ФИ Пя С ВВ SS фи. С 3  Те

AO eee oe

yw

$. фо >.

у. ИА бин ПРИ Ты ЩИ

_ Несколько дней назад

ЧЕТВЕРЕ, 6 ИЮЛЯ 1944 г; № 159

(8461)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Mono

Войска 8-го Белорусского фронта одер-
жали новую победу. В результате стреми-
тельной атаки танков, конницы и пехоты
взят город и крупный железнодорожный
узел Молодечно—важный опорный пункт
обороны немцев, прикрывающий пути на
Вильно и Taga.

Германское командование провело об-

_ шярные работы по укреплению Молодечно

в прилегающего района. Противник отда-
вал себе отчёт‘ в том, что потеря Моло-
дечно означает для него потерю важных
хоммуникаций. Город Молодечно
превращен немцами в настоящую кре-
пость. Тройной пояс траншей окружал
его. Противотанковые рвы,  эскарпы,
доты — все это составляло сложную
и солидную систему немецких укреп-
лений. Мало того, немцы приспособи-
ди к обороне самые большие здания
в городе. Они решили держать каж-
дую улицу, каждый дом. Стремитель-
ный натиск Красной Армии, как и в болх
за другие белорусские города, смешал,
спутал расчёты гитлеровцев. Фашистам
не удалось организовать длительную об0-
рону Молодечно. Мастерство наших гене-
ралов, возросший опыт и выучка офице-
ров, доблесть и мужество бойцов привели
Е тому, что немцы вынуждены были при-

HATS бой неё на основных узлах своей обо-
роны, а там, где это было выгодно нашему Немцев. Трупами немецких солдат и офи-

командованию.

Гитлеровцы предполагали втянуть на-
ши войска в изнурительные бои. за-
ставить их предпринять лобовые атаки,
прогрызать
другим. Их план был своевременно раз-

гадан и парализован. Фронтальная атака’

действительно последовала, и действи-
тельно гитлеровцы бросили против на-
ступающих почти все наличные силы,
которыб им удалось собрать после жесто-

кого поражения под Минском. Но в to!

время, когда наше командование осуще-
a

Торжество в Полесье

Небольшой город в Полесье — Глуск.
здесь прогремела
битва.

Местные партизаны встретили передовые
части Красной Армии в соседней деревне.
С помощью партизан-разведчиков и про-
водников городок был окружён нашими
войсками. Жителей его партизаны загодя
вывели, а частью спрятали.

Линия фронта теперь уже далеко от Глу-
ска. Части Красной Армии ушли на запад.
В спасённый городок вернулись жители.
Они собрались на праздник победы, на тор-
жество в честь Красной Армии, в честь
глусских партизан. На бульваре против
местного Дома Советов в окружении
праздничной толпы трудящихся выстрои-
лись партизаны командира Куликовского.

На праздник в Глуск приехали гости из
соседних сёл, делегаты областных и рес-
публиканских организаций. Представитель
ЦК КПкб) Белоруссии и Президиума Вер-
ховного Совета БССР т. Ганенко, привет-
ствуя героических партизан Полесья, вру-
чает лучшим из них медали «Партизану
Отечественной войны». ; os

Satem* Ha TPHGYHY поднимаются старёй:
шие партизаны и командир Куликовский.

— Мы всё’ поднялись ‘по призыву това-
рища Сталина на войну с врагом и крепко
били немцев-с тыла, — говорит т. Куликов-
ский.

Оя вспоминает пережитые отрядом тяжё-
лые испытания. В апреле этого года в тече-
ние восемнадцати дней отряд был блоки-
рован немцами. Отряд прорвал блокаду.

Из района своих действий — леса между
Глуском и Славковичами — отряд вышел
богато вооружённым трофейными винтовка-
ми и автоматами, пулемётами, противотан-
ковыми ружьями, миномётами. На счету у
отряда — 140 боёв, проведённых с регуляр-
чыми немецкими частями, 27 разгромленных
земецких гарнизонов и тысячи истреблён-
ных гитлеровцев.

