СРЕДА, 14 ИЮНЯ 1944 г, № 140 (8442)

ПН ЕЛЬ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
нБцнаж—д=—ыбыыыыь=—ШЩШжШжщШжщшШжЖжБжШЫ En A A

СООБЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ

по установлению и расследованию злодеяний немецко - фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба
гражданам, колхозам, общественным организациям, ‘государственным предприятиям и учреждениям СССР

О зледеяииях, совершенных иогленко-румлынениеи захватчиками в городе Одессе и районах Одесской области

В награду за поставляемые румынским
правительством Германии пушечное мясо,
нефть, хлеб, скот и т. н. гитлеровское пра-
вительство разрешило клике Антонеску
грабить и истреблять население на окку-
пированной советской территории между
Бугом и Днестром, ныне освобожденной
Красной Армией. Установив своб «упра-
вление» на этой территории, Антонеску
об’явил её «искони румынской» и назвал
«Транснистрией»— частью румынского ко-
ролевства, ет «Транснистрии» ру-
мыны сделали Одессу, оккупированную
немецко-румынскими захватчиками в ок-
тябре 1941 года.

В так называемой «Транснистрии» ру-
мыны, в полном согласий со своими не-
мецкими хозяевами, установили кровавый
произвол и неслыханный национальный
гиёт над украинцами, русскими и молда-
ванами. Они хотели «румынизировать»
Одессу — город старинной украинской и
русской культуры. Вместе с тем румын-

ские захватчики предавались безудержно-

му грабежу и взяточничеству, разрушили

в Одессе ряд зданий и сооружений.
Специальная Комиссия в составе: де-

путата Верховного Совета Союза ССР А. Г.
Колыбанова, И. А. Со

Верховного Совета Союза ССР В. Ф. Ми-
хаиличенко, члена Академии Наук УССР
Г. И. Маркелова, протоиерея В. Брага, с
участием представителя Чрезвычайной Го-
бударственной Комиссии Д. И. Кудрявце-
ва, а также специально командированный
член Чрезвычайной Государственной Ко-
миссии, академик И. П. Трайнин произве-
ли расследование преступлений, совершен-
ных немецко-румынскими захватчиками,
и установили неопровержимые факты кро-
вавого террора по отношению к мирному
населению, варварских разрушений и бес-
шабашного ограбления как государствен-
ных и общественных учреждений и пред-
приятий, так и отдельных граждан.

Румынское «управление» и «юстиция»

«Управление» Транснистрией возгла-
влялось румынским губернатором Алек-
сиану. Губернаторство делилось на 13
уездов, во главе которых были поставле-
ны румынские префекты. Административ-
ный аппарат состоял из специально вы-
везенных из Румынии чиновников, для
которых этот аппарат стал средством гра-
бежа, спекуляции и лёгкой наживы.

В Одессе «управляли»: Одесская город-
ская префектура во главе с префектом
Чоновичем, комиссар сигуранцы Никуле-
CRY, генеральный примарь (городской го-
лова) Пынтя и его заместители—Видраш-
ву, Нибреску, Синеклиу, Киореску. Все
они являлись также участниками целого
ряда спекулятивных предприятий.

Административный комиссар «Префек-
тур полиции» города Одессы Санду Габ-
риэль, допрошенный Комиссией, сообщил:
«Заняв часть территории Советского
Союза, присоединив её к Румынии и на-
звав <«Транснистрией», мы грабили этот
край и проводили румынизацию». Санду
Габриэль в своих показаниях охарактери-
зовал румынекую администрацию, как во-
ров, взяточников и грабителей.

«Первая категория, — говорит Санду
Габриэль в своих показаниях, — это по-
лиция, сигуранца, военный суд. Чинов-
ники этих органов изучали у себя в Румы-
нии криминальное дело и являются «про-

фессионалами без идей»... Они служат т0-
му, кто платит, и, естественно, птироко бе-
рут взятки.

Вторая категория — чиновники губер-
наторства и прочие. Они — коммерсанты,
нажившие здесь крупное состояние. Так,
например, заместитель примаря (город-

’ского головы) Киореску в Румынии был

бедняком, в Одессе же он разбогател и
купил в Бухаресте гостиницу за несколь-
ко миллионов лей. Заместитель примаря
Видрашку имел в Одессе гостиницу «Бу-
харест» по Ники улице и дом
терпимости. Тудосе до войны проживал в
Румынии, в г. Текуч, и имел маленькую
лавчонку возле аэродрома, в Одессе стал
крупным коммерсантом и владельцем го-
стиницы «Пассаж», кинотеатра «Викто-
рия», ресторана «Карпаты», типографии,
завода сельтерских вод, нескольких лавок
и комиссионных магазинов».

