д!
sar
y Te
b
BHO!
ННЫ

ти

7 tt
son
H
pat

KO,
ip
yas

И
put
mat
spi
би

СУББОТА, 10 ИЮНЯ 44 г. №0 137 (8439)

presen

een oe ere

*

Воля к победе

peat худощавый полковник, быв-  смертью героя в бою с. немецко-фашист-

Ш машинист из Донбасса — Один Из! скими захватчиками...»

прославленных вомалдиров гвардейской Был на командном пункте также Фро-
танковой части, которая прошла с боями лов, которого звали «философом», потому
от Дона. до карпатсвих предгоряй, расска-  что до войны он был студентом гри
зал нам 0 том, как сражаются его тан- ского университета и очень интересовал-
влеты. Я привожу этот рассказ, не приба-   ся филовофией. Находились здесь также
Виз. НОМ НИЧЬгО. парторг батальона техник-лейтенант Пи-

„.Налти войска осадили город, но гар-
низон его сопротивлялся жестоко. У нем-
цев была артиллерия, имелись большие 3a-
пасы снарядов. Когда наступающие, и в
POM числе, наша гвардейская часть,
вплотную подошли к городским овраинам, ны противником, — сказал капитан Ша-
немцы укрепились в домах, превратив их влов.-_Немцы налимают жестоко. Мы мо-
в крепости. Тогда было решено бросить в   жем вырвалься, пробиться. Но боевая за-
город батальон капитана Навлова, чтобы дача состоит как-раз в том, чтобы обтать-
он изнутри ослабил оборону противника. ся нам здесь, твёрдо держаться в центре

Шесть танков и около пятидесяти авто-   Города и, приковывая к себе ‘внимание
матчиков, воспользовавшись ночной тем- противника, помочь нашим главным си-
нотой, прорвались в занятый немцами го-   Лам нанести решающий удар извне. Мы—
род. Ёривые узкие улицы вывели их поч- Гвардейцы. Будем драться и победим!
ти к самому центру. Там противник вотре-
тил автоматчиков  ожесточённым огнём. ши офицеры бросались вперёд и в свою
Продвигаться дальше не было никакой очередь наносили удары по узлам оборо-
возможности. Ванитан приказал закре- ны противника. Парторг Пилипчук пошёл
питься. Танки стали на перекрестках к танкам, потому что там нужна была его
улиц, автомалчики расползлись по разби- помощь. Итти ему пришлось по улице,
тым домам и оттуда стали обстреливать которая насквозь простреливалась. При-
немцев. мер парторга  воодушевлял солдат.

Для своего командного пункта капитан  В жаркой схватке погяб Фролов. По-
Павлов выбрал подвал под угловым трех- гяб и заместитель командира автоматчи-
этажным домом. Отсюда по радио он был  ков молодой офицер Черкасов. Сахарову
связан с экипажами танков, & поднявшись   оторвахо обе ноги.
наверх, в пустые, оставленные жильцами а командном пункте не было уныния.
квартиры, мог через окна и пробоины в Офицеры обменивались шутками. Кто-то
стенах видеть все, что творилось вокруг. сказал:

Оя видел улицы, засыпанные Gorm lyre ee Me ee oe os т Вит
стеклом, обломками мебели, камнями И зы пером ar SoG te eee arn er
пылью. Среди мусора валялись трупы не- ree ent
мецких солдат. Здесь дрались его гвар- ^— А здесь немцы минами угощают...
дейцы, приняв жестокий бой. — Ничего, мы сами их угостим так,

:
WTO ROCTH 5 ‘utile
Немцы в первую очередь навалились на ЕЕ НИ > ie ote HERAGh
танки, остановившиеся на перекрестках х к

и d . 2
улиц. Танкисты сражались мужественно аа sh a i Ma ai ell
стойко. Возле каждой машины легли де-  : PRCHE пр :

y   верстие в противоположной каменной

i in algal Во и гвардейцы несли стенке. Это была борьба за жизнь, за воз-

‘ i можность продолжать битву. Они хотели

Е полудню у Павлова осталось два тан- выйти из подвала, но не ради того, чтобы

ка. Экипажи их и автоматчики подтяну- отетупить. Они хотели выйти, чтобы сно-
лись в Еомандному пункту и продолжали   ва, ударить по немца.

бнн-—— учитель из горола Валдая, и девуш-
ка-радистка, имя которой было Mama, a
фамилию мало кто знал.

