PS ee ee...

a &

a - ewe Oe

YETBEPT, * 8 “WIOHA 1944), No 135 (8437) ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕЛУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ‘

Болыше донецкого угля стране!

Беседа с секретарем Сталинского обкома КПУ тов. Л. Г. о Мельниковым

Два года хозяйничали немецкие ORKY-
ланты в Донбассе, Но не сбылись планы
немецких захватчиков. Неисчислимые бо-

цев. Наши конструкторы и проектиров-
щики добиваются того, чтобы после вос-
К становления ‘каждая шахта, -
‘татства всесоюзной кочегарки не доста- шую добычу, eee на ней ты
ach немцам. Её шахтеры, металлурги, [более благоприятные условия труда ит. д.
уашиностроители, железнодорожники, го-  В этом отношении весьма харахтерна
родё и посёлки, заводы, шахты и рудни-  пахта Ново-Мушкетово треста «Буден-
KH остались непокоренными врагом. новуголь», одна из первых восстановлен-

Самая высокая среднесуточная добы- ных основных шахт высококачественно-
ча, достигнутая немецкими хищвиками то коксующегося угля.
по всему Донбассу, так и не превышала! В результале восстановления в лавах
10—11 тысяч тонн; в то время как в мар- Ново-Мушкетово стало достаточно воз-
те 1944 года, когда минуло только шесть   духа, в то время как до войны недостаток  :
месяцев после освобождения донецкой   воздуха в данной шахте постоянно отра-
земли, среднесуточная дооыча по одному   жалея на её производственной мощности.
только комбинату <«Сталинуголь» нре- Коренным ‘образом пересмотрена схема
высила 19.000 тонн. Из месяца в мосяц  транспортировки угля в сторону макеи-
кривая добычи по бассейну возрастает: мальной механизации. На транспортиров-
по сравнению с октяорём в марте, чапри- кё теперь значительно сократилось по
мер, комбинат «Стазинуголь» увеличил   сравнению с довоенным временем  коли-
выдачу топлива стране в четыре раза. чество занятых рабочих рук.

В своём новогоднем письме великому  Восстановлепная шахта уже близка к
Сталину шахтеры нашей области покля-  довоенному об’ёму добычи. Рационализа-
лись в самый короткий срок возродить ция транспортировки и механизация по-

разрушенную немцами всесоюзную коче- грузки угля в вагоны позволят в скором
тарку. Шахтёрекая клятва свята и неру-  времени перешатнуть цифру довоенной
шим! Из развалин и пепелищ встаёт наш   добычи.

одной Донбасс, и недалек тот день, ког-  (собая роль в восстановлении веесоюз-
  пи снова засияет во всей своей былой   ной кочегарки, в возрождении её былой
  В ни БО Е славы принадлежит старикам-шахтёрам.
новительные работы на 75 шахтах с до- о о a
> новича Пирожкова, старейшего горняка
военной добычей в 60.678 тонн. Из этого Рутченково, проработавшего 45 лот на
числа — 44 шахты, располагающие кок-  пгахте Пирожяов не покорилея оккупан-
  сующимися ‘углями. Довоенная добыча  там ‘не пошёл к ним в услужение. Он
  этих шахт составляла 39,5 тысячи тонн в  стойко перенес все лишения невзгоды и
‚ сутки, В течение 4-го квартала прошлого   опасности и не стал работать на немца.
года и 1-го квартала нынешнего уже вос- Зато, когда вернулась в Донбасе родная
становлено и сдано в частичную эксплоа-  советская власть, Демьян Илларионович
тацию 25 основных шахт, из них 14—56  с первых же дней восстановительных ра-
коксующимися углями. бот пришёл на шахту, и сейчас трудно
Следующие цифры дают представление   сыскать в Рутченково лучшего крепиль-
06 огромном об’бме основных восстанови- щика, чем он. Рядом с Пирожковым в
тельных работ, выполненных на шахтах   числе кренильщиков и людей всех про-
нашей. области. фессий угледобычи находятся десятки и
До 1 мая текущего года восстановлено   сотни старых кадровых рабочих, передо-

