ааа SS СЖ поп

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

SaaS

„Последнее предупреждение сателлитам

гитлеровской Германии“

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ О ЗАЯВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ВЕЛИКОБРИТАНИИ и СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

‘ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). Комментируя
заявление правительств Советского Союза,
Великобритании и Соединенных Штатов,
обращенное к сателлитам гитлеровской Гер-
мании, дипломатический обозреватель газе-
ты «Ньюс кроникл» пишет: «Это заявление
последовало за предупреждением Сталина в
его первомайском приказе, что «у Румы-
нии, Венгрии, Финляндии и Болгарии есть
только одна возможность избегнуть ката-
строфы: разрыв с немцами и выход из вой-
ны». Как слова Сталина, так и совместное
заявление союзников обращены скорее к
народам стран-сателлитов, чем к их пра-
вительствам.

‘Питируя слова тов. И. В. Сталина: «Од-
нако трудно рассчитывать на то, что ны-
нешние правительства этих стран способны
порвать с немцами», «народам этих стран
придется самим’ взять в свои руки дело
своего освобождения от немецкого ига», —
обозреватель пишет: «Совместное заявление
ясно показывает, что английское и амери-
канское правительства разделяют совет-
скую точку. зрения».

Как указывает обозреватель агентства
АФИ, совместное обращение СССР, Англии
и Америки к странам-сателлитам рассма-
тривается в Лондоне как «шаг, предприня-

мии Маннергейма, Финляндия сможет ждать
заступничества со стороны вашингтонского
правительства. Россия занимает такую же
позицию в отношении Болгарии, с которой
она не находится в состоянии войны».

Дипломатический обозреватель агентства
Рейтер пишет; «Предупреждение трёх глав-
ных союзных держав германским сателли-
там—знаменательное событие. Оно выносит
неотвратимый приговор всем, но предусма-
тривает возможность смягчения приговора
тому сателлиту, который выйдет из войны
сейчас. Предупреждение опубликовано на-
кануне событий, грандиозный характер ко-
торых очевиден для сателлитов.

Финляндия, с которой США. не находят-
ся в войне, и Болгария, с которой Совет-
ская Россия не ведёт войны, помещены на
том же судне, вернее, на том же тонущем
корабле, что и Венгрия и Румыния. Сател-
литам совершенно ясно сказано, что им при-
дётся расплатиться за помощь Германии
и что, если они будут продолжать участво-
вать в войне, расплата будет более тяжё-
лой».

НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАСС). Обозрева-

тель нью-йоркского радио заявил, что опу-
бликованное предупреждение правительств

тый накануне операций, которые должны
закончиться изгнанием немецких армий со
всех европейских территорий». «СПА, кото-
рые не находятся в состоянии войны с Фин-
ляндией, в данных обстоятельствах реши-
тельно становятся на сторону России, — пи-
шет обозреватель.—Правительство США не
хочет допустить, чтобы сохранялись на-
дежлы на то, что в случае, если обстоя-
тельства сложатся неблагоприятно для ар-

Советского Союза, Великобритании и Сое-
динённых Штатов сателлитам гитлеровской
Германии является «предупреждением о
готовящемся жестоком ударе по Германии
и её сателлитам. Пробил час, когда госу-
Дарства, к которым обращаются США, Ве-
ликобритания и Советский Союз, должны
решить, будут ли они поддерживать безна-
дежную, гибельную политику Германии, или
отойдут от неё». :

Военный министр США 06 операциях
Краеной Армии в Крыму

ВАШИНГТОН, 12. мая. (ТАСС). Военный
министр Соединённых Штатов Стимсон, вы-
ступая на пресс-конференции с еженедель-
ным обзором военного положения, подроб-
но остановился на операциях советских
войск в Крыму. Стимсон особо подчеркнул,
что Севастополь, который немцам удалось
взять только в результате 250-дневной оса-
ды, пал под ударами Красной Армии в-те-
чение нескольких дней.

— Имея в своём распоряжении весь
Крымский полуостров, сказал Стимсон,—
советские воздушные и военно-морские `си-

лы будут располагать базами, с помощью
которых они смогут установить господство
на Чёрном море. Румынское побережье те-
перь является одним из многих районов, ко-
торым угрожают советские войска. Немцы
потеряли в Севастополе значительное ко-
личество людей и техники. Много немен-
ких судов было потоплено во время попы-

ток немцев эвакуироваться морем. В на- .

стоящее время советские армии, ранее за-
нятые крымской кампанией, могут быть ис-
пользованы на других. фронтах.