— Сейчас мы с0 всех сторон окруже-

бой. Перед рассветом они вышли и броси-
В подвале собрались офицеры. Тут был лись в атаку. И в это же время навстречу
и сам Павлов —- старый танкист, начав- им поднялся нарастающий гул в тылу у

противника. Это основные налти силы шли
штурмом на город. Судьба города была
решена, сопротивление немцев сломлено.
Основное, решалощее значение имела тут
стойкость батальона Павлова, который,
прорвавшиесь в самое сердце немецкой
обороны, взломал и ослабил ее изнутри...
_.. Я был в том городе. Видел тот пере-
кресток улиц и тот подвал, где сражались
гвардейцы. Мне показали пролом в стене,

ший службу волителем и ставигий коман-
диром батальона. Он умел смело смотреть
в глаза опасностям.

Тут был боевой товарищ Павлова—ка-
питан Сахаров. Ещё накануне Сахаров
встретился со своим братом. Он не видел
ero ¢ Tex пор, как в 1941 году уехал из
Ивановской области. Знал только, что брат
тде-то на фронте. И вдруг совсем случай-
но видит: идут наши самоходки, & на од-
ной из них родной его брат. Они обня- через который пошли автоматчиви в ре-
лись, по-солдатски крепко поцеловались, шающую атаку. Я побывал и в том ба-
но поговорить не успели. Было некогда, тальоне. Временно им командовал Степан
оба спешили в бой. Степанович Бибин. :

— После боя встретимся, брат, рик- Изумительно мужество советских б0й-
нул капитан Сахаров: Не думал он о том,   ЦВ. Такие солдаты добудут победу. Они
что не видать ему больше ни брата, ни  будут бить и добъют врага в его cob-
родных, ‘что нё вернется” ‘он ‘в свою тек- ственной ОВ АНКИ и
стильную Южу и что в списках личного И Поиск КИ reais,
состава части против фамилии капитана
Сахарова командир отметит: «Погиб] ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 июня.

О

Киноаппаратура для освобождённых городов страны

ЛЕНИНГРАД, 9 июня, (По телеф. от для киноустановок. Близится к концу вос-
соб. xopp.). После двухлетнего перерыва становление цеха проявочных машин, где
возобновилось производство ленинградско- будут выпускаться мошные агрегаты для
го завода киноаппаратуры «Кинап». Уже киностудий, в первую очередь для Киев-
приступили к работе инструментальный,  ской и Одесской.
механический цехи и пех сборки электро-  Завод уже изготовил 40 передвижных
станций. электростанций для освобожденных  горо-

На ряду с выпуском продукции в отре-   дов СССР. К концу июня их будет выпу-
монтированных цехах происходит монтаж щено 200.
нового оборудования, прибывшего на-днях  В конце июня завод «Кинап» отправит
из Москвы. Заканчивается ремонт электро-  два вагона с электростанциями В Красно-
акустического цеха, который во втором по-   дар, Киев, а также выпустит 15 ‚станций
лугодии возобновит производство  усовер- для освобожденных районов Ленинтрад-
зненствованных усилительных устройств ской области.

В ССС ина

Земля Молдавии

лачи разделили работу: немцы угнахи

> я думаю © горе, причиненном ок-
Bors т взрослых мужчин и женщин на работу,

купантами Советской Молдавии, © несги-

‘лицчук и капитан Степан Степанович Би-

Собрав ‘небольшие’ группы солдат, на- `

баемой воле ее сынов в борьбе з& освобож-
дение, о крови, которая продолжает обиль-
но поливать виноградные холмы, —Я вопо-
минаю книгу, написанную 250 лет назад
ноллавским воеводой Дмитрием Кантеми-
ром: «Описание Молдавии». Мы вотреча-
ли молдаван, которые возили эту книгу с
собой в походе от Днестра в Пруту, пере-
листывали ев под Кишиневом, мечтали над
ее раскрытыми страницами и в редкие ми-
нуты зативтья, и в дни боев.

Для молдаванина книга Контемира —
оазис, у которого веегда можно отдохнуть,
душевно освежиться, окрепнуть. Раскры-
ваешь ее, и среди сухих на первый взглях
стро описаний воскресает картина старой
Молдавии от гор до Днестра и до моревих
лиманов, страны с каменными твердыня-
ми-крепостями и белыми селами в глуби-
не долин и по течению 7ек.

