be

by

pi

£6 AG

ПЯТНИЦА, 2 ИЮНЯ 1944 г Ko 130

На собственном
самолёте—в бой

Служили три товарища в одной части:
лётчик Василий Носков, штурман Виктор
Мартыненко и механик‘ Александр Ero-
ров. Было это в глубоком тылу. троём
они составляли экипаж машины.

Много месяцев копили они деньги. Co-
брав нужную сумму, пришли к своему
командиру.

(8432)

Ночная

Посмотрите, товарищи, как танцует

ИЗВЕСТИЯ. СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР

схватка

Потом немцы вспомнили про Катю.

«молдаванеску» Катя Кондра. Плавно идёт  Они опять выволокли девочку, стали гро-
она по кругу и вдруг начинает кружить- зить ей, и снова под стоны гитары пошла

ся, четко постукивая каблучками. У неё
в руке бубен. Катя ударяет в него коротко
и звонко, как бы поддерживая захваты-
вающий ритм танца.

Кате Кондра всего десять лет, однако
танцует она, как взрослая, низким гор-
танным голосом напезая при этом мол-
давскую песенку. Видно, ей не легко так

гг Мы собрали деньги на самолёт, —   петь, — детский голосок часто срывается

сказал Носков. — Просим вас ходатай-
ствовать перед командованием о разре-
шении приобрести лёгкий бомбардиров-
щик и вылететь на фронт, в часть, сра-
жающуюся с немцами.

Разрешение было дано, и три друга ©
радостью внесли в отделение Госбанка
необходимую сумму.

Через день они уже мчались на запад.
У командира экипажа Носкова было те-
леграфное предписание командованию
одного из запасных полков обучить эки-
лаж ночным полётам.

Прошёл ‹ короткий срок обучения. И
sot u3 Москвы пришло предписание:

«Выдать товарищам Носкову, Марты-
ненко и Егорову в собственность новый
самолёт».

Так появился в Н-екой части экипаж с
собственным самолётом.

С конца апреля Носков и Мартыненко
начали свои первые боевые полёты. Они
сразу показали себя мастерами ночного
бомбометания. 60 раз вёл Василий Носков
боевой самолёт в тыл противника; всегда
точно выводил на цель машину штурман
Виктор Мартыненко; 60 раз готовил само-
лёт в боевым рейсам механик Егоров, и ни
разу не отказал мотор в ночном полете.

Десятки прожекторов противника лови-
ли самолёт в свои клещи, светящиеся пун-
втиры трассирующих пуль и пулемётных
очередей, казалось, вот-вот прошьют тело
самолёта, но Носков умело маневрировал и
уходил от опасности. В ночной тишине
падали бомбы на немецкие артиллерийские
батареи, на дзоты и траншеи противника.

В этой же части служит смелый лётчик
младший лейтенант Адиев. В конце декаб-
ря Алиев купил на свои средства самолёт
и с разрешения командования вылетел на
фронт.

Адиев совершил 156 ночных боевых по-
лётв и. всегда возвращался с победой.
Недавно он награжден орденом Отече-
ственной войны.

А. РОЗЕН,

спец. корреспондент «Известий»,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Новое пополнение
для Красной Армии

На большинстве учебных пунктов Всево-
буча закончено обучение очередного при-
зыва бойцов-стрелков и бойцов—специали-
стов пехотного оружия. По сравнению с
предыдущими очередями качество подго-
товки значительно улучшилось. Так, на:
пример, в Саратовской области почти
все бойцы-стрелки успешно сдали испы-
гания. В подразделениях Всевобуча Ураль-
ского военного округа бойцы хорошо
овладели лыжами, в Тбилиси—отлично от-
работали элементы тактической подготов-
ки ит. д.

В успехах
гыграли предварительно
учебно-методические
состава райвоенкоматов и командиров под:
разделений Всевобуча, увеличение мате-
риальной базы учебных пунктов (в особен-

обучения большую ‹ роль
проведенные

ности для подготовки снайперов, автомат-
чиков, миномётчиков и пулемётчиков), уве-

личение числа стрельб боевыми патронами.

Большое внимание было уделено строевой
Красной

подготовке будущих воинов
Армии, усвоению материальной части ору-
жия и умению действовать © ним в бою.

сборы офицерского

на высоких нотах. Но это не уменьшает
прелести песни.

а Бойцы стоят и сидят вокруг на траве,
большими огрубевшими ладонями по-
хлопывая в такт танцу.