Заканчивая свою речь, тов. Куликовский
говорит:

— В тылу врага мы подготовили попол-
чение войскам, подготовили достойных
борцов за освобождение родной земли.
Morne из нас уходят в ряды Красной Ар-
мия, чтобы гнать врага дальше, на запад.

Победное «ура» в честь товарища Сталина
долго разяосится над Глуском. Партизаны
прощаются друг с другом. Многие здесь

жё обращаются к командованию с просьбой.

о зачисления их в ряды Красной Армии.
Женщины, старики и юноши возвращаются
к труду, чтобы работать для фронта; для
победы.

*

Чем дальше на восток, тем чаще на доро-
ге встречаются группы людей с ручными
повозками, с узлами за спиной. Это населе-
ние освобождённых мест возвращается ‘к
родным очагам. Страшный вид имеют эти
очаги после учинённого немцами погрома.
На месте избы — одна печь. Но из неё уже
валит дым, возле ‹хлопочет женщина — ва-
рит пищу, стирает...

Прифронтовая полоса чистится, моется.
В Бобровичах у колодцев еобралось чуть
ли не всё село: идёт массовая стирка одеж-
ды, пролежавшей три года в тайниках под
землёй. В село Дубровку приезжий попа-
дает, как на праздник: мужчины разоделись
в ослепительно белые рубахи, женщины — в
яркие сарафаны.

Полесье торжествует победу.

И. АНДРОНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

БЕЛОРУССИЯ, 5 июля.

В БЕЛОРУССИИ. 1. Артиллерия Красной

был

один укрепленный рубеж за

О
ствляло фронтальный нажим и на ближ-
них подступах к Молодечно аи
ожесточенные бои, наши танковые сое-
динения и конные полки, прорвав немец-
кие линии, устремялись в обход Молодеч-
но с северо - запада. Марш танкистов и.
конников был исключительно быстрым.
Одна за другой были перерезаны основ-
ные дороги, ведущие из Молодечно. 0сед-
лав эти дороги, наши части с северо-за-
пада устремились к городу. Немцы ещё!
сопротивлялись, обороняли большие и
менные дома, станционные постройки.
  Однако судьба молодечненского гарнизона
была уже решена.

Советские танки ворвались в город,
давили немцев, крушяля очаги их со-
противления. В уличных боях наши люди
проявляли чудеса храбрости. Немецкий
дзот задерживал продвижение одного из.
подразделений. Старший сержант Хлопин!
убил фашиетского офицера и взорвал.
противотанковой гранатой 15 вражеских.
солдат — гарнизон дзота. В яростной’
схватке боец Серпуховский уничтожил!
шестерых немцев немецкими же грана-
тами. Гвардейцы Петрович, Шошин и
Кулаков огнём автоматов и гранатами
истребили 60 немнев.

5 июля город был целиком очищен от.

церов, разбитой немецкой техникой усе-
 яны подетуны к Молодечно и улицы го-
  рода. В некоторых местах невозможно не
только проехать, но и пройти: дороги
завалены обломками орудий, машин,
ящиками с- боеприпасами. Хорошо пора-
ботали наши танки!

Удар по немцам был настолько силь-
ным и етремительным, что фашисты
бежали, не успев уничтожить ряд  под-
готовленных в взрыву домов. Кое-где уце-
лели полотно железной дороги, телефон-

ЗАВОЕВАНИЕ A TAE

каким  телько

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

ные и телеграфные линии. К столбам уже
были привязаны толовые шашки, но нем-
цы не успели довести до конца своё чёр-
ное дело. Подоспела Красная Армия, и
они вынуждены были поспешно от-
ступить.

В городе взяты богатые трофеи. 3а-
хвачены склады, эшелоны с боеприпасами.
Враг не успел угнать со станции много
паровозов, вагонов.

Наши сапёры тщательно обследуют
улицы, обезвреживают тысячи мин. Ми-
ны находят в подвалах, на чердаках. К
уловкам ни прибегали
немцы, начиняя город взрывчалыми ве-
ществами. В одном месте было замини-
ровано каменное строение. Заряд был
соединён проводом ‚с телефоном, нахо-
дившимея на станции. Стоило `снать
трубку, как последовал бы взрыв. Сапёры
во-время разгадали коварство врага.