Поля, стада, пасеки, виноградники, ду-
бовые рощи—страна-сал, на которую He”
однократно зарились захватчики. В этой
стране, говорит Бантемит, текли реки мо-
ока и меда для женщин и детей и на-
стаивалось виноградное вино цвета золота
й крови для мужей и воинов. Воздух Мол-
давии до того прозрачен и чист, что иног-
да, на закате, с какой-нибудь высоты у
Днестра можно видеть контуры Карпат.

Но население Молдавии редко радова-
лось красоте и богатству своей страны.
Не было народа, который перенес бы
столько горя и невзгод, подвергался бы
стольким ударам. Земля здесь впитала
столько крови и слёз, здесь было соверше-
но столько насилий, что песни сынов Мол-
давии навеегла остались протяжными и
грустными. Грустными, но не жалобными...

*

Трудно охватить сразу все зло, причи-
ненное Молдавии за, три года окхупации. В
Молдавии было два страшных слова: «не-
мец» п «румын». В молдавских городах
конкурировали между собой комендатуры
немецкие и румынские.

Городок Резина находится на правом 0е-
регу Днестра.. Рыбница — на левом, и ге-
стаповцы из Рыбницы приезжали Ha Tac-
троли в Резину. В заднестровском лагере
Пичиора, где томились мирные люди, па-

румыны остались охранять лагерь с деть-
ми и стариками. Когда вечером работав-
шие вернулись, эни зихоге же чаили: де-
ти и гтарики были умерщвлены и погре-
бены.

Перед. самым чриходом Красной Армии
в Днестр) ‘румычекая стража окружила
тюрьму в Рыбнице, никого близко не под-
пуская. Немцы тем временем ворвались в
камеры и хладнокровно расстреляли 250
беззащитных заключенных, среди которых
было много женщин и подростков. На ут-
фо, перед тем как поджечь тюрьму, пала-
чи поделили между собой одежду и личные
вещи своих жертв.

В годы оккупации самое слово «мол-
даванин» вызывало раздражение у ру-
мын. «Это слово действует на нер-
вы», —— писал румынский журналист,
некий Георгиу. Он же заявлял, что
«все  бессарабцы от детей до 80-летних
старцев занимаются шнионажем в пользу
Советов». Дело было, конечно, не в <шия-
онской деятельности» стариков и детей, &
в том, что ненависть в румынам действи-
тельно присущь каждому молдаванину —
старику и ребенку. В селе Яруга я разго-
варивал с 14-летним Петре Штырбу. Он
первый подал лодку нашим разведчикам,
переправлявшимся через Днестт. На эк-
раине Оргеева я видел, как молдаванин
Григорий Бутучел, старик, под. обстрелом
подносил снаряды нашим артиллеристам.

Румыны издевались над молдаванами в
самой Молдавии. Они боялись вывозить их
в Румынию в большом количестве. Но в
начале нынешнего года, когда воинство
Антонеску начало таять с угрожающей
быстротой, румыны рискнули мобилизо-
вать молдаван в румынскую армию. Были
угнаны тысячи людей. У переправы через
Прут стоял долговязый румынский жан-
дармекий офипер и издевательски говорил
молдаванам: «Возьмите что-нибудь на па-
мять о родной земле. Вы не скоро сюда
вернетесь».

Румынский жандарм  оказалоя плохим
пророком. Молдаване вернулись на Прут
гораздо скорее, чем он предполагал. Когда
нални ‘части только подходили к Днестру,
они ужб вотречали в пути целые группы
солдат-молдаван, удравших из румынских

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Комбайнерь: Веселовской вской

МТС Росто
области НП. Н. Грагорьев и А. В. Григорьева‘
выполияют. план ремонта‘ комбайнов на
133—140 процевтов. Они уже отремонтирова-

ли две машины. На снимке; подготовка
комбайна к пробному пуску после ремоата.

Фото А. Борисова. (ТАСС).

Реэвакуация высших
учебных ‘заведений

В Ленинграде ужё возобновил работу
ряд высших учебных заведёний. Вчера Ко-
митетом по делам высшей школы при Сов-
наркоме СССР издан приказ о, реэвакуации
в Ленинград ещё 8 институтов. К началу
будущего учебного года в родной город
возвратятся институты — Политехнический
им. Калинина, Инженерно-Экономический
им. Молотова, Химико-Технологический им.
Ленсовета, Инженерно-Строительный, ин-
женеров связи им. Бонч-Бруевича, инже-
неров железнодорожного транспорта, Педа-
гогический им. Герцена и Институт физиче-
ской культуры им. Лесгафта. Сейчас для
реэвакуируемых вузов  подготовляются
помещения.

