` минувшем учебном году. Поднялось чув-

в условиях войны школы получили 40.000

СРЕДА, 7 ИЮНЯ 1944 г. № 134 (8436)

сч

—Ж—жЖ————_ eS

Город’ русской СлАНЫ
празднует победу

МИТИНГ В СЕВАСТОПОЛЕ

СЕВАСТОПОЛЬ, 6 июня. {ТАСС). Тру-
дящиеся Севастополя, черноморские моря-
ки, воины Красной Армии движутся на
нентральную площаль... Над колоннами де-
монстрантов колышется красное знамя, ко-
торое несёт севастопольская патриотка тов.
Волобуева. Это знамя она хранила во время
всего периода немецкой оккупации. Рядом
со знаменем — большой портрет товарища
Сталина, вышитый шёлком. Его. также хра-
нили с опасностью для жизни советские
патриоты.

Секретарь Севастопольского городского
комитета партии тов.  МЛесик открывает
многотысячный митинг, посвящённый осво-
бождению Севастополя от немецких за-
хватчиков:

Первое слово предоставляется секрётарю
областного комитета партии тов. Тюляеву.

— Наш родной Севастополь — город-ге-
рой, — говорит тов. Тюляеёв, — вновь воз-
вращён родине. Мужественные защитники
Севастополя в 194[ и 1942 г.г. сорвали пла-
ны врага, надолго задержали фашистов,

`рвавшихся ‘на Кавказ, Кубань. Расставаясь

со своим любимым городом, севастопольцы
были твёрдо уверены, что Севастополь ни-
когда не покорится немцам. И вот мы сно-
ва в нашем легендарном городе. За два го-
да хозяйничанья в Севастополе гитлеров-
ские разбойники нанесли ‘ему тяжёлые ра-
ны. Они надругались над историческими
памятниками, разграбили и разрушили за-
воды, порт, железнодорожный узел, все
культурные и хозяйственные учреждения.
Сейчас нам надо по-боевому взяться за
быстрое восстановление основной базы
Черноморского флота.

Тов. Тюляев провозглашает здравицу в
честь Красной Армии и Военно-Морского
Флота,.-в честь вождя народов великого
Сталина. Долго не емолкает овация.

У микрофона председатель Севастополь-
ского горисполкома, депутат Верховного
Совета СССР тов. Ефремов.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

Пребывание уполномоченных

Национального

Совета Польши

в частях 1-й Польской армии

Как известно, находящиеся в СССР
  уполномоченные Национального Совета
Польши («Краевой Рады. Народовой») во
  тлаве с г. Моравским посетили части 1-й
ГЦольской армий, возглавляемой генерал-
  лейтенантом Берлингом, действующей на
советско-германском фронте.

Прибытие предетавителей борющейся
Польши в польские войсковые части, сра-
жающиеся бок-о-бок с героической Крас-
ной Армией, явилось, по общему призна-
нию солдат и офицеров, одним из крун-
нейших событий с момента создания поль-
ских воинских формирований на террито-
pun Советского Cowsa. Весть о приезде
уполномоченных Нациснального Совета
молнией  облетела все подразделения
армии и повсеместно. вызвала радостные
чувства. Каждая часть с нетерпением
ожидала посещения  поеланцев народа

Польши, чьей воли не сломило пятилет-
нее владычество немецких оккупантов.

Уже с первых минут пребывания упол-
номоченных «Краевой Рады Народовой» в
действующих частях 1-й Польской армия
между ними и солдатами и офицерами
установился дружеский контакт, который
Почти во всех
но офицеров, для которых эта встреча
носила характер радостного свидания
старых знакомых, друзей по общей борь-
бе за свободную, независимую, демократи-
ческую Польшу.

Ta носетили все дивизии польской армии,

— Севастопольцы, — говорит он, — уже
приступили к восстановлению города, но
сделаны лишь первые шаги. Впереди непо-
чатый край большой и трудной работы.
Умножим же боевую славу Севастополя
своими трудовыми подвигами!

Tos.
выражает благодарность ` воинам Красной
Армии и морякам Черноморского ‘флота,
освободившим Севастополь. Он провозгла-
шает здравицу в честь Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина. Над площадью вновь
гремит мощное «ура». :

побывали в танковой бригаде имени
Вестерплятте, были в разведывательном
батальоне у самоходчикев, в подразделении
героических польских патриоток, и всюду
где. бы они ни появлялись, их неизменно

зиазма. Предетавители борющейся Поль-
  ши нашли время беседовать co всеми
  кругами польской армии в СССР, начи-
ная от генерала и кончая солдатом.

