НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

ВОЗВРАЩЕНИЕ

(От специального военного корреспондента «Правды»)

Дым талил из окон крайней хаты и гу-
стым черным столбом поднимался к зимне-
му нахмуренному небу. Пламя, блеснув в
стекле, вырвалось через трубу и факелом
осветило улицу. Затем клубы дыма показа-

_ лись в другом конце села, а через несколь-

“KO MHHYT по многим соломенным крышам
трещал и бегал желто-красный огонь, то
поднимаясь толстым языком, то, припадая
к еоломе, шарил по ней, пылал иекрами
и вновь властно рвался к небу. С разных
торон неожиланно и трозно возникали
яркие огненные очаги. Горело большое кра-
_бивое село — Крепинка.

Немецкие автоматчики ходили по хатам,
срывали с постелей одеяла, подушки, обли-
вали их керосином, поджигали и спокойно
выходили на улицу. Они стояли молча, &
любопытством наблюдали, как маленькие,
игрирые струйки огня, точно змеи, ползали
по стенам хат и соединялись в грозное гу-
дящее пламя.

_. Немцы ходили по Врепинке, били при-
кладами в ставни, двери, стекла, таскали
солому и, казалось, никак не могли насы-
титься огнем. А пожар все рос. Черной
шапкой дыма было покрыто все село, и
буйное пламя разгуливало по хатам 01
- края до края, пожирая все, что попадалось

чна пути. И никто не бил в набат, в чугун-
“HY доску, никто не кричал, взывая о по-
моши, и только старые сельские псы, под-
жав хвосты, выли, задрав морды кверху.

Высокая гора, вставшая перед селом, как
крепость, глубокие донские овраги и засне-
женный лесок, покрытый румянцем пожа-
ра, цепенели в молчании. В селе было ти-
хо. Всех жителей еще утром без вещей,
без пожитков испуганной толпой угнали в
лалекую балку. Оттуда видно было лишь
большое зарево нал любимой Крепинкой
ль стышен был залах гари.

Не ушли из села только старики Иван
Гордеевич Лукин и его жена Алена Михай-
ловна. Еще в первый день прихода немцев
они заперли язык на замок. Молча ветре-
тили они солдат с пулеметами и танками,
молча глядели на грабеж, начавшийся сра-
зу же по приходе германцев. Не заикну-
лись даже в момент, когда по их двору хо-
лил офицер в засаленной шинели и непо-
нятным картавым языком приказывал ©вя-
зать кабана, изловить гусей и вывести ко-
реву. Солдаты бегали по двору, кабан
ревел, гуси кричали, поднимали свои рябые
крылья, как паруса, и летали из угла В
угол.

У Лукиных взяли все. Уцелели только
два гуся, спрятанных Аленой Михайловной
в стоге соломы в момент напряженной
борьбы германской армии с кабаном.

Взяли все и у соседей. Из дворов Вре-
пинки выгоняли на улицу овец, коров,
телят, кудахтающих кур, гусей, лошадей.
Били их длинными, ках у циркачей, кну-
тами, кричали на оторопевших жителей:

— Рус, давай!

Люди стояли молча и глядели на. про-
извол, грабеж среди бела лня, прислуши-
вались к противным гортанным немецким
голосам. Было жалко тусей и коров, но не
только это. Было что-то глубоко унизитель-
ое и-оскорбительное в поведении солдат.

— Будто отняли честь,— сказал Иван
Гордеевич.

„Немцы не только отняли честь, но и
налругались над ней, оскорбили женщин,
опозорили девушек и, пьяные, с автоматами
в руках бегаля по селу и кричали:

— Рус, давай!

Так шли дни. Иван Гордеевич ходил по
дворам и аккуратно записывал в CBO по-
тертую от времени книжку все, что награ-
били немцы. Здесь были и гуси, которыми
ставилось село, и петухи, лошади, коровы,
сундуки с добром, нажить годами, сапоги
и даже бабьи юбки.

— Bee получим сполна,-— рассуждал он.
_ А немцы продолжали бесцеремонно и
цинично отбирать у селян полушубки, ва-
ленки, ушанки, детские капоры.