К началу будущего года на прежних ме-
стах возобновят свою деятельность и мно-
гие другие находившиеся в эвакуации ву-
зы. В Ростове-на-Дону начнёт работать Ма-
шиностроительный институт, находящийся
в настоящее время в Ташкенте, в Киеве
возобновится ‘работа. Сельскохозяйственно-
го института, в Одессе — Института инже-
неров мукомольной промышленности и эле-
ваторного хозяйства и т. д.

Колхозные детские дома

ТАМБОВ, 9 июня. (По телеф. от соб.

кам необходимо много кирпича, извести,

О кирпиче, бутовом камне

и невыполненных решениях

О размахе строительства в Кировской
области можно судить хотя бы по. тому,
что в 1942 —43. годах размер капитало-
вложений увеличилоя в 2 с лишним раза’
против довоенного. Большие работы ведут!
строители и нынче. Воздвигаютея новые
заводы и цехи, реконструируются суще-
ствующие.

’ Велик спрое на стройматериалы. Строй-

бутового камня, опочных изделий. Сырьё
для выработки их в области имеется с из-
бытком. Есть и организация, занимаю-
щаяся этим делом, — областное управае-
ние промышленности стройматериалов. И
всё же многие материалы завозятся в 06-
ласть со стороны.

Большинство местных кирпичных за-
волов приведено в запущенное состояние.
Кировский завод № 1, выпускавший преж-
де до 16 млн. штук кирпича в год, свер-
нул свою производительность но меньшей
мере в 5 раз. Гнусинекий завод вместо

млн. кирничей собирается дать нынче
менее 400 тыс.

O6a этих завода не имеют ни достаточ-
ного количества тонлива, ни рабочей си-
лы, ни транспорта. И не случайно, что,
например, на Кировском заводе № 1 вы-
ход готового кирпича не составляет даже
третьей части запланированного, ‘на Гну-
синском заводе положение не лучше. Там
омертвили все механизмы, кирпич выра-
батывается допотопными способами.

Несколько заводов, занимавшихся вы-
работкой кирпича, Облпрометром сдал
в аренду промышленным предприятиям.
Арендаторы сплошь и рядом эксплоати-
руют заводы не по-хозяйски. 3& время на-
хождения в аренде Котельнический завод
до крайности снизил выпуск продукции.
Соседствующее © ним черепичное произ-
водотво два года не работает только пото-
му, что там недостроена обжигательная
печь. Мощный кирпичный завод около де-
ревни Субботиха Кировского района арен-

ной произведена лишь десятая часть
работ. На площадку завезено большое
количество оборудования, но в монтажу
его не приступлено.

Надо ‘ли после этого удивляться, что
программу января —= апреля по выра-
ботке кирпича Облиромстром. выполнил
лишь в пределах 12 — 14 проц. Так же
дело обстояло и в мае.

Руководители Областного ‘управле-
ния промышяенности стройматериалов
тт. Крысов и Фукалов зарекомендо-

вали себя как безынициативные люди. 06
этом знают в областных ‘организациях,
но исчерпывающих мер к укреплению
руководства этой отраслью  промышлен-
ности пока не предпринято.

В начале марта этого года состоялось
решение исполкома облсовета «0 подго-
товке кирпичных заводов к производ-
ственному ‘сезону 1944 г». Несколько
позднее было’ принято об’единенное ре-
шение исполкома облеовета и обкома
ВЕП(5) <0 мероприятиях по улучше-
нию работы предприятий  Облиром-
строма». В решении всё предусмотрено.
Названы люди, персонально отвечающие
за выполнение намеченных мероприя-
тий. Но в значительной своей части эти
решения и посейчае не реализованы.

Потребители продукции Облиромстрома
обешали выделить дая камнеразработок
и для известкового завода 200 рабочих и
23 лошади. Сроки истекли, & рабочие и
тягловая сила ешё не прибыли. Уполно-
моченный управления  промкооперации
РСФСР по Кировской области т; Семено-
вых не обеспечил выполнения заказа на
обувь для камнеломов. Директор обл-
местпрома тов. Бабинцев сорвал задание

В. Дымерка (Киевская
область} под руководством бригадира са-
довой бригады А. С. Хилько выращивают

Колхозники села

богатый урожай клубники, Ha снимее:
А.С. Хилько (на первом плане) за расчист-
кой ятодной плантации,

Фото С. Раппорта.

