ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 МАЯ 1944 г. № 114 (8416)

Чему учит опыт передового Совета

в, волчков
ы ———
председатель исполкома Курского областного Совета депутатов трудяптихся

В последнее время в «Известиях»
опубликован ряд статей, написанных ра-
ботниками местных Советов и посвя-
шённых вопросам обучения и воспи-
тания низовых советских кадров. Ин-
repec в этим вопросам вполне по-
нятен. За время войны кадры  значи-
тельно обновились, к руководству  сель-
екими Советами пришли новые люди, ну-
ждающиеся в повседневной помощи. В
Курской области, например, после осво-
бождения 5 от немецкой оккупации
вновь выдвинуто на работу   предбедате-
лями сельсоветов 1.031 человек, или 85
процентов общего состава. Это — быв-
шие партизаны, инвалиды Отечественной
войны, колхозные активисты и активист-
EH, люди, преданные родине и проверен-
ные в борьбе с врагом. Им недостает од-
ного — опыта советской работы. Воору-
жить их этим опытом, помочь им быстрее
приобрести организационные навыки —
неотложная задача.

В статьях, опубликозанных ранее в
«Известиях», большое внимание удедя-

лось такому средетву обучения кадров,
как курсы и семинары. Значение курсов
неоспоримо, но они задачу не решают.
Кадры нужно учить не только на курсах,
но и на практической работе, в процессе
преодоления трудностей, учить на живом
примере и опыте лучших, передовых
сельских Советов.

06 изучении и распространении нере-
дового опыта низовой советской работы
говорилось и говорится немало. Однако
делаются в. этом направлении лишь пер-
зые шаги. Тем более важно выявить и
осветить зачатки этой работы, имеющей-
ся в областях и районах. Исполком Кур-
ского областного Совета решил obdcros-
тельно изучить опыт одного из сельских

Советов и распространить его на всю
область.
Выбор пал на Любицкий сельсовет

Льговского района. Председатель сельсо-
вета Расселова работает на этом посту
недавно, но успела проявить недюжинные
организаторские способности.

В село Любицы выехал инструктор
облисполкома Волошина. В течение нес-
кольких дней она знимательно изучала
практику работы сельсовета. Нотом Рас-
солову вызвали с отчетом на заседание
исполкома облсовета. Председатель сель-
совета выступал с докладом в’ области
впервые. И этот первый опыт целиком
оправдал себя. Доклад Рассоловой был
весьма поучительным.

Любицкий сельсовет успешно справ-
ляется со всеми хозяйственными, поли-
тическими и культурными — задачами.
Секрет его успехов в том, что председа-
тель сельсовета работает не в одиночку,
& опирается на многочисленный актив.
о У нас немало говорят 0б оживлении
работы постоянных комиссий. В Любиц-
ком сельсовете эти комиссии стали могу-
чим инструментом организации людей н@
быстрейшее восстановление сельского хо-
зяйства. Вот что рассказала Рассолова на
заседании исполкома о работе постеян-
ных Бомисоий:

— Сельскохозяйственной — комиссией
руководит кладовщик колхоза имени Ва-
гановича депутат Гончаров. Большую ра-
боту проделала комиссия по учёту, сбору
и ремонту сельскохозяйетвенного инвен-
таря, засыпке и сортировке семян. Сель-
скохозяйственная комисеия проверила
недавно состояние животноводетва. Было
вскрыто, что в колхозе «Красная звезда»
плохо поставлен уход за телятами, нехва-
тает кормов. Этот вопрос был рассмот-
рен на . исполкоме. ` Решено — заме-
нить нерадивых телятниц и организовать
сбор сочных кормов. После этого уход за
скотом стал иным. Ферма в <ЕБрасной
звезде» — сейчас лучшая в районе.

Уважаемые. люди в семьях колхозни-

ков — члены комиссии государственного
обеспечения, которой руковбдит колхоз-
ница, депутат сельского Совета Пелагея
Кузьминишна Бушуева. Эта °комиссия
имеет 27 внештатных инструкторов ‘из
колхозников. За инструктором закрепле-
на десятидзорка. Члены комиссии и ин-
структора следят за правильностью вы-
платы пособий, содействуют в разреше-
HHH 2а10б и, главное, сами opra-
низуют помощь семьям фронтовиков.
Они собрали много хлеба и картофеля, в
результате чего сельсовет мог оказать
продовольственную помощь 37 нуж-
дающимея семьям, десяти сиротам, к
престарелым колхозникам.

