- зульталам. Наши войска сами переходят

ВТОРНИК, 6 ИЮНЯ 1944 г. № 133

(8435)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

«нина ини сваю ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.
Севернее Яссы

ФОТ ОПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ»

Тюбуясь гладью реки, ‘мы медлённо
едем по’ мосту. Сразу же за рекой дорога
хруто ‘забирает вверх и взору открывают-
ся зеленые просторы. Шоссе въется по
холмам и низинам, то взлётая на возвы-
шенности, то стремительно сбегая в `про-
смрную холину. Среди темнозеленых мас-
сивов поднимающихся хлебов выделяются
нежно-бирюзовые виноградники. Они рас-
положены по склонам холмов, обращен-
ным в югу, к солнечной стороне. В тени
‘адов. цветут тюльпаны, созревает череш-
ня, Жужжат пчелы вокруг колод ульев,
Важется, все здесь дремлет, под зной-
ным солнцем. Но эта тишина только кажу-
щаяся.

Неподалеку, севернее и северо-западнее
города Яссы, вот уже несколько дней идут
ожесточенные бои. Непрерывными волна-
уи идут за Прут наши штурмовики и бом-
бардировщики. В знойном воздухе напря-
женно звенят моторы. Над каменистым
106се вьется сухая белая пыль — то в
одну, то в другую сторону мчатся автома-
ШИНЫ.

Чем ближе к линии фронта, тем ощу-
тительнее следы боя.

%

„.На -расевете враг. открыл бешеный
зутилхерийский огонь. В прозрачном ут-
реннем небе Появились волны вражеских

бомбардировщиков. Вскоре` на’ узком уча-
стке фронта сосредоточилось до 200`не-
мецких. танков. Они пошли в атаку груп-
пами по 50—60 машин с разных направ-
лений, пытаясь прорвать нашу оборону.

Атаки ‘немцев: не. застали советские
войска врасилох. Первый удар \ He-
чецких танков приняли на себя артилле-
ристы. Они отбросили противника. Пере-
группировавшись, немцы снова броси-
лись в атаку на наши позиции. День и
ночь не стихала артиллерийская стрель-
ба. Шквальные налёты с обеих сторон
сменялись дуэлью отдельных батарей. В
этом артиллерийском поединке ещё и
ещё раз были продемонстрированы пер-
воклассное качество советских пуше
и мастерство орудийных расчётов. При-
ведем только один пример. В районе боль-
шой деревни немцы силами до двух пол-
ков предприняли атаку. Н-ской артилле-
рийской части было приказано подавить
её. Задача была блестяще выполнена.
После того, как враг беспорядочно от-
хлынул, нашим бойцам открылась пера-
зительная картина. Прямыми попадания-
уий снарядов было уничтожено 16 не-
мецких пушек, выведено из строя 9 тан-
ков, уничтожено свыше 800 немецких
солдат и офицеров.

Завязались многочисленные воздуш-
ные бои. Славно работают наши зенитчи-
ки. Наши истребители расстраивают бое-
вые порядки немецких бомбардировщи-
ков, уничтожают вражеские машины, не
дают немецким ‘лётчикам бомбить наме-
ченные ими об’екты.

Немцам удалось незначительно вкли-
иться в наше расположение ценой очень
Ильших потерь в танках, самолётах и жи-
ий силе. Попытки врага развить на-
тупление” не. привели ни к каким ре-

в контратаки, наносят гитлеровцам же-
стокий урон, героически отстаивают каж-
дую пядь порученных им рубежей. В рас-
положении одной нашей части немцы

1 июня предприняли 12 атак, 2 июня —

17 и3 пюня -— 20: Другая нализ часть

отразила за сутки рекордное количество
атак — 33. В каждой из них враг ието-
щалея, изматывал свои силы и в конеч-
ном счёте не сумел продвинуться вперёд.

%

торов, командовавший артиллерийским
подразделением:

Видно было, что немцы решили во
что бы то ни стало таранить наши линии.
Несмотря на то, что наши снаряды попа-
дали в самую гущу немецких танков, они
упорно лезли вперёд. В течение несколь-
ких минут было выведено из строя 7 тан-
ков. Вот немецкие машины миновали наши
передовые траншеи. В этот.момент наша
артиллерия отсекла их от пехоты. Совет-
ские орудия и бронебойные ружья били
исключительно эффективно. Увидев, что
поддержки пехоты ожидать не приходит-
ся, фашистские танки повернули назад.
Тогда нана пехота двинулась в контр-
атаку и улучшила свои позиции. Ясские
холмы усеяны сотнями и тысячами тру-
нов вражеских солдат и офицеров.