Спектакль для детей
в Театре транспорта

В московском Театре транспорта с боль-
шим успехом идёт новая пьеса для детей:
«Сказка об Иван-царевиче, о земле ро-
димой, о матушке любимой».

Кто из нас не любит сказок? Кто не
учился по ним добру, правде, мужеству,
любви? Вспомним Горького, Пушкина, Го-
голя, высоко ценивших сказки, как кладезь
народной мудрости. Всю свою жизненную

по производству обозного инвентаря. На-
чальник областного управления  Глав-
снаблеса т. Охотин не выделил дров
кирпичному заводу № 1. Руководители
Вятского речного пароходства срывают
ими же подписанный договор по пере-

даторы сожгли и до сих пер не восстано-

Вили.

В 1941 году Облирометром. приступил
Е строительству крупного силикатного
завода производительностью до 38 млн.
кирпичей в год. Строительные работы
областные организации возложили на

возкам готовой продукции.

И вот получается, что в области, рас-
полагающей огромным количеством мест-
ных стройматериалов, известь и кирпич
стали весьма дефицитными. А бутовый
камень, залежи которого безграничны,

Кирстройтрест. За два ‘года Киретрой-
трест не смог закончить даже сооруже-
ние основных промышленных зданий, &
по сооружению электростанции и котель-

давно превратилея для строителей в ка-
мень преткновения...
С. УЛАНОВ,
соб. корр. «Известий».
г. КИРОВ.

Моподёжь восстанавливает город

корр.). Колхозники Тамбовщины ‚ организо-  КАЛИНИН, 9 июня. (По’телеф. от с0б.  рой месяц восстанавливают жилой дом, ра-
вали 42 межколхозных детских дома. В них корр.). Горячее участие в восстановлении
на средства колхозов воспитывается свыше   своего областного’ центра принимает кали-
2.000 ребят, потерявших родителей в ДНИ  нинская молодёжь. На стройках создаются

войны, ° ‘

комсомольско-молодёжные добровольческие

При детских домах созданы ‘подсобные   бригалы. ^

хозяйства. Колхозники выделили для них

‘12 комсомольцев добровольческой бригады

лошадей, коров, овец, Свиней. Осенью дяя  Калининторга во главе с секретарем комсо-
детских домов были посеяны озимые. За- мольской организации тов.  Незеленовой вто-

кончив посев яровых культур для детских

‚  домов, колхозники. посадили для. них так-

же картофель и-овощи.

Общая земельная площадь подсобных хо-
зяйств межколхозных детских домов ©0-
ставляет более 1.000 гектаров.

ботая на стройке черезь день по нескольку
часов после основной работы, Бригада вы-
полняет нормы от 120 до 140 проц. Особен-
но отличаются девушки Захарова, Сергеева,
Корчагова.

Две комсомольско-молодёжные бригады
добровольцев Хлебозавода № 1 работают на
восстановлении неполной средней школы.

„В помощь председателю колхоза“

Серия брошюр газеты «Социалистическое земледелие»

Газета «Социалистическое земледелие»
приступила к изданию сиециальной серии

проф. Вострокнутов и инженер Шлыков в
брошюре «Уборочные машины» дают прак-

Шекспир на армянской сцене  срошюр по актуальным вопросам развития тические советы по использованию комбай-

социалистического сельского хозяйства. В

В этом году всесоюзная шекспировская этой серии, об’единённой рубрикой «В по-
конференция Всероссийским театральным мощь председателю колхоза», вышло уже

обществом была организована в Ереване 26 брошюр.

К участию в библиотеке рёлак-

совместно с Армянским театральным обще- ция привлекла выдающихся мастеров сель-

ством. Армянские театры
шекспировские постановки:

млет», «Двенадцатая ночь» и «Сон в лет- ских работников

HIOIO HOUb>.

12 июня в 8 часов вечера во Всероссий- новской МТС Рязанской
ском театральном обществе (Москва, ул. Гармаш рассказывает
Горького, 16) с докладами о шШекспиров- своей бригады;
ской конференции и фестивале в Армении  звеньевого колхоза
Г. Гоян и Ю. Юзов- ССР’ Чаганака Берсиева

выступят М. Морозов,
ский.

полков где-то далеко в Румынии. Эти лю-
ди пробирались навстречу Красной Армии,
делая сотни километров № трудным 2ес-
ным дорогам.

Румыны установили для молдаван тер-
реристический режим. Когда солдата-мол-
даванина отпускали на ночлег в деревню,
с вим посылали для надзора двух румын.
Вончилось это тем, что молдаване начали
уходить из частей, уводя © собой и румын.
Павел Вискун из румынского кавалерий-
ского полка привел © собой в плен девять
румынских солдат.

