—_—

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 ИЮНЯ 1944 г.

№ 138 (8440)

—— о ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ.

DOMULbI Ont

В село. пришла на отдых воинская
часть. Дюди только вышли из. боёв, и те-
перь им предстояло привести себя в по-
рядов, пополнить  износившееся.. ору-
ие, & главное — принять в ‘свои ря-
ды новое пополнение, ввести его в. курс
боевого дела, приучить к традициям, ка-
кие имела эта воинская часть.

Взвод. старшего лейтенанта Ивана Ce-
менова расположился на» краю села, на

опушке рощи, по соседству с колхозными

огородами и фруктовыми садами.

Чюди. во. взводе были разных возрас-
тов, различных професвий, несходных ха-
рактеров, но это не мешало им. быть
дружными в бою, выручать друг друга из
беды, помнить. всегда о товарищах. Не
был столяр из Витебска Дмитрий Ильяше-
вич, сорокалетний рыжий здоровяк, по-
хож на Павла Шатова, что до войны раз-
водил краски мастерам Палеха. И ничего
общего не было между хладнокровным
командиром. отделения черниговцем Паз-
лом Чесаком и непоседливым тараторой
Онисимом Плалоновым — пулемётчиком,
человеком › большой” личной храбрости.
Каждый жил по-своему до войны, своим
домом, своей семьей, своим укладом. Вой-
на выработала новые привычки, свой
окопный быт. Тяжелый труд войны заме-
нил им мирный труд. И многие ‘из них
стали, как им казалось, забывать свою
профессию. Здесь они были солдаты, и
это была их основная профессия вот уже

ого ‘взвола

——^ Запорошило глаз, .— ответил Илья-
шевин и вдруг радостно, по-детски узыб-
нулея. — Ну, теперь. держись, другу. да-

— Держусь, — и Никифоров» снова
плюнул. по привычке на ‘правую ладонь.

А в это время другие бойцы тоже от-
дались дупюй и телом труду:

ГранильщиЕ  Павёл Чесак, в прошао
искусный мастер, сидел прямо на’ земле и

аленьким молоточком, в которым никог-
& не расставался, разбивал куски кир-
пича, принесенного им же самим е пепе-
зища сельской паровой мельницы:
_ В вечеру вее работы на участке взвода
были закончены. Даже скупой на похва-
лы Семенов не только не сделал ни одно-
го замечания, но и.сказал:.

— Привететвую, бойцы, ваш труд.

Позже пришел командир полка ис
удоволретвием осмотрел все: и вкопанные
в землю палатки, и постели, под которыми
густо лежаля трава и- зелёные” ветви, и
желтые дорожки, и столики и скамейки,
гладко обтесанные рубанком, и лозунги
из кирпича и нарисованные, — все было
сделано с любовью, с душой. Уходя, под-
полковник. сказал: ‹

— Выношу вам благодарность.

В одиннадцать часов вечера прозвучала
команда <отбой». Не сразу уснули в на-
латках. Ильяшевич, Чесак, Платонов,
Шатов и ещё четыре бойца спали в одной
палатке. Укладываясь, Платонов залара-

Восстановлен пех электроплавки на Ленин-

градеком абразивном заводе,
плавка электро-корунда.

Фото В. Федосеева. (ТАСО).

На снимке;

Строительные материалы

для Ленинарада

ЛЕНИНГРАД, 10 июня. (По телеф, от
co6. корр.). Ряд заводов стройматериалов
Ленинграда и области уже выпускает про-
дукцию для ремонтно--воссгановительных

в течение трёх лет. Когда офицер сказал   торил:
о том, что им придется потрудиться, что-
бы соорудить себе, жилье, большинство из   Не забуделть такой денек. Весь денек
них восприняло это сообщение, как ра- р ? a
постное; как воспоминание о давних днях;   нек»
когда они были вооружены не автомата- a
ми, пулемётами и миномётами, a молот-
ками, рубанками и топорами...!

