно стоял полу-
станок Тихонькая, вырос центр области —
город Биробиджан, насчитывающий  де-
сятки тысяч жителей.

В адрес сесеии поступили многочислен-
ные приветствия, в том числе — от пред-
седателя Президиума Верховного ‘Совета
РСФСР тов. Шверника, от Еврейского
антифашистского комитета в СССР и
других.

С большим под’ёмом было принято при-
зетствие товарищу Сталину.

В заключение секретарь обкома’
ВЕП(б) тов. Воркель зачитал список 435
рабочих, колхозников, колхозниц и пред-
ставителей интеллигенции, работающих в
области с 1934 года, награждённых В
связи с юбилеем почётными грамотами
обкома ВКП(б) и облиеполкома.

Шесть областей Украины
засеяли колосовыми
218.000 гектаров сверх плана

КИЕВ, 6 мая. (ТАСС). Освобожденные
районы Украины завершают план сева зер-
новых. В Запорожской, Сталинской, Днепро-
петровской, Киевской, Полтавской и Сум-
ской областях засеяно колосовыми сверх за-
дания 218 тысяч гектаров.

С исключительным под’емом трудятся на
полях колхозники Украины. За истекшую
пятидневку сельхозартели засеяли на 21
тысячу гектаров больше, чем в предыду-
шую. Запорожская, Днепропетровская и
Харьковская области успешно провели сев
подсолнуха, перекрыв план более чем на 14
тысяч гектаров.

АВ

От колхозников, колхозниц, работников МТС и совхозов Сумской области

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ Д

ЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
eT ma И ИИ,

ЗА Ye

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 МАЯ 1944 г. № 108 (8419)

Товаришу СТАЛИНУ Иосифу Виссарионовичу

Отец наш ‘родной, великий и мудрый
учитель наш!

От чистого сердца со словами пламен-
ного привета обралцаемся мы к Вам, наш
освободитель, к Красной Армии, которая
под Вашим руководством нас из неволи
тяжкой спасла и в семью советскую вер-
нула, волю и счастье принесла.

Радостью освобождения наполнены на-
ши сердца, а думы наши неудержимо ле-
тят в Вам, наше вождь, наш отец и учи-
тель, товарищ Сталин. Послушайте же
слово о нашей жизни, о труде вдохновен-
ном и героической борьбе.

В часы тяжелых невзгод и в дни радо-
сти мы всегда © Вами, нан дорогой
Иосиф Виссарионович, с:великой партией
большевиков, се нашим правительством.
Вместе со всем советским народом мы по
ашему призыву встали на бой против
лхотого врага, который подло напал на
назну страну, не прекратим этой борьбы,
ибо` боремся мы за честь и славу нашего
отечества, за счастье, за волю, з& людское
достоинство, которое обеспечивается
лишь советским строем, возданным
Лениным и Сталиным, за нерушимость
сталинской дружбы советеких народов
Созоза Созетских Социалистических Рес-
публик. Мы не прекратим этой борьбы,
пока не будут уничтожены все фашиет-
ские гады. В то время как нанги земляки
сумчане героически громят немецкое чу-
довище на поме битвы, мы, их отцы, же-
ны, сестры и дети, помогаем трудом сво-
им свободным ва вольной освобожденной
земле.

Мы любим и уважаем труд, ибо знаем,
что любовно обработанная умелыми ру-
ками колхозников, ‘колхозниц, работников
МТС и совхозов земля нанга сторицею от-
платит нам. Мы вспоминаем золотые годы,
когда степи наши зожотились необозримы-
ми нивами жита и пшеницы, овса и ячме-
ня, розовели цветением медовой гречихи,
покрывались зеленым ковром бескрайних
свекловичных полей.

Да и как не любить\еб, налну землю
священную!

На ней жили и работали, поливая ве
кровью своею и потом своим, славные де-
ды и прадеды наши. Отсюда, с Сиверской
земли, дружины князя Игоря на полов-
цев ходили, вражеские нападения отбива-
ли. В отрядах Наливайко и Остряницы,
Хмельницкого и Кривоноса против ляхов
выступали, народ и край свой защищали.