Через четверть часа после боя ко мне
‘привели иленного немецкого обер-ефрей-
тора Карла Буша. Он был бледен, в глазах
его отражался ужас.

-— Командир полка об’яенил нам, —
сказал Буш, — что в Румынии русские
воевать не смогут. У них, дескать, нет
специальных частей для этого театра
войны. А что получилось, это вы знаете
лучше меня. \

Получилось то, что-в течение несколь-
ких дней наши войска обескрювили» из-
мотали ряд отборных немецких частей, в
задачу которых входил одним ударом
прорвать наши линий. Немцы рассчитыва-
ли, что, сосредоточив численно превое-
ходящие силы на сравнительно узком уча-
стке, они подавят сопротивление советских
воинов и устремятся вперед, к Пруту.
Этот план германского командования был
сорван поразительной стойкостью, героиз-
мом, самоотверженностью советского бой-
ца. Немцам удалось кое-где незначитель-
но продвинуться вперёд. Но это продви-
жение ни в коей мере не соответствует
тяжести понесенных имя потерь. На боль-
шинстве участков наступления немецкие
атаки захлебнулись.

*

С наблюдательного пункта командира
пехотной (насти, расположенного на хол-
ме, даже невооруженному глазу видно
пеле боя. Через наши головы с0 свистом
летят снаряды, посылаемые во вражеский
стан советскими гаубицами. Черные дым-
ки разрывов соединяются в снлошное
облако и закрывают горизонт. Видно,
как наши контратакующие пехотинцы, то
и. дело ‘прижимаясь к земле, движутся
вслед за артиллерийским валом. Ударили
сбоку, с соседней высоты, вражеские
пулеметы и миномёты. Наша нехота за-
легла, укрылась в траншеях. В воздухе
появилась девятка «Илов». Командир
авиационной части, находящийся тут
же, на наблюдательном пункте, кричит в
микрофон:

—- Селезнев, н
высоту 184!

«Илы» один за другим пошли на вы-
соту. Резко завывают моторы. Взлетают
к небу фонтаны земли. Один, другой,
третий заход... Гребень высоты окутан
нылью и дымом. Наша пехота опять под-

ачинайте обрабатывать

‘нялась. Снова ‘рывок. Но откуда-тб, из

невидимых  дзотов её встретили
мётные очереди.

`Бомандир авиационной части снова
кричит в микрофон: _

— Селезнев, ещё рез прогуляйтесь по
высотке! Помогите пехотинцам!

Девятка штурмовиков развернулась и
прошлась над холмом, едва не касаясь его
колёсами. Немцы и румыны попряталясь в
щелях, а тем временем наши пехотинцы

пуле-

4 июня немцы предприняли в районе   приблизились к холму. Завязалея жесто-
высоты попытку прорвать налии линии. И кий рукопаптный бой.

здесь бой начала вражеская артиллерия.
Одновременно в воздухе появились зна-

Бои севернее и северо-западнее города
Яссы продолжаютбя с большой силой. На-

чительные силы немецкой авиации. После   ши части стойко держат оборону. На по-
огневого налёта, продолжавшегося свыше! лях Румынии советские бойцы и команди-
получаса, в атаку пошло до 100 танков, в ры сражаются самоотверженно и храбро.

‚ Том числе много «тигров». Нани артилле-
ристы и пехотинцы встретили. врага мощ-

ным, хорошо организованным огнём. Вот
что рассказывает об этом бое майор Вик-

А. БУЛГАКОВ,
-Л. КУДРЕВАТЫХ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 июня,

риском.

В Москве ведутся большие работы no бла-
гоустройству. На снимке: строительство но-
вого сквера на Арбатской площади. Работы

‘крылась

НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

В Московском университете вчера, от-!
научная конференция «Роль:
русской науки в развитии мировой науки
и культуры». Конференция продлится не-.
делю; будет заслушано свыше 70 докла-.
дов почти по всем отраслям знания; по-
мимо пленарных заседаний, будут ра-.
ботать 10 „факультетских секций; к!
участию в конференции привлечены авто--
ритетные ученые -—— академики, профессо-
ра университета, руководители его инсти-.
тутов и кафедр. Несомненно, конференция!
явится большим культурным событием.
Судя’ по заслушанным вчера первым
выступлениям (речь ироф. И. С. Галкина,
доклады акад. Н. Д. Зелинского и проф.
В. В. Голубева), а также по тезисам всех
предстоящих докладов (изданным универ-
ситетом отдельной книгой), перед слуша-
телем будет развернута достаточно полная
картина развития передовой русской науч-
ной мысли —— от Ломоносова до налтих
дней. т

ведет смена, где начальником С. С. Сергеев.
. Фото С. Гурарий.

