СУББОТА, 8 ИЮЛЯ 1944 г. № 161

(8463)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Натиск

Под вечер мы стояли у ‘развилки
юрог © подполковником, командиром
части самоходной артиллерии. На боль-
mak, идущий на Негорелое, `сворачи-
вало моторизованное соединение. Чёр-
ные от пыли, поднятой гусеницами тан-
ков, проносились мотоциклисты. Кр
разворачиваясь, они помахиванием пило-
ток прощались в бойцами двигавшейся
в походной колонне стрелковой дивизии.
Минуя поворот, пехотинцы продолжали
итти По асфальтированному шоссе. „В
первом ряду одного полка, за знаменем в
чехле, которое нёс рослый красноармеец
‹ забинтеванной головой;  заливалась
гармонь. Бойцы дружно подхватывали
припев веселой, очевидно, своей полко-
вой песни.

Подполковник, немолодой уже человек,
восторженными глазами провожал уда-
лявшуюся. колонну, ностукивая ногой в
такт песне. Потом он возбужденно -заго-
‚ верил:

— Ну и жюди! С начала этого на-
ступления поддерживаем их. От самого
Днепра. Шесть рядов траншей прорыва-
ли. Через проволоку ползли. За несколь-
ко дней больше двухсот километров ©
боями отмахали. Поверите, не могу
угнаться за ними. Вот отдых своим мото-
рам дал. А пехотинцы идут.

На полях Белоруссии немцы познако-
мились нынешним летом с новыми тем-
пами наступления Красной Армии. 06
этих темпах мы слышали свидетельства
захваченных в плен немецких офицеров.
По заявлению одного крупного немецкого
командира он уже до пленения четырежды
попадал под удары Красной Армии: под
Воронежем, южнее Севека, севернее Кие-
ва, у Каменец-Подольска. В июне 1944
тода за Бобруйском его часть была окон-
чательно разгромлена. Остатки его диви-
) 30H, потерявшей почти весь свой личный
состав в боях на Березине, были окру-
жены, i

Этот видавший виды офицер утверж-
лает, что в новом наступлении удары

ernie aterm

Брасной Армии неожиданны, стреми-
чельны и  ошеломляющи. Немецкая
дивизия, расчлененная нашими клинь-

ями, потеряла управление и, несмотря на
строжайший приказ Гитлер» держаться
ло последнего солдата, принуждена была
капитулировать.

На полях сражения в Белоруссии мож-
но отчетливо видеть новые качества
Красной Армии и на других примерах. В
огромном, необычайно сложном меха-
низме наступления безотказно действуюг
все его составные части до мельчайших
BHHTHKOB. —

Мы видели, как сапёры позковника
Петрова наводили переправу через Бе-
резину. Наши подвижные части, фореи-
ровав реку, ушли вперёд. Их дальнейший
успех зависел от того, как быстро по-
дойдёт пехота, подтянутся тылы, обозы,
сглады. Все переправы немцы взорвали,
ак реке двигалась лавина машин и под-
BOX с боеприпасами, горючим, продо-
вольствием.

Командование решило срочно пере-
бросить вк месту, намеченному для пе-
реправы, подразделение майора Воро-
нина, В 11 часов утра, когда было при-
нято это решение, понтонники Ворони-
на 60 своими ^ легкопереправочными
средствами находились в 30 километрах
южное, гле они уже двое суток без от-
дыха наводили переправу. Несмотря на
это, люди проделали 30-километровый
марш с техникой по глубокому песку за
четыре часа.

Советский солдат показывает чудеса
выносливости. Не отдыхая после марша,
бросились к реке старшие сержанты
Каблашов и Пустовалов. Капитан Уют-

С боями—вперёд!

Еще недавно, чтобы попасть с одного
фланга наступающих частей Карельского
фронта на другой, нужно было преодолеть
огромное пространстве — широкий бас-
сейн Онежского озера, лесные ри
и непроходимые топи Южной Карелии.
Только самолёт считался здесь подходя-
щим средством сообщения. а

Теперь десятки дорог — шоссейных,
грейдерных и других — связывают наши
войска, теснящие финских захватчиков
на запад, к Сортавале и Суоярви. Уже не
слышит грома орудийной пальбы Петро-
заводек. В глубоком тылу оказался Оло-
нец. Столица Карело-Финской республи-
ки и районный центр самой хлебородной
части Карелии начали залечивать свои
раны. Вздохнули свободно жители сотен
селений, томившихся под игом врага.