Уполномоченные Национального Сове-

‘ также другие специальные

освобождать Польшу от гитлеровской ти-
  раняи. ,
Вокруг уполномоченных Национального
Совета Польши быстро. создаются своеоб-
разные землячества. Лодзинцы окружают
  своего земляка из Лодзи. Уроженцы Кра-
кова узнают, что среди гостей есть и их
земляк; и он быстро попадает в плотную.
  толпу краковцев.

— А Ето же из Варшавы? — спраши-
вает молоденький солдат.

Столица Польши тоже представлена!
здесь. И уже через несколько минут в при-
  фронтовох лесу завязывается жаркая не-
` принужденная беседа, звучит польская
речь. 0бе стороны задают друг другу де-
сятки вопросов. Вопросы — самые разно-
образные. Польские воины проявляют глу-
бочайший интерес к тому, что делается на
гих истерзанной‘ и поруганной гитлеровца-
ми родине. Спрашивают о борьбе польских
патриотов, о том, как выглядят города и
сёла, о жизни польского! народа. Гневом и
ненавистью наполняются их сердца, когда
они узнают от живых свидетелей, от
братьев по оружию и духу, как терзают
польскую землю гитлеровские захватчики,

]   как уничтожают они польский народ, раз-
крепнуя и углублялся с каждым днем.

частях и подразделе-
ниях находилось немало солдат и особен-\

рушают культурные ценности и жилища,
В свою очередь уполномоченные интере-
суются всем, что касается жизни, быта
и боевых действий польских воинов в
СССР. Личный контакт с уполномоченны-
ми Национального Совета дал им возмож-

тизан на родной земле. Польские воины в
СССР глубоко убеждены, что время, когда
они придут в свою страну освободителя-
ми, не за горами.

Посетив танковую часть имени Вестер-
плятте и часть самоходных орудий, a
подразделе-

Ефремов от имени севастопольцев вотречала атмосфера радушия и энту-  НИЯ, Тости зыразили восхищение боевой   пляски,

техникой, которой вооружена польская
армия. Польские танкисты  продемон-
стрировали гостям своё боевое умение.

Пребывание посланцев борющейся

..Теплое июньское утро в лееном лаге-  Польши в частях польской армии в СССР

На трибуне капитан первого ранга тов. Ре Одного из полков. На легковых маши-   совнало с торжеством вручения 3-й Поль-
} 5 © =
Филиппов. Он передаёт горячий привет  нах под’езжают г. Моравский и другие СЕОЙ пехотной дивизии имени Траугута

участникам митинга от краснофлотцев и
офицеров Черноморского флота.

— В борьбе за Севастополь, — говорит
т. Филиппов, — Красная Армия, проявляя
невиданные в истории стойкость, героизм,
мужество, нанесла врагу огромный урон.
Участники севастопольской обороны истре-
били до 300 тысяч гитлеровских мерзавцев.
В этой великой исторической битве черно-
морские моряки приумножили боевую сла-
ву русских моряков, на весь мир прослави-
ли наши боевые знамёна и силу нашего
оружия. ef

С краткой речью выступил мастер Сева-
стопольского вагонного депо тов. Матвеев.

`— Наше первое слово,—говорит он, —об-
ращено к Верховному Главнокоманлующе-
му Маршалу Советского Союза товаришу
Сталину. Большое спасибо Вам, дорогой
товарищ ‘Сталин, и руководимым Вами
Красной Армии и Военно-Морскому Флоту
за освобождение нас от немецкого ига!” : -

Тов. Матвеев рассказывает Участникам
митинга о первых днях восстановительных
работ на Севастопольском железнодорож-
ном узле.

Железнодорожники, их жёны и бригады
добровольцев из населения уже восстано-
вили первые километры пути, ремонтируют
станционные устройства, стрелочные пере:
воды, связь.

Горячо встретили ‘Участники митинга
представителя штурмового авиационного се-
вастопольского соединения тов. Анфиноге-
нова, х

— Мы удостоены великой чести, — ска-
зал он, — наше соединение получило на-
именование Севастопольского. Оно мололо,
ему недавно исполнился год, но там, где
дерутся лётчики нашего соединения, гитле-
ровцам приходится туго.