Тут началось восстание Ивана Болот-
никова. Во время шведской интервенции
в городах и селах Сумщинь готовилиеь
русские. и украинские войска, для побед-
ного боя с Карлом ХИ. Именно здесь, в
Сумах, военный совет во главе с Петром 1
разрабатывал план генеральнойъбитвы под
Полтавой.

В годы гражданской войны Сумщина
была местом великих исторических битв.
Тут действовали полки Клима Верошило-
ва, отряды украинского Чанаева — Ни-
колая Шорса и его соратника Василия
Боженко, отряды легендарного начдива
Александра Пархоменко и в них было
много отцов и братьев наших.

В нашем крае цветущем жили иствори-
ли лучшие сыны народа русского и укра-
инского — великие и бессмертные Чай-
ковский, Шевченко и Чехов.

В годы советской власти мы, новые хо-
зяева, по-новому жизнь свою строили,
силы государства нашего укрепляли.

Чего только не было у нас!

До войны на Сумщине было 1.614 кол-
xo30B, 27 вовхозов и 57 МТС. На полях
нантих работало 4.190 тракторов и 1.130
комбайнов. На помощь нам пришла агро-
номическая наука.

Щедро родила наша земля. До 100 пу-
дов хлеба с гектара собрали мы в 1940
году, а колхозники Штеповского, Лебе-

динского, Ульяновского, Белопольского,
Синевского районов собрали в среднем с
гектара по 140 пудов зерна.

Среди областей Украины Сумщина за-

нимала одно из первых мест по посеву

технических культур. Мы ежегодно дава-

ли стране свыше 20 миллионов пудов са-

хара, а кононли — больше всех на Ук-

раине.

Заботились мы и © развитии нашего
жизотноводетва. В колхозах и у колхоз-
ников было 374 тыс. голов крупного рога-
того скота, 620. тыс. свиней и овец, мил-
лионы штук птицы.

Лебединский и Штеповский районы на-
шей области прославились выращиванием
швицкой породы крупного рогатого скота,
а колхозы имени Сталина  Штеповского
района и «Червона зирка» ЧЛебединекого
района добились мирового рекорда удоя
молока, за что были высоко оценены на
Всесоюзной  сельскохозяйственной вы-
ставке.

В каждом колхозе было по 3—4 живот-
новодческих фермы, а во многих колхозах
их было уже по пяти. Много хлеба, ово-
щей, мяса и молока давали мы государ-
ству. Богало и пышно убирали мы свои
столы, потбму что колхозный труд обеспе-
чивал нам зажиточную и культурную
ЖИЗНЬ.

Садами покрывались наши села. В
прудах и реках разводилось много рыбы.
В садах, на полях и в лесах стояло мно-

го пасек, которые давали тысячи пудов
мёду.
Изменилось лицо наших с©ёл. Словно

цветущие девчата в садах утопали белые
хаты, а на площади — клуб, больница,
школа. Молодёжь нанта училась в иноти-
тутах и техникумах, росли и мужали от-
важные сыны и дочери. — дети наши,
пламенные патриоты советской отчизны.
Радостно жил нали народ. Мы зсегда чув-
ствовали Вашу отцевекую заботу о нас
и как верные сыны отчизны шии твёрдо и
уверенно за большевистской партией, 3a
Вами, Иосиф Виссарионович, He жалея
сил своих, не страшаеь трудностей, пото-
му что знали, что внереди ещё лучшая
жизнь, яркое социалистическое будущее.

Но беда чёрная и страшная опустилась
на нашу землю. Дикая немчура ила кро-
вавыми дорогами, “чтоб  закрепостить
свободолюбивых советских людей. Беено-
ватый ефрейтор Гитлер приказал своим
лупоголовым солдатам истреблять нас
только за то, что мы любим нашу свя-
щенную землю и не хотим видеть на ней
панов, за то, что мы не даём  заковать
себя в цепи, за то, что мы советские
люди.

Два года стонала Сумщина в тяжкой
немецкой неволе. Мы не видели восхода
солнца, не видели светлых дней. Не вы-
плакаль всего горя, причинённого нам
гитлеровскими людоедами. Не ‘одна маль,
как чайка, убивается о детях своих, не
эдин ребёнок осиротел и больше никогда
не увидит своих любимых родителей. То-
мятея дети нални, братья и сёстры на ка-
торге в тяжёлой немецкой неволе.
Немецкие бандиты замучили, расотре-
ляли и повесили по нашей области 99 ты-
сяч человек, в страшную немецкую нево-
лю угнали 75 тысяч человек. „Там, где,
ступил двуногий немецкий зверь, — там
кровь и смерть, вивелица и расстрел, там

могилы с. сотнями трупов ‘отцов, матерей

и детей нангих.

