It
ив

iB

a
ы,
KO
Hb
0°
Hb

р-
го

‚8
ow

ты

IM
ЛВ

KA
са.

ВТОРНИК, 16 МАЯ 1944. г. № 115.

(8417)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

`Фронтовой ‘день

Прикартатевая весна. Раскинувшиеся
BS лощинах деревни утопают в молодой
зелени. Цветут абрикосы, черешни, Но в
зцебетанию ITH нередко примешнивается
трель пулемета.

„Батальон командира Парамонова по-
лучил приказ выбить немцев с высоты,
которая имела важное значение, так как
позволяла контролировать огнем долину.

Парамонову было известно, что на
гребне высоты ‘расположены четыре
тзота, а на склонах ее — несколько пу-
леметных гнезд. Обороняла высоту не-
мецко-румынскзя часть.

В помощь батальону был придан артил-
зеёрийский ноль. Илан штурма высоты офи-
церы ‘разработали во ‘всех деталях. Снеци-
альные группы незаметно пробираются к
пулемётным гнездам противника. Основные
силы батальона вытягиваются по склону
высоты. По сигналу артиллерийский
полк накрывает своим огнем все че-
тыре дзота, штурмовые группы в это
время разделываются с вражескими пу-
леметными гнездами, основные же силы
батальона рвутся на гребень высоты.

Парамонов сам  проинструктировал
командиров рот и взводов, сам обелело-
зал место предстоящего броска 6а-
тальона.

... Утро ничем не выдавало подготовки
бою. Шла редкая ружейно-пулеметная
перестрелка. Но в блиндаже беспрерыв-
но звучал телефон. Командиры рот доно-
сили 0б успешном выдвижении штурмо-
вых групп, о сосредоточении ударных
кулаков для атаки. Потом наступил мо-
мент, когда Парамонов, вызвав к аппа-
рату командира артиллерийского полка,
ровным голосом сказал:

— Можно начинать, товарищ майор!
Через пять минут дам сигнал.

И через пять минут гребень высоты
покрылся клубами дыма от разрывов
артиллерийских снарядов.

В это время штурмовыми группами
были подавлены пулеметные гнезда вра-
га, и батальон по зеленому скату высоты
ринулся на ее гребень.

Через два часа Парамонов направил
Бомандиру полка связного с рапортом:
«Залание выполнено. Высота взята. За-
хвачено в плен 56 немцев и румын».

*

Бой за высоту неожиданно оказался
ологом в более крупным событиям.
ротивник решил вернуть не только эту
зысоту, но и другие, уже несколько не-
дель находившиеся в наших руках. В
контратаку попело до трех полков враже-
екой пехоты и около 40 танков. Эти
силы поддерживались артиллерией и
авиацией. Естественно, что и с нашей
стороны в бой вступили не меньшие силы.
ажение продолжалось Bech день.
Некоторые высоты переходили из рук в
рувБи по три четыре раза. Но к концу дня
противник был обескровлен и отброшен
а исходные рубежи. р
ественных изменений на этом
участке фронта не произошло. Но немец-
Е0-румынские войска потеряли в бою
14 танков и 21 орудие. В воздушных
боях и огнем зенитной артиллерии было
сбито 16, вражеских самолетов. На поле
боя осталось до 700 трупов солдат и
офицеров противника.

В этот день летчик-истребитель Иван
Кожедуб сбил 34-й на своем счету немец-
кий самолет, Два немецких самолета, сби-
ли зенитчики старшего лейтенанта Зин-
ченко. Орудийный расчет сержанта Кова-
ленко и расчет самоходного орудия лей-
тенанта Шаповалова подожгли по «тигру».
Одна артиллерийская часть уничтожила
пять батарей противника.

..Вее эте произоныю за один день на
узком участке фронта.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 мая.