46 стволов, около 10.000 метров основ- вых людеи сегодняигнего Донбасса.
ных горных выработок; восстановлено и  В историю восстановления всесоюзной
вновь построено: конров — 54, надшахт- Кочегарки золотыми буквами будут вии-
ных зданий—36, шахтных комбинатов   баны имена замечательных горнячек —
11; откачено 7.567 тысяч кубических И ПЕНЬ Diecaee ый
метров воды; восстановлено и емонтиро-  наи Па другие” а аб

вано большое количество под’ёмных ма-

известны сегодня не только на’ шахтах
шин, стационарных вентиляторов, 67Та- пашей Сталинсхой области, но далеко 3a
‘ционарных и’ передвижных

насосов,   её пределами. Дань почета отдает им на-
электрополдстанций на моверхности и т, д.  ша родина за самоотверженный труд пох
В течениь 4-го квартала 1943 года и  землёй, 3a TO, что в тяжелую для родины
1-го квартала 1944 года восстановлено и  годину они с успехом заменяют мужчин
вновь построено 262` мелких ‘шахты. За Н& ТЯЖКОЙ - горняцкой работе.
` этот же срок сдано в эксплоатацию 187,5  Шахтёры «Сталинугля» вот уже пять
тысячи квадратных метров жилой площа-  Месяцев под ряд держат переходящее
ии более 62.000 квадратных метров пло- о ouspete cipatr cone
щади культурно-бытовых учреждений.   траны за успехи в восстановительных ра-
С каждым днём возрастает удельный ботах, за перевыполнение плана, угледобы-
вес Донбасса в угольном балансе нашей  чи. Лучшие тресты-—«Артемуголь», «Ма-
страны. ‚  кеевуголь», «Снежнянантрация», «Крас-
Всё больше и больше эшелонов, гру- Ноармейскуголь» и другие — досроч-
женных первоклассным коксующимся уг-  Но заверили пятимесячный план добычи.
16м, направляется из шахт Донбасса в Каждый из них в отдельности и весь. ком-
домнам, мартенам, сталеплавильным  пе- бинат в целом дали стране много эшело-
yam. Восстанавливающеяся металлургия  нов угля сверх пятимесячного плана,
Юга пред’являет шахтёрам Донбасса тре-  Большие задачи стоят перед всеми тру-
бование — поставлять ей. из месяца в   жениками всесоюзной кочегарки. Во вто-
месяц возрастающее количество коксую- ром, третьем и четвертом кварталах те-
щегося топлива. Сейчас все внимание Ру- хущего года намечено восстановить 35
ховодитолей шахт, трестов и комбината! „нозных шахт. Из них 18 шахт на спе-
  «Стахинуголь», В щ ane Ре ТИ: кающихея углях. Во втором квартале мы
профоюаных Фр к должны построить 49 мелких шахт, B

сосредоточено на ‘восстановлении  основ- ne i:
ных капитальных шахт, хобывающих кок-  Третьем квартале —— шахт. Нредетоит
форсировать строительство

сующийся уголь. яд сро-   значительно
хи восстановительных работ но каждой! средних шахт, которые заложены на нла-
шахте в отдельности с тем, чтобы их мак-  стах е коксующимися углями. В этом
симально сжать. i году нужно построить и ввести в экоплоа-
В центре внимания находится также! тацию уже во втором и третьем кварталах
добыча газовых углей, без которых не! 33 средних шахты.
хогут работать наши мартеновекие печи! Вся наша страна оказывает помощь
и другие агрегаты, своему любимому детищу — Jlonbaccy.
Мы сейчас не просто восстанавливаем   Окружённые заботой и вниманием, ощу-
шахты с тем, чтобы вернуть им довоен- щая повседневную поддержку государства,
ный вид и мощность. В процессе восста-   пахтбры Донбасса с честью выполнят
новления выполняется задача всемерной   сзой священный долг перед фронтом, пе-
  реконструкции разрушенных итахт с тем, ред родиной.
чтобы, возвращенные к жизни, они были
гораздо лучше, чем до вторжения нем-` СТАЛИНО. (По телефону).

НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ ИМЕНИ И. В. СТАЛИНА (Донбасс). На снимках; 1. Восстановление электро-

станции. Последние работы по монтажу

турбогенератора в 5.000 киловатт. 2.

3№ 2. 3. Последние работы по восстановлению газовоздуходувной установки,

Так оживает шахта

М. ЧЕРНЫШЕВ
заведующий иахтой № 9

Перед войной шахта № 9 считалась
одной из крупнейших в тресте` «Вороши-
ловуголь». Она ежесуточно давала тыся-
чу тонн угля, а в отдельные дни добыча
поднималась до 1.400 тонн. После He-
мецкой оккупации от шахты остались го-
ры породы да кучи камня. Горняки зада-
лись целью возродить шахту, сделать е6
такой, какой она не была даже в лучшие
годы своего расцвета. А слово шахтёров
не расходится с делом. !

Восстанавливается шахта так называе-
мым хозяйственным енособом, т.-е. свои-
ми собственными силами. Ло решению
правительства она должна войти в етрой
не в первую и даже не во вторую очереди,
а гораздо позднее. Поэтому никакой цен-
трализованной помощи шахта не полу-
чает, Единственно, что удалось нам взять
в тресте, — это два насоса с моторами,
остальное изыскиваем на месте.

Прошло 9 месяцев, —еров сравнительно
небольшой, — а шахта между тем уже
принимает довоенный облик. Старый
ствол восстановить невозможно, горняки
пробили новый наклонный ствол длиною
320 метров. Подошли этим стволом к
затопленному верхнему горизонту шахты,
откачали воду и нарезали три лавы про-
изводительностью 400 тонн угля в сутки.
После этого бригады восстановителей на-
чали усиленную откачку воды с нижнего
горизонта. За лето эта трудоёмкая работа
будет закончена, и шахть получит ещё
4 механизированных лавы производитель-
ностью в 800 тонн в сутки.

° Шахтёры на этом не останавливаются.
Они последовалельно борются за то, что-
бы их родная шахта, давала угля в потто-
ра раза больше’ довоенного.

` Среди восстановителей мы имеем десят-
ки подлинных героев труда, людей, ко-
торые отдают делу возрождения шахты
всё свои силы и знания. Гордость шах-
ты -—— бригада крепильщиков,  работалю-
щая под руководством т. Иванцова. Не
было ни одного дня, чтобы эта бригада
дала ниже 3—4 норм выработки, a B KOH-
це мая на восстановление центрального
уклона Селезневской сбойки она he
‚норме 0,7 погонных метры прошла 11
метров — 1.670 проц. нормы.

Заслуженным уважением пользуется
также бригада крепильщика тов; Токаре-
ва. Она работает на раскренлении глав-
ных выработок. Трудности в её работе
неимоверные. Крень после ‘долговремен-
ного пребывания в воде покосилась, изло-
малась, дорогу преграждают сложные за-
валы. Несмотря на это, бригада система-
тически выполняет своё задание на 250:—
270 проц.

Tak  восстанавливается шахта № 9.
Е концу текущего года она будет еже-
дневно выдаваль на-гора значительно
[больше угля, чем давала до войны.

_ НОВЫЕ, ТРЕБОВАНИЯ, НОВЫЕ ЗАДАЧИ

А. СКОРИК
заместитель директора металлур-
гического завода им. Ворошилова

Ворошиловский металлургический за-
вод начал восстанавливаться в сентябре
прошлого года. За девять месяцев пре-
одолено немало трудностей первого пе:
риода восстановления, Ha mecte были
собраны люди для первоначальных работ,
которые зачастую осуществлялись путем
организации массовых воскрезников. Са-
ми рабочие принесли инструмент,  при-
прятанный ими от немцев на квартирах,
в подвалах, в мусорных ямах. Не было
подземных средств, — все делали вруч-
ную. Отсутетвовал совершенно paspy-
шенный немцами внутризаводекой транс-
порт, — обходились тачками.