В одном из жарких боёв был смертельно
ранен  лётчик-штурмовик Кудряшев —
‘Участник обороны Севастополя. Смертельна
раненый, он привёл машину на свой азро-
дром. Его последними словами было: «Эх,
братья, обидно умирать — Севастополь хо-
тел бы видеть свободным». Эти слова —
видеть Севастополь свободным — были в
сердце каждого, кто шёл в бой за его осво-
бождение.

Профессор Славский заявил, что интел-
лигенция города примет активное участие

_в восстановлении колыбели Черноморского

флота. От имени танкистов, первыми во-
рвавшихся в город, участников митинга
приветствовал тов. Лисянский. За ним ©
краткими речами выступили педагог города
тов. Девочко и представитель Приморской
армии тов. Ваулин.

С огромным воодушевлением участники
митинга приняли приветственное письмо
товарищу Сталину.

Сессия Новосибирского
городского Совета

НОВОСИБИРСК, 6 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Очередная ХХ сессия Новоси-
бирского городского Совета депутатов
трудящихся обсудила вопрос о подготовке
школ к новому учебному году.

Заведующая  гороно т. Данилова в
своём докладе сообщила, что решения пар-
тии и правительства,’ принятые с целью
улучшения работы школ; сказались уже в

ство ответственности педагогов, улучшен
контроль за работой школ, повысились зна-
ния школьников. Усилилось внимание к
нуждам учащихся: за третий учебный год

предметов одежды и обуви для детей.

Вместе с тем в городе до сих пор ещё не
полностью осуществлено всеобщее обучение,
Плохо работают учреждения, призванные
помогать школе: детская техническая стан:
ция, кинотеатры, совершенно бездействовал
Дом пионеров. Медленно развёртывается
ремонт школ, городские организации не за-
ботятся о снабжении школ топливом, не-
удовлетворительно выполняется план про-
изводства школьного оборудования.

Сессия заслушала содоклады начальника
отдела школ Томской железной дороги и
постоянно действующей комиссии по делам
школ. Председатель комиссии т. Золотарев
указал на необходимость срочной подго-
товки кадров преподавателей, особенно в
связи  с от’ездом ‘ многих эвакуированных
педагогов в освобождённые местности.

Сессия приняла конкретные решения по
осуществлению всеобщего обучения, под-
готовке учительских кадров и материально-
техническому обеспечению школ к новому
учебному году.

безукоризненно строгом строю. Солнеч-

уполномоченные «Краевой Рады Народо- б0евого знамени. Для гостей это у
 вой». Польские воины встречают их в незабываемая минута. Они воочию убе-

была

дились, что польская армия в СССР свя-

ные лучи, проникающие сквозь лесную, То чтит традиции, дух польских воору-

чащу, играют на стали новеньких автома-
тов. Между деревьями протянуто полот-
нище, на котором пламенеют елова го-
рячего привета дорогим гостям.

Г-н Моравский и сопровождающие его
гремит
дружный ответ. Через минуту раздается

лица здороваются с войсками,

команда: «Вольно!», и сотни польских
воинов с нетерпением окружают гостей.
Происходят волнующие встречи.

Вот один офицер узнает в немолодом
уже человеке в штатском своего земляка,

доброго старого знакомого, с которым ен

не виделся много лет. Друзья бросаются
друг в другу в об’язия и крепко целуются.
Этот момент глубоко символичен. Здесь не
просто встреча, это — единение тех, кто
там, в истерзанной немцами Польше, ‚не
сложил оружия, а, несмотря на террор, сра-
жается с немецкими захватчиками, и тех,
кто на территории дружественного созвет-
ского народа также взяли оружис в свои

БЕЖИЦА, 6 июня. (Но телеф. от соб.
корр.). Бежицкий механико - машинострои-

ровался на Урал. Сейчас он переезжает на
родину, в город Бежицу. Здесь идёт ре-
монт учебного корпуса и студенческих об-
щежитий. Создано подсобное хозяйство

—

=

В течение ночи с 5 на 6 июня и в ран-
ние утренние часы англо-американские
войска, действующие под верховным ко-
мандованием генерала Эйзенхауэра, вы-
садились на побережье Нормандии во
Франции, осуществив, как заявил бри-
танский премьер-министр Уинстон Чер-
чилль, «первый ряд крупных десантов».
Одновременно в тылу немецких линий
была произведена высадка парашют-
ных и авиадесантных соединений аме-
риканской и английской армий, при
чём некоторые воздушно-десантные ча-
сти были высажены при помощи планер-
ных поездов, которые = буксировалиеь
транспортными самолётами «Дуглас».