Комиссия народного образования про-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ae

ДЕПУТАТОВ

вела три воскресника по ремонту двух
школ и доставке в них топлива. Члены
комиссии, проверив посещяемость школ,
вместе с учителями провели две роди-
тельеких конференции.

Хорошо работают также бюджетная и
торгово - заготовительная комиссии. 25
членов постоянных комиссий  сель-
совета сплотили вокруг себя актив около
100 человек. В результате тесной связи с
ними и привлечения актива к практичес-
кой работе комиссии стали крепкой опо-
рой сельсовета.

Доклад Рассоловой был целиком опуб-
ликозан в областной газете «Курская
правда». Исполком областного Совета
предложил всем председателям сельсове-
тов обсудить доклад и эешение облис-
полкома по докладу на заседаниях ис-
полкомов совместно с активом. Не при-
ходится сомневаться в том, что ценный
опыт Любицкого сельсовета явится xX0-
рошим подспорьем в работе низовых со-
ветеких кадров.

При обсуждении доклада Рассоловой
выяснилось, что ей хорошо помогал ис-
полком районного Совета, который сам
подает пример, как нужне работать с
активом, и учит этому сельсоветы.

Инал картина в Советском районе.
Исполком областного Совета проверил
здесь работу Нижне-Гуровского сельеове-
та. Председатель этого сельсовета за всё
берется сам, помощников у него нет, и,
естественно, с работой он не, справляет-
ся. Райсовет во-время не раскритиковал
работу этого председателя. И это не
удивительно, так как исполком райсове-
та не изучает глубоко практики  совет-
ской работы на селе, не помогает  сель-
ским Советам решить коренную задачу—
привлекать к работе и воспитывать
актив. Когда же председатель-одиночка
провалит дело, исполком районного Совета
начинает бить тревогу и снимает такого
работника, как «не справившегося». В
Советском районе во втором полугодии
1943 года снято с работы 17 председате-
лей сельсоветов из 22. Вот как далеко
заводит неправильное отношение к кад-
рам! В Льговском же районе в прошлом
и нынешнем годах не сменилось ни одно-
го председателя сельсовета.

Постановка доклада Рассоловой на за-
седании исполкома областного Совета —
начало нашей работы по изучению и рас-
пространению лучшего опыта сельских
Советов. Намечается в ближайшее время
также всесторонне ознакомиться с дея-
тельностью других звеньев низовых со-
ветеких органов.

На-днях в Курске открываются посто-
янно действующие курсы по подготовке
низовых советеких кадров. Обучение на
этих курсах будет итти в тесной связи ©
живой практикой работы сельских Сове-
тов.” Курсанты будут вооружаться пере-
довым опытом работы. Изучение и
распространение этого опыта — верное
средство улучшения и дальнейшего
под’ема работы сельских Советов.

КУРСК. (По телефону).

«СУ 99-36»

Паровозная
Егоршинского отделения Свердловской. же-
лезной дороги в соревновании бригад нас-
сажирских паровозов заняла первое место.
На снимке: машинист паровоза «СУ 99-38»
Петр Никитич Лежнев у своего паровоза.

Фото А. Расшихина,

бригада паровоза

Ши

Издание первомайского приказа
товарища Сталина
на языках народов СССР

АШХАБАД, 13 мая. (ТАСС). Туркменгос-
издат выпустил из печати массовым тиражом
на туркменском и русском языках отдель-
ными брошюрами первомайский приказ Веэ-
ховного  Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина.

*

УФА, 13 мая. (ТАСС). Башкирское :ro-
сударственное издательство выпустило
массовым тиражом первомайский приказ
Верховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина на
башкирском и татарском языках.

Закончила работу
УП сессия Верховного Совета
Таджикекой ССР

СТАЛИНАБАД, 13 мая. (ТАСС). Вчера
закончила работу УП сессия Верховного
Совета Таджикской ССР. Сессией приня-
ты законы о Государственном бюджете
Таджикской ССР, о’ создании Союзно-рес-
публиканского Наркомата обороны и Союз-
но-республиканского Наркомата инозтран-
ных дел. Утверждены указы, принятые
Президиумом Верховного Совета между
сессиями.

Сессия избрала первым Заместителем
Председателя Президиума Верховного. Со-
вета Таджикской ССР депутата Антипова.

С большим воодушевлением участники
сессии приняли приветствие товарищу
Сталину.