Преодолевая все трудности, коллектив
завода пустил в ход мартеновекую печь
№ 5, которая уже выплавила около 3.000
тонн стали: готова к пуску вторая мар-
теновская печь № 4, заканчивается
100-тонная печь № 7. Успешно восота-

териалы, из разрушенных цехов, негод-
ное, разбитое оборудование и т. д. И сей-
час особенно остро ощущаются перебои
в доставке оборудования и материалов.
Восстановили мы доменную печь, ско-
ро будет готова вторая. А пустить их в ход
нельзя, потому что воздуходувки посту-
пили некомплектяо, нехватает некоторых
деталей. Первую воздуходувку еще можно
$фы укомплектовать, использовав детали
такой же воздуходувки, лежалцеи на ма-
риупольском заводе имени Ильича. Хуже
обстоит дело со второй, более мощной
воздуходувкой, некоторые части к кото-
рой уже в течение долгого времени невоз-
можно разыскать.
На Челябинском металлургическом `за-
воде лежит наше оборудование. Его нуж-

навливается доменный цех. Полностью  но срочно перебросить, но директор Че-
тотова к пуску домна № 5, закончился лябинского завода тов. Сокол за шесть

месяцев сумел отправить только третью
часть этого оборудования. Наркомат дал
заводу несколько телеграфных распоря-
жений. Тов. Сокол их не выполнил.
Встает перед ‘нами сейчас и первоете-
пенный вопрос обеспечения завода инже-

демонтаж и начинается кладка домны
\ 4. В разгаре работы по восстановле-
нию парокотельного хозяйства и m07000-
ных цехов. Сдано в экоплоатацию 40
километров железнодорожного пути.

Усилиями заводского ‘коллектива, с по-
мощью всех трудящихся Ворошиловского
района восстанавливается электрическая
станция. Заканчивается монтаж первого
генератора, полным ‘ходом идут работы в
котельном отделении.

Теперь металдургический завод всту-
Пат во второй этап восстановления.
Ветают новые проблемы, возникают но-
вые трудности.

Завод был превращен немцами в груды
#елеза и камня. Не было ни одного ме-
ханизма, ни одного здания, ‘которые бы
He пуждались в серьезном ремонте. На
Первом strane восстановления мы израс-
Тодовали все имевшиеся резервы =— Маг

нерно-техническими работниками, До сих
пор еще можно было обходиться неболь-
шим количеством инженеров и техников.
После же пуска хотя бы одной домны и
двух мартеновских печей специалистов
нехватит. дать инженеров и техников
со стороны не приходится. Мы органи-
зовали в Ворошиловском металлургиче-
ском техникуме обучение свыите 300 сту-
дентов. Но они закончат учебу лишь че-

рез три года.

lees специалистом, а главное — полно-
стью разгрузить инженера от’ канцеляр-
ских обязанностей.

В Настоящее время рабочий день ин-
женера заполнен делами, не связанными
с его специальностью. По нескольку 4a-
сов в сутки он теряет на читку и разбор
всяческих бумаг и ответы на них.
Свыше двух часов ежедневно уходит на
ненужные телефонные разговоры: по те-
лефону инженера запрашивают обо всем,
вплоть до еправок об адресах рабочих.
Ещё несколько часов занимает заполне-
ние всевозможных сводок для районных,
городских и областных организаций, а
также для наркомала. ПЕ

В результате непосредственно на про-
изводетве инженер бывает урывками,
работает над техническими вопросами
мало. Есть полная возможность  сокра-
тить канцелярскую работу инженера.

На втором эташе восстановления остро
встает также вопрос о качестве продук-
‘ции. `Некондиционный чугун или не по-
павшая в анализ плавка стали — это
выброшенные на ветер труд и средетва.
Но что поделаешь, когда до сих пор
угольщики снабжают завод топливом,
крайне засоренным породой, содержа-
щим до 27 процентов серы. Угольщикам
уже сейчас надо серьезнее работать над
обогащением угля.