Палачи немецкие глаза вынули и уши
отрезали у колхозника села Поповка
Б.-Писаревекого района Остапенко Егора,
= потом повесили его. Это’ они, `мерзавцы,
в селе Большая Березка Середино-Буд-
ского района 70 женщин, детей и стари-
ков живыми сожгли, а в селе Чернацком
расстреляли семью колхозника Гончаро-
ва — отца и шестерых детей в возрасте
от 3 до 15 лет. Это в Сумах немецкий
«врач» умерщвлял детей, смазывая губы
младенцев отравой.

Мы никогда не забудем, никогда He
простим фашистеким бандитам их ужас-
ных злодеяний.

Бары немцам, кары! — гневно гремит
клич по всей Украине, и мы присоединяем
к нему и свой голос возмущения и лютой
ненависти к подлому врагу.

Немецкие лиходеи уничтожили, сожгли
и превратили в.руины сотни сёл, колхозов,
совхозов и преднриятий, которыми слави
лась наша область. Сожжено и уничтожено
9.000 колхозных строений, 35.460 дворов
колхозников, 96 сёл области сожжено и
полностью разрушено.

Много сельскохозяйственных машин не-
мецкие захватчики вывезли в Германию
или уничтожили. Только по МТС не стало
‘2.575 тракторов и 815 комбайнов.

Большие потери понесло животновод-
ство нашей области. Уничтожено и угнано
в Германию 263.253 головы рогатого ско-
та, 162.698 лошадей, 425.470 свиней,
овец и коз, & птицы разной больше полу-
тора миллионов.

Враг приложил все силы, чтобы разру-
пить налие колхозное хозяйетво, посадить
нам на шею помещика и барона, сделать
нас крепостными. Фалгистсекие рабовла-
дельцы людей в ярмо запрягали, пахали
землю напгими людьми. :

- Но не сломали палачи нашей веры в си-
лу советского народа, нашей воли к борь-
бе. Мы знали, что Вы, наш отец родной,
не оставите нас. Мы верили, что придет
тот светлый день, когда руководимая Вами
Красная Армия вызволит нас из страшной
неволи. И не сидели мы сложив руки. На
Ваш. призыв, дорогой Иосиф Виссарионо-
вич, Сумщина вспыхнула  восстаниями,
пошли в партизанские отряды нални луч-
шие сыны и дочери и беспощадно мотили
немецким гадам. Молодёжь Сумщины шла
в подполье, а мы делали все, чтобы не вы-
полнять немецких приказов и распоряже-
ний, чтобы ослаблять силу врага на захва-
ченной земле.

На фронте и в тылу сумчане показали
сёбя верными сынами матери-Родины, ко-
торые не жалеют ни сил, ни жизни своих,
чтоб врага разгромить и завоевать победу.
Мы гордимся соколами и орлами, которые
вылетели из нашего гнезда на нещадную
борьбу с фашистекими душегубами.

Это нал земляк — сталинский сокол
Супрун Степан Павлович — прославился
бесстрашием в боях с вратами, за что ему
присвоено звание дважды Героя Советско-
го Союза.

От одного имени партизанского вожака
Сидора Артемовича Вовпака немцев тру-
сила лихорадка. В лесах Сумщины разго-
ралась священная борьба партизан про-
тив немецких захватчиков, Славный наш
земляк, ныне генерал-майор, дважды Ге-
рой Советокого Союза, Сидор Артемович
Ковнак со своим соединением прошел ©
боями но тылам врага свыше 10 тысяч
километров. Ходил в славный рейд от Сум

до Карпат. Партизаны его соединения
уничтожили более 18 тысяч немецких
разбойников.

Бойцы Красной Армии — колхозники
Штеповского района -— отец и сын Соко-
лы, встретившись в бою с вражескими
танками, победили и уничтожили сталь-
ные чудовища. Им присвоено звание
Героев Советского Сотоза.

