ВТОРНИК, 13 ИЮНЯ 1944 г. № 139 (8440)

Советские патриоты
Иван и Пелагея Жерноклевы

Rorya гитлеровские
менно захватили

оккупанты вре-
я территорию Харьков-
ской области, фельдшер Cemenoscroro
медицинского пункта  Зачепиловского
района Иван Андреевич Жерноклев и
его жена Пелагея Ивановна подобрали
на поле боя 27 раненых бойцов и офице-
ров Красной Армии.

Жерноклевы хорошо знали, чем они
рискуют. Вопрос стоял чак: если бы гит-
леровцы дознались, кого скрывает фёлвд-
шер У себя на квартире и в помещении
медицинского пункта, и он, и жена,
конечно, поплатились бы своей головой.
Но это не остановило советских патрио-
тов, не помешало ‘им выполнить свой
долг перед родиной. Как за родными
детьми, ухаживали Иван Андреевич и
Нелагея Ивановна за раневыми, лечили
их, отдавали им последний кусок хлеба.
Много тревожных дней и бессонных но-
‚чей провели. они У изголовья раненых, и
родительская забота и ласка сделали своё
дело: из 27 человек 25 выжини, встали
na ноги. Пользуясь штампом и печатью
медпункта, Иван Андреевич снабдил их
фиктивными справками, и люди, спасен-
ные им, благополучно миновали все по-
лицейские кордоны, добрались до линии
фронта, перешли её и ныне вновь сра-
жаются в радах Красной Армии.

Со многих фронтов идут в село (еме-
новку теплые, проникнутые огромной
благодарностью письма. Люди, спасен-
ные Жерноклевыми от мучительной смер-
ти, пишут им, как самым родным и близ-
ким на свете.

«Да, Иван Андреевич, — пишет М. Па-
латов, — не думал я жить на свете. А
вот живу. Шлю тебе мой привет, и мои ро-
дители и сестры тоже благодарят за чут-
кость и заботу».

«Все время я говорю спасибо Вам, —

пишет В. Тарасов, — что вы меня выле-
чили и поддержали в тяжелый момент.
Благодаря Вам я теперь снова в Красной
Армии».

Один из бойцов, спасенных Жернокле-
вым, по имени Николай Михайлович, сно-
ва был ранен и попал в госпиталь.

«...Вее мои товарищи спят, а мне не
спится, — пишет он, — все думаю о Вас,
как вы живете там в своем селе, как вы
мучились тогда — при немцах. Ничего,
мы им за родину, за наши разрушенные
города и села, за матерей и сестер ото-
мстим! Не могу выразить, как я вам бла-
годарен, что вы меня спасли oT немецких
зверей и гадов, теперь я их, как и рань-
ше, буду бить без пощады».

Много своих молодых односельчан Иван
Андреевич Жерноклев спас от угона в
немецкое рабство. Когда к ним подбира-
лась лапа немецкого «вербовщика», они
бежали к Ивану Андреевичу, тот вытас-
кивал штами и печать медпункта и снаб-
жал их справками о самых тяжбаых 60-
лезнях и полной негодности к какой бы
то ни было работе. Это также было сопря-
звено с огромным риском. Но Иван Андре-
евич шел на этот риск, любовь к родине,
в советским людям, ненависть к врагу на-
учили его презирать опасность и смерть.

Так в небольшом украинском селе, за
много километров от линии фронта, жила
и боролась с врагом семья бесстранных
патриотов, скромных советоких героев—
муж и жена Жерноклевы. И родина не по-
забыла их мужества и бесстрашия, их
благородного подвига. Указом Президиума
Верховного Совета СССР Иван Андреевич
ЧКерноклев награжден орденом Отечест-
венной войны первой степени, а Пелагея
Ивановна Жерноклева — орденом Отече-
ственной войны второй стенени.

Радиофикация колхозных сёл

ЧИТА, 12 июня. (По телеф. от co6.
корр.). За последний год в 17 районах Чи-
тинской области организовано местное ра-, после чего в отдаленных сёлах, не имеющих
диовешание. По проводам радиопереда- телефонной связи, начали устанавливать для
чи доходят в 500 сёл, совхозов, рудников,   коллективного слушания радиоприемники:
установивших точки коллективного радно-  Всего по области устанавливается свыше
слушания. } 150 радиоприемников.

