Se реа

Se

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 ИЮЛЯ 1944 г.` № 162 (8464)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CoCr

x

GARBE RAUDONAJAI ARMIJAL ISVADUOJANCIAI TARYBU LIETUVA
IS VOKISKUJU FASISTINIU GROBIKU!

Слава Нрасной Армии, освобождающей от немецко-фашистсних захватчиков Советсную Литву! ©
Они выполняют свой долл

Дни великой радости

Юстас П

АЛЕЦКИС

Председатель Президиума Берховного Совета Литовской СОР

Одна за другой освобождаются столицы
союзных советских республик, временно
оккупированных немецкими захватчика-
ми, Настал день, когда доблестные совет-
ские войска вступили на землю Советской
Литвы, подошли к древней литовской

столице Вильнюсу и завязали бои с не-

мецкими оккупантами на улицах города.
Радостно забилось сердце литовца, в па-
мяти которого живы слова классика ли-
товской литературы Майрониса:

В суровой жизненной борьбе,
Читовец, Вильнюс не забудь:
Там прошлое твоих отцов

И будущее там твоё.

Бак Москва собирала земли русские и
организовала русский народ на борьбу
против иноземного ига, так и Вильнюс
был собирателем земли литовской, опло-
том Великого княжества Литовекого,
сыгравшего большую роль в разгроме
немецких захватчиков средневековья. Из
Вильнюса шло собирание сил, разгромив-
ших немецких крестоносцев под Грюн-
вальдом: 5

Вильнюс был очагом национального
возрождения литовского народа, колы-
белью литовской культуры. Вильнюсе —
дула и сердце литовского народа. С Виль-
нюсом связано имя литовского историка
Даукантава, произведения которого рас-
крывали славное протилое литовского на-
рода и были полны пламенной ненависти

произвели массовые аресты среди литов-
свои интеллигенции. Гитлеровцы опубли-
ковали приказ, согласно которому BCe жи-
тели литовского происхождения должны
покинуть город. Немецкому приказу под-
чинились немногие, но кто явился, были
арестованы и пропали без вести. Их иму-
  щество присвоили немцы.
Опустошённый, разграбленный, голод-
ный Вильнюсе боролся. В самом городе
кародные мстители постоянно нападали
на гитлеровцев. Не было дня, чтобы не
находили в Вильнюсе трупов убитых не-
мецких солдат и офицеров. От руки на-
родных метителей пали многие предате-
ли, в том чиеле видный чиновник геста-
по Подаба, фашистекий редактор Алех-
нович. Рабочие Вильнюса издавали под-
польные газеты, листовки, организовали
антифашиетские комитеты. Известен ряд
актов саботажа и диверсий, проведенных
вильнюсскими рабочими. Они не только
вывели на несколько дней из строя виль-
нюсскую электростанцию, но и сумели
выводить из строя немецкие военные Ca-
молёты на аэродроме, а в снаряды и
авиабомбы вместо запалов вкладывать
затиски с приветствием Красной Армии.
В мае в Вильнюсе несколько дней проис-

восставшими против них солдатами «меет-
ного отряда», который отказалея бороть-
ся против партизан и повернул оружие
против немцев.

Е неменким захватчикам. И в Вильнюсе
же расцвёл гений великого литовеко-
го художника, неповторимого и своеоб-
разного Чурляниса. Здесь скрещиваютея
прошлое и будущее Литвы.

В Вильнюсе родилось национально-
освободительное движение литовского на-
рода. Здесь же зародилось революционное
движение рабочего класса Литвы. Виль-
нюс — колыбель советской власти в
Литве. Здесь в декабре 1918 г. было 60-
здано правительство Советской Литвы,
которое возглавил В. Капсукас-Мицкеви-
ЧС.