И. вот столяр из Витебска Дмитрий значительно еказал Чесак.
Ильяшевич взял в руки пилу и топор. Он
должен` был с бойцом Никифоровым еде- толоса переговариваясь,

будто’ других

потрудились досыта,

— Славный денек. Хороший денек.
— И что ты вее — «денек» да «де-

слов у человека
нет, — сказал Ильяшевич. — Главное-—

— Профессию вепомнили, — много-

Они лежали в темноте, неспеша внол-
изредка воро-

работ, Пущено  2 кираичных завода’ в Ле-
нинграде, 3 известкозых завода ‘— Самой-
ловский, Кикеринский и Изварский — на
освобожденной от немецких захватчиков
территории области. Работают  обойная и
бумажная фабрики, которые дадут в этом
году до 2 миллионов кусков. обоев.
Частично пущен в эксплоатацию завод
«Баррикады». ‘Сегодня завод’ изготовил
около 30 тонн бетонных труб для канали-
зации. Два восстановленных › деревообде-
лочных завода в Ленинграде за  строи-

лать скамейки и столы и врыть их в зем-
лю возле палаток,

Он высматривал, где можно найти су-
хое дерево, -—— не одно, &а-целых пять,
чтобы епилить их ‘и разделать. Вместе с
Никифоровым они бродили по роще. Пе-
ред ними оказалась красновато-желтая
сосна. Она была почти мертва: сухие
ветви, иглы, осыпавшиеся на землю.
Ильяшевич оглянулся ‘вокруг. Все было
зелено, молодо. босна-мешала здесь.

Никифоров выталцил ‘из-за поясатопор
и билюнул на ладонь.

Постой, — сказал Ильяшевич, —
я сам. — Он взял из рук Никифорова то-
пор и подошел к сосне. Потом размахнул-

ся и ловко. опустил. топор. Скоро дерево’

качнулосьл Еще. удару другой; Ильяшевич
выпрямилея; ‘толкнул дерево рукой. Мед-
ленно наклонясь, сосна упала на’ траву,
сбивая ^ листья  ® соседних дерезвев.
Ильяшевич передал топор Никафорову:
Обрубай ветки. —- И сам пошел но
роще, высматривая новые деревья. =”
Когда были срублены пять деревьев и
бойцы доставили их к месту стоянки
взвода, Ильяшевич принялся распиливать
их; он позвал Никифорова и сказал:
— Вместе начали. — вместе. кончим,
От запаха’ опилок у Ильяшевича закру-
жилась голова. Воспоминания нахлынули
на него.   к
— Что.ты? — спросил Никифоров.

корр.). В салоне волжского парохода
«Михаил Калинин», только-что вернувше-

гося из дальнего рейса, собрались лучшие.

машинисты депо
и Горький-Сортировочная. Сюда же при-
шли механики пароходов, руководители

Верхне-Волжского пароходства ‘и паровоз’
  ного отделения Горьковской железной до-

роги, $: 3
Волгари. и ‘железнодорожники: ветрети-
лись для того, чтобы. обменяться опытом

ОТО рр

Производетвенная- дружба волгарей и железнодорожников
ГОРЬКИЙ, 10 июня. (По телеф. от соб. структор теплотехник депо Горький-Сор-

Горький-Пассажирская  внутрикотловой обработки воды.

тельный сезон выдадут 100 тыс. кубомет-
ров пиломатериалов, 45 тысяч квадратных
метров строительных деталей и 3 тыс. ку-
бических метров строганых изделий,

чаясь. Запах мяты и полыни наполнял
палатку. :

...На вледующее утро’в часть пришло
новое пополнение. Несколько человек бы-
ло направлено ‘во взвод’ Семенова. Они
пришли одетые в ‘только-что выданное
летнее обмундирование. Все с уважением
осматривали образцово убранный участок,
дорожки, палатки, лозунги.

Семенов распределил их по отделениям
и приказал командирам немедленно начать
учебу с новичками.

И вот у пулемётов, в окопчихах, в кус-
тах, — всюду расселись бывалые и моло-
дые солдаты. Разборка, сборка оружия,
смазка, учебная стрельба, рассказы о про-
шедших боях, — все это потекло своим:
чередом. 5

Накануне все ‘они вдохновенно труди
лись на этом маленьком участке зеленой
рощи. Сегодня со знанием дела делились
солдатским опытом с новыми. товарища-
ми. Пулемётчик Онисим Платонов стоял на
коленях перед станковым  пулемётом и
громко говорил, обращаясь к почтительно
слушавшему вееснущалому парню:

`— А настанет дёнек, жаркий денег...
Uro ‘rer будешь делаль с пулемётом?. .

Солнце стояло над селом, над жёлтыми

дорожками... —

`К 40-летию со дня смерти
А. П. Чехова

ВЛАДИВОСТОК, 10 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Обитественность Владивостока
готовится широко ознаменовать 40-летие со
дня смерти А. П. Чехова. В библиотеках и
клубах города устраиваются выставки, ор-
ганизуются литературные вечера, посвящён-
ные жизни и творчеству великого писателя.

