ЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

_На международные темы

Штурм и прорыв немецких укреплений’
у Севастополя и взятие города Севастопо-
ля советскими войсками единодушно рас-
ценены мировой печатью как одно из
крупнейших поражений немцев. Взятие
Севастополя штурмом, за 3 дня, нанеело.
сокрушительный удар и по пропагандиот-,
ской кампании, начатой гитлеровцами B
последнее время с целью несколько ye-
покоить встревоженный терманекий тыл. .
Немецкая пропаганда пыталась изобра-
жать дело таким образом, будто гитлеров-
скому командованию удалось добиться
стабилизации фронта. Поэтому, как толь-
ко начался штурм немецких укреплении у
(Севастополя, гитлеровская ставка, а за’
нею везь аппарат фашистской пропаган-’
ды в один голос заявили, что штурм «от-
бит по всей линии», а «отдельные вклине-
ния блокированы». Советские войска ус-
пешно штурмовали Севастопольскую кре-
пость, преодолевая одну за другой полосы
железобетонных оборонительных сооруже-
ний, а гитлеровская пропаганда все успо-
каивала немцев: «Ожесточенные бои 0)
блокированию сил противника продол-
жаются. На Северном участке  Севасто-
польского фронта атаки противника ока-
зались безуспешными». Но на следующий.
день фашистские лгуны были вынуждены
признать, что «в одном месте» советским,
войскам «удалось прорвать немецкие ли-
НИИ». ;

«Олним местом» оказался город Сева-
стополь — вреность и важнейшая военно-
морская база на Чёрном море.

Штурм Севастополя советскими войска-
ми — первый гром весенней бури, той са-
мой бури, которая, как неосторожно вы-
разился один немецкий обозреватель Мар-
тин Галленслебен, «должна притти Ha)
смену временному затишью на Восточном
фронте». Для фашистской пропаганды
это означает быстрое приближение краха
всех ее усилий, направленных к тому,
чтобы изобразить гитлеровскую Германию
в качестве «неприступной крепости».

Едва ли где-нибудь в Европе немцы
располагают столь сильными укрепления-
ми на местности, которая сама является
естественной крепостью, как это было в
Севастополе и его окрестностях. Прорыв
этих мощных укреплений советскими вой-
сками за три дня боев опрокидывает
всю  многомесячную  пропагандистскую
кампанию гитлеровцев насчет так назы-
ваемого «европейского вала». Блестящие
операции советских войск на Днепре, на
Днестре, на Пруте, в Крыму, взятие Се-
вастополя показывают, ‘что никакие ук-
репления не могут спасти гитлеровцев в
любой части Европы, если, разумеется,
эти укрепления подвергаются штурму по
всем правилам военного искусства.

В штурме Севастополя советскими вой-
сками гитлеровцы резонно чувствуют
предвестник близящихея новых крупных
ударов. И не случайно фашистская про-
паганда именно в последние дни вновь
прибегает к своему давно, впрочем,
разоблаченному средству — запугиванию
и застращиванию своих противников. В
германской прессе с большим шумом
опять рекламируются «новые тайные ви-
ды оружия», при чем гитлеровские шулера
присваивают этим «таинственным видам
оружия»  сногсшибательные названия:
«бронированный кулак», «бронированный
ужас», явно рассчитывая на внешний
эффект. Но, пытаяеь запугивать других,
титлеровцы хотят прежде всего подавить
гложущее их самих чувство страха.

Вот любопытный пример. Фапистская
газета «Килер цейтунг» взялась доказать,
что немцы могут будто бы спокойно ожи-
даль предстоящих событий. ОдЁако не-
сколькими строками ниже эта же фашиет-
ская газета должна была признать, что
немцы очень обеспокоены предстоящим,
ибо «противник не намерен сохранять
состояние покоя. Если бы мы предполо-
жили, что противник даст нам покой, это
означало бы проводить политику страу-
са».

Гитлеровские правители  действитель-
но не знают покоя. Ещё недавно они ны-
тались доказывать, что Красная Армия
не в состоянии прорвать немецкие укреп-
ленные линии. Бои на Украине, под
Ленинградом, в Крыму и, наконец, у Сева-
стополя не оставили камня на камне от
этих утверждений фашистских банкротов.
Терманская пропаганда тщитея  дока-
зать, что союзники неспособны ата-
ковать Германию на суше. В этих видах
немецкая пропаганда стала за последнее
время расхваливать гитлеровского солда-
та-«гренадера» так же, как она рань-
ше расхваливала гитлеровского лётчика.
«Решает только солдат», — так озаглави-
та свою передовую известная фашистская
газет» «Дейче  альгемейне  цейтунг»

