ВОСКРЕСЕНЬЕ, 7 МАЯ 1944 г. №

108 (8410)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии
по установлению и расследованию злодеяний немецно-фашистских захватчиков

О разрушениях, грабежах и злодеяниях немецко-фашистских захватчиков
и их сообщников в городе Ровно и Ровенской области

_ Обнаруженные в г. Ровно — резиденции
быв. рейхскомиссара Украины Эриха Ко-
ха документы и многочисленные  свиде-
тельские показания, данные Комиссии в
составе генерал-майора Бегма В. А., пред-
седателя Ровенского облисполкома депу-!
татов трудящихся Васильковского П. И...
учителя Новак Т. Ф;, депутата Верховного
Совета СССР Ефимчук-Дьячук У. В., про-
тоиерея Владимира Пижицкого, ксендза
Феликса Савицкого и представителя Чрез-
вычайной Государственной Комисеии Гот-
_ цева Б. Т., расследовавшей преступления
немецко-фашистских захватчиков в Ровно’
и Ровенской области, ещё раз подтвер-
дают, что гитлеровские бандиты стреми-

лись создать на захваченной ими террито-
рии Украины рабско-крепостнический ре-
жим и искоренить украинскую государ-
ственность и культуру.

Потеряв надежду на сохранение Украи-
НЫ, как своей колонии, немецко-фашист-
ские бандиты стали, по заранее обдуман-
ному плану, опустошать украинскую зем-
лю, разрушать государственные, обще-
ственные и частные здания и сооружения,
в особенности украинские культурно-про-
светительные учреждения и грабить все,
что попадало им. под руку. Не доволь-
ствуясь этим, озверевшие гитлеровские
палачи с безудержной жестокостью ис-
требляли мирное украинское население.

- 1. Расчленение Украины и установление

рабско-крепостн

С целью уничтожения государственного
единства Украины указом Гитлера от
1 августа 1941 г. украинская территория
была расчленена: часть Занадной Украи-
ны — Львовская, Дрогобычекая, Стани-

` славская и Тарнопольская облаети — бы-
ла включена в. состав «польского генерал-
губернаторства». Южная часть Украиныы—
от Николаева и далее на север по реке Буг
до линии Бершадь — Могилев-Подоль-
ский — была передана Румынии. Осталь-

ная часть Украины была включена в
рейхскомиссариат под управлением рейхс-
хомиссара `Эриха Коха.

По распоряжению министра Розенберга
от 19 ноября 1941 г. местным жителям
запрещалось переезжать и переходить из
одной части: Украины в другую.

Во многих случаях установленные меж-
ду частями Украины границы проходили
так, что земли крестьян, живших в одном.

- тубернаторстве, оказывались в другом
губернаторстве и. обработка их была с0-
пряжена с трудностями и даже риском!
ядля жизни. Заместитель генерал-комисса-
ра Волыни и Подолии Швайгер приказом.
от 26 июня 1942 года разрешил жите-

°-дям «переходить границу для проведения

‚ хозяйственных работ на принадлежащих
им за границей землях только в опреде-
ленные часы и в определенных местах».

Немецко-фашистские оккупанты ввели

ического режима

нический режим. Советские граждане на
захваченной немецкими фашистами тер-
ритории были поставлены в положение
бесправных париев.

Все приказы и распоряжения Гитлера,

Розенберга, Коха и представителей не-

мецкой власти на оккупированной терри-
тории содержат в себе угрозы советским
гражданам разного рода наказаниями и
больше всего смертной казнью. Особенно
характерно в этом отношении распоря-
жение Розенберга от 17 февраля 1942 ro-
да о введении для советских граждан 060-
бых уголовных законов.

По этим законам советскому гражда-
нину угрожала смертная казнь за оскорб-
ление «чести» немецкой армии, немецкой
полиции, национал-социалистской не-
мецкой партии и даже за антинемецкие
настроения или поведение, «понижающее
уважение к немецкому государству или
немецкому народу». j

Смертная казнь угрожала каждому co-
ветскому гражданину, если он не доносил
гестапо и другим немецким властям 00
антинемецких настроениях или дей-
ствиях.

По распоряжению Розенберга от 27 ав-
густа 1942 года, «все жители занятых
восточных областей, независимо от возра-
ста», привлекались в обязательной тру-

за территории Украины рабско-крепост-

довой повинности.