Памяти великого
поэта

„ЛЕНИНГРАД, 5 июня. (Йо телеф. от
соб. корр.). Ленинград отмечает 145-летие

со дня рождения А. С. Пушкина, ‘испол-
няющееся завтра. В лектории горкома
ВКП(б) состоялась лекция профессора

В. С. Спиридонова, посвященная великому

русскому поэту. Научные сотрудники Ин-, проблемы; известны

ститута литературы Академии наук СССР
проводят ряд бесед и лекций о Пушкине в
частях Красной Армии и на кораблях
Краснознаменного Балтийского флота.

В воскресенье 11 июня в городе Пушки-
не состоится митинг, в котором
участие видные ленинградские писатели и
ученые, а также представители партийных
и общественных организаций города Пуш-
кина.

Первая сталь. ©
Харьковского тракторного

ХАРЬКОВ, 5 июня. (По телеф. от соб.
корр.). Недавно из-под горы щебня и ме-
таллоконструкций на территории Харь-
ковского тракторного завода были извле-
чены обломки электропечи. Собранная по
частям и восстановленная печь дала те-
перь первую плавку стали.

Всесоюзный шахматный чемпионат

Десятый тур и дбигрывание

В десятом туре, 4 июня, Ботвинник чёр-
ными играл с Микенасом. Дебют был ра-
зыгран по образцу партии Лилиенталь’ —
Ботвинник из второго тура. На 11-м ходу
Микенас столкнулся. с новой системой
контратаки. чёрных. В. поисках осложнений
литовский чемпион пошёл на рискованную
комбинацию, ‘точно опровергнутую Бот-
винником, и на 32-м ходу вынужден был
сдаться. Публика приветствовала победу
чемпиона СССР аплодисментами.

Смыслов, игравший белыми против Ли-
лиенталя, вёло партию с необоснованным
Отказавшись от ‘рокировки; Смы-
слов попытался предпринять пешечную
атаку на позицию чёрного. короля. Лнли-
енталь легко отразил все угрозы, выиграл
пешку, а вскоре и партию. i

Флор хорошо выиграл. у Равинского:
Алаторцев, просрочив время, проиграл Ко-
тову. Толуш выиграл у Рагозина, Мака-
гонов — У Лисицына и Сокольский — у
Болеславского. ; ;

Вчера, в день доигрывания, без игры
согласились на ничью Смыслов с Соколь-
ским. Первое поражение потерпел Бот-
винник от Бронштейна, который весь энду
шпиль провёл очень точно. Всё же Бот-
винник, выигравший вчера’ у Флора и Бо-
леславского, сохраняет лидерство в тур-
нире. Он имеет 8,5 очка из 10 сыгранных
партий. За ним идут Смыслов — 7,
Флор — 5,5.

`’`Сегодня — одиннадцатый тур, в котором
Ботвинник играет с Макагоновым, Равин-
ский со Смысловым, Бронштейн-с Флором,
Лилиенталь с Болеславским.

Мастер В. ПАНОВ.

en Гы [П. Люди бераа`и флота

Надо пройти изрядное расстояние, ©
берега переступить на дебаркадер, с де-
баркадера по мосткам подняться на суд-
но, заглянуть в трюм, тогда лишь полу-
чишь общее представление © протяжен-
ности конвейерной ленты. Ящики с неве-
домым, но весьма тяжёлым грузом совер-
шают свой путь от парохода до складско-
го амбара почти без. прикосновения чело-
веческих рук. Только на последнем этапе
их принимают плечи . грузчицы, чтобы
спустить в уготованном месте. Здесь и
стоит Мария Ильинична Дулова, плот-
ня, ширококостная женщина сорока лет,
‹ открытым, добродушным лицом. Из 23
бригад грузчиков. на ‘средневолжеких при-
станях семь состоят из женщин, и жен-
щины возглавляют их. Бригадир Дулова
з Куйбышеве одна из самых характерных
фигур в этой среде. Рядовая колхозница,
жена бойца, в прошлом году пришла она
#8 водный транспорт, первоначально He
зная, где придется применить свою недю-
Жинную силу.