Бельгию и Люксембург. Это было в пору
расцвета бандитокого «блицкрига». На-
падение немцы совершили внезапно, как
и состоявшееся месяцем раньше вторже-
ние в Данию и Норвегию. Еще до расеве-
та германская авиация подвергла ожесто-
ченной бомбардировке Брюссель, Антвер-
пен, Роттердам и другие города. Затем
через границы хлынули немецкие войска.
Одновременно были сброшены парашют-
ные части. Заодно с ними вступила в дей-
ствие «пятая колонна» дегреллей, мус-
сертов и других предателей. :
Фашистский зверь, бросившийся из
своей берлоги на маленькие, слабые госу-
даретва, захват которых служил для него
прелюдией к немедленному вторжению BO

Францию, шел напролом. Тогда, в майские,

дни 1940 года, немецкая 6-я армия кати-
лась, как по скатерти, по автодорогам
Бельгии, не помышляя о том, что впое-
ледствии ee ждет двукратная гибель:
сперва под Сталинградом, а затем (после

того, как Гитлер воекресил ее из небытия,

использовав единственное, что от нее
осталось, — её номер) вторично— на пра-
вобережной Украине.

Геббельс в своей речи по радио, произ-
несенной через несколько часов после
вторжения германских войск в Голландию,
Бельгию и Люксембург, и вслед за
ним Риббентроп в своем меморандуме
«об’яснили»,
принято,
ние, подготовлявшееся союзниками». Гит-
лер не счел нужным приводить даже такие
доводы. В обращении к войскам он ди-
нично заявил, что «наступил час битвы,
которая решит судьбу Германии на вле-
дующую тысячу лет». До истечения этого
срока осталось еще 996 лет, но уже сей-
час, в мае 1944 года, судьба гитлеровской
Термании определилась — она находится
накануне катастрофы.

Ход событий, последовавших за набе-
гом немецких фанистов в страны Занад-
ной Европы, известен. Опьяненные свои-
ми легкими успехами, гитлеровцы год
снустя повернули на Восток, вероломно
напали на Советский Союз, но здесь им
пришлось сдать свой «блиц» в архив. В
мае 1944 года, у немецкого командования
не остается ничего иного, кроме, ставки
на затяжную войну, а у немецкой пропа-
ганды ничего, кроме болтовни о «невыяв-
ленвых факторах», которыми, по утверж-
дению Геббельса, якобы располагает гит-
леровская Германия для своего спасения.

Голландия и Бельгия, на ряду с Север-
ной Францией, представляют собой один
из наиболее уязвимых секторов «европей-
ского вала», один из возможных плацдар-
мов, коммуникации и военные об’екты ко-
торого в продолжение многих недель на-
холятся под воздействием союзной авиа-
ции. Вместе с крахом военных планов
Гитлера и как следствие этого краха все
более обнаруживается непрочность окку-
пационного режима в европейском тылу
немецких захватчиков.

Вот как оценивает, например, положе-
ние гитлеровцев в Бельгии одна из под-
польных бельгийских газет: «Гитлеровцы
когла-то мечтали о спокойной Бельгии в
качестве своей фронтовой базы и расечи-
тывали, что Бельгия будет снабжать их
углем, вооружением, продовольствием.
Вместо этого гитлеровцы натолкнулись
на такое народное сопротивление, с ко-
торым они совершенно не в силах спра-
вИТЬСЯ».

За 4 года оккупации Бельгии и Голлан-
дии Гитлеру, несмотря на жестокий Tep-
рор и гнусную предательскую  деятель-
ность дегреллей, муссертов и пр., не уда-
лось еоздать политической. опоры в этих
странах. Народы Голландии и Бельгии,
находящиеся под пятой гитлеровекой Гер-
мании, не примирились со своей участью.
Героические действия Красной Армии
служили и служат им ярким примером
борьбы против немецких захватчиков за
свободу и независимость родины. Фалнист-
ская газета «Дейче цейтунг ин Нидерлан-
ден» горько жалуетея, что «многие гол-
андцы с воодушевлением повествуют ©
героических подвигах русских». Такие же
жалобы можно найти и на страницах гит-
леровских газет в Бельгии. 5

Несмотря на свирепый террор гестапов-
цев, бельгийские и голландекие патриоты
ширят фронт сопротивления оккупантам.
Шведская газета «Гетеборге хандельстид-
нинг», рассказывая 0б антигитлеровеком
движении в Бельгии, сообщает, что не
менее 100 тысяч человек участвует там
в подпольной борьбе против оккупантов.
На предприятиях, работающих на немцев,
широко осуществляются саботаж и дивер-
сии. В Бельгии выходит не менее 200 под-
польных патриотических газет, при чем
17 из них — регулярно. Гитлеровцы не
раз громили типографии подпольных га-

7 мая. Но «солдаты», — германские пол- зет и арестовывали их редакторов, однако
ки, дивизии, армии, — не спасли гитле- подпольная печать продолжает жить, звать
ровцев у Сталинграда, на Дону, на Днеп- бельгийский народ на борьбу © немецки-
ре, на Днестре, на Пруте, у Тарнополя,   ми оккупантами.

