at

ee

<: <

out wm oe

Ek

Bey i

ше, «Альгамбра»,

ЧЕТВЕРГ, 11 МАЯ 1544 г. № 111

(8413)

Nes

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая. 1. На здании вокзала водружается красное знамя. 2. Улипа ‘Ленина, разрушенная немецкими вапдалами. 3. Старший лейтенант В. Стовба и твардин младший сержант А. Сукиясов,--участники героической обороны Севасто-
поля советскими войсками в 1941—42 гг. одними из первых ворвались в Севастополь. ,

Фото специального военного

«Известий» (С. Гуравий. (оставлено на самолёте ст. лейтенантом Волозшиныю.

После штурма

®Т СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»>)

420 такое Севастополь, штурм Севасто-  каждой скалой может таиться такая же
поля? Сегодня, когда мы так близки ещё! раковина, изрыгающая огонь, насыщен-
5 горячему, обжигающему пламени боя,  ная нулемётами, почти недоступная для

я вспоминаю прежде всего
горах после штурма, ночь,

когяа глав-

дорогу в  атаки.

Здесь нашим войскам пришлось прогры-

ное было сделано, и сон пехотинцев на зать три пояса германской обороны, три

этой дороге. Они спали в пыли, сжимая обвода укреплений.

Представьте cede

в руках винтовки, и фары автомобилей каменный лабиринт, разящий огнем из

высвечивали их из мглы. Бо сне они были,
как в сражении. Просыпаяеь, они искали
врага. Если-бы знать им, что враг уже
далеко! Они сами гнали его с Мекензие-
вых гор, с Сапун-горы, из, ущелий, още-
ривиихея пулемётными тнездами, из не-
шер. видимых лишь там, где ищет тебя
пуля врага, с высот, стерегущих Инкер-
манскую долину. отовсюду, где огнём был
закрыт путь к Севастополю, и командиры
взводов, полков, дивизий не могли сдер-
жать солдатскую ярость, шедиую на при-
ступ. .

Пехотинцев, застигнутых CHOM Ha Z0p0-
ге, мы вспомнили снова в ту минуту, ког-
ха их усилиями для каждого русского бы-
ла добыта возможность притги на Граф-
екую пристань, увидеть Южную бухту,
через которую Ha ялике переправлялея
когда-то артиллерист русской армии Лев
Николаевич Толстой, взглянуть на Вора-
бельную сторону, на Малахов курган, на
обелиск братской могилы за Северной
бухтой и воссоединить в воспламененном
сознании два века севастопольских битв,
два времени нашей славы.

Севастополь — в наших руках.

В этот чае я вспоминаю расеказ людей,
стороживших в дни оккупации музей
«Воронцовский дворец» в Алупке, на
зэжном берегу Крыма. На фризе, в ни-
сохранилась в этом

каждой щели, дополните это системой под-

земных казематов и катакомб, способных
вместить целые дивизии и заводы, — это
и есть участок фронта нод Севастополем.
Ночью он пламенел, клокотал багровым
пламенем, будто десятки вулканов извер-
гали потоки лавы.

Немцы набили сюда Bee запасы войск
и вооружения, уцелевигие после разгрома
на территории всего Крымского полуостро-
ва. Я видел участок фронта, где на про-
тяжении десяти километров немцы уста-
новили двадцать четыре батареи одних
только зенитных орудий. Но мы видели
также, как, невзирая на это, наши само-
яеты штурмовой авиации день и ночь ны-
ряли среди горных вершин, срывались в
пике чуть не до дна узких ущелий и, чу-
дом не раешибаясь о скалы, буквально вы-
хизывали огнем пушек и пулеметов вее
раещелины и гнезда в горах. Бой шел в го-
рах, в воздухе и на море. Битву такого
невероятного напряжения, такой плотно-
сти огня, такого ожесточения можно бы-
ло видеть только под Сталинградом.

Во всех трёх ярусах штурма, на земле,
на море и в воздухе, наши люди доби-
лись победы, и сегодня они—в Севасто-
поле.

*
Тишина Севастополя,
В нее трудное поверить после грохота

дворце надпись на арабском языке: «И Торных сражений. Трудно поверить, что
нет победителя, кроме бога». В 1941 году   стоишь на берегу Южной бухты, и вода,
немецкие генералы, взглянув на фриз, до-  Проовеченная маиским солнцем, вода, ко-
полняли изречение словами: «Кроме бога Торую ещё Нахимов учил нае любить,
и_ германской армии!» Теперь немецких бьётся волной в разбитые снарядами
заносчивых офицеров нет больше в Ерыму.   Камни.