Панская Польша, захватив в 1920 г.
7 слабой и обособленной Литвы её сто-
лицу, сделала Вильнюс захолустным про-
винциальным городом. Вильнюс — город
многонациональный. На ряду с литовца-
ия там жили поляки, евреи, русские, бе-
лоруссы. В досоветоком Вильнюсе это
обстоятельство было причиной постоян-
ных национальных распрей. Советский
же Вильнюс стал примером дружбы на-
родов.

Только-в Советекой. Литве-были созда-
ны все предпосылки для расцвета Виаь-
нюса. Только в Советской Литве Buas-
нюс может быть подлинным государствен-
ных, экономическим, национальным и

‚ вультурным центром страны. Уже за ко-

роткое время советской власти в Вильню-
ве открылея ряд новых фабрик и заводов.
После 20-летнего застоя началовь ожи-
вленное жилищно - коммунальное строи-
Тельство. Был построен целый квартал
жилых домов для рабочих. Предстояла за-
вкладка огромного здания новой гости-
ницы, началась постройка нового здания
оперы, Дома правительства, ряда новых
школ и больниц. Налествие гитлеровцев
прервало все эти работы и планы. ‘

«Мое перо от жалости гнется, и не в
соФоянии я нарисовать хотя бы слабую
тень тех страшных времён», восклицал
историк Даукантас, описывая зверства
«крестоносцев» в Литве. Кто же в силах
описать ужасы, творимые их пауконосны-
ми потомками— гитлеровцами !

Немецкие захватчики в первый же день
войны ожесточённо бомбили центр города.
А затем они грабили и разрушали Виль-
нЮс в течение трёх лет. Раестреляв свы-
ше 100.000 виленчан, палач гитлеровец
Вейс в апреле 1943 г. цинично заявлял,
что на массовом кладбище в Панеряй ещё
много свободной земли, а в Вильнюсе ещё
слишком много людей. Как известно, в
Вильнюсе из 250:000 человек населения
осталось не более 50.000, & остальные
убиты или угнаны в немецкую каторгу.

щё накануне боёв за Вильнюс немцы

Героическую главу в историю борьбы
Вильнюса против немецких захватчиков
вписало вильнюсское гетто. Евреи не
шли на смерть безропотно, они доблест-
но боролись против немецких ‘захватчи-
ков. В вильнюсском гетто был организо-
ван партизанский отряд, во главе кото-
рого стоял рабочий Виттенберг. Вырвав-
шись из гетто, евреи-партизаны пустили
под откос воинский эшелон, взорвав его
самодельными минами, изготовленными
в самом гетто. Партизаны организовали

ходили настоящие бои между немцами и

ряд диверсионных актов на складах 60е-
припасов и на предприятиях, на кото-
рых они работали. Рисквуя жизнью, они
оказывали помощь военнопленным, жёнам
и детям советских бойцов и командиров.
В день окончательной ликвидации гетто
группа еврейских партизан пробилась
в леса, об’единилась со своими литовеки-
ми братьями и продолжала борьбу. Се-
годня они вместе с другими литовскими
партизанами радостно встречают Kpac-
ную Армию на освобождённой литовской
земле.
_ Тысячи виленчан не только скрыва-
лись в окружающих лесах от немецких
захватчиков, но и вели активную борьбу
с немцами. Вильнюсский край был од-
ним из значительных - очагов партизан-
ского движения в Литве. Еще до прихода
Красной Армии партизаны Виленщины
захватили власть в ряде волостей. Это
были первые волости, где партизаны
восстановили советскую власть после
трех лет оккупации. Бывшие руководи-
тели и бойцы партизанеких отрядов, сре-
ди которых находятся члены правитель-
ства Советской Литвы, депутаты Bep-
ховного Совета Литовской ССР, ответет-
венные партийные и советские работни-
ки, уже возвращаются к своим прямым
обязанностям. Они приступили к нала-
живанию жизни на освобожденной Tep-
ритории.