под Ленинградом, да и, заметим котати,

в Тунисе, где ровно год назад союзники   „

наголову разбили немецко-итальянскую
армию и заставили её капитулировать.
«Солдат» не спасет гитлеровцев и в тот
момент, когда союзники нанесут реши-
тельный удар из-за Ла-Манша.

Все события этой недели снова под-
тверждают, что фашистская камарилья
основные надежды на успех своей стра-
тегии затяжной войны попрежнему возла-
тает на политические факторы. При их
помощи фашистская верхушка надеется
предотвратить одновременный натиск,
комбинированный удар союзников с во-
стока и с запада на пошатнувшиеся пози-
ции Германии в Европе. Но это лишь под-

тверждает, насколько назрел этот натиск. Совместными ударами союзников по

Kk

Вчера исполнилось 4 года со дня втор- террора против бельгийских и

По признанию  немецко-фашистской
Брюсселер  цейтунг», «партизанские
группы поставили под угрозу безопасность
многих районов страны. В связи в этим
работа немецкой полиции безопасности и
жандармерии стала опасной».

В Голландии также множатея акты са-
ботажа и расправы с немецкими оккупан-
тами. «Мужественные голландцы, — кон-
статирует лондонская газета «Дэйли
экспресс», — не боятся немецких терро-
ристов». А фашистская «Брюсселер цей-
тунг» с сожалением констатирует, что
«голландцы приветствуют каждый налёт
союзной авиации».

Страх оккупантов перед предетоящими
Tep-
мании — с востока, запада и юга — вы-
зывает новые вспышки гитлеровского
голланд-

жения гитлеровских войск в Голландию, ских патриотов. Ho, как правильно под-

ИННА УООВАААЬРНАННААВ

Забастовки в Германии

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Предста-
витель английского министерства экономи-
ческой войны заявил, что за последние 2—
3 месяца количество забастовок в Германии
возросло. По его словам, районами, в наи-
большей степени охваченными забастовка-
ми, являются Берлин, Гамбург, Брауншвейг,

Бранденбург. Забастовки, в особенности в
Берлине, были вызваны недовольством ме-
рами противовоздушной обороны. Другие
забастовки возникли в связи с вопросом о
продолжительности рабочего дня и усло-
виях работы.

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь,
Литературы и искусства — К 0-51-21. Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-17;

57768.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова, Пушкинская площадь, 5.

}

что нападение было пред-
чтобы «предотвратить вторже-

чёркивает антигитлеровская бельгийская
печать, — если Гитлер за 4 года оккупа-
пии не смог сломить вели бельгийского
и голландского народов, то сейчас, когда
час освобождения приближается, они гото-
вы принести новые жертзы во имя борьбы
против общего врага.

ххх

Венгерские «союзники» Гитлера усилен-
но готовят новый фаре. На 15 мая назна-
чено первое, после водворения немцами в
Венгрии «правительства» Стояи, засе-
дание венгерского «парламента». Цель
этого «торжественного акта» совершенно
определенна. Стояли и его клика нытаются
доказать, что они не марионетки гитлеров-
ских оккупантов, а «самостоятельное пра-
зительство», якобы имеющее массовую
базу в стране. Чтобы обеспечить «едино-
душное одобрение» деятельности клики
(тояи, гестапо приняло срочные меры.
Опнозиционные депутаты — социал-демо-
краты, члены партии мелких землевладель-
цев и другие посажены за решетку,
либо. подобно Байчи-Жилинекому, уби-
ты. Хорти и Стояи распустили  прези-
диум правительственной партии «Венгер-
ской жизни» и сейчас проводят чистку
парламентекой фракции этой партии, что-
бы, как прямо заявило германское инфор-
мационное-бюро, «решить вопрос о том, кто
из 250 депутатов этой партии дейетви-
тельно стремится к сотрудничеству ве но-
вым правительством», то-есть безоговороч-
но служить немцам. Остальным уготована
судьба, постигшая официальную оппози-
цию, — смерть или в лучшем случае
заточение в концентрационные лагери.