2. Разгром гитлеровцами украинской культуры
‚и уничтожение украинской интеллигенции

Немецко -. фантистские оккупационные
власти принимали все меры вк тому, чтобы
искоренить украинскую культуру и уни-
этожить украинскую интеллигенцию.

Имеющиеся в распоряжении Чрезвы-
чайной Комиссии многочисленные мате-
риалы, основанные на документах, показа-
ниях свидетелей и личном осмотре члена-
ми Комиссии и ознакомлении их с состоя-
нием различных“ культурно-просветитель-`
ных учреждений на территории Украины,
освобожденной Ирасней Армией, не осгав-
ляют никакого сомнения в том, что немец-
ко=фашистские варвары имели, своей зала-
чей уничтожить ‘украинскую культуру,
истребить лучших представителей укрзин-
ского искусства и науки, попавших в их
руки; шеслы, высшие учебные заведения,
клубы, библиотеки, музеи, театры, создан-
ные украинским народом на протяжении
почти четверти века советской власти, гит-
леровцы безжалостно уничтожали. 06 этом
свидетельствуют, в частности, факты, ус-
тановленные Чрезвычайной Комиссией в
гор. Ровно и Ровенской области. Немецко-
фашистские захватчики закрыли в Ровно
позти все культурно-просветительные уч-
реждения. 30 ноября 1941 года в газете

‚ «Волынь» было официально об’явлено 0
закрытии школ в генералкомиссариате Bo-
лыни и Подолии.

Городской театр обслуживал только
яемцев. Местным жителям разрешалось
смотреть в нем спектакли и слушать кон-

церты один раз в неделю. Из репертуара
театра гитлеровцы из’яли произведения
украинских классиков. Большинство увра-
инских артистов вынуждено было уйти из
театра и многих из них гитлеровцы убили.
Так, летом 1943 года были расстреляны
артист Долгопольский, артистка Ирина
Янковская, артист Борис Курганов: и ряд
других.

В‘тяжелом положении оказались работ-
ники школ, библиотек и. других культур-
ных учреждений. «Все школы города, —
сообщил учитель В. Кобалевский, — нем-
цы превратили в казармы. В казармы они
превратили прекрасное здание пединститу-
та. Учителя, которым удалось избежать
физического уничтожения, принуждены
были стать чернорабочими, деквалифици-
роваться и влачить жалкое существование.
Мне лично пришлось пойти на работу в
слесарную. мастерскую, хозяином которой
был немец Эдуард Нейман. Как и другие

рабочие мастерской, я на себе испытал

всю тяжесть немецкой эксплоатации».

Таких фактов имеется много. Но этим

дело не Отступая под

ударами

ограничилось.
Врасной Армии,

и музеи, и другие культурно-просвети-

тельные учреждения. Так, оставляя Ров-
но, они уничтожили Институт усовершен-

ствования учителей, серьёзно повредили
Краеведческий музей и сотни школ, биб-
лиотек, больниц, клубов ит. д.

_3. Разрушения в городе Ровно и Ровенской области

Как и всюду, откуда их выгоняла
Фрасная Армия, гитлеровцы перед своим
уходом из Ровно и Ровенской области
разрушили воё, что успели разрушить до
прихода советских войск. В городе. Ровно
гитлеровцы полностью уничтожили 845
„строений, 2 гостиницы, 24 столовых и

ресторанов, 83 магазина, 5 хлебопекарен,
‚5 кирпичных заводов, 2. кондитерских,
2 щеточных, колбасную и макаронную
фабрики; причинили серьёзные новреж-
дения 2 больницам, 4 церквам и 2 косте-
лам. Гитлеровны привели в негодноеть
40 километров линии наружного освеще-
ния и связи, 2 холодильника, электро-
станцию, ‘22 километра водопроводной
сети.

В Корецком районе Ровенской области
они уничтожили 909 крестьянских хо-
_зяйств, разрушили 50 процентов жилых
‘домов в самом районном центре. В Берез-
HOBCKOM paiioHe OHH сожгли и взорвали
3 механизированных мельницы, 3 пекар-
ни, 5 медицинских пунктов, 2 кирпич-
ных завода, электростанцию; 6 сёл пол-
ностью смели с лица земли. В Александ-

рийском районе ими разрушены электро-
станция, маслозавод, 2.203 хозяйствен-
ных постройки и 1.237 жилых домов.