Уже в первой стадии выевадки ap-
мада кораблей — 4.000 крупных и
средних и несколько тысяч мелких —
пересекла Ла-Манш под прикрытием мно-
точисленных воздушных соединений,
обеспечивавших высадку десантов с в03-
духа и подвергших ожесточённым бом-
бардировкам оборонительные сооруже-
ния, аэродромы й узлы коммуникаций
противника на территории Франции. В
тот мбмент, когда десантные суда под-
ходили к побережью Нормандии, в ты-
лу немецких войск, обороняющих по-
бережье, воздушные силы союзников,
как и авиадесантные и ‘парашютные вой-
ска, разрушали, изолировали и захваты-
вали важные. об’екты с целью дезоргани-
зации немецкой обороны и облегчения
дальнейшего продвижения союзных войек
в глубь страны. 3

По имеющимся сведениям, на побе-
режье Нормандии уже высажен ряд диви-
зий союзников, артиллерийские и танко-
вые соединения. Высадка прошла успеш-
но, и операция развивается удовалетвори-
тельно. :

Весьма крупную роль сыграли 0б’е-
динённые военно-морские силы с0ю03-
ников, которым предстояло перебросить

руки и вместе с Врасной Армией идут
О
Институт возвращается в родной город

тельный институт в начале войны эвакуи-

‘реди десантных\и боевых

жённых сил,

Национальный Совет Польши учредил
для отличия героев освободительной
борьбы с немедкими захватчиками орден
«Ёрест Грюнвальда» в честь великой
Грюнвальдекой битвы, во время которой
были разгромлены тевтонские орды. По
уполномочию Национального Совета
  («Краевой Рады Народовой») г. Морав-
ский вручил орден «Крест Грюнвальла»
генерал-лейтенанту Берлингу в ознамено-
вание его боевых заслуг.

Вручение ордена состоялось в “тор-
жественной обстановке в присутствии
генералов и высшего офицерского соста-
ва польской армии. После вручения тене-
рат Берлинг и г. Моравский обменялись
теплыми, дружественными речами.

Делегация находилась в частях поль-
ской армии з течение недели. ь

И. ДЕНИСОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6
(Спецкор ТАСС).

июня.

института. В подготовке к встрече инсти-
тута активное участие принимает коллек-
тив завода «Красный Профинтерн».

В Бежице с марта начали работать кур-
сы по подготовке в институт. На курсах
учится 110 человек.

Высадка союзных войск
во Франции

(Обзор военных действий за 6 июня)

через Ла-Манш на расстояние 110—150
километров — 0% побережья Великобри-
тании до побережья Нормандии — основ-
ную массу десантных англо-американеких
и канадских войск, их вооружение, сна-
ряжение, боеприпасы и ударом © моря
подавить немецкую оборону в прибрежной
зоне, Военно-морские силы союзников
действовали в тесном сотрудничестве с
мощной союзной авиацией..В результате
бомбардировок с воздуха и обстрела
побережья из 640 морских орудий
немецкие батареи были в значительной
степени подавлены. Военно-морские силы
противника не были в состоянии оказать
серьезного сопротивления. Многочиелен-
ные флотилии тральщиков, шедшие впе-
судов сотозни-
ков, очистили фарватеры от немецких мин
заграждения и других препятствий, кото-
рые оказались не столь трудными, как
предполагалось.

Любая десантная операция, а тем более
высадка целой армейской группы-—пред-
ставляет собой сложчую операцию. Поми-
мо того, десантным войскам приходится
считаться с тем, что противник постарает-
ся поменаль посадке десанта на суда, пере-
ходу его через морское Пространство и,
наконец, высадке в район, избранный для
военных действий. Ни на одном из этих
важных этапов высадки, армейской груп-
пы генерала Монтгомери противник не был
в состоянии воспрепятетвоваль осущест-
влению планов союзного командования.
Германское командование не располагает
в зоне Ла-Манша серьёзными морскими
силами, a его воздушные силы были
ослаблены в результате непрерывных уда-
ров англо-американской авиации по не-
мецким аэродромам и скоплениям самолё-
тов в районе западного побережья Евро-
пы, Более того,. возможно, что германское
командование было в известной степени,
застигнуто врасплох, хотя гитлеровские!

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Роль русской науки в развитни
Мировой науки и культуры

На конференции в Московском
университете

Вчера в Московском университете про-
должалась конференция, посвящённая роли
русской науки в развитии мировой науки и
культуры. Зал, как и накануне, был запол-
нен видными деятелями науки и культуры
столицы. Были заслушаны три доклада.