На ряду с чисткой партии «Венгерской
жизни» ведётся усиленная подготовка к
слиянию всех фашистских и прогитае-
ровских группировок в стране. Венгерская
печать сообщает о предстоящем слиянии
правительственной партии «Венгерекой
жизни» с партией пресловутого Имреди
«Венгерское обновление» и с запасной
агентурой гитлеровцев в Венгрии — opra-
низацией «Скрещенные стрелы».

Однако все эти ухищрения никого не
обманут и вряд ли емогут придать силы
венгереким лакеям Гитлера. Страх и емя-
тение движут празящей кликой венгерских
фапгистов. Этими чувствами продиктованы
и новые вспышки террора, уготованнеге
населению Венгрии. Приказом Стояи от
2 мая в стране запрещены какие бы то ни
было собрания, митинги, дискуссии и дру-
гие проявления общественной жизни. В
Будапеште закрыты почти все газеты, не
прекращаются массовые аресты.

Следуя примеру Германии и действуя
по приказам немцев, Стояи 29 апреля
об’явил «тотальную мобилизацию» в
Венгрии. От населения требуют, таким

образом, нового нечеловеческого напря-

жения и пушечного мяса для спасения
титлеровской военной машины или хотя
бы отерочки её гибели. Венгерекие квис-
линги понимают, конечно, неизбежность
окончательного разгрома. гитлеровекой
Термании и её «союзников». Мощные
удары. по терманским войскам, нанесён-
ные Красной Армией, ведущей сейчас
борьбу у предгорий Карпат, а также пя-
тикратный бомбовый удар авиации со0юз-
ников по военным и промышленным
об’ектам Будапешта и других венгерских
тородов отнюдь не прибавили ни уве-
ренности, ни сил венгерским марионет-
кам Гитлера. Однако, вторя своим бер-
линским хозяевам, клика Хорти хочет
уверить население Венгрии, что у него
нет иного выхода, как служить интере-
вам немецких оккупантов. Германский
посланник в Венгрии Вессенмейер, вы-
ступая 3 мая в Будапеште, недвуемыс-
ленно заявил своим «союзникам», что
им «от сотрудничества с германекой им-
перией нельзя отойти. Нельзя высадить-
ся из корабля».

Итак, немцы, вкупе © Хорти и его
кликой, прочат для Венгрии. единет-
венный «выход» — совместную с гит
леровской Германией смерть на тонущем
корабле, из которого-де «нельзя выса-
диться». Но население Венгрии всё 60-
лее отчётливо видит иной путь — путь
спасения себя и своей страны — разрыв
с немцами и выход из войны. Иностран-
ная печать сообщает о растущем в Вен-
грии возмущении против немецких окку-
пантов и квислингов из правительства
Стояи, ведущих страну к катастрофе.
Характерна в этом отношении массовая
антивоенная и антигитлеровская демон-
страция, имевшая место в гор. Дьере. В
венгерской армии, как о том свидетель-
ствуют сообщения Советского Информ-
бюро, чрезвычайно усилилось массовое
недовольство  хозяйничанием гитлеров-
цев в Венгрии и превращением венгров
в пушечное мясо для немцев. Вее уча-
шаютея факты добровольной сдачи в
плен и перехода на сторону Красной
Армии целых взводов и рот венгерской
армии во главе с офицерским составом.

Массовое движение против немцев и
их приелужников будет, несомненно, ра-

a

сти в народе. Венгрии и в венгерской ар-
мии. От того, как быстро пойдёт этот
процесс, зависит будущее венгерского
народа. Ибо у Венгрии, как и у Румы-
нии, Финляндии и Болгарии, есть только
одна возможность избегнуть катастрофы:

разрыв с немцами и выход из войны.
Товарин+ Сталин указывал в своём
первомайском приказе: <...чем скорее на-
роды этих стран поймут, в какой тупик
завели их гитлеровцы, чем быстрее пре-
кратят они всякую поддержку своих не-
мецких поработителей и их сподручных-
квислингов в своей собственной стране,
тем меньше жертв и разрушений понесут
эти страны от войны, тем больше они
могут рассчитывать на понимание демо-
  кратических стран».
НАБЛЮДАТЕЛЬ.

В Соединённых Штатах находится
183.618 военнопленных

НЬЮ-ЙОРК, 10 мая. (ТАСС). Военное
министерство США сообщило, ‘что в на-
стоящее время в Соединенных Штатах на-
ходится 183.618 военнопленных, в том чис-
ле 133.135 немцев, 50.136 итальянцев, 347
японцев.