Военный суд над прогрессивными польскими

офицерами в

НЬЮ-ЙОРК, 11 мая. (ТАСС). Редактор
иностранного отдела газеты-«Чикаго дейли
ньюс» Биндер пишет, что, по полученным им
из Палестины сведениям, 1 марта в Иеруса-
лиме 23 ‘польских офицера и солдата, в том
числе. 3 женщины, были преданы военному
суду по обвинению: в «государственной из-
мене» потому, что они хотели вступить в
польскую армию в СССР. }

«Обвиняемые, — пишет Биндер, — входят
в число 90 польских солдат и офицеров, на-
ходящихся на Ближнем Востоке, арестован-
ных за 1—6 месяцев до процесса и содер-
жавшихся в польском концентрационном ла-
repe МЛатрун в Палестине за сочувствие
СССР, свободным полякам и Берлингу.
Судьями были один польский полковник и
два майора. На суде не было ни одного ан-
гличанина, хотя он проводился на террито-
рии, контролируемой англичанами. Англий-
ская цензура запрещала публиковать сведе-
ния о суде на том основании, что это — чи-
сто польское дело. Подсудимые: признали,
что они послали Берлингу телеграмму, в ко-
торой выразили желание вступить в Поль-
скую армию на Восточном фронте, а также
сочувствие свободным полякам. Они заяви-
ли, что их действия были не изменнически-
ми, а патриотическими. Суд признал всех их

Иерусалиме

виновными». Он приговорил полковника Ма-
ровского к пожизненному заключению, а
всех остальных, в том числе майора Завад-
ского и лейтенантов Имах, Годлевского и
Годовского, к 20 годам тюремного заключе-
ния. Только женщина — капрал Залесская
приговорена к 15 годам тюремного заклю-
чения. :

Выступая от имени обвиняемых, полков-
вик Маровский сказал: «Я признателен про-
курору, потребовавшему такого сурового на-
казания — смерти, которого польская армия
не может осуществить на британской терри-
тории. Это покажет всему миру, что мы —
настоящие патриоты, осужденные фашист-
ской кликой Андерса. Этим приговором вы
открываете нам дверь в Польшу. Я и мои
товарищи будем там, но ни вы, государст-
венный обвинитель, ни этот суд, ни генерал
Андерс, ни многие из его ‘людей там не бу-
дут».

Биндер сообщает, что ему не удалось ус-
тановить, какая участь постигла генерала.
Добржинского, полковника Жимовского,
подполковника Старого, лейтенантов Фиш-
баха, Спиро и других, арестованных 28 янва-
ря нынешнего года и заключенных в кон-
центрационный лагерь по обвинению в одоб-
рении сотрудничества с Советским Союзом.

Возвращение Лилии Дыховец

Лилия еще на улицах Львова удивленно
рассматривала статных загорелых мужчин,
стоявших у витрин магазинов и попыхи-
вавших табачным дымком из темных обож-
женных трубок. Наряд их — фетровые
широкие шляпы и кожаные вышитые яр-
кими нитками жилеты — находился в
полном несоответствии с босыми ногами.

Выло лето 1940 года. Солнце, выбегая
из-за туч, заливало светом улицы города.
Люди, стоявшие у витрин, были гуцулы.
Они принадлежали к тому же народу, 5о-
торый вскормил 19-летнюю учительницу
Лидию Дыховец. Закончив педагогическое
училище, она ехала на работу в Стани-
славскую область, в Прикарпатье, в
район села со странным названием —
Жабье.

В село Лидия приехала недели за три
до начала учебного года. Bee было для
нее здесь ново, интересно — и люди, и
природа, и песни, похожие на’ людей,
природу и песни Украины и в то же вре-
мя имеющие свой, непбвторимый отпеча-
ток. И хотя Лидия еще не знала ни слов,
ни мелодий гуцульских песен, ей они ка-
зались давно знакомыми. Вдруг они
всплывали в памяти, как забытая сказка-
байка, рассказанная матерью в детстве.
А может, мать и пела ей эти песни в ху-
торе Тарасовском, где родилась Иидия
Дыховец?

Туцулы приняли молодую учительницу
доверчиво. Матери и отцы приходили к ней
с лохматыми босыми ребятишками и пыт-
ливо расспраптивали: долго ли будут учить-
ся их дети, не станет ли учительница бить
их линейкою? И много других вопросов
задавали они, пожилые и.средних лет лю-
ди, молодой сероглазой девушке.

Лидия первое время робела, но потом,
видя общее к себе ‘расположение, стала
держаться уверенно, просто и совсем
привыкла к тому, что дети называли её
Лидией Григорьевной.