— Предложили пойти в грузчицы, у
меня сердце тронулось. Вуда, думаю, мне
18кое мужицкое дело взять‘ на себя.
Вижу, не неволят, хочешь иди, ‹ хочешь
нет. ‚ Отчего не попробовать? Надела на
печи подушку, стала в ленточку среди
нужчин, держу свой черёд принять на
ину тюк с мануфактурой. Слышу, зовут
меня. Оглядываюсь, ко мне спешит Моро-
з0в, рукой машет: дескать, выходи из
ленточки. Целое поучение выслушала,
Оказывается, подставить. плечи каждый
может, только один несколько кругов сде-
лает и сдаст, а другой спокойно работает,
пока не‘утомится. Так и началась моя
учёба.

Война призвала в грузчики женщин;
война. же. породила новую организацию
труда, при которой такой призыв намного
облегчился. я =

На всех крупных пристанях создан ин-
отитут мастероз погрузочных работ. Семь
куйбышевских мастеров прошли специ-
альные курсы. Сами они— опытные груз-

чики, определяющие с первого взгляда на

«товар», — так принято у речников назы-
вать грузы, — как его лучше взять, какой
наклон спине придать, как ступаль с ним,
как сваливать. По утверждению старика
Обочева; например, «товар должен сам
себя нести, ты только поддерживай его».
Олин из таких мастеров Михаил Мо-
резов и передал свои знания Марии Ду-
ловой, в нынешнюю навигацию выдвину-
той вожаком женской бригады.

Но каким бы ни было мастерство груз-
чика, труд этот остаётся тяжёлым, тем

более для женщин. Учитывая 0бно-
вавнный состав’ ‘грузчиков, ‘правитель-
ство приняло важнейшее = решение

© всесторонней механизации  погрузо-
разгрузочных ‘работ. В Саратове, Вуйбы-
шеве, Ульяновске (мы говорим о Средней
Волге) уже в военное время поязились
новые выдвижные транспортёры, которые
на девять десятых заменили мускульную
энергию. Инициативные инженеры — та-
кие, как молодой куйбышевский механи-
затор Садиков, — сумели наладить на ме-
сте выпуск всевозможных видов транс-
портёров, ныне действующих с успехом.
Собственными силами здесь делают пло-
вучие краны, механизмы, совершенно
преобразившие самое существо погрузки
на речных пристанях.

Всё это и дало возможность таким, как
Дулова, быстро приноровиться к Нозой
профессии, ‘а тем пополнениям, которые
непрестанно ‘продолжают прибывать, без
опаски включаться в. Молодёжные и
женские бригады.

Новые кадры прижились на всех участ-
ках водного транспорта. Их встретишь не
только на пристанях, судоремонтных за-
волах, но и на судах. :

Река и берег об’единились в общем ста-
равии полностью использовать лучшии
период навигации. Такие пароходы, кур-
сирующие по Средней Волге, как «Киров»,
«Каховка», за каждый рейс перевозят до-

полнительный груз. Это тем более сложно,  .

ие грузопо-

что война изменила направлен
  Начальник

токов и самые виды грузов.

Средне-Волжекого пароходства т. Фролов
перечисляет десятки наименований, кото-
рые раньше не были известны водникам,
Несравненно возрос удельный вес перево-
30K по малым рекам, вдоль которых рас-
положилось множество о предприятий.
Чалаевка и Самарка, Черемша, и Кинель
сейчас особеннооживленны. Надо восполь-
зовалься’ полой водой, которая открыла
подступы к самым мелководным приста-
ням. Пройдет несколько недель, —и заводы,
чьи фасады сейчас отражаются в речном
зеркале, окажутся в полуверсте и боль-
ше от воды. Сюда, на эти заводы, брошены
почти все механизмы. Здесь работают
грузчики пароходства. Чапаевский завод
в прошлом году, когда надеялись только
на свои силы, одну баржу с солью выгру-
жал две недели, теперь больше двух суток
баржа не простаивает у заводских при-
чалов. Это не значит, конечно, что лик-
видирована всякая ведомственная грызня,
что нет уже случаев, когда пароходство и
клиентура выступают Kak враждующие
лагери. Но, чем больше станет положи-
тельных примеров их, согласованной рабо-
ты, тем реже придется встречаться с пе-
режитками дурных традиций,

В период войны значительно шире при-
меняются лунинские методы, давшие воз-

можность тому же «Кирову» содержать

механизмы в отличном состоянии, не за-
держиваясь у заводских причалов. Меха-
ник Александров на пароходе «Звениго-
род» сначала ‘увеличил межремонтный
пробег до тысячи часов вместо 800, те-
перь доводит его до 1.500 часов. На
Средней Волге с успехом закимаются по-
стройкой баржей. До сорока дощаников
поделано здесь для Дона и. Днепра.
Дружными усилиями рехи и берега,
флотских экипажей, пристанских рабочих
можно и нужно добиться, чтобы в нынеш-
нюю навигацию государственный план пе-
ревозок был выполнен и превышен.
Я. ГИК,
спёц. корреспондент «Известий».
САРАТОВ-КУЙБЫШЕВ.