THE

Любят ли они свой город?

(ОТ СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ» ПО КУЙБЬИПЕВОКОЙ ОБЛАСТИ).

Весной этого года вопрос о радиофикации
области обсуждало бюро обкома партии,

Сколько раз уже писалось и говори- ству. При; этом директора предприятий,
лось о непорядках в городском хозяйстве   очевидно, не заметили, что производство в
Куйбышева, но что-то ‘не видно, чтобы немалой степени страдает от плохой рабо-
городские организации делали выводы из ты трамвая, так как рабочие вынуждены
критики их работы. Попрежнему, как и  издалека ходить на завод пешком и порой

полгода тому назад, население жалуется  опаздываль к началу работы.
на то, что недоброкачественно peMOHTH- По решению правительства во втором
  руются жилища, не работают бани, 3а- квартале нынешнего года некоторые куй-
  грязняются дворы и улицы, плохо ходят бышевские предприятия должны были от-
  ло. Трамваи, ина множество других неудобств   ремонтировать трамвайные вагоны, в обя-
а В быту, возникающих исключительно из- зательном порядке ‘изготовить для них
з& безрукости работников городского И запасные части. Квартал уже на исходе,
айонных Советов, но городской транспорт до сих пор не
И, гаядя на то, как год от году ховяй- получил ни одного рено
ство этого большого города приходит в6ё   вагона. Не лучше положение с запасными

в большее залтустение, невольно задаешь-   частями.

„ся вопросом, почему во многих городах, (лин из заводов расположен в 7—8
освобождённых от немецкой оБкУПациИ,   „идометрах от центра города. Вот уже
где ‚идет бурная восстановительнаи ра09- больше года трамвай на завод.не ходит.
Ta, в коммунальном хозяйстве ча Но исправить всего какие-нибудь
больше порядка, чем в Куйбышеве, нахо- 900 400 6 Bis
i Way aot ао —400 метров пути, чтобы оноза во-,
И Ч м зобновить транспортную связь завода с

тылу? Из опыта Шенинграда, Киева >
Сталинграда известно, что р в бла-   Чентром города. Идут бесконечные споры,
; : кто должен исправить путь. Допустим,

il дов. достигаются. там
И, р по АлиЩит и умело что. это следует сделать управлению трам-
к , me вая. Но трамвайное хозяйство столь за-

используют активность и творческую ини-
циативу населения. В Куйбышеве же ПУЩеНо, что управление трамвая в до
; ; время нё справляется с0 всеми своими

поднимать массы трудящихся, будить их   ВР
: ee ae обязанностями. Почему бы заводу не

активность, видимо, не умеют или не xo-  0% вал ?
тят, если судить даже по самым неслож- Принять на сея ремонт злополучного от
3 резка нути и этим избавить своих рабо-

ным делам. И в этом нужно прежде веего =
пскать ответ на поставленный выше! Чих от утомительных пеших путешествии
на завод и обратно?

вопрос.
Вот характерный факт. Весной нынеш- В городе есть небольшой проезд, кото-
PHIM пользуется главным образом авто-

него года городские организации решили
транспорт завода имени Масленникова.

озеленить ряд улиц и площадей. Состави-
ли план — посадить 18 тые. деревьев, Когда-то проезд был заасфальтирован.

не так уж много для такого большого Сейчас он вдребезги разбит И ухаб на
города; но и этот мизерный план прова- ухабе, то и дело здесь ломаются автома-
лили. А если бы горсовет поднял на это   шины. Нужно было организовать 28
дело одних только пгкольников, то и тогда воскресника, чтобы силами завода приве-
можно было бы посадить в несколько раз сти проезд в проезжии вид. Этого не
больше деревьев. Сделано этого не было.   сделали.

