ae

mee PP od

whee ee

woe

_ серьезной залачей для приморских колхо-

` 80 до 200 центнеров с гектара.

СУББОТА, 1 ИЮЛЯ 1944 г. № 155 (8457)

Го рно-таёжная
станция

`ВЛАДИВОСТОК, 36 июня. (По телеф.
от с0б. корр.)}. В 30 километрах от города
Ворошилова-Уссурийского, в узкой, сжа-
той между горными склонами долине
_«Кривой ключ» разместились цветка]
дальневосточной горно-таежной станцин
Акалемии наук СССР. Станция эта была
создана около 15 лет назад и в первые го-
ды ограничивалась изучением раститель-
ных богатсев Дальнего Востока. В даль-
нейшем программа ее работ намного рас-
ширилась, и в последние годы станция ста-
ла крупным  научно-исследовательским
учреждением Дальнего Востока. В долине
«Кривой ключ» сейчас можно увидеть
большой фруктовый сад, пасеки, участки
зерновых, овощных и технических культур.
Участки расположены как в самой долине, !
так и на высоких горных склонах и явля-
ются опытным полем станции, ведущей!
большую и важную научно-исследователь-
скую работу.

Раззитие сельского хозяйства и рост!
посевных площадей на Дальнем Востоке
связаны с освоеннем под новые посевы зе-
мель _ горно-таежных склонов. Однако’
обильные, ссобенно в Приморье, дожди и

частые ливни разрушают почву горных
склонов, размывают и уносят вместе с
землей и посевы. Предохранение горно-

таежных склонов от размывания являлось

398. За разрешение этой задачи взялись!
научные работники  горно-таежной стан-
цни. После многолетних опытов коллектив
станции установил особые способы обра-
ботки  горно-таёжных склонов. CraxH-
цией также разработана особая агро-
техника для  горно-таёжных склонов,
применение которой позволило научным
работникам на крупных участках опытного
поля поднять урожайность картофеля с’

Коллектив станции провел большую ра-
боту по выявлению и использованию кор-
мозых запасов тайги для колхозного жи-
вотноводства, HO выращиванию дальне-
восточных сортов фруктовых деревьев, по
выявлению пищевых, медоносных и лекар-
-ственных диких растений. За годы суще-
ствования станции ее коллектив. издал де-
слтки ценных научных работ. —„

С нынешнего года горно-таежная стан-
ция стала одним из основных отделов
созданной в Приморье по решению Совнар-
кома СССР Дальневосточной базы Акаде-
мии наук СССР. Об’ем работы горно-таеж-
ной станции в связи с этим расширился, и

меченными почти к самому берегу.

TH огонь

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР

С моряками в Петрозаводске

{ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

_ Ночью Онежская военная флотилия
вышта в свой славный боевой поход. Ка-
вонерские лодки, бронекатера, торпед-
ные катера, катера-охотники, стороже-
вые корабли, тральщики вытянулись в.
Бильватерную колонну и двинулись по
беспокойному Онежскому озеру.

Багровое солнце уже подымалось из-за
горизонта, когда флотилия подошла к на-
селённому пункту Деревянная — месту
вазначенной высадки, в 20 километрах от
Петрозаводска. Дымка  голубоватого ту-
мана окутывала озеро. Эта дымка оказа-
лась нашей союзницей — под еб при-
крытием кораблям удалось подойти неза-

Первыми ворвались в бухту семь тор-
педных катеров во главе с капитаном 2-го
ранга Крохиным. С берега по ним откры-
крупнокалиберные пулемёты и
миномбёты. Пятью -нашими залпами огонь
врага был подавлен. Тенерь только вра-
жеские автоматчики затрудняли высадку.
десанта. Бойцы морской пехоты в 25 nee
рах от берега с автоматами и пулемётами.
бросались в воду. Красноармейцы подраз-.
деления старшего лейтенанта Мольките-
дева первыми выбрались на берег, тотчас
же проникли в лес и стали его «проче-,
сываль», уничтожая финских автоматчи-
ков. Подразделение лейтенанта Михайло-
ва устремилось к шоссе Вознесенье —
Петрозавохск и оседлало его. Через HERO-
торое время это же подразделение перере-,
зало ведущую к Петрозаводску железную!
дорогу.