Блестящие победы Красной Армии,
одерживаемые ею в борьбе, за освобож-

дение Литвы, являются ещё одним на-
глядным доказательством священной
дружбы народов Советского Союза. В

июле 1943 г. воины Литовской дивизии
плечом к плечу с русскими, украинскими
белорусскими, узбекскими и другими с0-
ветскими воинами стойко отражали яроет-
ные атаки гитлеровцев и наступали Ha
орловской земле. В июле 1944 года вои-
ны всех братских народов Советского
Союза освобождают Советскую Литву.

В радостные дни  освободительных
боев на улицах Вильнюса литовский на-
род провозглашает здравицу в честь
Красной Армии, в честь вождя совет-
ских народов родного Сталина.

‚ Антанас ВЕНИЛОВА

На прибрежном песке вырос дуб
среди леса Литвы,
Перед бурями он не склонял никогда
головы,
И в солёную твёрдую почву корнями
он врос,
По весне зеленел, не сдавался
в жестокий мороз.

Русло Неман прорыл в том дремучем
лесу, в том зелёном,

Где мечи о мечи ударялись порой
с тяжким звоном,

От врагов укрывался народ

под дубовою сенью
И священный огонь разводил тёмной
ночью весенней.

Проходили века. Погибали и сосны,
и клены,

J. Oe eS

И гроза поражала берёзы в лощине
зелёной,
Только дуб неизменно стоял,
не боясь непогоды,
Не могли одолеть его бури и долгие
годы.

Словно Немана полные волны,
катились века,
Дни сменялись ночами, касались
земли облака,
Но народа литовского бури сломить
не могли,
Не могли они вырвать тот дуб
из родимой земли.

Перевела с литовского
СУСАННА МАР.

rT

; От всего сердца

Настал долгожданный день освобожде-
ния братского литовского народа. Вели-
кая радость наполняет сердца всех, кому
дорога наша родная Прибалтийская зем-
ля, наши луга и леса, наши милые горо-
да, и земли, и деревни. От всего сердца
привететвую родной литовский народ в
великий, радостный для него день начав-
шегося освобождения.

Близок час освобождения и для эстон-
ского народа. Героическая Красная Ар-
мия, стремительным наступлением осво-

бодившая большую часть Украины и Бе-
лоруссии, несет освобождение народам
Прибалтики. Близок час освобождения
Вильно. Скоро-скоро зардеют красные
знамёна и в Риге, и в родном старом
Таллине. Никогда народы Прибалтики
не забудут героический подвиг Красной
Армии, самоотверженную
скую помощь великого русекого народа.
Ольга ЛАУРИСТИН,
депутат Верховного Совета СССР и
Верховного Совета Эстонской ССР.

% lo] 38

ие
К Y fs и Vig
aN NGA ЗА 4

борьбу и брат-

о

Е

Рисунок литовского. художника В. Юркунас.

Привет литовскому народу!

Да здравствует

Всеславянский комитет сердечно при-
ветствует братский литовский народ с
началом освобождения Литовской Совет-
ской Социалиетической Республики от
ига немецких захватчиков.

Три мучительных года переживал ли-
товский народ страшные муки немецкой
тирании. Неслыханным террором и
зверствами над мирным литовским насе-
лением гитлеровцы пытались запугать,
поработить  свободолюбивый литовский
народ. Но литовцы не стали на колени

наша дружба!

Грюнвальдом. Разгром немцев под Грюн-
вальдом надолго отбил охоту у немец-
ких неов-рыцарей
восток, K захвату славянских и литов-
ских земель. `Ище Грюнвальдская битва
показала, что наши родственные брат-
ские нарбды непобедимы, если они спло-
ченными рядами совместно выступают на
борьбу против общего врага.

