На международные темы

Начало третьей недели боёв в Италии
ознаменовалось полным провалом попыток
задержать
союзные войска на дальних подступах Ев

терманс5ого командования

Риму. Через 5 дней после занятия чаетя-

ми 5-й американской армии города Терра-
англо-американеких
плацдарма у
Анцио союзники вышли на подступы к

чина и перехода
войск в наступление с
столице Италии. Теперь уже очевидно, на-
сколько ошибочным был расчёт коман-
дующего немецкими войсками в Италии
Кессельринга — прикрывшись своей 10-Й
армией в районе долины реки Лири, при-
остановить дальнейшее продвижение сое-
динённых сил 5-й американской армии
на тыловой позиции Веллетри — Валь-
монтоне. Союзные войска, перешедшие в
наступление от Анцио на север, перере-
зали дорогу Чистерна — Рим и, продви-
таясь к езеру Альбано, заняли ряд пунк-
тов, в том числе Камполеоне. Дальнейшее
их наступление в этом направлении выве-
дет их на фланг и в тыл поеледней укрен-
лённой позиции немцев перед Римом.
Германские силы оказалиеь разделен-
ными. 10-я армия скована тяжелыми боя-
ми в долине реки Лири. В связи с тем,
что союзные войска достигли окрестно-
стей Вальмонтоне, английские обозрева-
тели указывают, что основным силам
10-й немецкой армии численностью в
50—60 тысяч солдат и офицеров уже не
удастся принимать участие в непосред-
ственном сражении за Рим, так как глав-

ные их коммуникации практически пере-

резаны. Это обстоятельство побудило
Кессельринга решиться на опасный
шаг — для укрепления своей 14-й ар-

мии перебросить три дивизии на фронт
к югу от Рима из Северной Италии,

подпольных озганизаций, шифрованными
кодами для связи между собой и со своим
берлинским центром. Деятельность этих
организаций, говорится в официальном
сообщении турецкого правительства, про-
тиворечит нынелнему режиму в Турции,
определенному конституцией.

урецкая печать сообщает, что во вре-
мя обысков у арестованных пантюркистов
были обнаружены неопровержимые дока-
зательства их шпионской деятельности в
пользу Германии. Турецкими властями
был арестован пантюркист Ихеан Сабие,
редактор выходящей в Стамбуле гитлеров-
ской газеты «Тюркише пост». Подрывная
деятельность немецких агентов — пан-
тюркистов систематически направлялась
против внутренней безопаености Турции.
Но, как ни странно, турецкие власти дол-
гое время смотрели сквозь пальцы на ра-
боту этих гитлеровских молодчиков; кое-
кто в Турции, очевидно, утешалея тем,
что остриё пантюркистской пропаганды
направлено против Советсвото Союза.
В течение долгого времени в Турции вы-
ходили различные Sadcacncen издания
вроде журналов «Бююк Догу», «Деврим»,
«Копуз», «Чинаралтых». ;

В турецких издательствах на немецкие
 деньги издавались «труды»  пантюркис-
тоз, вроде брошюры Огюз Тюрккана
«На пути к национализму» или книжон-
ки Намык Оркуна «Турки по всему миру»
й других.

Организация пантюркистов
которая представляет собой филиал не-
мецкой разведки, имела отделения во
многих городах Турции, в учебных заве-
дениях, где вербовала агентов для игнио-
нажа и диверсий в пользу Германии.

Нельзя сказать, чтобы эта  деятель-

тде немцы имели всего-навсего 6 ди- ность не была известна полиции. Нао-
визий. Германское командование  не борот, кое-где (например, в Стамбуле)
смогло перебросить в Италию войска с некоторые высокопоставленные полицей-

других фронтов, и Вессельрингу ничего
не остаётся, как действовать по образцу
героя басни Крылова «Тришкин кафтан».
Ослабление немецких гарнизонов в Се-
верной Италии, в частности в Истрии,
чревато для гитлеровцев большими по-
следствиями, так как итальянские и юго-
славские патриоты усиливают удары по
тылам немецких оккупантов, по их ком-
муникациям и линиям связи.

Усилив свою 14-ю армию тремя диви-
зиями, Кесселеринг теперь пытается как
можно дольше удержаться на оборонитель-
ной линии Веллетри—Вальмонтоне. За по-
слелние дни гитлеровцы сражаются здесь с
особой ожесточённоетью, с целью, помимо
всего прочего. сохранить для 10-й армии
возможность отхода на северо-запад из
долины Шири. где немцев теснят части
8-й британской армии. Однако, при етсут-
ствии у Вессельринга резервов, гитлеров-
цам едва ли удастся долго удерживать
свою последнюю позицию перед столицей
Италии.