Перед выходом в лагеря

НОВОСИБИРСК, 13 мая. (По телеф. от
соб. корр.). В. ближайшие дни занасные
части и офицерские училища Сибирского
военного округа выходят в лагеря на лет-
нюю’ учебу. Начальники подразделений хо-
рошо подготовились к боевым занятиям в
лагерных условиях,

Как отмечает газета «Красноармейская
звезда», подразделение тов. Лисицына все
предусмотрело до мелочей. Просторные
учебные поля и стрельбища оборудованы
заново по всем правилам. В инженерном
городке созданы -траншеи и окопы совре-
менного типа, площадки для пулеметов и
противотанковых ружей, стрелковые ячей-
ки и бойницы всех видов; ниши для боепри-
пасов, ходы сообщения, убежища и зем-
лянки. 3

в люк шлакового

самые высокие на заводе показатели но

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Здесь плавится мель

Бухта Бертыс. Она похожа на клык,
которым врезался голубой Балхаш в тело
песчаной пустыни. Величаво на ее некогда
мертвом берегу возвышается гордость
цветной металлургии страны — Балхаш-
‚ский медеплавильный гигант. Равного ему
нет в Еврепе. Комбинатом гордятся. 9т0
становится очевидным при встрече е пер-
вым же балхашцем. Комбинат каждым
любим, и судьба каждого сплетена с ним.

Со смуглого лица горнового Рахимбека
Ербулганова струился пот, Он нес вахту
У отражательной печи. Краем широкопо-
лой шляпы Рахимбек то и дело оборонял
лицо от светящихся брызг раскаленного
металла. Потом просунул длинную клюку
слива и шевельнул на-
кипь кипящего металла.

— Cypny (суп) варим, сурпу немцев
угощать будем, — бросил в шутку Рахим-
бек и уж больше не отвлекался, погру-
зившись в ‘тяжелые производственные
хлопоты.

Третий год так вот «поварит» у отра-
Жательной печи казах Ербулганов. У него

проплаву шихты. На его личном счету за
прошлый и нынешний год значится 400
тонн меди, выплавленной сверх плана.
МедеплавиЛьщики  Балхаша твердо
усвоили, что медь — это оружие победы.
Старший фурмовщик Искак Толкумбаев
знает, например, что, если он недодаст

леть коллективу в борьбе за этот успех.
Твердая воля и неиссякаемая инициати-
ва медеплавильщиков помогали нам
выходить из тяжелых затруднений.

Балхашекий завод — сложный произ-
водственный организм. Он требует для
бесперебойной работы множества  вспо-
могательных материалов. Всё это завод
получал co стороны. Обстоятельства
военного времени сократили такую BO03-
можность. Медеплавильщики нашли вы-
ход из этих затруднений. Горный техник
М. Касьян поставил перед собой задачу—
отыскать местное сырьё для производ-
стза реагентов. В одном из заливов Бал-
хаша М. Касьян определил место залега-
ния тенардита. Под ero руководством
здесь быстро вырос ‘рудник. Сейчас от-
сюда добываются тысячи тонн ценного
сырья, использование которого принес-
ло заводу 5-миллионную экономию. На
заводе нашлись люди, которые после
большой экспериментальной работы на-
учились производить из добываемого
сырья реагент сернистого натра, жидкое
стекло, отличную каустическую соду. .

Инициатором литейного дела на Бал-
халпе выступил инженер Рычагов. Cos-
данный. по его предложению литейный
цех ‘освоил производство многих видов
деталей для заводеких устанозок. Сейчас
они отливаютея не только из чугуна и
бронзы, а и из специальных сталей. Oco-

одну тонну меди, он недодаст металла на
две сотни снарядов, на подшипники вось-
ми танков или, наконец, на 50 километ-
ров телефонного кабеля. Ясно представ-
ляя себе значение меди для борьбы с вра-
TOM, OH стремится не только выполнять,
но и перевыполнять задания.

Борьба за медь на Балхаше часто озна-
меновывается подлинно геройскими по-

ступками людей. Недавно в одной
из отражалельных печей обрушился
евод газохода. Для ремонта надо

было остановить печь на 86. часов. А. это
значило недодать стране около 100 тонн
меди. Бригада огнеупорщикев мастера
Чернова попросила разрешение произве-
ети ремонт на ходу, не выключая печь. С0-
орудив на железном каркасе арку из кир-
пича, огнеупорщики решили опустить ее
© помощью крана в образовавшийся про-
вал хода. Бушующее пламя ‘печи выбива-
лось наружу, серные газы перехватывали
дыхание.

