М

SH aS Raa VS

[13

БУМ
ype

i

08,

qn
us
ne
iw
sa

6 ЯНВАРЯ 1942 г., № 6 (3777)

Ряд предприятий Москвы, изготовлявших ло войны предметы широкого потребления, сейчас выполняет заказы для фронта. На снимках: 1. Электросварикица-трехсотница
М, В. Иванова обрабатывает детали для военного заказа. 2. Облегченные походные кухни для Красной Армии, 3. Двухсотница-закатчица Т. Е. Пронина за изготовлением

красноармейских котелков.

ФРОНТОВАЯ РАБОТА

На наем заводе имеется немало
бригад, участков и смен, о которых го-
ворят: «Они работают  по-фронтовому».
Это определение раскрывает многое. Рабо-
тать по-фронтовому, значит оперативно и
с успехом решать новые производственные
вопросы, максимально сокращать сроки
выпуска оборонной продукции, давать ее
во все возрастающих размерах.

В военное время наш коллектив сумел
наиболее полно раскрыть неиспользовав-
пгиеся ранее резервы производотва. Этому
во многом помогли инициатива и изобре-
тательность лучших стахановцев и коман-
диров завода.

Tpynua работников высказала мнение 0
том, что Ha нашем предприятии можно
наладить выниуек Нового вида продукции,
Предложение было смелое, но вполне 005-
снованное и поэтому заслуживало внима-
ния. Руководители завола и партийная
организация поддержали инициативу этих
работников.

Не дожидаясь официального разрешения,
мы начали действовать:

металлургам,

технические вопробы,
низацией нового произвохства.

Закипела дружная работа в цехах. Для
мартенов требовалось разработать специ-
альную технологию процесса, также много

пришлось потрудиться  прокатчикам. В
хрупносортном цехе было установлено до-
полнительное оборудование, подготовлены
станы, произведены калибровка и рас-
точка валков. Котда же завод получил
задание, он @мог немедленно приступить к
ето выполнению.
производства, которая был» произведена
заблаговременно, содействовала быстрому
освоению прокат» нового сложного про-
филя.

Партгийное бюро завода несколько раз
занималось проверкой того, как вышюлня-
ютея намеченные мероприятия по освое-
Боевыми
организаторами труд» на производотве в
эти дни были коммунисты тов. Исаев,
мастер
Тото же цеха тов. ‘Ушаков, мастер марте-
невского цех» тов. Козловский и другие.

По своей инициативе верхисетские ме-
таллурги взялись и освоили и другой вил
проката. Родине, фронту мартеновцы, про-
все

нию и выполнению заказов.

начальник крупносортного цеха,

катчики, электрометаллурти отдают

свои силы, опыт.

На нашем ‘335046, как и на других ме-
имеется   А.

таллургических предприятиях,

механический цех. Надо признаться, 910 в
довоенное время мы не баловали внима-
нием людей, работакицих в этом цехе.

обратились за
консультацией к крупным  стециалистам-
командировали своих людей
для ознакомления на другие предприятия.
Таким образом были собраньз необходимые
материалы и заблаговременно разрешены
связанные < орга-

Специальная тюлготовка

Как правило, его веегда относили к числу
второстененных, подсобных цехов.- Однако
теперь механический цех на нашем заводе
стал одним из важнейших‘ участков про-
изводства. Кооперировавшись © другими
предприятиями, он самостоятельно выпол-
няет ответственные заказы,

Цех ощущал недосталок в кадрах. На
работу были пригланены домашние хо-
зяйки, учащиеся, жены красноармейцев.
Мы срочно обучали их. Рабочие быстро
совершенствуют свою квалификацию.

Характерно, что люди, которые раныне
ничем не проявляли себя на производстве,
сейчас стали активными общественниками,
хорошими организаторами производства,
непримиримыми к недостаткам.

