Ч

ee

Wt

mit

a4

` махая своей потрепанной фетровой шля-
` пой. В тот же день он вышел на набе-

` рисованного фонтана, а на фоне голубого

° жизнь ‘до того дня; когда к нему подошел   ли бойцы.
худенький белокурый лейтенант. Тейте-

` тограф, и я с удовольбтвием снимусь у

лее серьёзном деле, — ответил лейтенант.   правиться на левый берег. Днестра, что-

° ледних боёв был убит полковой фотограф,

` шего ему прямо в тлаза. Дверь машины-

` тина, и тот поднялся в машину. -

_ что дня через три моя работа будет ва-
. кончена. .

vu:

просил вас, если только вы согласитесь,

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 ИЮНЯ 1944 г. № 132 (8434) _ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР 3
Ne

Из Оневника ленишраодки

Сегохня был очень сильный обетрел. ee дарить не надо. Мы твоего мужа бчаго-
В завод попало два снаряда. Я продол- Вера НЕТЛИНСКАЯ дарим, ты ж у нас жена фронтовика!»
жала работать, как и все, потому что io ial А яей говорю: «Так ведь и вы, Анна
заказ очень срочный, да и как угадать, Антоновна, тоже, — у вас и муж, и два
где и когда тебя настигнет. опасность.   дежды, моя жизнь будут продолжаться сына на фронте» — «Тем более, —

Мне было страшно, конечно. Но потом с
такой гордостью сдала свои полторы
нормы. На-днях я ухожу в декретный
отнуск, и так приятно. чувствовать, что
я до конца не сдаю ни в темпах, ни
в качестве. И ещё у меня была гордая
мысль — когда мой малыш подрастёт, я
расскажу ему, в каких условиях он р9-
дилея и кем была его мать. Ведь ему
будет чем гордиться!

... Я в отпуску. Шью приданое из
всякого своего и Колиного старья в до-
‘  полнение к приданому, которое мне
выдадут по справке из консультации, —
там будут пелёнки, одеяло, простынки,
рубашечки. Как это хорошо и заботли-
BO, — даже в блокаду думают о нас, ма-
терях, и о новорожденных.

... Встретила на улице свою бывшую

отвечает, — значит, могу понять. А есля
мы все будем друг дружку понимать Ja
друг дружке помогать, — глядишь, и
жить веселее станет». Такой радости я
ещё никогда не переживала. Сразу етоль-
ко счастья и столько хороших людей
вокруг, и мой мальчик будет расти без-
опасно и вырастет срели налих добрых,
умных, великодушных людей. Ужя по-
стараюсь, чт0б из него получился
настоящий парень, крепкий и выносли-
вый ленинградец, как мне наказывал
Константин Григорьич.

в сыне. Но со мной ничего плохого не
случится, родная, и мы увидимея!» Без
конца перечитываю это письмо. Если
бы мне встретить снова эту Катю, я бы
ей всё высказала, — и об этих незнако-
мых бойцах рассказала бы тоже. Вот
ведь чужие люди, а может быть, и кровь
свою прольют за неизвестного им нево-
рожденного человека... «Жизнь должна
продолжалься, несмотря на горе и
смерть,

... Сегодня, пока я ходила за хлебом,
какой-то младший лейтенант Исаченко
приносил письмо от Коли и оставил мне
свой адрес. Сейчас уже поздно ехать Е
нему. Он живёт у Московскях ворот. По-
еду рано утром. В записке он пишет,
что привёз. маленькую  посылочку. Ми-
лый Коля! Он всё боится, что мине не-
подругу Катю, и она вдруг на меня ‘на- ХВатает питания. Я так рада, что увижу
бросилась, зачем я завожу ребёнка во  ЭТОГО лейтенанта. Ведь он только вчера
время войны. Говорит, что глупо обре- бЫл © Колей, говорил с ним.
менять себя в. таких трудных. условиях  ... Вот уж смешная история со мной
и садиться на шею городу новыми ижди-  произошла. Поехала я по адресу. Попа-
„венцами. Я растерялась и не нашла,  ла под обстрел. Перебежками добралась