Доклад на тему «Основные черты рус-
ской классической философии и её всемир-
но-историческое значение» прочёл профес-
сор М. Т. Иовчук. :

Доклад’ на тему «Русская и советская
математика и ее влияние на мировую нау-
ку» прочел член-корреспондент Академии
наук СССР`П. С. Александров.

Последним был заслушан доклад акаде-
мнка Х. С. Коштоянца — «Школа русских
физнологов и её значение в развитии мн-
ровой физиологии».

Доклады, заслушанные на вчераш-
нем заседании, осветили выдающееся
значение трудов русских учёных в раз-
витии таких важнейших областей мировой

науки, как философия, математика и физио-
логия.

Участники конференции приняли привет-
ствие тов. В. М. Молотову.

Конференция продлится до 12 июня.

Театральная жизнь Одессы

ОДЕССА, 6 июня. (ТАСС). Немецко-ру-
мынские банды ограбили театры Одессы,
вывезли ценные костюмы, партитуры опер
русских и украинских композиторов.

Сейчас возрождается театральная и му-

ность обстоятельно узнать о героической зыкальная жизнь Одессы. Коллектив теат.
борьбе народной армии и польских пар- Ра оперы и балета им. Луначарского от-

крыл свой сезон оперой. «Кармен». В теат-
ре русской драмы показан спектакль
«Беспокойная старость», в театре Юного
зрителя — «Конек Горбунок». С большим
успехом начали работу летний театр
эстрады, театр музыкальной комедии, цирк.

Государственная филармония ‹ создает
большой симфонический оркестр. В городе

организуются областной ансамбль песни и

передвижной ’колхозный цирк.
Скоро возвращаются в Одессу коллективы
Украинского государственного театра
имени Революции, колхозного театра имени
Ленинского комсомола.

Всесоюзный шахматный
чемпионат

ОДИННАДЦАТЫЙ ТУР

Ожесточенная борьба
всех партиях вчерашчего,
тура.

Внимание зрителей было сосредоточено
на партиях лидеров турнира — Ботвинника
и Смыслова. Чемпион СССР играл черными
против Макагонова. Использовав неточный
маневр противника, Ботвинник получил
лучшее положение. Макагонов пошел на
далеко рассчитанную жертву пешки. В’ ре-
зультате этой жертвы фигуры Макагонова
заняли активную позицию, и Ботвинник
вынужден был перейти к обороне, а потом
и вернуть пешку. Партия ‘отложена в при-
близительно равном положении, Вероятно,
она закончится вничью.

Смыслов, игравший черными против‘ Ра-
винского, постепенно захватил инициативу
и создал сильную проходную пешку, до-
шедшую до второй линии. Равинский в
конце-концов эту пешку выиграл, но це-
ною потери двух своих. В отложенной пар-
тии у Смыслова атакующая позиция при
лишней пешке.

Бронштейн хорошо разыграл начало про-
тив Флора, но потом в цейтноте одонустил
несколько ошибок и проиграл.

После обоюдоострой борьбы Болеслав-
ский выиграл у Лилиенталя.

У Хавина в отложенной партии с Вересо-
вым три лишних пешки.

развернулась во
одиннадцатого

У Котова в партии против Лисицына в

ладейном эндшпиле одна лишняя пешка.

В неясных, сложных лозициях отложены
партии Сокольский. — Микенас и Алатор-
цев — Рагозин,

После одиннадцати туров впереди по-
прежнему Ботвинник и Смыслов.

Сегодня двенадцатый тур,

Мастер В. ПАНОВ.

обозреватели тёпёрь уверяют, что именно
на побережье Нормандии немцы будто
ожидали первого удара в запада. Но те-
перь гитлеровцы могут товорить что
угодно!

Союзное командование избрало для вы-
садки десантных войск с моря и с возду-
ха& участок побережья Нормандии от
устья реки Сены. до Шербура. Ши-
рина фронта высадки равна прибли-
зительно 130 километрам. На восто-
ке он упирается в устье Сены, где рас-
положены крунные порты Гавр и Руан, на
западе как бы образует ero границы
порт и крепость Шербур. От устья Сены
до Парижа около 150 километров. Вдоль
побережья здесь проходит одна из важ-
нейших железнодорожных . магистралей
Франции, связывающая Париж с Шербу-
ром. Одним из крупных узлов этой маги-
страли является город Кан. Вблизи по-
бережья Нормандии находятся острова
Джерси, Гернси, принадлежащие Англии
и оккупированные немцами в 1940 году,
и несколько других более мелких остро-
вов. На эти острова вчера. высадились
союзные войска, —

Собственно Нормандия — условное
наименование той части Северной Фран-
ции, где находятся департаменты Манш,
Кальвадос, Орн, Эра, Нижняя Сена. Все
эти департаменты представляют собой
равнину без каких-либо серьезных есте-
ственных преград. Здесь расположены
крупные военно-промышленные — пред-
приятия, большое количество  аэродро-
мов, шосее и множество грунтовых до-
рог. В Нормандии возможны широкие
операции крупных наземных, в особен-
ности подвижных, соединений.