Тут же сидит с гитарой старшая сестра

ати — четырнадцатилетняя Ольга Конд-
ра. Переливы гитары сливаются в сплош-
HOH ритмичный стон. Замечательный та-
нец «молдаванеска»!

А з кругу бойцов стоит разведчик сер-
жант Василий Терещенко и тоже вместе
с0 всеми хлопает в ладоши, отбивая такт.
Он даже не замечает, как часто посматри-
вает на него Ольга. Он весь увлечен тан-
цем, ему некогда вспоминать о прошлом.

Может быть, всё то, что случилось не-
сколько дней назад на окраине молдав-
ского села, и является большим событием
для Ольги. Ведь она ещё девочка. Для
Терещенко же это лишь один из боевых
эпизодов. Не раз с ним подобное случа-
лось, не раз еще случится. Тут почти не
0 чём вономинать.

Но Ольга и Катя никогда в жизни не
забудут сержанта Василия Терещенко.

..Отступающие немецкие части вошли
з богатое молдавское село перед вечером.
Две роты но приказу командира полка за-
няли оборону на окраине села, остальные
солдаты разместились по хатам на отдых.
В крайней хате поселился обер-фельд-
фебель Вурт Загнер.

Вина было много в этом молдавском
селе, со всех сторон окруженном вино-
градниками. Немцы носили вино ведрами
и жалели только о том, что не смогут все-
го забрать с собою.

К обер-фельдфебелю Загнеру пришли в
гости двое его приятелей. Немцы решили
поразвлечься. Они выволокли из каморки
двух девочек Вондра и приказали им иг-
рать и плясать.

Девочки дрожали от страха, но обер-
фельдфебель пригрозил им револьвером,
затем розгами, и развлечение началось.

Катя плясала до тех пор, пока ноги у
неё не подогнулись и она нё упала на пол
без чувств.

Мать подхватила дочку на руки и унес-
ла к себе. Хотела выйти вслед за сестрою
и Ольга, но немцы её не пуетили.

— Играй! — ревел обер-фельдфебель.

— Играй! — вторили его гости.

Й Ольга играла. Немцы пили под му-
зыку и смеялись, посматривая на девочку,
следили, чтобы она ни на минуту не пре-
кращала игры.

— Играй! — то и дело слышаловь в
комнате, как только девочка останавли-
валась, чтобы подуть на свои покраснев-
шие пальцы.

Это продолжалось долго. Ольга не мо-
тла бы даже сказать теперь, сколько ей
пришлось играть. Пальцы её раснухли,
кожа на них нотрескалась, кровь сочилась
из-под ноттей. i
Играй! — резели пьяные немцы.

Сперва девочка плакала, потом слезы
на глазах её высохли. Пальцы горели, и
боль в них становилась нестерпимой. Но
девочка молчала и старалась не смотреть
на немцев, чтобы в её взгляде они не
прочли смертельной к себе ненависти.

ЛЕНИНГРАД, 1 июня.
соб. корр.).

(По телеф.

ских учреждений. На конференции присут-
ствовало около 250 делегаток.

ЗВАИНЕНЕЕТ НА НОМЬОИТОН

от
Состоялась  общегородская медицинские сестры останавливались глав-
научная конференция медицинских сестёр ным
ленинградских больниц, поликлиник и дет-!крови, оказания

по кругу Катя, пошатываясь и стараясь
рукавом закрыть свое заплаканное, иска-
женное болью личико,

А в э10 же время разведчик Василий
Терещенко подходил вместе со своими
товарищами к селу.

Они двигались бесшумно, подобно те-
ни. Е селу, к цветущим роскошным садам
его они подобрались ползком, залегли и
стали наблюдать.

Музыка приваекла внимание Терещен-
ко. Где-то совсем неподалеку слышалась
«молдаванеска».

Разведчики поползли к хате, откуда до-
носилась музыка. Василий Терещенко
прильнул к окну, чуть закрытому изну-
три легкой материей, и понял все. Он
узидел искаженное лицо Ольги; увидел,
как пошатывается, делая круги, малень-
кая Катя; услышал истошный крик нем-
цев:

— Танцуй! Танцуй!

И в ту же минуту Ольга взглянула на
окно. Сквозь легкую материю почудилась
ей тень красноармейца, и от неожидан-
ности Ольга на мгновение перестала иг-
рать. Но послышался окрик, и она снова
начала окровавленными пальцами пере-
бирать струны гитары.