что отвётить. И тенерь у меня гнусный  ло нужного дома, звоню. Открывает мне
осадок на душе... «Лучше бы ты фработа-  молодая женщина, кругленькая такая, в
‘ла! Может быть, действительно я не косынке и фартуке. Видно, занята при-
во-время потянулась в личному счастью,   боркой. Я спрашиваю лейтенанта Иса-

... Столько женщин-матерей я повида-
ла в родилке, столько человеческих су-
деб! Рядом лежала жена погибшего лёт-
чика с хорошенькой такой дочуркой. Из
части к ней приезжали два раза, похар-
ки передавали и поздравленья © дочкой.
Она, конечно, грустная, но и счаетли-
вая одновременно. Тоску её дочка облег-
чала, и очень её растрогало, чте то-
варищи мужа не забывают её, говорят:
«Вы у нас тенерь почётная подшефная
семья!»

И ешё раз я подумала — как херопто
жить среди наших, таких хороших, cep-
дечных людей! До войны я не задумы-
валась над этим, не знала, сколько у нас

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. Торпедный катер в; дозоре. Фото А. Соколенко.

Генеральный план.

y»yllpocmoe дело“

восстановле ния & семье? И ещё она сказала слово, ко-  ченко. Он i
2 2 a } . Она приветливо впускает меня,   прекрасных людей, незамеченных, рядом
Григорий Михайлович Ленивцев до вой-  — Мы вам оказали доверие ещё рань- TODO : es a Г 2.
х ropes мне противно повторять: «A если с отдабт о ы-  проходят. А за войну мы все сплотились
ны работал в фотоартели «Рембрандт».   ше. : Смоленска р р р разу отдаёт мне посылочву и рассказ роход войну С

убьют твоего Колю) что ты будешь де-
чать одна с ребёнком?» Придя домой, я
целый час ‘ревела от обиды и воб-таки
я чувствую, что я права! }

вает, что в ней сахар, со всего взвода
собрали и послали, чтобы мой сынишка
лучше рос. Я поняла, что ей муж всё
рассказал. Пригляделась. Вижу, она то-
же ‘ребёночка ждёт. Славная такая.
Болтаю я с ней, а сама жду, хочется
мне о муже расспросить. Наконец, спро-
сила, нельзя ли мне самого лейтенанта
повидать. А она ках расхохочется! Ока-
зываетея, она сама и есть младший
лейтенант Исаченко. Ну, я тах емути-
лась и удивилась, что даже не знала,
© чём спрашивать. А она, не дожидаясь
вопросов, стала рассказывать, как Коля
выглядит, да что сказал, да как посы-
лочку собирали всем взводом. Только
женщины понимают, насколько нам J0-
роги ве маленькие подробности о лю-
бимом человеке. Потом мы с нею сели чай
ПИТЬ. И так нам хороше было! Она мне
рассказала: на фронте она © начала
войны, связистка, ещё в первый год по-
лучила медаль «За отвагу» за то, что

и ближе узнали друг друга, да и самих
себя глубже узнали. Много у нае сил ду-
шевных, и решимости, u Secerpamua He
только в бок. но и в жизни. Такую
светлую, бесстрашную силу никакому
фашизму никогда не сломить и He
уничтожить. Сам от неё погибнет,

...Вчера проводила Лизу в больнину.
А сегодня пришло извещение, что её
Миша тяжело ранен и лежит в госпита-
ле на Васильевском. Днём сбегала в
больницу, узнала, что у` неё ‘родилась
дочка. Она как-раз и хотела дочку. На-
писала ей записочку, только о Мише по-
ка не сообщаю, чтобы не волновалась.

Многие годы он жил в Одессе, и ты-  Когда автоколонна переправлялась че-
сячи людей знали этого неторопливого,   рез Днестр на правый берег реки, в воз-
< небольшой седой бородкой человека.   духе появились немецкие . пикировщики.
Артель «Рембрандт» Ленивцев оставил  Сопровождаемые = истребителями, они
в сентябре 1941 года, в тот день, когда  устремились к мосту. В небе разгорелся
немецкая бомба попала в здание, где по-  бой. Наши истребители ринулись на
мещалась фотография, и похоронила под  «Юнкерсов». Немцы начали сбрасывать и гийно:
развалинами всю. аппаратуру. бомбы, но они ложились неточно, в сто-  ветскому активу города подробный доклад
Когда в Одессу пришли немцы и румы-  роне от моста, падали в воду, на берег.   об Tee ты ры возглавляемой hi es:
ны, Ленивцев некоторов время оставался Туя и свист стояли вокруг. Мост качало лы: ics мене ное Вата
дома, но потом нужда заставила его пой-  взрывами, но переправа продолжалась. города” Вудут проложены ‘нове широкие
ти на базар, натянуть там полотно с на-‘ ...На дне широкого оврага Ленивцев ра-   проспекты, на месте разрушенных нёмцами
. fern на нём  неправдоподобным зыскал солнечную поляну, осененную зе-

