a

Вручение орденов и медалей СССР

Вчера, 9 мая, первый заместитель Пред-
Бедателя Президиума Верховного Совета
СССР тов. Н. М. Шверник вручил ордена
и медали награждённым.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
ла» вместе с грамотой о присвоении звания
Героя Советского Союза вручаются награ-
ждённым за боевые подвиги младшему
сержанту В. И. Харитошкину, гвардии
старшему сержанту В. М. Литвинову, лей-
тенанту И. К. Неночатых, старшему лейте-
нанту В. И. Гамаюну, капитанам С. А. Дол-
женкову, П. А. Дельцову, А. С. Клюшки-
ну, П. Коновалову, Н. М. Трегубову,
гвардии капитану С. И. Кретову, а также
героическим Участникам форсирования
Днепра красноармейцам Н. Н. Мореву, по-
лучившему также орден Красной Звезды,
В. П. Мухину, гвардии младшему сержанту
А. Ф. Горобец, сержантам В. Г. Солдатен-

НИНЕ

ко, И. Н. Зиброву, гвардии старшему лей-
тенанту С. П. Жарову.

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования и проявленные при этом
доблесть и мужество ордена и медали по-
лучает группа лиц офицерского состава.

Тов. Н. М. Шверник после вручения ор-
денов и медалей обратился к награждён-
ным с краткой речью и в заключение
сердечно поздравил всех награждённых и
пожелал им дальнейших успехов в общей
борьбе советского народа за скорейший
разгром немецких оккунантов.

*

В тот же день Председатель Президиума
Верховного Совета СССР тов. М. и
Калинин вручил орден Ленина тов. Н. С.
Хрущеву, награждённому в день 50-летия
за выдающиеся заслуги перед партией и
советским народом.

НОО

Хороиии! урожай будет!

Высоко в небе вьётся жаворонок. Ву-
паясь в обильных солнечных лучах, он то
стремительно падает вниз, тб снова взмы-
вает в голубую высь и будто повисает там
на какой-то невидимой нити. зЗацвела, за-
звенела неугомонным птичьим хором
степь. Всюду подымаются к солнцу буй-
ные степные травы, чудесным ковром
расстилаются пышные воходы озимых. А
вдали, по-над самым краем степи лёгкий
ветерок гонит янтарно-прозрачные, еле
заметные волны тёплого весеннего воз-
духа...

Колхоз «Красный боец» закончил сев.
Славно поработали колхозники, с честью
выполнили свои социалистические обяза-
тельства. Весенний сев проведен на вы-
соком агротехническом уровне.

— Такого замечательного качества я
никогда ещё не видел, — говорит председа-
тель сельсовета Семен Греков. И он рас-
сказывает нам, какую роль в проведении
сева сыграли депутаты сельского Совета.
Ешё зимой они были раскреплены по
бригадам и вместе с бригадирами готови-
ли к весне семена. инвентарь, скот. 0с0-
бенно проявила себя в эти дни постоянно
действующая сельскохозяйственная ко-
миссия, возглавляемая депутатом Топили-
ным. В составе комиссии— семь человек.
Фактически же в её работе активно уча-
ствуют десятки людей. На этот актив
комиссия опирается во всей своей работе,
и в этом её сила, это создало ей большой
авторитет. Комиссия всё время следила
за подготовкой к весне, проверяла, как
обстоит дело с семенами, сельскохозяй-
ственным инвентарём, как поставлен уход
за лошадьми и быками. 0 всех выявлен-
ных недостатках комиссия сообщала
правлению колхоза и исполкому сельсо-
вета, добиваясь принятия мер.

По инициативе постоянно действую-
шей сельскохозяйственной комиссии в
колхозе были организованы курсы по
подготовке звеньевых, бригадиров, се-
яльщиков, прицепщиков и других масте-
ров земледелия.

Накануне сева депутаты Орловекого
сельсовета выступили инициаторами со-
циалистического соревнования сельских
Советов области. Их обращение по этому
поводу, опубликованное в «Сталинград-
ской правде», вызвало горячий отклик.

Орловцы понимали, что они должны
показать пример борьбы за высокий уро-
жай, за выполнение своих обязательств,
& обязательства они тогда взяли на себя
такие: собрать не менее 100 пудов пише-
ницы, 120 пудов проса и 150 центнеров
сахарной свёклы с каждого гектара.