Артиллерия всей флотилии поддержи-
вала и прикрывала высадку десанта. Бой-
цы, стоя по горло в ледяной воде, на себе.
вытаскивали противотанковые орудия.
Берег был сильно укреплён финнами, но.
внезапность высадки так ошеломила их,

крушителен, что лахтари бросили свой
укренаения и побежали, оставляя
жие. Высадка, начатая в 7 часов утра,
через два с половиной часа была уже за-
вершена, а в полудню плацдарм удалось
расширить на восемь километров.
Десант начал своё продвижение Е
Петрозаводску по дороге. Торпедные ка-

удар нашей артиллерии был настолько со-\

ору-
  рые плакали.

тера на большой скорости, оставляя за
вобой

_ее роль в жизни народного хозяйства
края еще больше возросла.

Экзаменационная сессия
в Киевском университете

КИЕВ, 30 июня. (По телеф. от соб. корр.).
Первый после немецкой оккупации учебный
гол в Киевском государственном универси-
тете имени Шевченко заканчивается. Насту-
пило время экзаменационной сессии. В бе-
седе с корреспондентом «Иззестий» ректор

‚университета тов. Русько рассказал:

— С жадностью к знаниям, свойственной   3aBOICRY,

юности, готовились наши студенты к испы-
таниям. Задолго до начала экзаменов было
об’явлено, какие дисциплины выносятся на
сессию, вывешен график зачетов, организо-
вана консультация профессоров и препода-
вателей. Библиотека’ и студенческая чи-
тальня открыты целый день. Хорошо. подго-

< товившись, к; сессии, многие студенты до- `

©рочно сдавали экзамены. Первый курс
- химического факультета в полном составе
сдал зачет по иностранному языку. Еше в
первых числах июня (вместо установленного
для сессии срока 18 июня—16 июля) сту-
дёнты 3-го н 4-го курсов того же факуль-
тета досрочно сдали зачет по истории Оте-
чественной войны и экзамен по курсу пси-
хологии с оценкой «отлично» и «хорошо».
Профессора и преподаватели отмечают
зесьма высокий. уровень знаний. У студен-
тов, сдающих испытания, преобладают от-
„личные и хорошие оценки.
Ещё не сдают-у нас экзамены студенты,
недавно возвратившиеся в Киев из эвакуа-
„ции. Они проделали длинный нуть из казах-.
СкОгО-гОрода Кзыл-Орда в столицу Украины

и сейчас усиленно занимаются, чтобы на-

Команды кораблей слышали

Она потушила его и, несмотря на полу-
ченные ожоги, стала рядом с другим.
Семидесятилетняя Анна Сёвастьяновна
Рагозкина держала в руках красное
знамя.
— Сыночки мои! Те ли вы, кого
Ждём? — волнуясь, спрашивала она.
Старшина первой статьи Сычев распах-
нул свою форменку.
— Да, мы русские и душою, и телом!)
— сказал он.
— Тогда не напрасно я старалась, по’
ночам в концлагере вышивала это’
знамя, — заявила Анна Севастьяновна и

мы

вручила знамя лейтенанту Кучеренко.

Народ все прибывал и прибывал. Яви-,
лись аюди из двух близлежащих концент-
ращнонных лагерей, полицейская oxpa-
на которых бежала.

— Ломайте колья, рвите проволоку!
Вы свободны! — крикнул старший лей-
тенант Козлов.

И тогда из толпы побежали делегаты
еще четырех концентрационных лагерей,
призывая заключенных там советских
граждан выходить навстречу своим осво-
бодителям. А еще несколько часов назад.
финские бандиты расстреливали совет-
ских людей, пытавшихся выйти Из-38
колючей проволоки. Так, 27 июня вече-
ром из лагеря вышел Василий Андронов,
по профессии пекарь, вместе со своей!
женой. Его пристрелили у входа. Жене
удалось скрыться в толпе других закаю-
ченных.

Из лагерей можно было выходить.

только по узкой тропе: все пространство году и отметил неудовлетворительную ра-

вокруг было заминировано. Уже после’
освобождения города, выбираясь из ла.
геря на свободу, взорвались на мине.
лвое детей — 13-летний мальчик И
З-летняя девочка.

Теперь вся пристань была пояна наро-
да. Люди толпились на мостках, Некото-.

— Что же вы  пламете? — спросил
старший лейтенант Козлов.

— Такая уж у русских натура, отве-
тила швея Евгения Евстигнеевна, — от го-
ря мы не плачем, а плачем от радости.