СМОЛЕНСК, 3 июня. (По телеф. от соб.
корр.). В номере «Известий» от BS maa co-
общалось о том, что бригадой под руковод-
ством академика Гольца разработана схема
генеральной планировки Смоленска. На-
днях академик Гольц сделал партийно-со-

... Ватины гадкие слова не выходят
У меня из головы, & тут ещё ездила на
завод за. справкой, зашла в цех. Вижу,
без меня трудно. До конца смены пора-
ботала. Всё мне казалось, что я дезерти-
ровала с трудового поста. Обещалась
приходить, когда смогу, помогать. И
вдруг наш старый мастер Конетантин
Григорьич говорнт мне: «Нет уж, доро-
туша, мы как-нибудь нока сами под-
важмём, заменим тебя. А ты наберись
сил да роди нам хорошего парня, чтобы
настоящим был ленинградцем, крепким
ла выносливым! И все поддержали.
Значит, никто из них не осуждает меня,
‘как Валя? Хотелось мне поговорить ©
вими, да постеснялась.

домов вырастут многоэтажные; здания, бу-
онтаном и сделалься уличным фотогра-  хенеющими деревьями, и прикрепия К  дет восстановлено трамвайное движение,
ом. : двум стволам своё черное полотнище. Так  намечено проведение троллейбуса. Широ-
Но вот в Одессу пришли: советские вой-   же, как и в селе, к фотографу приходили! Кое коне зеленых ре бе
ска. Ленивцев радостно. приветствовал их,   бойцы. Но теперь они уже были с авто- И он ae a 4 =
матами, винтовнами и ручными пулемб-  до зойны. Я
тами. Они являлись с переднего края и,  Особое внимание генеральный план уде
отложив оружие чуть в сторону, молча са-  ляет реставрации памятников старины:

дились на стулья. Ленивцев, указывая на
моря и каштанов фотографировал бойцов! автоматы, спрашивал:

.. Ездила в госпиталь узнать про
Мишу. Малыша не на кого было оста-
ВИТЬ, так что поехала с ним вместе. По-
ба я узнавала, высыпали раненые, ко-
торые могут ходить. Оказывается, один
из той зе палаты, где Миша. У Миши

режную с апнаратом и уже не на фоне на- ст
кремлевской стены, воздвигнутой при Бо-

рисе Годунове, церквей, построенных в. ХПИ ... Снаряд попал в соседнюю комнату.

‚рис ¢ : 3 отрезана нога выше колена, ещё ране-

и командиров, которые спешили послать  — И как вы воюете с таким сложным. а о У меня вылетело стекло, треснула стё-  под сильным миномётным огнём три ра-  ние в грудь, но он будет жить. Все pe-

снимки родным и близким, приписав на  оружием? . a ot ме got г Pee i „на, местами обвалилась  штукатурка. 3А исправляла линию и обеспечивала  шили, что я жена, стали интересовать-

обороте: «Привет. из Одессы». - — Ничего сложного, ‚ папаша! Вое- а о Аи yo aL прел-  Сейчас стужа, грязь. Хорошо, что меня Иса: an 8 & недавно NOTYIM- cy ребёнком. Я им об’яснила, что жена
Ta ихайловича  вать с ним -—— простое дело; — отвеча-  Ложение оригады. на, ; в этот момен : а,  ла орден прасной эвезды за то, что `заинте

к протекала у Григория Михайлов р ро Бадние 2... pakdtiinn обласовойтазокы   0 МУМОНО На было дома. Так устала, р >  в больнице. Тут все очень заинтереео-