Взять, например, токаря тов. Баранни-
кова. Много лет он числился кандидатом
в члены ВВИ(б). Активноети не проявлял:
Даже на партийные собрания не всегда
являлся, а если и приходил, то обычно
отмалчивалея. На производстве тов. Баран-
ников не чувствовался Kak передовик.
Теперь человек совершенно изменился.
Баранников — один из самых лучших ста-
хановцев цеха. Он выполняет по три нор-
мы в смену. Его частенько можно услы-
Wath и Ba собрании. Он подолгу не
умеет, ла и не любит говорить, HO если
выступит, то затронет те вопросы, кото-
рыю больше всего волнуют каждого ра-
ботающего в цехе.

Цех изо дня в день ускоряет темпы ра-
боты. Между станочниками развернулось
торячее соревнование. Вначале первое
место в цехе прочно ‘удерживала смена
мастера тов. Типикина. Руководитель дру-
той емены тов. Евсиков решил потягаться
с Типикиным. Был Евсиков тихим и неза-.
метным человеком, » теперь на фронтовой
работе вырос, по-настоящему развернулся,
стал хорошим организатором.

— Смотри, Типикин, Tmposenaents. Тебя
скоро обтонит Евсиков, — подзадоривали
er работники цеха.

— Этого не будет — уверенно отвечал
тов. Типикин.

Вскоре смена Ивсикова увеличила, ‘въ
работку на 7—8 деталей в день и сравня-
лась с передовой типикинской сменой.
Передовики сделали новый скачок вперел.
Их опять догнали рабочие Евсикова. Так
разгорелось соревнование з& достижение
наивысшей производительности труда. За
короткий срок цех вдвое увеличил выпуск
деталей.

Металлурги налиего завода сумели в дни
войны сделать многое. Предстоит же сде-
лать еше больше, чтобы © каждым днем
множилась ударная сила нашей Врасной

рыии. у
Б. БУЧЕЛЬ.
Секретарь парткома Верх-Исетского
металлургического завода.

Новый призыв

Фото А. Устинова, Л. Доренского (TACO).

в школы ФЗО

Беседа с начальником Главного управления трудовых резервов тов. П. Г. Москатовым

В настоящее время местные органы
Тлазного управления трудовых резервов
производят второй выпуск учащихся
школ фабрично-заводекого обучения. Еще
200.000 человек, получивших нужную
нашим фабрикам и заводам квалификацию,
илут на производство, в первую очередь
на предприятия наркомалюв, работающих
для нужд Фронта. Эти юноши, влившись
в оборонную индустрию, несомненно, ока-
жут ей серьезную помощь и своим трудом
добъются дальнейшего роста боевой  про-
дукции. Огромная армия новых рабочих
увеличит поток боеприпасов, танков, само-
летов, илущих на фронт, увеличит  коли-
чество угля и металла, необходимых  на-
шей индустрии для выполнения  фронто-
вых заказов.

Большинотво выпускников хорошо 96-
BCHLO овои новые професеии. Уже проходя

практическое обучение на  шюизводетве,

они показали. образцы ‹тахановского тру-
да. Многие из них в дни учебы не только
выполняли, но и перевыполняли нормы
выработки кадровых рабочих.

Взамен выпущеняых, во второй  поло-
вине января этого года в школы Ф30при-
зывается новая большая группа  молоде-
жи. По решению правительства. © 15 ян-
варя по.! февраля 1942 г. в школы $80
как путем призыва (мобилизации), так п
в порядке лобровольного набора будут при-
няты 200.000 человек из числа  город-
‚екой, колхозной и другой сельской  моло-
дежи мужского пола в возрасте 16—17
лет и женской молодежи в возрасте 16—
18 лет. Из этого набора будет похдготовле-
Но не менее 100.000 металлистов — то-
карей, слесарей, Ффрезеровшиков и Ip.
Местные conencane организации, ‚которые

проведут этот третий, особенно ответетвен-
ный призыв, местные ортаны управления
трудовых резервов. сами школы O30, Ky-
да придет вновь призванная молодежь,

должны та подготовиться, чтобы обеепе-

чить начало занятий точно в намеченный
срок — 1 февраля. Важнейшие задачи
стоят перед комсомольскими организажия-
ми Их. обязанность — вместе со воей co-
BeTCKOH общественностью
помогать школам Ф3З0, по-настоящему за-
ботиться о нужлах учащихся,
работать нал их политическим  воспита-
нием.