Первый вопрос, на который. пришлось

сильные буруны, пошли к городу.  отвечать каждому краснофлотцу, каждому
сильные   офицеру, был вопрос о товарище Сталине,

взрывы. Каждый такой взрыв болезнен- о его здоровье. -

но отзывался в сердцах бойцов и офице-
ров. Петрозаволок окутался облаками ды-
ма. И хотя катера мчались с огромной
быстротой, людям казалось, что они идут
медленно: хотелось как можно быстрее
  достигнуть города и вырвать его из рук
  немецко-финских варваров.

Враг взорвал три железнодорожных
моста, подорвал и поджёг авторемонтный
завод, зажёг вокзал, взорвал все мосты в
городе. Когда катера подходили в Петро-
пристань и водный вокзал го-
рели. При входе в Петрозаводскую губу
краснофлотцы увидели на северном её
берегу густые столбы дыма и языки пла-
мени. Это в селе Соломенном финские
бандиты взорвали электростанцию и по-
дожгли лесопильный завод.

На деревянной палубе пирса: валялись
простреленные во многих местах желез-
ные бочки из-под керосина и бензина.
Финны прострелили их и катали по пирсу,
  равномернее и быстрее разлить
горючую жидкость. Катера подошли в
пирсу и начали его тушить.

Со стороны лыжной фабрики навстречу
краснофлотнам по горящей пристани с
приветственными криками бежали люди.
На одной девушке воспламенилось платье.

Ераснофлотцы отвечали:

— Товарищ Сталин
победам!

На берегу начался митинг. Капитан
1-го ранга Антонов поздравил жителей
Петрозаводска © освобождением. От име-
ни горожан и тех, кто томился в концен-
трационных лагерях, выступил с взволно-
ванной речью т. Барабанов. Он рассказал
о мучениях, которые перенес народ под
немецко-финским игом, о том, как жите-
ли Петрозаводска. сопротивлялиеь окку-
пантам.

Все суда флотилии были усыпаны цве-
тами. Настунала ночь, а народ всё прибы-
вал. Подоспели люди из концлагерей, на-
холившихся далеко от города. Патруль-
ные привели восьмерых финнов из охра-
ны лагеря. Они не успели сбежать. Среди
них оказались матерые палачи — Густав
Лайне и Вайне Мянтере.

На кораблях вспоминали, что ровно
25 лет назад Онежская флотилия, дей-
ствуя по плану товарища Сталина, выса-
дила десант у Видаицы и разгромила бе-
лофиннов.

ведет нас в

Гениадий ФИШ.
ПЕТРОЗАВОДСК, 30 июня.

Выетавка «Военно-Морекой Флот СССР
в Отечественной войне»

ЛЕНИНГРАД, 30 июня. (По телеф. от

зёрстать время, проведенное в дороге. Для соб. корр.). Центральный Военно-Морской
них, экзаменационная сессия начнется в се-  музей, основанный Петром !-м, является
‚ редине июля н.будет продолжаться до авгу-  старейшим в СССР хранилишем военно-

ста.
нувшиеся из эвакуации, будут сдавать госу-
дарственные экзамены.

Тогда же студенты-выпускники, вер-.

морских. реликвий.
: В. музее начались под
боты к организации большой

«Военно-Морской Флот СССР в Отечествен-
ной войне». На выставке будут представ-
лены материалы о героизме советских мо-
ряков в борьбе с немецкими захватчиками,

готовительные ра- реликвии Военно-Морского Флота, картины,
выставки   модели, скульптуры.

‹ В рыболовецком колхозе имени Калинина
Саратовской области. На снимке: одна из
лучших рыбачек колхоза жена фронтовика `
Н. Е. Самохвалова за переборкой сетей.

Фото А. Отабенова.

Сессия Куйбышевского
областного Совета

КУЙБЫШЕВ, 30 июня. (По телеф. от
соб. корр.). Состоялась 12-я сессия област-
ного Совета депутатов трудящихся.