Как явствует из многочисленных 00-
общенияй, опубликованных в течение
6 июня, основные силы союзников выса-
дились в устье Сены и между устьями
рев Орн и Вир. Авиадесантные и пара-
шютные войска союзников были высаже-
ны во. многих местах, в том числе в райо-
не города Кан, приблизительно в 20 ки-
тометрах от побережья, и в районе Шер-
бура. Повидимому, Ha полуострове Но-
тантен были высажены десанты и с моря,

я

Выступление президента Рузвельта
в связи с занятием Рима _

ВАШИНГТОН, 5 июня. (ТАСС). Прези-
дент Рузвельт выступил сегодня по радио
с речью в связи с занятием Рима.

«Вчера, 4 июня 1944 года, — сказал Руз-
вельт,—американские и союзные войска за-
няли Рим. Первая столица держав оси в
настоящее время находится в наших ру-
ках».

Отметив, что Рим освобождён  воору-
жёнными силами многих наций, Рузвельт
сказал: «Итальянцы, отрёкшиеся от своего
Участия в оси, которого они никогда не
желали, также направили к нам свои вой-
ска и участвовали в сражениях против гер-
манских захватчиков, вторгшихся на их
землю».

«Перспектива освобождения Рима,—про-
должал Рузвельт, — имела такое большое
значение для Гитлера и его генералов, что
это вынудило их отчаянно сражаться и
пойти на огромные жертвы в людях И тех-

нике в ущерб их разваливающемуся Во-
сточному фронту, а также их Западному
фронту. Не их мы должны благодарить за
то, что Рим избавлен от тех разрушений,
которым немцы подвергли Неаполь и дру-
гие итальянские города. Союзные генералы
так искусно маневрировали, . что нацисты
не могли задержаться достаточно долго,
зтобы нанести ущерб Риму, не рискуя по-
терять свои армии.

Однако Рим—это не только военная цель.
Ещё со времен, предшествовавших цеза-
рям, Рим служил символом власти. Рим
был республикой, Рим был империей, Рим
был католической церковью и Рим был сто-
лицей об’единённой Италии. Позже, к со-
`Жжалению, Рим стал гнездом фашизма —
одной из трёх столиц держав оси.

В течение четверти века итальянский на:
род был порабощен и унижен господством
Муссолини, осуществлявшимся им из Ри-
ма. Он, встретит своё освобождение с глу-
боким волнением. В Северной Италии на-
селение всё ещё находится под господством
и под угрозой нацистских господ и их фа-
шистских марионеток.

Мы одержали победу в замечательное
‚ время, когда наши союзные силы готовят-

ся к другому удару в Западной Европе,
когда другие нацистские армии с тревогой
ожидают нашего наступления и когда на-
ши храбрые русские союзники продол-
жают все больше и больше давать чувст-
вовать свою силу. Со строго военной точ-
ки зрения мы уже давно достигли некото-
рых главных целей итальянской кампании—
контроля над морскими путями в Среди-
земном море для сокращения” наших ком-
муникаций, а также захвата аэропортов в
Фодже, с которых мы наносим чувстви-
тельные удары по континенту. Было бы
неразумно переоценивать военное значение
захвата Рима. Нам предстоит период еще
более великих усилий и еще более ожесто-
ченной борьбы прежде, чем мы достигнем
самой Германии. Немцы отступили на рас-
стояние тысяч миль, начиная от ворот
Каира через Ливию, Тунис, Сицилию и
Южную Италию. Они понесли тяжелые
потери, но еще не настолько тяжелые,
чтобы эти потери могли привести Герма-
нию к краху. Германия еще не поставлена
в такое положение, при котором она капи-
тулировала бы, Германия ещё не доведена
до такого состояния, при котором она не
могла бы через поколение снова начать за-
воевание мира. Поэтому победа всё ещё
находится на некотором расстоянии ‘от
нас. Это расстояние будет пройдено в со-
ответствующее время, в чем не может
быть никакого сомнения. Однако это бу-
дет тяжёлый и дорого стоящий путь.
Народ Италии так долго жил под про-
дажной властью Муссолини, что, несмотря
на внешний блеск, его экономическое по-
ложение неуклонно ухудшалось. Наши
войска застали в Италии голод, истоще-
ние, болезни, падение уровня образования
и здравоохранения, — все это результат
неумелого фашистского руководства.
Задача союзников, занимающих Италию,
весьма трудна. Нам пришлось начать с са-
мого начала — с оказания местным вла-
стям помощи в деле реорганизации их на