Таким же разрушениям немецкие за-
хватчики подвергли и другие населённые
пункты области. В Гощанском, Межирич-
ском, Острогожеком, Ровенском, Рокит-
новском, Здолбуновском, Клеванском, Еле-
совском, Костопольском, Людвипольском,
Сарненском и Тучинском районах разру-
шено 286 населённых пунктов.

В отношении разрушений, произведён-
ных гитлеровцами в Ровенской области,
немецкий военнопленный, старший сапёр
сапёрной роты Франц Ярбот показал: «Мы
24 января 1944 года уходили из деревни
Станы. Командир сапёрной роты обер-

лейтенант Кребс выделил группу поджига-

телей в составе фельдфебеля Опиц, обер-
ефрейтора Кристиансен и сапёра Блюм и
приказал им сжечь деревню. Приказ обер-
лейтенанта был немедленно выполнен.
Когда загорелась деревня, Ёребс сказал:
«Мы не должны оставлять русским ни од-
ного целого дома».

4. Ограбление государственных и общественных учреждений-

и гражданско

В течение всего периода своего пребы-
‚вания в Ровно и Ровенской области гит-
леровские офицеры, солдаты и чиновники
безудержно грабили мирных советских
граждан и растаскивали имущество куль-
турно-просветительных учреждений. Из
областного Музея искусств, Историко-
краеведческого музея, Дома народного
творчества, филармонии, из библиотек,
Дворца пионеров и школьников захватчи-
ки забрали обстановку, книги, экспонаты,
хартины, музыкальные инструменты.
Значительную часть награбленных цен-
яостей руководители оккупационных вла-
стей присваивали лично себе. В качестве
примера такого грабежа можно указать на
ограбление Враеведческого музея так на-
зываемым немецким окружным комисса-
ром Беером. По свидетельству директора

го населения

Ераеведческого музея М. Дубовского,
окружной комиссар доктор Беер при по-
ездке в Германию захватил с собой более
30 чемоданов с награбленными вещами.

Многочисленные свидетели  подтвер-
дили организованный характер грабе-
жей. Так, например, житель села ТГлин-
ки Ровенского района С. М. Подгаюк по-
казал: «Ранним утром 27 сентября 1943
года немецкие солдаты и офицеры нача-
ли обходить дворы нашего села и отби-
рать хлеб, скот, птицу, лошадей, повоз-
ки и другое имущество».

Такие же показания дали и жители
других сёл и деревень.

Нет ни одного населенного пункта в
Ровенской области, который не ограбили
бы немецкие `болдаты и офицеты.

(Гощанском, Здолбуновском, Корецком,
Ровенском,  Сарненском и Тучинском)
немецко-фашистские грабители похитили
у жителей 13.998 лошадей, 19.599 голов
крупного и 23.026 голов мелкого скота.
Попытки спасти своё имущество от
грабежа влекли за собой зверские пыт-

БИ и истязания советских граждан. Яков
Ушаков сообщил Комиссии, что в Ровен-
ской тюрьме вместе с ним сидел гражда-
нин Меленчик, которому «на допросе
вырвали волосы с головы и лопатой пе-
ребили два ребра за то, что он спрятал
один центнер хлеба».

5. Массовое истребление мирных граждан и военнопленных

Осуществляя ‘свой чудовищный план
истребления мирного советского населе-
ния, гитлеровские палачи в Ровно бес-.
пощадно и систематически уничтожали

гитлеровцы
жгли, взрывали и уничтожали и школы,

мирных советских граждан. Ровенская
тюрьма постоянно была переполнена 00-
речёнными на смерть. Это подтвер-
ждается показаниями многочисленных
свидетелей и документальными данными.
Гражданка В. Байдан сообщила: «В те-
чение 5-ти месяцев мне пришлось быть
в заключении и испытать все ужасы тю-
ремного режима гитлеровцев. Фашиет-
ские разбойники ежедневно избивали де-
сятки мужчин, женщин и подростков. Два
раза в месяц они вывозили на расстрел
большие партии заключённых. Часто во
двор тюрьмы заезжали герметически за-
крытые машины. Когда в такие машины
бросали людей, раздавались душеразди-
рающие крики и вопли».