Город разрушен, разграблен немцами.
На улицах безлюдно, большинство на-
селения угнано гитлеровцами. Ilo pac-
сказам уцелевших жителей можно BOC-
становить картину чудовищных немец-
ких зверств в Молодечно. Город был
превращен в застенок. Здесь находилось
шесть концентрационных лагерей. Нем-
цы обливали живых людей бензином и
поджигали их. Они бросали детей в гро-
мадные чаны и заваливали их трупами
расстрелянных. Дети гибли от удуше-
ния. Сотни ни в чем не повинных людей
были расстреляны гитлеровскими пала-
чами. . ‘

..Врасная Армия успешно развивает
наступление. Бои идут уже западнее Мо-
лодечно. Враг огрызается, организует

Совещание учителей
Московской области

Вчера в Колонном зале Дома союзов со-
стоялось совещание учителей Московской
области. Оно было посвящено итогам рабо-
ты школ в 1943—44 г. и подготовке к но-
вому учебному году.

Выступивший на совещании с докладом
заместитель председателя исполкома Мо-.
сковского областного Совета депутатов!
трудящихся тов. Караллов указал, что про.
шедшиё недавно испытания свидетельству-
ют о достигнутых в истекшем учебном году’
успехах. Работа большинства. школ Mo-
сковской области заслуживает высокой
оценки. Значительно повысились требова-:
ния, пред’являемые к учащимся.

Говоря о задачах в предстоящем учеб-
ном году, т. Караллов указал на необхо-
димость строгого соблюдения закона о все-
общем обязательном обучении. Ни один
ребёнок школьного возраста не должен
остаться вне школы.

Большое внимание следует уделить. по-
вышению квалификации педагогов, шире
практиковать заочное их обучение, органи-
зовать ‘курсы и т. п. Попрежнему необхо-
димо бороться за улучшение дисциплины
школьников, повышение качества воспита-
ния. К новому учебному году все школы
Московской области надо привести в 0б-
разцовый порядок: в них должно быть чи-
сто, тепло и уютно.

В прениях выступили работники отделов

народного образования, учителя и директо-
ра школ, делившиеся опытом своей работы.

На совещании были оглашены приказ
Наркомпроса РСФСР и решение исполкома
Мособлсовета о занесении в книгу почёта
50 лучших учителей, о награждении 80 пе-
дагогов значком «Отличнику народного
просвещения» и о прёмировании большой
группы работников народного образования
Московской области.

В работе совещания принимали участие
секретари МК ВКП(б) тт. Черноусов, Ма-

сопротивление. Но войска 3-го Белорус-
ского фронта сбивают немцев с одного
рубежа за другим.
Н. БАРАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 июля.

Их доля победы

План капитана Калиберды, принятый,
командованием, заключался в том, чтобы

ные позиции и там, под самым носом у
противника, пробыть незамеченными це-.
лые сутки до штурма. °

‚В 11.00 бойцы поползли вперёд.
Командир части поднялся на наблюдатель-
ный Пункт — высокую берёзу, которая

на единственно сухом «пятачке» среди
болота. Командир роты старший лейтенант
Панов, перетянув ремнями голенища са-
пог, сделал первый шаг в болотную тря-
сину, & сержант Халтурин, командир ра-
счёта, ещё раз осмотрел свою пушку. Не-
бо между тем стало беспросветно чёрным,
где-то загрохотал гром, воспринятый все-
ми как далёкая канонада, и закапали
крупные дождевые капли... BS
Двадцать четыре часа пролежала в гу-
стых болотных зарослях рота. В первые
минуты после того, как бойцы, вооружён-
ные гранатами и автоматами, выдвину-

были заняты происходящим. В насквозь
промокшей одежде, облепленный грязью,
он был уверен в людях.

Когда люди добрались до намеченного
рубежа близ берега реки, Панов успокоил-

мал о том, что в сорок первом или, CKa-
жем, в сорок втором году он не решился
бы на такую дерзость —: целой ротой по-
добраться к противнику за двадцать че-
тыре часа до штурма. А теперь он мог
поручиться за свою волю, за своё уменье;
он был уверен в людях. И в этом фажте,
каки в тысяче других, Панов видел неч-
то радостное и многообещающее.