Новый призыв предстоит провести в ус-
ловиях зимы. Поэтому‘ необходимо особен-

HO четко и организованно осуществить от-

правку мобилизованных на ж.-д. станции,
& затем в гороха, тле им предстоит жить в
течение воего времени учебы. Призванную
обеспечить

сменами

в школы $30 молодежь надо
верхней одеждой, обувью, двумя
белья. продуктами питания на дорогу:
колхозную молодежь — за счет колхозов,
тородскую и сельскую молодежь, не co-
стоящую в колхозах, — за счег  родите-
лей. воспитанников летских домов — 3a
счет органов Наркомпроса. Важнейшее хе-
ло — своевременная подготовка общежи-
тий и производственных участков для
практической учебы,

Опыт предылущих наборов показал, что
наша молодежь в школах ФЗО усваивает
программу обучения значительно быстрее
намеченных сроков. Bor почему срок обу-
чения учащихся нового призьтва,  установ-

лен в 4—5 месяцев в зависимости от
сложности профессии, которой они будут  .
овлалевать. (ТАСС).

И В БУРАН, И В МЕТЕЛЬ ПОЕЗДА ИДУТ БЕЗ ЗАДЕРЖЕК

ГОРЬКИЙ, 5 января. (Корр. «Правды»).
Метель бушевала всю ‘ночь. Снегом занес-
ло щиты, на пути образовались большие
снежные косы. Созлалась угроза, что гра-
фик лвижения поездов будет сорван. 0д-
нако против стихии об’единилиеь жетез-
ноторожники, их жены и колхозники из
ближайших афтелей.

Жолхозы «Рассвет», «Чапаев», «Измяти
Ленина» и другие выслали своих людей
для расчистки железнодорожного полотна.
Болхозные подводы отвозили юнег. Не-
сколько перегонов прощел снетоочиститеть,
управляемый ‘старитим мастером тов. (6-

было обеспечено, несмотря на буран и ме-
тель.

Передовые околютки 9-й дистанции my-
ти Горвковекой. железной дороги всегда

лезневым. Бесперебойное движение поезлов.

безопасны для движения. Там нет лефект-
ных рельсов, правильно установлена cHe-
гозантитная линия. Мастера околотков ак-
купатно ‘наблюлают 3a состоянием пути.
Работниюи службы движения Ha ONO из
станций — ‘комиинистья тт. Кармолин и
Есролев об’единили на помощь путейцам
работников службы лвижения. om Hn
ки, грузчики, дежурные по станции, жены
Жжелевнолорожников в любое время по пер-
BOMY зову выходят она борьбу со снегом.
Систематически работают на путях, начи-
ная с первых снегопадов, жены железно-
дорожников тт. Карасева, Муратова и хдру-
гие. Горьковокие железноторожники и при-
легающие к дороге колхозы тшательно
ухаживают за путями, помогая наилучише-
му обслуживанию фронта.

ere nn ии
Академик П. И. СТЕНАНОВ.

УГОЛЬНЫЕ БОГАТСТВА ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ СССР

Оборонная и промышленная мощь каж-
oro государства в значительной степени
зависит от величины ето затасов мине-
рального сырья, ето качества, размера до-
бычи и условий транспорта.

Подочеты геологов, выполненные в 1937
тоду и уточненные к 1 января 1938 г9-
да, показывают, что CCCP по угольным
богатствам — вторая страна на земном
шаре после США. Более 20 процентов
всех мировых запасов углей находится в
пределах

Крупнейшим угольным бассейном в
CCCP и на земном шаре является наш Куз-
басс. По своим запасам он превосходит
великий Аппалачекий бассейн США ив
два раза крупнее Вестфальского (Рурско-
го) бассейна в Германии. Богатейшими
по запасам углей признаны Тунгусская и
Ленская  утленосные площали. Кузбасс,
Тунгусская и Ленская площади заключа-