°В таких условиях бригадир боров-
щиков Харчевникова, каменщики Воро-
паева, Кононова и Петров, рискуя жиз-

нью, приступили к работе. У Воропаевой,

вспыхнул на голове платок. Она сорвала
его с себя. У нее горели волосы. Газ 06-
рывал дыхание. Два раза отважная жен-
щина валилась с ног, но вновь поднима-
лась и сумела до конца выполнить свою
‚обязанность. Ee подруга. Кононова o60-
жгла лицо; но`тоже не покинула ‘своего
рабочего места. Через 45 минут. бригада
отрапортовала 0б успешном окончании
ремонта.

В этом же цехе рассказывают о другом
случае. Внутри газохода надо было вы-
ложить кирпичную стенку.

свод. Температура внутри газохода ‹ до-
стигала 500 градусов. Горновой Шарна-
ков надел на себя два суконных костюма
и работал, пока на нем не сгорели костюм,
шляпа и рукавицы. Тогда он попросил
товарищей обмазать вновь надетый ко-
стюм раствором глины и уже в таком ви-
де завершил порученное дело.

— Завод наш сейчас” перевыполняет
план по выдаче меди, — говорит парторг
ЦЕ ВКП(б) Ю. Свядощь, — но мало кто
знает, какие трудности пришлось преодо-

Охлаждать,
печь нельзя’— может обрушиться её

Художники Украины
В ДНИ ВОЙНЫ

В течение трёх дней в Киеве проходил
пленум Союза советских художников Украи-
ны. К его открытию в залах Музея рус- -

показана выставка работ украинских худож-_
ников. С’ехавшиеся с различных концов“

го искусства после более чем двухлетней
разлуки с Украиной взволнованно делились
своими мыслями о творческой работе... ,
Художники Украины за время войны про-
делали большую работу. Профессор А. Шов-
куненко сделал около 400 различных работ,
показав себя выдающимся мастером акваре-`
ли. Немало потрудились художники-фрон- ^
товики. Плодотворной творческой жизнью
жили все эти годы художники А. Петрицкий, >
А. Страхов, К. Трофименко, М. Дерегуе,» .

3. Толкачев, И. Штильман, С. Беседин и
другие.

пейзажах, и в батальном жанре, и в зари--
совке.

чайшие в жизни испытания, каждый из нас
теперь гораздо строже, глубже относится.
к своему труду, и задачам искусства. Пере- `
живаемая нами эпоха грандиозна, и масте-
ра кисти и резца только лишь подошли к
её изображению. ales

своем докладе на пленуме «Фашизм —
злейший враг украинской культуры» подроб-
но рассказал об огромных разрушениях и

бенно трудно было в условиях Балхаша
освоить технологию получения стали
Галфильда. Но прошло немного времени,
и все основные дробящие агрегаты были
уже оснащены футеровкой из этой стали.

Зная цену каждому грамму меди, 0бо-
гатители и металлурги Балхаша борются
сейчас, и не без успеха, за максималь-
ное извлечение металла из руды. В 1941
году была потеряна в отходах производ-
ства тысяча тонн меди, в 1942 году —
350. тонн, а в прошлом году извлечено
сверх плана 254 тонны.

инским культурным учреждениям, музеям,
украинскому изобразительному _ искусству.
Немцы сожгли в Харькове украинскую кар-.
тинную галлерею. Но наше правительство.
в начале войны проделало огромную работу
по сохранению культурных ценностёй. Бо-
лее 4.000 картин и других произведений
искусства было вывезено в глубокий тыл.
Сохранено художественное наследство Тара-
са Шевченко.

Творческие проблемы были в центре вни-
мания участников пленума. Война должна
найти достойное отражение в украинском.

дожники должны запечатлеть ‘в _ монумен-
тальных произведениях образы лучших сы*
нов отечества, боровшихся за освобождение

— 3a этими цифрами, — говорит
начальник — обогатительной фабрики
Н. Матвеенко, — прежде всего видна

роль наших обогатителей, намного улуч-
шивших состояние оборудования фабри-
ки и ноказатели своего труда.

В этом можно убедиться, когда знако-
мишься CO сменой мастера Аубакира
Алимжанова. Каждый флотатор, класеи-
фикаторщик знает, сколько задано даль
не только за^смену, но и за каждый час.
Они внимательно следят за количеством

дают технологический режим. И вот
результат — в прошлом году смена Алим-
жанова получила за счёт повышенного
извлечения на 110 тонн меди больше
„других смен. Кропотливую работу по co-
зершенствованию механизмов фабрики
ведут механики Малясов и Коваленко.
Введенные по их предложениям новшест-
ва намного повысили межремонтные сро-
ки эксплоатации оборудования.