Коллектив учёных Московского уни-

верситета делает важную и интересную

попытку дать сжатый свод достижений
русской науки, краткий очерк её исто-
рии, портретную галлерею её деятелей.
„Русская наука дала миру много вы-
дающихся учёных, оказавших огромное
влияние на развитие мировой науки, Ha-
ждому образованному человеку хорошо
известно значение русской науки, ре-
шавшей на протяжении своей истории
наиболее острые и глубокие научные
также главнейшие
достижения русских учёных. Специали-
стам в области отдельных научных дис-
циплин_ хорошо” знакомы труды русеких
учёных в их специальных областях. Од-

ПРИМУТ   нако эти знания никогда ещё не быаи
  сведены в сколько-нибудь

полный уни-
версальный обзор, и стоило сейчас про-
извести подобную попытку, чтобы откры-
лась поистине грандиозная картина изу-
мительного богатства, необыкновенной
широты, величия русской науки.
Ломоносов первым открыл закон с0-
хранения материи. Лобачевский создал не-
эвклидову геометрию. Менделеев Yerano-
вил периодический закон химических эле-
ментов. Яблочков изобрел электрическую
лампочку. Сеченов и Павлов открыли 056-
  вовные, закономерности физиологии нерв-
ной системы. Лебедев первый доказал су-
ществование светового давления. Бреди-
хин создал теорию кометных хвостов. По-
пов изебрел радиотелеграф. Жуковский
был основоположником `аэромеханики...
Эти факты общеизвестны. Стоит соеди-
нить их, дополнить сотнями крупнейших
достижелий русской науки, какие подека-
зывают  десятки других научных дисцин-
лин (0%, скажем, теории вероятностей,
исследований `беака или структуры кри-
-сталлов до теории механизмов, изучения
Ууйгурских памятников или исторической
поэтики), — и перед нами возникнет об-
щая, едимая картина русской науки, неиз-
менно выюсившей огромные ценности в
мировую «сокровищницу знания.
`Нельзя‘не заметить, что при всём раз-
личии школ, направлений, взглядов в рус-

Опыт.

Сокровища русской науки ^

московокого УНИВЕРОИТЕТА

ской Науке отчётливо проступает особен-

ное стремление к широким концелциям, в
«большой
знанию мира в его коренных проявле-
ниях. И. П. Павлов писал в своё время
что русская наука приобрела «для могу
чей власти физиологического исследов

науке», к нераздельному по-   вручением

Заявление генерал-майора‘ ^--

Конноли корреспонденту ТАСС,
ИВ Тегеране :

ТЕГЕРАН, 2 июня. (ТАСС). В связи ©
советских

военных ‘орденов ~~:

труппе американских генералов и офицеров >

командования Персидского залива комач-

> дующий американскими войсками в Пер-_

сидском заливе кавалер ордена Суворова.

8- П степени  генерал-майср Конноли ‘сделал

ния вместо половинчатого весь нераздель-   корреспонденту ТАСС следующее заявле- ---

но животный организм. И это — цели-   ние: yy
«С большой гордостью ‘и чувством глу- >
в общей человеческой  бОКого удовлетворения весь личный состав

ком наша русская неоспоримая заслуга в
мировой науке,
мысли». Слова Павлова следует распро-
странить нё на одну только физиологию:
русские учёные стремились
могучей власти научного.

американских войск на Персидском -зали- -
ве узнал о награждении ряда их товари-.
щей военными орденами ССОСР. Мы вос- -

ПОДЧИНИТЬ приняли этб как высокую почётную оцен-
исследования  ку советским правительством нашей ра-

весь неразделыьно мир явлений и искали   боты. С ещё большим энтузиазмом мы бу-

в нём, изучая. даже тончайшие

детали,   дем продолжать нашу работу ‘до конца, .

ответа на‘основные, генеральные вопросы   До тех пор, пока это будет нужно, ‘чтобы

человеческой мысли.