ют 66 процентов всех геологических за-
sacha СССР. Отметим, что Донбасе имеет
5,4 процента, Иркутский бассейн — 4.7
процента, Караганда — 3,1 процента. Чу-
лызмо-Енисейский и Канский — каждый
п 2,5 пропента, Печорская угленосная
площаль — 2.2 процента,  Буреинский
бассейн — 1,5 процента, Полмосковный —
0,7 процента, Урал — 0,4 процента геод-

^ логических запасов назпей страны,

Возникновение мировой промышленно-
сти теснейшим образом связано с распре-
делением угольных богатетв на земном
паре. Европейская промышленность и
культура в значительной степени раз-
вивались на основе использования уголь-
ных богатетв, угленосных поясов и узлов,
возникших в каменноугольный период.
Эти угли являются олним из важнейших
BUIOB стратегического сырья для стран,
тятотеющих к Атлантическому okeany.
Угольные богатства, в главной своей мас-
се относящиеся к поясам и узлам утлена-
копления третичного возраста, служат
исходным = стратегическим сырьем для
стран, тяготеющих к Тихому океану. Но-

вый очат мировой войны, только что воз-
Hunt в районе Тихого океана, будет
теснейнтим образом связан с истользова-
нием углей третичного возраста. Пояса
и узлы пермского и юрского возраста, наи-

боле мощно развиты на азиатском кон-
тиненте. Они охватывают  азиатекую
часть ООСР, Китай, Инло-Китай, Индию.

Месторождения Австралии относятея к
утольному бассейну того же возраста,

Угли эти, как стратегическое сырье, до-
статочно уже вовлечены в мировую войну
за Тихий океан, но в главной своей мас-
се они еще находятся в пассивном состоя-
нии. Колоссальные запасы ‘углей, соередо-
точенных в. узлах пермского и юрского
угленакопления, являются резервами и бу-
дут использованы при дальнейшем разви-

THH событий переживаемого исторического
периода.

При анализе значения угольных 60-
гатств СОСР необходимо принять во вни-
мание и процесс угленакопления в зем-
ном шаре. Европейская чаеть ССР, Урал,
частично Казахстан — это площади разви-
того угленакопления каменноугольного в03-
раста. Азиатская часть СОСР — это пло-
щали подавляющего развития утленакоп-
ления пермского и юрского возраста. Тер-
ритория Тихоокеанского побережья заклю-
чает утольные богатства третичного пояса
угленакопления. Указанные факты позво-
ляют разбить вею территорию CCCP на
три главные части: западноевропейскую
часть ООСР без Печорского края, цент-
ральную, включая Печорский край, Урал,
и восточную, которая охватывает все про-
странетва азиатской части СССР от Ура-
ла до Тихоокеанского побережья. Распре-
деление этих геологических заласов углей
чрезвычайно характерно. На западном уча-
сетке залегает 6,5 процента, в центральной
полосе — 2,6  проиента & в пределах
всего ° восточного — пространства — 90,9
процента угольных запасов СОСР.

Геологические запасы слагаются из об-
щей массы угольных богатств страны. Но

не все эти массы могут быть лобыты и
использованы промьмиленностью. В зави-
симости от состояния геологических иссле-
дований запасы принято разделять на три
категории; действительные, вероятные И
возможные. Запасы действительные и чЧа-
стично вероятные служат основой для вы-

Европейская часть СССР без Нечорското края

Урал и Печорский край
Азиатская часть ОССР

Эти цифры четко  оттеняют  первен-
ствующее значение угольных месторожде-
ний востока СССР. Действительно, на
азнатекую часть СССР из всех. разведан-
ных промышленных запасов приходится
63,3 процента, а действительных геологи-
ческих запасов-—78,5 процента, Европей-
ская чаеть СССР заключает в своих бас-
сейнах 33,2 процента промышленных за-
пасов и 20,6 процента действительных
геологических.