`Богда летом занятия кончились, учи-
тельница Дыховец не сразу уехала к себе
на хутор. Нужно было подвести итоги пер-
вого учебного года, принять участие в
районном совещании, упорядочить внут-
ришкольные дела. Но 22 июня ‘село уз-

нало о том, что началась война. Эту весть
принесли на желто-черных своих EPHAb-
ях немецкие самолёты, темной тучей про-
плывшие на восток над тихим прикарпат-
ским селом.

К Лидии пришел тогда один из старших
учеников школы и сказал:

— Многие гуцулы уходят в горы с ору-
жием. Отец, брат и я тоже уходим. Идем-
те с нами, здесь вы погибнете...

— Нет, я поеду домой, к маме.

Через месяц Лидия добралась до своего
хутора и обняла нлачущую мать. В Та-
расовке были немцы, несколько человек
во главе с высоким черным фельдфебелем.
Они силой забирали у колхозников про-
дукты и хлеб. : ;

Лидия сидела в хате растерянная.
Все, чему она училась, все, что любила,
лелеяла, растаптывалось врагом, бросалось
в грязь. Она перебирала свои ученические
тетрадки со стихами Пушкина, Шевченко,
Ивана Франко... Любовь в родной литера-
туре, к родному языку прививал своим
воспитанникам старый учитель Антон Фи-
липпович Денежка. И всегда, кбгда Лидия
приходила к Антону Филипповичу с во-
просами, он находил ответы, успокаи-
вал её. Но ведь он и сейчас в Тарасовке.
И Лидия пошла к своему старому учи-
телю.

Он был вее тот же, только глаза его
стали строже. И опять Лидия, как в дав-
ние школьные годы, спрашивала:

—- Что делать, Антон Филиппович? Что
делать? —

Он слушал и, как прежде, гладя русые
ее косы, говорил:

— Не журись, Лилия! Минует нас ли-
хая беда.

Но ушла она от старого учителя неус-
покоенной. Впервые не ответил Антон
Филиппович на ее вопросы. Да и можно
ли было успокоить ее в то время?

В те дни в хутор пришла новая воин-
ская часть оккупантов. Наспостой в хате
Дыховец расположился немецкий ка-
питан. Он был высокий, гладко стрижен-
ный, голубоглазый. Капитан приказал
освободить чистую половину хаты от
лишних вещей.

‚ АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5. Телефоны отделов редакции: Секретариата — К 4-77-96; Фронта — К 4-72-37; Экономического — К 1-42-05; Сельского хозяйства —К5

Американская газета,
о подрывной работе польских
реакционеров в Америке

НЬЮ-ЙОРК, 13 мая. (ТАСС). Газета
«Вашингтон пост» в пространной передовой
статье, озаглавленной «Польские пропаган-
дисты» осуждает  крайне-реакционных
польских пропагандистов и польское эми-
грантское правительство, которые пыта-
ются нарушить единство между Об’единён-
ными нациями. Газета призывает Соединён-
ные Штаты положить конец безрассудному
вмешательству этих пропагандистов BO
внутренние дела Америки.

Польское эмигрантское правительство,
пишет газета, позволило себе злоупотребить
дружбой американцев. Польские экстреми-
сты, многие из которых являются послед-
ними представителями реакционной клики
полковников в Польше и полуфеодального
довоенного правительства,  безрассудно
вмешиваются в американскую внутреннюю
политику. Они пытаются нарушить лойяль-
ность американских граждан польского
происхождения и подорвать единство ме-
жду Об’единёнными нациями, Американ-
ское правительство должно дать им отпор.
Американские публицисты польского про-
исхождения, польские издания и политиче-
ские деятели из американских поляков на-
вязывают нашей избирательной кампании
иностранные проблемы. р

Газета отмечает, что дипломаты и пропа-
гандисты эмигрантского польского прави-
тельства связаны в Соединённых Штатах с
элементами, чей показной интерес к Поль-
ше является лишь маской. Эта клика рас-
сматривает Польшу в качестве удобной ду-
бинки, которой они могут угрожать прави-
тельству Рузвельта

«Создавшееся сейчас положение, —пищет
в заключение газета, — требует непосред-
ственного вмешательства министерства
юстиции»,

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). В Лондоне
об’явлено, что во время налёта на Лейпциг
и другие об’екты 12 мая американские бом-
бардировщики уничтожили 150 германских
самолётов. Во время налёта на Берлин 8 мая
‘американские самолёты сбили 119 истреби-
телей противника. Потери американской
авиации 12 мая составили 42 бомбардиров-
щика и 10 истребителей. °

=

Мятеж батальона
австрийских солдат

Заявление Станислава Орлеманьского

НЬЮ-ЙОРК, 12 мая. (ТАСС). По сооб-
шению чикагского корреспондента агентства
Ассошиэйтед пресс, возвратившийся из по-
ездки в СССР Станислав Орлеманьский вы-
ступил на пресс-конференции с заявлением,
что И. В. Сталин во время бесед с ним
сказал, что он является сторонником свобо-
ды совести и вероисповедания и считает во3-
можным сотрудничество с папой римским
против насилия и преследования католичес-
кой церкви.