Девочка боялась теперь взглянуть на
окно. И все-таки любопытство и надежда
взяли верх. Ольга подняла глаза. Да, она
не ошиблась! Тень виднелась за окном.
Только красноармеец мог разрешить себе
заглянуть туда, где веселятся немцы. Де-
зочка была уверена в этом.

Й тогда, испугавшись, что немцы тоже
могут заметить подозрительную тень,
Ольга заиграла громко и весело, чтобы
привлечь их внимание.

— Танцуй. Катя! — закричала она
сестрёнке, п немцы удивились, услышав
её голос. Столько торжества было в нём!
Однако они ничего не заметили, и танец
продолжался.

А потом Василий Терещенко с грана-
той в руке появилея на пороге хаты и
крикнул: :

— Руки вверх!

Ольга упала в обморок от страха.

Затем была короткая, очень короткая
перестрелка. На пол свалилась и погасла
лампа. В темноте Курт Загнер успел вы-
скочить в окно. Двух других немцез раз-
ведчики прикончили.

В общем Василий Терещенко был не-
доволен всей этой операцией, из которой
пришлось возвратиться, не приведя
«языка».

Однако ему надолго запомнились уви-
денное сквозь легкую дымку материи ли-
цо девочки с гитарой в руках, пальцы её
с капельками крови у ногтей и вторая де-
вочка, сопсем ещё маленькая, пошаты-
вавшаяся в танце.

Днём, когда батальон подошёл в окраи-
не села, сержант Терещенко взглянул на
знакомый дом и вепомнил минувшую
ночь.

Начался бой. Немцы  оборонялиеь. от-
чаянно. Но советские танки отрезали нем-
цам дорогу, и те побежали. Наши подраз-
деления ворвались в село.

А вечером на окраине села, там, где
остановились на отдых бойцы, нослыша-
лась музыка. Ольга взяла свою гитару и
уселась в вругу бойцов, а на покрытую
молодой зелёной травой лужайку выбе-
жала Катюша и пошла, поплыла в танце.
Сёстры Кондра исполняли «молдаванес-
ку», счастливые, как никогда...

Вадим СОБКО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Научная конференция медсестёр

Выступавшие с научными докладами
образом на вопросах
помощи
ухода за ранеными, тяжело
детьми.

переливания
пострадавшим,
больными и

Перел уборочной страдой на Кубани

Цветёт озимая пшеница, наливает
зерно ячмень. Пройдут ещё 2—3 недели,
и на кубанских нивах начнётся страдная
пора — уборка урожая. Колхозы посеяли
хлебов на 150 тыс. гектаров больше, чем
в минувшем году. На бывших перегонах,
целинных землях, а во многих местах на
исконных пустырях колышется знамени-
тая кубанская пшеница, растёт ячмень,
овёс, высока, как пальма, кукуруза, ее-
ребрится рис. ‘

ет теперь пустующей земли, каждый
Елочок 6ё пущен в дело. Третья часть
Болхозов Сталинского района засеяла
хлебов даже больше, чем в мирные годы.
Не встретишь незасеянной палння и в
Павловском, Брюховецком, Армавиреком
районах. Многие колхозы засеяли сверх
плана тысячи гектаров. Да и посея-
ли не как-нибуль! В Тимашевском
районе, в Гулькевичах, в станице Ёры-
ловской, везде, где нам удалось побывать
в последние дни, казаки не нарадуются
состоянием хлебов.

Михаил Чернявский,
Брюховецкой артели имени
ведёт нас по полям.

— ПШненичка душу веселит, — гово-
рит он.-— Как будто и она рада, что
паршивый немец не тоичет крыловеких
полей. Сеяли здесь и при немцах, да с9-
брали всего по 3 центнера с гектара, &
нынче верных 120 пудов на круг полу-
чим. Посмотрите, какой колос...

Погода благоприятствует урожаю. Во-
нец мая и начал июня всегда на Кубани
были критическим временем для урожая.
Если дует суховей в эти дни — будут то-
щие, щуплые зёрна. Не будет суховея —
непременно амбары полны хлеба. Суховея
нет, перепадают дожди, наредкость тучен
нынче пшеничный колос.

