> © > >

ЧЕТВЕРГ,

1 ИЮНЯ 1944 г. № 129 (8431)

Мастера своего дела

День рождения стаханозца Фуравкина

голлектив цеха рентил отпраздновать у  2

него на дому. Собрались формовщики. 0б-
рубщики, мастера. Когда пряшла очередь
отвечать на многочисленные приветствен-

B eke сборки нас познакомили с
0-хетним харьковчанином Наумом Ко-
  рензаевым. Вокруг ‘всё дрожало от шума
станков, грохота стати, Молодой черново-
лосый паренёк сидел на танке с тремя по-

oes
ные тосты, шуравкин поднялся со стула,   мощниками, центруя мотор.

наполнил вином бокал
кую речь:

— Cnacnio, товарищи, что пришли по-
приветствовать в день моего торжества.
Сегодня мне исполнилось 35 лет ‘33 от!

рождения плюс две годовых нормы на
производстве.

и произнёс корот-

+ Пятый заканчиваем, — отрываясь
на минуту от работы, сообщил он подо-
шедшему мастеру. Трудно идёт сегодня.

. — Много далнь за смену?
—= Думаю, штук семь вытянем,
Корензаев стёр с лица капли пота

Гости пумно зааплодиревали. Михаил
Андреевич осушил бокал, неторопливо по-
ставил его на стол и заговорил о недав-
нем прошлом.

...Небольшого роста парень взялея за
одну из наиболее тяжёлых профоесий —
обрубку стального литья. Обычно в об-
руощики шли люди большой физической
силы, рослые, выносливые. Когда Жу-
равкпн внервые появился на участке с
зудизом и молотком в руках, один из.
старых обрубщиков с усмешкой заметил
соседу; ты

— На пяток дней хватит молодца, &
там, видалъ, на больничные. ~ р

Проходили недели, месяцы... Журавкин
не сдавал, В этом человеке мастерство
запразского обрубщика сочеталось с ка-
кой-то внутренней силой, помогавшей ему
всегда итти впереди других. Под’ёмные
краны подвозили к участку Шуравкина
тяжелые литые башни танков, и, пока
знатные обрубщики цеха Кравец, Марков,
Каламбет сдавали одну башню, Михаил
Андреевич заканчивал полторы-две.

—- Двужильный, что ли, ‘ты, Журав-
кин? — говорили порой товарищи по це-
ХУ. — Почему ты всегда успеваешь сде-
лать то, чего другим не одолеть? Раскрой
тайну.

— Какие у меня тайны? — пожимал
плечами Журавкин. — Дугу, и то гнут
с умением, не вдруг.

и, не расслышав ответа мастера, насторо-
женно ибреспросил:
— Что, мало? Три нормы выполним. ‹
Бригада Корензаева, в которой вместо
четырёх человек работает трое, научи-
лась центровать мотор за 45 минут
вместо 2 часов 30 минут по норме.

Центровка — одна из самых сложных!

н точных операций. Нужно соединить мо-
тор с коробкой скоростей, не допустив
ни малейшей погрешности. Уснех работы
зависит не только от ловкости рук, но и
от какого-то внутреннего чутья, которое
приходит с большим знанием дела. Де-

ект в работе центровщика можно обна-
ружить лишь в работающем моторе. Но
бригада Корензаева — вчерашнего воепи-
танника ремесленного училища —— ника-
кого брака не допускает.

— Что сказать об этом человеке? Наум
больше. чем мастер. Он-—артиет своего де-
ла, —— говорит начальник цеха. т. Горбу-
нов. — Рядом с Корензаевым работает
бригада Волосожарова, человека с солид-
ным производственным стажем, в брига-
де 5 человек, а дают за смену 3 мо-
тора. Учитель Корензаева мастер Воло-
сюк считался у нас «богом центревки».
А теперь ученик превзошёл учителя.

Е концу смены мы снова были в цехе.
На доске показателей работы бригад ря-
дом с фамилией Корензаева стояла жирно
выведенная мелом цифра $8. Это было

количество сцентрованных за смену мо-

В честь 26-й годовщины Октября Жу-
равкин подготовил рекорд — за смену 0б-
рубал десять башен — работа, посильная
для 5—6 человек. Теперь такая произ-
водительность стала для него почти обыч-
ной. И никого уж не поражает, что не-
большого роста рабочий обгоняет силой
своего труда’ богатырей. —

Михаил Журавкин, знатный craxa-
HOBCH трижды орденоносного завода, не
единственный мастер своего дела, Возму-
жавший и прославившийся в годы Ore-
чественной войны. Каждый цех имеет
своих героев производства. ‘

Недавно на слёте молодёжных бригах
к директору завода Герою Социзлистиче-
ского Труда тов. Максареву подошёл ро-
зовощекий подросток с ровно подстрижен-
ной челкой на лбу.