Сейчас, повидимому, заканчивается
перегруппировка союзных войек для реши-
тельнфго удара против немецкой 14-й ар-
мии вдоль дорог по обеим сторонам гор-
ного района Альбано. Гитлеровцы далеко
не узерены в благополучном для себя
исходе фактически начавшегося сраже-
ния за Рим. Они на всякий случай заяв-
ляют, что отступление действующих в
Италии немецких вейск... не имеет зна-
чения. Знакомая песня! Немцы всегда
об’являют потерянные ими позиции не
имеющими звачения. На самом деле гит-
леровцы таким путём подготовляют с50б
население к неизбежности поражения
немецких войск на итальянском фронте.

ххх
Вылазка турецких гитлеровцев, извеет-
ных нод именем «пантюркистов», — мы
имеем в виду пантюркиетскую демонетра-
цию в Анкаре 3 мая под фашистекимн

лозунгами, — и последовавшие аресты
некоторых заправил этого «движения»

продолжают оставаться одной из главных
тем турецкой печати. Из официального
сообщения турецкого правительства, опу-
бликованного’ Анатолийским агентетвом во
второй половине мая, стало известно, что
пантюркистские агенты немецкой раз-
ведки располагали в Турции густой сетью

На конгрессе в Буффало

НЬЮ-ЙОРК, 30 мая. (ТАСС). 28 мая в
Буффало открылся «конгресс американцев
польского происхождения».

Конгресс был созван исполнительным
комитетом в составе адвоката Розмарек,
издателя реакционной газеты «Новый
свят» Вегржинека, председателя так назы-
ваемого «Польского римско-католического
союза» Олейницзяка, издателя реакционной
газеты «Дзенник польски» Янушевского и
др. Многие инициаторы созыва конгресса
тесно связаны с небезызвестной реакцион-
ной группой  Матушевского.

Состав участников конгресса подбирался
указанным исполнительным комитетом, Не-
смотря на то, что большинство американцев
польского происхождения работает на
предприятиях и в связи с этим об’единено в
профсоюзы, исполнительный комитет не
допустил на конгресс представителей
профсоюзов и других рабочих организаций.
Организаторы конгресса заранее об’явили,
что на конгресс будут приглашены главным
образом сторонники польского эмигрант-
ского правительства в “Лондоне.

Однако, несмотря на эти особенности
организации конгресса, открытие его озна-
меновалось рядом инцидентов. На первом
заседании конгресса его руководители зачи-
тали длинный проект программы «постоян-
ной организации американцев польского
происхождения» размером в 18 страниц и
потребовали, чтобы участники конгресса
одобрили или отвергли программу в целом,
не разрешив обсуждать ее. Большинство
присутствовавших из-за плохой акустики в
зале не могло расслышать чтения. После
того, как проект программы был прочитан,
председатель потребовал, чтобы делегаты
проголосовали за или против. Вследствие
плохой акустики и поспешности, с которой
действовали руководители конгресса, сотни

ские чины находились в прямой связи с
пантюркистами. № тому же их наиболое
видные глазари, как, например, Эркилет,
Реджеб, Пеккер, Джелал Байяр, вовсе не
считали нужным скрывать своих симиа-
тий к гитлеровской Германии.

Эти враги турецкой независимости и
наёмные агенты гитлеровской Германии,
открыто проповедывавшие в Турции
гнусные расистские «теории» фашизма,
не только не встречали отпора, но даже
пользовались покровительством  некото-
рых влиятельных лиц и организаций.
Интересно отметить, что, когда в турец-
кой газете «Тан» появилась ноложитель-
ная рецензия на книгу Ф. Эркмана <Са-
мая большая опасность», разоблачавшую
происки пантюркистов и, в частности,
стрянню Намык Оркуна «История тюр-
кизма», многие турецкие газеты взяли
под защиту пантюркистов и обрушились
на газету «Тан».

Теперь, после того, как власти при-
няли меры против заговора пантюрки-
стов, турецкая общественность пытает-
ся делать кое-какие выводы из самого
факта  безнаказанной деятельности в
Турции «пятой колонны». Можно внол-
не согласиться с газетой «Ватан», ко-
торая заявляет о деятельности пантюр-
кистов, что «более бессовестного и гнус-
ного покушения на независимость, су-
ществование и безопасность турецкой
нации нельзя себе предетавить». В Тур-
ции некоторые общественные деятели
задают себе вопрос: как могло случить-
CH, что эти заговорщики оставались до
сих пор безнаказанными? Депутат про-
фессор Хиклет Байдур, выступая в мед-
жлиее в прениях по бюджету; заявил:
«Я спрашиваю у правительства и пар-
тии: где были наши ‘головы, когда эта
пропаганда проводилась годами, и поче-
му мы разрешили ей дойти до такой сте-
пени? Разве не в наших силах было BOC-
препятствовать подобной пропаганде?»