Корреспондент приводит застенографиро-
ванный текст важнейших замечаний Орле-
маньского на пресс-конференции:

«Как-то в январе я написал письмо гос-
подину Хэллу с просьбой выдать мне пас-
порт для поездки в Созетский Союз. Я не
получил ответа на это письмо и нанисал
снова, прося разрешения эзнакомиться само-
му и изучить польский вопрос. Пришел от-
вет, что американское правительство не BO3-
ражает, но ему неизвестяо, как отнесется к
этому Советское правительство. Я написал в
русское консульство в Нью-Йорке, и мне от-
ветили, что необходимо разрешение марша-

- на Карельском фронте

_СТОКГОЛЬМ, 12 мая. (ТАСС). Газета
«Стокгольмс тиднинген» сообщает, что, по
полученным ею сведениям, на Карельском
фронте произошёл мятеж батальона ав-
стрийских альпийских войск. Но приказу
генерала Дитля, немецкая часть, недавно
прибывшая из Польши на побережье Ледо-
витого океана, после боя, продолжавшего-
ся два дня, подавила это восстание. Убито
и ранено около сотни австрийцев. Аресто-
ванных солдат интернировали в концентра-
ционном лагере Банака, а также в лагере в
Киркинесе. Арестованные будут отправле-
ны в Германию и преданы там военному
суду:

Обесценение финской марки

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Финские
газеты признают, что наводнение Финлян-
дии бумажными деньгами обесценило фин-
скую марку. По данным финских газет, ко-
личество бумажных денег в обращении за
время с июля 1943 г. по апрель 1944 года
увеличилось на 3 млрд. марок, при чем вы-
пуск бумажных денег особенно резко воз-
рос в первом квартале текущего года. Об-
щая сумма находящихся в обращении бу-
мажных денег в Финляндии достигла к маю
1944 г. 12 млрд. финских марок (до войны
в обращении было 2 миллиарда марок).
Финские газеты предлагают ещё больше
увеличить налоговое обложение населения,
чтобы предотвратить полное обесценение
финской марки.

— Мать спит там, — сказал он,

ла Сталина. Наконец, пришел ответ лично
от маршала Сталина, приглашавшего меня
в Россию».

После замечаний о маршруте и обстоя-
тельствах перелета из Америки в Советский
Союз и обратно Орлеманьский следующим
образом отзывается о своем пребывании в

CGEP:

«Я не буду делать никаких заявлений о
России. Мне было бы бессмысленно гово-
рить о религии. Я потратил два дня на по-
езлку в армию и два—на обратный путь, Н
один день я потратил на поездку к поль“
ским детям в Загорск.

Теперь о Сталине. В течение одного часа
я беседовал с Молотовым. Я был в театре,
и мне позвонили, чтобы я поехал в Кремль,
и я направился туда. Молотов и Сталин
были вместе. Я не говорю по-русски, и по-
этому у нас был переводчик с английского.
Я беседовал со Сталиным в течение 2 ча-
сов 15 минут, Вторая моя беседа продол-
жалась примерно столько же времени. A
обнаружил, что Сталин весьма демократи-
чен и весьма открытого нрава. Как амери-
канский гражданин я говорил со Сталиным,
как равный с равным. Я сказал Сталину,
что важнейшей проблемой, которую нуж-
но разрешить, является религиозная про-
блема. Он спросил: «Как вы это себе. мы-
слите? Что бы вы сделали?» Я сказал ему,
что мне хотелось бы задать ему два-три
вопроса. Я набросал список вопросов. На
первый взгляд вам может показаться, что
эти вопросы очень незначительны. Изучите
их со всех точек зрения, и вы увидите, что
они важны. Будучи американцем, я не про-
дал Америки и я не был уполномочен про-
давать Польшу кому бы то ни было. Что
касается религии. я горжусь своей цер-
ковью, и я сделаю всё, что в моих силах,
чтобы помочь моей церкви. Я надеюсь, что
этот небольшой документ (запись бесе-
ды Орлеманьского, подписанная И. В.
Сталиным) положит начало лучшим взаимо-
отношениям и взаимопониманию. Я не буду
делать никаких заявлений по польскому
вопросу». ; :