Финские заправилы долго твердили о
новых границах Финляндии — до Урала
и раздували басни о неприступности ли-
нии Маннергейма. Следует отметить, что
финны потратили много энергии на ©9-
здание этих рубежей. Железо, сталь, бетон
широко расходовались на оборонитель-
ные сооружения, возводившиеся под ру-
ководством немецких военных инжене-
ров. Финны надеялись отсидеться в же-
лезобетонных дотах, в дзотах, под сталь-
ными колпаками. Но в один прекрасный
день Красная Армия еще раз доказала,
что для неё не существует  неприступ-
ных укреплений. С основных рубежей
финнам пришлось откатиться на проме-
жуточные. i

Вот один из рубежей, который финны
укрепляли долго и старательно. На дне
противотанкового рва мы видим надол-
бы. Они должны были служить серьёзным
препятствием для наших танкоз, тем 60-
лее, что оставались незаметными и не
мешали врагу вести огонь. А вот надолоы
в виде огромных башмаков, окованных
сталью, обтесанные глыбы гранита, пло-
щадки дая стрельбы реактивными снаря-
дами, сплошные минные поля.

Наши части зашли глубоко в тыл врагу
и заставили его покинуть этот рубеж, как
и многие другие. —

Бои на путях н Сортавале богаты при-
мерами героизма и воинского умения на-
ших бойцов. Они бьют финнов в л0б и в
спину. Они охватывают врага с флангов.
«Как ни вертится финн, везде ему
ЛИН», — гласит родившаяся здесь по-
говорка.

Враг хитёр, он старается предупреж-
дать обходы. Но ничто его не сласает.

SS
SS es snes pene sa SSS stare ere oreo oeeroemeeoeeeeeeeeneeeneeanenensonareneeeenen ert aoa enenananSen SER A

(OT ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

ны указал им участки работ, и через
несколько минут едва остывшие после
длительного марша бойцы вошли в хо-
лодную воду Березины. В 7 часов вече-
ра, точно в срок, намеченный командо-
ванием, по готовому понтонному мосту
двинулись колесные транспорты. Нес-
колько в стороне ещё стучат топоры,
звенят пилы. Саперы Козлова за ночь
наведут там высоководный мост протя-

жением в 200 метров для гусеничных
Malin.

Не отставая от рвущихся вперёд частей
идут связисты и дорожники. За Слуцком,
Y деревни Броды, мы наблюдали такую
картину. В двух километрах от дороги в
рощице держалась большая группа. нем-
цев. У дороги разместилась батарея пол-
ковых пушек и прямой наводкой вела
огонь по роще. На поле залегли в окопчи-
ках гетовившиеся к атаке пехотинцы. А
на самой дороге отделение связистов сер-
жанта Заметкина обтесывало столбы, ко-

?
i

пало ямы. Вскоре сержант полез на, зако-

панный столб
5 переднему краю подана связь, уже не
полевая, а стационарная, столбовая.

На этой же дороге несколько позже на-
шу машину остановила регулировщица —
белокурая девушка с веселыми глазами,
ефрейтор Анна Шаховская.

— Bam придётся немного подождать.

— А что, мост ещё не наведён?

— Нет, фрицев ещё не прогнали. За
селом бой идёт. Машинам пока проезд за-
пренён.

— Что же вам тут делать,
движения по дороге?

— 0, движение скоро будет! Тогда и я
понадоблюеь.

Именно слаженностью всех крупных и
мелких частей наступательного механиз-
ма об’ясняется то, что немцам, несмот-
ря на все их усилия, не удаётся за-
держаться на промежуточных рубежах.
Наши части ломают, кромсают 060-
рону врага. Заранее приготовленные 0б0-
ронительные рубежи оказываются обой-
дённымя. Зажатые в клеши,  боль-
шие группы гитлеровцев после отчаянно-
го сопротивления распадаются, разбреда-
ются по лесам. До сих пор в местах, уже
ставших глубоким тылом, бойцы вылавли-
вают немцев и приводят их в штабы на-
ших частей.