Что и говорить, вопрос поставлен ре-
бром. Ответ может быть только один. С
пантюркизмом должно вести решитель-
ную беспощадную борьбу — к этому вы-
воду приходят ‘всё более широкие круги

турецкой общественности, призывающие.
искоренить гитлеровскую тайную  аген-   своей. натуре?

туру в Турции, прикрывающуюся «тура-
ЗАННИТИНННННИННН НОО

участников конгресса и большая часть го-
стей не знала, принята ли новая программа.

После того, как программа была таким
образом «принята», один из делегатов из
штата Индиана выступил с заявлением, что
95 проц. делегатов не знают содержания
проекта. Другой участник конгресса вы-
ступил вслед за тем с возражениями про-
тив подобных приёмов ведения с’езда, но
председатель конгресса Розмарек прервал
протесты и поспешно закрыл заседание.

На следующем заседании многие участ-
ники конгресса продолжали выступать с
протестамн. Председатель снова раслустил
заседание.

Не имея возможности выразить свое мне-
ние, группа участников конгресса выразила
свое возмущение присутствовавшим ‘на за-
седании корреспондентам. Ядвига Ренда
заявила представителям печати: «Я дважды
пыталась говорить, но мне помешали. Про-
грамма была принята неправильным путем.
Больше половины делегатов возмущены
этой процедурой. У меня 4 сына в армии.
Когда я возврашусь домой, я’ расскажу
людям об этом конгрессе», Другой делегат
заявил, что метод, с помошью которого
была проведена программа, ’свидетель-
ствует о том, что лидеры конгресса пресле-
дуют какие-то скрытые цели.

Еще до открытия конгрёсса его органи-
заторы утверждали, что на конгрессе «бу-
дут представлены 6 миллионов американ-
цев польского происхождения». Это утвер-
ждение ни в какой степени не соответ-

ным, оглашенным на с’езде,

организации американцев

ставе лишь несколько сот тысяч человек.

Массовый митинг канадцев

ОТТАВА, 30 мая. (ТАСС). В городе То-
ронто состоялся массовый митинг канадцев
украинского происхождения, на котором
присутствовало 3.000 человек. Митинг был
организован в связи с открытием кампании

украинского происхождения

по сбору средств для оборудования совет-
ских госпиталей в Черновицах и Львове,
Участники митинга собрали 10.000 долла-
ров.

АДРЕС РЕДАКЦИИ ИИ 35 АТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкйнская плотдадь, 5. Телефоны отделов. редакции: Cexpetapuata — K 447-06: ®pomra — K 4-72-37: Экономического — KH 1-42-05;

Литературы и искусства — К 0-57-91. Художественного — К 5-38.58, Издательство -- В 5-23-20,

pee ae 1
«Туран»,

ствует действительности. Согласно дан-
Участники
конгресса формально представляют четыре
польского Hpo-
исхождения, насчитывающих в своем со- `

Иностраняого — К 4-81-54;

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

a

В ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Заявление президента Рузвельта

ВАШИНГТОН, 30 мая. (ТАСС). Высту-

низмом», «пантюркузмом» и другими 6 п.а сегодня на пресс - конференции, Руз-

нонимами расизма. Ялчин в газете «Та-
Нин»

вельт заявил, что в Соединённых Штатах

показывает, что идеи и приёмы   разработан первый проект определённого

раскрытой. в Турция «тайной» органи-  плана послевоенной организации по обес-
зации имеют явно берлинское происхо-  печению безопасности в мире и что перего-

ждение.

Ближайшее будущее
практические выводы будут
этих правильных положений.

ххх

Испанское радио помпезно возвестило
®« торжестве, устроенном на-днях в гер-
манском посольстве в Мадриде по случаю
награждения уцелевших участников ис-
панекой «Голубой дивизии», разгромлен-
ной, как известно, на советско-герман-
ском фронте. На торжественной церемо-
ний вручения военных орденов присут-
ствовали лидеры  немецко-фашистской
организации в Мадриде и руководители
испанской фаланги, при чем, по сообще-
нию испанского радио, в «волнующих»
речах были вновь подтверждены друже-
ственные отношения Испании и Герма-
нии.

Наивные люди могут сказать, что этот

зделаны из

факт не характеризует внешней полити-

сказывалея и министр’ иностранных дел
Испании, и сам Франко. Этот мотив те-
перь всячески перепевают  мадридские
фалангиетекие газеты.