наткнувншиеь на немецкую разведку, при-
няла бой и отстреливалась до подхода
подкрепления, убив четырёх немцев и
ранив трёх. «Очень вам страшно бы-
1о?>—«Нет,— говорит, тогда я себя не
`номнила, некогда было. А когда в 6a-
тальон вернулась, да с Мишей вдвоём
остались (Миша— это муж её), дрожу и
плачу. Дрожу и плачу. Влруг бы они
меня одолели ла раненой в плен взяли?
Я знала уж, что у меня ребёночек бу- его! Я так и написала ему, что он может
дет, и так мне страшно стало...> не сомневаться и не томить свою душу. Я
Мы так сидим, разговариваем. А сна-  Лизу знаю и сегодня me. передам ей
ряды всё свистят, Уговорила я Лизу пока   письмо, а он пусть поправляется. А Ми-
жить у меня, вместе веселее, ла и  ша мне написал: «Теперь я понял, что вы
её район уж очень обстреливаемый. (о-  Николая жена. Мы заочно знакомы с вами
брали её пожитки и поехали ко мне, как] и с вашим Виктором, так как за него
только обстрел кончился. Сейчас она спит,   в бой шли и кровь проливали. Поверите,
а я не могу уснуть и веб думаю. Лиза —   Нет для нас лучшей награды, чем любя-
героиня, подвиг рт ранена была,   шее сердце жены и улыбка ребёнка».
& женщина в ней не огрубела, даже как-
то сильнее и чище eee в ней  --Я р Е домой, пе-
прояваяется. И теперь она радуется ма- hia cee = i Nagin i Morr:
теринству, и ей в голову не приходит ый MOR} 92D ыы
думать, что оно не во-время. И Коле, и  1660!
её Мише, и всем их боевым товарищам,
видимо, радостно знать, что под их защи-  Этот дневник я прочитала по пра-
той жизнь продолжается и нарождается ву того товарищества, которое 603-
ВНОВЬ... г даётся общей радостью и ответетвен-
... Вот я и дома! Столько событий за НОСТью материнства. Я видела лучезар-
эти две недели, что не знаю, с чего  НУЮ улыбку Витюшки, ровесника моего
пачать. Главное — блонада снята.  Сов- СЫНа и его брата по общей ленинград-
сем снята. Навсегда, накрепко! Мы с  ‘Кой биографии. Новые советские

что даже не в силах прибрать. Только
заложила окно ватным одеялом, чтобы
не дуло, Как я теперь буду зкить, не
знаю. Скоро в больницу. Куда я приневу
‚ребёнка в такой разгром? Сижу и сдер-
о чтоб не плакать. И ведь может
ть, что другой снаряд прилетит тогда,
одобряя ген ный план восстановления : i
а a ow gan shai: ожений об  0ГДа Мальши уже будет... Что тогда?..

использовании водных путей, размещении .
промьшленных предприятий, планировке!‘
улиц, площадей и т. л. ие.

вались и обрадовались. А тот, что из
Мишиной ‘палаты, побежал сообщать и
принёс мне письмецо для Лизы и запи-
очку для меня: «Дорогой товарищ, спа-
сибо вам за заботу. Скажите Лизе, что
я поправлюсь и, если она захочет меня
таким одноногим, я не буду` ей в тя-
гость и постараюсь, чтобы вое’ мы бы-
ли счастливы». Я даже улыбнулась. Как
она может не захотеть, он&ё же любит

«Рабочий путь». состоялось совещание ста-
хановцев-строителей и интеллигенции, за-
слушавшее по этому же вопросу доклад
главного архитектора города т. Феофанова:
Инженеры. Никульцев, Шахназаров, Гарод-
ский, профессор Погуляев, доцент Педаго-
еского института. „Емельянов и другие;

Один из автоматчиков даже показал
нант долго следил за работой Ленивцева.   Ленивцеву, как надо обращаться с авто-
Сначала фотограф не замечал военного.   матом, как стрелять.
Потом он стал посматривать на него и,  —^ Может, пригодится... Вот так на-
‘решив, что ‘у лейтенанта нете собой де-   жимаите, и все тут. ” ak
нег, предложил: os grad сорили наз. 2. _ЧенИивЦев улыбнулся. Куда ему? Шесть-
— Товарищ военный, если вы хотите   десят четыре года! Какие уж тут автома-
сняться, — прошу sac. Весплатно! ты?!. И он продолжал фотографировать
— У меня есть деньги, товарищ фо-  бойце. =
На четвертый день Шурыгин сказал
фотографу, что завтра он сможет пере-