18 марта 1943 года ровенская газета
немецких оккупантов «Волынь» опубли-
ковала следующее извещение: «8 марта
1943 года пытались убежать заключён-
ные Ровенской тюрьмы. При этом они
убили одного немецкого тюремного чи-
новника и одного часового.

Энергичным выступлением тюремная
стража предотвратила бегство. По расно-
ряжению командующего немецкой поли-
ции безопасности и СД, в тот же день
были расстреляны BCe заключённые в
тюрьме». ;

В ноябре 1943 года неизвестным ли-
цом был убит немецкий областной судья.
В ответ на это гитлеровцы епять расстре-
ляли свыше 350 заключённых, содержав-
шихся в Ровенской тюрьме.

Работавший в немецком хозяйстве,
расположенном недалеко от улицы Белой,
Я. Карпук рассказал: «Я не раз видел,
как гитлеровцы уничтожали советских
граждан — украинцев, русских, поляков,
евреев. Происходило это обычно так:
немецкие палачи привозили к месту рас-
правы обречённых, заставляли их копать
яму, приказывали раздеваться донага и
ложиться в яму лицом вниз. По лежащим
гитлеровцы стреляли из автоматов в заты-
лок, потом на трупы расстрелянных та-
ким же образом клали второй слой людей
и умерщвляли их, затем третий, до тех
пор, пока яма не наполнялась. После это-
го трупы обливались хлорной известью и
засыпались землёй».

Гражданка села Выдумка А. Морозов-
ская показала: «Из своего дома я видела,
как немцы расстреливали советских лю-
дей в карьерах у нашего села. В июне
1943 года к этим карьерам  под’ехали
4 машины, из которых гитлеровцы стали
выводить мужчин и женщин, одетых в
одно нижнее бельё. Вскоре послышалась
стрельба. Когда машины уехали, я пошаа
в карьеры и перед моими глазами рас-
крылаеь ужасная картина: трупы людей,
слегка засыпанные землёй, и всюду лужи
крови. В июле 1943 года в карьеры при-
были 10 машин, наполненных советскими
гражданами.  Раздалась автоматная
стрельба, крики и стоны, & немного позже

экспертная комиссия в составе: Ровенеко-
го областного судебно-медицинского экс-
перта, майора медицинской службы Ры-
баковой Н. В., майора медицинской служ-
бы Железновского В. Ф. и военного
дебно-медицинского — эксперта
майора медицинской службы Молчан В. А.,
с участием капитана юстиции Богополь-
ского Л. С., учителя Новака Т. Ф., про-
тоиерея Владимира Пижицкого и ксендза
Ровенского костела Феликса Савицкого,
& также жителей города Ровно и его окре-
стностей, с 1-го по 10-е марта 1944 го-
да произвела судебно-медицинскую экс-
пертизу трупов, извлечённых из мест за-
хоронения уничтоженных немцами мир-
ных советских граждан и военнопленных
и установила:

«1. Во всех исследованных местах за-
хоронения трупов в городе Ровно и его
окрестностях обнаружено свыше 102 ты-
сяч расстрелянных и умерщвлённых нем-
цами мирных советских граждан и воен-
нопленных, из них:

а) в городе Ровно по Белой
улице у дровяного склада

6) в городе Ровно по Белой
улице на огороде

в) в селе Сосенки

г) в карьерах у села Выдумка

д) на территории тюрьмы горо-
да Ровно

49.000

32.500
17.500
3.000

2. Судя по состоянию трупных измене-
ний и на основании данных вскрытия
трупов, необходимо считать, что:

&) массовые расстрелы и захоронение
трупов в селе Сосенки производились во
второй половине 1941 года;

kkk

То обстоятельство, что все эти преступ-
ления совершались в резиденции бывшего
рейхскомиссара Украины Эриха Коха,
служит еще сдним доказательством того,
что все преступления гитлеровских бан-
дитов совершались в осуществление пла-
на истребления советских людей и опу-
стошения временно занятой гитлеровцами
советской территории, задуманного и про-
водившегося в жизнь гитлеровским пра-
вительством.