Испанские фалангисты, однако, тща-
тельно скрывают факты даже совсем не-
далекого проиглого, когда Испания сама
считала себя не нейтральной, а только
«невоюющей» страной, симпатизирующей
фалпистской «оби». Это было недвусмыс-
ленно возвещено в декларации Франко от
19 декабря 1941 года. Эти декларации—=.
а их Франко делёл неоднократно — до
сих пор не аннулированы, как не анну-
лирована и подпись Франко под докумен-
том, в котором он солидаризовалея ©
антисоветской деятельностью «оси». Не
ликвидирован также и ряд военно-стра-
тегичееких ‘мероприятий, проведенных
испанским правительством в угоду его
берлинским друзьям. Мы не говорим уже!
0б экономической помощи Испании Гит-
леру, для которой далеко не все двери
  закрыты и телерь.

Кровавый палач испанского народа
рядитея теперь в тогу «нейтралитета»;
но ничем нельзя прикрыть фашистскую
наготу Франко. С полным основанием ан-
глийская газета «Ньюс кроникл» подчер-
кивает, что Франко— «один из самых ярых
и отвратительных фашистов о Европы».
Американская газета «ИМ» напоминает,
что франкистская Испания cama вклю-
чилась во антидемократический фронт,
что она послала войска для борьбы про-
тив Советекого Союза, что она предоста-
‚вила базы для германских подводных
лодок ит. д.

Сокрушительные удары, нанесенные
немцам на советско-германском фронте,
й создавшаяся в связи с этим для всех
сподручных Гитлера неблагоприятная
международная обстановка заставляют
Франко и его печать менять тон и маски-
ровалься. Мадридская фалангистекая га-
зета «АБЦ» доходит до того, что отри-
цает идеологическое родство фалангис-
тов с германским фашизмом. Но эта же
газета в 1942 году исчерпала море чёр-
нил, требуя «жизненного пространства»
для Испании и пред’являя претензии на
Гибралтар. И не только на Гибралтар.
Но рецептам‘ своих берлинских учителей
пропагандисты Франко перекраивали
карту Северной и Экваториальной Аф-
рики в пользу Испании, увеличивая ее
колониальные владения в 8—9 раз,

Конечно, времена меняются. И фран-
кистская банда считается с переменой
международной погоды. Как говорит ан-
глийская пословица: когда чорт забо-
  зевает, он готов стать монахом.

Но кто же поверит, что чорт изменил

хи Испании, руководители которой вся-  годня
чески стараются заставить мир поверить,   ниться с другими странами мира ради уста-
будто Испания — страна, соблюдающая новления всеобщего международного мира
нейтралитет. В таком духе недавно вы- путем создания какого-то органа для об-

НАБЛЮДАТЕЛЬ.

Заявление Рузвельта
0б испанских поставках
в Германию

ВАШИНГТОН, 30 мая. (ТАСС). Прези-
дент Рузвельт заявил сегодня на пресс-
конференции, что, по его мнению, испан-
ские поставки в Германию пока не’ сокра-
щены в достаточной степени. На вопрос о
том, произошли ли’какие-либо изменения в
политике США по отношению к Испании,
Рузвельт заявил, что по существу не про-
изошло никаких изменений. Испания,
сказал он, отправляла много материалов
в Германию, теперь эти поставки сокраще-
ны, но нё в достаточной степени.

К поездке де Голля
в Лондон

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Алжирский
корреснондент газеты «Таймс» сообщает,
что де Голль поедет в Лондон в сопро-
вождении генералов Бетуара (начальник
французского генерального штаба) и Бий-
ота для переговоров © высшим  командо-
ванием союзников, а также Альфана (ди-
ректора по экономическим вопросам ко-
миссариата иностранных дел, Жакоби
(комиссара по делам промышленности и
торговли) и Мейера (комиссара путей со-
общения и торгового. флота) для перего-
воров по экономическим ‘и финансовым
вопросам.

`Финские суда переданы
в распоряжение
гитлеровской Германии

СТОКГОЛЬМ, 30 мая. (ТАСС)? Швед-
ские фазеты поместили сообщение, соглас-
но которому 29 мая в Сундеваль прибыло
финское судно с установленными на нём
зенитными ‘орудиями, при ‘чем в качестве
орудийной прислуги на судне находилось
пять немецких солдат.

Как отмечается в сообщении, «удивление
вызывает факт, что судно, прибывшее с
углем из Германии, являющееся финским,
имеет на борту немецких солдат».