Чтобы не осрамиться, депутаты Совета
энергично взялись за дело. Подготовка к
весне была закончена во-время. Надо бы-
ло во-время же начать и весенний сев,
чтобы не пропал даром ни один час.
Именно депутаты вели непрерывное на-
блюдение за сходом снежного покрова
и поспеванием почвы. В этом деле они
тоже соревновались между собой, — кто
первым даст сигнал о возможности на-
чать полевые работы. Первым был де-

Д——_— т киГМЫМЫыямяДЫДДыы _щы

Обнов

Люди не сразу вошли в eBoe село.
Они остановились на высоком кургане
и сухими, уже выплаканными глазами
смотрели на некогда цветущие сады и
усадьбы, на разорённые и поруганные
гнёзда.

Осенний ветер трепал лохмотья их убо-
той олежды, дети прижались к матерям
и молчали, видя, какое горе остэновило
возвращение взрослых.

Голодные и оборванные, с почерневши-
ми от непосильных лишений лицами, жен-
щины и старики казались нищими бродя-
гами.

Это стояли миллионеры. Создатели и
труженики колхоза-миллионера имени
товарища Сталина.

Миллионеры стояли на кургане и, не
решаясь войти в своё село, смотрели, как
У ног их догорали хаты. Печальными ко-
сицами тянулся горький дым WO опустев-
шим улицам, в страшном изломе протя-
нули к небу обгорелые балки клуб, школа,
детские ясли, электростанция — гордость
колхоза...

Чернели пни порубленных фруктовых
садов, и выложенный узорным гранитом
артезианский колодец распространял зл0-
воние. Ветер ещё раскачивал обрезанные
верёвки немецких виселиц, а трупы одно-
сельчан, бережно снятые бойцами вели-
кой армии-освободительницы, ещё ждали
своих причитаний, слёз и клятвенных
надгробных речей.

Колхозники медленно пошли по ули-
пам. Шли словно по незнакомым местам.
Е прошлому, к семье и родным их верну-
ли надписи, сохранившиеся на стенах и
дверях домов.

«Мамочка, завтра нас угонят. Не плачь,
я вырвуся або помру ..>—выветено неров-
ными детскими буквами на стене 060-
жженного сарая.

Другая надпись на двери доброго хо-

зяйственного дома, слеланная в ар количеством ,

мой надежде на встречу: «Вася, есги при-
дёшь. жди нас. Мы все вместе ждём тебя
и привет».

На колхозной площади, среди разбитой

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛ

путат Иван Бирюков. Вечером 6 апреля
он прибежал в сельсовет и заявил Гре-
KOBY:

— На моём участке завтра можно на-
чинать...

Подняли всех на ноги. За ночь ещё и
ещё раз всё проверили, и утром во всех
бригадах началось выборочное покровное
боронование зяби. Так, не упустив ни
одного часа, колхоз «Красный боец»
вступил в полосу решающей борьбы за
высокий урожай.

Впереди с первых же дней оказалась
третья бригада, которую возглавляет де-
путат сельсовета Мария Тралнина. Боль-
шинство членов этой бригады — жены
фронтовиков, да и сама Трашина гоже
жена старшего сержанта. Как-раз нака-
нуне сева она получила от мужа письмо.
Павел Трашин писал:

движением из звеньевых на бригадира.
Гляди, не подкачай, не посрами чести
колхоза. Нынешняя весна — для нае вес-
на новых побед на фронте, а для вас —
весна высокой агротехники. Так что ста-
райтесв».

Получив наказ мужа, Мария Степанов-
на Трашина, взволнованная и радостная,
ещё раз по душам поговорила с каждой
колхозницей о том, какой план получила
бригада, что и как надо делать, чтобы
победить в соревновании. Решили выхо-
дить в поле чуть свет, начинать работу
раньше и заканчивать позже всех.

Бригада Трашиной изо дня в день пере-
выполняла установленные нормы. Жёны
фронтовиков Варвара Короткова, Анна
Моторыгина, Дарья Калашникова и Домна
Алексеева выполняли нормы на пахоте и
севе до 130 процентов.

своим председательским столом. С утра
до вечера верхом на коне он об’езжал
поля колхозов и сам лично следил за ка-
чеством сева. Но как строг он ни был, ему
так и не удалось обнаружить нарушений
агротехники ни в одной бригаде. Особен-
но понравилось Грекову качество работы
на участке депутата Трашиной.