0 наших героях слагает народ песни и
думы и в них поёт про славу боветской
Родины, нашего народа, про славу
Сталина.

В сентябрьские дни 1943 года с битва-
ми прошли по налей земле дивизии слав-
ных Красных богатырей. Земля Сумщины
снова стала свободной, советской. Люди
плакали от счастья, встречая советских
воинов, и многие` из наших отцов вместе
с первыми отрядами пошли в бой, чтобы
гнать врага с советской земли и оконча-
тельно его разгромить.

Спасибо же Красной Армии, спасибо
нашим народам-братьям и прежде всего
старшему брату нашему — великому на-
роду русскому, и Вам, наш дорогой вождь,

народное хозяйство, разрушенное
ми, Мы отдадим всё, что можем,
освободите
  быстрее добить хищного врага.

За 7 месяцев упорного труда мы восста-
новили все МТС и МТМ, все колхозы и сов-
хозы. Волхозы и совхозы провели осенний

сев на площади 286 тыс. гектар. Выпол-
нив правительственное задание по постав-
ке хлеба в фонд Красной Армии, из своих
запасов, которые спрятаны и сохранены
от немцев, продали MEI государству
4.323.070 пудов хлеба и много других
сельскохозяйственных продуктов.

Для укрепления вооружённых
ной Армии мы решили на собственные
средетвь построить танковую колонну
«Колхозник Сумщины» и собрали уже
60.159 тысяч рублей.

Высокие образцы советского патриотиз-
ма показывают наши колхозники. 65-лет-
ний колхозник  сельскохозяйственной ар-
тели имени Молотова Штеповского района
Павел Лебедко продал государству из
своих запасов 60 пудов хлеба. Мать трёх

денко продала 48 пудов хлеба. Колхоз
имени Х Ш партс’езда Лебединского райо-
на продал государству 12 тысяч пудов
хлеба. Таких примеров много.

Но это только первые наши шаги. Сво-
им самоотверженным трудом мы ото дня

Красной Армии, крепить её мощь, чтобы
быстрее добить врага и завоевать оконча-
тельную победу. Мы будем работать неуто-
мимо и упорно, чтобы выполнить Ваши!
указания и в кратчайшее время восотано-
вить наше хозяйство.

Теперь мы начали весенний сев. Мы
вышли на наши поля, полные радости
вольного труда. Мы обработаем и засеем
их полностью, чтобы щедро уродила земля
на благо нашей Родине и славной Красной
Армии, которая с неслыханно богатырекой
силой бьет врага и скоро окончательно
столкнет его в пропасть.

Мы обязуемся посеять ранние зерновые
за 10—12 дней, а весь сев провести в
сжалые ероки и на высоком уровне агро-
техники, чтобы собрать не меньше 55 пу-
дов зерна с гектара.

Мы обязуемся засеять и обработать
20 тые. тектаров сахарной свеклы и
собрать не меньше 150 центнеров с каж-
дого гектара, чтобы сахара было вдосталь
для наших воинов.

Мы позаботимея и 0 нашем животно-
водстве. В конце 1944. года каждый кол-
хоз Сумщины будет иметь не меньше 3-х
животноводческих ферм.

Иосиф Висеарионович, что эти
тельства будут выполнены. Слово
никогда не расходилось с делом!

На нантих полях уже широко разверну-

звенья, бригады, колхозы и совхозы с
честью выполняют свои обязательства,
чтобы в социалистическом соревновании
с Черниговской областью завоевать пер-
венство. ‘ ere

Мы будем работать так, чтобы сполна
обеспечить нашу Врасную Армию и стра-
ну продовольствием и сырьём, чтобы рос-
ла и крепла наша страна, чтобы солнце
победы скорее засияло над всеми совет-
скими землями.

нович, долгих, долгих лет
счастье и радость народам нашей великой
Родины.

бодительнице!
Слава партии большевиков — органи-

Иосиф Виссарионович, за налше освобож- затору налних побед!

дение.

С величайшим воодушевлением взялись! Иосиф Виссарионович Сталин!

Письмо
МТС

230.445
Сумской

подписали

и совхозов

Слава Вам, наш родной,

колхозников,
области.