Tlucem — K 3-75-17;

воры по этому вопросу уже ведутся. В на-

покажет, вакие стоящее время, сказал Рузвельт, не имеет-

ся каких-либо планов созыва официальной
конференции с участием основных союзни-
ков но вопросу о форме послевоенной ор-
ганизации, но к переговорам по этому во-
просу -можно приступить в любое время.
словам Рузвельта, этот план в настоя-
щее время является лишь намёткой и, воз-
можно, будет значительно улучшен.
Корреспонденты задали Рузвельту во-
прос о том, правильно ли предположить,
учитывая поддержку Рузвельтом президен-
та Вильсона в вопросе о создании Лиги ыа-
ций после прошлой мировой войны, что
Рузвельт в настоящее время придерживает-
ся таких же взглядов. Рузвельт указал,
что, по его мнению, в то время он был
прав. На вопрос о том, означает ли это, что
Рузвельз высказывается за создание новой
Лиги наций, президент указал, что он стре-
мится‘к установлению единства Об’единён-
ных наций для предотвращения новой ми-
ровой войны, если это в человеческих воз-
можностях. Цель Соединённых Штатов се-
заключается в том, чтобы об’еди-

суждения вопросов с другими нациями, не
поступаясь в какой-либо степени  незави-
симостью или целостностью США. Цель
заключается в том, чтобы действовать в
достаточно тесном единении для того, что-

бы единодушное мнение пресекло в самом

зародыше попытки какой-либо нации или
комбинации наций совершатБ безумные по-
ступки или начать захватывать соседние
‘территории. Эта великая цель не суще-
ствовала со времен Лиги наций, которую
сделали предметом американской партий-
ной политики вместо. того, чтобы отно-
ситься к ней не с узкопартийной точки .зре-
ния.

По словам Рузвельта, в течение года он
и Хэлл работали в тесном контакте и все
время совещались с существующим прави-
тельственным аппаратом, которым в этом
случае является сенатская комиссия по
иностранным делам. До сих пор перего-
Боры с сенаторами велись на строго бес-
партийной основе и развивались весьма

успешно. Как сказал Хэлл, чаще
littsares уже обменялись мнениями © H-
глией и Россией но поводу этого плана, ко-
торый возник здесь вак черновой проект,
подлежащий изменениям прежде, чем бу-
дет выработан окончательный проект. Руз-
вельт указал далее, что он беседовал с

Чан Кай-ши в Каире в таком же направле-

нии и таково положение дел в. настоящее
время. Президент отметил, что ему хоте-
лось бы подчеркнуть, что Хэлл, сенаторы
и он сам пытались рассмотреть этот вопрос
в ненартийном духе, думая о 135 миллионах
американцев и многих малых странах, ко-
торые, как и более крупные страны, в На-
стоящее время также прямо заинтересо-
ваны в этом.

Рузвельт отметил, что после окончания
переговоров © руководящими державами
по вопросу о черновике проекта начнутся

реговоры со всеми другимн странами
мира. Президент подчеркнул, чго сейчас
бесполезно задавать ему вопросы о дета-
лях этого плана. На вопрос о тем, стремит-
ся ли он найти иной образец, чем Лига
наций, Рузвельт заявил, что обстоятель-
ства совершенно
невозможным следовать

слелует теперь образцу 1944 года, а не
1919 г. На вопрос о том, состоится ли в
Вашингтоне конференция, Рузвельт заявил,
что он не слышал о. созыве какой-либо
конференции, ибо переговоры не означают
конференции. Возможно, сказал президент,
конференция и будет, он не хочет опровер-
rath этого, но он не слышал ничего об
этом. По словам президента, трудно дать
ответ на вопрос о том, будет ли создана
международная организация до окончания
войны или после.

Президент указал, что разработанный
план. не вбодержит в себе «пунктов», подоб-
ных «14 пунктам» президента Вильсона.
Это — план, предусматривающий организа-

лённые цели и указывает определённые ме-
тоды.
На вопрос относительно якобы имевшей

рабля Советскому Союзу Рузвельт предло-

изменились и сделали
образцу старои
Лиги. Он многому научился с тех пор и

цию и метод реализации, в то время   как  ние Г
%14 пунктов» говорили о принципах. Пред- об явило, что с начала войны в Соединён-

i a а
  ложенный черновик плана ставит опреде- Ных Штатах произведено 171.257 самолё-

ЧЕТВЕРГ, 1 ИЮНЯ 1944 г. № 129 (8431)
iin иж

Бегство из Болгарии
группы офицеров

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Как сооб-
щает стамбульский корреспондент агент-
ства Рейтер, сегодня на территорию Турции
прибыло 7 болгарских офицеров, в том
числе один генерал. В момент перехода
через границу по ним был открыт огонь
с болгарской стороны, в результате чего
был тяжело ранен генерал. Болгарские
офицеры заявили, что они покинули Болга-
рию, так как желают сражаться протиз
гитлеровской Германии.

