5.

Se ОЕ ВИ sin he or -

МОСКВА, КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Тичный состав Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота, воодушевлен-
° ный грандиовными победами руководимых Вами доблестных войск Красной Армии
и Военно-Морского Флота, преисполненный желания. восстановить город русской

морской славы — родной Севастополь,
322.885 рублей наличными и 1.266.960
средств продолжается,

собрал и внёс

из своих
рублей облигациями  гобзаймов.

сбережений
Сбор

От всей луши желаем Вам, наш мудрый вождь и полководец, доброго здоровья
и холтих лет жизни на благо нашего мужественного народа.
Командующий Военно-Воздушными силами Тихоокеанского флота

генерал-лейтенант авиации ЛЕМЕШКО,

Начальник Политотдела Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота

№
Владивосток

генерал-майор авиации КУЗЕНКО.

Командующему Всенно-Воздушными силами
Тихоокеанского флота
генерал-лейтенанту авиации ЛЕМЕШНКО

Начальнику Политотдела

Военно-Воздушных сил

Тихоокеанского флота генерал-майору авиации КУЗЕНКО
Передайте личному составу Военно-Воздушных сил Тихоокеанского
флота, собравшему. 322.885 рублей деньгами и 1.266.960 рублей облига-
циями госзаймов в фонд восстановления города Севастополя, — мой
боевой привет и благодарность Правительства Союза ССР.

И. СТАЛИН

МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Молодые рабочне Новосибирской области; собравшись на свой второй с’езл,

решиля доложить Вам, Что комсомольцы

Ц молодежь области, неустанно работая

ля фронта и готовясь к своему с’езду, собрали из личных сбережений на строи-
гельетво вооружения для Красной Армии 783.156 рублей наличными и 627.890
рублей облигациями госзаймов, а всего 1.411.046 рублей.

(бор средств продолжается.

Мы просим разрешить на эти средетва приобрести «Катюши» и направить ях
на фронт в нашу подшефную гвардейскую артчасть, где служит парень из нашего
города, воспитанник комсомола гвардии майор орденоносец Борие Овчуков.

С’езд заверяет Вас, дорогой товарищ Сталин, что молодые сибиряки, следуя
славным традициям сибиряков, не пожалеют своих сил и сделают всё, чтобы при-
близить час нашей победы над ненавистяыми фашистскими захватчиками.

‚ Шелаем Вам, горячо любимый Иосиф
лет жизни на счастье нашего народа.

Виссарионович, доброго здоровья, долгих

По поручению с’езда молодых рабочих Новосибирской области
Секретарь Новосибирского обкома и горкома комсомола Г. МОРЩАКОВ.

Новосибирск ;

Секретарю Новосибирского обкома и горкома комсомола
тов. МОРЩАКОВУ

Передайте комсомольцам и молодежи Новосибирской области, со-

бравшим 783.156 рублей деньгами и

627.890 рублей облигациями госзай-

мов на строительство вооружения для Красной Армии, — мой горячий
привет и благодарность Красной Армии.
Желание комсомольцев и молодежи будет исполнено.

И. СТАЛИН

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Успехи прасной Армии на фронтах

Отечественной войны воодушевляют нас

на новые трудовые подвиги в тылу, на всемерную помощь славным воинам.

Трудящиеся города Мичуринска собрали из своих личных средств 1.483.200
рублей леньгами и 1.387.800 рублей облигациями госзаймов на строительство
эекадрильи боевых самолётов. Сбор средств продолжается. :

Просим Вас, Иосиф Виссарионович, построенной эскадрилье присвоить назва-
ние «Иван Бладимирович Мичурин». Пусть могучие советские самолёты, на
Ерыльях которых будет начертано имя великого русского учёного, нанесут последний
смертельный улар немецко-фашистскому зверю.

Помня Ваше указание о том, что забота о семьях военнослужащих есть поло-

вина заботы о всей Красной Армии,

воллективы

городских и железнодорожных

предприятий г. Мичуринска проявили инициативу в создании городского фонда

помощя семьям фронтовиков в

размере 13.943 пудов картофеля, 9.300 пудов овощей.