Большая часть жилых зданий города В своё время городской Совет передал
требует крупного или мелкого ремонта. в ведение заводов ряд здании. Содержа-
Городская строительная контора — беспо- ние их нельзя назвать иначе, как варвар-
мощная организация. Районных строи- ским. По вине аботников жилуправления

тельных контор не существует. Иривлече-

завода имени Сталина многоэтажное зда-
нием домоуправлений и самих жильцов ние бывшего Дома сельского хозяйства
к ремонту никто всерьез не занимается, приведено в безобразное состояние. Вме-
хотя совершенно очевидно, что они могут  сто стекол — в его окнах ‚ фанера. Цен-
сделать не меньше, если не больше, чем тральное отопление зимой не деиство-
сама городская строительная контора. вало. Требуются сотни тысяч рублей,

В самом деле, ведь не нужно никакой Чтобы привести это eae B и
строительной организации, чтобы, напри- Разрушаются также ит ил я ых
мер, поправить или поставить воронку, от- раньше Pe tin 180 р ты
водящую дождевые воды в водосточную тут и влуо имени да, ре
трубу. А именно потому, что таких воро-  данные заводам. it
HOR Ha многих крышах нет, портятся и  0 чем говорят все эти факты? Ве о
разрулалотея лучшие здания в городе, в том ли, что среди руководящих работников
роде Дворца труда, Дворца пионеров, г9- куйбышевских заводов ость люди, ко-
стиницы «Националь» и... исполкома 0б-  торые не чувствуют себя гражданами го-
ластного Совета. ‘ рода Куйбышева? Им недорого его прош-

Куйбышевские городские организации   106; они но ая 0б его будущем, ы ва
часто принимают неплохие решения о бла- ботятся об его благоустройстве, куль ый
гоустройстве. Но у них явно недостает ном i чистоте, о а г г
умения превращать эти решения в живые ностей. Им, очевидно, чуждо чу р
дела, в которых участвовало бы все насе- дости за свои а .
ление города, все его учреждения и пред- Конечно, в неблагоустроенности г рода,
приятия. в запущенности его м. a” BAG

ai jy НЫ Pe aa, ых а рок В

б некого по ; т »
пения д В о, должны   ак показывают а or
каким-то образом участвовать в его ТЫ, Ч благоустройстве . mo i ie
блатоустройстве. В Куйбышеве же руко- сказывается ат в. м a
водители многих предприятий отгороди- ленных предпр и у а т
ОЙ С О ПУ ещо дем

тролл с,   $
rabies ¢ aauo& neperpyexin. В резуль- Нам трудно судить, и ди Е
тате большое количество вагонов вышло добное положение в каких-либо других
из строя. Мастерские трамвайного управ-   крупных городах. Во всяком случае взаи-
ления маломотные. Нужна помощь 389в0-  моотношения, сложившиеся  межлу Ryii-
дов. В прошлом roxy горсовет просил, бъпевеким городским Совстем и руково-
уговаривал, умолял отдельных директоров   дителями промышленных предприятий го-
помочь в ремонте вагонов и проездных рода в части его коммунального и жилищ-

путей. Боучвто ие ая ре ного хозяйства, должны послужить серь-
организаций пошёл навстречу, но ооль-

6 м.
‘шинство отговорилось тем, что они не мо- бзным сигнало

гут заняться этим делом, так как это AKO
бы пойдёт во вред основному производ-

А. КАНАЕВ.
Гор. КУЙБЫШЕВ. (По телефону). i

тигли новых производственных успехов. По
сравнению с июнем прошлого года выплав-
ка чугуна увеличена на 31 процент, стали—
на 28 процентов, производство проката —
на 10 процентов, выжиг кокса — на 40 про-
центов и добыча руды — на 19 процентов.

Магнитогорцы, завоевавшие в мае четы-   {
ре
Обороны и знамя ВЦСПС и Наркомчерме-
та, крепко удерживают первенство во Все-
союзном
10 дней они перевыполнили план по всему   ВНИМмание широких
металлургическому циклу, выдав в особый   Щественности страны.
фонд. Главного

стали реализована на 103 процента, по про-
кату — на 105 процентов. Продолжают на-
бирать темпы восстановленные  предприя-
тия освобожденных

GHKH
Октябрь» дают металл сверх плана.

ские коксовики
кокса.
под’ёмом работают
ский рудник добыл 8.100 тонн руды сверх
задания,
ский — по. 1.000 тонн. Среди огнеупорщн-
ков отличились
ского, Богдановического, Сухоложского и крепость и мощь нашего советского го-
Подольского заводов.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Металл сверх плана

В первой декаде июня металлурги дос-

знамени Государственного Комитета

соревновании металлургов. За

Командования 640 тонн
кокса, 1.000 тонн чугуна, 3.700 тонн стали,

22.700 тонн руды.