В условленное время загремели налии
орудия, в воздухе запахло порохом, и
поднялась земляная буря впереди, на про-
тивоположном берегу. Панов вытащил из-
за пазухи металлическую коробочку, в
которую положил перед выходом часы,
чтобы в них не попала вода, и засек вре-
мя. Потом он спрятал часы, сосчитал про
себя до шестидесяти и, приподнявиись,
громко крикнул: у

— Внерёд!

Мигом ожили болотные заросли, засвер-
кали вспышки выстрелов, зашлёпали по
воде пули. Но Панов не замечал этого.
Он видел только своих бойцов. катящих-
ся к реке по обрывистому берегу, наки-

дывающих плащ-палатки на немецкую.

проволоку. Вместе с бойцами кинулся Па-
нов в реку, и опытный, бывалый офицер
по темпу наступления, по безудержности
натиска понял, что выполнение задачи
обеспечено. Сзади сапёры уже наводили
переправы, закрепляли рубеж, оборудова-
ли пулемётные площадки. м

Вой был в разгаре, и Панов, обычно
волновавшийся перед атажой, сейчас об-
рёл нерушимое спокойствие. Всё шло,
как’ обычно. 3a спиной командира
роты лежал телефонист. Вскакивали, бе-
жали и снова падали бойцы, ползли связ-

Армии

ночью силами роты выдвинуться на иеход-

росла метрах в шестистах от переднего
края, и повернул окуляр стереотрубы. Ка-
питан Калиберда перебрался поближе к!
переднему краю, в крохотную землянку’

лись на новый рубеж, все мысли Панова.

ся. Лёжа в болотистых зарослях, он ду-

ные, вздымались к небу
смерчи...

В 11.00 началея штурм, а в 11.30
немцы побежали. Траншея была завалена
немецкими трупами. Старший лейтенант
пополз по ходу сообщения, проверяя, как
закрепляется захваченный рубеж.

Немцы, придя в себя, открыли ураган-
ный огонь по только-что отбитым у них
позициям.

—- Не иначе, в контратаку собирают-
 ся, — услышал Панов голос автоматчи-
ка Пахотного, старого солдата, ветерана
роты.

«Правильно», — мысленно ответил ему
командир. Ilo ‚ожесточению, с которым
стреляля немцы, и по многим другим при-
знакам он угадал, что сейчас начнётся
контратака. И она, действительно, нача-
лась. Немцы решили, зайдя с тыла, замк-
нуть кольцо вокруг глубоко вклинивших-
ся в немецкую оборону наших бойцов.

Немцы боялись траншейного боя. Они
шли за «фердинандами» и стрёляли` в пе-
рерывах между залпами самоходных пу-
шек. После  позучаса  беспорядочной
\ стрельбы немецкие пушки и пехота по-

земляные

вернули обратно. Прошло полчаса в отно-
сительном спокойствии; затем немцы сно-
Ba пошлй вперёд. Теперь на роту двига-
лось три «фердинанда» и до двух рот
немецкой пехоты...

За пять часов немцы предприняли
шесть контратак. Панов лежал на размо-

зи; Ему очень хотелось пить. Ему было
больно смотреть, — так были воспалены
его глаза. И всё же он смотрел, стараясь
не пропустить начала и направления
контратаки. Панов был уверен, что она
скоро начнётся, как был уверен и в том,
что выдержит двадцать, тридцать, ето
контратак, но дождетея того момента,
когда немцы захлебнутея и бойцы под-
нимутея для дальнейшего броска.

Командир роты обернулся и увидел че-
ловека, который пробирался по траншее.
Это был агитатор части. Он заметил Па-
нова и крикнул ему: iit

— Сводка Информбюро! Наступление!
Наступают Белорусские, Первый Прибал-
тийский и Карельский фронты! Перебито
много немцев и много взято в плен!

Панов понял, что это и о нём, о его
роте говорит сводка.