Рука об руку с бойцами

Радушие и гостеприимство — харак-
терные черты ухраннекого народа. Но на
своём победном пути Брасная Армия, кило-
метр за километром очищающая родную
украинскую землю от немецких захватчи-
ков, встречается не только с прояваения-
ми радушия и гостеприимства. Сплошь и
рядом советекие воины становятся свиде-
телями благородных, патриотических по-
двигов, совершаемых жителями городов и
сел западных областей Украины.

*

Небольшая электростанция в район-
ном центре Станиславской области —
Городенке. На подступах к этому Hace-
лённому пункту шли горячие бои. В
последние дни перед тем, kak Halu вой-
ска штурмом овладели. Городенкой,
электростанция He работала. Куда-то
исчез механик электростанции Березов-
ский. По вечерам городок погружался в
темноту. Взбешенный немецкий комен-
дант приказал полиции разыскать Бе-
резовекого и заставить его дать свет.

Механика искали всюду, днём и
ночью, но он как в воду канул. Комен-
дант приказал подготовить взрыв стан-
ции. Нол здание были подложены мины.
Ноджигатели принесли несколько банок
с бензином и разместили их в разных
углах машинного отделения.

Через два дня, когда солдаты яви-
лись, чтобы уничтожить станцию, ока-
залось, что банки с бензином куда-то
исчезли. Не удалось обнаружить и ми-
ны. Между тем немцам надо было спеш-
но уходить. Электростанция уцелела. `

После того, как немцы были изгнаны
из Городенки, близ электростанции со-
стоялаеь ветреча механика Березовско-
го с советскими бойцами. Он стоял,
окруженный танкистами, и рассказывал:

— Тридцать месяцев каторги пере-
жил я здесь при немцах. Некоторое вре-
мя скрывался, но. потом меня поймали
и заставили вернуться на электростан-
цию. Когда. теперь Красная Армия подо-
шла в нашему городу, меня вызвал не-
мецкий комендант и приказал подгото-
вить машины к вывозу. Я разобрал ма-
шины, но детали спрятал, а сам бежал и
скрывался до вашего прихода в лесу.
Только двум человекам было известно,
тде я нахожусь. Они приходили ко мне
ночью и рассказывали, что творится в
Городенке. От них же я узнал, что нем-
цы собираются поджечь и взорвать
станцию. Я пробрался туда ночью, снял
мины и унес банки с горючим.

В первый же вечер после освобожде-
ния в городе зажегся электрический
свет. Станция работала.. Механик Бере-
зовский пришёл к командиру танковой
части с заявлением, в котором просил
считать его мобилизованным в Врасную
Армию.

*

На Волыни, в селе Черные Лавы на
видном месте высится небольшой мо-
ГИЛЬНЫЙ холм, ыы свежими
весенними цветами. Ерасная Армия дав-
но ушла вперёд, но могила бережно
охраняется крестьянами. Цветы, свежая
краска ограды и скромный, но аккурат-
но сделанный деревянный памятник с
красной звездой наверху говорят о том,
что могила эта дорога жителям села.

Tir

На могиле падпиеь по-украински:
«Здесь похоронен крестьянин села Чер-
ные ЧЛавы — Гарбарюк, героически по-
тибший в б0ю с немецко-фашистскими
захватчиками».

На-днях командир части, освободив-
шей это седо, приехал сюда и торже-
ственно вручил семье погибшего орден
Отечественной войны 2-й степени.

в 58-летний ° крестьянин
села Черные Лазы, жил на западной
окраине села, в домике из двух комнат.
Во время боёв позиции наших войск не-
сколько дней находились на восточной
окраине села, а на западную окраину
время от времени являлись немецкие
разведчики.

Однажды ночью Гарбарюк был раз-
бужен грубым стуком в дверь. В хату
вошло пятеро вооруженных немецких
солдат. Они потребовали, чтобы кре-
стьянин проводил их по селу и пока-
зал, где находятся русские.

— Сейчас, сейчас! — засуетился ста-
рик. — Подождите немножко. Я только
оденусь да натяну на ноги сапоги...