Залем раскаты артиллерийской каноналы
стали слышней. Фронт приближался. Офи-
перы злились и нервничали. Расстреляли
двух партизан и бросили их в колодец. Уве-

ГЕ

ES Pa 2 SS

ли в овраг женщин, убили кудрявого шу-
строго’ мальчонку, наконец, подожгли вею
Врепинку.

Й вот остались в селе Лукины. Они не
ношли в овраг, а спрятались в ‹арае, и
теперь под покровом ночи вышел Иван
Гордеевич во двор, глянул на огневные
языки пожарищ, на красное небо, на снег,
почерневший от пепла, и заплакал. Горела
Крепинка, где он родился, балагурил, куда
возвращался с военной службы, прихолил
на побывку. Горела Крепинка, завоеванная
в Ггражданекой войне, новая, кресивая, род-
вая, в которой знакомы были каждая хата,
бугорок, кустик. Слезы катились по мор-
шинистому его липу, по белой густой 60-
роле. Он нашел свою записную книжку и
дрожащими от волнения руками записал:
«Сторело село». :

Крепинка  торела несколько дней. И
однажлы ночью Иван Гордеевич заметил
необычное движение машин, топот HOT,
неясные и непонятные крики команды,
Он выскочил во лвор и понял, что немцы
уходят, Офицеры салилиь в машины,
соллаты прыгали верхом на мотоциклы,
танкисты поспешно фазогревали  замерз-
шие моторы. Из немногих ‘уцелевших до-
мов выскакивали заспанные, с‘еживииеся
от холода автоматчики, укрывшись одеяла-
ми, женскими шалями и геревязав головы
платками. Они уходили мимо обгоревитих,
обугленных хат за Крепинскую гору. На-
чалось отступление. Это была радостная
ночь, Иван Горлеевич разбудил жену и
вполголоса сказал ей:

— Rapp ryceit!

Сам он пошел в сарай, долго рылея по
всем углам и, наконец, на чердаке среди
хлама нашел старый железный ‘полное, по-
даренный ему сорок лет назад в счастли-
вый лень свадьбы. Красный, с цветочками
и узорами, он был во многих. местах и OCO-
бенно на краях с’еден ржавчиной, но все
же сохранил свою форму и даже рисунок.

‘Алена Михайловна хлопотала у плиты,
жарила птип, и запах гусиного жира за-
полнил маленькую кухонку, приютивигу-
юся ‘подле сарая.

Когда гуси были готовы и аккуратно
уложены на поднос, покрыты какой-то ‘чи-
стой, но мятой салфеткой, Иван Гордеевич
ий Алена Михайловна напялили старенькие
шубы и, огалянувшиеь кругом, вынесли
поднос из кухни. Старики вышли на до-
рогу и направились трактом на бугор.

На востоке занималась заря. Было хоро-
шее морозное утро. Иругох лежали бескрай-
ние курганные степи, снег под ногами хру-

стел. Старики шай медленню. Внимательно)

вглядываясь по сторонам, еви вышли на
гребень бутра. Перед их глазами стояла
широкая белая равнина, оброешая ковымем,
& вали осторожно шли люди. Это были
разведчики. Они двигались притнувтиеь и
е винтовками наперевес. Алена Михайловна
прослезилась.

— Не плачь, не плачь...

Ускорив шаг, етарики попьти навстречу
разведчикам и потом оставовились. Бойцы
приближались. Иван Гордеевич держал под-
нос на вытянутых руках. Легкий ветерок
шевелил его бороду и трепал концы сал-
фетки, на которой карандапюм кривыми
пёчатными буквами крупно было написано:
«Бойцам Красной Армии от Лукиных И. Г.
aw A. Mo».

Алена Михайловна,
вытерла слезу.

— He плачь, Алена, не плачь.

Красное зимнее солнце вылезло из-за,
кургана, и первые розовыю блики упали на
снег в степи. Бойцы уже были рядом. То-
гла Иван Гордеевич набрал в себя воздух
и во весь голос крикнул:

— Восстановнтелям нашей чести!

Он передал поднос жене и крепко поце-
ловал красноармейца.

— Не плачь, Иван Гордеевич! — сказа-
ла жена.

И впервые в жизни
солнце показалось им знаменем,

счастья.
у М. МЕРЖАНОВ.
Южный фронт.