Провал гитлеровской инсценировки
в Афинах

СТАМБУЛ, 31 мая. (ТАСС). Недавно в
Греции германскими оккупационными вла-
стями отмечалась годовщина гитлеровской
оккупации страны. Оккупанты цинично
наименовали эту дату «днём греческой
национальной независимости». Немцы раз-
решили квислинговскому «правительству»
Раллиса вывесить по этому случаю в Афи-
нах греческие национальные Флаги и
устроить «парад». Однако, как сообщают
очевидцы, несмотря на неоднократные рас-
поряжения, флаги в городе не были выве-
шены населением. Несколько флагов висе-
ло лишь на зданиях, где размещены раз-
личные «правительственные» учреждения.
«Парад» также провалился: собралось
лишь несколько квислинговских отрядов
Раллиса. Гитлеровские наемники шагали по
совершенно пустым улицам. Из окон домов
по их адресу раздавались ‘возгласы: «Пре-
датели! Изменники! Долой оккупантов!».

Производетво самолётов
в Америке

ВАШИНГТОН, 30 мая. (ТАСС). Управле-
авиационной промышленности СИТА

тов. За первые четыре месяца этого года
выпущено 35.000 самолётов, т.-е. в сред-
нем 340 в день. В 1944 г., по ориентировоч-
ным подсчётам, в Америке будет выпущено

место передачи американского военного ко-   100 тыс. самолётов.

В конце 1943 г. американская авиацион-

#
жил корреспонденту, спросившему его 0б ная промышленность имела 2.100 тыс. рабо-
этом, обратиться за раз’яснением к морско-  чих, а в январе 1940 г.—только 85 тыс. В .
му министерству и шутливо заметил, что результате увеличения производительности

корреспондент забыл спросить об этом на ТРУда для производства четырёхмоторного

прошлой неделе, когда ов получил бы та-
кой же ответ.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 31! мая. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на всем участке фронта от Вальмонто-
не до моря враг оказывает сильное сопро-
тивление. Враг пытается любой ценой
удержать свон позиции на этом участке.
Части английской 8-H армии неуклонно
продвигаются вперед за рекой Лири,

преодолевая сильное сопротивление враже-   лии,

ских арьергардов,
максимальные

которые
разрушения,

В течение дня над зоной боёв было заме-
чено или встречено около 50 вражеских са-
молётов. Средиземноморская авиация союз-
ников совершила свыше 2.400 самолёто-
вылетов: :

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Корреспон-
дент ‘агентства Рейтер, находящийся прн
главном штабе войск союзников в Ита-
сообщает, что английские войска;

производят продвигающиеся из района Анцио, форси:-
чтобы задер-

ровали реку Молетта и заняли Адреа {в

жать продвижение войск союзников. Вой- 8 кил®метрах к западу от Каррочего}.

сками союзников‘ заняты населенные пунк-
Странголагалли,

ты Альфедена, Фонтана,
Пофи, Чеккано (юго-западнее Фрозиноне)
и Арпино (восточнее Фрозиноне).

Части английской 8-й армии достигли
предместий Фрозиноне. Английские вой:
ска на широком участке оседлали шоссе
№ 6 (Виа Касселина).

Бои в Ю

ЖЕНЕВА, 31 мая. (ТАСС). Как переда-
ют из Югославии, верховный штаб на-
родно-освободительной армии Югославии
сообщает, что в Западной Боснии юго-
славские части ведут ожесточённые бои
с немецкими войсками, которые на ряде
участков пытаются пробиться на освобо-
ждённую территорию. В течение послед-
них четырёх дней немцы понесли здесь
значительные потери в людях и в технике.

В Восточной Боснии на отдельных уча-
стках фронта части народно-освободи-
тельной армии предпринимают успешные
контратаки.

гославии

В Словении, в районе Любляны — Ново
Место югославские части продолжают
наступательные операции. Во время напа-
дения на немецкий гарнизон в Требне
уничтожено более 100, немецких солдат.

Захвачены трофеи, в том числе 15 руч-

ных и несколько станковых пулемётов,
6 лёгких миномётов, более 150. винтовок,
два вагона боеприпасов и два вагона с
продовольствием.