Чрезвычайная Государственная Комис-

`В шести районах Ровенской области сия считает ответственными за разруше-

к вечеру в карьерах запылал костер и
в воздухе запахло горелым мясом. Трупы
горели два дня. Подобные зверства нем-
цев я видела в сентябре и октябре 1943
года и в янзаре 1944 года».

Таких показаний имеется очень много.
Зверства гитлеровцев подтверждаются и
многочисленными показаниями попавших
в руки Красной Армии германских военно-
служащих. Так, например, военнопленный
Франц Ярбот показал: «В середине ноября
1943 года я в числе 30 солдат из 68 ре-
зервного сапёрного батальона прибыл в
Ровно. На восточной окраине города мы
занялись созданием обороны. Этим были
заняты также около 300 мужчин и жен-
щин — жителей Ровенской и Львовской
областей, преимущественно украинцы и
поляки. Для них был создан каторжный
режим труда. Их морили голодом, за не-
выполнение норм били. 15 декабря утром
мы явились на работу и не застали ни од-
ного из этих людей. Мы стали спрашивать

солдат из охранного батальона, куда дева-

лись рабочие, на что получили следующий
ответ: «Уничтожены сегодня ночью при
помощи газового автомобиля».

Солдат 4-го эскадрона 17-го кавалерий-
ского полка 8-й кавалерийской дивизии
СС, Адольф Матцке сообщил: «Нал эс-
кадрон принимал участие в расстрелах
мирных граждан местечка Колки. Я сам
участвовал в расстреле 3 граждан. Затем
мы сожгли часть местечка. При отетупле-
нии, когда мы переправлялись через реку
Стырь, мы сожгли первую деревню за
рекой. В этой деревне наш 2-й взвод, ко-
торым командует унтерштурмфюрер Корн.
расстрелял 25 человек. Я лично расетре-
лял 2 человека. Среди расстрелянных бы-
ли также женщины. Из нашего взвода
особенно активное участие в расстрелах
принимали: ротенфюрер Ванек, унтершаф-
фюрер Полин, унтершарфюрер Штайкдель,

3.

Наша боевая прорамма

Е. ДЕМИН

Директор завода

С небывалым воодушевлением встретил
коллектив нашего завода первомайский
приказ товарища Сталина. Высокая оцен-
ка товарищем Сталиным трудового героиз-

пехов в деле массового производства во-
оружения, огнеприпасов, обмундирования,
предовольствия и своевременной доставки

у нас новый трудовой под’ем.

Все цехи завода, бригады, отдельные ра-
бочие в ответ на приказ товарища
Сталина приняли на себя повышенные со-
циалистические обязательства. За время
предмайского соревнования коллектив за-
вода выпустил сверх плана грозное воору-
жение для нескольких дивизий. Сейчас
мы принимаем все меры, чтобы дать
Ерасной Армии еще больше вооружения
для разгрома ненавистного врага.

Рабочие и инженеры нашего завода не
остались в долгу перед Красной Армией.
Мы освоили выпуск нового изделия, имею-
щего исключительное значение для фрон-
та. Коллектив завода приложил очень мно-
го труда, чтобы новая конструкция изде-
лия удовлетворяла высоким требованиям.
Вся эта работа была выполнена в короткий
срок, при чем темпы выпуска старого из-
делия не были снижены. В результате
Красная Армия получила новую, значи-
тельно более совершенную конструкцию,
  на нее расходуется меньше металла, произ-
водственный цикл ее сокращен более чем

ма советского народа, который в трудных
условиях войны «добилоя решающих ус-

их на фронты Красной Армии», вызвала,

в два раза увеличить пропускную способ
ность конвейера. :

Значительные изменения в поточной
системе произошли и в других цехах. В
результате сём готовой продукции с од-
вого станка увеличился почти в три раза,
выработка на одного рабочего по заводу
возросла более чем в три раза. Вот, оп-
равдавший себя путь совершенствования
производства, путь, по которому надо
уверенно двигаться дальше.