й 2.217 пулов зерна. Промысловая кооперация в указанный фонд изготовляет

5.000 пар обуви.

Заверяем Вас, товарищ Сталин, что и впредь все наши силы будут направлены
на усиление помощи фронту и семьям славных защитников Родины.
ааем Вам, дорогой Иосиф Виссарионовяч, сил и здоровья, долгих лёт жизни
на благо и радость народов нашей великой отчизны.

По поручению трудящихся

Секретарь Мичуринского горкома ВКП(б) ПОТАПОВ.
Председатель исполкома Мичуринского городского совета

Мичуринск

депутатов трудящихся МОЛОКАНОВ.

Секретарю Мичуринского горкома ВКП(б) тов. ПОТАПОВУ
Председателю исполнительного комитета городского совета

депутатов трудящихся тов. МОЛОКАНОВУ
Передайте трудяшимся города Мичуринска, собравшим 1.433.200
рублей деньгами и 1.387.800 рублей облигациями госзаймов на строитель-

ство эскадрильи боевых самолётов

«Иван Владимирович Мичурин» и

рказавшим помощь семьям фронтовиков, — мой братский привет и бла-

годарность Красной Армии.

И. СТАЛИН

угри
д 46721214

ТИЯ СОВЕТОВ

Дважды Герой Советского Союза
капитан Г. А. Речкалов. На ero
счёту — 54 сбитых самолёта.

Фото специального военного коррес-
ибндента «Известий» Л, Бериштейна.

твардии
личном

Восстановительные работы
в Криворожеком бассейне

КРИВОЙ РОГ, 5 июля. (ТАСС). С каж-
дым днём ширится фронт восстановитель-
чых работ в Криворожском рудном бассей-
не. Уже работают 11 шахт. Они добыли в
июне десятки тысяч тонн железной руды,
перевыполнив месячную программу.

На 6 шахтах сейчас производится откач-
ка воды, вслед за этим начнутся горные
работы. На шахте им. Кирова немцы взорва-
ли железнодорожные бункера ёмкостью в
10 тысяч тонн руды. Бункера обрушились.
Вместо того, чтобы строить заново, их те-
перь поднимают. Этим достигается боль-
шая экономия материалов, рабочей силы и
времени.

Успешно ликвидируются последствия не-
мецкого хозяйничания на заводе’ «Комму-
нист». Здесь сдан в эксплоатацию чугуно-
литейный цех и на-днях вступит в строй
сталелитейный.

Соревнование звеньев
высокого урожая

ТАМБОВ, 5 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Обком комсомола и областной зе-
мельный отдел подвели итоги соревнования
комсомольско-молодёжных звеньев высокого
урожая’ на весеннем севе. В соревновании
участвовало 595 звеньев.

Победителем на первом этапе соревнова-
ния за высокий урожай признано звено ком-
сомолки Лидии Авдеевой из колхоза «Ком-
интерн» Мичуринского района. Звено об-
разцово подготовилось к весне, быстро и по
всем правилам агротехники провело сев,
дважды пропололо посевы, подкормило их.
Звену присвоено звание «Лучшее звено
Тамбовщины».

Звание «Лучшее махорководческое звено
Тамбовщины» присвоено звену Любы Чер-

баевой в -Сосновском районе.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ GCCR

Скрытые

ЧЕТВЕРГ, o MONA 19

МИЛЛИОНЫ `

ЗАМЕТКИ О СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Куйбышевский подшипниковый завод
в первом квартале не выполнил плана
снижения себестоимости.  Перерасход
сырья и материалов, фондов зарнла-
ты, затрат, связанных © работой оборудо-
вания, -и потери от непроизводительных
расходов превысили 8,5 млн. рублей.

Но так уж повелось: эти цифры знают
немногие. Себестоимость продукции и ре-
зультаты финанеовой деятельности завода
своевременно не устанавливаются, а затем
обычно становятся достоянием архива, &
не материалом для оперативной работы
и мобилизации масс.