i *
демократической основе. Нам. пришлось
снабдить итальянцев хлебом `для того,
чтобы возместить тот хлеб, который был
вырван у них изо рта немцами. Нам при-
шлось обеспечить итальянцам. возмож-
ность вырастить и снять свой собствен-
ный урожай. Нам придется помочь им очи-
стить их школы от фашистской мишуры.

Весь американский народ одобряет сиз-
сение этих людей, которые только сейчас
«учатся ходить» в атмосфере свободы. Нз-
которые из нас могут задуматься над фи-
нансовой стороной этих мероприятий. По
существу мы можем это назвать опреде-
лённой формой помощи. В то же время мы
надеемся, что эта помощь послужит вклл-
дом в будущее — вкладом, который даст
определённые дивиденды в виде уничтоже-
ния фашизма и всякого стремления италь-
янцев начать в будущем новую агрессив-
ную войну. Подобные дивиденды оправдн-
вают такие затраты, поскольку они допол-
нительно укрепляют всеобщий мир. Италь-
янский народ способен на самоуправленяе.
Мы не теряем из виду его достоинств как
свободолюбивого народа.

Мы помним многие века, в течение кото-
рых итальянцы были ведущим народом в
Области искусства, науки и обогащения
жизни всего человечества. Мы помним ве-
ликих сыновей итальянского народа — Га-
лилея, Маркони, Микель-Анджело, Данте—
и того бесстрашного исследователя, кото-
рый воплощает в себе мужество Италии,--
Христофора Колумба. Италия не ‘может
развиваться в обстановке, когда она стре-
мится построить великую  милитаристскую
империю. Итальянские территории оказа-
лись перенаселёнными, но это не значит,
что итальянцы должны предпринимать по-
пытки к завоеванию земель других народов
для того, чтобы обеспечить себе необходи-
мое пространство. Другие народы не хотят,
чтобы их завоёвывали. В прошлом итальян-
цы миллионами прибывали в США. Их прн-
нимали с распростёртыми об’ятиями, они
процветали, становились добрыми гражда-
нами и лидерами правительства. Они не
итало-американцы, они аметиканцы, амери-
канцы итальянского происхождения».

«Италия должна оставаться страной, —-
продолжал Рузвельт, — вносящей свой
вклад в культуру, прогресс и добрую волю
всего человечества. Она должна развивать
свои особые таланты в области искусства,
ремесла и науки, сохраняя своё историче-
ское и культурное наследство на благо всех
народов.

Мы желаем помощи со стороны будущей
Италии в деле обеспечения прочного мира
и рассчитываем на такую помощь. Все
остальные страны, выступающие против фз-
шизма и нацизма, должны помочь Италин
получить такую возможность. После ряда
лет господства в Вечном городе немны оста-
вили население на грани голода. Вместе с
англичанами мы сделаем всё, что в наших
силах, для оказания помощи ему. Предвидя
падение Рима, мы сделали приготовления
для отправки продовольствия и материалов
в этот город. Но мы должны иметь в виду,
что нужда так велика, а транспортные по-
требности наших армий столь огромны, что
положение будет улучшаться лишь посте-
пенно. Мы уже начали спасать жизни муж-
чин, женщин и детей в Риме.

Таков пример эффективности нашей воен-
ной машины. С замечательной энергией и
умением американский народ выращивает
урожаи, строит торговые суда, производит
и отправляет материалы за тысячи миль ко
морю. И думая о предстоящих нам впереди
трудностях, я уверен, что все они будут
преодолены благодаря поразительной эф-
фективности наших вооружённых сил, раз-
личных организаций, работающих вместе с
ними, и американской промышленности и
рабочих в целом. Ни одно великое усилие,
подобное этому, не может быть совершен-
ным на 100 проц. Но в’общем эти усилия
стоят на очень и очень высоком уровне».