Мы считаем, исходя из нашего опыта,
что в деле развертывания производства
большое значение имеет переход на замк-
нутый цикл. Смысл ето заключается в
том, что каждый участок и цех выпуска-
ют законченные детали и узлы. Это повы-
шает ответственность непосредственных
исполнителей за качество и комплект-
ность, ликвидирует брак и обезличку, &
также позволяет обойтись без поставок
деталей и инструмента со стороны. Вог-
да-то зазод был связан с 41 поставщиком
деталей и инструментов, затем количество
поставщиков сократилось до 25, а теперь
уже несколько месяцев наш завод всё из-

готовляет своими собственными  сила-
ми, включая весь инструментарий и
штампы.

Намечая конкретные пути реализации
первомайского приказа товарища Сталина,
изыскивая дополнительные возможности
для усиления помощи фронту,‘ мы идем
по пути совершенствования мастерства,
организации технологии. В ближайшее

в четыре раза, резко снижена себестои-
мость. Мы теперь выпускаем изделий в
полтора раза больше, чем до перехода на
новую конструкцию. Количество рабочих
сокращено в течение года более чем на
20 проц., & производительность увеличена
почти в три раза.

Однако достигнутый уровень отнюдь
не является для нас пределом. Первомай-
ский приказ товарища Сталина вдохнов-
ляет наш коллектив на новые производ-
ственные победы. Опираясь на накоплен-
ный опыт, мы добиваемся на заводе но-
вых успехов прежде всего путем совер-
шенствования поточных методов произ-
водства, укреплением трудовой и техноло-
гической дисциплины, улучшением орга-
низации труда и обучения кадров.

В области освоения поточной системы
работы мы уже прошли первый этап, ког-
да механические и сборочные цехи были
переведены на поток по принципу ком-
плектной обработки узла, когда только
разделялись и упрощались трудоемкие
процесвы, а оборудование располага-

кавалеристы Ширман и Фаут. Расстрелы
производилиеь по приказам командира
полка штандартенфюрера Цехендера».

Немецко-фалгистекие захватчики бес-
пощадно уничтожали попавших в их руки
офицеров и бойцов Красной Армии, со-
державшихся в трёх ровенских лагерях,
где для военнопленных были созданы не-
выносимые условия существования.

Ксендз города Ровно Феликс Савицкий,
лично наблюдавший то, что происходило
в этих лагерях, рассказал: «В результате
невероятных условий в лагерях и сиете-
матического голодания среди военноплен-
ных была высокая смертность. Тысячи
людей гибли от сыпного тифа и других
эпидемических заболеваний. Но большин-
ство погибало от штыка и приклада, от
пули и пыток  ‘нёмецко-фалгистских Mep-
завцев. Почти ежедневно из лагерей
выезжали мапгины, доотказа нагружен-
ные трупами пленных. Многих закалыва-
ли живыми».

Массовое истребление военнопленных
как путём прямых убийств, так и путём
лишения их необходимых средств суще-
ствования подтверждается и целым рядом

По поручению Чрезвычайной Государ-
ственной Комиссии судебно-медицинская

cy-
армии,

других доказательств, отмеченных в 60-
ответствующих актах комиссии.

6. Заключение судебно-медицинской экспертизы

6) массовые расстрелы по Белой улице
около дровяного склада с последующим
закапыванием трупов производились в
конце 1941 года;

в) массовые расстрелы по Белой улице
на огородах относятся к периоду 1942—
1943 годов;

г) умерщвление мирных граждан пу-
тем отравления угарным газом в «душе-
губках» и последующее захоронение тру-
пов относится к концу 1943 года;

д) расстрелы и сожжение трупов в се-
ле Выдумка, в жарьерах, относятся ко
второй половине 1943 года;

е) расстрелы и закапывание трупов на
территории тюрьмы произведены в нача-
ле 1944 года.

3. Уничтожение мирных граждан и во-
еннонленных в городе Ровно производи-
лось путем массовых расстрелов из ав-
томатов и пулемётов, умерщвлением угар-
НЫМ газом в машинах-«душегубках» и в
отдельных случаях люди сбрасывались в
могилы и засыпались живыми. Часть рас-
стрелянных людей, в частности в карье-
pax y села Выдумка, подвергалась сожже-
нию на заранее подготовленных и приспо-
собленных площадках.

4. Во многих случаях (при исследова-
нии трупов в могиле по Белой улице и на
территории тюрьмы) обнаружены следы
внешнего насилия, евидетельствующие об
избиениях незадолго до смерти.