KOHTOM платка

обычное красное
солнцем

Корпусной комиссар Д. С. ЛЕОНОВ

Член Военного совета

Калининского фронта

СИЛА БОЛЬШЕВИСТСКОГО СЛОВА

В дни великой отечественной войны весь
мир стал свидетелем того, как в смертелъ-
ной схватке с фашистскими ордами изо дня
в день крепла, мужала и закалялась в боях
наша родная Красная Армия.

В жестоких! оборонительных сражениях,
развернувшихся на гигантеком плацдарме,
протянувшемея от Баренцова до Черного
морей, Красная Армия, уничтожая враже-
ские дивизни и корпуса, выматывая вилы
врага, калеча и ломая германскую военную
машину, копила опыт, совершенствова-
лась, обогащала свои боевые традиции. 3а
месяцы ‘войны наша армия неизмеримо
окрепла, неузнаваемо выросла.

Особенно ярко это стало заметно с тех
пор, как месяц назад по приказу вождя
Красной Армии товарища Сталина наша
армия перешла на ряде участков от актив-
ной обороны, от отдельных контрударов к
наступательных действиям в пвироком мао-
тетабе. Именно сейчас, когда наши войска
теснят немцев на многих направлениях,
наносят фашистам один сокрушительный
удар за другим, отбивают Y них сотви
населенных пунктов, © 060б0й_ яркостью
проявилась босвая зрелость налней армии,
сказалась замечательная закалка, поду-
THA ею в первом полугохии войны.

_ Новый этап великой отечественной войны
требует от политических работников Ерас-
ной Армий высокой оперативноети и изо-
бретательности в выборе форм и методов
подитработы в настунлении. Она должна
быть перестроена так, чтобы боец каждо-
дневно воспитывался на примерах герон-
ческой борьбы партии Ленина— Сталина,
чтобы политически и психологически под-
тотовить бойца к наступлению, вооружить
его боевым опытом настунательного боя,
прочно привить ему. славные побелоносные
тралиции наших великих предков — Але-
ксандра Невского, Димитрия Донского,
Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского,
Алексанлра Суворова, Михаила Кутузова—
этих великих русских полководцев, имена

которых назвал в своей речи товарищ
Сталин.

С этой точки зрения заслуживает внима-
ния работа, нроведенная армейскими полит-
органами в Частях командира Юшкевича
перех переходом их от обороны к наеступа-
тельным боям за город Калинин. За иного
дней до начала наступления в частях и
подразделениях были проведены доклалы
и лекции о’ великих традициях русской
армии и гениальных русских полковолцев,
были организованы ‘беседы  храбрейших
бойцов и опытнейших командиров of их
боевых успехах, о том, как они брали вра-
жеские ДОТ’ы и ДЗОТ’ы, как внезапным
уларом бить врага © тыла. Примерами соб-
ственной практики товарищи учили бойцов,
как обтекать узлы вражеского сопротивле-
ния, как смело действовать в окружении.

Эти живые беседы пользовались болыних
успехом. Они еще раз показали все преиму-
щество устной ‘пропаганды 50 фронтовых
условиях. Боевой опыт; рассказанный нё-
посредственно самим участником сражения.
которого в подразделении все хорошо знают,
приобретал особую убедительность. Расека-
зы вызывали у слушателей желание под-
ражать героям, повторить их подвиги.
И боец с нетерпением ждал приказа о на-
ступленни с тем, чтобы поскорее попробо-
вать свои силы. показать себя в наступа-
тельном бою.

Нарялу с этим не забывалась и печатная
пропаганда. Через фронтовую, армейскую,
ливизионную печать и тысячи листовок
бойцы узнавали об успехах Красной Армии
на Южном фронте и о высокой похвале, ко-
торой отметил товарищ Сталин героев
Ростова.

Bee это еше выше подняло боевой дух
наших частей, подготовило их к наступле-
нию. И когла наши войска форсировали
Волгу и прорвали два мощных пояса вра-
жеской обороны, наступателыный порыв
начал увеличиваться со все возрастающей

сильй. Боевой лух был так высок, что в

В ОСВОБОЖДЕННОМ
КАМЫШ-БУРУНЕ

КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ, 7 января. (По
телеграфу). В числе других. населенных
пунктов войска Красной. Армии и части
морской пехоты освободили от фашистских
оккупантов на Керченеком полуострове pa-
бочий поселок Камыш-Бурун.`

Вогда наши бойцы и командиры всту-
пили в поселок, на улицах не было ни ду-
ши. Полуразрушенные дома, сожженные об-
щественные здания, мертвая тишина.