Доблестная Красная Армия беспощад-
но громит полчища потомков тевтонсвих
пеов-рыцарей, твердой поступью идет все
лальше и дальше на запад. Недалек день

церед немецкими захватчиками. Рука об
руку © русскими, белоруссами, украин-
цами, латышами и другими народами Со-
ветского Союза сражались и сражаются
они в рядах доблестной Красной Армии
ий партизанских отрядах против немец-
ких захватчиков.

Начало освобождения Литвы — новое
доказалельство силы и мощи советского
оружия, наступательного порыва Крас-
ной Армии. Это новое доказательство не-
минуемого краха разбойничьей гитлеров-
ской Германии. Славяне, как и все свобо-
долюбивые народы мира, с чувством ог-
ромной радости воспринимают весть о
начале освобождения территории Литов-
ской республики.

Пятьсот тридцать четыре года назад
славянские народы’ совместно © литов-
цами разгромили немецкие полчища под

Заря освобождения

Могучие полки нашей доблестной Врас-
ной Армии вступили на территорию Ли-
товской ССР. С чувством неиз’яснимой
радости внимают литовцы всё приближа-
ющемуся раскату советских пушек. Бли-
зок час освобождения бралекого литовско-
го народа.

Немцы пришли на литовскую землю,
как погромщики и насильники. На Литву,
так же, как на Украину, Белоруссию, Лат-
BHO, Эстонию и прочие захваченные зе-
мли, они смотрели, как на «жизненное
пространство великой Германии». Висели-
цы, смерть, рабство, культурное обнища-
ние— вот что принесли немцы вольнолю-
бивому литовскому народу. Но народ Лит-
вы не сдался на милость немецким захват-
чикам. р

Уже с первых месяцев войны прогреме-
ла слава о боевых делах литовских парти-
зан — народных мстителей. Ряды их ро-
сли по мере того, как неистовствовали в
своих зверствах над трудовым народом,
над интеллигенцией гитлеровцы. Литов-
ские партизаны мстили врагу за то, что

Близится оконч

освобождению Литовской Советской С0-
циалистической Республики и ведут бои
на улицах её столицы — Вильно. это с0-
общение сегодня звучит по всему миру,
как предвестник окончательной победы
всех свободолюбивых народов, как по-
гребальный звон дая гитлеровских бан-
ДИтоВ.

Радостью полон и наш чехословацкий
народ. Слыша сообщение об освобожде-
нии Минска, мы ликовали вместе ©
братьями белоруссами и мы подечитыва-
ли: за несколько дней своего сокруши-
тельного наступления Ерасная Армия
освободила территорию большую, чем

полного освобождения от гитлеровского
ига всей. литовской земли, недалек день
полного избавления от гитлеровской ти-
рании и всех народов Европы.

Да здравствует братский литовский
народ и его дружба со всеми. славянски-
ми народами!

Да здравствует героическая Красная
Армия и ее тениальный полководец,
Маршал Иосиф Сталин!

Президиум Всеславянского комите-
та:  генерал-лейтенант Александр
ГУНДОРОВ, Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ,
Божидар МАСЛАРИЧ, профессор
Зденек НЕЕДЛЫ, Максим РЫЛЬ-
СКИЙ, Якуб КОЛАС, Стелла БЛА-
ГОЕВА, Алексей ТОЛСТОЙ, Тимо-
фей ГОРБУНОВ, Валентин МОЧА-
JIOB.

взошла над Литвой

он растоптал права трудящихся Литвы,
обретенные в братской семье народов Со-
ветского Союза.

Мы, украинцы, знаем, что в этой борь-
бе литовский народ оставался твердым и
непоколебимым. Мы знаем, что все луч-
шее, что есть в нём, об’единилось для
священной борьбы ¢ угнеталелями. И
братский народ Литвы пронес через все
страдания и муки несгибаемую волю к
жизни, Е борьбе, к свободе.

Мы, украинцы, радуемся великой pa-
достью вместе со всем литовским народом
успехам Красной Армии, армии-0свобо-
дительницы.