Телефоны отделов редакции: Секретариата, —

сумели з

ее»

ЧЕТВЕРГ, 11 МАЯ 1944 г. № 111 (8413)

„Достойное завершение кампании

‘i
по освобождению Крыма

ИНОСТРАННЫЕ ГАЗЕТЫ И РАДИО О ЗАНЯТИИ
СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ СЕВАСТОПОЛЯ

НЬЮ-ЙОРК, 10 мая. (ТАСС). Утренние
газеты на первых страницах под крупными
заголовками сообщают о занятии совет-
скими войсками Севастополя.

Газета «Нью-Йорк таймс» подчеркивает
в передовой статье, что немцы и румыны
ахватить Севастополь лишь после
восьмимесячной осады, тогда как Красная
Армия отвоевала его за несколько недель.
«Оборона Севастополя в 1942 году
Красной Армией, — пишет газета, — была
самым великолепным событием в военной
истории. Оборона Севастополя в 1942 году
была прообразом будущего хода событий
на Восточном фронте. Теперь мы пони-
маем, что после обороны Севастополя
Москва и Сталинград не могли пасть и
что стойкая сила русского народа в конеч-
ном счете добьется победы».

«Оборона Севастополя,—пишет далее га-
зета, — это достижение духа советского
народа, проявившегося в горячей ненави-
сти к врагу и в страстной любви к самому
маленькому камню, лежашему на русской
земле. Такой дух — бессмертен».

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» пи-
шет, что занятие Севастополя явилось .до-
стойным завершением быстрой советской
кампании по освобождению Крыма. Газета

отмечает, что советское . командование
устроило в Севастополе «Дюнкерк, для
немцев». «Непреодолимый ‘натиск, — НПИ-

шет газета, начался в воскресенье, и
Красная Армия пробила себе путь сквозь
стальные и бетонные укрепления, которые
считались неприступными. Сегодня Маршал
Сталин с триумфом об’явил о том, что

смогут быть переброшены для
проведения операций в других местах».
ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Обозревате-
ли английского радио посвятили простран-
ные комментарии новой блестящей
победе Красной Армии— овладению кре-
постью и важнейшей военно-морской базой
на Черном море—городом Севастополь.
Важнейшая новость сегодняшего дня,—
говорится в обзоре лондонского радио, —
занятие Севастополя — была получена
слишком поздно для того, чтобы быть
опубликованной в утренних газетах. Но
большинство английских газет предвидело
этот новый успех советских войск и уде-
ляет много внимания положению в Крыму.
Обозреватель Томас Кадетт в своем вы-
ступлении подчеркивает, что «занятие Се-
вастополя русскими завершает собой не-
лую серию поражений немцев. Отныне
всё Черноморское побережье России очи-
щено от противника, и войска Красной
Армии могут продвигаться вперед, не огля-
дываясь через плечо». Томас Кадетт от-
мечает, что овладение советскими войска-
ми Севастополем — радостное событие для
Об’единенных наций, особенно теперь, на-
кануне предстоящего вторжения в Европу.
В других обзорах лондонского радио,
комментирующих приказ Верховного Глав-
нокомандующего Маршала Советского Со-
юза тов. И. В. Сталина, отмечается искус-
ство советского командования, блестящее
взаимодействие всех родов войск, мощь ог*
ня советской артиллерии и авиации, храб-
рость и упорство советских солдат, про-
рвавших сильнейшую оборону противника.
Во всех выступлениях радиообозревате-

острове,

«жемчужина Крыма» снова в советских
руках. Москва салютует в честь освободи-
телей. Народ Советского Союза полон глу-
бокого удовлетворения. Черноморский
флот пристунает к восстановлению своей
базы; великолепный южный берег от Сева-
стополя до Феодосии снова будет досту-
пен для выздоравливающих и раненых,
а русские армии, сражавшиеся на полу-

лей подчеркивается тот факт, что в 1941—
42 гг. героические защитники Севастополя
выдержали 250-дневную осаду германской
армии, нанеся немцам огромные потери.
Немцам понадобилось тогда четыре недели
для последнего штурма Севастополя. Совет-
ские же войска после трёхнедельной осады
овладели Севастополем в результате трёх-
дневного штурма.

_ Выступление Черчилля в палате общин

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английский премьер-
министр Черчилль сообщил сегодня в па-
лате общин подробные данные о помощи,
оказанной Советскому Союзу Великобрита-
нией и Британской империей.