— Дозвольте познакомиться...
Смирнов, штамповщик.

Директор, улыбаясь, крепко пожал ру-
ву 16-летнему кузнецу, который за не-
сколько месяцев работы на заводе завое-

вал широкую известность своим мастер-
ством.

— НУ, как норму выполняень?

— 180 процентов даю, — с гордостью
ответил директору Смирнов. — У меня
уже три рекорда имеется. Только от стан-
ка можно ещё больше взять. Вот под-
учусь... ¢

В те дни бывший ремесленник только
‹становился на ноги». Он с завистью сле-
Дил за работой лучшей штамновщицы це-
ха Дикушиной, которая после двух лет
работы на «Аяксе» давала рекордную
выработку: 4—5 тысяч деталей за смену.
Но вскоре производительность труда
Смирнова стала выше дикушинской. При
норме в 2.700 деталей он делал 5 — 6 ты-
сяч штук. В майские дни Толя Смир-
ов — сын погибшего на фронте воло-

Толя

годекого колхозника — напрочно утвёр-

дил в цехе евоё мастерство. За смену он
отштамтювывал 8.760 деталей, НЙ

торов.

На заводе работают десятки и сотня
pene ставших, подобно Журавкину,

орензаеву, Смирнову, мастерами своего
дела. Подавляющее число бригадиров —
молодёжь. Год назад они учились в шко-
лах. Теперь вчерашние бригадиры стано-
вятся руководителями участков.

Алексей Толченов работал фрезеровщи-
ком. Днём он стоял у станка, а вечерами
конструировал различные  приспособле-
ния, чтобы облегчить работу себе и това-
ришам. Толченова сделали бригадиром,
потом мастером. Его участок — один из
лучших в цехе.

Расскажем о бывшем сталинградеком
волхознике Иване Ермакове, пришедшем
на завод в прошлом году после тяжёлого
ранения на фронте. : a

Ивалификации у Ермакова не было.
Пришлось начать с азов. Подучивитись, он
начал работать заточнивом. Для новичка
заточка резца — сложная операция, но
Ермаков прошёл в Красной Армии хоро-
шую школу мужества” и настойчивости,
Молодой рабочий хотел работать не хуже,
чем соседи по станку. Трудно описать,
как научился Ермаков выполнять норму,
потом две, три. В отдельные дни он ра-
ботал за пятерых, затачивая по тысяче
и более резцов. .

Ермаков ничего не сделал для ускоре-
ния работы своего станка, не придумал
ни новых методов, ни приспособлений, но
в цехе о нём заговорили, как о вожаке,
нередовике своего дела. Вскоре Ермакова
выдвинули бригадиром.

Сила этих людей в мастерстве. Сила
нашей промышленности в том, что за го-
ды войны выросли миллионы таких уме-
лых, упорных,  настойчивых людей, со-
вершенствующих свое мастерство.

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
соб. корреспондент «Известий»,
УРАЛ.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Недалеко от города Куйбышева нахо-
дится Безенчукская опытно-селекционная
станция. Это одно из старейших сельсто-
хозяйственных научно-исследовательских
учреждений страны. Станция существует
40 лет. Она поставила сотни самых
  разнообразных опытов и накопила много.
материалов, из которых сделаны обобще-,
ния и выводы, имеющие научную цен-
ность и большое практическое значение,
для земледелия юго-восточных районов.

До войны в Безенчуке совершенно раз-
дельно существовали опытная и. селекци-
онная станции. Их слили, pens, ro!
9б’единённый коллектив научных работ-
ников должен заняться выведением
новых сортов сезьскохозяйственных куль-
тур, производетвом элиты высокоуро-,
жайных семян, районированных в КУЙ-
бышевской области, разработкой наиболее
эффективных приёмов агротехники и, ко-
нечно, всемерной популяризацией и внед-
рением в: сельскохозяйственное производ-
ство новейших достижений агронауки.
Научные работники Безенчукской сстан-
‘ции сумели добиться серьёзных успехов
в селекционной и семеноводческой рабо-,
те. В материалах, которые подготовлены.
к 40-летнему юбилею станции, говорится,
о выведении ценных сортов яровой пше-

Пароход
ходства, где капитаном тов, Соболев, вы-
полняя специальное правительственное за-
дание по доставке рыбы с Крайнего Севера,
успешно совершил рейх в суровых ледовых
условиях. На снимке: канитан парохода
Д. И. Соболев, награжденный за отличную
работу орденом Трудового Красного Знамени.