Взяточничество стало неот’емлемой си-
стемой «управления», нормой поведения
всех румынских чиновников. На всех руко-
водящих должностях в губернаторстве и
примарии были только румыны. Делопро-
изводство велось на румынском языке.

Основным судебным органом в Одессе
был румынский военно-полевой суд. След-
ствие производилось, главным образом, в

сигуранцах (охранках). Обыкновенным
методом допроса были истязания и пыт-
ки. Режиссер кинохроники Крапивный
Павел, подвергавшийся пыткам и истя-
заниям з сигуранце, рассказал, что в ка-
честве орудий пыток применялись элек-
трический стул, подвешивание за плечи
и другие истязания. «Румынские. солда-

ты привязывали к бсиециальному стулу
поделедственного и через ручки стула
включали электрический ток...  Следо-

ватель включал стоящий на столе реостал
и когда подоледственный не тах отвечал
на вопрос, как того хотел следователь,
рукоятка реостата безжалостно шла на
напряжение, тело подоледственного на-
чинало дрожать, а глаза вылезали из
орбит».

Или: «Подследственного со связанны-
ми назад руками подвешивали к потолку...
и начинали еге крутить вокруг собетвен-
ной оси. Покрутившись, таким образом,
до 200 раз, висящий на вербвке подслед-
ственный с бешеной скоростью раскручи-
вался в обратном направлении. В этот
момент палачи с двух сторон били его
резиновыми палками. Человек терял с0з-
нание не только от бешеного вращения,
но и от побоев». (Из показаний Кралив-
ного П.).

Аресты, пытки, истязания, произвол
сплошь и рядом применялись, как сред-
ство вымогательства взяток.

«Взятки, — как показал одесский
адвокат Дьяконов, — брали в полиции,
в сигуранце, в прокуратуре и суде. Так,
например, когда летом 1942 года  цен-
тральная сигуранца, ‘находившаяся на
Пушкинской улице, возбудила против
меня дело за укрывательство евреев, вед-
ший моё дело комиссар Ионеску ззял
взятку за более лёгкие выводы в заключе-
нии по моему делу. После этого дело пе-
решло в военный суд и попало к следова-
телю (прокурору) Атанавиу, который
арестовал меня и взял взятку у моей
семьи за благополучный исход по делу»...

Свидетельница Анжелина Нутис с000-
щила комиссии:

«Семья, хлопотавшая 0бо мне, давала
взятки — деньгами и вещами — на
сумму около трёх тысяч марок. Взятки
давались через румынского адвоката
Сырбу. -Взятки получали: — прокурор
Атанасиу и шеф полиции УП района
Одессы Азрамеску». :

Особенно известны своим взяточни-
чеством шефы сигуранцы Розван, Стов-
рат, комиссар Нагру, генеральный воен-
ный прокурор Солтан №. прокуроры
Радулеску, Габрилович, Ионеску Ион,
шеф полиции 1-го района Никулеску.

Немецко-румынские палачи истребили в Одесской области
{ 200 тысяч советских граждан

Захватив Одессу, немецко-румынские
оккупанты приступили к массовому
истреблению советских людей, проводив-
шемуся ^ систематически и самыми звер-
скими способами.

19-го октября 1941 года они сожгли
в помещениях бывших пороховых скла-
дов свыше 25 тысяч мирных советоких
граждан и их детей.

«19 октября 1941 года в помещения
пороховых складоз, расположенных по
Люстдорфекому шоссе, возле моего до-
ма, сообщила жительница Одессы, Боб-
кова М. И. румыны начали тысячами
сгонять арестованных мирных жителей—
мужчин, женщин и детей. Когда они за-
полнили советскими людьми 9 пустых
складских помещений, тогда стали под-
калывать к складам бочки с горючим... Я
лично видела, как румыны насосами ка-
чали горючее из этих бочек и через шлан-
ги поливали склады, в которых находи-
лись согнанные ими жители города. Ког-
да склады были облиты горючим, румын-
ские солдаты их подожгли. Йоднялея
странный крик... Женщины и дети, об’я-
тые пламенем, кричали: спасите нас,
не убивайте, не сжигайте! Подожжённые
румынами склады продолжали гореть не-
сколько дней. Когда пожар прекратился,
румыны в месту пожарища пригнали жи-
телей города, которые выкопали большие
ямы, длиною метров в 100, шириною в
5-6 метров и глубиною около 3-х метр.
каждая. Потом появились румынские сол-
даты, стаскивали обгоревшие трупы в эти
вырытые ямы и закапывали». —\

Аналогичные показания © массовом
ежигании заживо советских людей в по-
мещениях пороховых складов дали граж-
дане: Поладиенко J. M., Неживенко Il. П.,
Склифасовский П. И., Кручкова А. И.
Мушек Н. А., Стрельникова А. П. и другие.