Завод имени Ворошилова многим отли-
чается от завода подшипников. За ус-
пенное выполнение производственной
программы предприятие длительное время
держит переходящее знамя Государствен-
ного Комитета Обороны. В первом квар-
тале нынешнего года был выполнен и
план енижения себестоимости. Но и на
этом заводе нет действенной, повседнев-
ной борьбы за режим экономии.

Добившись экономии на изделиях, при-
обретаемых на стороне, на общезаводеких
и цеховых расходах, коллектив предприя-
тия допустил. перерасход 5,7 млн. рублей
в результате перерасхода материалов, зар-
платы и т. д.

*

В годы войны черным и цветным ме-
таллом в первую очередь снабжаются важ-
нейшие предприятия. Однако кое-где счи-
тают, что если государство, несмотря на
трудности, обеспечивает предприятия ме-
таллом, то стоит ли считаться с его «не-
избежными» перерасходами. И борьба за
экономию, за рациональное использование
металла по-настоящему не организована.

Часто руководители завода, не зная
действительных причин перерасхода, пы-
таются об’яснить его немерностью посту-
пающего материала. На подшипниковом
заводе, перерасходовавием в первом кват-
тале свыше чем на 2,5 млн. рублей раз-

‚личного металла, легенда о потерях в связи

©’ немерностью поступающего материала
рассеялась в первый же месяц после вве-
дения учета выдачи в производство этого
металла. Потери от его использования
стали составлять ничтожную долю пере-
расхода.

Ha заводе им. Ворошилова за три меся-
па перерасходовано свыше 200 тонн де-
фипитного цветного металла, а всего по-
теряно от перерасхода черных и цветных
металлов за это время 1,6 млн. рублей.

Техническая оснащенность цехов рас-
кроя металла этого предприятия вызывает
законную зависть у работников других
заводов. Но именно в этих цехах допу-
скается перерасход металла. Ha заводе
есть специальный прессе для штамповки
точных заготовок. Однако раскрой про-
изводится на гидропрессе и ножницах ©
увеличением припуска до 30 проц. от ве-
са заготовки. Злесь не пользуются “даже
технологическими картами фаскроя, а
производят работу «на глазок», увеличи-

. вая и без того высокий перерасход метал-

Самый болышой плот леса

АРХАНГЕЛЬСК, 5 июля. (По. телеф. от
с0б, корр.) Сплавшики и речники Северной
Двины в ответ на новые блестящие‘ победы
Красной Армии усилизают сплотку и от-
буксировку древесины. Северное речное
пароходство, занятое сейчас главным обра-
зом лесоперевозками, успешно перевыпол-
нило июньский план.

Среди речников ширится соревнование за
досрочную и без потерь отбуксировку боль-
‚шегрузных плотов леса в Архангельск. На:
днях пароход «Карл Либкнехт» доставил в
порт плот леса об’ёмом 25.500 кубометров.
Этот плот — самый большой из всех достав-
ленных в Архангельск во время войны. Дли-
на плота — 600 метров: Чтобы погрузить
весь этот лес из плота на железнодорожные
платформы, потребовалось бы 850 платформ.

Команда парохода во главе с капитаном
Кукольниковым, об’явив свой рейс фронто-
вым, работала с огромной энергией и
под’ёмом. Рейс завершён досрочно. Он за-
нял всего лишь 27 часов вместо 40 часов
по плану.

Wa.

Ha подшипниковом заводе значительный
перерасход металла вызывается неисправ-
ностью ковочных машин и штампов. На

ВЛАДИВОСТОК, 5 июля. (По телеф. от
с0б. корр.). Замечательными трудовыми
делами отвечают люди Владивостокского
торгового порта на новые победы героичес-
кой Красной Армии.

Недавно в порт пришел с большим запоз.

рее, но в его трюмах было более 8 тысяч
тонн ценного груза. Отправить корабль
своевременно казалось невозможным. Од:
нако, за это взялись грузчики Первого рай.
она — бригады Визжачего, Горбунова и
Сухановского. Они решили вести разгруз-

ку судна скоростными методами. В течение

повке уходит на излишние припуска до 5
проц. металла. Все это давно sy
Регулярно. составляются даже в
ремонта ковочных машин, но... дальй
этого почти не идут.