Й варуг раздался звонкий детский го-
лос:

— Мама, наши пришли! — На улицу
выбежал мальчик и бросился в об’атия
первому же красноармейцу. Велел за ним
из подвалов, из щелей стали выходить из-
можденные, исхудавшие, оборванные лю-
ди — женщины, дети, старики. Радост-
выми, восторженными криками огласились
улицы поселка. Окружив бойцов и коман-
диров; жители поселка наперебой расека-
зывали © страшных днях  фашистекого
гнета. ;

Немцы хозяйничали в Камыш-Буруне
42 дня. Много горя испыталю население
поселка. В первые же дни фашисты oTo-
брали у жителей весе продукты, одежду,
скот, птицу — все, что попадалось под ру-
ку. Немцы издали приказ, в котором го-
ворилоеь, что 3a несдачу Шрюдуктов ни-
тания жители поселка будут расстрели-
ваться. И расстреливались!

Перед рождественскими днями немецкие
офицеры устроили елку. Для украшения
ее у населения отобрали всю вату, дет-
ские игрушки, свечи. На елку насильно
затащили всех девушек и молодых жен-
шин поселка и там зверски издевались над
НИМИ.

Коллективный корреспондент
«Правды»— редакция красноармейской
. газеты «Боец РККА».

—о—-

Танковый экипаж

братьев Пухолевич.

10ГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 7° января.
(Спец. воен. корр, «Правды»). Танковый
экипаж трех братьев Нухолевив не раз
прославилея в сфажениях с врагом. В один
из последних боев он гусеницами своего

‚танка раздавил до взвода пехоты против-

ника.

После успешного завершения боя ‘три
брата подали заявления с просьбой при-
нять их в ряды ВЕЛКб).

ВОЛКИ В ОВЕЧЬЕЙ КУРЕ

(От снежиального военвого

Они стоят плечо к плечу под навесом
избы. Их двеналиаль. Кругом снег, запо-
рошенные овраги. Суровая русекая зима.
На гих смотрят молча тяжелым вэглядом
несколько колхозниц.

Соллаты в пилотках и сапогах ©
широким раструбом голенищ. За такое м-
ленище MORRO упрятать отрез материм, де-
сяток вареных яиц, кусину сала, детские
свивальнички. Но сейчас за голенище про-
брался мороз, и солдаты пританцовывают,
щелкая каблуками.
Во зэлесь Фра?

Четверо из лвенадцати угодливо, напе-
ребой отвечают:

—- Их бин Фриц. Их — Фриц. Фриц!

Они смотрят спраативающему в рот, по-
лобострастно подаются вперед. Они много-
речивы, почти нежны, голос кроток, как
у голубки. ,

— Немецкие зверства, виселицы, ограб-
ление населения, насилия, костры и мо-
гилы для живых людей? Но, к сожале-
нию, они 0б этом ничего не знают. Очень
жаль, конечно, но они не могут привести
никаких свидетельсних показаний.

Свидетельских? А что сами творили эти
военизированные овечки, посланные на
Восточный фронт © огнем и мечом? Нет,
нет, они вели себя, как агицы. это твори-
ли не они, & другие.

Развз вот этот гитлеровский мальчик
может кого-нибудь обидеть? У него еще
только пробилея первый пушок на обуе-
танной лихорадкой верхней губе, А вот
этот буми с морковными шеками, в нике-
левых очках, он вель попал в эту отраш-
ную Россию со студенческой скамьи. Вор-
порант, юрист. Разве ен, законник, посяг-
нет на священное право чьей-либо собст-
венности? Или этот, с ефрейторскими на-
шивками на рукаве и` болячкой на носу.
Разве может причинить 310 людям тще-
душный хлюстик, испуганно озирающийся
по сторонам? Или вог еше мертвенно блед-
НЫЙ, CO впалыми эщеками, со светлыми
усиками колечком и серебряным перстень-
ком на безымянном пальце. Он — парик-

махер, коммивояжер, танцмейстер. И он
убийца?!

Ню на бурше — наши русские сапоги.
Откуда, они?

Оз не помнит...