Хорошо ‘работали кузненкие  сталепла-

вильщики. Коллектив завода, где дирек-
тором тов. Корешков, добился дальней-
шего роста производства. Программа по

районов. Доменщики
Сталинского завода в Донбассе и прокат-
сталинградского завода

Продолжавшаяся 7 дней научная кон-
еренция ° Московского — университета
им. М. В. Ломоносова, посвящённая зна-
чению русской науки в истории мировой
науки и культуры, привлекла живейшее
кругов научной об-

На состоявшемся вчера заключитель-
ном заседании конференции прибутотво-
вали виднейшие деятели науки, литера-
туры, искусства столицы.

С большим интересом. многочисленная
аудитория прослушала’ доклад академика
А. Я. Вышинокого на тему «Советское
государство в Отечественной войне».

Охарактеризовав основные принципы

„Советское государство
в Отечественной. войне“

ДОКЛАД АКАДЕМИКА А. Я. ВЫШИНСКОГО НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

учения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина

«Красный 9 государстве и роль государетва в исто-

рии развития общества, А. Я. Вышинский

Кемеровские, кузнецкие и нижне-тагиль- подробно останавливается на теории со-

С небывалым

горняки.
а Бакальский и Гороблагодат-

коллективы  Сталиногор-

Памяти великого
русского поэта

Митинг, посвященный 145-летию
со дня рождения А. С. Пушкина

ЛЕНИНГРАД, 12 июня. (По телеф. от  удары

дали сверх плана много   ветокого

государства, разработанной

производственным   Лениным и Сталиным. Жизнь подтвердила
Высокогор-   правильность

этой теории — созданное
Лениным и Сталиным боветекое государ-
ство с честью выдержало испытания
войны. Более того, именно в дни войны

сударства сказались с особой силой и вы-
разительностью.

— Мы приближаемся сейчас к трёхле-
ta (Отечественной войны, говорит тов.
Вышинский. — Три года прошло с того
момента, когда вероломный враг совершил
нападение на Советский (0103, раесчиты-
вая на скорую победу. Гитлеровские аван-
тюристы, завоевав всю Европу, получили
здесь, на территории Советского Союза,
сокрунгительной силы, поставив-

соб. корр.). Только-что восстановленный   шие всю титлеровскую военную машину

Дом культуры города Пушкина заполнили
сотни жителей офицеры Красной Армин,
представители советских и партийных ор-
ганизаций. В убранном живыми ` цветами

перед катастрофой. Теперь Красная Армия
прокладывает путь в окончательному раз-
грому вероломного врага, в его полному

зале в воскресенье состоялся митинг, но- уничтожению.

свящённый 145-летию со дня рождения ве-
ликого русского поэта А. С. Пушкина.

Первой на митинге выступила председа- теории, творческое

тель Пушкинского общества народная ар-
тистка СССР, лауреат Сталинской премии
В. А. Мичурина-Самойлова. Она привет-
ствовала Красную Армию, возвратившую
родине славный город, носящий имя поэта.
Профессор В. А. Мануйлов рассказал о ми-
ровом значении пушкинского слова, возве-
личившего русскую культуру и литерату-
ру. Председатель исполкома Пушкинского
горсовета депутатов трудящихся тов. Кон-
дратенко говорил о болыной восстанови-
тельной работе, которая проводится в
Пушкине. На митинге выступили также

поэты и писатели Ленинграда. Поэтесса-  охарактеризовал. итоги

Тов. Вышинский напоминает о великой
организующей силе марксистской научной
применение которой

Великие традиции русской науки

Беседа с ректором Московского университета профессором И. С. Галкиным

В связи с окончанием конференции 0
роли русской науки’ в развитии мировой
науки и культуры корреспондент «Изве-
стий» беселовал с ректором Московекого
универ‹ тета И. С. Гальиным, который
конференции и

орденоносец Вера Инбер закончила свою   остановился на задачах, стоящих перед

речь стихами, написанными
освобождения города Пушкина:

Мы слово «Пушкин» говорим
И видим пред собой поэта,
Который родиной любим,

Как солнце, как источник света.

Мы слово «Пушкин» говорим
И видим город пред собою;
Он снова наш, опять над ним
Сияет небо голубое.

Мы слово «Пушкин» говорим...
Поэт ли, город — мы не знаем.
Душой мы. с первым и вторым,
Мы их в одно соединяем.