окончательно разбить Гитлера.
Нас радует сознание, что мы стбим бли-

Русская ‘наука неизменно устремлялась же, чем какая-либо другая группа амерй-

к практике, смедто вторгалась в самые пер- канских войск,

спективные области и здесь говорила свое
слово открывателя и пионера.

Во времена, свечи и лучины Россия
дала великолепные открытия в области

к героической Красной
Армии н продвигаем боеприпасы на самый
большой фронт в мире. В связи с этим я-
считаю нужным особенно подчеркнуть,
что, по моему глубокому убеждению, на-
ша совместная работа с частями Красной

электричества, и в начале прошлого века  Армии является прекрасным образцом по-,

русский учёный Петров открывает воль-!слевоенного сотрудничества обеих стран...

тову дугу. „одыгин в 1873 г. выносит
электрическую лампочку из лаборатории
на улицу, Мблочков первым доказывает
возможность. пирокого применения элек-
трического освещения,
Эдиссона;
тает и разра

Когда мы прибыли сюда, мы неё знали вас-
и не представляли себе, насколько успеш-.
но пойдёт наша совместная работа, но’.
эти полтора года, сплотившие нас в один:
пружный коллектив, мы ‘убедились, на

предупреждая   сколько хорошо и плодотворно мы можем.
Hlonuno- Aone dnaseeeuk изобре- работать вместе, и этот факт кажется мне
атывает принцип трёхфазно- не менее важным, чем наша посильнат по:

го тока и т д. Попов изобретает радио- Мощь доблестной Красной Армии в её.
телеграф ®Рюссия не имела еще, и сотни ИСТорической борьбе с германским фашиз- ^

автомобилей, когда Жуковский создавал
теорию и расчёты аэродинамики и-закла-
дывал основы авиации, 5s

’ Русская. общественная мысль склады-
валась, как мысль научная. и передовые
революциюнные демократы — Герцен, Бе-
линский, Чернышевский выступали, как
великие просветители, философых эконо-

Книга о чудовищных злодеяниях
четников генерала Михайловича
в Герцеговине

ЖЕНЕВА, 4 июня (ТАСС). Но ‘полу.

мисты, историки, политики. Научный  с0-  ченным здесь сообщениям, Областной на-
циализм — марксизм именно на русской   Родно-освободительный комитет Герцего-

почве достиг наивысшего расцвета. Гений   ВИНЫ

Тенина и Сталина внёс величайший вклад
в мировую науку. Учение Ленина —

Сталина является вершиной современного   за

знания.

..В первый день конференции мы
слушали доклад акад. H. Д. Зелин-
ского, — он говорил о Мендеаееве
его великих открытиях, но многие думали
при этом и о работах самого Зелинского
химика, давшего’ русской армии противо-
газ, бензин из масел и ряд других цен-
нейших открытий. Мы слушали
проф. В. В. Голубева о русских механи-
ках, но он не говорил о механике Голубе-
ве, который разработал для авиации тео-

x се:

доклад история наших народов».

(Югославия) недавно издал книгу о`
чудовищных зверствах четников генерала
Михайловича в Герцеговине. В книге при-
водятся документы, свидетельские ` пока-
я местного населения, а также четни-
ков, перешедших‘ на сторону народно-осво-.
бодительной
материалы.

В начале книги описывается кровавый’
и  поход четников на’ Прозор. «Поход на’
Прозор, — говорится в. книге, — это цепь

отвратительных преступлений предателей
рбского народа. Зверства четников в
Прозорском районе — это преступления,
каких до усташей и четников He знала’

Следующая глава книги названа «Серл-
це на шипах». Это— рассказ очевидца о-
героической <мерти трех крестьян-сер-

бов из Герцеговины — Стева Булетича, -

рию механизированного крыла. И в этом Боже Демьяновича и Иова Льюбибратица.

сказалась ещё одна особенность конфе-
ренции; о. достижениях русской науки го-
ворят люди, которые своими
продолжают ее блестящее
годня, люди, которые
славных учителей и предшественников
на устах  одерживают новые
победы.

: Б. ИЛЬИН.