‚На остальных фронтах Югославии—бои
местного значения,

. Действия авиации союзников

НАЛЕТЫ НА АВИАЦИОННЫЕ ` ЗАВОДЫ ГЕРМАНИИ Ф `БОМБАРДИРОВКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ Ф НАЛЕТ НА ПЛОЕШТИ

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Штаб амеря-
канских вооружённых ‘сил на европейском
театре операций сообщает, что 30 мая
крупные соединения бомбардировщиков
«Летающая крепость» и «Либерейтор» из
состава 8-го авиационного корпуса в со-
провеждений свыше 1.200 истребителей со-
вершили налёт на три авиационных завода
и шесть аэродромов в Германии, три же-
лезнодорожных депо в Бельгии и Франции
и на военные сооружения в районе Па-де-
Кале. 7

В Германии бомбардировке подверглись
завод в Дессау, выпускающий бомбарди-
ровщики «Юнкерс-88», завод по сборке
самолётов «Фокке-Вульф-190» в Ошерсле-
бене и завод, выпускающий’ части для са-
молётов «Юнкерс-88»; в Хальберштадте,
а также аэродромы в Хальберштадте,
Хапдорфе, Дипхольце, Роттенбурге, Оль-
денбурге и Бад-Цвишенане. Последние три
аэродрома находятся в районе Гамбурга.

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Штаб. аме-
риканских вооруженных сил на европей-
ском театре’ операций сообщает, что до-
вольно крупное соединение бомбардиров-
щиков «Летающая крепость» и. «Либерей-
тор» сегодня утром совершило налет на
железнодорожные депо в Германни—в
Гамме, Оснабрюке, Шверте (юго-востсчнее
Дортмунда) и в Зесте (юго-восточнее
Гамма), а также на германский аэродром,
расположенный западнее Мюльюза (Фран-
ция). Американские бомбардировщики дей-

ствовали в сопровождении примерно
1.200 истребителей.

Угрозы
Геббельса
СТОКГОЛЬМ, 31 мая. (ТАСС). На-днях

германское радио передало статью Геб-
бельса по поводу воздушных налётов анг-

ло-американской авиации на германские
об’екты. В этой статье Геббельс угрожал
расправой попадающим в плен английским
и американским лётчикам, принимавшим
участие в бомбардировках.

Берлинский корреспондент газеты «Аф-
тонбладет» сообщил вчера, что угроза
Геббельса уже проводится в жизнь. Не-
сколько американских лётчнков, самолёты
которых были сбиты в трёх пунктах Цен-
тральной Германии, были убиты после то-
го, как они спустились на землю с пара-
шютами.

57509,

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» ицени.И. И. Скворцова-Степакова, Пушкинская влощадь, 5.

¢

K 4-75-08. Приём об явлений в М

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщает, что в
ночь. на сегодня английские бомбардиров-
шики совершили налет на военные об’екты
на побережье Франции.

Операции авиации союзников днем
30 мая были направлены против вражеских
коммуникаций во Франции. Основными
об’ектами явились мосты на реке Сене.
Атакам подверглись 9 мостов на протяже-
нии 100 миль течения Сены, а также аэро-
дромы и другие военные об’екты в Север-
HOH Франции. 7 американских истребите-
лей не вернулись на свои базы.

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Как сообщает
корреспондент агентства Рейтер при штабе
войск союзников в Италии, крупные силы
американской бомбардировочной

сегодня совершили налет на нефтяной рай-
он Плоешти в Румынии.

Создание французской эскадрильи
тяжёлых бомбардировщиков
в Англии

ЛОНДОН, 30 мая. (ТАСС). В Англии

сформирована первая французская эскад-

рилья тяжелых бомбардировщиков, входя-

щая в состав английской бомбардировочной

авиации, Экипажи самолетов этой эскад-

рильн и персонал ее наземного обслужива-

ния состоят исключительно из» французов,
многие из которых служили во француз-
ской авиации до 1940 года.

’ Гитлеровцы проводят
ещё один сбор одежды

СТОКГОЛЬМ, 30 мая. (ТАСС). В. прош-
лом месяце в Германии была об’явлена
очередная. кампания по сбору одежды
среди населения. Немцам предлагалось
сдать все «лишние» носильные вещи. Осо-
бые надежды гитле
сбор вещей у семей убитых
солдат. Шведская газета «Афтонтиднин-
ген» пишет, что, об’явив кампанию по сбо-
ру одежды среди немецкого населения,
германские власти рассчитывали, что «бу.
дет собрано не менее 1,5 млн. костюмов
и, пальто, принадлежавших
миллионам убитых солдат»; Однако эта
вовая гитлеровская затея терпит неудачу.
До сих пор, пишет газета «Афтонтиднин-
ген», немцам удалось из’ять у населения
не более 10 процентов «лищних» вещей.