Восточнее Минска еще оказывает
яростное сопротивление значительная
группировка немцев. состоящая из остал-
ков трёх немецких корпусов. Отсюда
немцы стараются с боями вырваться
в северо-западном направлении. Они
мечутся из стороны в сторону, но вез-
де наталкиваются на наши войска и,
оставляя тысячи солдат и офицеров
убитыми, снова укрываются в лес. По-
пытки немецкого командования оказать
окружённым помощь с воздуха также
остаются бесплодными. Оружие и про-
дДукты, сбрасываемые с самолётов, как
правило, попадают в расположение на-
ших частей. Безнадёжность положения
становится очевидной и всё большее
количество немцев сдаётся в плен. Вчера
сдался в полном составе 195-й полк
78-й штурмовой дивизии немцев Bo
главе с командиром полка полковником
Ольденбер. Сегодня взят в плен коман-
дир 78-й дивизии генерал Траут.

Наши войска неудержимо стремятся
на запад. Белоруссы с восторгом набяю-
дают эту грозную ноступь Красной Армии,
этот победный марш наших колонн.

М. РУЗОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 июля.

В одном районе финны пытались рассечь
наши подразделения и уничтожить их.
Не вышло. Иротивник сам попал в клещи
и был почти полностью уничтожен.

Умело провели наши офицеры бой за
Большие Горы. Этот населённый пункт
отделялся водным рубежом и лесом.
Советские воины фореировали реку, ис-
пользовав переправочные средетва, какие
нашлись под рукой. Многие бойцы и
офицеры преодолели реку вплавь, толкая
впереди себя доски или брёвна с привя-
занным к ним оружием.

Враг пытался преградить нашим час-
тям путь на Сортавалу, создав сильную
группировку пехоты и артиллерии. Огнём
и контратаками он хотел остановить на-
ступающих. Несмотря на большое коли-
чество вражеских оборонительных соору-
жений и водных преград, наши подраз-
деления отбросили врага на запад, овла-
дели рядом населённых пунктов.

*

- Чем дальше на запад идут наши вой-
ска, тем чаще встречаются им группы
советских людей, измученных голодом и
непосильной работой в концентрацион-
ных лагерях. В канцеляриях таких лаге-
рей наши бойцы находят стальные на-
ручники, резиновые дубинки и другие
вещественные, доказательства  садист-
ской жестокости финнов. Вот фотогра-
фия, изображающая советских детей за
колючей проволокой. Маленькие скелеты,
обтянутые кожей. По эту сторону прово-
лочных заграждений — финн. Он при-
шёл посмотреть на умирающих детишек.
А вот другой снимок: истерзанные, заму-
ченные советские люди, груда трупов.

Фотографии эти найдены в карманах
пленных финнов. Младший сержант Хейк-
ки Уйккунен, взятый в плен нашими
бойцами, показал, что эти снимки раз-
множались и продавались финскими ©0л-
датами. Многие манвергеймовцы посы-
лали такие фотокарточки ‘домой.

Наши воины, глядя на эти докумен-
ты, © гневом говорят:

— Мы не простим этого врагу. Смерть
финским палачам!

И наши войска продолжают с боями
двигаться вперёд, на Сортавалу.

H. KOHOBAJIOB,
спец: корреспондент «Известий».

= =

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 7 июля.

закреплять провод. И, вот!

если нет

В ВБИ о о о А О А О ЕТ ЕН ИЕН

Рекордная проходка
шахты

На-днях  правительственная комиссия
приняла шахту № 25 в Болоховском рай-
  Тульской области, сооруженную мет-
ростроевцами, Это первая из числа вось-
  ми шахт, которые должны быть построе-

ны Метростроем в Подмосковном уголь-

‚ном бассейне.

На этой стройке
ные €KOPOCTH проходки.
в Москву начальник
  шахт орденоносного
‹Панчев сообщил
стий» о методах,
строительстве.