Действительно, Гарбарюк стоях пе-
ред немцами босой и в одном белье. Но,
очутивлтиеь в соседней комнате, он, как
был, неодетый, бросился к окну и вы-
прыгнул на улицу.

Немцы, услышав шум и увидев, что
окно в соседней комнате выбито, а ста-
рик убежал, пустились вдогонку и от-
крыли по улице огонь.

Бражеская пуля настигла Гарбарюка
в ту минуту, когда он, прижимаясь Ев
хатам, полз по направлению к нашим
позициям. Смертельно раненый, он про-
должал ползти и добралея до нашего
боевого охранения.

Бойцы подняли на руки почти безды-
ханное тело старика. Последними его сло-
вами было предупреждение о том, что нем-
цы тайком пробираются через село.

Замысел врага был открыт.

На следующий день после того, как
советские войска очистили село от нем-
yes, крестьяне и воины-освободители
торжественно, с воинскими почестями
похоронили крестьянина-патриота. Де-

вушки принесли на его могилу свежие
полевые цветы. Бойцы поклялись жес-
токо отомстить врагу за гибель героя.

*

Население дружно выходит на по-
мощь нашим войскам, чинит мосты,
исправляет дороги.

Нередко в селах, которые враг вы-
нужден очищать под ударами Красной
Армии, он оставляет шпионов и дивер-
сантов. Местные жители помогают на-
шим отрядам обнаруживать и вылавли-
вать вражеских лазутчиков.

В селе Пустомиты, на Волыни, кре-
стьяне Мигов и Палашук помогли изло-
вить нескольких немецких шпионов. Для
этого Мигов и Палащук просидели вме-
сте с бойцами вею ночь в засаде.

Три сестры — Ульяна, Прасковья и
Ольга Зубко из того же села указали
нашему отряду место, где скрывались
немецкие диверсанты.

3. ОСТРОВСКИЙ,
’ спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 мая.

Архитектурные проекты восстановления освобожденных городов

Выдающиеся архитекторы столицы рабо-
тают сейчас над проектами восстановления
освобождённых городов. Бригада под ру-
ководством акад. К. Алабяна составляет
генеральный проект центральной части
Сталинграда, академик Б. Иофан зани-
мается проектировкой Новороссийска, ака-
демик В. Семенов корректирует схему ге-
неральной планировки Ростова-на-Дону,
академик Н. Колли проводит аналогичную
работу по гор. Калинину, академик С. Чер-
нышев готовит проект будущего Курска,
академик Л. Руднев заканчивает разработ-
ку проекта планировки Воронежа, член-

Весна в Прохоровке

п
Танкист Я Рудов ехал по служеб-
зому делу в Харьков. По пути он имел

возможность заглянуть на денёк в родное
село Прелестное, что в восьми километрах
эт Прохоровки.

Когда Рудов сошёл с поезда на стан-
ции Прохоровка, y Hero екнуло сердце:
отязя земля была дорога ему вдвойне.
Здесь он родился и вырое. На этой земле
летом прошлого года он участвовал в ве-
ликих битвах.

Слелы их сохранились и по сей день.
На выезде из Прохоровки грудилиеь не-
мецкие мёртвые танки, у железнодорожной
платформы суетились бойцы трофейной
команды — им надолго ещё здесь работы.
З стороне от дороги осталась высотка, из-
резанная траншеями. Отсюда наблюдал за
ходом сражения покойный генерал Валу-
THE.

Вот оно, поле исторической бит-
зы! Отсюда, из этой лощины, рванулись
на север, в Прохоровке 400 немецких
танков, имея задачу пробиться в Курску.
Наши танки, сосредоточенные на обратном
скате возвышенности, пошли навстречу.
На небольшом участке степи между Про-
хоровкой и селом Прелестное завязалось
крупное танковое сражение. Горели ма-
шины, ходуном ходила земля, и на мно-
гие километры вокруг был. слышен гул
и скрежет.