Исключительные по своей жестокости
злодеяния немецко-румынские захватчи-
ки совершили Над советскими людьми в
районах Богдановки, Доманевки и др. Они
истребили ни в чем неповинных мужчин,
женщин и детей, предварительно подверг-
нув их нечеловеческим пыткам и истяза-
ниям. Убийства мирных жителеи они,
обычно, совершали в концентрационных

лагерях. В один из таких лагерей в сов-
хозе «Богдановка»

Доманевского района
немецко-румынские оккупанты в ноябре
1941 года согнали свыше 55 тысач совет-

ских граждан. Заключенные  воветские
люди содержались под открытым небом и
в свинарниках совхоза. Им не давали
пищи и воды. Тяжелые антисанитарные
условия стали источником массовых за-
болеваний. Люди умирали от голода, холо-
да и болезней.

21 декабря 1941 года румынские жан-
дармы приступили к расстрелу заключен-
ных в лагере. Заключенные выводились
под охраной к полуразрушенному строе-
нию, находящемуся на опушке леса, ста-
вились на колени на краю обрыва и рас-
стреливались. С края обрыва убитые, а
часто только раненые, падали на дно ов-
рага, где был сложен гигантский костер
из соломы, камыша и дров. Маленьких де-
тей палачи сбрасывали живыми в пламя
этого костра. Сжигание трупов произво-
дилось круглые сутки. По ночам жители
села Богдановка видели из своих домов
большое зарево в районе совхоза. Колхоз-
ник Стонога Павел Иванович сообщил ко-
миссии, что в селе Богдановка «целыми
днями были слышны выстрелы, & пламя
горевшего костра было видно днем и
ночью; ветер доносил в село запах чело-
веческого мяса».

Расследованием   установлено, что ру-
мынские палачи расстреляли в этом лагере
около 52.000 мирных советских граждан
и свыше 2.000 человек сожгли в бараках.
Факты зверского истребления румынами
мирных советских людей на территории
совхоза Богдановка подтверждены много-
численными показаниями свидетелей и`су-
дебно-медицинской экспертной комиссией
в составе: действительного члена Акаде-
мии Наук УССР Г. И. Маркелова, профес-
сора судебной медицины Одесского, Меди-
цинского Института Ф. Н. Жмайлович,
доцента А. Н. Целлариус, главного пато-
лого-аналома 3-го Украинского фронта
подполковника медицинской службы Р. A.
Штерн. i

В том же Доманевском районе румын-
ские оккупационные власти с 19 декад-
ря 1941 года по 15 февраля 1944 года
расстреляли свыше 22 тысяч советских
граждан на территории села Доманевка,
в совхозе им. Энгельса, Карловокого сель-
совета и в сёлах Мареновка, Маренбург,
Новосбловка, Николаевка, Владимировка
и Моллавка. Расстрелами советскях лю-
дей руководили — начальник районной

жандармерии старший лейтенант Голи- циальной комиссией, установлено, что ral

торий и старший лейтенант Шонтя.
В Мостовском районе немецко-румын-

художественных ‹музеев украийнско-рус-

CHOTO и западного искусств расхищены,

и средних школы, 6 музыкальных школ,
театр оперетты на 1200 мест, Больше-
фонтанский летний театр на 1000 меет и

ские захватчики с августа 1941 года по различными румынскими должностными. ()бластной дом народного творчества;

март 1944 года расстреляли свыше 35  лицами рбдчайшие музейные
сновекого, депутата  ТЫсяч советских граждан. Многочислен-  картины русских и иностранных худож- неров
расстрелянным мирным! ников (Репина, Иванова,
обнаружены на ковского, Нестерова, Строцци, Вассолини!

ные могилы 6
советским населением
территории  Голованевокого и Веселов-
ского сельсоветов.

По предварительным данным, уставов-
ленным комиссией,
оккупанты

тысяч человек.