Председатель колхоза станицы Еры-
ловской Александр Синельников только-
что вернулся ¢ поля, где проводилось
первое определение урожая. Сейчас в прав-
лении идут подсчёты, они радостны. Хле-
6a будет собрано по самым скоомным и
скупым подсчётам вдвое больше прошло-
годнего. Теперь в артели оборудуются
новые складские помещения, чтобы
уместить новый урожай. Но обильный
урожай, который растёт в здешних ме-

едседатель
агановича,

жатки, ручные косы

стах, — результат не только хорошей
погоды. В той же Крыловской артели мы
познакомились с агротехническими отчё-
тами о полевых работах. Впервые ны-
нешней весной было проведено бороно-
вание озимых на всей площади. Сев кол-
хозники провели на 5 дней раньше наме-
ченного срока, почва глубоко вопахана,
удобрена, проведена подкормка. Все по-
севы получили две, а на сильно засорен-
ных участках — даже три прополки.

Будущий урожай веселит душу не
одного Михаила Чернявского, а и всех
кубанцев. Теперь казаки и казачки оза-
бочены тем, чтобы собрать веё до едино-
го зерна, что уродит щедрая кубанская
земля. Две трети посева будут убраны
комбайнами. “Soni стало в эти дни Ha
усадьбах МТС. Это комбайнеры и штур-
вальные готовят свои комбайны к выходу
в поле. Уже починили машины комбайне-
ры Отрадненской МТС, последние ком-
байны подготовляют в Черниговской,
Ивановской, Батуринской, Переяслав-
ской станциях. Чтобы быстрее отремон-
тировать комбайны, передовые МТС ис-
пояьзуют все местные резервы и возмож-
ности. В Переяславской МТС, например,
задержался ремонт пяти комбайнов. Не-
доставало некоторых  остродефицитных
деталей. Директор МТС т. Каштанов и
старший механик Николенко организовали
молодёжную бригаду, которая перебрала
все свалки МТС, побывала в тракторных
бригадах, на колхозных дворах, возле куз-
ницы. Собрано было много нужных дета-
лей. Значительная их часть пошла в дело
сразу же после промывки, часть была
реставрирована в мастерской. Так стан-
ция вышла из затруднительного положе-
НИЯ. >

Комбайнеры уже сейчас готовятся к
тому, чтобы машины работали без ма-
лейших задержек. Комбайнеры Марьян-
ской МТС недавно осмотрели участки хле-
бов, на которых они будут убирать уро-
жай, а затем вместе с агрономами соста-
вили простейшие карты полеи, обозначив
рельефы местности, отметив бугры, ямы.
На опасных местах поставлены сигналь-
ные знаки.

Одновременно с комбайнами готовят
и серпы. Мно-

гие артели уже полностью завершили
починку простых уборочных машин.
Ново-Титаровском районе на-днях закон-
чилась проверка подготовки к уборке,
организованная местными Совртами, ко-
торая показала, что большинство колхо-
зов полностью готово начать уборку.
Здесь отремонтированы жатки, косы, бес-
тарки, изготовлены ярма и специальные
тележки для транспортировки зерна на
коровах. Выделены опытные люди для
работы на лобогрейках, дая обслужива-
ния комбайнов, подготавливаютея тока.

Так готовятся к встрече нового уро-
жая в передовых МТС и колхозах,

В целом же по краю подготовку к
уборке ещё нельзя признать удовлетво-
рительной. К 1.500 комбайнам по cy-
ществу ещё не прикасалаеь рука ре-
монтников. Тихо на усадьбе Дондуков-
ской МТС. Свесив хоботы шнеков, здесь
стоят 9 комбайнов. Все они изрядно по-
трепаны, не очищены от прошлогодних
пожнивных остатков, = металлические
части поржавели, деревянные начали
гнить. Ремонт ‘требуется сложный. Но
до сих пор директор этой станция
Емельянов даже не собрал ремонтников.

В медленных темпах ремонта комбай-
нов повинны также руководители крае-
вых снабжающих организаций. Краю
недоставало арматурных ремней и 6аб-
бита. Это задерживало ремонт машин,
Управляющий краевым  сельхозенабом
т. Паповский на заявках МТС писал
корявые резолюции: «Ремней и бабби-
та нема». Проверка показала, что
огромное количество этих ремней и
баббита долгое время лежит в Тихорец-
кой. Но чиновники из сельхозенаба не
знают, 910 имеется Ha собственных
складах. В некоторых районах ещё сла-
бо развёрнута подготовка простых уб0-
рочных машин, складских помещений,
повозок для транспортировки хлебов.
Почти ничего не сделано по ремонту до-
рог. Надо быстрее устранить все пробе-
лы. Хороший урожай, созревающий на
колхозных полях, требует боевых тем-
пов подготовки к уборке.