Только ночь прервала танковое побои-
ще. Немцы отошли. Десятки подбитых и
сожженных «тигров», ‹фердинандов» и
«пантер» остались на месте боя. Больше
немцы не пытались наступать на этом
участке. А через несколько дней в наступ-
ление на’ Белгородсво-Вурском направле-
нии перешли наши войска.

Андрей Рудов находился у истоков это-
го великого наступления. Отсюда, от око-
лицы родного села Нрелестное, прошёл он
до Днепра, перешагнух Днепр и устремил-
ся дальше на запад.

... Бурьяном поросло поле битвы. Сталь
изранила землю. Но сквозь бурьян и сталь
пробиваются могучие ростки жизни. Бо-
татыми дарами увенчивает родная земля
Татный труд солдата.

Андрей Рулов видел, как изумру-
дом горели под ярким солнцем озимые

хлеба. Нежно зеленели веходы яровых.
Возле самого села шёл трактор с плугами
й боронами в сцепе. Словно пулемёт, сту-
чал мотор «ХТЗ». У Рудова снова дрогну-
ло сердце: он вспомнил, как сам до вой-
ны водил в этих местах трактор.

В Прелестном Андрей Рудов пробыл
недолго. Отец его, Павел Яковлевич,
старый колхозный конюх, выслушал pac-
сказ сына о боевых делах, помолчал и не-
ожиданно промолвил:

— Чего ж ты катаешься; a He воюешь?

Что за этим последовало, Павел Яков-
левич рассказывал после соседям так:

— Ни елова не ответил Андрей, только
лицом потемнел. На завтра еобралея и
ехал. Обидел я его, конечно, напрасно.
  смелый, медаль «За отвагу» носит.
Ну, да, наверное, поймёт он, что отцовский
попрек не с языка, а из вердца вырвал-
ся — жадное стало народное сердце до
победы над’ немцем.

Павел Яковлевич явно гордится тем,
что сын У него с крутым нравом, —
на немце отзовётея неукротимый русский
характер.

В июле. прошлого года своими глазами
видел Павел Яковлевич, каков советский
воин. Прорываясь к Прохоровке, немцы
обошли Прелестное с двух сторон, село
очутилось в полукольце. Но бойцы, дер-
жавшие оборону, и не думали отетупать.

—- Смелые ребята, -— вепоминает ста-
рик Рудов. — Они мне говорили: «Пого-
ди эвакуироваться, отец. Сейчас мы их
погоним». Олин из орудия бил. Садят по
нему снарядами с трёх сторон. кричу ему:
«Укройся — заденет!», & он в ответ: «Я
им задену!> Целый день без передышки
у орудия работал.

Очевидцы июльской битвы 1943 года,
жители села Прелестное, увидели силу
Красной Армии и ещё сильней их вера в
близкую победу над немцами. Солдатки
торопятся быстрее отстроить разрушен-
ные немцами хаты и отстроить не какие-
нибудь халупы, а просторные и прочные
дома.

— Пусть мужья возвращаются с фрон-
та в хорошие хаты, — говорят кодхоз-

HHH.
Il.

0 русской солдатке, её неприметном, но
ежедневно и ежечасно прояваяющемся

корреспондент Всесоюзной Академии архи-
тектуры В. Гельфрейх занят изготовлением
проекта восстановления гор. Ржева. За-
кончена схема генеральной планировки
Смоленска, разработанная бригадой под
руководством академика Г. Гольца.

В ближайшие дни в Москве открывается
Всероссийское совещание руководителей
архитектурных управлений и отделов авто-
номных республик, краёв и областей. На
этом совещании авторы проектов восста-
новления освобождённых городов выступят
с сообщениями о своих работах.

тероизме, о её
невзгодам и испытаниям сказано в на-
шей литературе весьма мало. Да и нелег-
ко найти слова, способные выразить свя-
тость её подвига в дни войны.