РО

родовой MTC — Been станциягя

Хорошая инициатива Фрунзенского‘ облзо

Покровская МТС — передовая во Фрун-
зенской , области да, пожалуй, и во всей
Киргизии. Люсрочно завершив ремонт
тракторов, МВС образцово
их эксплоатацию, благодаря чему план
весенних траклюрных работ. перевыполнен
ею в полтора раза. Развертывая широким
фронтом обработку посевов, коллектив
МТС на-днях одержал еще одну крупную
победу — покровцы первыми. в респуб-
лике завершили ремонт комбайнов. Одно-
временно заканчивается ‘подготовка Е
уборке жнеек,  молотилок и других убо-
речных машин. ne

Опыт Покровской MTC представляет
большой интерес, заслуживает широкого
распространения. 06 этом опыте можно
было бы и написать в газетах Киргизии,
и издать постановление или приказ, пред-
лагающие перенять его и использовать:
Иначе поступил Фрунзенский областной
земельный отдел. Здесь правильно‘решили
организовать передачу опыта Покровской
МТС другим станциям непосредственно на
месте, на усадьбе передовой МТС. С этой
целью в Покровке было созвано совеща-
ние руководителей всех МТС области.

Директор МТС тов. Улитин был ‘явно
смущен честью, оказанной станции. Его
пятнадцатиминутный доклад. был пре-
дельно. сжатым и конкретным.

С пристрастием ‘осматривали директо-
ра и.механики. покровские комбайны.
У некоторых машин они ‘тщательно на
ходу проверили работу хедеров, молоти-
лок, моторов и цепных передам.

— He придерёшься! Отремонтировано
добросовестно, с душой. А если учесть,
что в этой МТС много опытных комбай-
неров, не легко с ней ‘будет соревновать-

ся на уборочной, — таково было общее
мнение участников совещания.
Большинство деталей сделано и

реставрирован покровцами на ‘месте, в
своих мастерских. Ещё зимой, когда
‘шёл ремонт тракторов, они заготовили
для комбайнов много запасных частей,
достали лесоматериал и тогда же отре-
монтировали первые 10 моторов к ком-
айнам.
— В деталях мы никогда не нужда-
лись, — заявил старший механик Та-
расенко, услышав, Kak на совещании
руководители других МТС зачитывали
длинные списки недостающих у них де-
талей, не изготовленных заводами.
Покровская МТС давно оценила пре-
имущества  бригадно-узлового метода
производства ремонта. 12 узлов — куз-
нечный, слесарный,  медницкий, узел
починки полотен и. соломобосителей,
узел ремонта цепей Галля и многое дру-
гое -были организованы на ‘ремонте
комбайнов:
‚Изумительно- работали люди., Кузнецы
Николай Сливков, Григорий Ищенко,
слесари Максим Ввашин, Петр Камин-

организовала! вал установленные

ский, как правило, давали не меньше  ружено более °
Василий ‚жертв немецких оккупантов и четников.

трёх норм. Токарь Шпуренко
Емельянович нередко в пять раз перекры-
нормы. Соботвенно,
один токарь Шпуренко на единственном в
МТС токарном станке выполнил все токар-

ные работы, и не было случая, чтобы по

вине Шпуренко был нарушен график ре-
монта.

Заподозренные в связях с
они были схвачены четниками. Гитлердв-
ские палачи после издевательств и пыток:

трудами   вырезали у каждого из них сердце и-на-
развитие се- Кололи сердца патриотов на ветви’ шипов- .
с именами своих   НИКа. Это происходило в Видуше, у па’ -

MATHOTO местному населению рва, в кото-

партизанами, _..

армии Югославии, и другие =:

рый были брошены десятки трупов сербов, ..-

научные   растерзанных усташами и четниками.

В книге приводятся многочисленные до:
кументы, разоблачающие четников, как
прямых сообщников немцев. Нет ни одной `

деревни в Герцеговине, откуда по доносу

четников не были’ бы схвачены патриоты.

Только. из. Билечекого ‘района по доносам:.

четников в немецкие концлагери были от-
правлены 40 человек. Почти все они были
расстреляны или погибли в концлагерях.
В конце июля прошлого тода’близ. немец-
кого концлагеря в Превалаце было обна-.
1:150 ‘могил безвестных

книге приводится документ, ‘°свиде?
тельствующий о том, что четники за’ ка:
ждого выданного ими па
от немцев по 500 кун:

‚ Положение в Софии

Большую роль сыграло и то ‘обстоя-  СТАМБУЛ, 3 июня. (ТАСС). Прибывшие”

тельство, что почти все покровские
вомбайнеры могут. выполнят любую. сле-
сарную работу. Участвуя в ремонте, они
также давали высокую . производ
воеть труда.