Урал имеет многочисленные — место-
рождения углей, разнообразных по их ка-
‘честву. месторождения должны сыг-
рать крупнейшую роль. в переживаемый
нами момент. ‘Сравнительно
проценты промышленных запасов Урала и
ето действительные геологические запасы
нельзя рассматривать ` изолированно от
данных по угольным бассейнам, прилегаю-‹
щим к Уралу. Речь илет о новом угольном
бассейне СССР — Печорском и о Караган-
динском бассейне Казахстана.  Геологиче-
ские запасы лвух этих бассейнов по вели-
чине равны Донбассу.

Рациональное использование ископаемых
углей зависит от их химических и физи-
чееких свойств. СОСР — страна, богатей-
шая в отношении разнообразия качества
углей. Не будет онгибкой утверждать, что

небольшие   партия ‚и правительство

явления промьипленных запасов. Это те
запасы, которые подтверждены разветоч-
ными работами и могут быть добыть в
каменноугольных рудниках. Для СОСР со-
отношение ‚между укаванными категориями
запасов углей характеризуется следующи-

ми ` цифрами: Действительные
Промьинленные осно
Обе их ое О eos

33,2 20,6

3,5 0,9

63,3_ 78,5

100,0 100,0

Если сравнивать запасы углей, их 10-
бычу в упомянутых выше трех. геологи-
ческих подразделениях, то нетружно заме-
тить крупное несогласие. Оно было полу-
чено нами в наследство от дореволюцион-
ной России. Ряд постановлений партии и
правительства был натравлен на испра-
вление в плановом порядке этого несогла-
сия, на развитие лобычи углей на, Востоке.

Эта работа теснейшим образом увязыва-
лась с общим планом  соцпиалистического
строительства СССР и сталинскими няти-
летками. В больной созидательной п
грамме угольным месторождениям Урала,
Печоры, Западной Сибири и Казахстана
уделяли 060608
внимание. Отечественная война, когла гит-
1еровские полчища временно нарушили
работу. некоторых  утольных бассейнов
СССР, требует еще более ускоренного pas-
вития угольной промышленности  восточ-
ных районов странь.

Геологи и тазведчики разрабатывают
сейчае исчерпывающие материалы о геоло-

гическом строении и состоянии  запагов
углей. Уральские учреждения, Академия
наук CCCP решают комплекс ` вопросов,
связанных с использованием  востонных

углей. Воестороннему изучению всех этих
проблем посвящается общее собрание отде-

в пределах СОСР имеются все генетические   ления гоолого- теографических наук Акаде-

типы углей, известные на земном шаре.
В годы, предшествовавшие началу отече-
ственной войны, ‘основная масса углей до-
быралась в бассейнах, расположенных 8 ев-
ропейской части СССР. На долю Урала при-
хохилось около 6 процентов. Месторождения
в пределах азиатской части СССР давали
около 25 процентов общей добычи углей:

мини наук ССОР, созванное в Свердловске.

Анализ геологических и промышленных
запасов углей, перслектив их добычи, раз-
витие транопорта на Урале, в Печоре и
Караганде показывают, что потребности
страны в углях Восток может удовлетво-
рить в полном 0б’еме.

повседневно

неутомимо

ДЕРЕВНЯ

СЕГОЛНЯ

{От специального корреспондента «Правды»)

Дорога or города Куйбышева ло села
Хорошенка недолга, но, как в большюй
панораме, она заключает в себе особенно-
сти срелневолжского рельефа -— от жигу-
левеких предгорий до ровных, переходящих
в. заволжекую степь полевых просторов.
Волга течет рядом. и невольно воплыватют
в памати строки ее певца:

‚..Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С трозою выдержать войну,
Й ровный шум лесов. сосновых,
И деревенек тишину...