» « Rag mae стыдно, что я вчера при-
уныла. Рано утром ко мне пришли coce-
ди — Паня и Анна Антоновна. Ругались,
что’ я не позвала их ещб вечером. Они
ко мне стучались, & меня не было. Ду-
Mal, что я ушла ночевать в другое
место. Посмотрели, какой ремонт нужен.
А в середине дня пришла дворничиха
Дуня с фанерой и начала забиваль окна,
да так ловко, как-будто всю жизнь этим
занималась. Я её спросила. Она говорит,
что уже много окон <зафанерила». Про-
возилась с нею до темноты. Но теперь
не дует, и таже сделали тах, что немно-
го дневного света будет — уцелевшими
стеклами застеклили одну pamy. Когда
она ушла, я подмела всё, а мыть решила
завтра — болит спина. Ho тут’ прибе-
mata Анна Антоновна 6 ведром тбилой
воды и давай мыть, как я ни спорила
с нею. Какие золотые люди!

вас. Но сначала я хотел поговорить о б0-

Сессия Харьковского
областного Совета 2...
депутатов трудящихся ^

Ленивцев даже снял очки от удивле-
ния. *

— Дело у меня такое. В одном из пос-

бы там проявить и отпечаталь фотосним-
ки. 5
В полдень к нему пришли три автомал-
чика. Все они были высокие, загорелые, в
и теперь у нас некому фотографировать   касках, с гранатами на поясе, Олин’ из
‚ бойцов и офицеров. Делать. такие, знаете,   них, с белыми бровями, бросил автомат
карточки, как для удостоверения лич- На траву и сказал © ‘улыбкой:
ности. — Папаша, сделайте так, чтобы мы
— Так вы хотите, чтобы это делал я?   На снимках выглядели героями! =
Ну, что же, пусть приходят... : Но в это мгновение где-то совсем близ-
— Видите ли... — Лейтенант говорил  Ео застучали автоматные очереди, свист-
медленно, подбирая слова. — Видите ли...   НУли пули. Бойцы схватили оружие и по-
Мы хотели, чтобы вы поехали к нам в  бежали навстречу выстрелам. Автоматчик
часть. Мы сейчас находимся в тридцати  с белыми бровями крикнул Ленивцеву на
километрах от линии фронта... Это впол-  ХОДУ: ы :
He Pee фр —„Спокойно, папаша, спокойно!..
* Фотограф посмотрел велед’ бойцам и
  увидел: белесый автоматчик вдруг 6 раз-

Bait Bauer sean Яблони ane бега упал на землю с широко раскинуты-
20 ACNE TS CORD PON CREME yor ми руками, так и не догнав своих товз-
пестками. Многие бойцы и офицеры при-

` ХАРЬКОВ, 3 июня. (ТАСС). Состоявшая-
ся сегодня сессия Харьковского областного
Совета депутатов трудящихся утвердила
областной бюджет на 1944 год.

Бюджет в сумме 326 миллионов рублей
создаёт прочную основу восстановитель-
ных работ и дальнейшего развития народ-
ного хозяйства области. Около 193-миллио-
нов рублей ассигновано на социально-куль-
турные мероприятия. На восстановление
жилищно-коммунального хозяйства. наме-
чено израсходовать 70 миллионов рублей,
что позволит, в частности, сдать в эксплоа-
тацию 106 тысяч квадратных метров жилой
площади. ;

*-

.. Письмо от Коли. Тревожится обо
мне и просит не тревожитьея © нём.
Пишет: «Ты уж не сердись, но я всем