лось в технологической последовательно-
сти. Эти мероприятия первого этапа по-
зволили увеличить с’ём продукции с на-
личного оборудования на 28 проц., сокра-
тить втрое длительность производствен-
ного цикла, снизить себестоимость на 15
проц.

Переходя на выпуск изделия новой кон-
струкции, завод одновременно развернул
работу по совершенствованию поточных
методов производства. В поточную систе-
му вносятся значительные изменения. Так,
в свое время в цехе, руководимом тов.
Рязанкиным, конвейерная лента исполь-
зовалась, как простой транспортер. Ре-
шено было перевести конвейер на прину-
дительный ритм. Каждая операция про-
хронометрирована. Некоторые операции
пришлось расчленить, а другие, на-
оборот, укрупнить. Был определен стро-
tui режим. Работникам цеха категориче-
ски запретили накапливать детали на бор-
тах конвейеров и у станков. Такой пере-
ход на новую систему позволил более чем

время на заводе будет завершена работа
по конвейеризации, будут созданы не-
обходимые заделы по операциям. Мно-
го внимания уделяем налаживанию  дис-
петчерской службы в цехах и улучшению
работы инструментального цеха. По-но-
вому организуем ремонт оборудования,
усиливая состав ремонтных бригад и`всей
службы главного механика.

Большинство рабочих завода — моло-
дёжь, ранее нигде не работавшая. Они
стремятся работать как можно лучше.
Число комсомольско-молодёжных бригад
на заводе растёт из месяца в месяц. В
составе этих бригад сейчас насчиты-
вается уже более 60 проц. всех рабочих.
Уделяя исключительное внимание комсо-
мольско-молодёжным бригадам, мы доби-
лись того, что число не выполняющих
нормы на заводе уменьшилось в несколь-
Ко раз и сейчас составляет только 11 че-
ловек.

Но всё же вопросы техучебы, ocBoe-
ния профессий выдвигаются на первый
план. Было бы неправильным ограни-
читься воспитанием только рабочих,
оставив в стороне мастеров. Воспитанию
мастеров мы уделяли и будем уделять всё
большее внимание. Сейчас на заводе ор-
ганизованы для мастеров курсы эконо-
мического образования, на которых спе-
циалисты, приглашённые из Планового
института, и заводекие руководящие ра-
ботники рассказывают о методах сниже-
ния себестоимости, о производственном
планировании и его принципах и т. д.

Недавно на заводе проведена конфе-
ренция по дальнейшему совершенство-
ванию поточных линий в цехах. В ней
приняло участие более 200 работников
завода — инженеры, техники, технологи,
стахановцы. Это также имеет большое
значение для воспитания наших кадров.

Приказ товарища Сталина обязывает
нас подняться на еще более высокую
ступень, чтобы усилить помощь насту-
пающей доблестной Красной Армии. при-

ЯнИНИЧиНининин——

близить час полной победы над немецки-
ми захватчиками.

Развивайте птицеводство!

ЦЕННЫЙ ПОЧИН КОЛХОЗОВ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Коломенский район — один из передо-
вых в Московской области. Он никогда не
заставляет себя ждать в выполнении важ-
нейших государственных заданий, и в
прошлом году, например,  отсеявшись
среди первых, район образцово организо-
вал уборку урожая, досрочно рассчитался
по всем обязательствам и сдал, сверх TO-
го, свыше полумиллиона пудов картофеля
и овощей.

Хорошо ведут в Коломне и животно-
водство. Государственный план развития
поголовья здесь систематически перевы-
полняется. И только одна отрасль живот-
новодства давно беспокоит коломенских
колхозников.

Речь идет о птицеводстве. В прошлом
году район выполнил план развития пти-
цеводства только на 81 процент. Boas-
шинство колхозов имеет только по 20—
30 кур в общественном стаде. Отход
инкубаторных цыплят составил 50 про-
центов. Есть хозяйства, которые полу-
чают за год от курицы не больше 30 яиц.