Подполз связной от командира части с
приказом продержаться до 6.00. Скоро
началась новая контратака. Рота дралась
с прежним упорством, самоотверженно,
храбро, и настал долгожданный момент:
немцы выдохлись. В последний раз вы-
нул свои часы Панов. Было ровно 6.00.
И в ту: же минуту загрохотали наши ору-
дия — справа, слева, позади. Раздалось
«ура».

Панов подумал: «Вот и мы сделали
своё дело, внесли свой вклад в очеред-
ную победную сводку». Й, поднявшись,
он крикнул:

— Вперёд, товарищи! Вперёд!

А. ЧАКОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ченной ливнем земле, весь в липкой гря-

ксимов и Поздеев, заведующий отделом
школ ЦК ВКП(б) тов. Яковлев.

Новые жилища для рабочих

МОЛОТОВ, 5 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Неподалеку от проходной завода
имени Сталина, в так называемом Западном
посёлке, спланирован большюй новый квар-
тал. Здесь строится заводской юношеский
городок, где поселятся 1.500 молодых рабо-
чих и работниц. Городок включает в себя
не только благоустроенные жилые дома-
общежития (их будет 15), но и клуб ‹о спор-
тивным и кино-залами, столовую, спортив-
ные площадки, коттеджи для воспитателей.

Строительство домов механизировано и
производится скоростными поточными мето-
дами. Основные материалы — гипсошлако-
вые щиты — изготовляются на месте. В те-
чение первого месяца 13 домов уже подве-
дены под крыши.

Коллектив строителей треста, где управ-
ляющим т. Петропавловский, выдерживает
обещанные сроки. Городок будет возведен
за три месяца.

Недавно в рабочих посёлках Крохалева
и Западном построены 70 удобных двухквар-
тирных домиков, куда вселились 140 семей
рабочих и служащих. Высятся 24 новых
20-комнатных дома и 4 дома по 12 квартир.
Заново переделана по типу юношеского го-
родка часть общежитий рабочего посёлка
с общей жилой площадью 5.500 квадрат-
ных метров.

Сейчас заложено ещё 16 индивидуальных
домиков для семейных рабочих.

50 лет на трудовом посту

ГОРОД Н., 5 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Общественность завода Наркомата
миномётного вооружения, где директором
тов. Смицкой, отметила юбилей своего ста-
рейшего работника — заведующего техни-
кой безопасности М. А. Жарикова.

50 лет своей жизни юбиляр отдал непре-
рывной работе на производстве. Начав с
ученика - разметчика, он последовательно
был старшим разметчиком, цеховым масте-
ром, прорабом, начальником строительства.
За это время им обучены сотни учеников.

Грязевой вулкан
в Азербайджане

БАКУ, 5 июля. (ТАСС). Невдалеке от се-
ления Маразы, Маразинского района, начал
действовать грязевой вулкан. Через неболь-
шие промежутки времени он выбрасывает
жидкую грязь, воду и горючий газ. Иногда
газ воспламеняется, давая яркие огненные
вспышки,

В беседе с корреспондентом ТАСС учё-
ный секретарь Азербайджанского филиала
Академии наук ССОР профессор Мир-Али
Капикай сообщил:

— На юго-западном побережье Каспия
насчитывается несколько десятков групп
больших и малых сопок, периодически из-
вергающих грязь. В настоящее время, кроме
вулкана Шубан-Дат, действуют несколько
вулканов в Кабристане. Особенно мощные
выбросы наблюдаются в районе богатых
нефтяных месторождений Лок-Батан. Вул-
канические силы действуют также на мор-
ском одне, периодически образуя острова,
которые потом снова исчезают ‘в воде. В
1937 году таким образом возник островок
площадью в 200 квадратных метров, кото-
рый впоследствии погрузился на дно. Так же
образовался существующий и поныне остров
Кумань. Покровы этих островов были тща-
тельно исследованы Азербайджанским фи-
лиалом Академии наук СССР. Ученые рес-

публики ведут болыпшую работу по изучению

грязевых вулканов.

движется на запад. 2. Наши штурмовые отряды очищают Полоцк от гитлеровцев.
Фото специального военного корреспондента «Известий» С, Гурарий и

Л. Доренского (ТАСС).