Над Литвой взошла заря освобождения.
Советские войска под водительством ве-
ликого Сталина в своем стремительном
наступлении очистят землю Литвы от ок-
купантов, и для народов Советской Литвы
снова наступит счастливая пора, насту-
пит расцвет хозяйства, культуры, науки.

А. БОГОМОЛЕЦ,
президент Академии наук УССР.

г. КИЕВ, 8 июля. (По телефону).

ательная победа

Воины Красной Армии приступили Е  половина нашей Чехословацкой респуб-

лики, — за несколько дней Красная Ар-
мия прошла 250 км на запад, прибли-
зилась к нашей родине и приблизила на-
my свободу.

Через несколько дней после этой слав-
ной победы Красная Армия вступает в
Вильно, чтобы водрузить на его старин-
ных стенах евоё славное знамя. Теперь
мы уже знаем: конец налтих мук и стра-
даний приближается!

Наш народ твёрдо верит, что скоро на-
ступит праздник на нашей чехословацкой

земле!
Ян ШВЕРМА,
депутат чехословацкого парламента.

к. продвижению Hal:

Героическая ` борьба нашего народа

‚против фашистских поработителей нача-

лась сразу же после того, как немецкие
оккупанты ворвались на землю Советской
Титвы. С тех пор вот уже три года гитае-
ровские колонизаторы чувотвуют себя в
городах и деревнях республики, как на
вулкане. Осенью 1943 года фашистский
листок «Вильнер цейтунг» писал: «Каж-
дый, кто хочет правильно оценивать ра-
боту немецких колонистов на деревне,
дояжен помнить, что эти люди ежедневно
рискуют своей жизнью и ведут борьбу,
которая может быть приравнена в борь-
бе на фронте».

ТГитлеровский писака не преувеличи-
вал. Сыны литовского народа, находясь
в глубоком немецком тылу, мужественно
вели непрекращающуюся борьбу со свои-
ми исконными врагами. Тысячи немец-
ких трупов гниют на литовской земле.
Они уничтожены пулей партизан, толом
подрывников, ‘ударами  героев-подполь-
щиков. Всенародная партизанская война
охватила всю Литву, вплоть до уездов,
расположенных на германской границе.

Много благородных, героических имён
вписала Литва за годы оккупации в лето-
пись своей ненависти к немецким фаши-
стам. ^

В ноябре прошлого года в одной дерев-
не Швенчёнского уезда 150 гитлеровцев
окружили дом, в котором засело шесть
партизан из отряда «Вильнюс». Коман-
дир отряда комсомолец Р. так организо-
вал оборону, что, несмотря на превосход-
ство в силах, фашисты несколько часов
не. могли подойти к дому.

Трудно было бороться гореточке смель-
чаков против регулярной воинской ча-
сти. Появились убитые, раненые. Дом,
подожженный зажигательными пулями,
пылал, но партизаны не прекращали
огня. Понимая, что всем спастись не
удастся, тяжело раненый комсомолец Р.
и другой раненый партизан Ч. взялись
задержать фашистов, пока остальные
партизаны успеют скрыться. Громко за-
пев советский гимн, два героя открыли
частую стрельбу по немцам. Оба парти-
зана погибли в неравном бою, но, пока
оккупанты догадались 06 их хитрости,
остальные партизаны успели скрыться.

Вечной славой покрыл себя партизан-
ский отряд «Вершитояс» («Метитель»),
организованный в пограничном городке
вблизи Германии. 3a короткое время
партизаны пустили под откос 15 враже-
ских эшелонов. Разбито было 13 парово-
зов и свыше 350 вагонов.

Оперируя на шоссейных дорогах, бой-
цы этого отряда разбили две легковых и
шесть грузовых машин, убили немецкого
генерала фон Безика, капитана гестапо
Линге и начальника местной полиции.
Они же сожгли два склада, в которых ок-
купанты хранили тысячу тонн хлеба и
фуража. —

Ни один день гитлеровцы нё знали по-
коя. Гибель поджидала их от партизан-
ской мести на каждом mary. 06 axTuBHo-
сти партизан можно судить по такому!