Черчилль заявил: «В период между
1 октября 1941 г. и 31 марта 1944 г. мы
поставили Советскому Союзу 5.031 танк, в
том числе 1.233 канадских. Мы ставили
6.778 самолетов, в том числе. 2.672 само-
лета были посланы Соединенными Штата-
ми Америки. Эти самолеты были посланы
Соединенными Штатами в силу закона о
передаче взаймы или в аренду вооруже-
ния Советскому Союзу как часть доли,
причитающейся Англии, в обмен на снаб-
жение английскими самолетами американ-
ских вооруженных сил на европейском
театре военных операций. Мы послали
также различное сырье, продукты питания,
промышленное оборудование, медикаменты
и товары широкого потребления на сумму
свыше 80 млн. фунтов стерлингов. Значи-
тельная часть этих поставок прибыла с

боями в Россию арктическими путями, под

бщим руководством главнокомандующего
флотом метрополии, и почти все потери
военных кораблей приходятся на долю
Британского военно-морского флота. В
отношении торговых судов наиболее тяже-
лые потери понесли Соединенные Штаты».

Отвечая на многочисленные вопросы,
Черчилль сказал, что приведенные им
данные, «возможно, не включают то, что
было потеряно» во время перевозки, но он
изучает этот вопрос. Взамен Россия дала
«все, что было возможно взять», но в связи
с перегрузкой портов не было возможности
отправить болыное количество лесомате-
риалов, «которые русские были полны го-
товности отправить».

Затем Черчилль зачитал палате общин
большое письменное заявление, в кото-
ром говорится: «Основная масса этих по-

непосредственно Соединенным Королев-
ством. Некоторые из этих грузов включают
небольшие, но существенные келичества
сырья или запасных частей, которые мы

взаймы или в аренду вооружения от США

использовать эти поставки.
включают также некоторые товары, полу-
ченные Соединенным Королевством на

мощи, а также другие, полученные из Ка-
нады, частично в порядке сделанного
Канадой дара в размере   млрд. долларов.

прямого ссоглашения

Затем перечисляются некоторые товары,
посланные Советскому Союзу, из длинного
и подробного. списка, содержащегося при
письменном заявлении премьер-министра:
800 орудий «Пиат» — самого современного
английского противотанкового орудия с
боеприпасами, около 150 млн. патронов

ставок была отправлена или произведена

всякого типа, 9 минных тральщиков, 3 мо-

торных минных тральщика, 102 «Астик».—   Морского министра, после
наиболее современных приспособлений для   Исполнял обязанности

сами получили на основе закона о передаче просов

и без которых Советский Союз не мог бы  цчанами
Эти данные   обсужден

основе канадского закона о взаимной по- скольких недель

Военные действия
в Италии

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на всех фронтах в Италии отмечалось
затишье. Войска союзников овладели не-
болышим городом Палена (в горах Майелла
на адриатическом побережье) и продол-
жают продвигаться в этом районе.

Вчера средние бомбардировщики атако-
вали железнодорожную станцию, мост и
виадук в Инчиза (южнее Флоренции). Лёг-
кие бомбардировщики и истребители-бом-
бардировшики сбросили бомбы на военные
склады, дороги и железнодорожные пути
в районе Рима. Был совершен также налёт
на портовые сооружения Чивита-Веккиа.

Прошлой ночью ночные бомбардировщи-
ки совершили налёт на Геную и Ливорно.

Из всех этих операций на свои аэродро-
мы не вернулись 8 самолётов союзников.

Англо-американское заявление
0 ходе подводной войны в апреле

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Опубликовано
совместное. заявление президента США Руз-
вельта и английского премьер-миниетра Чер-
чилля о ходе подводной войны в апреле
1944 г. :

«В апреле операции Об’единённых наций
по борьбе с подводными лодками продолжа-
лись в высшей степени успешно, — говорит-
ся в заявлении. В этом месяце снова наблю-
дается необыкновенный факт: число потой-
 ленных Подводных лодок противника пре-
вышает число торговых судов союзников
потопленных подводными лодками»,

”

Ответы Рузвельта
на пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 9 мая. (ТАСС). На пер-
вой пресс-конференции по возвращении из
отпуска Рузвельт отказался отвечать на
вопросы представителей печати, пытавших-
ся установить, намерен ли Рузвельт. выдви-
нуть свою кандидатуру на пост президента
на четвёртый срок.