Одесщина накануне уборки урожая

В. ГОРДИЕНКО

в. о. председателя исполкома Одесского

Одесщина — пшеничный край. До

войны она славилась высокими урожаями
‚зерновых культур, в особенности озимой
нипеницей, занимавшей более трети посев-

ной площади. В последний предвоенный
1940 год колхозы и совхозы облаети ©0-
брали в среднем зерновых по 15,8 центне-
ра с гектара. Многие же районы, как, на-
пример, Гайворонский, Грушковекий, Го-
лованевский, Котовский, Кривоозерский,
получили 100-пудовый урожай.

Из 120 миллионов нудов зерновых,
собранных в 1940 году, 41 млн. пудов
составляла пшеница.
` Таких урожаев мы добились путем вы-
сокой механизации  сельскохозяйствен-
ных работ, а также непрерывным улуч-
шеняем семеноводства. В 1940 году Олес-
шина имела 70 машинно-тракторных стан-
ций с парком в 4.748 тракторов, 2.214
комбайнов, более 2.500 автомангин.

Bes площадь озимой ншеницы — 514
тысяч гектаров-—засевалась исключитель-
но сортовыми семенами. В северных
районах области и в районах средней
полосы хорошо привилжя сорт озимой
пшеницы «Украинка». На каштановых
почвах южных районов прекраеные уро-
жаи давала пшеница  <«Гостианум», не
бояшаяся засухи и морозов в то время,
когда земля ещё не покрыта снегом. Ёро-
ме того, многие колхозы начали сеять
новый, незадолго перед войной выведен-
ный Институтом генетики и селекция
сорт озимой пшеницы № 3, приепособ-
ленный для нашей и аналогичной с ней
по климату областей.

Перед войной сельское хозяйство
Одесщины было в расцвете. Окрепли кол-
хозы, большинетво совхозов стало пере-
довыми, ведущими хозяйствами, MTC
превратились в мещные индустриальные
очаги со стационарными и передвижны-
ми ремонтными мастерскими. Из года в
год повышалась урожайность, вводился
травопольный севооборот.

Немецко-румынские оккупанты начали
свое «хозяйничание» с того, что разо-
рили МТС, колхозы, увезли тракторы,
сняли с комбайнов моторы и дефи-
цитные части, забрали локомобили, мо-
лотилки, угнали скот, взорвали колхоз-
ные строения, ликвидировали севооборо-
ты и сортовое семеноводство. Румыно-
немецкие мародеры и грабители вывезли
из нашей области 3.300 тракторов, угна-
ли более половины поголовья крупного
рогатого скота, три четверти всех лоша-
дей. Посевная площадь сократилась по-
чти наполовину.

Что же оккупанты принесли © собой
для нашего крестьянства? Трактор заме-
нили однолемешный плуг и соха. На сме-
ну комбайну пряшли ручная коса и серн.
Румынские мамалыжники решили, что
лучнгим средством приобщения советеко-
го населения к «новому порядку» долж
на стать мамалыга. Они силой заставля-
ли налних крестьян сеять кукурузу вме-
сто пшеницы. Посевы пшеницы сократи-
лись более чем вдвое.

Оккупанты полностью ‚ликвидировали
семенное хозяйство ‘и севообороты, уни-
чтожив семенные участки в колхозах и
совхозах. Большая часть сортовых семян
погибла. Многие сорта румынские поме-
щики вывезли, & пшеница, выведенная
Институтом генетики и селекции, вообще
смешалась с другими сортами и как сорт
потерялась. Участки семенников много-
летних трав были превращены в паст-
бища для скота. Поля, обильно унавожен-
‘ные перед войной, полонили бурьяны и
многочисленные вредители сельского хо-
  зяйства.

Освобождение области доблестной
Красной Армией совпало с началом ве-
сеннего сева. Еще доносился гул артил-
лерийской канонады, а крестьяне уже

Симеизская

В 63 километрах от Севастополя, неда-
леко от шоссе Ялта — Севастополь, рас-
положена Симеизская астрономическая об-
серватория. Среди дубовой рощицы на
хребте горы «Кошка» разбросаны башни
с куполами, павильоны и другие строения
обсерватории.