факту: партизан товарищ Е. со своей
небольшой группой взорвал 3& короткий
срок 37 немецких поездов с живой силой
и техникой.

Бок-0-б0& © мужчинами сражались в
тылу у немцев героические литовские
женщины и девушки. На всю Советскую
страну прозвучал подвиг комсомолки, до-
чери зарасайского кузнеца Марии Мель-
никайте.

Оставшись в тылу у врага, девушка, а5-
тивно взялась за организацию молодёжи
на борьбу с немцами. Векоре двадцати-
летняя комсомолка становится во главе
грозного отряда мстителей. Своей отвагой,
ненавистью, верой в победу она вдохнов-
ляет на борьбу весь отряд.

Однажды после стычки © фамтистами
отряд Мельникайте был окружен немцами
у широкой, разлившейся от паводка
реки. Продолжать бой было беесмыслен-
но, и Мария предложила товарищам уйти
от врага, переплыв реку. Сбросив одеж-
ду, она первая вошла в ледяную воду и,
ухватившись за плывущее бревно, добра-
лась до другого берега. С её помощью
спасли свою жизнь и другие товарищи.

Слава об этой отважной  партизанке
стала достоянием всей Литвы. Много раз
пытались немцы разгромить её отряд и
изловить комсомолку, но это им не уда-
валось. Летом пропелого года Мельникай-
те с пятёркой таких же, как она, храбре-
цов ушла на выполнение боевого задания.
В роще большой карательный отряд окру-
жил группу партизан. Целый день герои-
чески отстреливались бойцы отряда.
неравной борьбе погябли все товарищи.
Мария ототреливалась до последнего пат-
рона, от её руки погибло семь фашиет-
ских палачей. Когда кончились патроны,
тяжело раненая Мельникайте метнула в
приблизившихся немцев гранату и пыта-
лась взорвать себя другой гранатой, но у
неё нехватило сил выдернуть чеку.

Девушка попала в лапы палачей. Дол-
го продолжались пытки. Гестаповцы не-
реломали ей пальцы, жгли ноги, выреза-
ли груди. Стиснув зубы, Мария до конца
стойко прошла свой тернистый путь му-
чений. Узнав о смертном приговоре, она
гордо бросила в лицо палачам полные не-

-  нависти слова.

Много героев дала Советская Литва в
борьбе с ненавистными немцами. 3a BTO-
py половину 1943 года только налболее
крупные партизанские отряды Литвы пу-
стили под откос около 60 немецких воин-
ских эшелонов. За первые пять месяцев
нынешнего года нод откос пущено болев
100 эшелонов с живой силой и техникой.
За это же время литовские партизаны
уничтожили несколько тысяч немецеих
солдат и офицеров.

Борьба сынов литовского народа про-
тив фатистеких оккупантов продолжает-
ся. Помогая Красной Армии, освобож-
дающей Советскую Литву от ига немцев,
партизаны продолжают свою героическую
деятельность. Дорого заплатят фалгисты,
пытавшиеся поработить литовскую землю.

К. ПРЕЙКШАС

Этого не забыть!

Свыше трёх лет томится Вильнюс под
кровавым гитлеровским игом. Местные
жители, которым удалось вырваться из
гитлеровской неволи, рассказывают о чу-
довищных немецких злодеяниях. Немцы
принесли городу смерть и уничтожение.
В нескольких километрах от города на-
ходится железнодорожная станция Па-
неряй. Близ этой станции немцы pac-
стреляли свыше 100.000 человек. Тут
же находятся могилы тысяч русских
людей, привезенных на казнь из Смо-
ленска и Витебска. Массовыми расстре-
лами вильнюсского населения руководил
немецкий палач Вейс.