В заключение Рузвельт высказывает бла-
годарность генералам Александеру, Клаь-
ку, Лиз, Вильсону, Дэверсу, Икеру, адми-
ралам Кэннингхэму и Хьюитту и всем сол-
датам и офицерам.

Президент Рузвельт об операциях
в Северной Франции

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). По сообще-
нию вашингтонского корреспондента агент-
ства Рейтер, президент Рузвельт заявил
сегодня вечером на пресс-конференции, что

ибо в некоторых сообщениях говорится
о боях у пункта Барфле в 25 километрах
& востоку от Шербура.

Ни в одном пункте немецким войскам
не удалось воспрепятетвовать высадке
союзников, Более того, Kak ABCTBYeT из
сообщений агентства Рейтер, & также
корреспондентов английской и американ-
ской печати, находящихся при войсках
союзников, потери, понесенные десантны-
ми чаютями, незначительны. Повидимо-
му, то же самое относится к авиации и
военно-морским силам Великобритании
и США.

Войска, высадившиеся с моря, закре-
пились на побережье, создали там опор-
ные пункты и, как сообщало агентство
Рейтер, продвигаются в глубь страны.
Уже во второй половине дня 6 июня бои
шли у Корода Кан, и, следовательно, важ-
нейшая коммуникация противника мо-
жет считаться прерванной: Тем временем
К союзным войскам продолжают прибы-
вать подкрепления. При помощи этих сит
сбюзное командование приступило к co-
зданию плацдармов для последующе-
го развития операции. — Возможно,
что предусматривается захват  Шер-
бура и Гавра, в тылу которого (к северу
от Руана) уже идут бои. Во всяком слу-
чае, немецкие гарнизоны, находящиеся в
этих двух крупных портовых городах
Франции, уже теперь очутились в поло-
жении, несомненно, более чем рискован-
HOM.

Xora имеющиеся сведения еще не поз-
воляют подвести полный итог первому
дню операций, все же уже теперь можно
сделать некоторые немаловажные выводы;

1. Гитлеровцы не смогли помешать
высадке крупных сил союзников на срав-
нительно большом участке побережья
 Северной Франции. Воздушные и воен-
но-морекие силы воюзников хорошо спра-
вились с трудной задачей прикрытия и
обеспечения высадки армейской группы
генерала Монтгомери. В Ja-Manme без-
раздельно господствует союзный флог, в

воздухе — союзная авиация. Германская

[операции во Франции происходят «согласно

плану». Американские морские потери со-
ставляют всего 2 миноносца и 1! десант-
ный корабль.

2. Оборонительные сооружения, столь
долго рекламировавшиеея гитлеровцами
(пресловутый «Атлантический вал»), не
устояли под сосредоточенным огнём су-
довой артиллерии и под градом бомб ео-
юзной авиации, хотя немцы оказывали
‘сопротивление. «Атлантический вал», ко-
торый должен был преградить дорогу co-
юзникам не на каком-либо одном направ-
лении, как, например; в Италии, — к Ри-
му, а на пути в Европу, как и следовало
ожидать, нисколько не похож на «непри-
ступную крепость», как это изображали
гитлеровцы.

3. По некоторым сведениям, немцы рас-
полагают во Франции тремя армиями:
одна находится на севере, другая — на
побережье Бискайского залива, третья—
на южном побережье Франции.  «Север-
ная» армия немцез под командованием
генерала Гассе не справилась со своей
задачей, хотя и оказывает ожесточённое
сопротивление. Она зынуждена вести
борьбу по обе стороны прибрежной обо-
ронительной полосы, т.-е. в условиях, на
которые едва ли рассчитывало герман-
ское командование.

Тот факт, что уже в первый день
боёв известный фашистский обозреватель
Галленслебен поспешил заявить: «На
перзых порах немцы, вероятно, дадут
операция развиться», — более чем подо-
врителен! Никого не может ввести в
заблуждение и другое бесподобное заяв-
ление этого обозревателя, что германское
командование «достигло по существу
того, чего оно добивалось». Знакомые
увёртки гитлеровцев, когда их постигает
неудача!

Таковы некоторые предварительные
выводы, которые можно сделать о первом
дне боёв во Франции.

В заключение напомним, что в 1942
году Гитлер хвастливо заявил; если
союзники высадятся когда-либо\и  где-
либо на побережье Европы, они удержат-
ся там не более девяти часов. Бои на
побережье Нормандии продолжаются уже
более 24 часов, при чём их перспективы

авиация не посмела показаться в BO3-
духе,

благоприятны для союзников.
И. ЕРМАШЕВ.