Свыше 30 лет просуществовала обсерва-
тория. Она сыграла большую роль в под-
готовке кадров высококвалифицирован-
ных астрономов. Помимо основного кол-
лектива, здесь выполняли отдельные рабо-
ты и астрономы Пулкова, Ленинграда,
Москвы и других городов. В обсерватории
с большим успехом проводилась научная
работа по исследованию планет, комет и по
изучению яркости звёзд. Обсерваторией
было открыто 9 новых комет, свыше 120 но-
вых малых планет и несколько сот новых
переменных звёзд.

В 1925 г. в Симеизе был установлен
40-дюймовый рефлектор — самый крупный
телескоп в нашей стране и один из круп-
нейших в Европе. Вместе с тем обсервато-
рия обогатилась рядом современных вснпо-
могательных ‹ астрономических приборов,
что позволило широко развернуть работы
по изучению физики и химии звёзд.

В Европе Симеизская обсерватория ока-
залась единственной, которая могла при-
нять Участие в большой международной
работе по определению радиальных скоро-
стей звёзд — основы для изучения дина-
мики вселенной.

Многие оригинальные работы обсерва-
тории находились в стадии развертывания,
и в ближайшие годы можно было ожидать
ценных результатов.

Но вот разразилась война. Осенью
1941 года фашистские орды докатились до
Крыма, и научный персонал обсерватории
вынужден был эвакуироваться. Обсервато-
рия находилась всё время вне зоны воен-
ных действий, она не имела никакого воен-
ного значения. Тем не менее немецко-
румынские захватчики разграбили и под-
вергли уничтожению это великолепное
научное учреждение.

Комиссия, посланная недавно Академией
наук СССР для обследования состояния:
обсерватории после изгнания врагов из
Крыма, установила вопиющую картину.

областного Совета денутатов трудящихся

выходили в поле, зная, что больше фа-
шиесты никогда не возвратятся на нашу
земаю.

Тяжелое наследство досталось нам
после хозяйничания румын. Озимых по-
вевов было всего лишь 300 тысяч гекта-
ров — меньше половины той площади,
которую засевали колхозы и совхозы пе-
ред войной. В среднем на колхоз прихо-
дилось 23 га зяблевой пахоты, что не
обеспечивало и 10 процентов весеннего
сева. В некоторых же районах, как, на-
пример, Ширяевском, Моетовском, © 066е-
ни не было вспахано ни одного га.

Отсутствие тракторов и лошадей, оет-
рый недостаток рабочих рук еще более
увеличивали трудности в период весен-
него сева. Главной тягловой силой стали
коровы, которых сразу же надо было при-
учить к полевым работам. Несмотря нз
все это, план весеннего сева, устано-
вленный правительством, Одесская 0б-
ласть перевыполнила на 60 тысяч гек-
таров.

Успехи весеннего сева об’ясняются
прежде всего огромным патриотическим
и трудовым под’емом среди колхозного
крестьянства, освобожденного от немеп-
ко-румынской оккупации, желанием как
можно быстрее восстановить разрушен-
ное сельское хозяйство, возродить кол-
хозную жизнь.

С весенними полевыми работами Одес-
ская область справилась неплохо. Все
посевы, как озимые, так и яровые, очи-
щались от сорняков, пропалывались, в
некоторых районах дважды. Колхозника-
ми было собрано огромное количество
долгоносика на  свекловичных ‘планта-

ров.

лась выборочная уборка ячменя. Скоро
начнется массовая уборка зерновых каЕ
озимых, так и яровых. В началу уборки
мы восстановили 280 комбайнов. Правда,
часть из них до сих пор еще не имеет
полотен, но полотна уже занаряжены и в
ближайшие дни будут получены. Глазны-
ми же уборочными машинами в этом году
будут жатки-самоскидки и лобогрейки. Их
у нас насчитывается около 3.000 штук.
Кроме того, в ход нойдут и сенокосилки.