я г ыы = 5 2 >
рищей, которые залегаи впереди него, гы моим бойцам рассказал, что ты ждёшь! Лизой бегали на мост смотреть салют и  ГРаждане с доверчивой улыбкой входят
ходили к фотографу с цветами в руБах, их в двадцати, за кустами, Льготы для студентов — Ребёнка. Надо было им рассказать, по- были без ума от В _ в жизнь, отвобванную для них отцами.
утые; несколько : ‚У > ум радости. В тот же ве
HO B60, BAN ОДИН, ee na енивцев бросился к унавшему, чтобы тому что мы готовимся в наступлению.   чер она меня проводила в больницу, и я И пусть эта детская улыбка будет отра-
даже торжественные, Почти у веех помочь ему, остановить, вели нужно, . Участников А товарищи сказали мне: «Не беспокой- родила Витюшку. Такого маленького, ЛОЙ и великим жизненным стимулом

груди блестели под лучами весеннего
солнца ордена и медали. Вее просили сде-
лать добавочные карточки, — у каждого
был родной» дом, каждому хотелось по-
слать туда свой снимок.

Так прошло два дия. На третий 1е-
нивцев проснулся от яркого солнца, бив-

кровь или перевязать. Но боец оказался
убитым наповал. Его автомат лежал ря-
дом, на земле. Не
Ложись! — крикнул один из бойцов
Ленивцеву, и старик упал на траву.
Среди деревьев замелькали серо-зеле-
ные немецкие мундиры. Он их сразу
узнал. Он тысячи раз видел их на ули-
цах своего города. Тогда фотограф нажал

ся, прогоним немца прочь от Ленингра-
да. Не будет твой сынишка расти под
снарядами. И я тебе говорю — прого-
ним. 3% все муки отомстим немецким ду-
шителям и любимых своих людей осво-
бодим от смертной опасности. Я пойду
в 60й © мыслью 0 вас, моих самых
дорогих, и, что бы со мною ни было, я
радуюсь тому, что моя кровь, мои Ha-

Отечественной войны чудесного, смешного мальчика! Пока Для всех матерей, пусть она смягчает

: я была в больнице, Лиза, Паня и Анна Г0Ре для тех, у кого случилась Gena, ,
Антоновна не дремали. Пришла домой —  ПУСТЬ её чувствуют и вилят над собой
и не узнала своей комнаты. Трещину в В ОНасные часы все наши дорогие лю-
стене заделали, окно застеклили, пото- АЁ На фронте, где в жестоких боях они
лок, стены побелили, всё вымыли. нагла-  УТВерждают навсегда незыблемость и ве-
дили — прямо праздничная стала комна- ПИКое будущее своей родины и права
та. Я не знала, как их благодарить. А  Че ловечества на счастье.

Анна Антоновна говорит: «Тебе и благо- . ЛЕНИНГРАД.
‘ - <: НИНА UOT

По указанию Комитета‘по делам высшей
школы при СНК СССР студенты вузов и
техникумов, призванные во время Отече-
ственной войны в Красную Армию и Воен-
но-Морской Флот, по возвращении с воеён-
ной службы принимаются без экзаменов в
свои прежние или однотипные учебные за-
ведения. ыы :

Мслодёжи, имеющей законченное сред-
нее образование и возвратившейся из Крас-
ной Армии и Военно-Морского Флота по-
сле ранений или болезни, предоставляется
преимущественное право зачисления на
подготовительные курсы и отделения учеб-
ных заведений с освобождением от платы
за обучение. q

фургона, в которой он епал, была отвры-
та. Старик приподнялся на постели и уви-   спусковой крючок и заметил, что несколь-
дел возле машины привезшего ero ИЗ) ко немцев упало, Ему показалось, что это
Одессы   лейтенанта Шурыгина, который его немцы. Но, оглянувшись, он увидел
отдавал распоряжения бойцу. Ленивцев   больше десятка бойцов, которые, стреляя
уловил обрывки фраз: и перебегая от дерева к дереву, окружз-
_ -— Вее свернуть.., Немедленно быть] ли гитлеровцев... = ее
готовыми... 4 Попытка врага вклиниться в наш тыл

Григорий Михайлович окликнул Шуры-} ударом с ‘фланга провалялась. Вся враже-

ская группа была истреблена.

Ленивцев вернулся к своей работе.
Когда он закончил её. в нему явился офи-
цер, старший лейтенант, и сказал, что на-
до будет сфотографировать генерала, к9-
мандира дивизии. :

Вскоре прибыл генерал. Это был седой
человек с добрыми серыми глазами, Он
пожал Ленивцеву руку и сказал;

— Слышал о вашем поступке. Спасибо
вам за поддержку. Заслуживаете медали.