Сельского хозяйства — К 5-16-17 }

осхае — H 5-74-33, в Лан

авиации

бомбардировщика теперь требуется только
10 тые. человекочасов, в то время как на
выпуск первого такого самолёта потребо-
валось 200 тыс. человеко-часов.

Звереная расправа гифлеровцев
над советским военнопленных

ЛОНДОН, 31 мая. (ТАСС). Бельгий-
ское бюро информации в Лондоне сооб-
щает, что, по полученным сведениям, немцы
к учинили зверскую расправу над
советским. военнопленным, посланным в чи-

сле других на работу в угольной шахте в
районе Тамина (Бельгия). Истошенный от
голода, после тяжелой работы в ночной
смене в шахте один советский военноплен-
ный не смог подняться наверх. Угрожая
оружием, немецкие солдаты заставили его
выйти из шахты. Когда он направился к
своему бараку, немецкие часовые без вся-
кого предупреждения’ открыли по нему
огонь, а затем”кололи штыками. Вскоре он
умер. Немцы не убирали тело убитого не-
сколько дней. При этом они заявили, что
такая участь грозит всем остальным рус-
ским, находящимся в лагере, если они бу-
дут проявлять недовольство работой.

Протест шведекого
правительства

СТОКГОЛЬМ, 30 мая. (ТАСС). Шведской
миссии в Берлине предложено заявить про-
тест шведского правительства в связи ©
тем, что германская авиация сбила 14 мая
шведский самолёт во время полёта над
Финским заливом. В виду того, что на-днях
не возвратились из полёта ещё два швед-
ских самолёта, шведской миссии в Берлине
предложено запросить германские власти,
что`им известно и об этих исчезнувших
шведских самолётах.

Газета‘ «Стокгольмс тиднинген» сегодня
пишет, что «если выяснится, что другие са-
молёты были уничтожены таким же обра-
зом, то для шведского правительства воз-
никает ещё более серьёзная проблема», «Мы
не можем, — заявляет газета, — примирить-
ся с уничтожением наших Фамолётов».

ees cere
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,
es pens

НУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ a
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

на 1 июня` 1944 г.
Наименование валюты

* Рубли
Доллары США за 1 5.30
Англ. фунты ст. за 1 21.39
Болгарские левы 3a 100 “58
Канадские доллары за 1 4.81
Турецкие лиры за 100 48.69
ТИ ведекие кроны ва 100 126.46
Пвейцарские Франки за 100 123.60
Японские иены за 100 124.92

Государственный банк СОСР.
Управление Иностранных Операций,

_ВОЛЬШОЙ ТЕАТР
«Шопениана»,

УУТ «Снегурочка»; оля
«Иоланта», Нач. опект. в 7 ч. веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
le А — ПУ
паруса»; 2/1 «Травиата». Н.ч. спект. и т on

МАЛЫЙ ТЕАТЬ- ПУ

счастье лучше», Нач. в 7 т ee

a. веч.

ФИЛИАЛ МА
воды». Нач, в oe РА Л «Отари

МХАТ СОбР им. ГОРЬКОГО

ры». Нач. в 7 ч. веч, аи «Тон, pect:

злословия» пойдет

ровцы возлагают на
немецких

нескольким

Пропаганды и
инграде -+ 34.78,

ФИЛИАЛ МХАТ 1 Вместо сп. «Школа

eo ee «PayGowkza разведка». Нач.
ГОО. ТЕАТР им. Евг

Госцентюза, ул. ЕН
/УТ «Много шума из ничег

АНГОВА (помеш.
пер. Садовских, 10)
Oo», Hay. в Тч. веч.

MOOK. roo. ЕВРЕЙСКИЙ
Е ТЕАТР (М. у
ane ps 1/УТ «Блуждающие Аль Seen *

искусств при CHK

НИЯ в июле—августе 1944 r, Bee-
ти смотр хоровых коллективов, ан- $

самблей ‘и cox in

1 истов-исно rook
народной песни лнителей русской

В смотре могут
профессиональные
зокальные ансамбли
ты) и отдельные cont
ботающие в концертн
зыкальных театрах и

Подробные уеловия
pa Ais получить в

зыкальны ‘
лам ис fans О
Москва
о

принимать участие все $

хоровые коллективы,
(дуаты, трио, кварте-
:сты-исполнители, ра-
ых организалиях, му-
учебных заведениях.
и программу смотра
она управленни
: ви омите де
кусств при СНК Пе вх
‚› Пушкинская ул.. д. № 8. ee

сосок
DOOoOSASOOAGS
OQOOOCORCASOOCNOS союбоссекккююсссой

Советского Строительства -= К 1-42-88;

я