Пётр и Михаил Емельяновы, ученик 98
школы Гредин Октябрь, рабочие госу-

института Горячев Василий Дмитриевич,

вич, Белоконь Елена, Федоренко Таисия,
ученик музыкальной школы Пуговский
Владимир, артист Госцирка Пуговокмй
Анатолий, Корованский Григорий, братья
Кузнецовы Иван и Пётр, Ануров Анато-
лий, Мозуркевич Николай, капитан па-
рохода дальнего плавания Ратоносе Ми-
хаил и многие другие.

Немецко-румынские
оккупационные власти
разграбили и разрушили
культурно-просветительные
учреждения и коммунальное

e хозяйство Одессы `

Одесса — крупный. индустриальный и
первоклассный портовый город, город пе-
редовой культуры, город курортов. До
захвата его немецко-румынокими окку-
пантами в нем было 18 вузов, 29 техни-
кумов, 42 научно-исследовательских ин-
ститута, 12 театров, много библиотек,
клубов и других культурно-просветитель-
ных учреждений.

Германское — военное — командование
ограбило Одесские музеи, вывезя из му-
зеев сотни уникальных предметов — 200
картин, 80 предметов фарфора, 60 пред-
метов бронзы, 40 экземпляров старинно-
го оружия, 30 ковров, 10 изделий из сло-
новой кости и другие музейные ценности.
(Акт & 22).

Румынские оккупанты, по примеру не-
мецких оккупантов, разграбили и уничто-
жили культурно-просветительные учреж-
дения и фазрушили жизненно-важные
об’екты городского хозяйства.

«Мне известно, — говорит админиетра-
тивный комиссар «Префектур полиции»
Санду Габриэль, — что чиновники Одес-
ского мунициналитета, от рядового до ру-
ководителя, грабили  жизненно-важные
об’екты городского хозяйства Одессы, вы-
возили все в Румынию и продавали там в
целях личной наживы. В Румынию выво-
зились: подземный кабель электромаги-
страли, трамвайные линии, вагоны, стан-
ки и машины заводов, дорогостоящая ме-
бель и пианино, антикварные и художе-
ственные ценности...

Этим занимались: примарь гор. Одессы
Пынтя и его заместители Киореску, Вид-
рашку, Синеклиу... Помимо грабежа, взя-
точничества и спекуляции, все эти лица
занимались своей официальной деятель-
ностью как предотавители государствен-
ных органов Румынии».

Для ограбления культурно-просвети-
тельных и научных учреждений румын-
ские оккупационные власти создали так
называемые трофейные комиссии во главе
с генералом Василиу.

Трофейная комиссия, возглавлявшаяся
румынским профессором Михулом, вывез-
ла в Румынию из Одесского Университета
ценное оборудование физико-математиче-
ского факультета, все лаборатории, 0бо-
рудование географического факультета,
уникальные эхспонаты геологического и
палеонтологического музея. Ограбление
ценностей Университета производилось
при участии румынских профессоров Ран-
тя, Ходарча, Джеордысеску и аосистента
Бухарестского Университета Поп.

Румынский Генеральный Секретарь
Университета Мойсев вывез из. Медицин-
ского Института ‹ ценное оборудование,
аппаратуру и инструментарий. i

Из Индустриального Института трофей-
ная комиссия вывезла в Румынию дорого-
стоящее оборудование физической лабора-
тории, 18 станков из лаборатории реза-
ния и другое ценное оборудование.

Из института инженеров водного тране-
порта румыны вывезли в Констанцу науч-
ные пособия и рентгеновскую лаборато-
рию по исследованию металлов.

Директор румынского национального
театра Аурель Майкан вывез в Румынию
все театральное имущество Украинского
театра.

секретарем отдела культуры городской
управы Клеопатрой Конеоларино, ограби-
ла русский драматический театр имени
Иванова и вывезла из него все костюмы,
обувь и другой реквизит.

По распоряжению румынского предета-
вителя дирекции искусств Цикулеску из
Олессы вывезено в Румынию более 2.000
роялей и пианино.