За годы оккупации Вильнюс опустел:
из 200 се лишним тысяч населения го-
рода едва ли уцелело 50 тысяч. Целые
улицы ‘и кварталы остались без жителей.
Гитлеровские хозяева Вильнюса комис-
сар Хингхт и начальник гестапо Нойге-
бойер также занимались массовым
убийством жителей,  выселением их,
уничтожением культурных ценностей.

С центральных улиц Вильнюса литов-
Wes перевели на окраины города. У луч-
ших ресторанов и магазинов появились
надписи: «Вход только для немцев».
Днём и ночью отряды пьяных э6э60в-
цев рыскали по домам, устраивали обла-
вы, арестовывали тысячи людей и насиль-
ственно вывозили их на каторгу в Гер-
манию. На место убитых или выселен-
ных в Вильнюс прибывали всё новые и
новые тысячи немцев.

Однажды эсэсовцы окружили в Виль-
нюсе театры и кино и начали вылавли-
вать красивых молодых женщин, Часть
из них была заперта в дома терпимости,
остальных насильно увезли в Германию.

Немцы разграбили и варварски уничто-
жили культурные ценности Вильнюса,
собиравшиеся в течение столетий. В
первые дни оккупации гитлеровцы
устраивали на улицах города костры, на
которых сжигали книги прогрессивных
писателей всего мира.

На улице Сигизмунда, в доме № 20
расположилось отделение штаба Розен-
берга, занимающегося  расхищением

культурных” ценностей. Отделением ру-
ководил «доктор» Мюллер. Его помощ-
ником являлся торговец кожей Спаркет.
Много ценных книг было продано в
качестве макулатуры бумажной фабри-

ке. Деньги сунул себе в карман Мюллет.

Литовский музей и знаменитая биб-
лиотека Вильнюсского университета раз-
граблены. Музей «Товарищества друзей
наук» был превращен в казарму. Уничто-
жены польская библиотека, музей Пуш-
кина, Белорусский музей.

Вее архивы и экспонаты крупнейше-
го в мире еврейского музея «Иво» про-
даны на макулатуру. Торгом руководил
берлинский «профессор» Гортхарт. Пе-
реведенный в Вильнюс в мае 1943 года
Смоленский музей был передан на раз-
грабление штабу Розенберга.

Немцы закрыли Вильнюсский универ-
ситет, а также созданные при советской
власти Литовскую филармонию и Дом
народного творчества. Этой весной в
городе были закрыты все начальные и
средние школы. Большая часть учите-
лей и старших школьников была силою
вывезена в Германию.

В Вильнюсе свирепствовал голод. У ма-
газинов выстраивались длинные очереди
людей, напрасно ожидавших выдачи го-
лодной нормы гитлеровского эрзац-хлеба.

Однако Вильнюс не покорилея окку-
пантам. Литовские патриоты ведут не-
утомимую борьбу против немцев. На бе-
регах Вилии каждое утро находят трупы
убитых гитлеровцев. Патриоты  по-
дожгли крупную меховую фабрику
«Кайлис» © огромными запасами мехо-
вых изделий, предназначавиихея для
немецкой армии. Группа литовских пар-
тизан, проникших в город в немецкой
форме, освободила большую партию
арестованных литовцев, которых немцы
собирались угнать в Германию.

Недавно кровавый палач Хингхт издал
приказ: «В связи с непрекращающими-
ся нападениями и покушениями на не-
мецких солдат, офицеров и должностных
лиц запрещаю населению Вильнюса вы-
ходить из домов после 8 часов вече-
ра. Появляющиеся на улицах после
установленного времени будут расстрё-
ливалься без предупреждения».

Сегодня воины Красной Армии бьются
уже на улицах столицы Советской Тит-
вы. Они беспощадно метят гитлеровским
захватчикам за все их злодеяния.

Капитан С. ПЕТРОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 июля.