Фото А. Шестакова.

Северного государственного паро-

eee eee eee

Торжественный вечер
выпускников
московских школ ФЗО культур.

Вчера в Колонном зале Дома союзов со-
стоялся вечер, посвящённый выпуску уча-
щихся школ ФЗО г. Москвы. С докладом
выступил начальник городского ‘управления
трудовых резервов тов. Власов.

На вечере выступили представители Глав-
ного управления трудовых резервов при
Совнаркоме СССР, партийных и комсомоль-
ских организаций, руководители и учащие-
ся школ ФЗО.

отделах, занимавшихся опытами по агро-
технике. Например, станция выяснила

кой ценной культуры, Kak кок-сагыз,
установила дозы минеральных удобрений
под овощные культуры, разработала рё-
жим поливов для некото
частности для пшеницы, и т. д.

Автору! этих строк приходилось бывать

Молодые рабочие с большим воодушев-   в Безенчуке в годы, когда особенно ши-
а приняли приветствие товарищу роко ставились опыты по изучению вод-
талину.

ного режима пшеницы, проса, свёклы,
когда поливные поля особенно часто по-
сещались многочисленными экскурсиями
колхозников, агрономов, студентов, ‘учё-
ных, Тогда у научных работников отдела
орошения учились сотни колхозных энту-

В конце вечера состоялся большой кон-
церт самодеятельности учащихся москов-
ских школ ФЗО. р

Первый сквозной караван

судов по Енисею влияния станции во многих колхозах из

аи
Утраченная слава

Опытная станция ‘или овощной совхоз?

В. Д. Поленов

) (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Сегодня исполняется 100 лет со дня ро-

преимущество перед опытниками, От с6- Ждения крупнейшего русского живописца,

лекционной станции в состав новой пря- Одного из первых народных художников

зо в три раза больше научных фабот- Нашей, страны Василия Дмитриевича По-
Я в} : ден г. 3

ников, чем е опытной crannun. pm yr-, °°

: Поленов занимает в историй развития
верждении тематических планов предпоч- русской художественной культуры значи-
тение также отдавалось темам,

предло- тельное и почётное место. Он создал ряд
женным селекционерами и семеноводами. популярных картин на ‘исторические и бн-
Однако и их работа оказалась далеко He блейские темы. Но прежде всего Поленов
на высоте требований переживаемого вре-  художник - пейзажист, создавший ‘новую
мени. 06 этом красноречиво говорит еже- пейзажную школу в русской живописн.

годное невыполнение планов производет-’ Поленов родился в Петербурге, где в
ва элитных семян и срыв снабжения ими 187! году скончил ми НЫ
райсемхозов области. Урожаи элиты и ЮРИдический факультет Петербургского

iM университета. В Академии художеств По-
fa whines качества были невысокие. ленов учился вместе с величайшим русским

сказалась нарушенная а7ро` художником И. Е. Репиным, с которым со-
техника, в частности слабая забота о На- хранил дружественные отношения до кон:

коплении и сохранении почвенной влаги. ца своей жизни. В одно время с Репиным
На качестве элиты отразилось ещё отбут- он представил на соискание Малой и Боль-
ствие зерносушилок, крытых токов, наве- шой золотых медалей картины. «Иов и его
сов, исправных  зерноочистительных друзья» (1869 г.) и «Воскрешение! дочери
матин... Иаира» (i871 г.). Поленов“ неодно-
‚ 1 кратно предпринимал поёздки за гра-
Болалектив станции не ведёт популяри- ницу. Долго жил в Риме и Париже,
зации и пропаганды достижений агро-   путешествовал по Палестине, Египту,
‘науки. Агрономическая помощь окружаю- Сирии и Греции. Живя за границей, по-
щим колхозам совершенно не ощущается. сле окончания Академии, художник увле-
Только перед севом научные работники, Кается историей Западной Европы и пяшет
о кн ни о.
седних артелях и помогают им составлять  mshi dasa (1876-5) W другие Г :
производетвенные планы, Весьма показа- : .

наиболее благоприятные сроки посева та-\

культур, в,

; : ) i   Возвратившись в Россию, Поленов осо-
тельно, что ни один колхоз, расположен- бенно остро почувствовал прелесть русской

‚ природы и создал замечательнейшие про-
‘изведения искусства, популярные и люби-

мые русским народом картины «Москов-
‚ский дворик» (1877 г.) и «Бабушкин сад»
‚ (1878 г.), «Лето», «Ветловый пруд». Эти
‚картины начали новый этап русской пей-
‘зажной живописи, они выдвинули Полено-
  ва в первый ряд русских художников-пей-
  зажистов.