Понятно поэтому, какой широкий ин-
терсе в районе вызвал пример колхоза
«1 Мая», где стараниями председателя
колхоза Г. Сидорова и его жены, птич-
ницы Анастасии Сидоровой сумели об-
разцово поставить птицеводство, превра-
тив его в одну из доходных отраслей кол-
хозного хозяйства. На этот год колхоз
наметил для себя большую программу по
птицеводетву — увеличить поголовье
птицы со 150 голов до 400, посадить

5. Показания свидетелей — граждан
города Ровно о массовых зверствах и уни-
чтожении военнопленных и мирного насе-
ления в городе Ровно на протяжении
1941—1944 годов полностью подтверж-
даются данными судебно-медицинской эк-
спертизы».

ния, грабежи и злодеяния, совершённые в
городе Ровно и Ровенской области, пра-
вительство гитлеровской Германии, рейхс-
министра Розенберга, pelixckomuccapa
Коха, генерального комиссара Волыни и
Подолии Шене, его заместителя Швайге-
pa, Ровенского окружного комиссара док-
тора Беера и всех лиц из числа немецко-
фашистских захватчиков, упоминаемых в
настоящем сообщении.

Недалек час, когда все они понесут. за-
служенную кару за совершённые ими з10-

деяния.

20 наседок, получив от них не менее 200
цыплят, и, вырастив их, получить от каж-
лой несушки по 150 яиц вместо 130 в
прошлом году. Сверх того, каждый член
артели взял на себя обязательство поса-
дить не менее двух наседок в своем при-
усадебном хозяйстве.

И правильно поступили в Коломенском
районе, решиз привлечь внимание всех
колхозов к опыту первомайцев. Бюро
райкома партии и исполком райсовета
специально обсудили вопрос о развитии
птицеводства в районе. Затем в кол-
хозе «1 Мая» состоялось расширенное
колхозное собрание с участием председа-
телей крупнейших колхозов и итичниц.

На этом собрании первое слово принад-
лежало птичницам. ПШтичница Перво-
майского колхоза А. Сидорова в прош-

каждой несушки по 130 яиц при плане
в 80 и при средней по району цифре 43.

— Секретов в этом особых нет, — го-
ворила она на собрании и рассказала о
том, как надо ухаживать за цыплятами,
как и чем кормить их, как повысить
яйценоскость кур и не допустить падежа.

После рассказа птичницы выступил
председатель Никульского колхоза т. Ага-
пов и подтвердил собранию, что опыт Си-
доровой значительно помог их колхозу. В
Никульской артели за месяц удвоили яйце-
носкость кур, совершенно ликвидирова-
ли падеж и обязуются довести к осени но-
головье до тысячи птиц, увеличив его та-
KUM образом в три с полозиной раза. Та-
кие же обязательства приняли от имени
колхозников председатели ряда других
колхозов. Эту своеобразную перекличку
колхозных руководителей поддержал ди-
ректор инкубаторно-птицеводческой стан-
ции Вершков, обязавшись увеличить про-
пускную способность инкубатора с трёх
до четырёх оборотов и даль 200.000
цыплят.

_На собрании выступил секретарь Коло-
менского райкома ВЕП(5) т. Абрамов.

— Упустили мы из виду  птицевод-
ство, — заявил он, — и должны испра-
вить свою ошибку. Опыт колхоза «1 Мая»
говорит о том, что в течение года наш
раион может добиться увеличения пого-
ловья птицы по крайней мере в три-
четыре раза. Такую задачу мы и должны
перед собой поставить.

Присутствовавший на собрании кол-
хозного актива Коломенского района за-
меститель наркома - земледелия CCCP
т. Бенедиктов горячо поддержал иници-
ативу колхоза «1! Мая» и коломенских
организаций по развитию птицеводства.

— Ценный почин колхозов Коломен-
ского района, решивших в течение одно-
го года в три-четыре раза увеличить по-
головье птицы, заслуживает самого го-
рячего одобрения и самой широкой под-
держки колхозов нашей страны, — ска-
зал т. Ренедиктов. — 0собое значение
развитие птицеводства, как скороснелой
отрасли животноводства, имеет для осво-
божденных районов. Задача земельных
органов, сельских Советов на местах со-
стоит в том, чтобы взять под свое по-
стоянное наблюдение развитие птицевод-
ства и добиться в кратчайшие сроки рез-

лом году выходила от 250 цыплят 236 го-
лов птицы, а за три года из 600 цыплят у
неё пало только 33. Она получила от

кого увеличения производства в нашей
стране ценной мясной продукции.

В. БЕЛИКОВ.