Откуда У хлюпика с ефрейторской на-
шивкой женские  фильдеперсовые  чул-
ки и платов оренбургской шероти, кото-
рым он повязал свою тощую шею? А эти
красные, с меховой опушкой туфельки?
Ах, эти? Туфельки... Туфельки, ви-
дите ли, подарила ефрейтору одна хорошая
русская девупека... ‘«На память».

Для памяти у них не только туфли, но
и золотые кольца, женские гребенки, мла-
денческие соски, школьные тетради, бере-
ты, бюстгальтеры.

коррееповлента «Правды»)

Нет, нет, они’ ничего He слышали о
зяодеяниях немецких солдат и офицеров.
Но на пути их следования и стоянок по
Алекоинскому, Тарусскому, Высокиничеко-
му трактам‘-— кровь; стоны, слезы, „висе-
лицы, руины.   .
’«..Я стала просить их, Чтобы OHH
оставили. мой домик, поъазала на своих
двух малых детей, которые спали в кро-
вали — рассказывала Haun бойцам жи-
тсльница г. Алексина Е. Е. Новикова, —
просила, чтобы она пожалели детей. Но в
ответ на, это фантистокие звери бросили в
детей зажигательными  бутылкамч. Дом
положгли, а меня избили и выбросили нз
улицу. Детей мне с трудом удалось спасти
из пламени...»

Эти овечки забирали с собой все, что
попадалось на глаза. Вюгда они улепеты-
вали, то легковые машины везли на бук-
сире даже детские коляски. i

«У меня из живности остались лишь

кот да собака», сказал` своим избавите-
лям коахозник деревни Бундырево В. Д.
Морозов. В леревне Алтухово немць рас-
стреляли 80-летнего старика Якова Сте-
пановича Соловьева только 3% то, что он
попыталея лечь отдохнуть на печку B
своей же избе. В деревне Исаково они по-
весили колхозников Лаврушина и Радио-
нова. В деревне Ларино изнасиловали пять
женщин и зверски их замучили.
_ У жительницы села Сонопенки Агоафе-
ны Бормоткиной умерла старуха-мать. И
Kona покойница лежала на столе. окку-
панты вытащили из-под мертвой пять
метров материи. Они смеялись при этом,
говорили, что вообще «воем русоким будет
капут».

В деревне Руднево сони замучили 13
красноармейцев. Вырезали им языки. от-
резали уши, носы, выкололи глаза. В де-
ревне Кишкино заживо сожгли 14 краенд-
армейцев.

Они жгли наших сбветеких людей, ‘ве-
шали, пороли, гоняли босиком по сне,
пытали раскаленными прутьями, тисками,
тупыми и ржавыми ножами. Они сжигали
дома, выгоняли ночью всю семью на улицу,
если ребенок ненароком заплачет co CHa.

Ho Te, что попались к пам в плен —
вот эти, что под навесом, и те вшивые,
что в караулке раздирают прязнымя паль-
цами свою зудящую кожу, и вот эти сн-
ние от холода, которых везут на трузови-
ве,—все они начисто отрицают свои зло-
деяния. Им очень холодно, этому эверью
в капкане. У них есть похолныю молит-
зенники: о чем на фронте просить небо
утром, за что благодарить бога и «фюре-
ра» в конце прожитого лня. на что упо-
вать к ночи. Овн отлично знают, о чем
надю говорить и о чем‘ умолчать в ‘плену.

Л. МИТНИЦКИЙ.

Западный фронт,

Сегодня Советское Информбюро публикует акт о чудовищных злодеяниях немецко-фашистских мерзавцев в деревне Высо-
‚ ково, Рузского района, Московской области. На снимке (справа) — замученные и расстрелянные мирные жители де.
ревни Высоково; На снимке (слева) — Вася Севостьянов из села Тиньково, Московской области, у трупов убитых немец-

кими оккупантами матери и бабушки,

ЕЕ СЕ СЯ ЕЕ EE РЕ. И ЕЕ ТИ

ряде случаев недолечившиеся в госпиталях
бойцы покидали свои койки, являлись в
части, просили дать им оружие и возмож-
ность участвовать в наступлении. Раненые
не уходили © поля боя. Подчае требовалея
категорический приказ командира, чтобы
заставить раненого бойца итти наз пунвг
первой помощи.