Орлеманьский передал представителям
печати следующий текст официального за-
явления: «Я поехал в Москву не в каче-
стве представителя католической церкви
или государственного департамента Соеди-
нённых Штатов, а в. качестве частного лица
для изучения польского вопроса. Я не ком-
мунист, ия об этом открыто заявил в Мо-

Продление срока действия закона о передаче взаймы

или в аренду

ВАШИНГТОН, 12 мая. (ТАСС). Палата
представителей Соединенных Штатов одоб-
рила сенатский вариант законопроекта о
продлении срока действия закона о переда-
че взаймы или в аренду вооружения до 30
июня 1945 года. Как известно, сенат США,
высказавшись за продление срока действия
этого закона, 8 мая принял поправку к законо-
проекту о продлении срока, которая гласит,`
что президент не уполномачивается «при-
нимать какие-либо обязательства от име-

— Антена Филинповича увели, — пла-

показывая на кухню, — дочь может спать кала старушка.

здесь. ‘
Лидия покачала головой:
— Нет.
И вышла из комнаты.
Немцы грабили жителей. Куры, гуеи,

утки исчезали, будто втягиваемые одной

прожорливой пастью. Плакали хуторские
девушки. Ганна Сердюк после надруга-
тельства над нею повесилась в сарае.
Однажлы утром на стене школы хуто-
ряне увидали лист белой бумаги, на ко-
тором печатными буквами было написано:
«Будьте вы прокляты, ворюги и насиль-
ники немецкие! Отольютея вам наши сле-
зы свинцовыми пулями! Украинцы, на-
станет час нашего освобождения, верьте!»

Школа была возле хуторского колодца,
и женщины, шедшие по воду, читали сло-
ва, так и горевшие на белом листе.

Немцы сорвали его. Еще свирепее сде-
лались они после этой истории.

Скоро снова появился плакат, за ним
другой, третий. Большие печатные буквы,
написанные акварельной краской... Немцы
поставили часового у школы и второго—
У квартиры капитана.

Калтитан `емотрел на Лидию своими
холодными голубыми глазами и говорил:

— Вы очень красивая украинская де-
вушка. Вас нужно везти в Германию.

Капитан кое-как об’яснялея по-русски.

— Вы подумаете, Лидия, — повторял
он, — я есть очень терпеливый... Вы име-
ет выбор ехать в Германию, как мой близ-
кий человек, или как... Ну, вот сейчас ва-
ши девушки будут ехать работать на Гер-
манию...

Лидия смотрела на него и отвечала:

—- Я подумаю.

Немцы увезли насильно шесть хутор-
ских девушек. На следующий день появил-

]ся плакат: «Сестры и подруги! Немцы уг-
нали из нашего хутора шесть наших род-
ных девчат в Германию на каторгу. Не
поддавайтесь врагу! Метите ему, как толь-
ко можете! Красная Армия освободит
нас!»

Капитан рассвирепел. Он вызвал к себе
офицеров, накричал на них. Часового, сто-
явшего у школы, избил. к

Вскоре к Лидии прибежала жена учи-
теля, Александра Ильинична. Часовой ее
не впустил; Лидия вышла на улицу.

— За что?

— За плакаты на школе...

Лидия кусала губы. Как она ненави-
дела их, немцев —и этого, что стоял
сейчас неподалеку с автоматом в руках,
тупой, надменный, и того, что жил в ее

доме, спал в постели, на которой она ро- `

дилась, утирался полотенцем, которое
она` сама вышивала! Как она их ненави-
дела, всех до одного!-

Лидия проводила Александру Ильинич-
ну и вернулась к себе.

Когда явился капитан, она, постучав-
шись, вошла к нему. Он указал ей на
стул:

—- Садитесь.

Чидия села, потом сказала:

— Вы арестовали моего учителя.

— Да. Мы его завтра повесим.
` — Вы арестовали его за плакаты, буд-
то он писал и вешал их на школе. Но он
старый, он никогда не интересовался по-
литикой, он преподавал литературу. Кля-
нусь, что это не он!

Немец посмотрел на нее холодными гла-
зами. Потом поднялся.

— Хорошо, — сказал он, — я верю
вам и освобожу вашего учителя. Но усло-
вие... — Вапитан осмотрел комнату. —
Вы будете спать здесь...

Тидия наклонила голову.