Олни лежат в земле Инкерманской до- Только здесь понимаешь, что значит

лины, другие — на дне Чёрного моря.

Когда нами армии появилиеь перед
Перекопом, вырвались к Сивашу и запер-
ли вемцев на полуострове, германское
командование бросило в свои войска
зозунг:

«Не отдадим солнечного Крыма!»

В этом проявилась вся тупость немец-
кого ума и немецкого вердца. У них He-
хватило даже чувства юмора, чтобы по-
нать, как нелепо, как смешно звучат эти
слова, когда произносит их немец, вор,

. возомнивший еебя обладателем воего, что

есть прекрасного в мире.

И наши солдаты емеялись.

После степных мелитопольских просто-
рев война артиллерийским ураганом
прорвалась бжвозь узкое горло Переко-
па, прорвалась моторной танковой бурей
через зесь Ерымский полуостров и под
Севастополем оказахлаеь в тисках камен-
ных гор и ущелий. Там, под Перекопом,
наши солдаты прошли старую русскую
школу Суворова. Перед ними были по-
зиции неприступные. Такие же позиции
они выстроили в своём тылу и в дни на-
копления сил учились их  штурмовалъ.
Баждый солдат опытом, школой, трудом
постигал мысль своего генерала. Учились
ночью и днём. Предвосхищели вее улов-
ки врага. Прощупывали в учебе все хит-
роети его обороны, продумывали за него
всё, что может он нагромоздить на пути
предетоящего штурма, — и пятьдесят
раз под ряд захватывали ими же выет-
роенные пояса обороны, чтобы однажды,
врасплох в настоящем бою отбить их на
реальном поле сражения.

Школа Суворова сделала ©воё дело.

Немцев отбросили за Перекоп, за Си-
ваш. Немцев гнали через весь полуостров.
Вее рода войск дружили, как никогда, в
этой атаке. Вместе ‘с танкистами двига-
лись офицеры авиации, чтобы в вихре
танкового наступления тут же захваты-
вать аэродромы, принимать на них свои
самолёты и крыльями советской авиации,
сопутетвовать неудержимому движению
советских танков.

Война вошла в горы. Тут вее изме-
нилось мгновенно. Bee навыки равнинной
войны пришлоеь изменить. Не было ме-
ста для дальнего полета снаряда, Не бы-
ло простора для танков. Скалы вздыма-
лись перед пехотой. Сложность этой вой-
вы может понять тот, кто видел на под-
erynax к Севастополю селение Черкез-
Вермен. Оно втиснуло свои улочки и дома
в каменные пещеры, недоступные ни
авиационным бомбам, ни артиллерийским
снарядам. На расстоянии пятисот метров
вто селение, закрытое скалами, невидимо,
о существовании его трудно догадаться
в нагромождении камня, и, лишь оказав-
шись в узком ущелье, вы останавливае-
тесь, пораженный тем, что открываетея
вдруг перед вами. Это как бы грандиоз-
ная раковина, вобравшая в вебя к

этажные дома, пристройки, огороды, забо-

ры, маленькие илощади для собраний на
головокружительной высоте, — и все это
внутри камня, в расщелинах, в чреве
вздыбленных гор. Важдый метр разведчик
должен прошупать собственным телом, за

эта минута. На утро после штурма я
видел, как на Интернациональной пло-
щади плакали, обнимзясь, отталкивая
друг друга руками, стыдясь этих слёз, мо-
ряки Черноморского флота. Они снова
здесь, в Севастополе. Изгрызанная оекол-
ками, чернеет на арке перед Графекой
пристанью цифра—1846—в тот год етро-
или Графскую пристань, это знает ка-
ждый моряк Севастополя. Тишина после
боя. Скрипит пох ногами прах израненных
взрывами зданий. Улица Ленина. Здесь
были немцы -—— здесь нет больше жизни,
нет людей, нет домов. Мёртвые стены в
дырах, провалившиеся крыши, обрушен-

ные потолки, сожранные  динамитом
фасады, обезглавленные статуи в ни-
шах, — скрипит, скрипит под ногами

прах Севастополя. Здесь были немцы.