И. МОРОЗОВ,
соб. корр. «Известий»,

КУБАНЬ.

В ниального русского композитора, осново-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Бойцы подразде-
ления старшего лейтенанта Я. Кислера на-
водят штурмовой мостик.
Фото специального военного корре-
спондента «Известий» Н. Максимова.

Огни Баксана

`НАЛЬЧИК, 1 июня. (По телеграфу).
первых дней освобождения Кабарды от не-
мецких захватчиков началось восстановле-
ние хозяйства края. С помощью братских
республик Грузии и Армении строители,
колхозники и энергетики Кабарды в крат-
чайший срок восстановили из груды разва-
лин и обломков первую очередь мощной
Баксанской гидроэлектростанции.

Огни Баксана вновь зажглись над Кабар-
дой. Промышленность Северного Кавказа
обогатилась энергетическими мощностями.
Электроэнергию получили города-курорты
Кавказской минеральной группы. Ток был
дан в город Нальчик и на его предприятия.

Эксплоатационный персонал Баксанской
‘станции под руководством начальника тур-
бинного цеха инженера Ястребова быстро
освоил оборудование и обеспечивает бес-
перебойную выработку энергии. Первая
очередь Баксанской гидроэлектростанции
пействует без аварий и из месяца в месяц
улучшает  эксплоатационные показатели
своей работы.

Быстро восстанавливается вторая оче-
редь станции и электросети.

Выполнив в первом квартале план вос-
становительных работ второй очереди на
152 проц., коллектив Баксанской гидро-
электростанции продолжает за последнее
время набирать темпы.

Одновременно с Баксанской гидроэлек-
тростанцией уже восстановлены Кисловод-
ская теплоэлектроцентраль и электриче-
ская железная дорога Минеральные Воды-—
Кисловодск. В июле заканчивается полное
‘восстановление электрических сетей, и с
включением линии передачи Баксан—Ма-
шук пойдут электропоезда, новые промыш-
ленные предприятия получат электриче-
скую энергию.

`Река Цна будет судоходной

ТАМБОВ, 1 июня. (По телегр. от соб.
корр.). Трудящиеся Тамбовщины ведут
большую народную стройку. Они превра-
щают реку Цну, соединяющую областной
центр с севером области, в судоходную.

Организация судоходства на Ине во мно-
гом изменит экономику области. Водная
трасса Цны в три раза короче железнодо-
рожного пути, соединяющего соответству-
ющие пункты. Перевоз грузов по реке
обойдется в 12 раз дешевле гужевого.

Годовой грузооборот судоходства по
Цие составит 600 тысяч тонн. С севера по
реке пойдет продукция сельского хозяй-
ства, лес, торф; обратно суда повезут пром-
товары, горючее для МТС и другие грузы.

Капитальные затраты на транспортную
реконструкцию Цны равняются 10 миллио-
нам рублей. Часть трассы вступит в экс-
плоатацию уже в этом году.

Новые исследования о Глинке

ЛЕНИНГРАД, 1 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Всесоюзный научно-исследо-
вательский институт театра и музыки в
Ленинграде большое внимание уделяет
работам по исследованию творчества ге-

положника русской музыкальной культу“
ры М. И. Глинки. В последнее время на-
учные сотрудники института разрабатыва-
ют тему «Глинка и его товарищи по пан-
сиону».

Институт подготовил к изданию состав-
ленные В. Д. Комаровой-Стасовой «Вос-
поминания современников о Глинке». Кро-
ме того, предполагается издать в полном
виде переданные институту в литератур-
ную собственность воспоминания сестры
Глинки Л. И. Шестаковой.

Заместитель директора института по на-
учной части академик Б. В. Асафьев, на-
ходящийся сейчас в Москве, работает
над исследованием «Заметки на по-
лях «Записок Глинки». Все эти новые
научные исследования войдут в один из
очередных сборников института.

Всесоюзный шахматный
чемпионат

ДЕНЬ ДОИГРЫВАНИЯ

Вчера на турнире происходило доигрыва-
ние незаконченных партий. Не возобчовляя
игры, сдали отложенные партии: Смыслов—

виннику, .Хавин-—Сокольскому, Лиси-
цын — Флору и Болеславскому. Без игры
согласились на ничью Вересов с Лилиента-
лем.