Балхашцы не остановилиеь на достиг-
нутом. Металлурги стараютея повысить
тепловую мощность отражательных  пе-
чей, достигнуть ` высоких показателей
проплава шихты. В’ последнее время ‘они
сумели в полтора раза поднять ежесуточ-
‚ную производительность  отражательных
печей и резко сократить расход топлиза
при выплавке черновой меди.

Балхашцы не остаются в долгу перед
победоносной Красной Армией. Здесь
идёт упорная битва за медь. И удача со-
путствует медеплавильщикам — отваж-
ным и смелым.

В. МАХОНИН,

соб. корр. «Известий».
г. БАЛХАШ.

Выход в лагери начнется с двухдневно- ®

го тактического учения, во время которого
бойцы совершат трехкилометровый марш в
горах, дважды переправятся через водный

17 ромненских. скважин дают нефть

РОМНЫ, 13 мая. (ТАСС). После изгна-1

разрушенного гитлеровцами промысла. На-

рубеж с помощью подручных средств. Вся  ния немецких захватчиков ромненские неф- чали работать первые 17 скважин, которые
Учеба строится с учетом требований фронта. тяники дружно взялись за восстановление   уже дали сотни тонн нефти.

Земля опалённая...

Эти места я проезжал с партизанской  насыпи железных дорог, появились пер- лами, подушками. Е весне едут люди на

разведкой осенью прошлого года, когда
здесь были еще немцы. Вокруг горели
сёла, города и станции. Пылающие мо-
сты висели над реками. Свечами вепы-
хивали т6леграфно-телефонные столбы,
все было в огне —— и облака в небе, и
реки несли в себе огонь. Немцы отету-
пали от Днепра. Вдали слышны были
орудийные выстрелы, будто кто-то. свин-
цовыми каблуками стучал по земле. Это
были шаги войны.

Сожженные, чёрные деревни. Чёрная,
погорелая земля. В болотах— чёрные пни.
На курганах братских могил большие
кресты с желтыми и красными клено-
выми венками. Кресты видны далеко.
Так мы ехали от кургана в кургану, от
креста к кресту, великим сКорбным, кре-
стным путем. На сто верет ни разу не
залаяла собака, не закричал петух, не
скрипнул «журавль» над колодцем, не
звякнуло ведро. Ни голоса, ни шороха.
Пустыня. я

‚Леса стояли золотые. Вдруг в октябре
во второй раз зацвели яблони. Белые, в
золотом лесу, они светились, как свечки,
и в ночи по ним мы узнавали дорогу.
Ягод было столько, что болота казались
покрытыми красным ковром, а лесные по-
ляны ‘поседели от белых грибов. Приро-
да не хотела умирать, не хотела заснуть
под -белым саваном зимы, как бы ожи-
дая встречи с0 своими земляками. И
Красная Армия пришла в Белоруссию.

Теперь, весной, я снова еду по этой
земле. Сож и Припять вышли из бере-
тов. Залиты вешней водой черные бом-
бовые воронки, противотанковые рвы
траншеи и ходы сообщения. На лугови-
нах подбитые «тигры» и «пантеры»
стоят по башню в воде, словно утонув-
шие железные суда. Вешияя вода несет
разбитую домашнюю рухлядь, зеленое
тряпье немецких мундиров, трупы ко-
ней.

горят семафоры,

гачи с пушками в зеленых чехлах. Ря-

дом, в тени машин, по краям дорог ка-

ie
Помню Гомель, ‘когда подошла в нему

тятся тележки © корытами, ведрами, у3- Красная Армия. На берегу Сожа открыл-

вые весенние цветы. В этом мире воз-  старые места. По ночам среди заливных
рождения иногда поБажется колючая лугов — большие костры, пламя итицеи

черная проволока,
та зазеленеет, словно плющ.

опутавшая землю, и  летит над водою. Фюди вдыхают горя-

чий запах родной земли. А машины едут

На станциях целые поселки красных  И дут.

вагонов. Горят костры, кипят котлы. Го-

рода на колесах. Это — армия восета-  родов. Вот здесь, в Мозыре,
новителей. Они двигаются по земле ра-  вдруг оцустели
под’емными  ставни, словно весь город закрыл глаза.

зорения с экскаваторами,

В 1941 году я видел омертвение го-
однажды

улицы, захлопнулись

кранами, кирками, лопатами, со своими  На пустой площади шаги раздавались,
библиотеками, ансамблями, лавками. Все  как звук. барабана. Веселые афиши опе-

вперёд, на запад.