В прошлом году только от брака завод
потерял сверх нормы 5 млн. рублей. Олдна-
ко потери ничему не научили руководите-
лей завода. В первом квартале на браке и
массовой утере деталей в процессе про-
изводства вновь было ‘потеряно свыше
3 млн. рублей,

Е этому отнеслись слишком терпимо.
Удержания за брак из зарплаты орако-
делов не производятся. Начальник цеха
попытался было удержать с бракоделов
некоторую сумму, но стоило «пострадав-
шим» обратиться со слезницей к дирек-
тору, и сумма удержания была уменьше-

некоторые заготовки шариков при штам-

на на две трети. Процветает и система
списания недостач деталей В одном
только цехе за месяц бесследно исчезли
73 тысячи колец разных размеров.

Массовые утери деталей имеют место и
на других заводах.

Чтобы добиться серьёзных успехов В
дальнейшем снижении себестоимости, ` на-
до принять действенные меры к эконом-
ному расходованию материалов.

‘

х.
Серьёзной помехой практическому
улучшению экономических показателей

производства являются запущенность и
отставание учета. Особенно запущен опе-
ративный учет в цехах многих предприя-
тий. Как можно оперативно выявить и оп-
ределить размеры брака или обеспечен-
ность программы заготовками и полуфаб-
рикатами, если в цехах нет учета движе-
ния деталей? Вак можно определить при-
чины перерасхода металла, если этот ме-
талл выдается в производство на глазок,
без веса, если неизвестно количество из-
готовленных из него деталей и полуфаб-
рикатов? Или как осуществить правиль-
ную систему зарплаты, если нет точного
учета сделанных рабочим годных дета-
лей? :

У нас частое оправдывают плохой учёт
ссылками на недостаток счетных работни-
ков. Кое-где их действительно нехватает.
Но не в увеличении числа бухгалтеров,
экономистов и счетоводов нужно искать
решения вопроса. За последнее время на
заводы пришло много новых работников
учета. С легкой руки начальников цехов,
работников отделов кадров многих из
них назвали экономистами без всякого па
то основания. Но хуже всего тб, что эта
группа цеховых работников не учится. не
вникает серьёзно в особенности произ-
водства и принцины его учета.

Учет нельзя поставить на надлежашую
высоту одними приказами об его улучше-
нии, как это просто сделали на станко-
строительном. заволе и на заводе имени
Сталина. Нужно учить работников учета.
Это можно и нужно сделать на каждом за-
воде, и тогда они будут хорошими по-
мощниками директора в борьбе за режим
экономии. Тогда и директору будет легче
решать экономические вопросы. ^

Н. БОГАЧЕВ, ^

44 г. № 159 (84617
rt

Изобретательность
инженера

бакинских нефтяных проч
дели передвижной агре-
скважин, Этот агрегат
а обычные станк
мй теми же насо-
и прочим” обору^
тационарные стан-

На одном из
мыслов мы уви
rar по ремонту
и похож, и непохож н
такого рода. Оснащенн
сами, электромоторами

ованием, как и все с
ag ‘OH вместе с тем отличается от них

большими размерами 4H ян
Этот оригинальный агрегат —— я
ный в Баку, да и вообще в нефт .
промышленности. On cuvenioece ae
трофейном немецком танке тина

тера».

История этого дела такова. . При ре-
монте глубоких и сверхглусоких ‘скважив
под’ём и спуск труб протяженностью в нв-
сколько километров и весом в десятки тонн
нельзя производить с помощью р
промыслового под’емника. На таких 0у-
ровых приходится монтировать специ-
альный сложный станок, что отнимает
много времени, требует квалифицирован-
ных рабочих и связано © транспортом,
поскольку во скважины на скважину веб
это оборудование надо перевозить. Нед-
тяникам давно известно, что передвиж-
ной самоходный агрегат имеет несрав-
нимые преимущества, но строительство
таких сложных агрегатов в военное время
весьма затруднено.