Отвечая на вопрос относительно резуль-
татов поездки Стеттиниуса. в Лондон, Руз-
вельт заявил, что Стеттиниус обсудил око-
ло 40 вопросов, хотя и поехал в Лондон без
определенной повестки дня. Стеттиниус об-
судил всевозможные проблемы исключи-
тельно эффективным образом и добился
отличных результатов. Многие из этих во-
в течение длительного времени
не обсуждались непосредственно с англи-
Проблема нефти не подверглась
ию, так как этот вопрос все еще
находится в стадии изучения и будет на-
ходиться в этой стадии еще в течение не-

На вопрос, было ли ему известно зара-
нее о поездке Орлеманьского, Рузвельт
указал, что паспортный отдел государствен-

bic с 1 июля 1943 г. поставки из ного департамента был удовлетворен об’-
ады осуществляются также на основе   яснениями, которые Орлеманьский и Ланге

между Канадой И  выдвинули в качест :
ве об’яснения своей по-
СССР и не включены в данное заявление».   ездки ССВ

Назначение Форрестола

морским министром США
НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Рузвельт
назначил морским министром Джемса Фор-
рестола. Форрестол, бывший заместитель
смерти Нокса
морского министра

борьбы против подводных лодок, сырье—   Соединенных Штатов.

алюминий, медь, алмазы, джут, каучук,
олово и шерсть, стоимостью 39.115 тыс.
фунтов стерлингов.

Кроме того, посланы особые товары, в
том числе 636 противотанковых пушек ка-
либра 42 мм и 96 противотанковых орудий

калибра 57 мм, а также продовольствен- КОМитета демократической

Выступление Хэннегена

НЬЮ-ЙОРК, 10 мая. (ТАСС). Выступая в
ью-Йорке, председатель Национального
партии Хэнне-

ные товары на сумму 7.293 тыс. фунтов ген заявил, что ему ещё неизвестно, желает

стерлингов, станки и промышленное обору-
дование на сумму 20.781 тыс. фунтов
стерлингов. Население Англии пожертво-
вало медикаменты

ли Рузвельт выставить свою кандидатуру
для переизбрания, но подчеркнул, что в ре-
зультате своей последней поездки по
20 штатам Америки он пришёл к выводу,

и товары ШИРОКОГО   что американский народ убежден в том, что

потребления на сумму в 3.047.725 фунтов  Рузвельт должен остаться на посту прези-

стерлингов, а правительство

добавило к дента Соединенных Штатов на четвертый

этому одежду на сумму 2,5 млн. фунтов  срок. Хэннеген резко критиковал Дьюи —

стерлингов.

с

«Дейли уоркер» о поставках
вольфрама Германии

Заявление английского
военного министра

лондон, 9 мая. (ТАСС). Дипломатиче- 0 создании итальянских частей

ский обозреватель газеты «Дейли, уоркер».

пишет, что если Вашингтон не будет дей-
ствовать решительно, то с португальскими
поставками вольфрама произойдет такой же
скандал, как и с испанскими. «Экспорт из
обеих стран тесно связан между собой, —
пишет обозреватель, — ибо испанское пра-
вительство готовится переправлять через
португальскую границу то количество
вольфрама, в котором нуждается Германия,
но которое превышает допущенные разме-
ры экспорта, и затем перепродавать его Гер-
мании как португальский вольфрам.

Португальское правительство сейчас за-
являет, что если португальский экспорт в
Германию будет сведен к нулю, то финан-
сы страны и, следовательно, профашистский
режим Португалии потерпят крах. Оно тре-
бует либо, чтобы Португалии, как верному
союзнику Англии, было разрешено попреж-
нему продавать военные материалы про-
тивнику, либо, чтобы английское и амери-
канское правительства ‘платили колоссаль-
ную спекулятивную цену, размеры которой
должны быть установлены португальским
правительством».

Новый законопроект
иранского правительства

ТЕГЕРАН, 10 мая. (ТАСС). Иранское
правительство внесло в меджлис 3aKOHO-
проект, состоящий из одной статьи следую-
щего содержания: совет министров в пе-
риод нахождения Ирана в состоянии вой-
ны имеет право в случае, когда он найдет
это нужным, осуществлять следующие ме-
роприятия: 1) об’являть мобилизованными,
приравнивать к военнослужащим всех со-
трудников государственных учреждений и
министерств или часть из них; 2) военизиро-
вать все фабрики и об’являть мобилизован-
ными всех рабочих на них; 3) высылать, за-
прещать в’езды, ограничивать проживание
в определенных пунктах лиш: деятельность
которых направлена против военных меро-
приятий Ирана и союзников, или же лин,
подстрекающих к такой деятельности.

Большинство иранских газет выступает
против законопроекта и в особенности про-
тив его третьего пункта, считая, что этот
законопроект даёт правительству исключи-
тельные, ничем не обоснованные полномо-
чия и является покушением на` свободу
иранского народа.

К 4-77-96; Фронта — К 4-12-31; Экономического —

Художественного — К 5-36-55. Издательство — К 5-23-20. К 4-75-06. Приём об явлений в Москве — К 5-14-38, в Ленинграде — 36-78

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС).