Большую площадь придется убпрать
вручную. Во всех колхозах организованы
звенья косарей из женщин. Эти звенья
прошли практическую учебу на сеноко-
се. К каждому звену прикреплен оныт-
ный колхозник, умеющий отбить и на-
править косу. Уже подготовлено около
50 тысяч кос. На уборку урожая будет
поднято все население — от стара до
мала, способное косить, вязать, уклалы-
вать снопы, скирдовать. Из Одессы на
уборочные работы выедут ломохозяйки,
студенты, школьники старших классов и
часть рабочих некоторых предприятий. °

В каждом районе, колхозе и 308х036
составлен план уборочных работ © таким
расчетом, чтобы убрать озимые л яровые
хлеба, поспевшие в этом голу одновре-
менно, не более чем за 12 дней с тем,
чтобы не допустить осыпания, а следо-
вательно, и потерь.

В области восстановлены уже все
70 машинно-тракторных станций. Конеч-
но, это не те МТС, которые были до вой-
ны. Несколько сотен машин рабочим МТС
уже удалось восстановить. Эти тракторы
будут участвовать в уборочной кампании
и окажут колхозам и совхозам огромную
помощь.

Таким образом, используя все весур-
сы наших колхозов и совхозов, мы про-
ведем уборку высокими темпами я уже в
этом году дадим нашей доблестной Hpac-
ной Армии и героическому тылу десятки
тысяч центнеров хлеба и овощей.

з

обсерватория

Со второй половины сентября и ло
19 октября 1943 г. немцы более чем на
30 грузовиках вывезли в Симферополь, а
затем отправили в Германию ценнейшее
оборудование обсерватории: большой от-
ражательный телескоп с метровым зерка-
лом, со всеми механизмами, электрообору-
дованием; два астрографа—зонный и двой-
ной (без оптики); большой целостат; три
звездных спектрографа; большой измери-
тельный прибор; микрофотометр; астроно-

вание обсерватории. Вывезено свыше 9 ты-
сяч негативов со снимками неба и спектра-
ми звёзд и вся научная библиотека—более
8 тысяч томов. Вывезено все оборудование
электростанции и механической мастер-
ской.

Вечером 18 января 1944 г., как coo6-
щили нам люди, пережившие оккупацию,
загорелось главное „здание обсерватории,
где была расквартирована румынская часть.
Погода была безветренная, шёл мокрый
снег. Дом горел свыше двух дней. Водо-
провод был в порядке, а на чердаке нахо-
дился большой бак с водой. Однако коман-

вызывать пожарную команду и не принял
никаких мер к тушению пожара. От глав-
ного здания остался лишь каменный остов.

Грабежом и разрушениями, совершен-
ными в Симеизской обсерватории, немны
и румыны ещё раз самым ярким образом
продемонстрировали своё отношение к
культурным ценностям нашего  варода.

Немцы лишили советскую астрономию
двух первоклассных обсерваторий — Пул-
ковской и Симеизской. Это был рассчи-
танный удар по русской культуре.

Но недалёк уже день, когда доблестная
Красная Армия совместно с армиями на-
ших союзников заставит врага расплатить-
ся за всё содеянное зло.

Пройдёт немного времени, и на месте
разрушенных обсерваторий ключом забъёт
творческая работа и наши учёные с по-
мощью ешё более мошных телескопов,
построенных в нашей стране, будут раз-
решать трудные проблемы и изучать за-
коны природы во славу русской культу-
ры и науки.

Академик Г. ШАЙН.

Открылся дет

АЛМА-АТА, 5 июля. (По телеф. от соб.!
корр.). В Алма-Ата открылся детский лек-
торий. Для работы в нём привлечены луч-
шие лекторы и учёные столицы республики.
Первой была прочитана лекция о герое ка:

ский лекторий

захского народа Амангельды Иманове. При-
сутствовало больше 150 школьников. В бли-
жайшее время ребята прослушают лекция
«Николай Островский — писатель героиче-
ской комсомолии», «Физика на ‘войне», «49
лет со дня смерти Чехова» и другие.

циях. Сейчас в области идет вспашка па-:

В южных районах области уже нача-

мические часы и другое научное оборудо-.

дир румынской воинской части запретил‘