Управляющий трестом «Каганович-
if ожи-

нефть» тов. 9. Эминбейли нашел не
: На свалке

данный выход из положения. ,
металлического лома, доставляемого в
Баку с различных участков фронта, он
разыскал изрядно разгромленныи совет-
спими орудиями немецкий танк типь
«пантера». То, что башня этого танка
была снесена, как и другие поврежле-
ния его боевой оснастки, не смутило
Эминбейли. После ремонта гусеничного
хода и мощного мотора, оказавшегося в
сносном состоянии, Эминбейли замыс-
зил приспособить эту металлическую
машину под специальное нефтяное 060-
рудование. С помощью группы энтузиас-
тов. в числе которых особенно отличи-
лись мастер Булычев, слесаря Матвеев и
Бережной, сварщик Александров, тро-
фейный танк самоходом двинулея к сква-
жине № 506. Вместо орудий на нем бы-
ли смонтированы 8-тонная лебедка 6
редуктором, электромоторы, насосы, стан-
ция управления.

На подводку  <«модернизированного»
танка к скважине и установку понадоби-
лось всего лишь несколько часов. Между
тем сборка стационарного станка отни-
маёт в самых лучших условиях несколь-
ко десятков дней. С помощью нового
агрегата из недр вытащили 1.760 метров
аварийных компрессорных труб и ony-
стили новые трубы.

Изобретательность инженера ‚Эмин-
бейли дает возможность тресту «Кагано-
вичнефть» быстро производить  ками-
тальный ремонт скважин в условиях ог-
раниченного транспорта и высвобождает
значительную группу  квалифицирован-
ных рабочих. Годовая экономия только
по одному тресту и при наличии всего
лишь одного такого. агрегата. превышает
200 тыс. рублей. Премию, которая при-

уполномоченный Госплана СССР
по Куйбышевской области.

Суда разгружаются досрочно

недели грузчики ежедневно выполняли по
2—3 нормы, и корабль ушел в новый рейс
на 45 часов раньше срока.

В последнее время скоростные методы
обработки судов получили в порту широкое
распространение. Так, например, в Первом

данием один океанский корабль. Он дол-!районе порта сейчас скоростными методами
жен был уйти в новый рейс как можно ско.  разгружается до половины всех

приходя.
щих судов. Только за два последних ме-
сяца грузчики, механизаторы и крановщики
Первого района за счет скоростной раз-
грузки судов сэкономили до 700 судо-часов.
Многие из судов уходят в новые рейсы на
80—90 часов раньше предусмотренных нор-
мами сроков.

суждена тов. Эминбейли, оно отдал в
фонд обороны.

Так немецкий танк; сначала выведен-

ный из строя доблестными советскими
бойцами, теперь поставлен на службу
советскому тылу.

р Я. ГИК,

соб. корр. «Известий».
г. БАКУ.

Приём студентов
в Горный институт

ЛЕНИНГРАД, 5 июля. (По телеф. ог
соб. корр.). В Ленинградском ордена Лени:
на Горном институте — старейшем высшём
техническом учебном заведении нашей
страны — открылся приём студентов. На
пяти факультетах института будут гото-
вить инженеров 14 специальностей.

Близится освобождение Советской Литвы

Юстас ПАЛЕЦКИС `

Председатель Президиума Верховного Совета Литовской ОСР

Приказ Верховного Главнокомандую-
шего товарища Сталина возвестил о том,
что наши войска овладели в Белоруссии
городом и крупным железнодорожным
узлом Молодечно — важным опорным
пунктом обороны немцев, прикрывающим
пути на Вильно и Тида.

Путь на Вильно! Радостно бьётся в
груди сердце каждого литовца, ибо бли-
зятся дни освобождения Советской Лит-
вы от немецких разбойников. Три го-
да Советская Литва находится пол пятой
немецких оккупантов: она первой была за-
хвачена гитлеровскими бандитами. Если
бы немецкий марш на Советский Союз был
разыгран но гитлеровским нотам, то на-
чало немецкой оккупации было бы на-
чалом eee агонии литовского
народа. Гитлеровцы в 1941 году, чувствуя
себя на вершине могущества, говорили с
литовеким народом цинично и нагло. Они
отЕрыто заявляли, что наш народ обречён
нд порабошение и смерть. Немецкие
«учёные» распространяли лже-научные
влеветнические теории 0 немецком ха-
рактере городов «Каузен» и «Вильна»
(Каунас и Вильнюс). Немцы захватили
лучшие улицы и лучшие дома. В Кауна-
се, например, литовцы выселены с цент-
ральных улиц, которые заселены нем-
цами.