Здесь была та глубинная и застойная
леревенская жизнь, которую Некрасов
противопоставлял жизни горолекой с ee
пгумом пражданских страстей. Именно для
здешних мест,/— с мелкоросльлии, соломен-
ными деревнями, с царевым кабаком, с
церковью, проповельлвазитей рабекое сми-
рение, со школой, учившей чему-нибуль н
как-нибуль, — была хараклерна «вековая
тишина», Ha которую  жаловалея поэт.
Срели здешних крветьян’ вел революцион-
ную пропаганду молодой Влалимир
Ульянов. В этих местах работал болыне-
Bux Куйбышев. Много жертв и сил было
затрачено для того, чтобы пробудить ca-
марекую деревню, поднять ее к тротеету
и действию. И если 1905 год элесь заявил
© себе лишь слабым эхом больших собы-
TH, потряспеих север и юг страны, то гол
1917 и последующие тоды включили са-
маюскую деревню в общий революционный
поток.

Петр Афанасьевич Цыкин, коестьянин
села Хоротенка, стафейшиина большевист-
ского племени в Приволжской деревне,
учаетник двух феволющий, лично общав-
пгийся с Лениным, в разговоре е нами
вепоминат ленинекие слова.

— Владимир Ильич, — рассказывает
юнонтески звонким голосом седовласый па-
триарх села, — смотрел вперед, вилел ca-
мую суть. Бывало, говоришь ему — наше
дело мужицкое, нам самое тлавное— землю
взять в свои руки. А он на это так отве-
„Чает: самое главное — власть взять. а
земля сама прилет. Эти лова я запомнил,
они для меня заветными стали. Въычило по
Ленину — власть стала наша и земля
теже...

В дни войны деревенский человек ©
060604 остротой ‘чувствует mM осознает’ ко-
ренные перемены, которые произвела pe-
волюция в экономике, в хозяйстве, в бы-
ту, BO Beem облике деревни. Советская
власть, советская земля — эти понятия
сейчас звучат для крестьянина сильней и
ярче. Как бы новыми глазами смотрит он
сейчас на вещи и явления, в мире кото-
рых живет уже четверть века, которые
стали обытенными, привычными. Смотрит
на землю, возделанную по правилам агоо-
номической науки, на трактор и комбайн,
Ha школу. в которой обучают ребят не от-
сталые унтера и зангтатные пъячки, а на-
стоящие педагоги, на клуб и библиотеку,
на ралио, телефон и телеграф; смотрит и
роворит себе: весе это пришло с советской
властью, ве это лано Советами, колхоз-
ным строем. Жители приволжеких дере-
вень освеломлены 0 том, что делают фа-
тистокию промилы © людьми, с землей, с
культурой на берегах Днепра и Дона. Paw
сказы беженцев с запала, свидетельства
товарищей, вырвавтихея из фатистекого
ата, локументы, опубликованные в печати,
показали, что фашизм несет крестьявству
тибель, что гитлеровцы посягают на, такие
материальные и уховные ценности, без
которых жизнь советокото человека утра-
чивает свой смысл. В борьбе за все, что
дорого напьму человеку, возможно только
бло из лвух -—— смерть или победа.

Отсюда тот органически глубокий па-
триотизи, с которым деревня вступила в
войну и который растет и крепнет © ка-
ждым днем войны, ставшей общенародным
делом. Окажись ныне Некрасов на берегах
воспетой им реки, побывай в приволжеких
селах, он не нашел бы здесь удручавшей
его «вековой тишины». Деревня нана жи-
вет активной общественной жизнью. Ра-
дио и газета, прониктние в бывиюее захо-
лустье, поставили деревенского жилеля в
смысле осведомленности о событиях в рав-
ноправное положение с горожанином. Де-
ревня откликается на эти события, и в.
этих откликах она стремичея ‘не отстать от
города. На прелириятиях Жуйбышюва, на-
пример, собирали тетлыюе вели бойцам: то
же одновременно  лелали в Хорошеняе.
Коллектив Станкостроительного завода об’-
явил сбор ередотв на ‘постройку танковой
колонные в Хорошенке также стали соби-
рать деньги на танки. Так же было и с
подшиской на. денежно-вещевую лотерею,
©0 сбором новогодних подарков фронту. И
хотя между, скажем, коллективом Станко-
завода и жителями села Хорошенка нет
официального договора на ` социалистиче-
ское соревнование фактически колхоз
соревнуется с заводом, а колхозники и
колхозницы ревниво следят за рабочими и
работницами;: что там они еще замыели-
ли, как бы нам не отетать от городеких
товарищей по части помопии фрояту...