Военный  ДНей назад заявил,

главного претендента в кандидаты от рес-
публиканской партии на пост президента.
Заявив, что Рузвельт является прочней-
шим оплотом против оппозиционных взгля-
дов, которые могут поставить под угрозу
будущее Соединенных Штатов, Хэннеёген
напомнил о том, что Дьюи 20 января
1940 года выступил против соглашения
США с Советским Союзом, а несколько
что никакие военные

министр Григг заявил 9 мая в палате об-  Мероприятия Соединённых Штатов «не бу-
щин, Что находящиеся в Англии итальян-   ДУТ Иметь ценности, если они не будут про-
ские военнопленные, записавшиеся в доб- Ведены в рамках длительной связи между
ровольцы, формируются в части, органи- АНГЛИей и нами и, как я надеюсь, Россией
зуемые по военному образцу. По словам  И Китаем». «Советское правительство, —
Григга, это делается в целях осуществле-   ПРодолжал Хэннеген, — с которым Дьюи ие
ния заявления итальянского правительства  ХОТел заключать каких-либо соглашений в
о совместном ‘участии в войне и с тем, 1940 году, является тем же правительством,
чтобы дать людям, желающим с макси.  С КОТорым, как он надеется, мы будем иметь
мальной эффективностью участвовать в ДЛИТельную связь в 1944 году. Единствен-
общих военных усилиях, возможность осу- НаЯ крупная перемена, имеющая отношение
ществить свое желание. Эти части, сказал  К ЭТОМУ вопросу, которая произошла в Рос-
Григг, будут находиться под общим коман-   СИИ с Того времени, это — уничтожение
дованием английских офицеров. Насколько   ПРИМерно 8 миллионов немцев».
возможно, они будут укомплектованы  ХЭННеген заявил также, что четыре года
итальянскими офицерами и унтер-офнцера-  Назад Дьюи пытался доказать, что Соедя-
ми, которые будут носить итальянские знаки   НеННые Штаты не смогут построить 50 тыс.
различия и пользоваться некоторыми при-  С2МОолетов, тогда как сегодня численность
вилегиями по сравнению с военнопленными.   САМОлётов, находящихся в строю в воздуш-
не записавшимися в добровольцы, которые   НОМ флоте Соединенных Штатов, далеко
я b apeneen: abaowsane превосходит это ‘число.

В заключение Хэннеген приветствовал
результаты происходивших недавно первич-
ных выборов в штатах Флорида, Алабама,
Массачузетс и других местах, как свиде-
тельство силы демократической партии.

Убийство военного
коменданта Рима

ЖЕНЕВА, 10 мая. (ТАСС). Римское радио
сообщило, что вчера утром несколькими
револьверными выстрелами был убит ко-
мендант Рима генерал Ролле. Стрелявшие
успели скрыться.

Перед всеобщим голосованием в Исландии
по вопросу о государственной независимости

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). По получен-
ным здесь сведениям, датский король Хрис-
тиан на-днях обратился к правительству и
населению Исландии

Возможная отставка

ни с  возражения-
Le j отив решения исландского альтинга
правительства Эйре (парламента) и правительства расторгнуть

os ad связь Исландии с Данией и

ЛОНДОН, 10 мая. (ТАСС). Агентство   республику. Ри
Рейтер передает, что вчера правительство ответ на обращение датского короля
де Валера потерпело поражение в парла- Исландское правительство и все четыре по-
менте при голосовании законопроекта о Литические партии Исландии передали по
транспорте, в случае принятия которого радио заявление, в котором они подчеркн-
правительство провело бы фактическую  вают, что «послание короля не может нзме-
национализацию железных дорог. нить их позиции в отношении установления

При голосовании за правительство было  РеСПУблики в Исландии». Правительство и
подано 63 голоса, против правительства  ПаРТИи призвали население Исландии подать
64. Поражение правительства по столь важ- СВОИ Голоса за республиканскую конститу-
ному вопросу ‘равносильно выражению   ЦИЮ Во время предстоящего всеобщего голо-
недоверия. Считают, что результаты голо- СОоВания по вопросу о независимости страны.
сования могут повлечь за собой отставку ГОЛосование состоится между 20 и 33 мая.
правительства де Валера.

Утром 10 мая в Дублине официально
об’явлено, что в Эйре будут проведены
всеобщие выборы. Подача голосов будет
производиться, возможно, 30. мая.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГ

ИЯ,
Издатель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

Пропаганды и Советского Отроительства —

К 1-42-05; Сельского хозяйства — K 5-76-17; К 1-4
< 1-42-86;