В колхозе «Крестьянская новь» Прохо-
ровекого района я встретился с Ефро-
синьей Григорьевной Нетесиной — зве-
ньевой ефремовекого звена. Она пришла
в правление колхоза с поля, где закон-
чила сев ранних яровых. Повязанное чёр-
ным полушалком лицо её с высоким лбом,

изборождённым морщинами, с присталь-

ными серыми глазами и твердо сжатыми
губами казалось суровым. Но стоило за-
говорить с ней о семье, земле, колхозе,
войти в круг её привычных забот, — и
эта кажущаяся строгость и сухость
исчезли, уступив место безыскусственно-
му оживлению и доброжелательности.

Рассказ Ефросиньи Григорьевны обли-
чал ясный ум и деловитость. Шорой сле-
тала с её губ солёная крестьянская шут-
ка, и каждый раз Ефросинья Григорьев-
на по-детски краснела, смущённая соб-
ственным острословием.

Муж и старший сын Ефросиньи Гри-
горьевны третий год на фронте, при чём
более двух лет она не получает от них
никаких известий. Два мальчика остались
на её попечении. Втроем пережили они
и немецкую оккупацию. Немцы 3a-
брали у ЕЮфросиньи Григорьевны коро-
ву. На деревенских сходках Нетесину
заставляли выходить на «левую сторо-
ну» — на левой стороне немецкие по-
лицейские заставляли стоять тех, кто при
советской власти был активистом. А Ефро-
синья Григорьевна до войны была одной
из лучших звеньевых, собирала на своих
плантациях до 400 центнеров сахарной
свёклы, — было за что ненавидеть её вра-
там советской власти.

Пришла Красная Армия, и Нетесина
взялась за работу так, как раньше ни-
когда ещё не трудилась. О трудовой до-
блести Ефросиньи Григорьевны и членов
её звена говорят такие цифры: только
в апреле звено выработало 500 трудо-
дней — больше 50 трудодней на каждого.

Свыше 400 трудодней женщины зара
ботали на вывозке удобрений. Тонгадей и
коров иехватало, пришлось возить удобре-
ния на санках, таскать в мешках на се0б.
По колено в грязи с мешком за плечами
каждый день с утра до вечера ходили кол-

хозницы в поле. Более 40 тонн одного

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. Погрузка торпеды
на подводную лодку перед отправкой на
операцию. Фото А. Сколенко.

Организация музея
имени Шевченко

ХАРЬКОВ, 15 мая. (По телеф. от соб.
корр.). По решению ЦК КП(б)У и Совнар-
кома Украины в городе Харькове создаёт-

ся Государственный литературно-художе- курсирующие от верховьев Волги до её
ственный музей им. Тараса Шевченко. Ба-  дельты, богато оснашённые техникой при-
зой для него послужат Харьковская кар- стани, — этими богатствами по праву

тинная галлерея и Центральный музей им.
Шевченко в Киеве. Имущество картин-
Ной галлереи и музея, в свое время эва-

куированное в глубокий тыл страны и. со-   ПОМИНают
храненное там в лучших условиях, теперь  ТОоней, где вся <«техника» зиждилась в
возвращается в. Харьков и будет попол- жилиетых человеческих руках. Механи-

нено новыми экспонатами.

Под вновь организуемый музей испол-
ком Харьковского горсовета отвёл одно
из лучших зданий в центре города.
В музее будет находиться до 5.000 картин,
скульптур, гобеленов, книг. Особое место
отводится теме: «Шевченко в народном
творчестве».

Топливный баланс городов

НОВОСИБИРСК, 45 мая. (По телеф. от
соб. корр.). Вопросами заготовки местного
топлива на зиму города Новосибирской об.
ласти занимались не раньше июня. В ны-
HelIHeM году исполком областного Совета

>

ws
=
a

[на волге  ] Астрахань

<Т СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕОТИЙ»)

Е

Самый южный из поволжеких городов—
Астрахань теснее всех связан с могучей
речной магистралью, вскормленный и
вспоенный ею. Расположенный на остро-
ве, омываемом Волгой с севера и за-
пала, Болдой с востока, Бегчой и Царевым
с юга, город этот е высоты и на рельефной
карте выглядит огромным судном, за-
стрявшим в распахнутых настежь воро-
тах Волги, в лабиринте островов и от-
мелей.