Из Одесской Государственной Консер-
ватории вывезены в Румынию вее инстру-
менты, ноты, лучшая мебель, ковры, ка-

бинет звукозаписи, оборудованный по
последнему слову техники.
Румынские оккупанты вывезли все

театральные костюмы, нотный материал
109 опер и 16 балетов, редчайшую биб-
лиотеку по истории, музыке и живописи
из Одесского театра оперы и балета. Зда-
ниё театра немецко-румынекие захватчи-
ки перед своим отбтуплением заминиро-
вали и подготовили к взрыву. Только
благодаря быстрому занятию Красной

немецко-румынские
расстреляли, замучили и co-
жгли в Одессе и Одесской области до 200,

Среди обнаруженных при расследова-,
нии трупов замученных немецко-румын-,
скими извергами советских людей были,
опознаны: рабочие Одесского порта братья;
[7% 72, 74).

Румынские оккупанты ограбили Одес-
дарственной мельницы Колесниковы Ге-
оргий я Анна, студент 5-го Медицинекого, Ленина. Они вывезли в Румынию цен-
ные книги по истории, языковедению и!
инженер-механик Сологун Пётр Степано-‘ литературе.

Армией Одессы им не удалось осуще-
ствить свой варварский план.
Раксяедованием, произведённым спе-

ценности:

улнджи, Ma-:

нитуры мебели высокой ценности, старин-
ный фарфор, статуи, ковры и пр. В част-.
ности, по распоряжению начальника 0т-
дела искусств губернаторства — Тивио!

и др.), старинные художественные я

Руссу, были вывезены на дачу Антонеску!
стильная мебель, фарфор, скульптура,
рояль художественной ценности стиля
роккоко; картины известных  художни-
ков — Куинджи, Саврасова и др. (Agr)
от 4.ХП.1942 года, листы №№ 48—53,

скую Государственную Виблиотеку имени

Румынские оккупанты разграбили так-
же научные учреждения, преднриятия и
учреждения городского хозяйства. Они
вывезли в Бухарест, Вонстанцу и Яссы
108 моторных трамвайных вагонов, 25 ки-
лометров трамвайных путей, 10 троллей-
бусов, разрушили Городскую и Междуго-
родние телефонные станции, Центральный
телеграф, радиостанцию, 122 начальных

учно-исследовательский институт гидро“

сожгли учебный корпус Инотитута инже-
гражданского и коммунального
строительства; взорвали студенческое
общежитие; вывели из строя водопровод
и канализацию. ©

Такая же участь разрушения постигла
научные учреждения Одессы: Электротех-
нический институт инженеров связи, На-
техники и мелиорации, Научно-исследова-
тельский институт холодильной промыш-
ленности, механический и автомобильный
техникумы, Высшее морское училище и
пругие.

По заранее составленному плану не-
мецко-фашистские захватчики разрушили
значительную часть городского хозяйства
Одессы. Они взорвали и сожгли 2.290 наи-
более крупных, представляющих архи-
тектурно-художественную и историческую
ценность зданий, в том числе: Дом Ёрас-
ной Армии, здания — Одесского почтам-
та, Коммунального банка, домик А. С.

> в
  Пушкина, Главный пассажирский вокзал;

здание Городской больницы, Сабанские
казармы, построенные в 1827 году, и дру-
гие, представляющие собой ценные па-
ae материальной культуры начала
ХХ столетия.

Гитлеровцы разрушили в Одессе курорты и учреждения

здравоох

Немецко-румынские захватчики разру-
шили в Одессе: первую инфекционную,
вторую окружную, соматическую, пеи-
хиалрическую и 2 детских больницы, дет-
скую поликлинику, 7 детских консульта-
ций, 55 детских яслей, 2 родильных дома,
диспансер, люпазорий, 6 поликлиник и
научно-исследовательские институты: Ту-

Совещание учащихся школ
Московской области —
передовиков сельского

хозяйства,

Около 2.000 учащихся старших классов
школ Московской области собралось вче-
ра в Колонном зале Дома союзов на сове-
щание, посвящённое предстоящим сельско-
хозяйственным работам в колхозах и сов-
хозах.

Председатель исполкома Московского
областного Совета депутатов трудящихся
тов. Тарасов поздравил школьников с ус-
пешным окончанием учебного года и при-
звал их потрудиться во время каникул на
полях, чтобы помочь колхозам и совхозам
вырастить и убрать обильный урожай.

Ученицы Нина Кураева и Лида Мизюри-
на, награждённые медалями «За трудовое
отличие», поделились опытом ‘работы на
полях в прошлом году и рассказали о под-
готовке к предстоящему лету. В их шко-
лах были организованы агротехнические
кружки, опытно-показательные участки.