Севастополь в дни обороны 1941 —
42 года стал воплощением русской
доблести. Немны возненавидели этот го-
род, они боялись его, — они ренихли его
умертвить: Они наносили улары в самое
сердце великого города. ПНройдемте от
Графекой пристани к Музею Крымской
войны. Одна из чугунных колонн перед
зданием снята с постамента, немцы He
успели еб рить бросили на камнях
мостовой. Вход в здание завален обру-
шенным камнем. В дверях — оборванная
проволока, музей собирались минироваль.
Лежат на камнях чугунные ядра. Лест-
кица. На ступенях — обнаженные мане-
кены, с них содраны мундиры солдат и
матросов Севастопольской обороны, нем-
цы умеют быть мародерами даже в му-
зеях. Проткнутый штыком портрет мат-
роса с «Потемкина». Изрезанный ножами
портрет пластуна Петра Кошки. Главный
зая музея — сквозь пробитые в стенах
дыры врывается ветер, свистит в снастях
двух фрегатов. Немцы боялись нашего
флота. Они сражались с ним и здесь, в
музее. Топорами, прикладами они хотели
сломать макеты руеских фрегатов. Они
разрушили дома, стоявигие рядом с му-
зеем, взорвали здание, где в дни Сева-
стопольской обороны была гарнизонная
церковь, пытались увезти нахимовские
пушки, -— теперь на-страже стоит возле
них наш танк, гнавший немцев из Сева-
стополя в мае 1944 года,

Центр Севастополя — каменная пусты-
ня. Улица Фрунзе стала кладбищем. Уце-
левшие обитатели Севастополя ютились
на окраинах, в погребах, в подвалах, в
ямах. На берегу Южной бухты дымятея
портовые здания, качаются на волнах
брошенные немцами шлюпки, Над нею —
холмы, где, лишенное крыши, высится
здание панорамы Севастопольской оборо-
ны. Немцы хотели убить даже память о
великих людях России, Севастополя,
Черного моря. Памятник Тотлебену они
обезглавили.

Оглушает эта тишина Севастополя пос-
ле немецкого бегетва, после грохота взры-
вов, воя пожаров.

Но Севастополь — возвращен Родине,
и Севастополь будет жить,
(Окончание следует).

Евгений КРИГЕР.
СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая.

Народ приветствует

2ероев Севастополя

—=

Слава вам, доблестные

КИЕВ, 19 мая. (ТАСС). Радостное воз-
буждение нарит среди трудящихся столи-
цы Советской Украины. ‘

На митинге в депо имени Андреева с го-
рячей речью выступил дежурный по депо
Бехтерев.

— Освобождение Севастополя — боль-
шой всенародный праздник, — заявил он.—
От всей души хочется поблагодарить Крас-
ную Армию и сказать: Слава вам, наши
доблестные воины! Слава Верховному
Главнокомандующему товарищу Сталину!

Большой патриотический под’ём на за-
воде «Укркабель».

— Наш горячий привет освобождённому
городу-герою от трудящихся столицы Со-
ветской Украины, — сказала выступивная’
на собрании работница Суровая. — Мы при-
ложим все усилия, чтобы достойно отбла-
годарить своим трудом его славных осво-
бодителей. Сегодня моя бригада выполнила
заданиь на 140 процентов. Даём слово ра-
ботатьчещё напряженнее, с каждым днём
давать всё больше сверхпланового кабеля,
нужного стране и наступающей Красной
Армии. 4

От всего сердца

ГОРОД Н., 10 мая. (По телеф. от соб.
корр.). Радостная весть о взятии Севасто-
поля застала рабочих ночной смены дале-
кого волжского завода, где директором
т. Карпов, во время обеденного перерыва.
Трудно передать восторг, охвативший ра-
бочих в эти незабываемые минуты. Немед-
ленно во всех цехах состоялись короткие
митинги, на которых рабочие бурными.
аплодисментами встречали приказ Верхов-
ного Главнокомандующего.

Завод осваивает производство новой во-
енной продукции, и, отвечая на взятие Се-
вастополя, рабочие тут же давали обяза-
тельства максимально увеличить выпуск
изделий для фронта. Выступавшие мастера
и наладчики Ульянов, Даилинов, Савоськин
и многие другие приветствовали доблест-
ных воинов Красной Армни и призвали
своих товарищей енё лучше работать на
помощь фронту.