Заведующий областным финансовым от-
делом т. Свинцов подробно доложил сес-
сии об исполнении бюджета области в 1943

боту отдельных местных Советов в выпол-
нении финансового плана.
Средства, отпущенные по бюджету на

}3& посевами,

ниц, работников МТС и совхозов области.
  План весеннего сева по области выпелнен

_ Пленум Московского областного

комитета

27—28 июня состоялся пленум Baer)
KOBcKoro odaacTHoro комитета ВЕП(б).
Пленум обсудил два вопроса — об уходе,
a подготовке и проведении,
уборки урожая и заготовок сельскохозяй-,
ственных продуктов в 1944 году и о ходе,
выполнения государственного плана раз-
вития общественного животноводства В
колхозах Московской области.
Выступивший с докладом по первому
вопросу председатель исполкома Москов-
ского областного Совета депутатов трудя-
щихся тов. Тарасов привел цифры и фак-
ты, свидетельствующие о большом изтри-
отическом под’ёме колхозников и колхоз-

с превышением, весенние полевые рзбо-
ты проведены более организованно, чем
з прошлом году, а посевные паощади
значительно превысили прошлогодние.
Вместе с тем тов. Тарасов вскрыл недо-
статки, имевшие место весной текущего.
года в ряде районов, и подверг хритике
руководителей этих районов.

Докладчик обратил внимание пленума’
на вопросы ухода за посевами. Сейчас.
это — решающее ззено борьбы за высо-
кий урожай. Необходимо  своеврэменно!
провести прополку и междурядную обра-
ботку посевов, широко практиковать под-,
кормку посевов.

Запоздалая весна и вызванная этим
возможность одновременного созревания
многих культур  предопределила слож-
ность и напряженность предстоящих
уборочных работ. В этих условиях нуж-
но, как никогда, тщательно подготовить
и привести в порядок все уборочные ма-
шины, риги, навесы, capa, sepHocy-
шилки, Транспортные. средства, чтобы в

финансирование народного хозяйства и co-
циально-культурные мероприятия, остались
неиспользованными. Областное управление

лёгкой промышленности не израсходозало!

почти полмиллиона рублей на строигель-
ство Сызранского стекольного и Похвнст-
невского кожевенного заводов. На благо-
устройство городов было использовано
лишь 47 проц. отпущенных средств.

Сессия обсудила также доклад об итогах
работы школ области за 1943—1944 учеб-
ный год и подготовке их к новому году.
Докладчик, заместитель председателя обл-
исполкома т. Пылев особое внимание уде-

наиболее сжатые сроки и без потерь
убрать урожай, полностью и в срок вы-
полнить обязательства перед государст-
вом.

Первостепенное значение имеет орга-
низация труда на уборочных ‘работах.
‚ Необходимо обеспечить широкое внедре-
ние индивидуальной сдельщины и неук-
  лонное прозедение в жизнь постановле-
‘ния СНЕ СССР и ЦЕ ВКП(б) о ‘допол-
нительной оплате труда колхозников за
сверхплановую урожайность.

лил подготовке к новому учебному году.
Заместитель председателя облисполкома
т. Нефедов доложил сессии о выполне-

ния государственного плана развития жи-  массово-политическая работа среди кол-

вотноводства в колхозах и совхозах обла-
сти и о мероприятиях по обеспечению скота
кормами.
Сессия утвердила бюджет на 1944 год и
приняла решения по остальным докладам.
Сессия освободила от обязанностей пред-

седателя исполкома областного Совета де-  вчера сессия отделения технических наук   щественно - педагогической

Важнейшим условием успешного про-

‚ аодняка и низкие

помочь быстрейшему устранению

ВКП(б)

хозников, работников МТС. и совхозов.
Нужно ширеко распространять опыт пе-
редозых колхозников, звеньев и йригад,
повседневно руководить  социалистиче-
ским соревнованием в колхозах, МГС и
совхозах.

В прениях по докладу высказались
тт. Фомин (Егорьевский район), Нуппия-
нов (Подольский райен). Гончаров (Ча-
паевский район), Петров’ (Горловский
район), Соколов (№030), Данилов (МЕ
BIRCM), Максимов (секретарь МВ
ВЕН(б) и другие.

По второму вопросу пленум заслушал
доклад заместителя секретаря МЕ ВЕП (6)
по животноводству тов. Голубничего.

Докладчик сообщил о проделанной ра-
боте по восстановлению общественного
животноводства в области. Установлен-
ный на 1944 год план развития обще-
ственного животноводства выполнен по
крупному рогатому скоту на 107,7 проц.,
по свиньям — на 110 проц., по`овцам—
на 104.5 проц. Однако в развитии` обще-
ственного животноводства есть ряд недо-
статков: отстает рост маточного  пого-
ловья, в ряде районов велики отходы мо-
удеи, в некоторых
районах (Кривандинский, Озерский, По-
дольский) не уделяется необходимое вни-
мание обеспечению скота кормами. До-
кладчик подробно остановился на правти-
ческих мероприятиях, которые должны
недо-
статков. Первостепенное значение имеет
правильная организация труда на живот-
новодческих фермах, дополнительная оп-
лата за повышение продуктивности жи-
вотноводства, широкое развертывание с0-
ревнования среди животноводов по про-
фессням, повседневный контроль со сто-
роны райкомов партии и райнеполкомов
за холом выполнения нлана развития 0б-
щественного животноводства по каждому
колхозу.