Одной из самых крупных работ Полено-
‘ва была картина «Христос и грешница»
  (1887 г.). На темы из жизни Христа худож-
ник пишет целую серию картин. В них так-
  же огромную роль играет пейзаж. Худож-
ник прежде всего стремится передать
южную природу, изобразить те места, с
которыми связаны легенды о жизни Христа.
Всё дальнейшее творчество Поленов но-

ницы, сои, люцерны, каналника и других ный вблизи станции, не может служить

примером высокой культуры агротехники.

Несомнённые достижения имеются и в И осли в какой-нибудь сельскохозяйст-

венной артели области ‚энтузиаеты внед-
ренил наиболее совершенных приёмов
земледелия собирают выдающиеся урожаи
‘пшеницы, проса, подсолнечника, то это
происходит без влияния учёных и специа-
  листов Безенчукской станции.

Чем же всё-таки занят коллектив Бе-
зенчукской  селекционно-опытной стан-
ции, насчитывающий в летние месяцы до
1600 человек?

— Мы дали в прошлом году 1.100 ты-
 сяч рублей прибыли, и вот уже второй
год живём на хозрасчете. Мы отказались

зиастов поливного земледелия, и не без.

OT государственной дотации, — не без свящает русскому пейзажу. Он пишет HO
гордости заявляет зам. директора Гин- крытые глубоким снегом широкие поля,

ценберг Ооблетающие пестрые осенние леса, просто-
  т .  ры и теплоту летних дней. Пейзажи Поле-
Увлечение прибылью,  заставляющее нова полны бодрости и жизнерадостности.

уделять больше внимания хозяйственным   В них художник передаёт своё глубокое

КРАСНОЯРСК, 31 мая. (По телегр. от
соб. корр.). На верхнем и среднем плёсах
Енисёя уже давно наналась навигация, а
низовья реки ещё скованы льдом. В мае
перед енисейскими речниками стояли не-
маловажные задачи; надо было вывезти
хлеб из глубинных районов края, завезти
грузы к расположенным в глубокой тай-
ге золотым приискам. С этими задачами
речники с честью справились. Майский
план грузоперевозок по Енисею. и его
притокам Туба, Пит, Вельмо значительно
перевыполнен.

Сегодня из Красноярска в Дудинку
вышел первый сквозной караван. Пароход
«Красный пахарь» (капитан т. Алексеев)
повёл несколько барж с грузом свыше
6 тысяч тонн. По дороге он возьмёт ещё
несколько барж. В Дудинку караван при-
дёт в составе почти 20 судов.

Памятник 308 Носмодемьяненой
в Тамбове

ТАМБОВ, 31  мая. (По телеф. от соб,
корр.). В Тамбове устанавливается пер-
вый в СССР памятник народной героине,
партизанке-тамбовчанке Зое Космодемьян-
ской. Всесоюзным Комитетом по делам
искусств при Совнаркоме СССР для памят-
ника отобран проект народного художника
РСФСР М. Г. Манизера, который, как из-
вестно, за скульптуру Зои удостоен в про-
шлом году звания лауреата Сталинской
премии. \

Фигура Зои из бронзы во весь рост, с
гордо поднятой головой и с винтовкой за
плечами будет установлена в сквере против
здания облисполкома. Высота фигуры —
3,5 метра, всего памятника с’ цоколем —
8 метров. ,

Лауреат Сталинской премии М. Г, Манизёр
уже осмотрел и распланировал площадку
для установки памятника. Сейчас он и про-
фессор Лакгбар ведут работу над подготов-

года в год росли орошаемые участки. посевам и огородам, а не опытным рабо-.

Тогда особенно хорошо проявлял себя с03-
данный при опытной станции отдел кол-
хозного опытничества, обобщавший тот
огромный научно-исследовательский ма-
териал, который сотрудниками станции,
собирался по крупицам не только на оро-
таемых, но и на неполивных колхоз-
НЫХ ПОЛЯХ.

Что me слышно сейчас об отделе кол-
хозного опытничества? Ничего, так как
он ликвидирован ещё осенью 1941 г.
Ничем не проявляет себя и отдел орошае-
‘мого земледелия, имеющий особенно
большое, значение для Куйбышевской
области. В 1942 и 1943 годах Bee его
поля из-за опоздания ремонта ороситель-
ной системы остались без воды, и зало-
женные опыты оказались сорванными. В
данное время в этом отделе нет ни одного
даже младшего научного работника.