— Хорошо. Только не сегодня,

— Завтра?

— Да...

Капитан поднялся. Он хотел подойти к
Лидии, но она отстранилась.

— Так вы освободите учителя?

— Конечно.

Капитан позвал часового...

Перед вечером Лидия. отправилась кв
Антону Филипновичу. Она стояла посреди
комнаты и говорила:

— Я пришла поблагодарить вас за то,
что вы научили меня родному языку, каж-
дой букве его, каждому слову... Я чуть
было не стала причиной вашей гибели... Я
ухожу. Прощайте! -

На следующее утро проснувшийся капи-
[тан увидел на двери белый лист и на нем

печатные буквы: «Я ухожу. Ищи меня в
поле, фашистская сволочь! Это я писала

зданием той самой школы, в которой Ли-

на пресс-конференции

скве в моём публичном обращении к поль-
ской армии. Я американец. И я подчёрки-
ваю, что я поехал в Москву один и возвра-
тился один. Я не принадлежу ни к какой
клике, фракции или партии. За 30 лет, в
течение которых я ношу сан священника,
мой’ первый ‘отпуск—миссия в Москву с
целью помочь моей церкви и Польше,

Рассмотрим некоторые заявления, сде-
ланные моими сотоварищами священниками.
Вот первое: достопочтенный Джеймс Лоу-
лер, помощник генерального секретаря На-
циональной конференции католических
благотворительных обществ, сказал: «Мир,
бывший свидетелем воинствующего атеиз-
ма Советского правительства в течение мно-
гих лет, должен осторожно относиться к
таким заявлениям; как заявление отца. Ор-
лейаньского». Это из журнала «Ньюс уик».

Отец МЛоулер, вы лишь говорите,. а
я основываюсь на официальном HCTO-
рическом документе. Я должен отве-

тить вам следующее. Первой задачей моей
программы было привезти вам официальное
заявление по данному вопросу. Разговоры
и критика не приведут нас ни к чему, если
мы не будем действовать. Я действовал.
Можете ли вы или какой-либо другой ка-
толик требовать или ожидать большего от
меня? Убеждены ли вы сейчас, что моя
миссия в Москву была успешной?»

По поводу выступления Майкла Реди —
секретаря Национальной конференции като-
лических благотворительных обществ, ха-
рактеризовавшего поездку Орлеманьского
«политическим бурлеском», в заявлении
Орлеманьского говорится: «Я должен ска-
зать, что не пристало ему употреблять та-
кие вульгарные слова. Такими инсинуация-
ми вы не подорвете и не нарушите мою
жизнь в священническом сане.и во Христе.
Тем не менее, монсиньор, я заверяю вас,
что это был не бурлеск, а опера высшего
класса. (Бурлеском в США называются
театральные зрелища самого вульгарного
пошиба).

Я уверен, что американская публика пой-
мет мою позицию и оценит её. У меня есть
замечательные известия насчёт Польши, но
о них будет известно позже».

К заявлению. приложены следующцие
вопросы, которые, по словам Орлемань-
ского, он предложил И. В. Сталину,
и ответы _И. В. Сталина. Ниже при-
водится текст этих вопросов и ответов.

«1. Считаете ли вы допустимым для Со-
ветского правительства проводить политику
преследования и насилия в отношении като-
лической церкви?

Ответ маршала Сталина: Как сторонник
свободы совести и свободы вероисповеда-
ния, я считаю такую политику недопустимой
и ар,

2. Считаете ли вы возможным сотрудни-
чество со святым отцом папой Пием ХИ в
деле борьбы против насилия и преследования
католической церкви? -

Ответ маршала Сталина: Я считаю это
возможным.

Достопочтенный Станислав Орлеманьский
пожелал, чтобы вышеуказанные вопросы и
ответы не публиковались в настоящее вре-
мя, а были представлены ему лично. Мар-
шал Сталин`не возражал против этого пред-
ложения, но в то же время заявил, что он
не возражает ‘против опубликования этих
вопросов и ответов, если достопочтенный
Станиелав Орлеманьский сочтет это необ-
ходимым. Подпись: маршал Сталин».

вооружения.

ни США в отношении послевоенной эконо-
мической, военной и любой другой политики,
связанной с международными отношениями,
за исключением тех случаев, когда это пре-
дусмотрено конституционной процедурой».
` В настоящее время законопроект о прод-
лении срока действия закона о передаче
взаймы или в аренду вооружения, одобрен-
ный палатой представителей и сенатом, на-
правлен Рузвельту для подписания.