Наступление  частей, начатое на нашем
фронте месяц назад, продолжает развивать-
ся. Теперь политические органы фронта
должны выбирать из веего арсенала аги-
тации и пропаганды именно. тв методы, ко-
торые лучше булуг содействовать развитию
наступления, увеличат наступательный по-
рыв наших частей, помогут войекам преоло-
левать трудности зимних — переходов,
неуклонно преследовать врага по пятам,
громя и уничтожая его. \

Сейчас мы почти отказалисв от лекций
и докладов, которые трудно организовать п
провести в условиях наступательных мар-
шей и короткого отдыха. Наоборот, раеши-
рена, введена в повседневную практику
постановка коротких живых бесед о героях
наступления ив особенности рассказов
непосредственных участников последних
боев о своем воинеком опыте. Основной те-
мой ‘нашего агитатора служит боевой при-
каз. Строя беседу, атитатор насыщает ев
примерами из жизни своей части, расека-
зывает о подвигах героев последних боев.
Тут же выстувают и сами герои с расека-
зами о своем опыте.

Таж, например, в’ одной ‘из Чабтей боль-
шим успехом пользуютея беседы сержанта
артиллериста тов. Сугенчалина о том, как
его батарея в Упор расстреляла 6 враже-
ских танков. С интересом слушается рассказ
санинструктора тов. Хрол о том, как он пол
огнем противника вынее с поля боя 15 ра-
неных с их оружием. Популярен лдоклат
красноармейна тов, Гуревич «0 воинской
присяге», весь построенный на ярких при-
мерах героизма бойцов части, ‘проявивших
себя. в последних боях с врагом,

Наступление вылвигает все новых и но-
вых героев, приносит боевой опыт, рождает
пеисчерпаемые темы лля_таких живых до-
клалов на короткой стоянке, где-нибудь У
походного костра или в леснох шалаше.
Важлый день боевой стралы отмечаетея
сейчас замечательным прояваением народ-

ной смекалки, которую так ценил Суворов.
Политработники ` армии должны во-время
заметить и поддержать любое ценное про-
явление боевой инициативы и © помощью
агитатора сделать его достоянием всех бой-
цов. Это дает огромные результаты.

В ответ ‘на призыв товарища Сталина
уничтожить всех фашистов, вторгнувшихся
на нашу советскую землю в качестве ее
оккупантов, боец Тов. Тютюник лал слово
скосить из своего’ пулемета 100 фашистов.
Он честно сдержал обещание. Ночью Тютю-
ник находил лля своего` пулемета хорошую,
екрытую, защищенную позицию — далеко
впереди наших линий, умело маскировалея
и утром меткими очередями из-за укрытия
униятожал врагов. Действуя так, он унич-
тожил 122 фашиста.

Тов. Тютюник геройски погиб в одном из
боев, сраженный миной у своего пулемета.
Но его инициатива широко распространена
агитаторами. По его почину началось в ча-
стях целое движение «охотников», развер-
нуловь соревнование на уничтожение боль-
шего числа фашистов. Сотни смельчаков
с винтовками. автоматами, пулеметами или
легкими минометами устраивают по утрам
засалы и ловко бьют врагов, наводя на них
ужас и панику. Многие из бойюв уже
приближаются к своеобразному  рекорлу,
поставленН®му
тии тов. Тютюником.

В условиях наступательных боев 050-
бенно важно хорошю наладить работу с
боевым пополнением, В наши армии вли-
ваются свежие, отлично обученные, пре-
красно экипированные и вооруженные
части. Ню они еще не окурены в порохо-
вом дыму, не имеют боевого опыта. Вот
эдесь открывается широкое поле леятель-
кости для агитаторов и пропагенлистов.
Надо видеть, с какой жадностью слушают
новички рассказы о славной боевой исто-
рии своей части, © путях тяжелой борь-
бы, пройденных ею, © подвигах и боевой
практике героев.

Мне вслюминается замечательный при-
мер работы с пополнением, проведенной
на одном из участков нашего фронта. При-
была стежая дивизия. Все бойцы рвались в
бой. и лишь олно немного смущало их: ни-
кто #3 них в бою © немцами еще не был,

pet Ss Их Пение Е

MOJ0X5IM андилатом пар-

Фото М. Гехтмана и А. Эльберта.