колхознин, работников

мы за работу, чтобы скорее восстановить
немца-
нашей
льнице Красной Армии, чтобы

сил Ерас-

лась борьба за высокие урожаи зерновых   о
и технических культур. Каждый из нас,   тя

Слава Красной Армии — нашей осво- и Романовский, мастера Алаторцев,

любимый п

Издание первомайсного приказа
Верховного Главнокомандующего
товариша Сталина

Государственное издалезьство политя-
ческой литературы выпустило отдельной
брошюрой первомайский приказ Верхоз-
ного Главнокомандующего Маршала Co-
ветского Союза товарища Сталина.

Тираж брошюры — 5 Миллионов э5-

земпляров.

Промышленность боеприпасов
перевыполнила
апрельский план `

Предприятия промышленности боепри-
пасов значительно перевыполнили апрель-
‘скую программу. Фронт получил боепри-
пасов на 14,5 процента больше, чем в
марте. Производительность труда возрос-
ла на 5,4 процента.

Лучших результатов добились заводы,
где директорами ‘тт. Саханицкий, При-
гульский, Костылев, Родионов, Зазраж-
нов и другие. Досрочно выполнили месяч-
ное задание по выпуску боеврипасов за-
воды, которыми руководят тт. Мексин и

сыновей — красных воинов Оксения Ди- (‘вентицкий.

Скоростной под ем подорванного
мартеновекого цеха

Отступая, немецко-фашистские варвары

на день будем увеличивать нашу помощь подорвали крупнейший в Союзе мартенов-

ский цех Мариупольского металлургиче-
ского завода. Весь каркас. огромного зда-
ния осел на 1,5—2 метра. Вместе с под-
крановыми балками одной части цеха осе-
ло и 5 мощных кранов.

Предстояло или полностью демонтиро-
вать все фермы, подкрановые балки и
краны, что потребовало бы много времени
и большого количества рабочих, нли пои-
ти на технический риск и поднять весь
каркас вместе с кранами.

Инженеры треста «Стальконструкция»
(Наркомстрой) — автор проекта Галкин, -
руководитель работ Богатырев, Крунен-
ников, Дринько, Окон изобрегательно и
умело организовали под’ём каркаса одной
части здания. Устроив спениальную выш-
ку с гидравлическими домкратами, они
произвели под’ём осевших подкрановых
балок вместе с перекрытиями и кранами
на высоту 1,5 метра. Общий вес одновре-
менно поднятых конструкций и кранов со-
ставил около 1.000 тонн.

Смелое техническое решение закончи-
лось полным успехом. Под’ём продолжал-
ся 5 дней и был произведен без аварий.

Благоустройство Тулы

ТУЛА, 6 мая. (По телеф. от соб. корр.). В

Клянёмся же Вам, дорогой и родной нынешнюю весну проводятся большие рабо-
обяза-   ты по благоустройству улиц’и парков’ Тулы.
наше   Вновь будет заасфальтировано 20.000 квад-

ратных метров улиц, ‘отремонтированы все
износившиеся тротуары.

Начинаются ремонт и покраска фасадов
60 домов на главных улицах города — Ок-
брьской, Советской, улице Коммунаров.

ХИ всесоюзное шахматное первенство

Всесоюзный комитет по делам физкульту-
ры и спорта при Совнаркоме СССР утвердил
план. проведения и состав участников пред-
стоящего XII] шахматного ` первенства
страны.

Звание чемпионс!_ СССР по шахматам на
1944 год будут оспаривать 18 человек: пер-
сонально приглашённые абсолютный чем-

Желаем Вам, дорогой Иосиф Виссарио-   пион страны 1941 года гроссмейстер CCCP
жизни на Ботвинник, гроссмейстеры СССР Котов, Ли-

лиенталь, Смыслов и Флор, победители мо-
сковского, бакинского и омского полуфина-
лов заслуженные мастера спорта Макогонов
Боле-
славский, Бронштейн, Вересов, Лисицын,
Микенас, Равинский, Рагозин, Сокольский,
Хавин и Толуш.

Первенство будет разыграно в Москве.
ервый тур состоится 21 мая в Октябрь-
ском зале Дома союзов. Последние 10 ту-
ров будут проведены в. Колонном зале.
Главным судьёй соревнований утверждён
мастер Зубарев.