С такой же радостью встречено было
сообщение о взятии Севастополя и на орде-
на Ленина заводе, где директором т. Мин-
кин. В литейном цехе здесь работает много
молодых севастопольцев. Руководит ими
мастер Лапа, тоже севастополец. Радость
молодёжи и их мастера была исключитель-
но велика. Они встретили сообщение об
освобождении своего родного города бур-
ными криками «ура» и аплодиементами. `

В честь исторической победы

ЛЕНИНГРАД, №Ю мая. (ТАСС). Тысячи
ленинградцев с радостным волнением слу-
шали приказ Верховного Главнокомандую-
щего Маршала Советского Союза товарища
Сталина о севастопольской победе.

На заводе, где директором тов. Стельни-
ков, старший сталевар Пивоваров, обра-
щаясь к своим товарищам по цеху, сказал:

— Слава Севастополя гремит сегодня в
нашей стране, во всем мире. Он дорог нам,
этот доблестный город на Черном море.
Враг получил здесь ещё один сокрушитель-
ный удар. Оружие, которым мы бъём не-
навистных немецких захватчиков, — это
наш труд. Даём же слово героям Севасто-
поля выпустить сверхплановую сталь.

Всю ночь самоотверженно трудились ста-
левары, ставшие на стахановскую вахту. К
утру они выдали значительное количество
металла сверх задания.

На стахановскую вахту в честь освободи-
телей Севастополя стала ночная смена за-
вода, где директором тов. Мухин. Задолго
до окончания смены стали поступать ра-
порты о выполнении обязательств. Сотни
деталей сданы сверх плана. Раньше срока
собраны десятки узлов. В передовом тур-
бинном цехе все работники перевыполнили
задания. В инструментальном цехе моло-
дёжная бригада Яковлева вдвое перекрыла
норму. }

Утром на стахановскую вахту в честь
героев Севастополя стали рабочие дневных
смен.

Туляки — Севастопольским

ДИВИЗИЯМ

ТУЛА, Ю мая. (По телеф. от соб.
корр.). Радостная весть об освобождении
Севастополя и очищении от немецких за-
хватчиков всего Крыма всколыхнула туль-
ских оружейников и патронников. На за-
водах и фабриках сегодня прошли много-
людные митинги и собрания.

На оружейном заводе в цехе тов. Ив-
лева выступил старый мастер С. Д. Фомин.

— Доблестные воины Красной Армин, —
говорит тов. Фомин—одержали блестящую
победу над немецкими захватчиками. Город
нашей славы Севастополь и весь Крым на-
всегда стали советскими. Мы должны по-
мочь Красной Армии быстрее разгромить
нашего лютого врага. Тула — крупный ар-
сенал советских войск, кующий грозное ору-
жие. Дадим фронту столько оружия, сколь-
ко потребуется.

Цех т. Ивлева дал обязательство закон-
чить майскую программу на 3 дня раньше
срока.

В цехах тт. Гастеева, Соколова и других
об’явлены стахановские вахты в честь герои-
ческих Севастопольских дивизий,

Камни Севастополя

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

(oT i

BOEBHEOPO

Светает. Прохладное утро 10 мая. С
высоты взору открывается красочная
картина. Направо громоздятея Бельбек-
ские высоты. Наступая друг на друга,
теснятея трудно проходимые, изрезанные
пещерами Инкерманские горы. У их под-
ножья — долина, свидетельница многих
жестоких боев.

Мы стоим на вершине Сапун-горы. Ee
отвесные склоны как бы отгораживалотся
от леса и соседних высот, широкими усту-
‘пами подползают к предместьям города.
Сапун-гора — ключ к Севастополю. Нем-
цы цеплялись за нее особенно упорно, не
наши бойцы вырвали этот ключ из рук
врага. Вот по этой дороге, над которой
стелются клубы известковой пыли, наши
танкиеты ворвались в город. Это было вчера
вечером. Еще не остыли камни от взры-
вов, еще не убраны трупы врагов и бро-
шенное немцами военное имущество. Шос-
се изрыто, вздыблено нашей артиллерией.
На 30 квадратных метрах, отечитанных
моими спутниками, мы обнаружили следы
35 разрывов.

Открывается вид на Южную бухту. На
водной глади ни судёнышка. Тоскливо под-
нял в небу свои костлявые коленчатые ру-
ки-крючья выведенный из строя под’ём-
ный кран. Вот здесь был один из послед-
них оборонительных рубежей врата. Бойцы
генерал-лейтенанта Крейзер» прорвали
его в районе Английского кладбища и
распространились по улицам.