Складывается в деревне мораль военню-
го времени, рождаются нормы повеления
людей в это большое и буровое время. He
сетуй, не ленись, не трусь, — товорит эта
мораль, — умей жертвовать собой, подчи-.
ни личное общественному, вложи . воето..
себя в народное дело. Нельзя сказать, что.
в дни войны в деревне все стеле гражда-.
нами без страха и упрека, но совершенно _
бесспорно, что никогда доселе. не было.
здесь такого героизма трула, а презрение к.
лени, к равнохуттию, к перожитвам. мелко-,
сОбетвепнической психологии не. лостига- _
л0 такой высокой степени, как сейчас.
Невыходх или опоздание на работу счита-_
лось до войны рядовым фактом, сейчас
срыв трудовой лисцитлины фасценивается.
как позорное, постылнюе явление.

Стахановская работа в поле, на живот-
новодческой ферме, ‘на току сейчас 806-_
принимается уже не как из ряда вон вые
холящее, а как обычное, будничное явле-
ние. В селе Хорошенка десятки людей в“
уборючную пору работали, как герои; но
никому из них не прихотит в голову ©чиз:
тать себя героями. Люли совериталот: таз:
триотические дела без фраз и жестов.
Нетру Цыкину пошел 82-й гол. 3a. свою
долгую и трудную жизнь он давно уже.
заелужил право на отдых. Но старик. го-.
ворит, что он военное время желает. про-
вести не пю-стариковеки, лежа в теплом
углу, а как гражданин, стоя на ногах. В
сенокос он метал стога, жатву провел 8
поле, осенью был на молотьбе, зимой ‘вы-
полняет обязанности ночного  бторожа: в
колхозе. Несколько разоза ночь обходит,
старик. общественные постройки. На ули--
це — декабрь, тридцатиградусный мороз, _
снелиные сутробы. Быть на ноету в-та-
кую пору для старика — это, конечно,
полвижничество. А что уж говорить о. 2ю-.
лях помоложе! ;

Правление колхоза решило шить’ аи
шубки в фонд Красной Армии. Вепомни-
ти, что Викаор Зданович, работающий -в
50лх03е конюхом, влалеет иглой. Ноелее-т
датель колхоза’ сказал ему: «Будешь норт---
ным лля фронта, получай овчины». Виктор.
Зданович днем продолжает работать коню
хом, & ночами сидит за притьем: Он’ ети.
десятки полушубков, даже не справляясь
у правления 0б ‘условиях, 06 ommare ero
труда. Он ворчит на правление: «Они
могли бы полбрасывать мне овчин числом
побольше, простой у меня сейчас бывает!». _

Овчиныг выделывает Григорий Фролов,
66 лет от роду, отец двух красноармейшев. -
Производство развернуто стариком в 3eM- ~
лянке, сохранивитейся в селе каж памят--
ник пропилого. Работает Фролов mpemcyme-...
ственно по ночам: «Не спится нам, ¢Ta-.
PHIM». oe у

Вот так, не считаясь со временем, ав.
жалея сил, просто и обычно колхозниЕи и.
колхозницы выполняют  палиюотичеекое-
дело. То обстоятельство, что в рять армии
упгли лучшие работники села, цвет кол-
хозното производства, не сказалось болез-,
ненно на этом производстве. Колхоз в Хо-
ропенке убрал урожай, провел озихый
сев, справился с рядом госуларетвенныхх >
заданий, выполния план поставок мяеа и-
персти, заканчивает поставки хл0ба, TOTO
витея к вебеннему севу. 5