— Как на этой шахте, — говорит тов.

достигнуты рекорд-
Приехавший

Метростроя С. С.
корреспонденту «Изве-
примененных на этом

Панчев, — так и на строящихся шахтах.
26 и № 27 в широком масштабе при-.
позволившая
скоростью проходить,
‚вертикальные стволы. На отдельных эта-
‘пах ежесуточно проходилось до 4 погон-

‚ №
менена малая механизация,
со значительной

ных метров готового ствола с армировкой
  (норма — полтора метра). Благодаря малой

управления новых’

механизации мы сумели быстро развер-
  HYTb горные работы, не прибегая к слож-
‚ным сооружениям на поверхности. Вместо
громоздких копров и тяжелых под’ёмных
машин применялись краны-укосины. При
проходке горизонтальных штреков мы ис-
пользовали погрузочные машины типа
«Питкар-лодер» — небольшие скребковые
транспортёры, заменявшие грузчиков. За-
бойшики проходили ежесуточно не два с по-
ловиной метра по норме, а 15, а в отдель-
ные сутки и 16 метров. Таким образом
установлен новый рекорд ежемесячной
  проходки — 282 погонных метра. До вой-
 ны рекордной считалась проходка 240 ме-
тров в месяц. Скорость нисколько не по-
влияла на качество работ.

В ближайшее время Метрострой закан-
чивает строительство шахт № 9% и Ne 27.

Колхозники восстанавливают
школы

КИЕВ, 7 июля. (По телеф. от соб. корр.).
Полным ходом идет на Украине восстанов.
ление и ремонт школ, разрушенных гит-
леровцами. Жители городов и сел своими
силами, без затраты государственных
средств, приводят в порядок школьные по.
мещения, изготовляют мебель, учебный
инвентарь.

В Винницкой области бригады, состоя-
шие из родителей, учителей, школьников,
восстановили 933 школы. Почти все школы
Кировоградской, Житомирской и Сталин.
ской областей подготовлены к новому учеб-
ному году.

Хорошее начало сделали колхозники се-
ла Верховня Вчерайшанского района на
Житомирщине. Недавно здесь все жители
села вышли ремонтировать школу. Сложи-
ли печи, починили стены, рамы, двери, кры-
ну, женшины оштукатурили все 25 ком.
нат, столяры отремонтировали старую и
сделали новую мебель. Первым на работу
пришел 69-летний колхозник Иван Яковле.
вич Гетьман. Эту школу он строил ешё в
1909 году, а после гражданской войны вос.
станавливал её. Тут училея, а потом учи-
тельствовал его сын, ныне’ занимаются
внуки. Сорок верховнянских колхозников
зэготовили и привезли в школу дрова на
всю зиму. Так за один день была восста-
новлена средняя школа.

Чехов — Горькому

ГОРЬКИЙ, 7 июля. (По телеф. от соб.
корр.). В бытовой музей детства А. М.
Горького — «Домик Каширина» явился
старожил-нижегороден М. А. Яковлев.
Он принёс в дар музею редкую книгу —
первый том сочинений А. П. Чехова с соб-
ственноручной надписью автора, посвящён-
ной Алексею Максимовичу. В надписи Че-
хова говорится:

«Алексею Максимовичу Пешкову (он же
Максим Горький) в знак дружеского рас-
положения и на добрую память от автора.
Антон Чехов. 15 февраля 1900. Ялта».
< Книгу эту Яковлев ‘приобрёл лет 20
¢ лишним тому назад на базаре у торговца
старьём. По отметкам, имеющимся на от-
дельных листах книги, можно установить,
что она когда-то находилась в хранилище
старой нижегородской общественной би-
блиотеки.

Атлас русского языка

ЛЕНИНГРАД. 7 июля. (По телеф. от
соб. корр.). В Ленинград приехал известный
лингвист академик Л. В. Щерба, который в
беседе с корреспондентом «Известий» со-
общил:

— В настоящее время я работаю над дву-
мя книгами по основе методики преподава-
ния иностранных языков и теории русской
орфографии и пунктуаций. Будучи предсе-
дателем диалектологической комиссии Ака-

демии наук СССР, я участвую в
составлении атласа русского языка.
Такой атлас будет выпущен в нашей

стране впервые. К этой работе широко при-
влечены  профессорско-преподавательские
кадры педагогических институтов и сту-
денчество.