> Хозяева черно

{ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Воздушная разведка радировала из от-
крытого моря: курсом на Севастополь
движется от берегов Румынии, из Кон-
станцы, неприятельский караван в 60-
ставе двух транспортов по 5—4 тысячи
тонн водоизмещения. одного миноносца
и двух сторожевых катеров. Координаты
такие-то, скорость движения восемь-де-
вять узлов. Штурман на базе морской
авиации составил расчёт на перехват ка-
равана, вручил лётчикам данные для по-
иска цели, ив 8.15 три группы штур-
мовиков вылетели на операцию. Первую

труппу вёл гвардии капитан Николаев.
вторую — гвардии старший лейтенант
Пысин третью —= гвардии лейтенант
Тургенидзе.

При прохождении траверза Херсонес-
ского маяка лётчики заметили. как с не-
мецкого аэродрома поднимаются истреби-
тели, но, видимо. наша авиация, день и
ночь висящая над портом и бухтами,
так размочалита немцам нервы. что они
не отважились на атаку и векоре исчез-
ти. Десятки километров шали наши л6т-
чики над водой, где взгляду не за
что зацепиться. вода и вода, и
поиск нужно вести, обшаривая BCE
пространство. как шарит по полу ру-
ками человек. ишущий в тёмной комна-
те запропастившуюся с утра иголку. С
берега море представляется ясным и чи
стым. как на картинке с курортной рек-
ламы. но мастера воздултноге поиска кар-
тинкам больше не верят. для них по-
верхность моря даже в майском солнеч-
ном дне часто бывает закрыта дымкой,
которую надо непрестанно просверливать
взглядом. и от такой работы охотник В
конце-конце»ё устаёт не меньше, чем
трузчик или каменотёс.

На суше цель бывает привязана к ви-
димому ориентиру, а в открытом море

- она ни к чему не привязана, плывёт в
_ бесконечном однообразии воды, куда ей
‚ ваблагораесудится, и перехватить её мож-
-HO лишь строгим соблюдением всех эле-

морского неба

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

операция; тогда лишь в эту тонкую, Co-
тканную из цифр сеть расчёта в конце-
концов попадётся добыча. И еще нужно
неотрывно высчитывать местонахождение
своего собственного воздушного корабля,
потому что, потеряв умозрительную и
тоже сотканную из цифр путеводную
нить. можно затеряться в засасывающей
шири моря и неба, а вода везде одина-
кова и никогда не подскажет лётчику,
rye он находится. Вода даже на малое
время не приютит самолёта с колесным
шасси в случае, если кончится горючее
или сдаст мотор. Й, как бы ни был влюб-
лён летчик-моряк в свое море, он веег-
да помнит, что для него оно — враг,
пусть самое нежное, солнечное, тихое
море, принявшее в себя ‘толубиную кро-
тоеть майского неба.

И все же морские лётчики навсегда и
всем существом преданы этой большой!
воде — Чёрному морю. Улучив свобод-
ную минутку, они в изумлении и востор-
ге будут искать слова для определения
его цвета. изменчивого, неуловимого,
озадачившего в древности первых его
обитателей, которые долго, вероятно, пе-
\ребирали цвета голубой, синий. лазофре-.

j

ВЫЙ. изумрудный, зелёный и, наконец, в
отчаянии махнули рукой: <9, воё равно’
не придумаешь, пусть же будет оно про-
  сто — Чёрное!» И стало Чёрное море.
Милое наше, грозное Черноморье.

Так, не в силах оторваться взглядом
от большой этой воды, придумали
наши лётчики приведенную выше ле-
генду, всех позабавившую, а с аэро-
дрома тем временем поднимались и шли
в открытое море дежурные звенья охот-
‘ников, база трудилась, как во все дни
войны. перехватывая налётами штурмови-,
ков караваны неприятельских кораблей,
эбрывая морские коммуникации врага
между берегами Румынии и пламенеющим.
в орудийной пальбе Севастополем. И я

Алушты, © трудах и удачах штурмовки
на море, о том, что в дни войны стало
страстью, смыслом существования этих
бравых, весёлых людей и навсегда при-
вязало их сердца к Черноморью. Тогда
же повстречались мы с бывшим москов-
ским токарем Николаем Васильевичем
Пысиным, гвардии старшим лейтенантом,
пришедшим на Чёрное море семь лет на-
зад. Пока он летит на штурмовку ‘всё
дальше и дальше на Запад, мы расскажем
0 том, как однажды море дало ему свой
самый трудный урок. Е

х

море один.
Это было в сентябре прошлого года.
Немцы бежали с Таманского полуострова.