И город наш, и человек —
Они для нас равны по силе,
Победой слитые навек

В едином образе России.

После митинга состоялся концерт из
произведений Пушкина. Участники митинга
посетили музей, парк и Александровский

дворец.

Воронежская область выполнила
план весеннего сева,

ВОРОНЕЖ, 12 июня. (ТАСС). Воронеж-
ская область завершила план сева яровых.
Колхозы Будённовского района засеяли
сверх плана 2.780 гектаров, колхозы Писа-
ревского— 2.218, Радченского — 1.250 гек-
таров.

Сейчас тракторный парк и живое тягло
переключены на под’ём паров. =

В честь Дня Об’единенных
наций

Новая серия почтовых марок

Народный комиссариат связи СССР вы-
пускает новую серию почтовых марок, по-
свящённую Дню Об’едннённых наций. Се-
рия состоит из двух марок достониством в
3 рубля и 60 копеек. На каждой из них
изображены в натуральных цветах нацио-
нальные флаги Соединённых Штатов Аме-
рики, Советского Союза и Великобрита-
нии.

Завтра, 14 июня, марки поступят в про-
дажу.

ею в Честь учеными этого высшего учебного заведе-

ния нашей страны.

Закончивиаяея 12 июня вонферен-
ция, сказал профессор И. С. Галкин, —
проходила при исключительном внимании
широких кругбв советской общественно-
сти. В докладах, прочитанных на пленар-
ных и секционных заседаниях, были от-
ражены значение русской науки и ee
роль в ‘развитии мировой науки и куль-
туры. Во всей широте и глубине науч-
ных идей было показано богатейшее на-
учное наследство, оставленное нам ко-
рифеями русской науки. В стенах Мос-
ковекого университета, старейшего уни-
верситета нашей страны, протекала пло-
дотворная деятельность целой плеяды
великих ученых, здесь екладывались пе-
редовые научные направления и школы.

На конференции, разумеется, не была

полно и исчернывающе представлена ис-

тория всех областей русской науки. Бли-
жайшей и неотложной нашей задачей яв-
ляется издание трудов, в которых во всем
 зеличии должны быть показаны роль и
значение русских ученых. В обзоре
истории науки должна быть посвящена
особая страница замечательным работам
наших выдающихся ученых-современни-
ков. Это относится к московской матема-
тической школе, к нашим. выдающимея
химикам и физикам, к геологам, биоло-
гам, нашим русским языковедам, истори-
кам, — всем нашим талантливым совре-
менным учёным, смелым новаторам.

Величественное здание русской науки
увенчивают имена тениев человечества
Ленина и Сталина. Их вклед в советскую
ий мировую науку поистине грандиозен. В
истории, философии, экономике, науке о
государстве, эстетике, во многих и мно-
гих других областях знания гиганты мы-
сли Шенин и Сталин выдвинули передовые
идеи, творчески колоссально обогатившие
науку, являющиеся неоценимым практи-
ческим руководством в строительстве пер-
вого в мире социалистического государ-
ства.

Перед коллективом профессоров, пре-
подавателей и научных работников уни-
верситета стоит большая и почётная за-
дача развивать славную традицию рус-
ской науки, двигать вперёд советекую
науку.   HAG

обеспечивало победу политави партии на
всех этапах социалистического строитель-
ства и обеспечивает победу нашей совет-
ской родины в нынешней войне. Сталин-
ская стратегия, основанная на глубоком
научном познании, предопределила пре-
ROCKOACTBO советского оружия над гитае-
ровекими захватчиками.

Говоря 0б укреплении мощи и монолит-
ности советского государетва в период вой-
ны, тов. Вышинекий отмечает гигантский
рост авторитета Советокого Союза в глазах
всего передового человечества. Если до
войны СССР поддерживал дипломатиче-
ские отношения с 25-ю странами, то в
настоящее время Halla страна поддержи-
вает отношения с 35-ю странами. Весь
мир признал великие подвиги советского
народа в борьбе. против гитлеризма.

— Война, — говорит в заключение
тов. Вышинский, — вступила в решаю-
щую фазу. Началось наступление на
Западе, идёт наступление на Востоке..
Оно будет непрерывным и нарастающим.
Красная Армия, руководимая . великим
Сталиным, вместе с войсками наших
союзников добъёт врага в его берлоге!