`Тургеневский музей в Орле

Большой, удобный и уютный особняк на  они соорудили. большую цементную стену,
Садовой улице в Орле, типичный для соро- разделив кабинет на две части. На террито-
ковых— шестидесятых годов прошлого сто- рии музея устроили прачечную. :
летия, утопает сейчас в зелени. В этом  В августе 1943 гола Красная Армия осво-  Вчера состоялось первое ‘пленарное
особняке в 1918 году, когда советская об-   болила ‘от оккупантов город Орёл. Перел седание научной сессии‘ Московской ордене
щественность отмечала столетие со дня ро-   своим бегством из Орла гитлеровцы замини- Ленина сельскохозяйственной академии
ждения знаменитого русского писателя  ровали музей, но взорвать его не успели, имени К. А. Тимирязева, открывшейся в
И. С. Тургенева, открыт был музей его  Более’ лвух лет Тургеневский музей про-   день 101-й головшины со пня, рождения ве-
имени. вёл в Пензе. Там были развёрнуты все его  ЛИКого учёного, Вступительное слово о

Здесь были собраны все те ‘предметы, отделы, пополнялись его фонды. К. А. Тимирязеве сказал. академик Д. Н
связанные с именем Ивана Сергеевича, ко-  B сентябре 1943 гола работники музея Прянишников. ;
торые удалось найти в Орловской области:  вернулись в Орёл и тотчас же начали боль-  Академик П. М. Жуковский сделал до
Всё содержится в большом порядке и раз    шую восстановительную работу. . клал о новых вилах растительного сырья
мешено на основании внимательного №уче-  Здание была очищено; полностью восста: Особого значения. В докладе было сооб-

ния биографии писателя и фотографических! новлено и приведено в порялок. В январе  Щено о большой работе, проделанной за
снимков комнат села Спасского-Лутовинова,   эт

На научной сессик
в Тимирязевской
с.-х. академии

ar

— Я думаю, — сказал. фотограф, — =
Новая электропечь

Несколько смущенно лейтенант .отве- УРАЛ, 3 июня. (По телеф. от 606.
корр.). На Кировском заводе вступила в
строй новая электропечь. Выдано пятЬ пла-

BOK.

— Понимаете, Григорий Михайлович,
обстановка изменилась... Мы получили
приказание немедленно выдвинуться на
передовые: ;

ere eee

В Гомеле возобновили работу

ее, 5 8 ого года все экспонаты музея в полной время войны по использованию ‚различной
та - “i провел детские годы и кула  сохранности были переве П дикорастушей $ -
— fa? упавшим голосом спросил Денивцев смутился Tey р ревезены из Пензы в растушен . растительности нёпосред
; 3 я : педагогический он почти ежегодно нриезжал на протяжении   Орел. 20 феврал ствен aA
Тенивцев. — Значит, я не смогу panels — Что вы, товарищ генерал! Я увя- а chook inane р р февраля Тургеневский музей вновь но дря нужд обороны; В частности,

чить c’éuny? ь и учительский институты

открыл свои двери для посетителей. академик Жуковский сообщил ‚о: получен-
— Нет, почему же! Командир полка

Областные и городские орловские органи-   Ных из пихты и различных виндов можже-
зации уделяют много внимания музею   вельника ценных маслах, имеющих большое
И. С; Тургенева. Горисполком передал му-   бальзамирующее значение. :
зею особняк для’ организации в нём лите-  С интересом было встречено На сессии
ратурной части. Облисполком. отпустил сообщение члена-корреглоядента Акале- ¥
65.000 рублей на восставовительные работы Мии наук СССР Н. А. Макзимова о приме-
в Спасском, Наркомпрое РСФСР. для этой вений искусственного освешения и роето-
же цели ассигновал 200 000 рублей. вых веществ для ускорения роста растений.