Работа на восстанавливаемом заводе
усложняется с каждым днем. Возникают
десятки новых вопросов. Это нейзбежное
явление, определяемое возрождением к
жизни огромного заводского механизма.
И мы уверены, что недалек тот день, ког-
да завод снова освоит свою  довоенную

женный труд  восстановителей,

Приходится временно переходить к 60-
лее простым методам управления произ-
водством. Видимо, придется пойти на ук-
рупнение участков, обслуживаемых од-

мощность. Порукой тому — самоотвер- „„

Восстановленная и действующая домна

Фото Н. Петрова.

Николай Головнев и его друзья

Над каменным зданием — высокий ме-
таллический копер, отливает золотом дере-
вянная эстакада, на глеевую гору вползает
вагонетка и на самой вершине опрокиды-
вается. Каменные глыбы, подпрыгивая,
катятся вниз. Слышен характерный треск,
словно на тарелку бросили горсть орехов.
От шахты к зданию бегут маленькие, игру-
шечные вагончики с лесом. Тихо рокочет
на роликах канат бесконечной откатки,

Всё, как ветарь. В глубине сада видны
чистые выбеленные домикя. Такими они
были и до войны. Как и прежде, степенно
гагат на смену птахтёры.

Важетеся, что война пронеслась мимо,
не задев эту шахту своим губительным
крылом. Но это только кажется. На самом
деле здесь было так же, как веюду, где
прошел немец. Пожалуй, даже хуже.
Только люди этой шахты сумели скорее
других залечять странные раны.

Шахта № 2-бис, собственно, и не вос-
становлена, нет. Горняки ее построили
заново. Старики заявили, что они хотят,
чтобы от оккупации не осталось я сле-
да. Сказали и сделали. Они пообещали
досрочно выполнять свои задания и де-
лают это каждый месяц. Теперь они по-
клялись товарищу Сталину вывести шахту
на первое место во всем Донбассе.

Весна в нынешнем году затянулаьь.
Шли дожди вперемежку со снегом. От сы-
рости шахтёрские комбинезоны гремели,
как жестяные. Мы спустились. под землю.
Заведующий шахтой пе старой горняцкой
привычке присел на обаполы, чтобы
«осмотреться». Со всех сторон Hac обету-
пила настороженная типтина. Далеко на.
штреке маячили слабые огни шахтёрских
ламп, Спустилась клеть. Мимо прошла
бригада горняков. Заведующий шахтой
Ф. Я. Олейников пристально посмотрел
вслед и спросил: —

— Николай Головнев с вами?

— Нет, — ответили из темноты. — Он
ушел уже давно.

Немного погодя сбоку из выработки вы-
шел человек. Он поздоровался и сел ря-
дом, поставил лампу на колени и оперся
на нее подбородком. Заведующий шахтой
спросил:

— Головнев на месте?

Пришел.
Сколько он точек берет?
Все пять.

Как подготовка?

В порядке.

Разговор оборвался. Пришедигий был
начальник участка Андрей Зарубенко. Се-
годня решается важный вопрос, и, кто
знает, может быть, откростся новая стра-
ница в истории шахты. Молодой забой-
щик Н. И. Головнев решил один очистить
пять забоев. Его победа будет победой
всей шахты. Его неудачу будет больно
переживать весь коллектив. Дело не в
рекорде. Рекорд Головнева должен стать
своеобразным трамплином для прыжка
вперёд всего коллектива.

Молодой забойщик Головнев решил
использовать в шахте метод угледобычи,
напоминающий многостаночное обелужи-
вание. В себе он был уверен,

— МТишь бы саночники успели выво-
зить «товар», —бросил он на ходу и ров-
ными взмахами обушка зарубил оба куска
забоя. Потом снял верхнюю часть пласта
до самого прослойка, отбросил уголь к
санному пути и после этого сразу же пе-
решел в другой забой. Там он повторил ту
же операцию. Тем временем  саночники
вывезли уголь из одного и тут же пере-
или во второй забой, из второго в третий
и Tak—pee пять.