В прениях по доклалу тов. Голубниче-
ге выступили тт. Гоголев (Кунцевский
район), Николаев (Орехово-Зуевский
район), Ястребов (Коломенский район),
Беляков (Мособлисполком} и другие.

По обоим вопросам пленум принял раз-
вернутые практические решения.

В работе пленума принял участие сек-
ретарь МЕ и МГЕ ВЕП (6) тов. А. С. Щер-

Г одоннх уборки урожая и заготовок сель-
скохозяйственных продуктов является

ы——_ жи

банов.
(ТАСС).

ЧТ

Чествование академика В. Н. Образцова

В Московском Домеё учёных открылась,

С докладом о научной, инженерной и об-
деятельности

путатов трудящихся т. Хопова. Председа- Академии наук СССР, посвященная вопро-  В. Н. Образцова выступил академик С. П.

телем исполкома избран т. Пузанов.

= в

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

«Любят пи они свой город?»

Исполком Куйбышевского городского Со-
вета депутатов трудящихся обсудил и
признал правильной корреспонденцию «Лю-
бят ли они свой город?», напечатанную в
«Известиях» 13 июня с. г. В принятом ре-
пении отмечается, что исполкомы горсовета
и райсоветов «не сумели привлечь к осуще-
ствлению задач по благоустройству ropo-
да депутатов городского и районных Сове-
тов и в равной мере не возглавили и не ис-
пользовали активность и инициативу насе-
ления, не контролировали выполнение своих
решений». Далее отмечается, что директо-
ра ряда заводов не принимают участия в
благоустройстве города, не проявили долж-
ной заботы о жилфонде и социально-куль-
турных учреждениях, находящихся в веде-
нии и пользовании этих предприятий.

Исполком горсовета обязал исполкомы
райсоветов обсудить корреспонденцию «Лю-
бят ли они свой город?» и утвердить меро-
приятия по благоустройству районов. Со
своей стороны исполком горсовета наметил
ряд конкретных мер по улучшению комму-
нального хозяйства. Вопрос о благоустрой-
стве города будет обсуждён на очередной
сессии горсовета.

Новый дом

23 июня 1941 года колхозник Степан
_ Богданович из белорусской деревни Ce-
мниелкй уходил на войну. Ульяна, его
жена, провожала мужа до околицы, дер-
в младшего сына, годовалого Ивана, на
руках. Старшего, четырёхлетнего Рома-
на, нёс. на руках сам Степан. На пере-
вреетке Степан оглянулся, посмотрел на
вой дом, на деревянный сруб, прочно
сложенный его руками, умелыми руками
плотника. Взглянул на крышу, искусно
выложенную  посеревшими от времени
дранками. На самом краю крыши, ближе
Е дороге, было гнездо аистов, и оба они
лежали, устремив даинные клювы, как
путевые указатели, на запад.
Этот прощальный июньский день Cre-
пан вспоминал потом часто, всякий раз

- юпоаняя воспоминания новыми черточ-

вами. Воспоминания заменяли ему пись-

- ма; которых у него не было за время вой-
- ны ии разу, вплоть до того момента, ког-

_да он был ранен и, уже лежа в госпитале,
получал вестбчки от товарищей по полку.
Шла война. Белоруссия была занята

.. немцами. Степан ничего не знал, что ста-

ло с его Ульяной, с сыновьями, с отцом
и матерью, с 6го домом. Вместе с ним слу-
жили его земляки, тоже артиллеристы, —
Василий Головко и Григорий Зубаревич.
Все они были из одной деревни и тоже не
знали о судьбе своих семей. и

Шли месяцы и годы. Горечь отступле-

WHA сменилась великой гордостью побед.

Чем ближе подходили Степан `Богдано-
вич, Василий Головко и Григорий Зубаре-

‚ `вИЧ Е своей земле, тем молчаливее и оже-

сточеннее становились они, тем чаще би-

‚ яись у них сердца. Настулать приходи-

лось в болотистой местности, по топким

-Tatam. Вытаскивать гаубицы на руках.
_На каждый шаг вперёд затрачивать нече-

ловеческую силу. Но они не чувствовали
усталости, они шли вперёд, впрягаясь в

- гаубицы. Вперёд, только вперёд!