никто не знал врага. И вот команлоза-
ние части репгило показать им живых

врагов, с какими им завтра придется
сражаться.

На дорогу, вдоль которой проходила
ТОлько ЧТо  прибывшая часть, вывели
группу немцев, захваченных в плен в
‚ последнем бою.  Оборванные, грязные,
озябшие, одетые в какие-то бабьи каца-

вейки поверх рваных мундиров, с обуюро-
женными лицами,  обмотанные  веяким
грязным тряпьем.— они очень похолили
нз отступающих. французов с знаменитой
картины Верещагина. Бойцы е любопыт-
ством и некоторой гапливостью, смотрели
на эту группу оборванцев.

Так вот какие они — немцы!

Олин из бойцов He выдержал. On
полбежал к пленным, с презрением пока-
зал наз их лохмотья, а потом вырази-
тельно продемонстрировал им свою мехо-
вую шапку, валенки, расстегнул шинель
и показал им стеганую тужурку и ват-
вые штаны. Это произвело огромное впе-
чатление. Бойцы хохотали. Ночью чаеть
впервые пошла в бой и первой ж& атакой
отбила у немцев три селения.

Й, наконец, несколько слов об инливи-
дуальной агитации, которую должен по-
вседневно вести калклый команлир, комис-
cap и политрук, каждый армейский ком-
MYHUCT и комсомолец, В условиях насту-
пления, когда боевые задачи нозразлеле-
HHA часто меняются в соответствии с 9б-
становкой, когда частям иной раз прихо-
литея по нескольку дней почти без отды-
ха преследовать отступающего врага, a
HOC самостоятельно в отрыте от еснов-
ных сил решать ответственные боевые  за-
дачи,— такая  индивилуальная
приобретает первостеценное значение.

На-днях командование поручило кава-
лерийской части тов. Царькова прорвать
вражескую оборону и прололжать неуклон-
но развивать наступление. Кавалеристы
прорвались, но немцам ‘удалось залатать
прорыв, и конники очутились в окруже-
нии, Слово «окружение» лавно уже пере-
стало смущать наших бойцов. Мы знаем
десятки примеров, когда окруженные ча-
сти продолжали героически драться, орга-

ров,

быть открыть
чтобы великая ненависть еще сильне
жтла наши сердна,
месть вела нас на истребление всех беше-
ных зверей-немцев.

агитация/

ХУЖЕ ЗВЕРЕИ!

В плену немцы вабрасываются на еду,
Впрочем, теперь, когда их приводят в п:`
тепленную избу, они сначала спешат o7
греться. Отопревнкись, жрут жално. Па
том, в зависимости от чина и от харам-
тера, они начинают либо лобезить, 20
нагличать. ‘

Эти кровавые пеы творят неслыхаяныю

‚ зверства, над раненьми и пленньуми крас-

ноармейцами и комагдирамя. Попаеть в
плен к немцам -— хуже смерти!

Когда слушаешь рассказы  пефтизая,
читаешь скупыю показания , очевидцев,
вырвавшихся из ‘немецкого ада, страшные
картины проходит перед тобой,

’ Маленькая деревня. У крайней изы
стралиное кладбище — прямо на Chery
семнадцать трупов. Это фаестрелянныь
красноармейцы. Они свалены в КУЧУ, kag
бревна, & поверх ‘этого ужасного штабе
ля, запрокинув седую голову, лежит -
ловёк в штатеком — тот, кто пы
бойцов ночевать. Смотрите, русские лю,
смотрите, теперь вы видите, что пришли
немцы!

...Мещевск. На дороге немцы. Kory
птыками раздетого догола человека. „7
уже не шевелится, он миртв, но они еп
колют, еще терзают безжизненнюе те.
Кто это? Это красноармеец.

...Юраюнютерювю, На холме возле дерев-
ни—29 раздетых трупов. Очень много кр)-
ви на снегу, а у мертвых ни одной стре-
ляной раны; Только елелы ножевых уда-
нанесенных руками опытных
убийц — точно в затьмюк, точно под ле-

вую лопатку. Здесь была лаже не казнь,
здесь была резня. Кто это? Это красно-
армейцы и командиры. Их убили фашист-
ские мерзавцы.