Пчеловодам Орловщины

ТАМБОВ, 7 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Колхозные пасеки Тамбовщины от-
правили в освобождённые районы Орлов-
ской области 2.000 пчелосемей для восста-
новления пчеловодства, разрушенного не-
мецко-фашистскими захватчиками.

Пчёлы отправлены в рамочных ульях и
полностью обеспечены кормами.

Кумысолечение под Москвой

Исполнительный комитет Московского
областного! Совета депутатов трудящихся
решил организовать кумысолечение под
Москвой. Вблизи станции Сходня, Октябрь-
ской железной дороги, создаётся един-
ственная в стране кумысная научно-иссле-
довательская станция с клиникой. Откры-
ваются микро-биологическая, физико-хими-
ческая, биохимическая и эксперименталЛьная
лаборатории.

Кумысолечебные санатории работали до
последнего времени лишь в степных райо-
нах Башкирии, Чкаловской области, Ка-
захской ССР. В средней полосе Советского
Союза кумысолечение организуется впер-
вые. Создаваемый в Московской области
научный центр будет разрабатывать луч-
шую систему коневодческого молочного
хозяйства и технологию кумысоделия, изу-

чать действие кумыса вс внекурортных
условиях.
Советские учёные доказали высокую

эффективность кумысолечения при заболе-
ваниях туберкулёзом, желудочно-кишечны-
ми и нервными расстройствами. В кобыльем
молоке содержится в десятки раз больше
витамина <С», чем в коровьем.

ны,

$ сожженными или вырванными

станции, к которым подходили

пройти лишь

каменными руинами. Это
гроза. И, когда сверкнула молния, ударил
гром, маленький мальчик заплакал и спря-
талея под кровать. Но мать рассмеялась:

хэми

Группа лётчиков-гвардейнев части гвардии полковника Васильева, принимавших активное участие в боях на Минском на-

правлении.

(Слева направо):
Союза

капитан В. Орехов,

старший лейтенант

В.  Мордвиненко,

В старший лейтенант ‘В. Боровик, Герой Советского
старший лейтенант В. Калинин, Герой Советского Союза капитан А. Макаров.

Фото специального военного корвеснондента «Известий» С. ГУРАРИЙ. ,

Лето на Украине

Чем ближе к Карпатам, тем чаще на пу-

ти встречаются чёрные немецкие танки.

Будто ураганом, снесло их с дорог, сор-

вало броню, вырвало железные внутрен-
ности. Без колес, без крыш, жабами ва-

ляются они в болотах и оврагах. Сотни

некогда грозных немецких танков лежат
разбитыми, раздавленными на фронтовых
дорогах Украины.

Часть немецких танков \ползла с

украинской земли. Но ураган движется

за ними. Красная Армия настигнет
их — у Бухареста ли, у Будапеш-

та ли, или в самом Берлине. Но все они

будут лежать вот так, вверх колесами,

внутрен-
ностями. .

Торестные дни немецкой неволи оста-

вили на Украине черные столбы и руины,
отмечающие места, где были города.. де-

ревни, в которых родился и жил народ,
поезда.

Полтава, Чернигов, Киев, Житомир,
Бердичев, Тарнополь. Ни в одном из го-

родов не уцелела их центральная часть.
Немцы не могли сжечь всю страну. Они

сожгли, взорвали, с пеплом
главные улицы.

Когда наши

смешали её

войска вошли в Киев,

взорванный немцами Крещатик, одна из
красивейших улиц Европы,

представлял
собой каменную тропинку, по которой мог
один человек. Но жи-
во сердце города. Крещатик и сейчас
самая шумная магистрадь Киева. Тыся-

чи киевлян с утра до ночи работают
‘на руинах любимой улицы. Расчищенный
Крещатик, как река в половодье, широко
разлился, вобрав в себя площадь разру-
шенных кварталов.