Exsa Степан Богданович ступил на 6e-
лорусскую землю ий почувствовал её 6м0-

: дистый, сдобренный; озёрными туманами
запах, хлестнула его пуля в девый локоть.

Он бежал-е винтовкой и вдруг почув-

‘ствовал жжение в левой руке, слабость.
Понял, что ранен, и крикнул бежавшему
впереди Василию Головко:

— Василь, найди меня после боя,
найди!

Поддерживая правой рукой окровав-
ленный левый ловоть, побрёл он в мед-
санбат.

..Рана заживала медленно. Кость была
раздроблена. Степан понимал, что в строи
ему не вернуться. Он получил от Григо-
рия Зубаревича письмо. Товарищ с000-
  щал, что их Семиполки освобождены от
немцев. Говорят, немцы спалили деревню,
а жители разбрелись по округе.

Скоро Степану сказали, что он будет
демобилизован, так как левая рука вы-
шла у него из строя. Степан мужествен-

но, по-солдатски принял это известие и.

сосредоточил все свои мысли на одном, —
как он вернется в свою деревню, найдет
семью и на отвоеванной земле заново
начнет жить. Он чувствовал в правой ру-
ке знакомое томление, какое он ИСсПыТы-
вал всегла перед началом работы.

Похудевший, побледневший, ехал он в
своей старой шинельке, с потертым по-
ходным  соадатским мешком за спиной,
Вот она, земля белорусская, — озёра,
дубравы, бёлые березы, высокие дороги
меж гатей... Но деревни, ‹ деревни... He
осталось деревеньсвдоль дорог. Жили лю-
ди в старых блиндажах, приделывали две-
ри от автомобильных кузовов, перекры-
вали потолки измятым железом войны.

На третий день пути увидел Степан
Богданович у самой дороги свеже отесан-
ный бруй, бревна; Сидел на бревне седо-
боролый, лысый старик и, мелко взма-
хивая топором, счищал кору © сосны.

— Дом строит, — восторженным шо-
потом сказал Степан соседу по машине,
и тот одобрительно кивнул головой.

Родную деревню Семиполки Степан неё
заметил: от нее ничего не осталось. Он
проехал бы мимо, если бы не увидел с дет-
ства знакомый деревянный колодец с на-
весом. Чуть справа от колодца была ког-
да-то его хата. Он закричал:
— Стойте, стойте!

Ему помогай сойти. Машина ушла, ов

остался один. Снял шапку и направился
к тому месту, где когда-то стоял его дом.
Обошел несколько раз пепелище. Долго
стоял, погрузившись в тяжкие думы. По-
том надел шапку и уже хотел вернуться
на дорогу, как вдруг увидел свою Ульяну,
шедшую к нему навстречу.

— Уля, Уляша  — крикнул он и
побежал к ней, разбрасывая сапогами
грязь...

В тесной дымной землянке он обнял
своих сыновей и старика-отца. Только
матери своей он не нашел. Мать умерла в
этой самой землянке. —›

Плача и вытирая слезы, рассказывала
Ульяна о страшных месяцах в немецЕом
плену.

— А дома все спалили, потому что де-
ревню признали партизанской... Тут на
дороге, у колодца, коменданта районного
убили. А ещё машины их взрывали, а ещё
старосту задушили... Спаляли немцы всю
деревню, по домику... У нас немец аиста
застрелил из револьвера. Аист упал, а я
думаю: смерть тебе предстоит, немец. Ето
аиста убьёт, великое наказание того ожи-
дает...

— А что семья Василия Головко? —
спросил Степан. — Он сам сюда не вер-
тался?

— Не вертался, Степа... Чует, видно,
сердце... Всех его — и Галю, и Колю,
  сынка, и мать немцы убили за деда, что
 B партизанах был.

Tax... А Зубаревичи?

— Те живы. Они по ту сторону доро-
ги живут... В капэ.

=+ Tae?

— В rand, командный пункт там был,
командиры нам говорили...

Степан улыбнулся.

— А это неё капа?

— Не... Это мы сами рыли.

— Tax sot, Уляша, дом будем строить,
понимаешь, новый дом. Чтоб скорее из-
под земли уйти, Уляша.