На совещании выступили заместитель
народного комиссара земледелия СССР
тов. Бенедиктов, академик Якушкин, заве-
дующий областным отделом народного об-
разования тов. Лукин, генерал-майор Алек-
сеев и другие. : у

В: работе совещания приняли участие се-
кретари МК ВКП(б) тт. Черноусов, Макси-
мов, Поздеев, секретари. МК ВЛКСМ
тт. Красавченко, Фёдорова и другие.

Совещание приняло обращение ко всем
школьникам Советского Союза с призывом
широко развернуть социалистическое со-
ревнование учантихся, работающих на кол-
хозных и совхозных полях, за лучшую по-
мощь колхозам и совхозам.

С болышим под’6мом принято приветствие
товаришу Сталину.

Совещание закончилось концертом худо-
жественной самодеятельности учашихся
школ Московской области и выступлением
лучших мастеров искусств.

ранения

беркулезный, Институт Курортологии и
другие. Они разрушили 29 санаториев,
расположенных вблизи Одессы. Ценное

Курсы председателей
сельисполкомов

В 47 областных и краевых центрах
РСФСР начали работу курсы председате-

оборудование, аппаратуру, инструмента-
рий, медикаменты, а также мягкий ин-
вентарь, принадлежавитий лечебным учре-
ждениям и курортам, румынские захвал-
чики вывезли в Румынию.

Немецко-румынские захватчики уничтожили и разграбили
промышленные предприятия и сельское хозяйство

За время своего хозяйничания румыны
причинили народному хозяйству Одессы
большой ущерб. Они полностью разруши-
ли, взорвали и сожгли заводы, фабрики,
предприятия промысловой кооперации и
кооперации инвалидов. Техническое, энер-
гетическое оборудование, инструменты и
материалы вывезли в Румынию. К числу
уничтоженных крупных предприятий от-
носятся: судостроительный и судоремонт-
ный завод им. Марти со всеми вепомога-
тельными сооружениями и оборудованием,
завод имени Январского восстания, Вто-
рой Государственный кожевенный завод,
табачная фобрика и др. у

Разрушение завода имени Марти произ-
ведено румынским инженером Купфер Ро-
мед и его заместителем инженером Олару.

Станкостроительный завод имени
ХУТ Парте’езда, завод сельскохозяйствен-
ных машин им. Октябрьской революции,
сталепрокатный завод им. Дзержинского,
завод «Кинап», джутовая фабрика, су-
конная фабрика, завод «Красный Проф-
интерн», трикотажная фабрика имени
H. №. Врупской, мясокомбинат, макарон-
ная фабрика, молочный завод, кофейная
фабрика, хлебозаводы, все мельницы, кон-
дитерекая фабрика, рафинадный завод и
другие предприятия румыны превратили
в развалины.

В течение 7—8 апреля 1944 года не-
мецко-румынские захватчики разрушили
первоклассный, полностью механизиро-
ванный Одесский порт; взорвали Ворон-
цовский маяк, холодильник, элеватор, ме-
ханический амбар, пловучие, портальные
паровые краны; разрушили причалы,
56 складов; вывели из строя электрохо-
зяйство порта; сожгли жилые дома и слу-
жебные помещения.

Ещё в середине марта 1944 года немцы
окончательно ликвидировали румынское
«управление» в Одессе и установили свой
режим, довершивший разрушение всей
промышленности города Одессы. 9 апре-
ля 1944 года, накануне вступления Ера-
сной Армии в Одессу, по приказу немец-
кого командования был разрушен послед-
ний крупный промышленный об’ект —
консервный завод имени Тенина.

Чишь стремительное — наступление
Красной Армии спасло от гибели населе-
ние ряда кварталов Одессы и его жили-
ща от разрушения.

Военный ефрейтор подрывной команды
420 батальона 203 немецкой дивизии—
Альбрехт Эмиль показал:

«8 апреля утром мы получили схему
от обер-лейтенанта Миллера, на этой. схе-
ме были указаны кварталы, которые я и
мой товарищ должны были взорзать.
7 апреля 1944 года я должен был выяс-
нить, сколько семейств живёт на Гаван-
ной улице. Зайдя в один из дворов, я
узнал, что в нём 40 квартир. Я должен
был вернуться и доложить 0б этом обер-
лейтенанту Миллеру, который 8-го утром
дал нам распоряжение: в ночь с 8 на 9 по
схеме взорвать эти квартиры вместе с на-
селением».