А на поверхности, несмотря на ветер
и дождь, собралось всё население посёлка.
Каждый час звонил телефон, и пожилой
бухгалтер писал на доске все новые и но-
вые цифры добычи. Даже старые, видав-
шие виды шахтёры не отходили от доски
до конца смены:

Из пятого забоя Головнев перешел ©но-
ва в первый. На этот раз он ловкими
ударами разломил переднюю ‘прослойку
и начал рубить нижнюю часть пласта.

В третьем забое дело замедлилось. Са-
ночники стали явно отставать. Нарублен-
ный уголь мешал работе. Пришлось
ждать. В четвертом — уже просидел око-
ло получаса, вдобавок застопорилось дело
на откатке. Стало трудно толкать вагонет-
ки. Почасовая добыча снижалась. На
поверхности люди подумали, что Головнев
устал, Да и сам он к концу смены вышел
раздосадованный, недовольный даже тем,
что нарубил 14 норм, выполнил за смену

полумесячное задание. Можно было дать
больше,

Но все-таки это была первая победа
Толовнева, крупный успех шахты. Хотя.
было много промахов, все же заведующий
шахтой осталея доволен.

Обычно считалось, что рекорд в горном
деле зависит от физической силы челове-
ка. Никто не мог подумать, чтобы Голов-
нев, этот застенчивый, худощавый, по ви-
ду совсем ещё мальчик, мог один работать
за 14 человек. Это прозвучало, как вызов.
К тому же учитель Головнева 50-летний
забойшик Николай Фёдорович Дорохов
добродушно подзадоривал шахтёров:

— Слыхали? Вот вам и Колька. Эвона
какую махицу угля сдвинул! Не вам
чета...

И случилось так, что на глаза Дорохову
попался в этот день рабочий горно-спаса-
тельной станции Тарасенко — крупный,
сильный мужчина, не один год прорабо-
тавший в за00е.

— Вот какое дело, товарищ Тарасен-
ко,—тоном сожаления начат Дорохов. —
Выходит, что не Головнев тебе по плечо,
а, наоборот.

— Это emé посмотрим!

— А чего смотреть? Видали. He nep-
вый год тебя знаем.

— Знаете, да не всего, — загадочно
ответил Тарасенко. i

— Вот оно что, — улыбнулся старик.
— Ну-ну, покажись. Если хочешь, давай
поговорим-ка: дать десять норм, постав-

‘лю могорыч, & если меньше’ нарубаешь,
‘тогда, брат, извини, тебе раскошеливать-

ся. Идет?

Тарасенко согласился...

Я приехал вновь на эту шахту месяц
спустя. За это время здесь произопгло
много, событий. Николай. Фёдорович Доро-
хов рассказал о них так:

— Во-первых, слышали: напта птахта
выполнила полугодовой план. Во-вторых,
я проиграл. Тарасенко полез в забой и
нарубил 10 норм. В-третьих, мы пуска-
ем новую лаву, привезли электросверло,
устанавливаем врубовку, конвейер, обору-
довали механическую  откатку. Так что
скоро санки. сдаём в музей. В-четвертых,
тут у нас что ни день, то новые рекор-
ды. Головнев после Тарасенко вырубил
уже’ не пять, а семь забоев, дал 1.840
процентов нормы. За ним пошёл Виктор
Панченко ий обогнал Головнева на 6. про-
центов. Через два дня Иван Калашников
нарубил 50.5 тонны угля — 13,5 нормы.
Саночница Зина Воронкова попросилась

в забой и поставила вседонецкий рекорд
для забойщин, а сегодня опять : черёд
Головнева. Полез рубать сразу в девяти
забоях. ; )

Случайны ли здесь рекорды? Нет. Им
предшествовала долгая, кропотливая под-
готовка. Каждый из забойщиков вносил в
работу крупицы своего творчества. Опыт
становился достоянием всех.