ьют теплые дожди. Давно уже никто

Однажды вечером прошла гроза над
была первая

«Это гроза». Она вышла с ним на улицу

нод первые крупные капли дождя, освя-

тить евоего сына водою неба, чтобы рос
свободно и сильно, как рожь в поле.

Прошла гроза, и среди каменных руин
запахло цветами, свежей травой, силь-
ными запахами нашей земли, запа-
детства, мира, — человеческого
счастья. Они сплетались с запахами по-
роха, пожара, дыма, людекого несчастья
и побеждали и заглушали их. И вдруг
разнеслись звуки гармони, и сильный мо-
лодой голос запел: «Pepe та стогне
Дншфр широкий...». Вода в глубоком ко-
лодце и в засуху He высыхает, песнь
в человеческом сердце и под гнетом не
умирает.

Как невозможно было немцам вынуть
и увезти в Германию черный уголь из
недр Украины или снять чернозем с ее
полей, так невозможно было им и за три
года задушить, выжечь поющую душу
Украины.

ловно дорогое лицо родной матери,

возникает Украина. Й снова слышны ее
голос, ее песни за рекой, за холмами,

.

¢

песни, разлитые в воздухе, будто сам
воздух поет. Снова видны ее хлебные по-
ля: на рассвете голубые, пох солнцем—
золотые.

На Украине грозы и жаркие дни.
не помнит такой буйной зелени. На Чет-
ниговском 10666 даже порубленные нем-
цами пни, и те пустили пышные ветви.
Будто все эти три года соки накаплива-
лись и ждали в земле и теперь вошли в
деревья и разлились по. ветвям.

Все цветет и расцветает. Цветет жас-
мин, и сады будто облиты кипящим моло-
ком. Большие красные розы огнями от-
ражаются в окнах хат.

А луга то разольются синим морем ва-
сильков, то запылают. пожаром дикого
мака. Великое торжество земли — она
разукрасилась на праздник освобожде-
ния, одела лучшие свои одежды. .

От Киева на юго-запад— сахарная стра-
на. Необозримы сверкающие под солн-
цем плантации свеклы. Подымаются к
солнцу леса подсолнечников. Зеленым
окваном бушуют хлебные поля. Мы едем
день, и второй, и третий, и нет им кон-
ца, все уходят в даль, за горизонт, и так
до самой передовой.

Самолет летит над рожью бреющим
полетом, как чайка над синим морем. На-
полняя тяжелым гулом  изнемогающую
типтину летнего зноя, идут «Студебекке-
ры». Вдали, среди колосящихся полей,
большие крытые машины кажутся кораб-
лями. Они плывут, покачиваясь, тяжело
нагруженные, длинным караваном до са-
мого горизонта, днем и ночью, ‘бесконеч-
ной пепью.

Военно-автомобильная дорога уходит
к Карпатам. Она въется среди цветущих
холмов. Вокруг все цветет и отцветает. И
ночью в лунном свете падает светящий-
ся дождь. И танки, и артиллерийские
орудия, и бойцы, идущие ‘за орудиями,
осыпаны лепестками и приходят на пе-
редовые, будто из страны цветов.

В карпатекой деревне мы проснулись на
рассвете. Ветвь, полная зеленых яблок,
ударила в окно. Тяжелая ветвь гнулась
к земле. «Дюже сила!» сказал кресть-
янин. От Донца до Прута салы, как леса.
Вся Украина осыпана плодами.

Мы едем с востока на запад. Полтавщи-
на, Киевщина, Волынь, Подолия, Букови-
на. По обе стороны дороги в балках и на
холмах видна одна и та же картина:
старые бабки и молодицы: с ведрами из.
вестки и синьки белят хаты — по два,
по три раза. Й они такие белые, что
ночью в лунном свете принимаелть их за
далекие озера. У города Проскурова на
холме стоит хата, расписанная чудными
цветами, как живые, горевшими среди
зелени. Ёто-то из проходивших по воен-
но-автомобильной дороге крикнул: «9й,
бабка, не кузнец ли Вакула здесь живет?»

Вернулась к жизни Украина.