Запустение и хаос на берегу Северной
бухты. Нагромождение металла, камня,
обторелых бревен и земли. Среди этого
хаоса вчера ещё кипели схватки е нем-
цами. Я просил назвать имя наиболее
‘отличившегося. Мне сказали:

— Bee дрались отважно. Вее выпол-
нили свой долг перед родиной. Ho u
среди лучших можно назвать самых
лучших. и среди храбрых — самых
храбрых. Разведчик Леонид Лобанов,
прославивший своё имя ешё во время
обороны Севастополя, во главе небольшо-
го отряда уничтожил вчера 48 немцев и
25 взял в плен.

— Я твердо верил, — говорит Лоба-
нов, — что вернусь в Севастополь. Ия
вернулся.

У изгиба шоссе, вблизи Северной
бухты, мы ветретили рабочего Игната
oe Он поведал нам о группе мо-
ряков, сражавшихея здесь се немцами в
р году. Долго отбивали моряки атаки
немцев. Один за другим падали севасто-
польцы, сражённые немецкими пулями.

На скале остался последний красно-
флотец. Он стал во весь рост. Лицо его
было бледно, струйка крови  стекала
по щеке. Немпы думали, что моряк

egaetés. Моряк стоял на скале. Внере-
ди — немцы, позади — море, которое
он так любил. Враснофлотец повернулея
лицом к Севастополю, гордо поднял го-
лову и запел: «Раскинулось море широ-
ко...». Голос креп, далеко разносилея во-
круг. Моряк оборвал песню и крикнул:
Севастополь будет Hamu!

Грянул выстрел немца, и тело Саве-
лова рухнуло вниз. С плеском расетупи-
лись волны. Никого He осталось на
скале...

*

Улицы Севастополя. Ещё свежи следы
вражеского пребывания. Приходится 06-
ходить развалины, перепрыгивать © кам-
ня на камень. Вот улица Фрунзе. Почти
вее дома разрушены. Разворочены белые
здания. В таком же состоянии и осталь-
ные улицы города. Уцелевшие дома на-
считываются единицами.

Жители говорят © страшных издева-
тельствах немцев над мирным населени-
ем. На улице Чапаева у дома № 28 нас
остановила Татьяна Андрианова. Со еле-
зами на глазах она рассказала, как не-
мецкие солдаты хозяйничали в её квар-
тире, били детей но липу, заставляли
мыть солдатам ноги.

Не счесть злодеяний немцев в Севасто-
поле. На рейде, сквозь голубоватую воду
просвечивают затонувшие баржи. Они бы-
ли набиты мирными жителями Севастопо-
ля. Немцы загоняли людей на баржи, вы-
возили их на рейд и топили.

Вместе ¢ нами в’езжал в город
секретарь Севастопольского комитета
партии т. desux. OH помнит другой
Севастополь, с ‘чистыми,  просторны-
ми улицами, © взбегающими на холмы
каштановыми аллеями, с парками, садами,
оживлённым портом, богатой нромышален-
ностью. Всего этого нет сейчас. Всё раз-
рушено и загажене немцем. Над городом
висит дым пожаров. Не уже началась о-
зидалельная работа. Через час после того,
Kak последний немец был выброшен из
Севастополя, мы увидели на Ленинской
улице двух стариков, тащивиих тяжёлый
движок. Он им был явно не под силу.

— Зачем он вам? — спросил командир.

— В мастерекую, в депо, — отвечали
старики.—Там он пригодится. Вот мы и
стараемся.

Пожалуй, это был первый вклад меет-
ных жителей. в дело восстановления го-
родского хозяйства.

Севастополь подыметвя из развалин.
Это дело недалёкого будущего. А сегодня
камни Севастополя зовут:

Бейте врага до конца! Преследуйте
его! Не давайте ему’ пощады!
П. НИКИТИН.

СЕВАСТОПОЛЬ, 10 мая.

ЗВАЗВАТИИННИАРННИНИАР АНИ

Вечера грузинской
литературы в Москве

В Москву прибыла большая группа писа-
телей и поэтов Грузии для участия в вече-
рах грузинской литературы, которые про-
водит Союз советских писателей СССР. В
составе делегации — выдающиеся грузин-
ские литераторы Галактион Табидзе, Алио
Машашвили, Uno Мосашвили, Константин
Гамсакурдия, Симон Чиковани, Ираклий
Абашидзе, Карло Коладзе, Бесо Жгенти и
другие.