Особенно широко ведется подготовка на
кораблях и в частях Тихоокеанского Воен-
но-Морского Флота. Лекторы Владивосток-
ского Дома Военно-Морского Флота высту-
пают среди краснофлотцев с лекциями на
темы: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»,
«Чехов-драматург» и т. д. Среди коллекти-
вов краснофлотской художественной само-
деятельности 1 июля начнется конкурс на
лучшую постановку водевиля и лучшее ис-
полнение рассказов Чехова.

Летний велосипедный
сезон

Анатолий СОФРОНОВ, ,
специальный корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ТУЛА, 10 июня. (По телеф. от соб. ‘корр.).
В Туле 23—25 июля состоятся всесоюзные
соревнования по велосипедному спорту,
цель которых — выявить сильнейших вело-
сипедистов страны на 1944 год, К участию
в командных соревнованиях по первой груп-
пе допускаются сборные команды Москвы,
Ленинграда, Тулы, Грузинской и Армянской
ССР. По второй группе — команды Сверд-
ловска, Горького и Украинской ССР. :

В воскресенье, 11 июня, в Туле откры-
вается летний велосипедный сезон. На
Московском шоссе буду“ проведены вело-
гонки, которые послужат” началом подготов-
ки к всесоюзным соревнованиям. Мужчины
на гоночных машинах сделают по 20 кило-
метров, женщины—по 10 километров, затем
на дорожных велосипедах мужчины сде-
лают по 10 километров. женщины—1ю 5 ки-

тирбвочная тов. Стоянов, Он рассказывает
собравшимся о сохранности котла, о дости-
жении лучшего парообразования, об опыте

Машинисты Грошев и Сидсров подели-
лись опытом удлиненных пробегов между
промывками и обточками, проведения под’-
ёмочного ремонта своими _ силами.

Машинисты и механики заключили со-
циалистические договоры на достижение

работы. Дружескую беседу открывает ин-  лучших показателей в работе.

лометров.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР

Горлость

Почему молчал заводской гудок? Боя-
лись ли немцы, что звук протяжно и
гулко разнеебтея над необозримей  до-
нецкой степью, будя в сердцах русских
людей воспоминания о воле и счастье,
взывая к неповиновению и к мести, .Или
неприятен он был им и враждебен чуже-
земцу-хищнику, как всё советское, непо-
коренное? 3

За два года немецкого владычества
ни разу He  взвивалось над  завод-
скими. корнусами белоснежное кучевое
облачко гудка, на зов которого долгие
годы изо дня в лень со всех сторон Ма-
кеевки стекались в. родные цехи  тыся-

Понбасса.

не отвлекать строителей, занятых  BOC-
становлением разрушенных цехов нового
завода. Тенерь. фабрика обрела свой
прежний вид, накануне пуска ещё одна
агломерационная лента, — в июне фабри-
ка достигнет половины своей довоенной
мощности. ,

Старый мастер стана заготовок Иван
Ефремов, рабочий Макеевского завода со
дня его основания, вернувшийся с Урала
из эвакуации, потомственный мастер
проката Филипии Богатырев, одновремен-
но с Ефремовым прибывший на родной
завод из далёкого Казахстана, и многие
другие герои восстановаения  подроб-

чи металлургов. Даже когда удалось,
наконец, оккупантам согналь небольшое
число рабочих, не успевших” эвакуиро-
ваться на Восток, и пустить некоторые
подсобные производства, ни разу не нару-
шил гудок зловещую тишину, царившую
над пустынными улицами.

— Скажу вам, не преувеличивая —
говорит директор завода Еротов,
если через несколько лет меня спросят,
какие ‘дни были самыми счастливыми
и памятными в моей жизни, я назову
‚этот незабываемый день октября 1943 го-
да, когда внервые, после долгого молча-

ния, вновь раздался гудок Макеевского

металлургического завода. Какими сло-
вами передать вам, что тогда было?
Настежь распахнулись окна домов, не-
емотря на осеннее ненастье.
высынали и стар, и млад. Радостные и
взволнованные лица, у многих бегут по
щекам слёзы, но люди не стыдятся их.
Старые рабочие торжественно и счастли-
во обнимаются.

Немало героического труда было вло-
жено в дело восстановления завода,
прежде чем его гулок возвестил о том,
что макеевский. гигант оживает, уже
живёт, снова готов давать металл род-
ной стране; *

Макеевский завод — слава металлур-
гического Донбасса, гордость всей стра-
ны. На 25 километров в окружности рас-
кинулась его территория. Неспроста з5-
вут его в народе «южной Магниткой»:
десять процентов всесоюзной выплавки
металла приходилось в довоенные. - годы
на Макеевский завод.