В составе штурмовой группы Николай
топил немецкие баржи. При выходе из
второй атаки он попал под огонь

«МЕ-110», обманул немца манёвром и
на бреющей высоте ушёл. С перебитой
масляной системой он пытался дотянуть
до аэродрома, но давление масла падало
катастрофически, вспыхнуло пламя, обож-
жёнными руками Николай посадил само-
лёт прямо на воду, не выпуская шасси.
Самолёт лег плавно на брюхо и. взды-
мая фонтаны воды, несколько мгновений

ещё мчался по инерции на поверхности.

В огне, в столбах неистово ревущей во-
ды у Николая оставалось пять-шесть се-
кунд до момента когда самолёт, теряя
скорость, провалится носом и уйдёт под
воду. Николай успел отстегнуть лямки
паралиюта, выскочить из кабины на пло-
скость и, предупреждая последний клевок
готовой вот-вот захлебнуться машины,
броситься © плоскости в море.

Он был один в восьмидесяти километ-
рах от своего аэродрома, в моте, и ближ-
ний берег, невидимый с места падения
самолёта, был еще в руках неприятеля.

Истребители, прикрывавшие групну на-
ших штурмовиков, сделали круг над по-

слышал рассказы о боях над Таманью,
над Верчью,

терпевшим аварию и ушли за помощью,
ещё с моря радируя о судьбе Николая.

В 0 потопленных вражеских Он знал, что за ним пошлют гидросамо- Подумаешь, какое дело. Угостили бы с
ментов расчёта, на котором построена кораблях и баржах вблизи Судака и.лбт или торпедный’ калер, но оон знал холода водочкой,

Самолёт затонул. Человек остался в.

также и другое: трудно найти в Чёрном
море одиноко плывущего человека.

Как мог, он стал устраивать свою

жизнь на воде. На нём, как всегда, была   не

надета «капка»— резиновый жилетик, ко-
торый при соприкосновении с водой ав-
томатически надувается воздухом и дер-
жит на себе человека. Была и резиновая
лодочка, плотно уложенная в мешке, ©
таким же приспособлением для автомати-
ческого наполнения воздухом. Это и бы-
ло всё несложное моряцкое хозяйство Ни-
колая. Он вокарабкалея на лодочку, ма-
ленькую, не больше корыта, отетегнул,
две коротких резиновых лопаточки, надел
их на руки, как ‘нерчатки, и стал гре-
сти, набираясь терпения. Обожжённые
руки саднило от солёной черноморской
воды.

Гидросамолёта Николай уже не ждал.
Погода свежела. на такой волне гидро-
самолёт не сядет на воду. Осталась на-
дежда на катер. Но катеру ходу от базы
немало, а время идёт, и как потом катер
‚найдёт в морской шири одинокое Нико-
‘лаево корытце?

‚ Так он плыл, подгребзая красными, как
тусиные лапки, лопаточками, и вдруг
спустя четыре часа заметил белый бу-
рун — катер, катер шёл за ним, круто
вспарывая воду, рыща по сторонам, вы-
искивая корытце, и проскочил, не заме-
тив его, и Николай долго махал руками.
и потом перестал. Катер скрылся за ли-
нией горизонта.

В унынии Николай наблюдал, как исче-
зал катер, продолжая поиск ближе и бли-
же к Анапе, & в Анапе ещё были нем-
цы, и Николай видел, как на море вы-
роели столбы воды, — немецкие бата-
реи стреляли по катеру. Но в нём, вид-
‚Но, были парни с крепкими нервами и
упрямые; уклоняясь от снарядов, катер
шарил на виду у Анапы, искал Николая
и снова показался на горизонте, ближе
и ближе, и тогда Николая увидели. Че-
рез три часа он был на своей базе.

— Ну, как, моренлаватель? — спро-
сили его.
  —~ Чадно смеяться, — сказал он. —

ной бомбёжки надо расчистить свободное,

Так он получил от моря: самый труд-1

ный урок.