Осенью их видели в Орле,
Брянске. Зимой стояли они
льду, под Гомелем. Теперь я вижу их

ретт «Фиалка Монмартра», «Сильва»,

потом в! «Марица» в свисте бомб казались афи-
белые, во  Шами тысячелетней давности.

Теперь я вижу оживление

почти у переднего края. Мы ещё увидим   Еще дымятся воронки, еще слышен в го-
их в Бобруйске, и в Минске, и в Бресте!   роде удаляющийся рокот пулемётов, &

Железнодорожники! Они первые появ-
ляются на ‘земле разорения. ‘Они идут
вслед за армией. Они засыпают еще ды-
мящиеся воронки и по земле, которая
гудит и трясется от близких взрывов,
кладут шпалы и рельсы. Они торопятся.
Уже где-то вблизи, за спиной, кричит па-
ровоз. «Дышит в затылок!» — сказал мне
один путевой рабочий.

Сколько НИ едешь, рядом по новым,  и говорят: «Bor

белым шпалам тянутся рельсы.
мелькают новые, свеже - обструганные
телеграфно-телефонные столбы, повис-
шие над реками и оврагами новые мосты
и трубопроводы. Среди великого разру-
шения, упавших на землю в груду кам-

Мимо   Злесь школа! Здесь кино!»

на центральной улице уже появляются
первые люди в кожанках, в старых ши-
нелях без ногонов, в морских кителях,
которые странно видеть здесь, в Бело-
руссии, так далеко от морей. Это—фане-
ные на войне офицеры и красноармейцы,
демобилизованные на мирное строитель-
ство, работники партийных и советских
учреждений. Они ходят по пустым еще
улицам, заходят в дома без окон и крыш
здесь будет аптека!

Еще в пустом городе, где ветер воет
в улицах и пустых домах, появляется
радиорупор, и голос его наполняет весь
город. И на этот голос, на этот зов вы-

ней водонапорных башен, черных коро- ‘ходят люди из земляных нор.

бок обгорелых станций, железных костей

сгоревших паровозов и вагонов радуют том, рубеж aoe улицей, укрепленная точ=
теса вокзалы, г. с амбразурами — человеческим жи-

глаз новые, из светлого
путевые будки. По обе стороны дороги
пилят и валят лес, копают котлованы,
возводят дома. Впечатление такое, будто

едещь через одно великое строительство.   ее

Ярким, далеко вилным зеленым огнем

дальше и дальше.
; х

застрявшем в огороде, появляется сохну-

приглалная поезд всё  было. Рельсов тоже нет. Только перрон в

Позиция становится населённым пунк-

льем. На длинном стволе «фердинанда»,

белье.
Вокзала нет, и будто никогда его и не

чистом поле. Но уже в маленьком доми-
ке сидит начальник станции, и дежур-

городов!

ся большой каменный город с высокими
круглыми башнями, трубами заводов и
элеваторами мельниц. Но когда мы
вошли в город, то увидели, что Гомеля
нет, лишь небо ‘с облаками в пустых ок-
нах каменных коробок, стоявших 663
крыш. Ветер выл сквозь пустые улицы
мертвого города, сквозь дома, из которых
уньла жизнь.

Теперь Гомель живой город. На ули-
цах—маляры © длинными кистями, боро-
датые деревенские плотники со сверкаю-
щими пилами и топорами. В городе пах-
нет краской, как в новом доме. У парад-
ных под’ездов сидят каменщики с тяжеб-
лыми молотами и дробят камень. По
крышам ползут кровельщики. Из люлек
иокрикивают ‘верхолазы. По улицам ве-
зут мебель, сверкающий Ha солнце
рояль, высокое зеркало, в котором отра-
жаются дома и облака. Еще не ветавили
стекол. А уже висит вывеска «Банк», и
в окно видно — девушка заводит карто-
теку и. главный бухгалтер открыл тол-
стую книгу.

В маленьком обывательском домике с
узорами на карнизах и петушком, чудом
не унесенным взрывной волной, откры-
вастся аптека. У окошка собрался народ.
Люди, в диком немецком мире отвыклтие

от всего, стоят и смотрят на белые фар-
форовые чаши аптеки, на то, как фарма-
цевт вешает на аптекарских весах меди-
цинские дозы, смотрят, как на какое-то
волшебство, будто впервые на земле от-
крывают аптеку.

Я прохожу по единственной улице.
Большие окна. У кресел в белых халатах
парикмахеры с  пульверизаторами. Ha
низких кожаных стульях сидят сапож-
ники. У длинных столов — портные ©
большими утюгами. Появляются вывески:
«Сберегательная касса», «Школа № 4»,
«Кино».