Снова кричат летухи по дворам, воз-
вещая утро. В оранжевой пыли, заполняя

сельские улицы, идут стада. И етаи гу-
сей с криком, вытянув длинные шеи н
хлопая большими белыми крыльями, по-
дымаются G6  косогоров ий покрывают
озера.

Тысячи рабочих на дорогах чинят
поссе, тянут телеграфно-телефонные ли-
нии, строят мосты. Уже косари вышли
на луга. Они идут по грудь в траве. ‘le-
тят черные поезда с углем. Гудят нало-
ходы на Днепре. Покрывая летучей

пылью поля, на холмах вертятся крылья

ветряных мельниц.
пруды, ремонтируют
школы, больницы.

За Збручем хлеба,

Крестьяне чистят
плотины, сельские

уже в человеческий
рост. Здесь нет лугов. Крестьянский
мальчик в старой отцовской фетровей
шляпе узкой межой ведет` на веревке ко-
рову, и она щиплет траву. В коровьем ухе
сверкает медная бирка «№ 12346». Все
коровы, овцы, свиньи были с немецкой
аккуратностью пронумерованы, проштам-
пованы, учтены: ни зарезать, ни угнать,
ни продать.

Хозяин хаты, в которой мы остановя-
лись, показал нам красные, зеленые, лило-
вые марки. которые немцы вылавали за
поставки. Ha олних марках нарисованы
пара щеголеватых сапог и кусок ману-
фактуры, на других—кувшин, кастрюли,
чайники, на третьих—плуги, бороны. Но
ни сапог, ни чайников. ни борон кресть-
яне не получили. Остались в сундуках
пачки марок с фальшивыми посулами.

Мы едем через живописные деревни, рас-
положенные в долинах. Дома под чере-
личными и белыми цинковыми крышами.
Белые церкви на холмах. Колокола. от-
считывают часы. И когла вечером где-то
за рекой запевают украинскую песню,
кажется, не в Карпатах мы, а на Пол-
тавщине. f

В каждой украинской хате портрет Та-
раса Шевченко. Со стены глядят зоркне
глаза великого поэта. Он злесь, как член
семьи: для детей дед, для взрослых—
отец, для ледовсовременняк, для всего
народа — учитель, зовущий к борьбе за
национальную свободу, против немецкого
гнета.

Идут войска через села. Заходят сол-
даты в хаты, пьют молоко и уходят к
передовой. И в каждом доме провожают
их глаза Тараса Шевченко, призывая
вражьей злою кровью землю окропить.

На Карпатах растут большие красные
цветы. Бойцы прикрепляют их к пилот-
кам, и в дыму и пыли они горят. словко
фонари шахтеров, и с этими живыми ог-
нями идут они сквозь дым, пыль и зной
по окаменевшей от вечного движения до-
роге, по длинной каменной дороге войны.

Золотеют вокруг поля. Под. солнцем
июля зреют золотые плоды и злаки. Под
солнцем июля зреет и золотая победа.

Б. ЯМПОЛЬСКИЙ,
спец. корр. «Известий»,

Июль, УКРАИНА.

‘

Сделано на заводе редких металлов

Диктор окончил чтение приказа Бер-
хорного Главнокомандующего о новой
победе Красной Армии, и над Москвой,
расцвечивая небо фейерверком, вепых-
нули тысячи ракет...

С этого, пожалуй, можно начать рас-
сказ о продукции, выпускаемой  неболь-
шим заводом, который обслуживает пред-
приятия 23 наркоматов. Завод этот мо-
лод, но он много сделал для процветания
отечественной промышленности редких
металлов. Здесь зарождались советская
сурьма, висмут, бериллий. Цехи этого
предприятия , теперь поставляют мате-
риалы для производства электро- и радио-
ламп, тут изготовляется специальный
состав для оптического стекла. Частицу
труда заводского коллектива носят в себе
трассирующие пули зенитчиков и акку-
муляторы на подводных лодках. Завод го-
товит вещество для ракет, для углей про-

жекторов, дающее дальность свечения, и.

мишметалл (смесь металлов), из которого
делают камни для зажигалок.