Все эти месяцы! он’ расплачивалея ©
мцами за случай в Тамани, топил их.
в бухтах и в море, топил после Керчи,
топил возле Крыма и в день, о котором
я начал этот рассказ, вылетел на штурм
каравана в указанном разведкой районе.

*

На пути к цели лётчики видели внизу
три немецких десантных баржи, но от-
влекаться ‘не стали мелкой добычей, имея!
в запасе более крупную, из самой Вон-
втанцы. На этот раз поиск не составил
большого труда для бывалых воздушных.
охотников. Первое, что они обнаружили,
—_ белоснежный бурун за кормой румын-
ского эеминца, Теперь было за что за-
цепитьея. Пошли на него, и вскоре про-
резались внизу сквозь вечную черномор-

Николай и ведомые им лётчики бук-
вально поднырнули под первую группу
самолётов, уже выходивших из атаки.
Обескураженных немцев и румын нельзя
было выпускать из оцепенения первых
атак. Николай перешёл в пике. В паде-
нии, почти отвесном, он воспользовался
несколькими секундами, чтобы открыть
огонь из пушек и пулемётов. Теперь де-
ло за бомбами. Однако Николай из пи-
ке не выходит так долго, что море на-
двигается на него. всей громадой воды, &
он продолжает крутое падение. ближе и
ближе, до предела ревушей вихрями ско-
рости, и тогда лишь выводит взбешен-
ную машину в горизонтальный полёт.

Это происходит на высоте такой малой,
что недавно её считали немыслимо-труд-
ной для бомбометания.

: Николай ловит цель в прицеле, и серия
00мб идёт вниз. Через четыре секунды две

скую дымку очертания других кораблей,

бомбы взрываются прямо’ под кормой

видимых с высоты очень мелко и пото- транспорта. Третья группа штурмовиков,

му для бомбометания трудных. Эсминец,   ведомая Гургенидзе,

два транспорта и два сторожевых кате-
ра, заметив опасность, сбавили ход и
стали сбиваться в кучу, создавая тем са-
мым плотный заградительный огонь из
зениток всего каравана. Чуть в стороне
кружилась четвёрка «Фокке-Вульф-190».

небе стали вепыхивать белые бараш-
ки разрывов, очень хрупкие и нежные.
с виду, мечущие вокруг себя клочья во-.
ющей стали. Три группы наших штур-,
мовиков разделили между собою обязан-
ности. Всё надлежало сделать аккуратно,
последовательно, е профессиональной от-
четливостью, — в воздухе работали на-
стоящие черноморцы, Группа гвардии ка-
питана Николаева взяла на себя распра-
ву с вражескими зенитками, — для точ-

в меру возможности безопасное поле. Ни-
колаев первым бросил свои самолёты в
атаку, свалился на зенитки, давил их.
пушечно-пулемётным огнем, гнал немец-
ких артиллеристов от орудий прижимал
их к палубе, расшвыривал в стороны, —
и сразу небо-очистилось от тесноты зе-

прикрывает: выход
товарищей из атаки. Она совмещает это
с бомбометанием и’ пушечно-пулемётным
огнём. И ее бомбы тоже делают свое
дело. Гвардии младший лейтенант Михаил
Казаков тем же приёмом топит сторожевой
катер. Транспорт, подбитый двумя бомбами
  Николая, теряет хол, кренится. — через
час разведчики привозят на’ базу снимок
этого транспорта. Он лежит’ на боку,
как мёртвая акула. Еще через час раз-
ведчики не привозят никакого ‘снимка.
Снимать нечего — вода. Транспорта нет.
В составе румыно-немецкого каравана
он вышел накануне ‘из Констанцы кур-
сом на Севастополь. До Севастополя он
не дошёл. Румыны и немцы могут
искать свой транспорт на дне Чёрного
моря.
Вечером Николай отдыхает. Он ведёт
нас на берег. Утром ему снова вылетать
на штурмовку. Чёрное море шумит. Ни-
колай слушает молча и потом говорит:

— Замечательное всё-таки море. Изу-

HHTHBIX разрывов, и настало время для
труппы гвардии старшего лейтенанта Ни-
колая Васильевича Пысина:

мительное море. Очень хорошее море,
Люблю!

Евгений КРИГЕР,
КРЫМ, 6 мая. : :