Вместе с писателями прибыли видные де-
ятели грузинского искусства, народные ар-
тисты Грузинской ССР, певцы и мастера ху-
дожественного чтения Екатерина Сохадзе,
Верико Анджапаридзе, Тамара Чавчавадзе,
Давид Гамрекели и другие. Они подгото-
вили концертную программу из произведе-
ний грузинских композиторов и писателей,
созданных в годы Отечественной войны.

Грузинские гости выступят © творче-
ским отчётом перед общественностью сто-
лицы на вечерах в Колонном зале Дома со-
юзов, Центральном доме Красной Армия
им. Фрунзе, офицерском клубе Военно-
Морского Флота и на автозаводе им.
Сталина.

Сессия Ученого совета
Туркменского филнала,
Академии наук СССР

АШХАБАД, 10 мая. (По телегр. от соб.
корр.). Здесь состоялась 4-я сессия Учёного
совета Туркменского филиала Академии
наук СССР, посвящённая итогам трёхлет-
ней работы филиала. С отчётным докладом
выступил заместитель председателя прези-
диума филиала заслуженный деятель науки
Туркменской ССР Ходжамурад Байлиев.
Сессия заслутала также ряд других докла-
дов.

В работах сессии принимала участие ко-
миссия Академии наук СССР во главе с
академиком С. Г. Струмилиным.

На заключительном заседании участники
сессии с огромным воодушевлением приня-
ли приветствие товаришу Сталину.

На родине А. П. Чехова

ТАГАНРОГ, 10 мая. (По телегр. от соб.
корр.). „Здесь началась полготовка к 40-ле-
тию сб дня смерти великого русского писа-
теля А. П. Чехова. На предприятиях, в
учреждениях, нколах и библиотеках органи-
зуются выставки, посвященные творчеству
писателя. В кинотеатрах пойцут фильмы,
поставленные по произведениям Чехова.

Восстанавливается школа им. Чехова, в
которой учился Антон Павлович. Будут
реставрирован домик Чехова,  благо-
устроены сквер и улицы его имени. Чехов-
ский музей пополняется новыми документа-
ми.
15 июля в Таганроге будет установлен
памятник Чехову.

Bbeccmepmuoe uma

Инкерман. Последний туннель, Все бро-
саются к окнам вагона. Но, даже не глядя
в окна, можно догадаться, что поезд под-
ходит к Севастополю. Отражения воды
бевут по потолку вагона, морской ветер
вздувает занавески, гремит сигнальная
пушка. Полдень! Синевой, блеском при-
брежной волны, жёлтыми скалами, сухим
огнём бьёт в глаза, слепит Севастополь,

А потом — знакомый половине России
севастопольский вокзал. Ильф писал
© нем: «Севастопольский вокзал, OTEDH-
тый, теплый, звёздный. Тополя стоят у
самых вагонов. Ночь, ни шума, ни рева.
Поезд отходит в час тридцать. Розы во
всех вагонах».

В этих словах в необыкновенной ежа-
тоетью передан Севастополь. Прочтя эти
строки, невольно хочется спросить сосе-
ла: «Помните?» — и услышать ответ:
«Да, конечно, помню. Тополя у вамых ва-
гонов. Какой это замечательный город!»

Таким мы помним Севастополь — город
русской славы, боевых кораблей, памят-
ников, фортов, заржавленных круглых
ядер, застрявших в стенах домов, город
бастионов, адмиралтейских якорей, Мала-
хова кургана, цветущего миндаля и мяг-
ких, всегда немного таинственных вечеров.

Горох великих адмиралов Тазарева, Вор-
нилова, Нахимова, город Пирогова, Льва
Толстого, Матюшенко, лейтенанта Шмид-
та. Севастополь был и будет городом сла-
вы. Его слава—в великих традициях, в ве-
личавой его истории, в том, что Севасто-
поль — гордый город. Он был гордым во
времена обороны 1854 года, он был гор-
дым в годы революции и он остался та-
ким же гордым и непреклонным в дни по-
следней восъьмимесячной осады — одной
из самых суровых осад на земле.