плакаты. Доведется, я всажу в тебя пу-
лю. Лидия». ‘

...Немцы повесили мать Лидии перех
дия училась и куда в первый раз мать от-
вела ее, тогда восьмилетнюю девочку.

На следующее утро на стене школы
вновь появился плакат. Огненные слова
кричали:

«Братья-украинцы! Отомстим за смерть
Марины Дыховец! Смерть немецким окку-

пантам !>
*

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 МАЯ 1944 г. № 114 (8416)

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Военные действия
в Италии

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Специальный
корреспондент агентства Рейтер при штабе
войск союзников в Италии. сообщает, что
наступление союзных войск в Италии нача-
лось вечером 11 мая ураганнон артиллерий-
ской подготовкой Ha линии основнога
фронта. 8-я армия скрытно продвинузаси
через Апеннины и предприняла мощную
атаку в целях прорыва в долину реки Ли-
ри. На фронте у Тирренского моря 5-я
армия наносит удар по направлению к севе-
ро-востоку, нтобы очистить от врага горы,

Части 8-й армии в ряде пунктов форсиро-
вали одну реку на плотах и на разборных
лодках и в настоящее время наносят удар
на запад. Немцы отчаянно сопротивляются,
и‘в ряде пунктов пехота союзников ведёт
ожесточённые бои.

ЛОНДОН, 13 мая. (ТАСС). В коммюня:
ке главного штаба войск союзников в Ита-
лии сообщается, что наступление 5-й аме-
риканской армии и 8-й английской армии
против линии Густава в ночь на 12 мая
велось в полосе боевого охранения про-
тивника, и в настоящее время на всём про-
тяжении фронта наступления. происходят

тяжёлые бои. Вчера, 12 мая, английский
крейсер в сопровождении американских
эсминцев, поддерживая наземные войска,

вёл интенсивный обстрел Аппиевой-дорогя
близ Террачина и позиций тяжёлой артил-
лерии противника, действующей против 5-й
армии в районе Гаэта.

. Вчера весьма крупные силы тяжёлых
бомбардировщиков союзников совершили
налёты на многие порты и железнодорож-
ные Узлы в Северной и Северо-Западной
Италии.

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 13 мая. (ТАСС). Как передают
из Югославии, в коммюнике верховного шта-
ба народно-освободительной армии. Югосла-
вии сообщается, что в Восточной Боснии на
всех участках продолжаются упорные бои.
Город Власеница несколько раз переходил
из рук в руки. Части народно-освободитель-
ной армии заняли местечко Олово, остатки
разгромленной эсэсовской дивизии Уни-
чтожаются в лесах, окружающих местечко.
Сильные бои идут вдоль левого берега реки
Дрина.

В Западной Боснии противник перешел в
наступление в секторе Прнедор—Босански
Нови и после двухдневных боев занял Лю-
бию и Шахте. Все попытхи вражеских войск
в районе Мрконич-Града прорваться на осво-
божденную территорию отбиты с большими
для них потерями. Словенские части на-
родно-освободительной армии во время на-
ступательных операций в районе Жужембер-
ка.и Любляны истребили более 700 вражес-
ких солдат и офицеров; уничтожили 11 тан-
ков и много другого вооружения и боепри-
пасов.

Корреспондент АФИ
о германском консульстве
в Танжере

ЛОНДОН, 12 мая. (ТАСС). Алжирский
корреспондент агентства АФИ сообщает,
что германское консульство в Танжере всё
ещё остаётся на месте. В испанских кругах
в Танжере утверждают, что они узнали в
соглашении, поднисанном в Мадриде, толь-
ко из передач английского радио. Из Мад-
рида пока не дано никаких распоряжений
по. поводу мероприятий, которые должны
быть предприняты для закрытия консуль-
ства. .

Взрыв немецкого парохода,
в Нарвике

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Газета
«Свенска дагбладет» сообщает, что У вхо-
да в порт Нарвик после сильного взрыва
затонуло немецкое судно водоизмещением
в 10 тыс. тонн, груженное рудой. На судне
было 9.700 тонн руды. Взрыв произошёл в
200 метрах от берега. На борту находилось
около 80 немцев. 70 из них погибли при
взрыве. Судно, повидимому, натолкнулось
на мину.

Антигитлеровская организация
иностранных рабочих в Германия

СТОКГОЛЬМ, 12 мая. (ТАСС). Газета
«Нюа даглигт аллеханда» сообщает, что в
Брауншвейге (Германия)  раскрыта тайная ан-
тигитлеровская организация иностранных
рабочих. Арестованы французский рабочий
Пьер Мерсье и другие иностранные рабочие.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО: СОВЕТА СССР.