Немцы перед своим бегством из Дон-
басса разрушили более 40 проц. всех
зданий, сооружений, оборудования и ма-
териальных ценностей Макеевского зазво-
да. В руины превращена вся его новая
часть. И на территории старого завода
то там, то здесь видны развалины.
цехи, в которых сегодня уже бурлит
ЖИЗНЬ, -—— ЭТО бойцы, перенесшие тяжкие
ранения и снова ставшие в строй.

Приглядитесь внимательно к их кор-
пусам, и вы заметите зарубцевавшиеся
раны. Вот агломерационная фабрика, во-
зобновившая совсем недавно работу.
Врасное высокое кирпичное здание
фабрики выглядит отлично, внутри pa-
ботает пока лишь четвёртая часть 060-
удования, 2 она даёт в сутБи
1000 — 1.200 тонн агломерата.

У основания дымовой трубы отчетли-
во видно бледнорозовое большое пятно,
точно след ожога на человеческом теле.
Это новая кирпичная кладка в дыре, ко-
торая образовалась в результале взрыва
динамита, подложенного под трубу. Нем-
цы рассчитывали, взорвав Е
обрушить ввю громадину трубы на
фабричное здание и сокрушить его. Но
труба выстояла, хотя взрыв вырвал у
неё кусок основания, значительно повре-
див все здание фабрики. Ремонт выполнен
силами заводского коллектива, чтобы

Предприятия Московского областного
управления пищевой промышленности до-
срочно выполнили полугодовой план. До
1 июля будет выпущено продукции
сверх задания на 6 млн. 500 тысяч рублей.

На улицы

но расскажут вам о том, как, затаив
дыхание, сжав кулаки от боли и обиды,
входили они в пустой, разрушенный и
отрабленный оккупантами цех. Как бра-
ли в руки лопаты, кирки, ломы, вов —
инженеры, мастера, рядовые рабочие —
становились чернорабочими, грузчивами,
строителями, ремонтниками оборудования.

Шаг за шагом возрождалея к жизни
изувеченный немцами сортовой цех. И
вот 30 мая один из станов обжал пер-

рождённый цех.

«Сталевары второй, третьей, четвёртой,

смену не менее 25 тонн стали!»

вый слиток металла. 200 тонн сортовой
стали выпускает теперь ежесуточно воз-

Перед входом в мартеновский цех на
опорах газопровода мы прочли лозунг:

пятой печей! Выплавляйте за 8-часовую

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Новая` ра бо а
о Римском-Корсакове м

Музыкально-критические и исторические
труды академика Б. В. \Асафьева заслужен-
но пользуются большой известностью бла-
годаря свежести и глубине мысли, тонкости
анализа и блестящим обобщениям, всегда
научно обоснованным и законченным.

Эти свойства в полной мере присущи но-

100-летию со дня рождения Н. А. Римского-
Корсакова.

В небольшой по размерам (90 страниц)
форме, автор повествует о творческой, обще-

ликого русского композитора. Подробно ос-
танавливаясь на оперном, симфоническом и

Б. В. Асафьев вскрывает национальные ис-

русской народной песней и эпосом, но и
с изобразительным искусством и художест-

чая красоту и поэтичность музыки Римского-
Кэрсакова и высокое мастерство композито-
ра, Б. В. Асафьев подчеркивает, что «дан-

жит русскому народному искусству в его но-
сителях и мастерах и всегда было — от
сказителей до запевал и певцов, выводящих
подголосок, от иконописцев и художников
фрески до умельцев тончайшей резьбы и ор-
наментщиков». eh. &

Но эта красота не исчерпывается отточен-

— ее обаяние заключается прежде всего в

вой работе Б. В. Асафьева, написанной к’

книжке, написанной в живой, увлекательной“

ственной и педагогической деятельности ве-.

токи его музыки, связывая ее не только or

венными ремёслами русского народа. Отме-

нсе свойство коренным образом сопринадле-`

ностью формы и пленительностью звучаний,

— Этот лозунг — сегодня уже исто-
рия, рассказывает начальник цеха тов.
Васильев. -—— Теперь у нас уже не пять, а
шесть печей, и каждая из них дабт за
смену не менее 30 тонн металла. Значи-
тельно возрастёт выплавка стали в июне,
когда будет пущен 6-й по счёту мартен,
один из самых. мощных в нашем цехе.
Если же ко времени его ввода в строй за-
работает и доменная печь, — а по всему
видать, что так оно и будет, — то вы-
плавка стали сразу резко поднимется и с0-

постижении прекрасного мира
стремлений русского народа, влохновенным
певцом которого был Римский-Корсаков. ›

Китеже и «Сечу при Керженце» «синтезом
эпического величия русских боёв». Музыка
Римского-Корсакова волнует ‘нас потому,

тическое чувство
родным народом.