Последние защитники Севастополя —
моряки погибли на Херсонесеком мысу, но
не. сдались. В последние часы у них хва-
тило силы духа, чтобы, яроетно отбива-
яеь от немцев, передавать из уст в уста с
привычным ‘юмором историю, случив-
шуюся со старым пароходом.

Старый пароход одним из последних
уходил из осаждённого Севастополя.
Команда ero была уверена, что пароход

оо
Константин ПАУСТОВСКИЙ

ооо

раесыплется от первой взрывной вол-
ны, — нето что от прямого попадания
бомбы. И вот бомба попала в пароход,
прошла через него насквозь, как через
бумагу, пробила ветхое хнище и взорва-
лась на мореком дне. Воманда подвела
под пробоину пластырь, и пароход пошел
своей дорогой.

Судьба этого парохода, может быть,
подлинная, а, может быть, выдуманная
каким-нибудь шутником-черноморцем, ве-
селила последних защитников Севастопо-
ля. Они до конца ‘остались верными флот-
ской тралиции отваги и веселья. Даже
умирая, они шутили.

Если бы немцы были способны пони-
маль движения человеческой души, то
этот смех привёл бы их в содрогание.
‚Они бы поняли, что, взяв Севастополь,
они его уже потеряли, что бесемысленно
думать о порабощении русских и что
возмездие будет беспощадным.

Севастополь снова наш. Он расцветет с
новым великолепием. Несколько месяцев
назад, когда наши части стояли ещё под
Перекопом и не было наступления, группе
московских архитекторов и скульпторов
было уже предложено готовитьея к вое-
становлению Севастополя. Мы знали, что
вернемея в Севастополь. Мы знаем, что
огромным трудом и вдохновением снова
создадим этот порт и город.

Но, чтобы воссоздать его, нужно поча-
ше вепоминать о том Севастополе, кото-
рый мы все любили и знали. Он был жи-
вописен. В нем были явственно видны
черты морского города, морекой креноети,
стоянки флота. Даже на улицах, удаяён-
ных от моря, всё напоминало о нем —
якорные цепи вместо перил, ракушки,
трещавитие под ногами, мачты в шумящи-
ми по ветру флагами, особая приморская
архитектура домов из инкерманекого вы-
ветренного камня и лестницы «трапы»,
соединявшие его нагорные улицы.

Морская поэзия здесь становилась
жизнью, реальностью, бытом. Улицы, за-

пруженные в сумерки матросами ¢ Kopa-
блей, белизна одежды, скромное золото,
разлетающиеся по ветру ленточки беско-
зырок, синие громады крейсеров, дым,
визг сирен, сигнальные огни, плеск воды,
взмахи прожекторов, крики лодочников,
смех, песни— всё это, смягченное южным
вечером, давало ощущение приподнятости
и праздничности,

° Новый Севастополь будет ещё более
радостным и прекрасным, чем был преж-
ний. Пусть все морские традиции и наша
морская история найдут себе отражение в
этом городе. Пусть в памятникам вождей
и старых адмиралов прибавятся новые
памятники — защитникам Севастополя,
тем, кто его освободил, наконец, намят-
ники великим мореплавателям, путеше-
ственникам, флотоводцам. В Севастополе
должны быть памятники Ушакову и Ла-
зареву, Миклухе-Маклаю и тем нашим
летчикам, что выросли около Севастопо-
ля, на Баче. И, кроме того, должны быть
памятники боевым кораблям.

Можно только завидовать архитекто-
рам, скульнторам, инженерам, садово-
дам, художникам, плотникам и каменоте-
сам, литейщикам и монтерам, которые
будут работать над созданием нового Се-
вастополя.

Слава былых времен находила евоё вы-
ражение главным образом в бронзе и
мраморе. Слава нашего времени найдет
себе выражение не только в этом, но и в
самом городе, в его зданиях, в его ули-
цах, в его садах, в его заводах и куль-
турных учреждениях, где все должно го-
ворить о великой борьбе нашей страны
за счастье, справедливость, за народное
богатство, за независимость и культуру.

Из этой борьбы мы выйдем победителя-
ми. В память этой борьбы и победы мы
должны возродить напиши города во сто-
крат более прекрасными, чем они были,
возродить, зная, что в этих городах by-
дет жить счастливое поколение людей.

Бессмертное имя «Севастополь» знает
весь мир—от Гренландии до мыса Горн и
от Аляски до Сиднея. И это имя будет
всегда сиять в веках, как символ муже-
ства и любви в своему отечеству.