Ион Карп и Павел Станку из деревни
Реуцел, насильно угнанные в румынский
гарнизон, за сто километров от Прута, де-
зертировали оттуда и в течение пяти дней
разыскивали часть Красной Армии. Павел
Станку был убит по дороге, а Ион Карп
встретился с наним передовым отрядом.
Карп стал проводником этого отряда и с
оружием в руках боролся против румын и
немцев.

т *

В мофдавоком языке бор называется
«кодру», а людей, населяющих  лееные
районы, молдаване зовут «кодрянами».
Это самые храбрые, самые сильные люди
Молдавии. В дни чужеземных нашествий
они первыми седлали лошадей и устремля-
лись в границам. Они первыми обнажали
мечи в годины боярского произвола.

Южнее Оргеева простирается огромный
бор. Пейзаж здесь до сих пор напоминает
пейзажи, описанные в старинной летопи-
си— уголки с незаросшими буйволиными
тропами и вольными источниками студб-
ной воды в оврагах. Люди сохранили
здесь традиционный дух «кодрян».

В дни румынской оккупации в районе
Оргеевского бора жандармы не знали по-
коя. Половина сельской молодёжи упла в
леса. В самых глухих уголках, в деревнях,
почти не имевитих связи с внешним ми-
ром, стихийно возникали партизанские
группы. 06 одном из таких людей, Андрее
Р., рассказали нам партизаны, перешед-
шие недавно линию фронта.

Когда румыны хлынули в Бессарабию,
Андрею, сыну лесника, исполнилось толь-
ко 16 лет. Но он сразу понял, что рухну-
ли в0е его мечты о лучшей жизни, все
планы, возникшие за годы советской вла-
сти. Не поедешь уже в город учиться, не
выберешь себе свободно ев. Не
на что было купить даже парусиновые
башмаки на деревянной подошве. Румын-
ский шеф жандармов, человек с тремя

показали свои скохозяйственного
«Отелло», «Га- ученых и специалистов, а также практиче- Чувикова — «Дополнительная оплата тру-
сельского хозяйства. Бри-   é

производства, видных

‚ бригады Рыб-
области Дарья
0б ‘опыте работы
брошюра прославленного
«Курман» Казахской
посвящена опыту
урожаев’ ‘проса;

гадир. женской тракторной

выращивания ` высоких

подбородками, ходил по селу и щедро на-
граждал оплеухами чуть ли ине каждого
встречного.

0, кроме села и жандармов, оставался
енеё лес с его дикими тропами и потайны-
ми уголками. И Андрей переселился в лес.
Так делали многие. Там по крайней мере
не нужно было спрашивать у жандармов
разрешения на каждый шаг, на каждое
слово. Сын лесника жил в лесу два года,
ухаживал за ичёлами, выжигая на’ дере-
вянных ‘изделиях затейливые узоры. На
третий год жандармы устроили облаву,
связали Андрея, избили и отправили в
Румынию, в казарму. По дороге он бежал
и вскоре вернулся обратно в родные места.

Теперь жизнь в лесу приобрела новый
смыел. Надо было каждодневно защищать
свою свободу. Андрей был молдаванин —
«кодрян». Традиции молдавских гайдуков
подсказали ему, что надо делать. Андрей
стал партизаном. Не имея ни оружия, ни
опыта, он вместе с двумя товарищами все
же поджёг жандармекий пост и держал в
трепете жандармов трёх деревень.

Разведка партизанского отряда набрела
на хижину лесника, и Андрей ушел с пар-
тизанами. За короткий срок он овладел
всеми видами партизанского оружия. В
открытом бою он истребил свыше трёх
десятков немцев,

Партизаны описали мне облик Андрея:
высокий, смуглый юноша © чёрными гла-
зами и тонкими, как бы вырезанными на
дереве, чертами лица. Он выглядел так,
как выглядят портреты «кодрян» на стра-
ницах молдавских летописей и старинной
книги воеводы Кантемира.

+

На правом берегу Днестра, на дороге,
идущей от военной переправы, мы вотре-
тили етранную ‘процессию. Виереди дви-
галось несколько мужчин в лохмотьях и
дырявых шапках, из-под которых торча-
ли вз’ерошенные волосы. За мужчинами
пделись босые женщины в накинутых на
плечи немецких маскировочных халатах.
Шествие замыкали полунагие ребятишки.
Они кренко держались за материнские
юбки и испуганно таралщили глаза на про-
бегавшие по дороге машины.