В трудном ферзевом эндшииле добился
победы Ботвинник над Равинским, Эта ин-
тересная партия продолжалась три вечера
и окончилась на 125-м ходу!

Флор в партии с Сокольским подконеп
имел две лишних пешки, но Сокольский
упорно защищался и добился вечным шахом
ничьей.

Рагозин проиграл Макагонову и Микена-
су. Алаторцев сделал ничью с Болеслав-
ским и выиграл у Микенаса. Котов про-
играл Микенасу и сделал ничью с Макагс-
новым. Болеславский выиграл у Толуша.

После восьми туров у Смыслова 6,5 очка
из 8. Ботвинник имеет 5,5 очка из 6 партий
при двух неоконченных. За ними следует
Болеславский — 5 из 7.

Сегодня — девятый тур, в котором боль-
шой интерес представляет встреча Ботвин-
ника с Болеславским — двух участников
турнира, до сих пор идущих без поражений.

Мастер В. ПАНОВ.

ОПЫТ РАБОГЫ СОВЕТОВ

Советений актив освобождённого города

До войны Ворошиловградевий город-
ской Совет имел в своём составе 418 де-
путатов. Но в связи с войной и немецкой
оккупацией часть из них ушла на фронт,
другая часть эвакуировалась в глубокий
тыл. Поэтому в первые же дни освобож-
дения Ворошиловграда перед исполкомом
горсовета встала, как самая насущная,
задача об’единить небольшую группу де-
путатов и актив для борьбы за ликвида-
цию последствий немецкого хозяйнича-
ния. Без этого нечего было и думать о
расширении влияния Совета на всё насе-
ление города.

Если бы возложить всю тяжесть ра-
боты только на считанных депутатов,
оказавшихся в городе в первые дни после
его освобождения, мы ничего не добились
бы. Мы решили сразу же восстановить
постоянные комиссии горсовета с тем,
чтобы они и стали центром сплочения
актива. Временно пришлось провести
своеобразное укрупнение постоянно дей-
ствующих комиссий — об’единить тор-
говую комиссию с бюджетной, комиссию
здравоохранения — со школьной и т. д.,
поставив перед руководителями комиссий
главную задачу — вовлечь в работу са-
мый широкий актив трудящихся.

06’единение комиссий, как временная
мера, сыграло положительную роль. Возь-
мем, например, комиссию школьную и
здравоохранения. Во главе её встал де-
путат Афанасий Герасимович Бурлаков.
Он быстро собрал актив, распределил его
по школам, лечебным и детоким учрежде-
ниям, и эта комиссия очень энергично за-
нялась восстановлением школ, больниц,
детских садов. Каждый член комиссии —
тт. Новакович, Колупаева, Кедрова и дру-
гие — в своей работе опирался на сот-
ни активистов.

То же самое можно сказать о торгово-
бюджетной комиссии, возглавлявшейся
депутатом Степаном Филипповичем Индю-
ковым, и о жилищно-коммунально-благо-
устроительной комиссии, во главе которой
стоял депутат Яков Ефремович Сотников.
Сейчас эти постоянно действующие ко-
миссии снова разукрупнены, но в те дни
они сыграли огромную роль. Депутаты,
на долю которых выпала трудная и по-
чётная роль организаторов восстановле-
ния города, оправдали доверие своих из-
бирателей.

Основной резерв, из которого мы вы-
ращивали кадры советских активистов, —
женщины, домохозяйки. Они вошли в
уличные комитеты, проявляя исключи-
тельную отзывчивость к мероприятиям
горсовета. Исполнительный комитет гор-
совета заблаговременно посвящает в свои
планы депутатов. Те в свою очередь тесно
связаны с уличными комитетами, уполно-
моченными десятидворок и через них с
населением города. Таким образом призы-
вы городского Совета быстро становятся
известными десяткам тысяч жителей и
встречают в массах населения города го-
рячий отклик. .

Необходимо было, например, очистить
улицы от мусора, камня, привести в поря-
док центр города и братские могилы в
сквере. Исполком горсовета обратился к
населению с просьбой помочь в этом де-
ле. Буквально через несколько часов на
улицы города вышли сотни женщин, во-
оружённых лопатами и носилками. Они
очистили центральные магистрали города,

TTL

любовно украсили могилы тт. Пархомен-
ко, Яковенко и других героев Донбасса.