Немногим лучше положение в отделе
неорошаемого земледелия. Правда, он не
прекращал научной деятельности, но мож-

там, является одной из причин неудов-
летворятельной деятельности станции.
До опытов ли, когда рабочие руки нужны
на прополку 70 гектаров так называемого
хозяйственного огорода!

Большая доля вины за неудовлетвори-
тельное состояние деятельности Безен-
Чукской станции и почти полное отсутст-
вие связи © совхозно-колхозным произ-
водством лежит на областных организа-
циях. В первую очередь — на областном.
земельном отделе. Не заботятся в Куйбы-
шеве не только о Безенчукской селекци-
онной опытной станции, но и о других.
сельскохозлиственных научно-исследо-
вательских учреждениях.  Кинельская
опытная селекционная и областная пло-
дово-ягодная станции тоже не могут по-
хвалитьея ни научной. деятельностью, ни.
крепкими связями с колхозным производ-
eTBOM.

Подобное положение нетерпимо. Обла-
стные организации обязаны добиться,

но ли ожидать от него больших резуль-
татов, если весь штат отдела’ состоит из
одного работника! Жалкое существование
влачит и отдел агрохимии.

При слиянии двух станций селекционе-
рам и семеноводам было отдано явное

Передовая тракторная бригада на Украине

СУМЫ, 31 мая. (ТАСС). Председатель
Совнаркома УССР тов. Н. С. Хрущев по-
здравил в телеграмме директора Лебедин-
ской МТС тов. Онопко, старшего механи-
ка тов. Серобаба, старшего агронома. тов.
Померанцева, бригадира передовой трак-
торной бригады тов. `Шульгу, трактористов
тт. Гайдука, Домащенко и Власенко с пе-
ревыполнением плана тракторных работ.

’Лебединская МТС в своём обращении ко

кой скульптуры Зои к отливке памятника. всем тракторнстам Украины обязалась вы-

х

чтобы опытные станции области в пол-
ной мере отвечали своему назначению.

А: КАНАЕВ,
соб. корр. «Известий».

`БЕЗЕНЧУК Куйбышевской области.

работать в этом году на каждый 15-силь-
ный. трактор 1.000 гектаров пахоты, сэко-
номить 15 процентов горючего, 10 процен-
тов смазочных материалов и за весенний
период дать по 200 гектаров на трактор.
Сейчас средняя выработка на 15-сильный
трактор по МТС уже достигла 316 гек-
таров. Годовой план тракторных работ вы:
полнен на 65 процентов. В колхозах, об-
служиваемых ‘этой MTC, засеяно сверх
плана. 1.667 гектаров ранних культур.

Красный мак

Дух ветер. Он налетал порывами ия было Kak OW COMEHYTO BOAHH-

да-т9 6 востока, пригибая высокие травы.
Вся степь перед окопчиком сержанта Ва-
силия Шеховцова была забрызгана крас-
ными головками мака, кое-где разбав-
ленными белыми пятнами полевой кашки.
Мак выделялся на фоне зелёной травы
яркими мазками. Его было много здесь,
за Днестром. Шеховцев наблюдал, как
цветёт мак за ломаной линией траншей,
за ячейками окопчиков, радовался и го-
ворил своему помощнику, молодому, ещё
необстрелянному солдату Гонтаренко:
— Мак-то, мак-то подался! Видишь?
— Вижу, дядько Василь, —- отвечал
Гонтаренко.

— Урожай ноне будет, великий ypo-
жай, — продолжал Шеховцов. — Ириме-
та такая в народе: как в степи маку мно-
го, — ожидай хорошего урожая и хлебов,
и овощей, и фруктов.

Всноминая довоенные годы, воронеж-
ский колхозник, а нынё бывалый солдат
Василий Шеховцов называл десятки при-
мет урожайного года. Смеялся, рассказы-
вая 0 том, вак в их колхозе дед Сукач
гадал на луковице.  Дед разделил её на
двенадцать долёк и ожидал, какая из них
за ночь даст слезу. Но, разложенные но
порядку, они вее дати слезу, и вышло, что
вруглый год должен был итти дождь. На
самом же деле была только дождливая
весна, а лето выпало сухое. Деда Сукача
песле этого в колхозе стали называть Лу-
ковицей. }

Так они лежали в своём окопчике, воз-
ле тяжёлого противотанкового ружья, и
смотрели вперёд. Они знали, что- и спра-
ва, и слева от них лежат их товарищи —
молодые или бывалые солдаты © такими
же pee и пулемётами, а за ними в
глубоких траншеях сидит пехота.