Эти слова покрываются бурными апло-
дисментами всего зала,

Вносится предложение, горячо под-
хваченное всеми присутетвующими, —
послать от имени конференции ученых
Московского университета приветствие
Врасной Армии. Оглалаются привететвия,
полученные в адрес конференции от мяо-
гочисленных учреждений, институтов, ет
ряда иностранных университетов.

В заключительном слове ректор Мос-
ковского университета профессор Гал-
кин отметил знамение прошедшей кон-

ференции для дальнейщего развития с0-
ветской науки.

Вчерашним заседанием была исчерпана
программа конференции. По окончаний
его для участников конференции был дан
большой концерт силами лучших артистов
столицы.

Конференция поставила перед всеми
факультетами университета задачу орга-
низовать более широкое изучение замеча-
тельного наследства великих руеских уче-
ных. Наряду е этим нужно в печатных
изданиях университета осветить и 0600-
щить труд советоких ученых, во многом
способствующих Красной Армии в ее
борьбе с немецко-фашистекими захват-
чиками. у

Наши программы и учебники по общим
ий специальным курсам должны отразить
картину развития науки и вклада в нее
русских ученых. Надо переработать и пе-
реиздать все учебники, в которых эта
‘роль русских ученых отражена недоста-
точно. Многие из русских ученых были
выдающимися лекторами и педагогами,
увлекавшими аудиторию своими замеча-
тельными лекциями. Налиа задача — осве-
тить их опыт преподавания, довести его
ло наших молодых ученых. В целях попу-
ляризации достижений русских ученых

надо на всех факультетах ввести препода-
вание истории данной науки. Эта задача

популяризации достижений наших вели-

ких ученых и воспитание чувства закон-
ной гордости за свою великую родину
должны стоять перед каждым налим пре-
подавателем.

Московский университет пользуется
большим вниманием советского правитель-
ства. Только на-днях Совет Народных Ко-
миссаров ССОР принял большое поетанов-
ление об укренлении материальной базы
университета, создающее новые условия
для дальнейшего развития его научной и
учебной работы. Это постановление без
сомнения является крупной вехой в исто-
рии Московского университета и будет за-
писано в его анналы, как доказательство
исключительного внимания  советекого
правительства развитию науки и вульту-
ры в трудные годы Отечественной войны.
В этом постановлении предусмотрен ка-
питальный ремонт помещений, специаль-
ная пристройка для аэродинамической
лаборатории, которая в свое время
была организована отцом русской
авиации Жуковским. Создаются все не-
обходимые условия для регулярного из-
дания ученых записок и научных трудов.
Совет Народных Комиссаров CCCP yera-
новил в Московском университете две
ежегодные прёмии имени М. В. Ломоносо-
ва для присуждения их профессорам и пре-
подавателям за лучшие научные труды.

—- Ученые Московского университета
приложал все силы для того, чтобы оп-
равдать исключительную заботу со сторо-
ны большевистской партии и советекого
правительства.

`«Пенаты» — знаменитый дом-музей великого русского художника И. Репина

в Куоккала. Территория, на которой

находилась в руках финских захватчиков.
финские вандалы разрушили этот
культуры, где в 1940 году был учреждён Репинский музей. На снимке:

Армии,

«Пенаты»,
Отступая под ударами
выдающийся памятник

расположены временно
Красной
русской

слева —

вход в «Пенаты», справа — общий вид «Пенат» {снимки относятся к 1940 г.).

В центре — разрушенные

финнами «Ненаты»; снято 11 июня 1944 года.

Фото майора К. Арепина и А. Бродского.

*

Выставка, посвященная
американской
бомбардировочной авиации

12 июня в Домё архитектора открылась

фотовыставка, посвящённая американской
бомбардировочной авиации. Выставка ор-
ганизована Всесоюзным обществом куль-
турной связи с заграницей.