За время Отечественной войны музей He Многочисленные эпыты и наблюления  поз-
прекращал изучения литературного наслед-  ВОЛили установить, что семена ‚ различных
ства И. С. Тургенева. Музей много работал! превесных культур, в частности сосны,
‚  над темой «И. С. Тургенев и ролина», под- 6ли, лиственницы, требующие лля прора-

готовил к печати, соответствующие материа- СТания двух-трех лет. булучи пблвергнуты
лы. освещению электрическими лампами или
В вестибюле музея сейчас открыт новый  красными неоновыми  лампами, прорастают
льшой отдел — «Фашизм — злейший враг в течение двух-трёх месяцев. Таким образом
науки и культуры». В особой комнате раз- открываются ‘пирочайшие возможности лля
мещены экспонаты на темы: «Что творили  Нашего лесного хозяйства, для создания
гитлеровцы в Тургеневском музее» и «Музей защитных полос вдоль железнодорожных
ИС Тургенева в период его пребывания магистралей, а также лесозащитных полос
в. Пензе». в сельском хозяйстве.

Г. КЛЕВАКИН,

Ее На первом заседании был также за-
соб. корреспондент «Известий».  слушан доклад профессора Д. Л. Иванен-
ОРЕЛ, 3 июня. (По телефону).

дел: боец убит, а его автомат лежит на
земле.
Генерал улыбнулся:
— Автомат — это сложное оружие.
— Меня научили здесь с ним 0обра-
щаться, товарищ генерал! — ответил фо-
тограф. —/И это впрямь простое дело.

Анатолий СОФРОНОВ,

‘Огромный интерес представляет библио-
тека Тургенева на русском, французском,
немецком, английском, итальянском и ис:
панском языках. В состав библиотеки вхо-
дит шкаф, наполненный книгами Белинско-
го, приобретёнными Тургеневым у вловы
последнего.

В разделах музея, посвяшенных твор-
честву писателя, ланы различные издания
произведений Тургенева, несколько его ру-
копйсей и корректур. Злезь же — собрания
иллюстраций к произведениям Тургенева
критическая литература о нём,

„Осенью 1941 года Орёл оккупировали
гитлеровцы. Сотрудники музея во главе
с директором Б. А. Ермак спасли все цен-   бо
‚ные вещи, рукописи, книги писателя и вы-
везли их в Пензу.

Немцы устроили в Тургеневском музее
офицерское обшежитие. Комнаты, которые
берегли русские люди, стали местом пьяно-
го разгула фашистского офицерья. Немцы
уничтожили весь инвентарь и оборудование
‘музея; его-шиты и стэнды. В комнате, где :
ранее находился кабинет-спальня нисателя,

ГОМЕЛЬ, 3 июня. (ТАСС). По решению
Совнаркома Белорусской ССР в’Гомеле
возобновлена работа пелагогического и
учительского институтов. Открыты факуль-
теты физико-математический, исторический,
естествознания, языка и литературы.

следовать за нами, Там мы вас устроим.
Вы будете в достаточной безопасности.
Два километра от фронта я вам гаранти-
рую, во всяком случае. г

Фотограф сидел на постели, седой,

[  она мо ола

зал он растерянно. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
—_— ди

Мощная челябинская домна даёт чугун ЛЕНИНГРАД, 3 июня. (По телеф. от

сверх плана соб. корр.). После почти трёхлетнего пере-

ЧЕЛЯБИНСК, 3 июня. (ТАСС). Домен-  Доменшики закрепили -майские успехи.   рыва в Московском, Ленинском и Фрунзен-

щики Челябинского металлургического за-    июня домна выдала 65 тонн чугуна сверх! ском районах Ленинграда открываются

вода прилагают все усилия, чтобы быстрее! задания. Особенно хорошо работает смена   музыкальные школы-семилетки. В каждой

освоить проектную мошность нелавно ВстУ`   тов. Фридмана, систематически перекрыва- из школ создаются два факультета: фор-
пившей в строй мощной печи № 1:  В. мае  кщая свои нормы в полтора раза. Челябин-  тепнанный и струнных инструментов,

домна изо дня в день увеличивала. выпуск : = ь a +kaarl -B ar т. обучаться дети.7--А5
и Ley ae a ские доменщики одновременно готовят кад школах буду: р
чугуна. `В результате майская программа til

значительно перевыполнена. ры для строящейся второй домны.

Музыкальные
школы-семилетки

ко о перспективах метода меченных ато-
MOB.