Впереди была заднестровсвая степь с
курганами, перекатами, — зелёный ковёр,
вышитый красным маком и белой кашкой.
Позади; невидимый для глаз, протекал
Днестр. В этом месте он круто изтибал-
ся, ий подразделение, в котором служил

ми рубежами. Это был плацдарм на пра-
вом берегу Днестра, предмостное укре-
пление, защищать которое должны были
советские пехотинцы, артиллеристы и
миномётчики, прошедшие долгий путь от
берегов Волги за Днестр.

Где-то выше войска уже достигли го-
сударственной границы, перешагнули
её, перешли Прут и вступили в Румынию.
Здесь же они ещё не дошли до государ-
ственной границы, и она лежала впереди,
за холмами, лесками и сёлами, притяги-
вая Е себе сердца и взоры солдат.

Участок был опасный. Немцы вот-вот
должны были предпринять попытки сбро-
сить наши войска в реку. Необходимо
было как следует закрепиться, уйти в
землю, оградить себя от прорыва, пре-
дохранить от танков и самоходных пушек
противника. Надо было держать этот уча-
сток, терпеливо, шаг за шагом расширяя
его. . :

И рота, в которой служил Шеховцов, и
подразделение, в которое входила. рота,
время от времени вели бои. Всякий раз
удавалось продвинуться на десятки или на
сотни метров, но это были те самые де-
сятки метров, которые позже приносят за
собой десятки и сотни километров. Это бы-
ли те ворота, через которые выходит бур-
ный поток наступления. Это понимали
наши воины. Это понимали и немцы.

Сейчас здесь было тихо. Синело небо.
Редкие коршуны пролетали над стенью,
словно подстреленные, камнем падали в
траву и опять взмывали кверху.

...Утро боя наступило неожиданно. Ещё
не взошло солнце, как степь была оглу-
шена многоголосой канонадой. Снаряды
летели на позиции наших Войск.

Beé было заранее известно. Ещё не от-
гремит немецкая артиллерия, а. уже по-
явятся вражеские самолёты, и в. разрывы
снарядов вплетутся вой и разрывы бомб.
А когда земля перестанет вздрагивать от
артиллерийских и бомбовых ‘ударов, из
лесков, изза холмов покажутся танки 6
чёрными крестами и бронетренспортёры

< немецкой пехотой, Много раз в6ё это
видано, испытано, и нёт уже былого сэра-
ха перед лавиной огня и металла, не от
ощущения неизвестности трудно  отде-
латься даже бывалому, видавшему виды
солдату.

Шеховцов посмотрел на своего подруч-
ного. Гонтаренко лежал, время от време-
ни приподымаяеь. Чувство опасности 60-
ролось с любопытством. Боец был бледен,
глаза его лихорадочно блестели, каска
сбилась на затылок.

— Ты, Яков, лежи спокойно, — ска-
зал сержант. — Наше дело ещё не при-
шло. Ты себя держи на взводе, не расну-
скай...

— Танки идут! Танки! — крикнух
Яков и приподнялся над окопчиком;

— Не ори, вижу! — снокойно сказал
Шеховцов. — Давай ближе ко мне.

Старый солдат медленно наливалеся
злобой; сросшиеся на лбу брови его со-
брались в клубок. Окоп бронебойщика
становился крепостью с четырьмя тол-
стыми земляными стенами, Шеховцов
уже познал счастье’ победы. Дважды ко-
стром горели вражеские танки, подожжён-
ные его бронебойкой. Теперь танки снова
шли на него, подминая под себя траву,
стебли мака, выворачивая землю, беспре-
рывно стреляя, лавируя между разрывами
наших снарядов. Олин тавк загорелся.
Другой, дрогнув, остановился, a затем,
как волчок, завертелся на месте. Гонта-
ренко засмеялея и хрипло закричал:

— Beprucs, вертись, подаюка!

Но танки всё шли, и уже видны были
за ними автоматчики. Между танками,
чуть приотетав, неуклюже ползли само-
ходные орудия. Жлто-красное пламя вы-
летало из них поереди клубов. чёрного ды-
ма. И все машины шли по цветам мака,
будто желая растоптать эти цветы с легко
осыпающимися лепестками. “.

Щеховцов лежал, прильнув к ружью;
выбирая цель. Танк с двумя «фердинан-
дами» по бокам шёл на коп.