60 экспонатов, представленных на вы-
ставке, дают яркое представление о’ раз:
личных видах американских бомбардиров-
шиков и эффективных результатах  при-
цельной бомбардировки немецких военных
об’ектов. Многочисленные фото показыва-
ют выведенные из строя германские воен-
ные заводы и ‘аэродромы. Несколько кад-
ров отразили момент пожара на шарикопод-
шипниковом заводе после налёта американ-
ских бомбардировщиков. Другая серия
фото’ показывает уничтожение завода
вблизи Лейпцига, производившего до 190
«Мессершмиттов» в месяц. Фотооб’ектив
зафиксировал несколько моментов: взрыв
бомб на двух площадках завода, разруше- °
ние третьей площадки и аэродрома, уни-
чтожение осколками бомб готовых само-
лётов.

Внушителен вид «Летающих крепостей».
На одном снимке мы видим их направляю-
щимися в глубь вражеской территории, на `
другом — «Летающие крепости» у цели,
они пробивают себе дорогу к об’екту сквозь
густые противовоздушные заграждения.

Один из разделов выставки показывает
процесс массового производства бомбарди-
ровщиков в США — мастерские завода
Глен Л. Мартин, производящего самые бы.
строходные бомбардировщики типа «Б-26»,
Рядом мастерские, где стоят авиамоторы,
готовые к испытаниям, огромное количе-
ство ‹ конусообразных частей, на которые
наводится последняя полировка.

На выставке представлены многочислен-
ные фото американских лётчиков — героев
воздунгных налётов на Германию. В кабине
самолёта снят 23-летний лётчик Дов
С. Джентилле, о котором генерал Эйзен-
хауэр сказал, что в его лице США имеют
целую воздушную армию. На боевом счету
этого молодого лётчика — 30 сбитых вра-
жеских самолётов.

На открытии выставки присутствовали
члены дипломатического корпуса, предста-
вители военных миссий, работники ис-
кусств, представители советской и ино-
странной печати. Председатель Всесоюзно-
Фо общества культурной связи с заграни-
цей В. С. Кеменов и посол США г-н B. A.
Гарриман обменялись краткими речами.

eee eel
Всесоюзный шахматный
чемпионат

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ТУР

Удачно выбрать дебют, подходящий для
своего стиля и в то же время заставляю-
щий противника перейти на рельсы незна-
комых вариантов, — к этому стремится
каждый турнирный боец. Толуш, игравший
в четырнадцатом туре 11! июня белыми
против Ботвинника, применил полузабытое
старинное начало — так называемый цент-
ральный дебют. Хотя это начало неё даёт
белым преимуществ, зато ведёт к чрезвы-
чайно острым, запутанным продолжениям.

Партнёры рокировали в разные стороны,
й Голуш начал пешечную атаку на пози-
цию чёрного короля. Ботвинник защищал-
ся очень точно, но в цейтноте ошибся.
Смело игравший Толуш вскрыл позицию
неприятельского короля и добился выяг-
рышного положения, однако сам ‘сделал
торопливый, слабый ход, чем дал Ботвин-
нику возможность усилить защиту. Всё же
партия отложена в позиции, где у Толуша
есть преимущество.

Смыслов, разыгравший белыми с Вересо-
вым сложный вариант сицилианской пар-
тии, пожертвовал пешку. При точной за-
щите эта жертва вряд ли оправдала бы
себя, но она сбила Вересова с проторенных
дорожек и заставила его потерять. много
времени. В жестоком цейтнотё Bepecos
допустил несколько ошибок, а затем про-
срочил время и проиграл.

Хорошо выиграл Котов у Лилиенталя.
Жертвой пешки Котов вскрыл линии для
своих слонов и, развивая матовую атаку,
выиграл у Лилиенталя фигуру, а потом и
партию. =

Болеславский эффектно выиграл у Хавн-
на. Ешё в дебюте Болеславскому удалось
создать сильную атаку на не успевшего
рокировать короля противника. Белый конь
сковал все фигуры чёрных, и под угрозой
мата или потери ферзя Хавин сдался на
26-м ходу.

Макагонов победил Равинского.

Партии Алаторцев — Лисицын и Мике-
  нас — Бронштейн отложены с материаль-
вым преимуществом у Лисицына и Микена-
са. В. сложной позиции отложена партия
Рагозин. — Сокольский.

После четырнадцати туров впереди Бот-
винник. Потом идёт Смыслов, за которым—
Болеславский, Флор и Макагонов.

Сегодня пятнадцатый тур. Встречаются:
Ботвинник с Алаторцевым, Флор со Смыс-
ловым, Вересов с Болеславским. \

Мастер В. ПАНОВ.