Немецко-румынские захзатчики отоб-
рали у колхозов и колхозников и вывез-
ли в Румынию 1.042.013 центнеров зерна,
45.227 лошадей, 87.646 голов крупного
рогатого скота, 31.821 свиней, 64.778
овец; 1.741 трактор, 4.860 различных
сельскохозяйственных машин, 1.134 ком-
байна и локомобиля. Они разрушили
3.195 комхозных домов и строений.

kk *

На основании документальных данных,
свидетельских показаний, протоколов
опроса, заключения  судебно-медицин-
ской экспертизы и других материалов
Специальной Комиссии, а также прозер-

кой всех фактов и личным расследовани-
ем, произведенным членом Чрезвычайной
Государственной Комиссии академиком

И. П. Трайниным, Чрезвычайная  Госу-

Co Комиссия установила, что
массовое ограбление и истребление мир-
ного населения, разрушение ° промыш-
ленных предприятий, научных учрежде-
ний, школ, больниц и курортов произво-

дилось по специальному указанию  гер-
манского верховного командования,
немецкого и румынского правительств.

К ответу немецко-румынских грабителей и палачей!

Чрезвычайная Государственная Комис-
сия установила, что непосредотвенными
виновниками указанных выше преступле-
ний являются следующие немецкие гене-
ралы и офицеры: командир 44 армейско-
го корпуса генерал-полковник Д’Антелис,
командир 9 пехотной дивизии генерал-
лейтенант Шейденау, командир 36 пехот-
ного полка подполковник Кольб, коман-
дир 57 пехотного полка полковник Шен-
хайг, командир 116 пехотного полка май-
ор Кельнер, командир 9 артполка полков-
ник Бальтазар, командир 17 пехотной ди-
визии полковник Брюккер, командир 21
пехотного полка полковник Прой, коман-
дир 55 пехотного полка подполковник
Гауль, и. о. командира 95 пехотного нол-
ка капитан Шобер, командир 17 артпол-
ка полковник Бауэр, командир саперного
батальона капитан Фогель, командир 302
пехотной дивизии генерал-майор Boose,
командир 572 пехотного полка полковник
Вейс, командир 302 артполка полковник
Фишер, командир 306 пехотной дивизия
генерал-лейтенант Келлер, командир 579
пехотного полка полковник Хольн, коман-
дир 580 пехотного полка подполковник
Шредер, командир 500 батальона ocodo-
го назначения капитан Бунцман, коман-
дир 304 пехотной дивизии генефал-лейте-
нант Зиллер, командир 573 пехотного
полка полковник фон-дер Гольц.

Такую же ответственность несут сле-
дующие представители румынских   вла-
стей: гражданский губернатор Трансни-
стрии Алексиану, военный губернатор ге-
нерал Потопяну, командующий военным
округом дивизионный генерал Гуго Шваб,
командир 4/24 пехотной румынекой ди-
визии генерал Наста, командир 21 пехот-
ной румынской дивизии генерал Тринпо-

танас; генеральный примарь (городской
голова) Герман Пынтя, его заместители:
Видлрашку, Виореску, Нибреску, Синек-
лиу; директоры кабинета губернатора Ро-
тару, Попеску, Фотиаде, Минеску; Одес-
ский городской префект Чонович, префект
Голтовского уезда подполковник Исопе-
ску, комиссары сигуранцы полковник Ни-
кулеску, прокурор Ионеску, полковник
жандармерии Гросиу, префект Одесской
полиции Попович, шефы городекой сигу-
ранцы Стоврат, Розван, начальник 1-го
района полиции-_Никулеску, шеф поли-
yuu YI района Аврамеску, председатель
военного суда полковник Велчау, военный
прокурор Атанасиу, Габрилович, Солтан;
директор Одесского порта Д. Попеску,
Чивио Руссу, генеральный директор. му-
зыки Антони Чолан, директор румынско-
го национального театра Аурель Майкан,
секретарь отдела культуры городской уп-
равы Консоларино, директор детского те-
атра Нани, профессор Штефан, Попе-
еку Г., ‘архитектор губернаторотва Иони-
цу, предетавитель дирекции искусств
Цикулеску, глава трофейной комиссии ге-
нерал Василиу, профессор Михул, профес-
сор Рантя, ассистент Бухарестокого уни-
верситета Поп, профессор минералогии
Бухарестского университета Xogapya,
профессор Джеордысеску, инженер Куп-
фер Ромео, В. Олару, комиссар Негру, про-
курор Радулеску, архитектор Тудореску,
генеральный секретарь Мойсев, ‘директор
завода Т. Салаколу, отаршие лейтенанты
Голиторий и Шонтя, Санду Габриэль.