Вернулись домой партизаны. В пана-
хах с красными лентами, они всюду —

среди об’явлений: Требуются машинист-
ки, фармацевты, ночные сторожа, сапож-
‚ники, радиотехники, патронажные сест-
ры в больницу, гример в театр. Каждый
день город меняет свое лицо. Еще вчера
многие дома глядели на нас пустыми,
мертвыми глазами, & сегодня появились
в зданиях стекла, и на закале, в. лучах
заходящего солнца, улица снова была з0-
лотой, как тогда...
*

По ночам вдали горит небо войны.
А вдоль дорог в пустых, порубленных
садах крестьяне садят фруктовые де-
ревья. Мы едем по Белоруссии и только
и слышим: пустили. дрожжевой завод,
заработала мельница, завертелась крупо-
рушка, крестьяне роют пруд для зеркаль-
ного карпа.

В разоренном городе возник ансамбль
цимбалистов. И когда впервые ударили
цимбалы, все встали. В здании, которое
сгорело и снова из пепла возникло, иг-
рают Шекспира, «Двенадцатую ночь». На-
днях вышел белорусский букварь с кар-
тинками, и дети, которых немцы хотели
отучить от родного языка, получили в
школах буквари. В Мозыре открылся Ин-
ститут языка и литературы.

Мы едем по высокой дороге. Вокруг —
заливные луга. В них отражается чебо.
И иногда кажется, машина скользит по
бесконечному голубому озеру. <.

И голубые луга, и весенняя трава,
устилающая яркозеленым ковром сож-
женную землю, и цветы, поднявшиеся из
черных бомбовых воронок, и крик паро-

воза на новых путях, и крики пролетаю-

щих птиц, курлыканье гусей: «Иетим,
летим !> —— все вместе под светлым ве-
сенним небом сливается в единую сим-
фонию возрождения.

Я стою в поле, у железной пороги,
проложенной чуть ли не до самой пере-
довой, и вдруг слышу голос телефониста
на столбе; «Алло! Алло! Алло! Мозырь!
Калинковичи!» И кажется: в этот весен-
ний день, под этим светлым небом, среди
толубых лугов раскрывается нам вся

переработанного продукта, строго соблю-

Украины, легендарных героев, форсировав-
ших в осенние дни 1943 года Днепр, `
увековечить юных. героев Краснодона,; исто-
рические победы Красной Армии в’ районе
Корсунь-Шевченковский. запечатлеть парти-
занскую доблесть, величайшую героику тру-°
да советских людей в глубоком тылу и в-

районах, недавно освобождённых от фашист- ^^“

ских оккупантов. Е

Почти незатронутой в нашем изобрази-
тельном искусстве остаётся тема многове-
ковой борьбы украинского народа за свою
свободу и независимость. Где в изобрази-
тельном искусстве нашли отражение живые,
впечатляющие образы Богдана Хмельницко-
го. Богуна, Кривоноса, Палия, Сирко; Дов--
буша, Кармелюка, являющихся. знаменем,
рыцарской доблести, беззаветного служения..
народу, отчизне? На пленуме речь шла о
дальнейшем совершенствовании мастерства.
в области плаката, значение которого ни в

об участии в оформлении книг’ советских
писателей и классиков, а также. в промыш- >
ленности,
искусством, — фарфоро-фаянсовое произ--
водство, текстильное производство и Т. д.

Советского Союза мастера изобразительно- ^-`

М. Лысенко, Л. Муравин, А. Пашенко, ---

Высокое мастерство показали украинские
художники и в портретной живописи, и в _

Выдержав вместе со всем народом вели- _^

ского искусства, где заседал пленум, была.

apt

we

Народный художник СССР Петрицкий ‘в Г

опустошениях, причинённых фашистами укра-.

=>

изобразительном искусстве. Украинские ху-`°

:

коем случае не должно быть преуменьшено,  ”

пользующейся изобразительным : -..

Народный художник УССР Страхов` BH-

сказал правильную мысль об участии COBET-—
ских скульпторов в создании скульптурных
памятников нашей эпохи. Большие задачи

стоят ‘перед художниками, особениб перед:
скульпторами, в восстановлении городов, в \^

создании памятников героям Отечественной.