Сельский Совет во время сева был бое-
вым организатором социалистического с0-
ревнования. Здесь ежедневно по вечерам
собирались депутаты Совета, бригадиры,
звенъевые, чтобы подвести итоги за про-
шеднгий день, обменяться опытом. Сорев-
нование решило успех. Орловцы выполни-

. Уходя от Бухареста,

2  2?
«Поздравляю тебя, дорогая моя, с вы-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТ ТРУДЯЩИХСЯ Я

a

Действия авиации
союзников

ЛОНДОН, 9 мая. (ТАСС). Как передаёт
специальный корреспондент агентства Рей-

тер при штабе войск союзников в Италии;

экипажи ‘английских бомбардировщиков,
совершивших в ночь на 8 мая налёт на Бу-
харест, сообщили, что во время’ налета в
городе ещё продолжались пожары, возник:
шие после бомбардировки, произведеннои
несколькими часами ранее самолётами «Ле-
тающая крепость» и «Либерейтор». Экинажи
ночных бомбардировщиков зарегистрирова-
ли прямые попадания бомб в заводы, стан-
ционные пути и близлежащие сооружения.
команды бомбарди-
ровщиков видели пожары в центре и в юж-
ной части города, а также на железнодо-
рожной сортировочной станции.

ЛОНДОН, 9 мая. {ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, штаб американских войск
на европейском театре операций. сообщает,
что днем 9 мая около 1.000 американских тя-
жёлых бомбардировщиков из состава 8-го
авиационного корпуса совершили налёты на
железнодорожные депо и германские аэро-
дромы во Франции, Бельгии, Голландии.
Американские средние бомбардировщики
совершили налёт на военные об’екты в Се-
верной Франции и Бельгии.

Американские бомбардировщики шли в
сопровождении большого количества истре-
бителей «Мустанг», «Лайтнинг» и «Сандер-
болт».

ЛОНДОН, 9 мая. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщило, что в
ночь на 9 мая крупные соединения англий-
ских бомбардировщиков совершили налеты
на Францию и Бельгию. Бомбардировке
подверглись сортировочная станция Эн-
Сен-Пьер, аэродром и база гидросамолетов
около Бреста и военные об’екты на побе-
режье Франции. Совершен также налет на
Оснабрюк и об’екты в Рурской области.
Английская авиация производила миниро-
вание вражеских вод. 10 английских само-
летов не вернулись на свои базы.

Военные действия

В эти дни Семен Греков не сидел за

в Италии

ЛОНДОН, 9 мая. (ТАСС). Главный штаб
войск союзников в Италии сообщает, что
в горном секторе главного фронта в Ита-
лии войска союзников продвинулись южнее
гор Майелла. В других секторах фронта —
без перемен.

Плохая видимость препятствовала вчера
крупным воздушным операциям. Истреби-
тели-бомбардировщики производили налёты
на транспорт противника на дорогах близ
Рима и в Югославии. Истребительная авиа-
ция союзников продолжала патрулировать
над зоной боевых действий. Два самолёта
союзников не вернулись на свою базу. В
течение дня было замечено только 4 само-
лёта противника. Средиземноморские воз-
душные силы союзников произвели около
700 самолётовылетов.

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 9 мая. (ТАСС). Как сообща-
ют из Югославии, в Сербии идут ожесто-
ченные бои с крупными силами немцев, не-
дичевцев и четников Михайловича. Четни-
ки сконцентрировали на участке Ужице —
Вальево силы, стянутые из всех районов
Сербии. Захвачен приказ Михайловича, в
котором он призывает четников бороться на
стороне немцев и болгарских оккупацион-
ных войск против народно-освободительной
армни Югославии.

В Восточной Боснии противник продолжа-
ет наступление на всех участках фронта и
особенно нажимает на реке Дрина, чтобы
помочь своим войскам в Сербии. В послед-
них боях части 17-й дивизии народно-осво-

ли своё первое обязательство. Сев они
провели дружно и организованно, первы-
ми в области послали об этом рапорт зем-
лякам-фронтовикам.

И вот сейчас смотрит Семен Греков на
ярко зелёные веходы хлебов и не без гор-
дости говорит:

— Хороший урожай будет...
П. УЛЬЕВ,
соб. корр. «Известий».

Орловский сельсовет. Сталинградской
области.

ленце

ограды, в песке размётанной могилы ле-
жала каменная плита с вырубленным на
ней стихом:

«Тихо тут сищь Мацвей Суховей —
Перший старшиня калгасу.
Богата начей не смыкау очей».

Плита была расколота надвое, и те-
перь старый колхозный конюх бережно
соединял половинки.

На селе вспыхнули детекий пязч и при-
читание женщин.

Долго не изгладится из памяти впечат-
ление, которое кладёт на человека по-но-
вому увиденная родная земля.

Была ли ещё когда земля Белоруссии
так обильно полита слезами и кровью
матерей и братьев наших?.. И была ли
ещё когда так высока, так крепка вера в
победу, в час возмездия и возрождения?

На следующий день старики и женщи-
ны принялись за работу. Начался труд
обновления и творчества. Выкопали
из земли зарытые еще в 1941 г.
плуги, триера, две веялки, части разоб-
ранного трактора и обтянутую дорогой
кожей папку, в которей хранился прави-
тельственный акт © закреплении за кол-
хозом земли навечно,

Громы нашего наступления постепенно
стали удаляться, потом их только изред-
ка приносил далёкий ветер, и, наконец,
они совсем затихли, уйдя за границы 0б-
ласти.