Каждый житель Астрахани кормится
Волгой. Это — иди водник, или рыбаль,
или добытчик соли, или слесарь с верфи,
он либо сам плавает, либо оснащает и
снабжает тех, кто плавает. Если он
крестьянин, все равно, — он трудится
на земле, как бы отданной ему на откуп
Волгой. В городе не найдёшь заводов и
фабрик, которые занимались бы отхожим
от реки промыслом. Веб, что есть в
Астрахани, дала ей Волга, за то уж и
река потребовала всю Астрахань поста-
вить на службу ей.

Преобразилаеь Астрахань за годы со-
ветской власти.

Моряки и речники, которые вотре-
чаются здесь, как на перепутьи, не мо-
гут не гордиться могучим флотом, не-
сравненно выросшим за советские годы.
Нефтевозы и сухогрузные суда, вмести-
тельные баржи, пассажирские гиганты,

гордятся астраханцы.

Рыбные промысла и отдаленно не на-
смрадных дореволюционных

рая весной норовит затопить и дома, нами,
и уголья, удержать в её берегах. Так
ведь Волга придёт, набедокурит и уйдёт,
& потом ещё кормить нас будет. А тут ка-
кой враг проникнуть замыслил в нам, он
века хотел властвовать здесь, от него по-
щады не жди. Но, думал я, ужели нем
цев не остановим? И воины налти останс-
вили! Вдоволь мы тогда покопали. земли,
чтоб было где и бойницу расположить, и
орудие поставить, и человеку упрятаться.

Астраханский тыл, — если его можно
было назвать тылом, настолько он бых
близок к фронту, — коваля оружие на
станках, ранее выпускавших рыболовные
снасти; и верфь, и судоремонтные за-
воды, и рыбные комбинаты служили
фронту. Чтобы кормить армию, рыбаки
продолжали улов, хотя им и грозила еже-
минутно опасность «выловить» мину...

Верная героическим традициям, Астра-
хань и Ha этот раз заняла достойное
место среди советских городов. Й какие
радостные дни переживал город, когда
Красная Армия начала отбрасывать не-
менкие орды назад, к их логову!

3.

Из всех испытаний Астрахань выхо-
дила возмужавшей, новые качества обре-
ла она и в испытаниях Отечественной вой-
ны. Теперь город этот стал областных
центром, что само по себе знаменательно.
Область— не округ, иные требования прел”-
являются и в людям, и в организациям, и,
пожалуй, к самому внешнему виду города.

Нынешний май застаёт Астрахань в
строительно-ремонтной отраде.

зация придала промыолам облик неболь-
ших заводов. Паровые и моторные суда
на воде, тракторы, поворотные краны
и транспортёры на берегу, огромные ком-
бинаты, куда прибывает живая, плескаю-
щаяся в прорезях рыба и где её замофа-
живают, сушат, вялят, солят, — такова
нынешняя рыбная Астрахань.

3a годы сталинских пятилеток в
Астрахани были построены рыбокомби-
нат имени Микояна, судоремонтный за-
вод имени Сталина, первая  суловерфь,
полностью реконструированы десятки дру-
гих предприятий.

Да и в самом городе жизнь стала зна-

уже утвердил по каждому городу топлив-  чительно устроенней. В канун войны

ный баланс.

астраханцы получили новый водопровод

Уже в войну произошло немаловажное
событие: .из железнодорожного тупика
Астрахань превратилась в транзитную
станцию. Новая железнодорожная ветка,
которая открыла подступы к Астрахани с
юга и востока, имеет большое хозяйствен-
ное значение. Бакинская нефть, поступаю-
щая к устью Волги, теперь не только за-
полняет баржи, но и движется самохолом,
по трубопроводу, проложенному также в
ДНИ ВОЙНЫ.