Б:В. Асафьев показывает, как в этой му-

гордости и восхишения

чувств и.

Глубоко прав Б. В. Асафьев, когда назы-
вает сцены в осажденном врагами Большом“

что в ней с такой силой воплошено патрио-`

основание,

енные времена.

печи, поднятой из руин. А ведь co-

НИЯ.

дня здесь. ждут, как. . большого, светлого
праздника. ;

Директор завоха рассказывает:
— В нынешнем. году 0078

деляется суммой в 50 млн. рублей. С
каждым днём площадь разрушений сокра-
щается, оживают печь за печью, стан за
станом, пролёт за пролётом, цех за цехом.
Металлурги возвращаются к труду‘ своих
отцов и дедов, пройдя сквозь все испыта-
ния и невзголы.

..Над. трудолюбивой Макеевкой, где
пышная, орошенная весенними дождями
зелень не в силах скрыть взорванные и
сеожженные жилые кварталы,  тот-
жественно звучит по утрам гудок ме-
таллургического комбината.

Южная Магнитка живёт!

‚А. ЭВЕНТОВ,
соб. корр. «Известий».

ДОНБАСС.

Предприятия пищевой промышленности Московской области
выполнили полугодовой план

Районная пищевая промышленность соз-
дает собственную продовольственную базу.
Посевные плошади. под различными куль-
турами расширяются по сравнению с про-

ставит, по крайней мере, 70 — 75 проц.
производительноети цеха в лучшие дово-

В третьем квартале намечаем возро-
дить и последнюю печь и тем самым до-
стигнуть уровня выпуска стали, на ко-

бочие о домне №2: Это ‘ласковое сло-
во и впрямь определяет вид. доменной

всем недавно тут царил хаос разруше-
Восстановители домны проделали
стромную работу. В конце июня домен-
ная печь № 2 вступит в строй. Этого

ём восстано-

вительных работ на нашем заводе опре-
С новодческих совхозов.

зыке претворилась народная мудрость, как
композитор постиг глубокий смысл древних
образов языческой мифологии наших прел-
ков-славян, образов
эпоса и славной истории нашей страны. °
Заслугой Б. В. Асафьева является то, что
он сделал образ гениального композитора
ешё более близким и дорогим для нас всех,

тором мы находились до Вторжения как образ художника-борца за светлые
оккупантов. идеалы человечества.
«Наша невеста» — тах говорят ра- Игорь БЭЛЗА.

.*) Академик Б. В; Асафьев  (Игорь Гле-
бов). Николай Андреевич Румский-Корса-
ков. Государственное музыкальное
ство. 1944 г. Г

ere ies

Новые животноводческие
совхозы в Назахстане.

тых травостоем берегах Сыр-Ларьи закон-
чена организация пяти крупнейших живот-

На-днях завершается организация ешё

27 животноводческих совхозов в пругих
областях республики, из них 6 совхозов в:

_ Сборные дома _^
для рабочих посёлков

СВЕРДЛОВСК. 10 июня. (По телегр. от

организовал на деревообделочном комбина-

домов для рабочих поселков. Плошадь
восьмиквартирного дома — 250 кв. метров.
На строительном дворе, а также’ в мас-
терских комбината заготовляются все со-
ставные элементы дома. Строевой лес по-
дается на лесопилку. Здесь он разделы-
вается, затем по конвейеру поступает к ме-
сту, где изготовляются сборные конструк-
ции, Полое пространство между двумя
сторонами щитов заполняется смесью опи-
лок, стружек и шлака. На строительной
площадке остается только собрать все со-
ставные элементы — и дом гогов. - -
Сейчас несколько таких домов уста-
навливается для рабочих Уралмашзавода и

русского былинного’

издатель-*

АЛМА-АТА, 10 нюня. (ТАСС); На бога:

соб. корр.). Трест «Свердловскпрометрой»

шлым годом в полтора раза. треста «Свердловскпромстрой».