Головнев учёл, например, что успех до-
бычи решает вывозка, а путь, по которо-
му волочат ванки, имеет выбоины, Преж-
де чем пустить своего друга Виктора
Панченко на рекорд, Головнев вместе с
заведующим шахтой и начальником участ-
ка несколько суток под ряд сбивали де-
ревянные щитки, латали ими выбоины,
выравнивали  откаточные пути. Потом,
бухвально на четвереньках, лазили по
забою, измерили длину откатки, затем на-
шли самый удобный вес и об’ём санок,
вес и форму ручки для лопаты и много
других, на первый взгляд, мелочей, ко-
торые, в конечном счёте, играют огром-
ную роль. Словом, слелали всё необходи-
мое для того, чтобы любой забойщик мог
дать высокую выработку. Если кто-нибудь
при такой системе подготовительных ра-
бот вырывается внерёл, это—уже личное
качество. У Головнева, например, острее,
чем у других, глаз, верный улар руки,
больше сноровки и умения «читать»
пласт. Эти качества и помогли ему взять
первенство. .

Подходил июнь. На соседней селезнёв-
ской шахте забойщик Мордвин нарубил
за смену 90 тонн угля, выполнив зада-
Hue Ha 2.856 проц. Это прогремело на
весь Донбасс. Но горняки шахты № 2-бис
не хотят уступать первенства. Николай
Головнев готовится к новому рекорду.
Его цель-—дать за смену более 30 норм.

‘I Головнев, и другие забойщики шах-
ты № 2-0и6. и самые молодые из них —
Панченко, Калашников и Воронкова rop-
ды тем, что на их долю выпала высокая
честь творить суровую легенду возрожде-

ния Донбасса.
П. АННЕНКОВ.
г. ВОРОШИЛОВГРАД.

1.500 тонн антрацита. сверх плана

РОВЕНЬКИ, 7 июня. (ТАСС). Зватный
рубщик шахты № 28 «Венгеровка» тре-

Трудя- ста «Фрунзеуголь» Лука Тихонович Голо-
щихся страны, отдающих свои силы На колосов за 5 месяцев выполнил две с поло-

помощь скорейшему возрождению 0св0- виной годовых нормы, выдав сверх плана

божденных от врага районов.

1.500 тонн антрацита, Вчера знатный шах-

тёр за смену прошёл 30 погонных метров
лавы, выполнив норму на 5.357 процентов.
50 недавних его учеников, работающие по
новому методу, значительно перекрывают
нормы, “^° я

О взаимной
выручке

И. ЛИПАТОВ

директор Ворошиловского

коксохимического завода
Восотанавливать разрушенные немцами
предприятия — дело весьма сложное.
изошренность B зверствах немецких
вандалов не имеет пределов. На наитем
заводе, например, OHH уничтожили на-
клонный мост, по которому уголь пере-

дается с фабрики на башню. Затем взо-^

рвали парокотельную установку, разруши-
ли машинный зал и совершенно смели ©
лица земли электрическую подстанцию. Но
и этого им показалось мало. Перед от-
ступлением они повалили все’ дымовые
трубы к@ксовых батарей высотой в
90 метров каждая.

Но коллектив трудящихся в своем бла-
городном стремлении пустить завод в на-
меченный правительством срок преодолел
Bee трудности, сделал то, что, казалось,
сделать невозможно. Н в стужу, ив дождь
они камень за камнем воздвигали разру-
шенный завод, собирали уцелевшие ма-
пгины, возводили заводские трубы. Особен-
но отличилиеь бригады т.т. Соколовекой,
Бабанина, Чеканова и др.

Завод ожил. Нервая батарея кокосовых
печей ‘вступила в строй действующих.
Возрождена значительная часть подсоб-
ных цехов, в частности паровотельная, в
полной готовности также электрохозяй-
ство. i

Следует отметить одно исключительно
важное для завода нововведение. Электро-
подстанцию, как мы сказали выше, вос-
становить было невозможно. Строить но-
BY! означало оттянуть срок пуска бата-
рей. Тогда бригада Гипрококса, руководи-
мая инженером Однопозовым, решила во-
прос просто и оригинально. Она разрабо-
тала новую электросхему завода. По этой
схеме завод с успехом обойдется без под-
станции. При этом освобождается около
21 километров кабеля, который будет ис-
пользован для восстановления электрохо-
зяйства других заводов коксохимической
промышленности.