..В деревне Ильинка раюстреляны нем-

пами пять командиров. В деревне Бабаево
немцы поставили
красноармейцев, подожгли
пленных ‘были две девушки-савитарки,
Когда заживо сгорающие люди стали Me-
таться,
немцы перестреляли их...

стога шестьлесят

у
ео. Сре

попытались божать от огня—

Хватит! Хочется закрыть глаза, 9.

TRHYTE YUH, чтобы не слышать рассказов
96 этом, чтобы не видеть екупых строчек
донесений и писем.

Но нет! Тысячу фаз нет! Глаза должны
Мы должны знать эт,

чтобы священная

М. СЛОБОДСКОЙ.
Западный фронт.

—о—-

КРОВАВЫЙ РАЗГУЛ НЕМЦЕВ
В ОНКУПИРОВАННЫХ ГОРОДАХ

УКРАИНЫ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 7 января.
(Слец. воен. корр. «Правды»). Советские

люли, вырвавшиеся из фашистекого омута,

рассказывают 0 жутких сценах, свидете-
лями которых cau были в Харькове,
Сумах, Чернигове: и в. других некогда
цветущих городах. ee
Одна из средних школ города Сумы
немцами превращена в концентрационный
лагерь. Туда загоняют всех, вызывающих
малейшее подозрение в сочувствии совет-
CKO власти, — мужаин и женщин вмесло
© детьми. «Неблагонадежных» оказалось
так много, что ими забит даже двер шко-
лы! В холодную зимнюю погоду люди
валяются под открытым небож без пиши.
®птелям, поселирвшимея в Харькове п0-
сле 1935 года, немцы предложили поки-
зуть пределы города «ввиту  отоутетвия
продовольственных ресурсов». Партизаны
взорвали мост у Холодной горы. Немцы
немедленно повесили 170  заложаиков.
В одном из домов по Пушкинской улице
взорвалась бомба в крартире, где посели-
лись офицеры штаба. Фашисты повесили
нь каждом балконе дома по два жильца.
В день Великой Октябрьекой толовщины
фашисты демонетративно повели Ha pac-
стрел по улицам города 40 вародных

ополченцев.
Г. ГРИГОРЕНКО.

Е Мы

низованно прорывали вражеское колыю п
совлинялись CO своими частями.

Кавалеристы командира Царькова, 09у-
THBUINCh BO вражеском окружении, 02-
рванные от баз снабжения и питания; 1-
должали выполнять боевой приказ и \-
ступать. Они шли с непрерывными боями
все вперет и рперел, прорываяеь в гау-
бину вражеского расположения. Они из-
расходовали все продовольствие, ели по
сухарю в день, но продолжали наступаль.
Бойцы засыпали в седлах, от усталости
они едва но валились с лошедей, но на-
ступали.

Вот в эти-то тяжелые минуты и 1по-
казала всю свою действенность устная
инливидуальная агитация, хорошо органи-
зованная в части комиссаром Мистрюко-
вым. На коротких привалах. в пербрывах
между лвумя атаками, сам тов. Мистрю-
ков, политруки, коммунисты, кохсомоль-
цы по лушам толковали с бойцами, ут-
вой подбалривали уставших, рассказывали
бойпам 06 ответехвенноети и важности
задачи, которую их часть решала своих
геройским рейлом. И страшно усталые
люди, поддержанные, вдохновленные про-
стым и дохолчивым большевистеким ело-
вом. преотолевали усталюсть и голод, б%-
страшно бросались в новые бои и с ome
сточением уничтожали врагов.

Часть Царькова в трулнейших условиях
окружения, в глубоком вражеском тылу
хорошо выполнила поставленную перу
пен задачу и с очень малыми потеря
соединилась © дотнавиими ев, полоедяйи-
ми по ее следам нашими частями. Во всех
этом немалую роль сыграли политработ-
ники части, ее коммунисты и комсомоль-
ЦЫ, умело действовавшие большевистеких
оружием индивидуальной агитации.

Haima части прололжают ’ наступать.
Дело чести всех политических работников
армий, всех армейских коммунистов и
комсомольцев — большевистоким, сталин-
CRAM, дохолчивым словом, боевым приме-
ром личной отваги, мужества и героизма
поднимать и растить боевой наступатель-
вый порыв наших частей.

Калининский фронт, (По телеграфу).

“>...

]
у
в