Для восстановления хлебозавода нехва-
тало рабочей силы. Выручил актив горсо-
вета. Борьба за быстрейший пуск хлебо-
завода стала делом населения города. Не-
хватало леса, гвоздей, цемента. Домохо-
зяйки отыскали все это на месте. Воду
и тлину они возили на тачках, тяжелое
оборудование переносили Ha руках. И
через месяц завод уже дал первую вы-
печку хлеба.

В восстановлении разрушенных зда-
ний, в благоустройстве города участвова-
ло свыше 30 тысяч женщин. Они отрабо-
тали свыше 500 тысяч рабочих дней.
Теперь по их же инициативе исполком
горсовета завёл на каждого участника
восстановления города учетную карточку,
в которую записываются все выполнен-
ные им восстановительные работы. Та-
кой же учёт ведется и по уличным коми-
тетам. Это способствует развертыванию
социалистического соревнования.

Самым сложным, пожалуй, явилось
дело подготовки кадров низовых совет-
ских работников. Чем больше людей мы
вовлекали в работу, тем наетоятельнее
становилась необходимость их обучения.
И здесь мы убедились, что практика с0-
ветской работы, подкрепленная постоян-
ным инструктажем, обменом опыта, —
замечательная школа подготовки кадров.

Бывшей домохозяйке Марфе Яковлев-
не Левченко — свыше 50 лет. Несмотря
на свой преклонный возраст, она прини-
мает самое живое участие в восстанов-
лении города. Сначала мы поручили ей
руководить бригадой  восстановителей.
Помогали, учили овладевать искусством
организатора. Теперь т. Левченко рабо-
тает инспектором по благоустройству.
Ольга Ивановна Рудь участвовала в по-
пгивке белья для бойцов Красной Армии,
затем стала руководить пошивочной ма-
стерской, а сейчас успешно работает в
промышленной комиссии горсовета. Лина
Федоровна Клишина была в 6в0е время
бригадиром на строительстве оборони-
тельных сооружений. Городской Совет
последовательно доверял ей все более
ответственные работы, и теперь она —
председатель комиссии содействия по
восстановлению одного из районов.

Можно привести ещё десятки имен
бывших домохозяек, выросших непосред-
ственно на практической советской рабо-
те. Конечно, мы вовсе не против курсов,
семинаров. Их нужно проводить, и мы
это делаем. Но мы хотим подчеркнуть,
что обучение актива непосредственно на
практической работе имеет огромное зна-
чение. Все дело в том, чтобы во-время
притти человеку на помощь, при удаче
поошрить его, при неудаче — помочь
советом, подсказать правильное решение.

Работа, которую мы развернули с ак-
тивом, позволяет сделать вывод, что для
успешной деятельности Советов, особен-
но в освобождённых районах, где об’ем
работы исключительно велик и разнооб-
разен, Советы обязательно должны вое-
мерно расширять свой актив. Это труд-
ное дело, но без него, не может’ быть
успеха.

А. ГРИБ,
председатель исполкома городско-
го Совета депутатов трудящихся.

ВОРОШИЛОВГРАД.

ИННЫ

Во-время дать воду хлопчатнику!

Хлопковые поля большинетва колхозов
Марыйской области радуют глаз замеча-
тельными всходами. На многих планта-
циях хлопчатник вступил в фазу бутони-
зации. Но часто видишь, как молодые
нежные листья никнут к земле. как бы
спаленные жгучими лучами солнца. Хлоп-
чатник утомлен. Он просит воды.

А позив проходит в области медленно и
плохо. В Мары по окончании сева не
сумели быстро развернуть последующие
работы. Первый вегетационный полив
должен был начаться ещё 10 мая, однако
до 20 мая область не только не подготови-
ла поля к бороздковым поливам, но даже
не успела вручить всем колхозам соответ-
ствующих заданий. Неудивительно, что
темпы полива почти в два раза ни-
же тех, что намечены планом.

Несмотря на напряженный водный ба-
лане, в Марыйской области не научились
бережно расходовать воду. В колхозе
«Арасный Октябрь» Марыйского района
мы были свидетелями, как вода пускалась
в кривые, мелко нарезанные бороздки, и
полив, по существу, производился затол-
лением. Недоброкачественно поливают
хлопчатник в колхозах «Москва» и им. Ка-
гановича Векиль-Базарского района, но,
как ни странно, упрощение агротехники
полива мало волнует земельных радбот-
НИКОВ.