Шесть сельских коммунистов выполняют
ныне в большом селе ту руководящую,
организаторскую и культурную’ работу,
которую до войны вели пятналцать паре
тийцев. Успехи колхоза предопределены’
авангардной ролью коммунистов. Her ни”
отного дела, ни одного общественного” а8в-
роприятия, которое не возглавтяли бы 68=“
кретарь партийной ортанизащии ’Мавел
Паничкин (он же предееталель правления“
колхоза), коммунистка Мария Пулева-
(она занимает пост предеедателя’ сёльсове- -
та), тот же Петр Цыкин. Колхозники. и-
колхозницы любят и уважают своих. руко-.
водителей зё то, что они веегда, в любом,
леле вместе с ними, среди них.   i

Мы были в селе в те дни, котла радио.
известило о побелах советекого оружия па -
подотупах к Москве. Нехватает слов тля.
того, чтобы рассказать © тех чувствах,
которые вызвали в народе эти известия.
Глубокая вера советеких крестьян в силы
своей Красной Армии, в силы ©воего. го-
сударства получила в эти дни могучее.
подтверждение. Эта вера, впрочем, _ He”
оставляла леревеноких людей даже в. nae
желые моменты. войны. Петр Цыкин pac-_
сказывает: ae

— Немеп взял Омоленек, Вязьму Взял,
Можайск захватил, подхолил Е самой.
Москве, а все-таки мы лумали и говери-.
ли: не бывать Москве под фаптистами, по-_
давитея потатая немчура нашей землей,
не ололеть ей налшей народной власти! Так
и выходит на леле. Пусть красноармейты
не щадят врага; а мы их из тылу под-
держим своим плечом. За землю. за власть
свою заодно выступаем мьЕ все: й человек”
с ружеем, и люли с серпом и молотом.

И старик снова вепоминает ленинские
слова, запавиие в его сознание. 3

И. РЯБОВ:

Село Хорошенка, Красноярского района,

Куйбышевской области. -

;

НОВЫЕ

книги

«Путешествия» Н. Н. Миклухо-Маклая

Институт этнографии и издательство
Академии наук СССР закончили издание
катитального труда знаменитого русского
путенественника Н. Н. Мивтухо- Мавлая
«Яутешюствия» в двух томах. Издание
0б’емоу в 40 печатных листов былю под-
ротовленю K печати проф. И. Н. Винни-
ковым и старящим научные сотрудником
А. Б. Пиотроваюим.

Первый Tom посвящен путешествиям
на Новую Гвинею. Во втором томе co-
браны пневники, статьи и заметки о пу-
тешествиях по Океании, в том числе на
острова Адмиралтейства, архипелаги Па-
aay, Полинезии, Индонезии, Малайский
полуостров и другие пувють. Ряд днев-
ников опубликован пою подлинным руко-
‘писям, хранящимся в ученом архив
Всесоюзного географического — общества
Академии наук ССОР. Часть материалов

печалаетоя ‘на, русском языке ‘впервые, В

их числе — «Этнолопическая экскурсия
в Иохор», «Этнологические экскурсии по
Малайскому полуюстрову», «О диалектах

меланезийских племен Малайского полу-
острова».

Статьи Миклухо-Маклая содержат не
только весьма ценные антропологические и

этнографические материалы, но и pal
весьма интересных высказываний 06 01.
ношении. к туземцнам;, Знаменитый рус-
ский путешественник не только изучал
туземцев Океании. Подобно великому аме--
риканскому этнологу Льюису Моргану; on
все силы прилатал к тому, чтобы улуч
шить их положение, спасти ‘их or Teter.

Тавим стремлением  пролиютовая. его
проект организации русакой кодении на
Новой Гвинее, в которой туземцы ‘пользо-
вались бы полной автономией. С этим mpo-
ектом он выступил, когда узнал о’ наме-
рении Германии присоединить берег. Мак-
лая к своим владениям, прекрасно отдавая
себе отчет в том, чем это прозит туземнам.

Издание богато иллюстрировано собст»:
венными цветными и штриховьыми риемн-
ками Миклухо-Маклая. В качестве прило-
жения в иодание включены фотографии
богатых этнографических коллекций, co-
бранных Н. Н. Миклухо-Маклаем и храня-
щихея ныне в музее Института этногра-
фии, а также подробный Поозметый увел.

затель.
н. ВОРОНОВ.
ee (По телефону).