Ещё не усмели просохнуть просеки и
по утрам долго стояли густые туманы над
озёрами, а уже Степан Богданович на т0-
щей аошаденке возил сосновые  брёвна.
Одной правой рукой пилил деревья. Ста-
ренький отец, которому трудно было пи-
лить, Н> хотел отставать от сына. - `

С утра до вечера Степан строил хату.
И не он один. Женщины, старики, под-
ростки на старых местах, на пепелищах
начали строить жилища. До войны Сте-
пан был плотником. Сейчас ему приходи-
лось не только работать для себя, но и
помогать другим. Е нему приходили, смот-
рели, сравнивали, расспрашивали, и он
всем отвечал, показывал, чертил огрыз-
ком карандаша на гладкой поверхности
отструганного бревна.

Фронт был недалеко. Артиллерийская
канонада доносилась сюда, в Семиполки.
Степану казалось, что он и сейчас на
войне, и это чувство помогало ему рабо-
тать, наполняло его сердце спокойной
уверенностью. Били наши пушки, род-
ные Степану гаубицы.

Прошли весенние дожди, отгремели
майские грозы, просохли дороги. Стояли
стены — свежие, с желтовато-коричневы-
ми прожилками. Дом рождался красивый.
Под солнечными лучами казался он вы-
крашенным в золотисто-рыжую краску.
Степан все раньше вставал, все позже
ложился спать.

Однажды перед закатом солнца Степан
сказал Ульяне:

— Сегодня будем спать в доме.

...Отепан проснулся от тяжкого гула,
повисшего над головой. «Гроза?» — по-
думал он и вышел на улицу. Но на дворе
было сухо. Сквозь деревья просачивались
багровые краски рассвета. Неподвижно
стоял лёгкий голубоватый туман. По до-
роге проносились, шелестя покрышками,
тяжёлые грузовики. Артиллерийский гром
нарастал вдали. Это было не похоже на
обычные залпы. Такой канокады ещё не
приходилось слышать. Степан понял: на-
чалось новое наступление. Он взглянул
на левую, полусогнутую в локте, руку и
тяжело вздохнул. Всего несколько верст
припелось ему пройти с боями по Белорус-
сии. Его товарищи пройдут остальной
путь. Й как пройдут!

Новый дом отливал розовыми красками
восхода. Пол крышей два аиста вили гнез-
до. Солнечный день вставал над Бело-
руссией.

Г А. СОФРОНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

БЕЛОРУССИЯ.

сам транспорта и научной деятельности
академика В. Н. Образнова в связи с 70-ле-
тием со дня его рождения. ;

Сессию открыл вице-президент Академии
наук И. П. Бардин. Он поздравил юбиляра
с высокой правительственной наградой —
орденом Ленина и пожелал ему дальней-
шей плодотворной работы.

ЧИВНННИИННЫ

Сыромятников.

На сессии были оглашены поступившие
на имя В. Н. Образцова приветствия от нар-
кома путей сообщения Л. М. Кагановича,
президента Академии наук СССР В. Л. Ко-
марова, председателя Комитета по делам
высшей школы при Совнаркоме СССР
С. В. Кафтанова и других.

Союз Польских Патриотов в СССР—

о Национальном

В вышедшем очередном номере газеты
«Вольна Польска» опубликована, следую-

щая резолюция, принятая 23 июня Глав- -

ным Правлением Союза Польских Патрио-
top B CCCP: :

Главное Правление Союза Польских
Патриотов в СССР приветствует прибыв-
шую из Польши делегацию Национально-
го Совета Польши (Крайова Рада Народо-
ва) и Главного Командования Народной
Армии.

Сплачивая в своих рядах поляков в
СССР разного социального положения и
разных политических взглядов на плал-
форме борьбы против немецких окжупан-
тов, за независимую и демократически
парламентарную Польшу, Союз Польских
Патриотов в СССР с первого дня своего
существования видел свою оеновную за-
дачу в том, чтобы вееми силами и сред-
ствами содействовать освобождению Поль-
ши от немецкого ига, всемерно помогать
борющейся против немецких захватчиков
родине.

Над осуществлением этой основной за-
дачи Союз Польских Патриотов неустанно
работал, вопреки проискам эмигрантских
реакционных кругов, ставивших свои ко-
рыстные интересы выше интересов Ha-
ции, вопреки тем, кто продолжает ту же
гибельную для Польши политику, кото-
рая привела её к сентябрьской катастро-
фе 1939 года, вопреки тем, кто, мешая
борьбе с оккупантами, наносит удаф делу
06’единённых наций.