войны, павшим в боях за освобождение со-_

ветской земли. Уже сегодня мы должны.
приступить к созданию памятника славному
полководцу Отечественной войны генералу

армии Н. Ф. Ватутину, созданию ‘памятника ^

в ознаменование освобождения нашей
лицы — Киева. ‘ :
Художников и скульпторов Украины:

сто+

увлекла сейчас работа по созданию KONOC-.......

сального архитектурного ансамбля — Кре-.
шатика. Эта задача может быть успешно.
решена в творческом контакте архитекторов,
художников и скульпторов. Участие худож-
ников в выполнении всех этих работ сыграет
большую роль в развитии украинской со-
ветской культуры.

Фашистские варвары превратили в руины
очаги нашей творческой жизни. Гитлеровцы
разграбили и сожгли произведения украин-
ских художников. Нас глубоко трогает, что

Е

=e

ныне, в трудных условиях войны и восста-.

новления народного хозяйства
партия и правительство создают нам все
условия для творческой работы. за

„Украины, _.

Художники Украины преисполнены твер- sk

дой уверенности в том, что они успешно >

разрешат стоящие перед ними творческие + 5.05

eet Проф. В. КАСЬЯН,

народный художник СССР.
КИЕВ, 13 мая. (По телефону).

Проекты жилых домов
для освобожлённых районов _

Всесоюзное научное инженерно-техниче- “*

ское общество строителей совместно с
наркоматами по строительству и комму-

нального хозяйства РСФСР организовало ^

конкурс проектов жилых домов ‘для осво-:
бождённых районов. Из 40 городов поету*
пило 150 проектов и предложений. Жюрв

отобрало и премировало 15 лучших из них.. ,

Заслуживает внимания проект инженер-
подполковника И. М. Романовского и архи-
тектора С. В. Васильковского. Дома coopy-
жаются из грунто-блоков, камыша и соло-:

мы. Для кладки стен и штукатурки ис... :

пользуется глиняный раствор. Перекрытая-
состоят из глино - камышитовых и глино-
соломенных сводов, опирающихся на вну-..

тренние стены здания. Такие перекрытия, ‚.

как показал опыт, теплоустойчивы и не.

протекают даже во время сильных дождей. ee

Часть проектов предусматривает строи-
тельство каркасных домов с максимальным--
использованием местных материалов. ;--

Премированные проекты жилых домов _.

будут посланы в освобождённые от немец-.
ких захватчиков районы. .
Второй вечер грузинской  -
литературы

Вчёра в Колонном зале Дома союзов’ 50=
стоялся второй вечер грузинской литера»

es

туры. Вечер открыл председатель правлё-` >.

ния Союза советских писателей. Н. Тихо- .
HOB.

С большим вниманием прослушала ауди. _
тория доклад Б. Жгенти о грузинской ли-

тературе в дни Отечественной войны. По- “`` >

НЫЙ В красной фуражке ходит по перрону В Совнаркоме, на мельнице, в лесниче-

По высоким дорогам, среди приняв- и чего-то ждет. Й вот уж где-то вблизи   CTBC. Они только-что вы ta
ших отражение неба заливных  лугов  кричит паровоз. Он так кричит, словно ВЫе медали еще носят р te rs ratte
бесконечной цепью движутся зеленые   открывает заново эту землю. Приходит ЛеНыХ куртках, перешитых из немецких
фронтовые машины, сильные «Виссы» и  первый поезд. А за ним—евязь, свет, поч- О,

«Студебевккеры», наврытые  брезентом,   та, х4еб, соль, уголь, учителя, врачи, ° Об’явления в Гомеле начинаются у
быстрые эмки и «Виллисы», танки и тя-! буквари. > вокзала, и все время вы идете по улицам

Белоруссия. И хочется крикнуть: «Алло!
Алло! Алло! Минск, Белосток! Скоро мы
„будем и у вас!»

Вешняя вода пронеслась, умыв землю
войны и нашествия, вернув ее к вечной
жизни. Зеленым свётом весенней травы
озарились холмы. Немецкие доты и д3о-
ты, точно старые брошенные могилы,
покрылись зеленью. волчьих нор не-
мецких землянок, глубоко ушедших в

сле доклада с чтением стихов ‘выступили
поэты И. Гришашвили, К. Каладзе, А. Ма-
шашвили, Г. Табидзе, С. Чиковани, К. Чи: —
чинадзе. Переводы прочли поэты Н. Тихо
нов, А. Адалис и В. Державин: 3 3

‘Tlocne pictynmeHuit nosTos cocTosmés fos.
каз творческих достижений MacTepos rpys ~
зинского искусства.

Борис ЯМПОЛЬСКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».
БЕЛОРУССИЯ, май,