Немецкие колонизаторы. не только от-
Ерыто заявляли, что им принадлежит вся
земля литовских крестьян, но и осуще-
ствляли свой заявления на практике. Ди-
TOBCKHe крестьяне были согнаны с луч-
ших земель. Немецкие колонисты осели
яе только в Сувалки и пограничных
уездах Шемайтии, но и в Паневежеком
уёзле Вильнюсской области и на других
землях Литвы. Владельцы земли либо
вывезены в Германию, либо превращены
з крепостных, которые должны обрабаты-
вать землю немецких господ. «Рейнише
Вестфалише цейтунг» сообщала, что в
Читве поселено 30.000 немецких Koao-
нистов. Помимо эфого, в Литву переселе-
ны тысячи голландоких фашистов п про-

чих немецких прихвостней, которые pac-
считывали поживиться на горе и страда-
ниях нашего народа.

Немцы захватили в свои руки всю ли-
товокую промышленность. Часть обору-
дования была вывезена в Германию,
часть разрушена. Гитлеровцы разруши-
ли крупнейшую в Литве резиновую флаб-
рику «Инкарае», текстильный комбинат
«Лима» в Каунасе, ряд фабрик в Шауляй,
Паневежис и в других городах. На
оставшихея предприятиях фактическими
хозяевами являются немцы. Литовцы на
своей родной земле превращены в париев,
в людей «низшей расы». Это сказывается
во всём — и в создании специальных ма-
газинов и ресторанов «только для нем-
цев», и в том, что официальные продо-
вольственные нормы в два раза выше для
немцев, чем для литовцев.

С первых дней своего вотупаения в
Литву немцы проводят «кампанию» фи-
зического уничтожения литовского наро-
да. В целях «устрашения» газеты систе-
матически печатают о десятках и сотнях
расстрелянных за невыполнение тех или
иных распоряжений немцев. Но они умаа-
чивают о тысячах расстреливаемых тай-
но. Немцы пытались тайно ‘провести
«спешную работу» по сжиганию [00.000
трупов замученных и расстрелянных лю-
дей в Вильнюсе, 35.000 — в Каунасе,
12.000 — в Укмерге, 9.000 — в Утене,
4.000 — в Иретинге и многих тысяч в
других местностях. Мы не располагаем
полными данными о терроре гитлеровцев
в Литве, но несомненно, что немцы убиля
свыше 200.000 человек.

Сотни тысяч мужчин и женщин выве-
зены на работу в Германию и в прифрон-

товую полосу. Их заставляют работать
так много и кормят так плохо, что они
гибнут тысячами. На место погибших

привозят новых рабов. В марте 1944 г.
гитлеровцы провели в Литве новую кам-
панию по угону рабочей ‘силы в Германию.
Согласно плану, из Литвы должно было
быть вывезено 100.000 человек. В 15-м

и 16-м параграфах секретной инструк-
ций 10 вопросу о мобилизации рабочей
силы, подписанной гитлеровоким намест-
ником в Литве фон Рентельном, сказано,
что мобилизации подлежат мужчины от
15 до 50 лет, женщины от 16 до 45 лет.
Сотласно инетрукции, мобилизуемых во
избежание попыток к OercrBy должны
везти, как скот, в закрытых автомашинах
и товарных вагонах. 33-Й параграф ин-
струкции гласит: «Если мобилизованный
окрылея от мобилизации, то ответетвен-
ность за это возлагается Ha cro семью, и
один или более членов его семьи выво-
зится в Германию. В данном случае воз-
раст вывозимого не принимается во вни-
мание».