Гроза города — весенние волжекие
разливы. Вруглый год питающая населе-
ние, — и зимой происходит подлёдный
лов рыбы, — временами бунтующая Вол-
га пытаетея отобрать у жителей часть
добра, нажитого с её помощью. Но оте-
брать не так просто. Люди строят за-

Предварительно местными Советами бы:   протяжением в 100 с лишним километров, щитные ваты, и в нынешнем году здесь
ла проведена большая подготовительная и кончились бедствия окраинного Hace-
работа. Каждый районный центр, каждый   ления; которое раньше вынуждено было

город представил свои расчёты, опреде-
ляющие потребность в топливе на зиму и
об’ём местных самозаготовок. Областная
плановая комиссия рассмотрела балансы ло
каждому городу и внесла свои предложе-
ния в исполком областного Совета.

Разработка торфа и других видов месг-
ного топлива, заготовка и летний сплав
дров будут вестись в таких размерах, что-
бы в отопительный сезон 1944—45 года
максимально сократить расходование угля.
В этом году самозаготовки местного то-
плива составят в топливном балансе горо-
дов 60—80 процентов.

Артисты московских театров
в Севаетополе

СЕВАСТОПОЛЬ, 15 мая. (ТАСС). Фрон-
товой филиал Малого театра, руководимый

носить воду с Волги. Детвора училась в
70 школах, из которых 19 построены в
последние годы. Астрахань — креннущий
и расцветающий промьшиленный центр.

2.

Осенью 1942 года водный путь на Ста-
линград был отрезан, Волга заминирована,
с воздуха город и железная дорога под-
вергались налётам. Рыбак Степан Носов
говорил на собрании, и товарищи слуша-
ли его в суровом молчании, полные твер-
дой решимости оборонять свой город.

— Мы наслышаны про ужасы, которые
принесли с собой завоеватели астрахан-
ской земли много веков назад. Наши де-
тишки в школах читают про них и ра-
дуются, что давно миновала дикая пора.
Неужели же мы ‘допустим, чтобы и нас
самих, и жён наших, и дорогую нам по-

производятся изрядные работы по обвало-
ванию. }

Временная оторванность от верховьев
Волги и от центральных районов страны
развила в астраханцах вкус к разлобыва-
нию местных ресурсов. Найдены бы-
ли не только моторы, трубы, различ-
ные запасные части, которые в иное вре-
мя поступали со стороны. Обшарив ок-
рестности, удалось разыскать и такие
природные богатства, как краска, гипс,
мел. Большой интерес представляют мест-
ные выходы газа, использование которо-
го из области предположений способно
перейти в реальный хозяйственный план.

Астраханцы о сейчас более, чем ког-
да-либо, одержимы страстью Ев древо-
насаждению. В прошлом году было выса-
жено 20 тысяч деревьев и кустарников,
в нынешнем на улицах появились ещё
50 тысяч стволов. В новой Астрахани

заслуженной артисткой республики О. Н.!росль смяла новая «Золотая Орда», ко- АВа ли не самое удивительное — зелень,

Поляковой, переехал из Керчи в Севасто-
поль и 13 мая дал первый спектакль для
Шла
пьеса Островского «Без вины виноватые».
Севастопольцы восторженно встретили мо-

населения освобождённого города.

сковских артистов.

В городе с успехом выступает также
бригада Большого театра во главе с артист-

кой Н. Спасовской.

стойкости в отношении к навоза вынесли они, не считая других

удобрений. За 10 километров ходили на

станцию за семенами. На своих нлечах
перенесли из Прохоровки много десятков

пудов суперфосфата.

—. Придёшь домой, еле на ногах стоишь
от усталости, — рассказывает Ефросинья

Григорьевна. — А ведь, кроме того, надо
было и обед приготовить, и печку исто-
пить, и в хате порядок навести.

За колхозной землей Нетесина и её

подруги ухаживают, как за любимым ре-

бёнком. Разделали и удобрили её лучше

даже, чем до войны. Семенами сеяли от-
борными. Шшевицу и ячмень посеяли пе-
рекрёстным способом. Пробороновали ози-
мые, & сейчас боронуют и яровые.