Нельзя сказать, чтобы работники вод-
ного хозяйства отличались должной опе-
ративностью. Райводхозы должны стать
боевыми штабами в борьбе за правильное
водопользование и строго контролировать
расход воды. Такого контроля нет в круп-
нейшем хлопковом районе области — Ма-
рыйском, имеющем 6.600 гектаров хлоп-

чатника. Здесь четвертая часть отпускае-
мой воды теряется впустую. Однако на-
чальник райводхоза Бекдурдыев совер-
шенно безразлично относится в такому
явлению. Он не позаботился даже о при-
ведении в порядок ирригационной сети.

Отставание с поливами не вызывает
тревоги и ‘у секретаря райкома партии
Мнацаканьяна. Он считает его закономер-
ным, поскольку в районе проходят вы-
вормки шелкопряда.

Много людей занято. на выкорм-
ках, — жалуется Мнацаканьян, — вот
немного освободимся, тогда...

Он рассуждает так, будто обстоятель-
ства позволяют ждать, когда секретарь
райкома, верный порочной традиции оче-
редности, перевлючит своё внимание Ha
хлопок и займется поливами, обработкой.

Партийные и советские руководители
Марыйской области обязаны в кратчайший
срок ликвидировать недостатки в поливах
хлопчатника. Поучительный опыт даёт
в этом смысле Иолотанский район, где
колхозы, одними из первых в области за-
кончив сев, не теряя времени на пере-
дышку, приступили к обработке и поли-
вам. В райене первая обработка законче-
на, а календарный план поливов перевы-
полнен. При задании полить 523 гектара
иолотанцы полили 642, то-есть, израсхо-
довав плановое количество воды, сумели
полить значительно большую площадь по-
севов, что может быть достигнуто лишь
при строгом соблюдении агротехники по-
ливов и бережном использовании драго-
ценной влаги.

Г. САВЕЛЬЕВ,

соб. корр. «Известий».
АШХАБАД.

Концерт из произведений Хачатуряна

С огромным успехом прошел в Большом
зале Московской консерватории авторский
концерт из произведений лауреата Сталин-

ской премии, заслуженного — деятеля
искусств А. Хачатуряна.
В концерте были исполнены «Поэма

о Сталине» для симфонического оркестра и

хора, фортепианный концерт в сопровожде-

нии оркестра и сюита из балета «Гаянэ».

Имя А. Хачатуряна широко известно
в нашей стране. Ему дважды присуждалась
Сталинская премия — 3a скрипичный кон-
церт и за балет «Гаянэ».

Дарование Хачатуряна отличается яркой
самобытностью. В выразительных, полных
непосредственности музыкальных темах
Хачатуряна раскрывается разнообразный
мир богатых переживаний. В них заложено
народно-песенное начало. Произведения
Хачатуряна проникнуты огромной жизне-
утверждающей силой.

Симфоническая «Поэма о Сталине», про-
никновенно исполненная Государственным
симфоническим оркестром СССР под упра-
влением А. Гаука, об’единённым хором
Ленинградской государственной академи-
ческой хоровой капеллы (художественный
руководитель Г: Дмитриевский) и Респуб-

ликанской русской хоровой капеллы (ху-
дожественный руководитель А. Степанов), —
произведение подлинно эпического ‘скла-
да, раскрывающее - глубины народных
чувств и мыслей о любимом вожле.

С вдохновенным мастерством и виртуоз-
ным блеском исполнил лауреат Сталинской
премии Лев Оборин концерт для фортепиа-
но с оркестром.

В известной мере новым для московского
слушателя произведением явилась прекрас-
ная сюита’из балета «Гаянэ». Постановка
этого балета осуществлена Ленинградеким
театром оперы и балета имени Кирова.
Большая сюита, полная красочных нацио-
нальных образов, драматически напряжен-
ная, была с под’ёмом исполнена Государ-
ственным симфоническим оркестром СССР.
Сюита встретила горячий приём. Танец ©
саблями был повторен по требованию пуб-
лики.

Концерт из симфонических произведений
А. Хачатуряна явился демонстрацией твор-
ческих достижений этого выдающегося со-
ветского композитора, подлинным празд-
ником советской музыки.

Концерт транслировался по радио.

T. ЦЫТОВИЧ.