Немцы пытаются натравить друг на
друга разные национальноети, живущие в
Литве. Они используют, например, отря-
ды польских националиетов для распра-
вы © литовекими партизанами. Они
разжигают междоусобную “борьбу среди
литовекого народа, пытаясь (создать
такую обстановку, при которой литовцы
уничтожали бы друг друга. С этой целью
были созданы части «Виетине Ринктине»
(«местный отряд»), во главе которых
стоял палач литовекого народа помещик
генерал Плехавичюс, а его ближайшими
сподвижниками были предатели — пол-
ковник Оскар Урбонас и граф Бышкевич.
Основные кадры для карательных отря-
дов вербовались из числа специально вы-
пущенных для этой цели из тюрем банди-
тов и уголовных преступников.  Обеща-
ниями, что отряды останутся на террито-
рий Литвы «для охраны внутреннего по-
рядка», Плехавичюсу удалось приваечь
некоторое количество людей, желавших
таким путём избежать угона в Германию.
С ростом отрядов росли и антигитлеров-
ские настроения. Когда в мае 1944 г. в
Тракайском уезде части «Виетине Ринк-
тине» были посланы против партизан,
они отказалиеь выступить и начали борь-
бу против немцев.

Когда стало известно, что, вопреки
обещаниям немцев, отряды будут отправ-
лены на фронт, началось стихийное воз-
мущение. В Каунасе, Мариямполе, Buap-
нюсе и ряде других мест эти возмущения
приняли форму стихийного восстания,
произошли  кровопролитные сражения.

Немцам частично удалось разоружить эти

отряды, а большая чають их с оружием в
руках скрылась в лесах и сёлах. Обозлён-
ные немцы арестовали своего наймита
Плехавичюса и об’явили о роспуске <Вие-
тине Ринктине».

Используя кучку предателей, гитлеров-
цы пытаютея их руками проводить поли-
тику онемечивания и уничтожения литов-
ского народа. Поражения на советоко-гер-
манеком фронте, нарастающая ненависть
и сопротивление литовского народа, — всё
это заставило немцев прибегнуть к полити-
ческим маневрам и поискам «ботрудниче-
ства». Гитлеревцы создали так называе-
мое «самоуправление», во главе которого
поставили выродка литовского народа Ку-
билюнаса. Задачи этого «самоуправле-
ния» — организация вывоза населения
в Германию, выжимание налогов, борь-
ба с партизанским движением, искорене-
ние просоветских настроений:

Также вынуждены маневрировать нем-
цы и в области культуры. В 1941 г. они
открыто проводили искоренение литовско-
го языка. «Аусроттен аллее, вас литауиш
ист!» («Уничтожить все литовское!»), —
этот звериный каич, провозглашённый в
Восточной Пруссии и Клайпедекой обла-
сти, прозвучал но всей Литве. Немцы
беспощадно уничтожали литовскую куль-
туру, ликвидировали литературу, закры-
ли литовские университеты, проводили
через школы усиленными темпами онеме-
чивание детей. Сейчас они. вынуждены
изменить свою тактик). Если немцы вы-
нуждены язык кнута и пули дополнить
языком пряника и приманок, то всё это
лишь благодаря решающим победам Крас-
ной Армии, приближающейся к Титве,

Партизанекое движение в Советской
Литве приобрело широкий размах. Не-
даром фон Рентельн издал специальный
приказ .0 том, ч10 во всех районах,
где будет замечено местонахождение
партизан, всё население будет вывезе-
но в Германию, а деревни преданы огню.
Немцы сожгли ряд деревень в Тракай-
ском, Швенчёнеком, Вильнюсском, Po-
кишеком уездах, но это вызвало лишь
еще более могучий рост партизанского
движения. В течение нескольких недёль на
железнодорожных линиях в районах
Вильнюсе, Варена, Швенчёние, Лида, Кау-

нас совершено около 70 диверсионных

актов. Недавно в городе Швенчёние
группа неизвестных патриотов взорвала
электростанцию. В городе Варена литозв-
ские патриоты взорвали немецкую комен-
датуру во время совещания. Несколько
десятков гитлеровцев было ранено и уби-
то. В Каунасе учащаются убийства не-
мецких солдат. Только в марте в городе
было найдено 20 трупов немецких сол-
дат, убитых литовскими патриотами,

районе Бурбишке (Вильнюсский
уезд) литовские патриоты взорвали при-
бывший из Термании большой транспорт
с артиллерийскими снарядами и граната-
МИ. Огромный пожар перекинулся на на-
ходившиеся вблизи штабеля  боеприна-
сов. В связи с угоном литовского населе-
ния в Германию произошли крупные вол-
нения в Вильнюсе. Школьная молодёжь и
интеллигенция устроили демонстрацию
протеста на Вафедральной площади. Нем-
цы ответили массовыми арестами — свы-
ше 5.000 человек было арестовано.