Это были бессарабские цыгане. Мужчи-
ны с выщипанными, вылинявшими боро-
дами, женщины без серег и монист, с по-
тухшими глазами и худыми, измученными
лицами. Это были цыгане, перенесшие
«новый порядок» в Бессарабии. Оказа-
лось, что румынские оккупанты по-своему

нов, жаток, молотилок и других машин. В би-
аня вышли также брошюры акад. Лис-
куна—«Воспроизводство стада, уход за мат-
ками и молодняком», проф. Эдельштейна —
«Повышение урожайности овощных куль-
тур», члена коллегии Наркомзема СССР

да колхозников», кандидата сельскохозяй-
ственных наук Фурмана—«<«Меры повышения
урожайности кок-сагыза», ‘проф. Полевиц-

кого—«Почвообрабатывающие орудия и их

использование».
Тираж большинства
экземпляров.

рентили и «цыганский вопрос». Они со-
брали цыган из всей Бессарабии и высе-
лили ‘их за Днестр, в районы Южного
‘Буга. По дороге жандармы забраля у цы-

ган шатры. и лошадей, еняли с женщин

серьги и пёстрые шали. Многих не только
ограбили, но и расстреляли.

Измученные люди, встреченные у пере-
правы, и были цыгане, которые уцелели

от немецкой. расправы и возвращались

теперь домой.

Изгнание цыган-—лолько деталь «коло-
низаторекой деятельности» румын. Корен-

ных ‘днестровских молдаван Антонеску
угонях куда-то в Южную Буковину, a Ha

их меето селил румын из Северной Тран-
сильвании. Бессарабские еврея были по-
селены в специальных ‘«лагерях смерти»
в увраинеких  местечках Заднестровья.
Украинцев из этих местечек поселили
вместе с бессарабскими цыганами где-то
в районе Николаева. За Серетом, в румын-
ском р Сучава, мы ветретили деву-
mek 13 Крыма, которых оккупанты «пере-
селили» на Карпаты.

Больше половины «колонистов» и
«переселенцев» погибло в пути, Румын-
ские коменданты, занимавшиеся этим де-
лом, нажили миллионы. Даже геббельсов-
ская «Дас рейх» писала с некоторой за-
вистью, что румыны показали себя «епо-
собными колонизаторами».

С конца прошлого года румынских ма-
стеров колонизации стал волновать во-
прос: успеют ли они сами переселиться
обратно в Румынию? Известно, что им это
не удалось. Правда, из Украины многие
из них бежали, но домой не добрались.
Румынский капрал Пержеру Николай
перед тем, как попасть в плен, проехал из
Бухареста в Яссы через Галац. Он рас-
сказывает; «Вее дороги от города Хуши до
Галаца и дальше, до Турну-Северин на
Дунае, забиты эшелонами эвакуирован-
ных. Среди них чиновники, удравшие из
Бессарабии и Заднестровья, составляют
едва ли не большинство».

Им удалось бежать из Одессы, но они
никак не могут попасть в Бухарест. Удрав
месяца два назад из Кишинева, они поте-
ye надежду добраться до Брашова.
емцы не дают паровозов для эвакуиро-
ванных. Антонеску запретил в’езд в Буха-
рест, и эшелоны стоят неделями на ма-
леньких станциях...

И. КОНСТА НТИНОВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

oe

брошюр — 100.000

философию, многовековый опыт, . наблюда-
тельность, поэтичность сердца, надежды и
чаяния, блестящий юмор,—всё это вклады-
вал народ в сказки, песни, поговорки.
Русская народная сказка—самая оптими-
стическая, самая гуманная. Она выражает
жизнерадостное мироощущение нашего на-
рода. Русские сказки глубоко реалистичны.
Эти качества русских народных сказок
правильно понял автор пьесы В. Гольдфельд,
удачно соединив в одну сюжетную линию
любимых сказочных героев, обретнтих в рус-
ском фольклоре значение символов. Иван-
царевич— носитель светлых качеств народа.
Он — храбрый витязь, воин, защитник зем-

„ ли русской, правды народной. Алёнушка—

символ поэтической женской души.

Яков малый — солдат бывалый, в его
образе собраны черты ‘русского солдата:
простого, честного, умнога, скромного и
смелого. «Где доблестью, где храбростью,
где хитростью, а где и терпением» берёт
Яков малый.