И в атротехнике, и в организации тру-
да — во всем звено Ефросиньи Григорьев-
ны следует передовому опыту. С первых
дней весеннего сева применяется в звене
индивидуальная сдельщина и, как правило,
намного перевыполняютея нормы выра-
ботки. На паре коров звено культивирует
по тектару в день вместо 0,60 гектара
по норме.

Так работает в Прохоровском районе не
одно звено Нетесиной. В соседнем колхо-
зе имени Молотова звеньевая Пелагея
Казаченко пашет на паре коров полгекта-
ра — в два с половиной раза больше
нормы.

Казаченко уже закончила работу на
своем участке и всем звеном помогает со-
седям. Неторопливо идёт она пло борозде
за плугом, который тянут коровы. Предсе-
датель колхоза ставит новую борозду,
измеряет глубину пахоты. Борозда глубо-
кая, будет где зерну брать соки.

Вечером над Прохоровкой нависли ту-
чи. Пошёл дождь — тёплый, тихий. Лю-
ди выходили из хат во дворы и подолгу
стояли под дождем с непокрытыми голо-
вами, вслушиваясь в шелест молодой тра-
вы, втягивая всей грудью бодрящий ве-
сенний воздух. В эту радостную ночь не
один обратилея взором на запад — к тем,
кто кует победу на фронте, и каждый до-
ходил если не умом, так сердцем: победа
наша близка и неминуема, потому что в
стремлении к ней слились воедино две
неодолимых силы — дух армии и дух
народа.

ne В. ПЧЕЛИН,
соб, корр. «Известий»

с. ПРОХОРОВКА, Курская область.

низованный Домом народного творчества
` совместно с управлением по делам искусств
Армении смотр творчества
санов-ашугов в период Отечественной вой-
вы. Прибывшие в Ереван из 20 районов рес-

торая в тысячу раз страшней npomaoi.
Старое моё сердце не выдержит, если
немец осквернит волжекую воду, да и
Bald сердца, знаю, тем же  болетот.
Пусть каждый скажет себе — не пустим
немца в Астрахань, умрём, но не пустим,
пусть каждый станет на пути немца,
и слово наше исполнитея.

Тысячи и тысячи таких, как рядовой
рыбарь Степан Носов, вступили в народ-
ное ополчение, на дальних  подотупах в
своему городу сражалиеь е фашистами.
Они мастерски строили оборонительные
рубежи, превращая Астрахань в остров-
крепость,

Землекоп Алексей Кротов рассказывает:

— Мы из года в год заняты были на
обваловании, чтобы волжекую воду, кото-

Сборник статей о

Музыковедческая мысль в нашей стране
работает в дни войны напряженно и плодо-
творно. Творческим итогом этой работы
являются ряд капитальных исследований и
огромное количество статей, появившихся
в периодических изданиях.

Сборник статей «Советская музыка», вы-
пущенный Музгизом, открывается циклом
очерков «Через прошлое к будущему», при-
надлежащим перу Игоря Глебова (акад.
Б. В. Асафьева) и написанным в дни герои-
ческой обороны Ленинграда, в котором на-
ходился тогда автор.

Пафосом этих незабываемых дней отме-
чены очерки, которые являются плодом
многолетних размышлений Б. В. Асафьева
о путях развития русской музыки и о её на-
циональных истоках. Именно в STH дни с
особой силой утвердилась вера в непобеди-
мость родного народа, в его творческие со-
зидательные силы, так чудесно проявившие
себя и в жизни, и в искусстве. С захваты-
вающим интересом читаются высказывания
о русской музыке Балакирева, Римского-
Корсакова, Глазунова, Лядова, Скрябина н
других мастеров, содержащиеся в очерках
Б. В. Асафьева. В очерке «Три имени», по-
священном Прокофьеву, Шостаковичу и
Хачатуряну, Б. В. Асафьев ‘подчеркивает
преемственную связь советской музыки с
русской классикой.

Статья