В Вильнюсе почти не проходит ДНЯ,
чтобы в городе не происходили нападения
на немцев: За последние два месяца ли-
товские патриоты уничтожили несколько
десятков немецких чиновников. В част-
ности были убиты крупный чиновник виль-
нюсского гестапо Кригер, работник окруж-
ного комиссариата Броун, чиновник жан-
дармерии Ганеман; на берегу реки Нерис
выли наидены трупы двух убитых немец-
ких офицеров. В городе для гитлеровцев
создалось весьма тяжёлое положение. и
окружной комиссар Хингхт об’явил о вве-
дении в Вильнюсе осадног положения,
Под угрозой расстрела жителям запре-
щается выходить из дому е 8 часов вече-
ра до о часов утра. А днём по улицам за-
прещено ходить группами более чем в два
человека. Периодически все жители то.
рода должны являться в отделение поли-
ции для регистрации. Хингхт в своём
приказе сообщает, что все эти мероприя-
тия приняты «в связи с непрекращающи-
мися убийствами и покушениями на не-
мецких солдат и должностных лиц». Ив
Жемайтии, где условия борьбы для парти-
зан особенно тяжелы, ибо в этой части
Чятвы нет лесных массивов, чрезвычайно
разрослось в последнее время партизан-
ское движение,

a ая ие провели партизаны
ряд ни Адама Мицкевича, Они B30-

рвали шлюзы на одном канале, у которого
была расположена крупная электростан-
ция. Месопильный завод и три фабрики,
работавшие на немцев и снабжавшиеся
энергией от этой станции, вывелены из
строя.

Правительство Советского Союза высо-
ко оценило доблесть и мужество, пролв-
ленные партизанами в борьбе с немецкими
захватчиками, и наградило многих из них
орденами и медалями. Героической дочери
литовского народа — партизанке Марпи

Мельникайте присвоено звание Героя Co-
ветекого Союза.

Немецкая оккупация не стала пред-
смертной агонией для литовского народа,
& превратилась в тяжелую, HO не смер-
тельную болезнь, в которой уже прошёл
кризис и близко выздоровление. В этом
великая историческая заслуга Красной
Армии перед литовским народом, И литов-
ские воины внесли свою лепту в побело-
носную борьбу Красной Армии с немец-
кими захватчиками. 3.500 воинов литов-
ского соединения Красной Армии награ-
ждены орденами и медалями Совстекого
Союза, а двум — лейтенанту Бернотенасу
и красноармейцу Яценевичусу — при-
своено высокое звание Героя Советского
Союза. Победы гитлеровской Германии
несли порабощение и смерть литовскому
народу. Победы Красной Армии несут ехт
жизнь и свободу. т,

Красная Армия в своем
наступлении, освободив
Советской Белоруссии
землю Советской Литвы
товский народ с нете
ную Красную Армию,
сение и освобождение. Близятся дни, ког
да героический литовский партизан, Hi-
Fa Удары по врагу ¢ тыла, пожмет

ратекую руку красноармейца, бьыющего
немца в лоб. Недалек тот час, когда на

побелоносном
большую часть
скоро вступит на
‚ Измученный ли-
риением ждет род-
несущую ему спа-

горе Гедимина в столице Советской Лит-
вЫ — Вильнюсе — вновь вяовьется Ha-
ше родное совётекое знамя.
ее Каунас и Вильнюс наш воскреснет,
у д темным Неманом блеснет заря,
и врага и обросивши оковы.
Ten салютах прогремишь. Литва!
Удешь праздновать Грюнвальл

свой новый

И просияет радостно Москва!».