... Собственно, завода, в обычном по-
нимании, нет. Еще в первые месяцы вой-
ны все оборудование было эвакуировано
на Восток. Там, вблизи сырьевых баз, от-
почковавшиеея предприятия обеспечива-
ют теперь страну  редкометаллической
продукцией. На старом месте  сохрани-
лись лишь опустевшие корпуса.

Не долго бездействовали цехи. Вот цех,
в котором прежде изготовляли металличе-
ский марганец. В нем нет привычной
производственной суеты. Холодны отра-
жательные печи, миновала надобность в
формах для тиглей... Но штабели ящиков
с серебристыми кусочками марганца пед-
тверждают, что здесь продолжают вы-
пускать эту ценную продукцию.

— Не удиваяйтесь, — заметив наше
недоумение, говорит директор завода

тов. Ковда, — инженеры изобрели более
рациональную технологию. Марганец те-
перь обжигают более простым и дешевым
способом. Отпала нужда в эБсплоатации
дорогостоящих  отражательных печей,
обходимся и без тиглей.

Жизнь подсказывала заводу новые ре-
шения сложных технических проблем.

До эвакуации завод получал один
редкий металл из дефицитного   сырья.
Инженер Наумов решил избавить произ-
водство от постоянных забот 0 сырье.
Некоторые отходы авиационного завода
навели его на мысль о возможности
изменить технологию получения редкого
металла. Лабораторные искания доказа-
ли празильность избранного пути. Co-
вершенствуя свой метод, инженер добил-
ся того, что большой процент так назы-
ваемых безвозвратных потерь произ-
водства завод вновь превращает в цен-
ный металл. Стране экономятея милли-
оны рублей.

Тод назад некоторые предприятия
пред’явили заводу претензию: обилие
кальция з одном редком металле снижа-
ло качество твердых сплавов. Вины заво-
да в этом не было. Производство не на-
рушало установленного стандарта, но за-
водские специалисты решили  отклик-
нуться на просьбы потребителя. Инже-
неры Бучихин, Голованов и Наумов пос-
ле трёх месяцев напряжённой работы
изобрели специальный осадитель, кото-
рый снижал в металле зредную примесь.

Уменьшить количество кальция ока-
залось легко, но возникла другая беда—
вместе с примесью уходили крупинки
редкого металла. Вновь начались поиски.
День за днём специалисты совершенст-
вовали принцип очистки, всё более
уменьшая примесь и увеличивая про-
цент извлечения металла из отходов.
Сейчас наличие кальция уменьшили в

двадцать раз, а потери ценного металла
прекратились.

Тзорческие успехи заводского коллек-
тива становятся всё ощутительней. 3За-
вод растёт. В декабре 1941 года неболь-
шая ‘группа работников предприятия
робко приступила к возрождению опус-
тевших цбхов. С той поры выпуск про-
дукции вырос в пять раз. Веё, что завод
изготовляет сейчас, прежде импортиро-
валось.

Недавно для выпуска одной крайне
важной для оборонной промышленности
продукции потребовалось много соды.
Таким количеством завод не располагал.
Старый мастер завода Норкин в солру-
жестве с инженером Наумовым и прак-
тиком Кулешовым предложил заменить
соду в составе шихты шлаковыми отхо-
дами. заменитель не только не отразил-
ся на качестве металла, но стал способ-
ствозать увеличению полезной  продук-
ции. Выход её возрос на 6—7 процентов.

Интерееной, полноценной жизнью жи-
вёт завод. Десятки инженеров и рабочих
развернули большую плодотворную рабо-
ту на оборону родины. Около ста, инте-
ресных рационализаторских  предложе-
ний, принесших стране миллионные до-
ходы — первые результаты крепнущей
творческой работы небольшого коллек-
тива. _

Новаторами стали не только ведущие
специалисты: инженер Наумов,  энерге-
тик Дробышев, химик Бучихин, механик
Демин. Тзорить начали и рядовые произ-
водственники.

Завод называют колыбелью нового в
промышленности редких металлов. И
коллектив это название вполне оправхы-
вает.

Ю. МЕДВЕДОВСКИЙ,
спен. корреспондент «Известий».

ГОРОД Н.