А

Партизанский врач

i

Без сомнения, студентка-медичка 4-го   Фельдкомендатура рассылала © нарочны-
курса Аня Маслова от души рассмеялась ми пакеты — и нарочных находили в
лесу с ножом в горле. Но это было да-
леко не вее. В один прекрасный день ка-.
рательный отряд под командой самого
вого ножа и обыкновенной древесной   обер-лейтенанта выехал на облаву и, как

попал в засаду. Потеряв ров-
но половину’ своего состава, отряд вер-
Сам обер-лейтенант
был ранен. Разумеется, его лечили не-
мецкие врачи. Но доктор Маслова так

бы, если бы весною 1941 года ей сказа-
ли, что через несколько месяцев она бу-
дет делать операции при помощи етоло-

пилы. Но не будем забегаль вперед. Усло- ни странно,
вимея лишь, что главная героиня этой

историй — правда.

«На немецкой
службе»

Война застала её на практике в Рос-
лавле, где жили её родные. В конце июня
она была ранена в Ногу и не могла уйти,
когда немцы заняли’ город. Думала ли
она тогда,‘ что станет партизанкой? Нет.
Два месяца она скрывалась. в; деревне,

нулея в Рославль,

усердно справлялась © его здоровье!

фом. Первые дни она притворялась и до-
вельно удачно, что у нее обыкновенная
малярия. Но’ немцы, смертельно бояв-
шиеся сыпняка; прислали своего врача, и

Так шли дела — в общем весьма не-
дурно. И вдруг, это было в мае 1942 го-
да, доктор Маслова заболела сыпным TH-

слушивалиеь. Каждое её желание не-
медленно исполнялось. Со стороны нем-
цев это была игра — очень тонкая, как
они полагали. бо стороны доктора Мас-
ловой это не было иЁрой по очень прос-
той причине — выдав себя в бреду, она
немедленно забыла об этом. Придя в се-
бя, она только удивлялась от’ всего серд-
ца, что немцы с такой энергией хлопо-
чут © её здоровье. Накануне несомненной,
безусловной гибели она думала © том, что
никогда её положение не было ещё таким
прочным. ,

И она погибла бы, если бы не Гри-
горий Алексеевич ФЛуцков, извеетный
хирург, работавший в рославльской боль-
нице. Партизанская деятельность этого
человека началась в те дни, когда Аня
Маслова, не подозревая, что она погуби-
ла себя, лежала в инфекционной палате.

Она уже начинала поправляться, хо-
тя была ешё очень слаба. Она пожелала

идет в бой со своим отрядом. Вееь поход-
ный госпиталь — инструментарий, бин-
ты, медикаменты-—у него на руках, Под
огнём он перевязывает раненых. На при-
валах никогда не отдыхает, — именно в
эти часы общего отдыха и начинается са-
маягорячая его работа. Уеловия, в кото-
рых ему приходится трудиться, часто
таковы, что нельзя даже развести костер,
чтобы согреть воду или прокипятить ин-
струмент. Партизаны никогда’ не остав-
ляют своих раненых, и дело врача ус-
троить. их в пути так, чтобы. повязки дер-
жались, грануляция (поверхностное за-
живление раны) не срывалаьь.

Вот. что рассказала мне Аня Маелова
© сражении под селом Корсики, за уча-
стие в котором она награждена медалью
«За боевые заслуги»...

«...На берегу реки ночью мы ждали
одного из наших, служившего в немецкой
полиции в Корсиках. Он должен был ©0-

мя этого рейда. Отряд находился в 060-
рене, но с минуты на минуту должен быз
двинуться в дальнейший путь. Стоял 40-
рез в тридцать градусов. Й раненый,
один из лучших фазведчиков отряда, и
врачи были в полушубках. Откладывать
операцию было невозможно: у разведчика
начиналась газовая гангрена, но и дер-
жать оборону в этих местах партизаны не
могли, — нужно было отходить немедля.

— Десять минут, — сказал доктор
Туцков командиру отряда. _

—=- Двадцать, сказал командир. И пе-
Федал.по линии приказ: держаться ещё
двадцать минут.

ла, по его раскинувшимся рукам, по мерт-
вой неподвижности его позы я поняла,
что он несомненно убит. Бой продолжался
четыре часа: Немецкий гарнизон был пол-
ностью уничтожен. Мы забрали боенрипа-
сы и ушли. Согласно приказу командира
мы унесли с собой и раненых, и убитых».