Своими силами и средствами мы, разу-
меется, не могли обойтись. Колоссальную
роль сыграла взаимная помощь предприя-
тий — кооперирование их усилий в вос-
становлении. Эту помощь трудно ‘переоце-
нить. Опыт показал, что она может на-
‘много сократить сроки возрождения раз-
рушенной немцами промылтленности. .

Восстановление заводов обычно ведетея
не сразу, а по очередям, определенными
сроками. На различных заводах степень
разрушения тоже разная. Естественно,
что резервы их оборудования и материа-
лов также не одинаковы. И вот тут весь-

Приведу несколько примеров. Кадиев-
скому кокоохимическому заводу крайне
нужен был мотор в 130 киловатт, иначе
он не мог пустить в ход мойку. Директор
завода тов. Кондраков буквально с ног
сбился в поисках мотора. Такой мотор
лежал у нас на заводе. В это же время на
Вадиевском заводе стоял насос мош-
ностью в 850 кубометров и некоторое
мелкое оборудование, в котором крайне
нуждалея наш завод. Тогда мы на вре-
мя, пока получим по заявке, взяли на-
сос в Кадневке. Получим — отдадим. На
таком‘ же основании они позаимствовали
у нас мотор. В результате оба завода пу-
стили углемойки гораздо раньше срока.

Второй факт. На Сталинском коксохи=
мическом заводе (директор т. Симоненко)
чудом ‘уцелела измерительная аппаратура,
в которой мы сильно нуждались. В то же
время у них не было ни одного мотора
малой мощности, а у нас их было 5. Ив
данном случае взаимная помощь послужи-
ла быстрому восстановлению электроце-
хов обоих заводов. ]

В связи с этим мне хотелось бы под-
нять два весьма существенных вопроса.
В жизни часто бывает так. Лежит, ска-
жем, на каком-либо заводе оборудование.
Использовать его там смогут в лучшем
случае через год, в худшем — не исполь-
зуют совсем. Но руководители завода за-
частую не соглашаются выручить соседа.
Сказывается вредная привычка некоторых
хозяйственников забивать склады нелик-
видным имуществом. Такая практика кое-
где считается даже признаком хорошего
тона, показателем большой деловитости.
Е таким хозяйственникам наркомат, на
наш взгляд, должен применять самые
крутые меры воздействия.

Второй вопрос — расширение прав
директора. Не следует ли в освобождён-
ных районах дать больше хозяйственной
самостоятельности директору предприятия
в решении вопросов взаимопомощи? Си-
;CTeMa передачи оборудования во веех
случаях только через наркомат страдает
громоздкостью, на это уходит уйма вре-
мени. Между тем при’ восстановлении
дорога каждая минута. Проще и скорее
это дело во многих случаях могут решить
сами директора, разумеется, с последую-
щим утверждением главка и наркомата.

За один месяц вместо трёх

ВОРОШИЛОВГРАД, 7 июня. (По телеф.
от соб. корр.). Чтобы откачать воду из шах-
ты имени Ворошилова (Успенское рудо-
управление), надо было восстановить раз-
рушенный копер. Срок восстановления был
определен в три месяца.

Бригада монтажников под руководством
Компаниен обязалась выполнить работу
досрочно. Трудностей было много. Доста-
точно сказать, что для скрепления основ-
ных конструкций копра бригаде предстояло
просверлить вручную свыше 1.500 отверстий.
Бригадир Компаниец изготовил ‹специаль-
ный штамп, ускоривший эту работу.

Станок копра при взрыве дал большой
крен в сторону, Для того, чтобы избежать
лишней работы по выравниванию станка,
восстановители решили разбирать взорван-
ные конструкции так, чтобы копер вырав:
нялся под действием собственной тяжести.
В результате монтаж копра был ‘закончен’
за 30 дней. }

Бригада приступила к восстановлению
второго копра, Срок работы—два месяца,
монтажники обязались выполнить её за

`} месяц.

ма полезно кооперировать усилия заводов. -

о