Впервые за два с лишним года над ое-
лом поплыла широкой рекой свободная
девичья песня. Стали приходить соседи.
Кто помочь, кто посмотреть да поучиться,
& кто и просто похвастать своими успе-
хами.

Старый знакомец уважаемый Тарас
Прокофьевич Морозов, пчеловод колхоза
«Чырвонополле», прославленный на весь
Тереховский район качеством своего мёда
пришёл спро-
сить, нё стдадтт ли сталинцы попорчен-
ные немцем ульи. Оказалось, Тарас Про-
кофъевич вместе сс своими товарищами
Данилой Сиваковым и Иваном Пузико-

бодительной армии убили и ранили более
300 немецких солдат и офицеров.

В Санджаке части народно-освободитель-
нсй армии продолжают наступление, очи-
щая район Бродарево — Плевле от против-
ника. Взято в плен более 100 человек.
В Черногории части народно-освободитель-
ной армии снова прорвались в Беране, где
идут уличные бои.

В Хорватском Загорье части народно-ос-
вободительной армии держат инициативу в
своих руках. В Словении вражеские гарни-
зоны подвергаются атакам, имеющим целью
ослабить нажим противника на главные си-
лы вародно-освободительной армии.

вым обязался вернуть былую славу кол-
хозу «Чырвонополле» и в кратчайший
срок создать пасеку хотя бы в половину
бывшей.

Пришёл председатель колхоза им. Во-
рошилова Андрей Салодкий и спросил, не
нужна ли какая помошь. Он рассказал,
что ворошиловцы, уже починили все
мосты и дороги, послали большой 0боз с
продуктами в подарок освободившей их
Красной Армии и что теперь колхозники
заняты починкой плотины, взорванной
немцем при отступлении.

Вместе с председателем пришёл crap-
ший конюх. Он осмотрел колхозную ко-
нюшню и долго беседовал с местным ко-
нюхом, об’ясняя, каким методом и ста-
раньем удалось ему уже сейчас поставить
в конюшни 65 рабочих коней и 17 голов
молодняка.

Из Ветковского района возвратился
садовод колхоза им, Сталина Михаеь
Курч, посланный туда за саженцами для
яблоневого сала. Садовод гостил у своего
друга кузнеца, но не смог как следует
поговорить с ним, так как кузнец приво-
дил в порядок колхозный инвентарь.
Однако от других колхозников и от ево-
его тёзки— председателя садовод узнал,
что колхоз, потерпевший убытков от нем-
ца на 5 миллионов 236 тысяч рублей,
уже разворачивает работы по’ плану,
оставляющему далеко позади прежний
уровень хозяйства.

Сталинцы слушали эти рассказы, и ли-
ца их, разглаживая суровые морщины,
озарялись счастливой улыбкой, как оза-
ряется лицо художника вдохновенной
мыелью творчества. Они вбирали в себя
впечатления окружающей жизни, как воз-
дух. Им хотелось рассказать о себе, о ре-
зультатах великого труда стариков, жен-
щин и детей колхоза им. Сталина, воз-
рождающего хозяйство.

Секретарь районного комитета партии
стал частым гостем колхоза. Однажды он
привёз с собой архитектора. Заговорили
о проекте новог> колхеза им. Сталина.

Дед Никита запротестовал.

— Я так соображаю” проект у нас мо-

ЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5.

жет быть только один... Хаты, пока-что
без черепицы, по-старому построить...

АТОВ
—=—

корреспондент
нии «Колумбия» Смит утверждает, что про-
довольственное положение Германии в на-
стоящее время является
времени возникновения войны. Резкая не-
хватка продовольствия вызвана. изгнанием
немцев с Украины и тем, что в настоящее
время в Венгрии и Румынии сконцентриро-
ваны большие армии, которые поглотили
все балканские запасы. Норма выдачи кар-
тофеля в Германии вновь уменьшена почти
вдвое. Нехватка кормов вызвала массовый
убой телят. Опубликован официальный де

СТОКГОЛЬМ, 9 мая.

Швеции в этом году сборники
тов. Сталина. Медаль пишет,
сомневается больше в том,

проигрывает войну: «СССР

Сталина».

зеты выступают
адресу нейтральных

являются
газеты

поставки
Обозреватель
трибюн»

войны.

Газета
лением к Португалии,

у

Протест гетеборгских портовых рабочих против поставки
шарикоподшипников в Германию a

TETEBOPY, 9 mas. (TACC). Tasera