_ Пироговская школа

Зимой 1942 года в отряде работали
уже восемь врачей. Под руководством
Чуцкова был организован образцово-по-
казательный госпиталь: просторный сруб,
в котором было достаточно меета и для
палат, и для перевязочной, и для опера-
циенной, был построен и опущен в землю. Не снимая с саней, раненого подтащи-
Несколько девушек-партизанок гработали ли к краю. Ногу положили на пень, по-
сестрами — в госпитале были налажены  крытый парашютной материей. Это был
регулярные дежурства. Самые сложные   операционный стол. Несколько кровеоста-
операции производились в этом госпита-  навливающих пинцетов, древесная пила и
ле в Макеевеких лесах. Но вот пришёл  обыкновенный столовый нож — вот все
день, когда партизанским врачам приш-  инструменты, которыми располагал хи-

надеясь пефейти через фронт. Не уда-
106, — и тогда ‘она’ вернулась” в Рос-

он.приказал.отвезти»Аню-в-бельницу:

06 одном думала она, одного страстно

` вернуться домой — немцы исполнили и

общить нам немецкий пароль. Наконец,
послышался легкий плеск, и мокрый чело-

sto e@ желание. Впрочем, неведение её

лось проститься со своим подземным гос-
питалем и вернуться к бродячей жизни,

рург. Эти инструменты, в том числе пила,
свернутая вдвое, были уложены в ведро.

гвительно доверять ей,°тем более, что

лавль и поступила на службу к немцам.
Русская девушка, свободно говорящая
По-немецки, образованная (она назвала
ебя врачом, и это было почти правдой),
Аня быстро ‘завоевала доверие немцев,
Правда, гестаповцы дважды арестовыва-
1и её. Правда, во второй раз её постави-
11 к стенке и сделали вид, что расетре-
ивают — пули ударились в. стенку. над   себя.
@ головой. Но все это были обыкновен-  Немцы могли просто убить её. Но это
ные шутки ‘в немедком духе. 10646 ЭТИХ было бы нерасчетливо — в руках у этой
маленьких испытаний немцы стали дей- левушки были нити, которые вели в са-
Е мую глубину партизанского движения.
ина сказала господину обер-лейтенанту   (пи могли немедленно взять её в геста-
jou ГРонскому, начальнику гарнизона,  , по ото испугало бы её друзей, Вот
что она на ‘его’ месте поступила бы Точно   оцему решено было прежде всего выле-
так же. И она стала врачом-эпидемиоло- ить доктора Маслову — вылечить, что-
том на немецкой службе: бы поговорить с нею так, как умеют
Это было очень удобное положение. тазговаривать в гестапо. Вылечить —
Немногие сохранившиеся пока сельские  » потом (это
медпункты находились в полном фаепо-   повесить:
жении доктора Масловой. Разумеет6я;   Цикогда ещё немецкие врачи не отно-
темы не подозревали, что На деле ОЛ сулиеь с таким вниманием к своему рус-
были партизанскими явками. Фельдко- скому коллеге, Сам господин фон Рон-

желала — только бы не потерять созна-
ния. Она смотрела на свои руки и. гово-
рила себе:

— Вот мои руки. :

Она повторяла таблицу умножения.
Она убеждала себя: «Аничка, милая,
только не это». На восьмой день болезни
она потеряла сознание и в бреду выдала

` было решено) публично   ние:

кончилось в этот день. Двумя словами
доктор ФТуцков рассеял её иллюзию и
сказал, что нужно бежать — и бежаль
возможно скорее. :

Это было сдёлано вполне официально.
Доктор Луцков выехал для очередной
проверки какого-то медпункта. Он брах
е cooow доктора Macaosy. Почему-
то. доктор МЛуцков брал с с0б0ю весь
инструментарий, очень много медика-
ментов И  перевязочного материала.
Почему-то мать доктора Масловой и её
17-летний братишка в ту же ночь реши-
ли прогуляться и, зайдя довольно далеко
от дома, свернули на окольную дорогу и
шли ло утра, пока не углубились в лес.

Через несколько дней в рославльской
фашистской газетке появилось об’явле-
«Немецкий ‹ комендант

век, держа над головой узел с одеждой,
вышел на берег. Пароль был «Гамбург».
Но не пригодился нам этот пароль. Мы
кралиеь к селу гувьком вдоль огромного
сада, и‘наши передовые в ответ на немец-
кий. окрик ответили: «Гамбург» с чисто
русским акцентом. Раздалась автоматная
очередь, и бой начался раньше, чем мы
ожидали.