Покинул царь жену любимую и дочь ро-
димую на трёх сыновей своих, а сам поехал
на царство своё поглядеть: «как дела идут
да как люди в вём живут». Василий-паре-
вич, жалосгливый да не в меру любопыт-
ный, Кащея пожалел, дал водицы ему ис-
пить, силу вернул. Кащей лютый матушку
в полон забрал, землю родимую. захватил.

Поехали братья край свой освобождать,
матушку любимую спасать. Вышли на рас-
путье дорог. Василий вираво пошёл — диво
нашёл, Ирину чудо-красоту. Димитрий-ца-
ревич влево пошёл — поегтъ, попить захо-
тел. Иван-царевич прямо пошёл — друга
верного нашёл, землю свою спас, матушку
любимую из неволи вызволил.

Ни одного сжюва о сегодняшнем дн®, ни
одного намёка, а зрителе волнуется, думяет
о нынешней войне, о враге коварном —- на
нашу землю напавшем. Спектакль актуа-
лен. Он звучит глубоко патойотично.

Постановкой сказки. Театр  транспорга
верно угадал насущную потребность ребят.
* Дети великоленно понимают идею спек-
такля, горячо одобряют поплинных героев:
Ивана-царевича, Якова малого, Татьяну
свет-девицу, Алёнушку пежную. Деги го-
рячо переживают удачи героев, искренно
страдая за их ошибки, пытаясь предупре-
дить их.

Артисты с увлечением играют свои роли.
Отлично дал образ Якова ‘артист Пшенин.
Чудесно раскрывает тонкую лиричность
Алёнушки Корвилова, создавая скромный
поэтический образ русской девушки. Иван-
паревич — артист Шумажов нашёл верный
жест. Он будто сошёл с картины; мололой
богатырь земли русской. Артисту мешает
некоторая нарочитая поза. Это вредит об-
щему впечатлению. о

Замечательно подан образ Домны Панте-
леевны, хозяюшки налей—и сытой, и белой,
и весёлой... (арт. Турова). Остальные арти-
CTH также играют хоролю, легко, свобод-
но, с увлечением и без фальши.

Есть в спектакле (режиссёр т. Мг
линин) и недостатки. Хотя в целом
оформление спектакля красочное, лако-
ничное, но в нём разнобой в стиле. Во
всякой условности есть своя логика, кото-
рую художник не сохранил до конца. Ска-
зочности вцечатления мешлет техническое
несовершенство. Художнику надо было
взглянуть на мир глазами ребёнка, для ко-
торого всё окружающее живёт, дышит, го-
ворит, полно чудес и превращений. Дерево
стонет в горе, расцветает в радости. Птицы
и звери голосом челолеческим говорят,
травы шепчутся — всё это естественно для
ребёнка. Этой-то атмосферы чудесвого не
создал художник. Удачная находка — змий,
но зато слабо сделан Кащей. Он страшен
физически и противоречит уже издавна соз:

данному русской народной фантазией сбли-

ку Кащея.
Несмотря на эти недочёты, спектакль —
положительное явление в театральной

жизни.
А. БЕГИЧЕВА.

Всесоюзный шахматный

чеминонай

ДЕНЬ ДОИГРЫВАНИЯ

` Вчера определились шансы всех участни-
ков, так как были дойграны все незакончен-
ные партии. .

Не начиная игры, Равинский сдал отложен-
ную партню Смыслову, Хавин свёл вничью
несколько худший эндшпиль против Смыс-
лова, выиграл у Вересова и проиграл Флору.

Вничью закончились партий Болеслав-
ский — Равинский, Лисинын — Котов, Ала-
торцев — Рагозин и Рагозин — Лисицын.
Лилиенталь быстро добился победы над
Макагоновым. Вересов выиграл’ у Брон-
штейна и Микенас — у Сокольского.

После транадцати туров имеют: Ботвин-
ник — 10,5 очка, Смыслов—9 и Флор—8 (все
трое — из 13 партий). Остальные участники,
кроме Лисицына, сыграли по 12 партий и
имеют: Болеславский—7, Лилиенталь и Ма-
кагонов — по 6,5, Микенас и Хавин — по 6,
Лисицын-—6б (из 13-ти), Вересов и _Соколь-
ский — по 5,5, Алаторцев, Бронштейн, Ко-
тов и Толуш — по 5, Рагозин —4 и Равин-
ский 3,5,

Сегодня игры нет. Завтра — 14-й тур.

i Мастер В. ПАНОВ.