Все они должны понести суровую ответ-
отвенность за свои преступления, совер-
шенные против советского народа.

лей исполкомов сельских Советов. Такие
курсы организуются во всех областях,
краях и автономных республиках Россий-
ской Федерации. В течение ближайших
двух — трёх лет пройдут подготовку пред-
седатели сельисполкомов.

В нынешнем году будет обучаться около
семи тысяч человек. Они ознакомятся с за-
конодательством и практикой советских ор-
ганов в области просвещения, здравоохра-
нения, местного бюджета, сельского хозяй-
ства, изучат, как вести финансовое хозяй-
ство, делопроизводство. Особое внимание
уделяется ознакомлению курсантов с вопро-
сами организационно-массовой работы на
селе.

Срок обучения на курсах — три месяца.

Расширение сети
глазных поликлиник

Народный комиссариат здравоохранения
СССР принимает меры к расширению сети
глазных амбулаторий и поликлиник. В ле-
чебных учреждениях крупных предприятий
будут постоянно работать врачи-окулисты.
Приступлено к учёту специалистов этой
категории с тем, чтобы врачи, работающие
не по своей основной специальности, были
переведены во вновь организуемые глазные
поликлиники и амбулатории.

‚ Для повышения квалификации на специ-
альные курсы направляются 300 врачей.
Кроме того, значительная группа молодых
врачей выпуска 1944 года будет специали-
зироваться по лечению глазных болезней.
Начата подготовка и медицинских сестёр.

Вечер американской песни
и новеллы

Вчера в Доме учёных состоялся вечер,
посвящённый американской лирической
песне и юмористическому рассказу. Много-
численная аудитория ознакомилась с раз-
нообразным песенным творчеством амери-
канских композиторов: Скотта, Кларка,
Росбаха, Брауна, Мак Хука, Кармайкл.
Песни с большим мастерством, тонкостью
и артистической выразительностью испол-
няла на русском, английском и француз-
ском языках артистка Н. Полевая-Мане-
фельд. Артист М. Веревкин читал рассказы
Джером К. Джерома, Марка Твэна, О. Ген-
ри. В концерте приняли участие пианистка
Шалита Рохлина и другие.

Вечер прошёл с большим успехом.

(ТАСС).

Всесоюзный шахматный
чемпионат

ПЯТНАДЦАТЫЙ ТУР

За исключением партии Флор—Смыслов,
закончившейся на 26-м ходу мирной ничьей,
все остальные встречи вчерашнего пятнад-
цатого тура протекали крайне напряженно,

В центре внимания была партия Ботвин-
ник—Алаторцев. Чемпион СССР, игравший
белыми, не добился дебютного преимуще-
ства. Алаторцев отказался от усложнения
игры и пошёл на размен ферзей. Ботвинни-
ку в дальнейшем удалось создать опасную
проходную пешку, но разноцветные слоны
обеспечили Алаторцеву хорошую защиту.
В поисках выигрыша Ботвинник пошёл на
необоснованную жертву пешки. Партия от-
ложена. О ничьей теперь, пожалуй, надо

заботиться скорее Ботвиннику, чем его
партнеру.
Интересная сложная борьба разверну-

лась в партии Равинский — Котов. Белые
предприняли рискованную жертву коня. Ко-
тов защищался неточно и попал под неот-
разимую атаку. На 28-м ходу он вынужден
был сдаться.

Красивой жертвой коня добился победы
Рагозин, игравший чёрными против Лили-
енталя. Все фигуры белых оказались свя-
занными, а король их — беззащитным про-
тив нараставшей атаки. На 31-м ходу Ли-
лиенталь сдался.

Микенас последовательно выиграл чёр-
ными у Хавина.

Остальные партии отложены.

После пятнадцати туров впереди Бот-
винник, у которого 10,5 очка из 13 окон-
ченных партий при двух отложенных (в од-
ной из них шансы: Ботвинника хуже, а дру-
гая, вероятно, закончится вничью). У Смыс-
лова 10,5 очка из 15 партий.

Каждый из оставшихся двух туров мо-
жет определить победителя турнира.

Сегодня, 14 июня,—предпоследний, шест-
надцатый тур. Ботвинник играет чёрными
против Лисицына. В последнем туре чем-
пион СССР свободен от игры. Смыслов
свободен от игры сегодня.

Мастер В. ПАНОВ.