— По крайнему, по крайнему! —крик-
нул сержант Якову, на мгновение замер,
как всегда перед выстрелом, и нажал спу-
сковой крючок. Приподнявшись потом,
он увидел, что на него идут две машины,
Подбитая немецкая самоходная пушка

осталась на месте. Немецкие артиллери-
сты соскакивали с неё и уползали,
Шеховцов снова зарядил ружьё, но
было уже поздно. Чёрная громада вплот-
ную надвинулась на него. Он закричал:
— АДожись!
И кинулся с бронебойкой на дно окоп-
Чика. ]
Синее небо закрылось чёрной тенью.
Танк проходил над окопом. Он остановил-
ся и начал вертеться на месте. Комья
земли полетели на дно окона. Одна из
стеноБ  обвалилась, и земляная глыба
пала на голову Гонтаренко, оглушив его.
ым, грохот, лязганье гусениц вертяще-
гося на месте танка заполнили окоп.
Шеховцову показалось, что танк под-
бит и вот-вот остановится. Он зажал в
руке гранату, готовясь бросить её в не-
мецких танкистов. Но вдруг снова голу-
бое небо открылось над ним, и грохот
как-то сразу стал глуше, ушёл в сторо-
ну. Шеховцов взглянул на Гонтаренко.
Tor лежал с открытыми удивлёнными
глазами. Из носа у него текла кровь.
Немецкие танки прошли над. окопом
бронебойщиков и уже находились у тран-
шей нашей пехоты. Возле’ Шеховцова те-
перь должны были появиться немецкие.
автоматчики..
— ПШодымись, Яков! — сказал Шехов-
цов. — Приготовь автомат. Будем проби-
ваться Е своим,

орудие шло на Шеховцова и Гонтаренко,
а они сами тяжело бежали по степи, пы-
таясь нагнать немецкую пушку, чтобы
подбить её, зажечь, пригвоздить ‘к месту.

Вдруг Гонтаренко споткнулся, выпу-
стил ружьё и, схватившиеь за бок, упал
на землю. Шеховцов пробежал ещё не-
сколько шагов и тоже упал, вытолкнув
вперёд себя бронебойку. В это время `са-
моходное орудие на мгновение останови-
лось, и Шеховцов, прильнув плечом к
прикладу ружья, нажал спусковой крючок.

Над «фердинандом» взвилось пламя.
Немецкие пушкари соскакивали е орудия
и убегали, Шеховцов’ оглянулся: наши
пехотинцы спешили с винтовками на-
перевес. Шеховцов рванулся было вперед,
но потом остановился и пошёл к тому ме-
сту, гле упал Гонтаренко.

Яков 366 ещё лежал на земле. Гимна-
стёрка его на правом боку была в крови,
и кровь алела на зелёной траве, как цве-
ты мака.

— Яков! Яков! Ты жив или нет? —
спросил Шеховцов.

Он осторожно провёл по лицу Гонта-
ренко, и подручный открыл глаза.
ив, жив, хлопец!

Шеховцов поднялся, увидел мелицин-
скую сестру и замахал ей рукой:

— Сюда, сюда, сестра!

дожник

понимание русской природы, ‘красоту #8 Ha-
циональных мотивов, необычайное богатство
красок, свою веру в художественный гений

народа.

Картины Поленова свидетельствуют о
большом живописном мастерстве, к кото-
рому в результате длительной работы при-
шёл художник. Он обогатил реалистический
метод изображения природы новыми живо-
писными достижениями. Колорит его работ
гармоничен, краски свежи и чисты.

Немалую роль сыграл Поленов в деле
развития русской декорационной живописи.
Он любил театр и понимал задачи хуложаи-
ка в постановке слектакля. Вместе с Ко-
ровиным, Врубелем, Серовым, Нестеровым и
другими Поленов положил начало новому
расивету русского театра вообще и декора-
ционной живописи в частности. ro

Будучи широко образованным челозёком,
Поленов никогда не замыкалея в узком
кругу специфических интересов художни-
ка-живописца. Его всегда привлекала обще.
ственная, культурно-просветительная и пе:
дагогическая деятельность. Художник ин-
тересовался ‘вопросами народного  творче-
ства и широкой, пропагандой искусства.
Под наблюдением и при непосредетвенном
участии Поленова был построен в Москве
Дом рабочего и народного театра; где ху-
делал специальные, упрощённого
типа декорации.

Чрезвычайно ‹плодотворна была деятель-
ность Поленов как преподавателя Москов-
ского училища живописи, ваяния и зодче-
ства. Через его мастерскую прошли талант-
ливейшие русские художники конйа XIX
начала ХХ вв. — И. Левитан, К. Коровин,
А. Головин, С. Иванов, А. Архипов и многие
другие. Творчество Поленова является
неот’емлемой частью классического насле-
дия русского искусства.