По инициативе и при активном содей-
ствии Союза Польских Патриотов создана,
Польская Армия в СССР, своей кровью до-
казавшая верность налнему народу в его
борьбе за освобождение попранной врагом
польской земли. Великолепно вооружён-
ная, благодаря дружественной помощи
Советского Правительства, Польская Ар-
мия в СССР в совместных с Красной Ар-
мией боях показала свои высокие боевые
качества и героизм.

Неоднократно Союз Польских Патрио-
тов в СССР на основе неопровержимых
фактов доказывал, что реакционное
командование так называемой Краевой
армии генерала Соснковского, вопреки
стремлениям большинства офицеров. и
солдат, не только укланяется от участия
в борьбе польского народа с немецкими

Совете Польши
товит исподтишка гражданскую зойну
в Польше.

Стоя на страже самых насущных инте-
ресов народа, Союз Польских Патриотов
© самого начала своего существования
не признавал и не признает законности
так называемого эмигрантского польско-
го правительства, опирающегося на неза-
конную Конституцию 1955 года, прави-
тельства, своей реакционной политикой
мешающего об’единению всех живых сил
польского ‘народа и своей последозатель-
но проводимой антисоветской политикой
стремящегося посеять раздор в лагере
06’единённых наций и подрывающего
доверие к Польше 0 стороны наших
великих друзей—_ Великобритании, CCCP
и США.

Польский народ отвернулся от кучки
эмигрантских реакционеров и создал на
территории самой Польши свой пентр
национального об’единения для борьбы
против немецких захзатчиков. Таким
центром является Национальный Совет
Польши.

Союз Польских Патриотов признает в
Национальном Совете Польши подлинное
представительство нашего народа и вы-
ражает уверенность, что созданный наи-
более преданными патриотическими эле-
ментами польского народа Национальный
Совет Польши сплотит вокруг себя всех
поляков, мобилизует их на борьбу в тес-
ном союзе с народами СССР, Великобря-
тании и США и поведет их к победе над
гитлеровской тиранией.

В создании Национального Совета
Польшя, Народной Армии и её Главного
Командования Союз Польских Патриотов
видит начало об’единения всэх польских
вооруженных сил kak на территории
Нольши, так ‘и за ее пределами.

Союз Польских Патриотов в СССР
твердо убежден, что Национальный Со-
вет Польши, снлачивая все демократиче.
ские польские силы на территории. Поль-
ШИ. И 3а ее пределами. тем самым закла-
дывает фундамент независимой, свобод-
ной, сильной. демократической Польши;
Союз Польских Патриотов в С6СР` твер-
до убежден, что Национальный Совет
Польши создаст предпосылки для образо-
вания пользующегося доверием народа
Временного Национального Правитель-

захватчиками, не только пытается нара-
лизовать эту борьбу своими призывами,
к пассивности и выжиданию, но факти-
чески всем своим поведением играет на’
руку оккупантам, развязывает брато-
убийственную войну среди поляков, го-

ства, правительства осРобождения Поль-
ши, правительства, которое обеспечит
победу над врагом и подготовит расцвет
материальных и духовных сил польского
народа на путях мирного сотрудничества
со всеми свободолюбивыми народами.

Главное Правление Союза Польских Патриотов в СССР:
Ген.-лейт. Зигмунт БЕРЛИНГ, Яков БЕРМАН, д-р Юлия БРИСТИГЕР,

Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ, Зенон ВАС

ИЛЕВСКИЙ, Казимир ВИТАШЕВСКИЙ,

Андрей ВИТОС, инженер Ян ГРУБЕЦКИЙ, д-р Болеслав ДРОБНЕР, д-р Сте-

фан ЕНДРИХОВСКИЙ, ген.-майор

Эдмунд ПЩУЛКОВСКИЙ, полковн

ШТАХЕЛЬСКИЙ.

Александер ЗАВАДСКИЙ; Галина ЗА-

ВАДСКАЯ, Игнатий КОВАЛЬСКИЙ, Владислав КРАСНОВЕЦКИЙ, ксендз
Францишек КУПШ, Антон МИХАЛЯК, инж. Мечислав ПОПЕЛЬ, поручик

ик Владислав ПУТРАМЕНТ, Станислав

РАДКЕВИЧ, д-р Станислав СКЖЕШЕВСКИЙ, майор Владислав СОКОЛОВ-
СКИЙ, Владимир СОКОРСКИЙ, д-р Эмиль СОММЕРШТЕЙН,

д-р Ежи