На этот раз при отряде находились
двое врачей. Но, Григорий Алексеевич
Туцков, как всегда, с первых минут YB-

лекся боем, — первоклассный хирург
всегда боролся в нем с боевым команди-
ром, — ая занялась перевязыванием ра-

неных и той помощью, которую могла им
оказать на месте. При ‚свете горящих до-
мов я оттаскивала их в безопасное меето.
Я перевязывала их холстом, потому что

Когда Аня Маслова присоединилась 5  Их прокипятили над костром и протерли
отряду, в нем было около 120 человек.  бензином. И под свист пуль, то и деле
На ее глазах отряд вырос и превратился  срезавших веточки над головами хирур-
в грозную силу, против которой немцы  гов, началась эта необычайная операция.
были вынуждены бросить четыре батальо-  — Мы е полным правом могли поевя-
на. Это было зимою 1948 года. Нужно тить ее памяти великого Пирогова, —
было уходить , и, согласно приказу коман-  сказала мне Аня Маслова, — особенно;
дования, партизаны двинулись на с06дИ-\ если представить себе, что у нас не.было
нение с армией, подходившей в Клетне.  никахих асептических средств,

Й вот две тысячи человек, среди кото-  одного, истинно пироговского — быстро-
рых было много женщин, везя с с0бой  ты и точности в движениях хирурга;
раненых, двинулись в путь. Немцы шли  Через двадцать минут операция была
по пятам, пересекали дороги, перенимая закончена, и врачи, сменяв ланцеты на’
партизанские методы борьбы, устраивали   автоматы, присоединились к бойцам.

засады. Давно кончился перевязочный Ааа
материал, пропал в одном из тяжелых Pop м ое

сражений инструментарий. Ночами нельзя

кроме .

жая на пути немецкие гарнизоны, в те- ^

вокальном творчестве Римского-Корсакова, °

Акмолинской и 8 в Кустанайской областях. ..

те выпуск одноэтажных сборных HLMTKOBHIX «©

было зажигать костры. Застывая, врачи   Чение более двух месяцев ведя непрерыв- -

извещает,   другим перевязочным материалом мы тог-
что тот, кто доставит живым‘или мертвым

доктора Луцкова или доктора Маслову,
получит награду в 25 тысяч марок».

делили между ранеными спирт по капель-
да не располагали. Несколько раз мель-  кам, как самое драгоценное лекарство, He
кнул передо мною братишка — он с не-  было наркотических средств — ничтол-
сколькими другими ребятами атаковал НУЮ дозу новокаина, которая приходилась
школу, в которой засела полиция. Я виде-  НА каждого оперируемого, недаром назы-

ву медалью

ные бои, двигаясь, наконец,
через села, занятые немцами, партизаны
соединились с армией в районе Влетни.

Командование наградило Аню Масло-

«Партизану Отечественной -.

жендатура находилась’ в’ Рославле, все
начальство едва ли-не-ежедневно заходи-
10 в гостеприимный -дом Масловых, и лю-
зная молодая хозяйка была в курсе
Berd, что предпринимали немцы, на-

деясь справиться © разраставшимся пар-
тизанским движением. Конечно, иногда
‘чучалиеь довольно странные вещи. н

ский навестил её и ‘даже сказал ей с глу-

язилах не течет хоть немного
Брови.

окой симпатией:

= Ах, Анна! Я не верю, что в ваших
германской

оставляли больну

Сяделки не
р каждому её слову при-

а минуту.

ю ни   летописях Великой Отечественной войны.

Бой под Норсиками.

Работа партизанского врача—евоеоб-
разная, требующая огромного’ личного му-
жества, выносливости и самоотверженно-
сти, —без сомнения займет свое место в

ла, как он взмахнул гранатой и, бросая  Вали «крикаином». В непрерывном дви-
ее, упал лицом в землю. Я не знала, ранен
он или убит. Я. не могла в эту минуту по-
дойти в нему,
были у меня на руках.
поглядывала на него — не встал ли. Нет,
лежит. И, наконец, когда загорелась шко-

Партизанский врач, как простой боец,

жении, в ежедневных боях, держа в одной
руке гранату, & в другой ланцет, как ска-
потому что двое раненых   Зала Аня Маслова, врачи-партизаны про-
Несколько раз я Должали свою работу.

докторами Дуцковым и Масловой во врс-

войны» первой степени и послало еб
учиться. Превратившиеь вновь в бтудент-_
ку-медичку» партизанский врач Аня Мас--
лова успешно заканчивает этой весной
пятый курс Первого Медицинского инсти-

Вот одна из операций, произведенных   тута.

В. КАВЕРИН.

напролом“