Весной 1944 года в хутор Тарасовский
в’ехала грузовая машина. Возле взорван-
ной школы она остановилась, и на землю
выпрыгнула из кузова девушка-лейтенант
в шинели и шапке-ушанке. Она сказала
шоферу:

— Подождите здесь. Я пройду пешком.

Она с минуту смотрела на развалины
школы и уже хотела направиться ‘дальше
по улице, но тут ее внимание привлек
небольшой могильный холм, любовно
убранный цветами и свежей весенней
травой. Она подошла к нему и вдруг за-
дохнулась. На небольшом деревянном обе-
лисве было написано:

«Здесь похоронены замученные немец-
кими оккупантами дети украинского наро-
да — Марина. Ивановна Дыховец и Антон
Филиппович Денежка. Вечная память ге-
роям, отдавшим свою жизнь за советский
народ!»

Девушка припала к могиле. Через не-
которое время подошла седая женщина.
Это была жена Антона Филипновича.

— Лидия! — воскликнула старушка.

— Kak произошло все это?! Как
Александра Ильинична? ! }
Антон Филиппович делал то же, что
и ты, Лидия! о

SS AS TVS BS NT ENE NT TD
BOUBOIOK TEATP — 14/V «Вильгельм Телль».
Нач. спект. в Гч. вез.

se ЗЕЕ
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА / А
виата». Нач. спект. в 7 ч. -веч, т

МАЛЫЙ ТЕАТР — 14/\
утро «На всякого
мудреца довольно а «Нигмалион»,
ae т. спект. в 12 ч. дня, вечернего в
. еч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА 14/У утро «Без
вины виноватые», Опеклтакль, аа иный С
30/ТУ. Билеты со штампом «Стакан воды» —
действительны; 14/У вечер «Стакан воды». Нал,
Хтрен. спект. в 12 ч. дня, вечернего в 7 ч. веч.

МХАТ О0ООР им ГОРЬКОГО-—14/У «Синяя
нтица», веч. «Анна Карен..нах;

МООК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТЬ QL. Bpow
ная, 2)—14/\ «Хамза». Нач. в Pe a ne
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской

гос, моск.
бульвар, 23)—14/У утро «Скупой», веч. «Раски’

нулось море широко»; 15/V eA Лекув-

НЙ мама? ти м утрен. спект. в 12 и iter
. 8H

— Идем, доченька, я тебе все рас-  с

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР нмени
ВИЗА АН ИОЛАВОКОГО п Вл. И. НЕМИРО-
a ae nie TEHKO (Пушхинская ул, 1
china : eee oe утро «Евгений Ounernm,
р - 1. «М-ль Фифи», 2. «Штраусиана»; 15/\У утро

арская невеста», peg, «Соперницы», Нач.
утрен. спект. в 13 ч, дня, вечерних в Т Ч; в69.

о TOO. ТЕАТР им. ЛЕНИНОКОГО КОМ.
Seacmnntaan hone. Н о И cane in eA

». к: г эч,
дня, вечернего в 7 4. Ме  утрен. спект, в 139

МОСК. ГОС. ЦЫГАНОЕ
(ВБ. Гнездниковский ah aay
eee «Цытаных, 2 к
в 12

скажу...
...Через час грузовик уходил из хутора.
В кузове сидела Лидия Дыховец. Глаза ее
были сухи, губы искусаны. Она не чувст-
вовала холодного весеннего ветра. Ona
смотрела вперед, и огонь ненависти еве-
тился в ее глазах.
Анатолий СОФРОНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

«РОМЭН»
к 10)—14/У утро и в
. Вонцерт. Нач, утрен. спехт
ч. дня, вечернего в + ai в ы

-76-11; Пропаганды и Советского Отроительства — К 1-42-88;

Литературы и искусства — К 0-51.21, Иностранного — К 4-81-54; Писем — К3-5-М; Художественного — К 5-36.5%. Издательство — К 5.23-20. К 4-75-06. Приём об’явлений в Москва— К 5-14-38, в Лен
a : i Е , инграде — 36-78.

‚Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР». имени И. И. Скворцова „Степанова, Пушкинская. плошаль, 5.

Каз Е

\\

$03
пер
НЫЙ
до
Bpo
mbit
я:
тер
po

ИХ

уси
Ha
Cre
110!
3al
er
Ay

ye!

То:
зас

pel
60)
ли

НЫ
ба
Kal

06;
ВЫ

Xi

Koy

TO!
BO)

ВЫ
ку.
Це,
те;
CBr