Четко, оперативно было поставлено

руководство ремонтом. Каждую пяти-
дневку © ремонтниками проводились
производственные совещания, а брига-
диры еобирались механиком ежедневно.
Они подводили итоги дня, детально
изучали технические и организацион-
ные ошибки и уходили поеле’ этих
встреч с ясной программой действий на
следующий день.
Так может работать каждая МТС. —
заявил на совещании народный комис-
сар земледелия Киргизской ССР тов. Ту-
ратбеков. — Требуется лишь правиль-
но организовать труд и честно, со
страстью относиться к делу. А условия
в военное время у всех одинаковые.
Мастерские в некоторых МТС оборудо-
ваны даже значительно богаче, чем
в Покровке. ]

Опыт Покровской МТС представляет
особую ценность тем более, что здесь на-
учились не только хорошо ремонтировать
машины, но и хорошо работают на них.
Выработка на один трактор достигает в
МТС 240 гектаров, а в передовых брига-
дах она превышает 400 га. В ответ на
первомайский приказ товарища Сталина
коллектив МТС- обязался к 1 июля завер-
шить выполнение годового плана. И он
этого добъётся. В короткие сроки прове-
дя сев, МТС помогла колхозам образцово
поставить обработку посевов. Достижения
покровцев получили достойную оценку.
Многим работникам Покровской MTC
председатель Президиума Верховного б9-
вета Киргизской ССР т. Токобаев вручил
в день совещания почётные грамоты.

: У меня_ четыре сына в Красной

Армии, — говорил. 60-летний кузнец
Григорий Васильевич Ищенко, принимая
грамоту. — Когда сыны добьют немцев

и возвратятея домой, я этим документом
отчитаюсь перед ними 0 своей работе
в тылу.
Заключив договоры на социалястиче-
ское соревнование, водители
кораблей выехали на, поля
участки, на которых
убирать хлеб, и принять их от колхозов
по актам. =
yews wos `А. СОЛОНИЦЫН,
соб. корреспондент «Известий».

ФРУНЗЕ.

ителЬ-   пригородная трамвайная

дозренных в связях

проверять  в другое _ спец
им  предстоит  полиции. Таким путём власти
помешать крестьянам. доставлять
вольствие партизанам. Во многих сёлах,
находящихся в районах действия  партих
зан, установлены специальные гарнизоны
жандармерии, на которых возложена за-
дача следить за поведением населения.

из Софии лица сообщают, что жизнь в”
болгарской столице продолжает оставать-
ся полностью дезорганизованной. В горо»
це нет света и воды. Действует лишь одяа
линия. Никаких
восстановительных работ не ведётся. Нем-
цы, однако, ремонтируют некоторые легко
повреждённые дома для собственных
нужд. В столице осталось 2—3 тысячи
жителей, остальные покинули ‘город. ©

В связи с ‘ликвидацией в Софии’ боль:
шинства административных ‘учреждений
(государственные учреждения, как иззе-
стно, эвакуированы) и с. закрытием прел-
приятий и торговых заведений много ло-.
дей осталось без работы. Безработные в
поисках работы ходят по сёлам и местеч-
кам -и подчас ночуют под открытым неё-^
бом. Члены болгарского правительства и
другие официальные лица очень: редко
появляются в городе. Софией управляют
полиция, жандармерия и немцы.

Борьба партизан в Болгарии

СТАМБУЛ, 5 июня. (ТАСС). Партизан-
ское движение в Болгарии принимает всё
более широкие размеры. По полученным
здесь сведениям, на борьбу с партизанами: .
болгарские власти бросили значительные.
силы из состава регулярных войск и. жаи- _
дармерии.

Как теперь стало известно; в середине”
ая в районе Трен произошёл ожеёсточён-
ный бой между партизанами и жандарме-
рией, Несколько сот партизан в течение
трёх суток отбивали’ атаки. превосходя-
щих сил жандармерии и.нанесли им боль-
шие потери. т : АА

Чаще всего партизаны действуют неболь- `
шими группами.’ Они взрывают склады, же:
лезные дороги, производят налёты на жан-

м

ртизана . получали *^-

=

дармские YiipaBeHHA, pasopyxaiot matpy:- ..

ли, Недавно группа партизан явилась в сэ-
ло, расположенное в 12 км от Софии. В

присутствии населения’ партизаны устрои-“` ^^

ли суд над местным! начальником: полиции.

и старостой. Захватив имевшееся в поли- ..
цейском управлении оружие, патриоты

ушли в горы.

По распоряжению’ властей

во “многих ^^^

деревнях сжигаются’ дома. крестьян, ^запо-: =>

с „партизанами иля

являющихся родственниками последних. .

Раненые партизаны, захваченные в плен,
расстреливаются. `Власти’ за. =~
степных   претили: крестьянам ходить из одного сёла -‹
специального разрешения; ..:

немедленно

без
пытаются

продо-... _