А. ГАЛУШКИНА.

Всесоюзный шахматный
чемпиона

ВОСЬМОЙ ТУР

Партия Смыслов—Ботвинник справедли-
во расценивалась как важнейшая встреча
не только вчерашнего, восьмого, тура, но и
чемпионата в целом. Многочисленные зри-
телн. переполнили: Октябрьский зал Дома
союзов, стояли даже в проходе и на лест-
нице. Билетов для всех желающих нехва-
тило, и шахматисты, не попавшие в зал,
толпились в фойе и кулуарах, на карман-
ных шахматах разбирая и обсуждая тече-
ние партни Смыслов—Ботвинник.

Надо сказать, что партия оправдала воз-
лагавшиеся на неё большие надежды и
явилась настоящей гроссмейстерской встре-
чей высокого класса. Чемпион СССР,
игравший чёрными, избрал детально изу-
ченный им вариант. французской защиты.
Не менее основательно знал его н Смы-

слов, считавший, в противоположность Бот- ^

виннику, этот вариант выгодным` для бё-
ABIX.

В этом варианте белые жертвуют пешку,
но зато обычно получают ‘атаку на коро-
левском фланге. Действительно, Смыелов
отказался от рокировки, оставив своего ко-
роля в центре, и начал двигать пешки ко-
ролевского фланга на рокировавшего коро-
ля Ботвинника. Но Ботвинник вчера ещё
раз показал, что он недаром многократно

завоёвывал почётное звание чемпиона СССР.

Он играл всю партию очень смело, энер-
гично и не только успешно парировал угро-
зы Смыслова, но и сочетал защиту с контр-
атакой.

На 25-м ходу Ботвинник предложил Смы-

... Когда Гоятаренко, раненного разрыв-   СЛОВУ размен ферзей, что, в связи с лиш-
Hoi пулей i правый бок, отправляли в ней пешкой, обеспечивало Ботвиннику луч-

госпиталь, он шепнул Шеховцову:
— Я ещё вернусь, дядько, к тебе! _
„Убитого в этом бою командира первого
взвода лейтенанта Акульшина похорони-

Он выбросил наверх бронебойку и под-
нялся на край окопа. То, что он увидел,
привело его в восторг: немецкая пехота
залегла, прижатая к земле огнём нашей
артиллерии. Несколько немецких танков
и самоходных орудий горели или стояли
недвижно Метрах в пятидесяти пылал
танк, который несколько минут назад
утюжил их окоп. Танкисты бежали но
полю прямо на бронебойщиков и были.
уже шагах в: десяти. Шеховцов размах-
нулея и кинул гранату, а сам снова сва-
лилея в окоп, но затем приподнялся и
приказал Гонтаренко:

—щ Вылазь! Самоходка удирает.

Он успел увидеть, как поворачивал
вспять «фердинанд».

Подхватив бронебойгу, они побе-
жали по траве вдогонку 84 «фер-
динандом». Теперь уже не самоходное

Небольшой могильный холмик бойцы увы-
пали зелёной травой, пыреем и мятой.
Василий Шеховцов вместе co всеми
стоял над могилой лейтенанта. Потом,
когда все разошлись, он’ отправился в по-
ле и через некоторое время вернулся к
могиле с большим венком из степной тра-
вы, кашки и красного мака. Фи положил
венок на могилу и долго ещё смотрел на
алые лепестки, которые мягко трогал ве-
тер из-за Днестра.
Анатолий СОФРОНОВ,
спец, корреспондент «Известий».
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ший эндишиль. Смыслов предпочёл пойти
на максимальное усложнение игры и укло-
нился от размена, но вследствие этого
ферзь Смыслова оказался в опасном поло-
жении. Неожиданным пешечным прорывом

ли за холмом, Зрянул над могилой Акуль- в центре на 29-м ходу Ботвинник выиграл“
ина ружейный зали, другой, третий...   ферзя

за ладью и слона. После ряда эф-
фектных финальных ходов партня. отложе-

на с хорошими шансами на выигрыш у чем-

пиона СССР.

Вничью окончилась партия Хавин — Ра-
винский. Остальные партии отложены.

Прекрасно провёл всю партию Болеслав-
ский против Лисицына. Оригинально разы-
грав дебют, чемпион Украины пожертво-
вал две пешки и создал неотразимую ата-
ку, приведшую к выигрышу. фигуры. Ли-
CHILBIH ‘долго тянул безнадёжное сопроти-
вление и отложил нартию в совершенно
проигранной позиции, .
Сегодня доигрывание неоконченных пар-

тий. ;
Мастер В. ПАНОВ,