ВТОРНИК, 11 ИЮЛЯ 1944 г. № 163

(3465)

НА ЗАПАД!

Оставив за собой пызлающие улицы
Барановичей, войска 1-го Белорусского
фронта устремились дальше на запад.
Впереди был Слоним, расположенный на
железной дороге Барановичи —- Бело-
сток. До войны Слоним был чистеньким
зезёным городком, где центр состоял из
красивых каменных домов, а окраинные
улицы @ их приземистыми домиками
как-то незаметно редели и обрывались у
берега. Шары.

Судьба Слонима под немецкой пятой
ничем не отличалась OT доли десятков
других оккупированных немцами бело-
русских городов. Как и в других городах,
здесь ^ господствовал режим разбоя и
произвола. Как и в других городах, нем-
цы зверски расправлялись co Beem со-
ветским, белорусским. Сотни и тысячи
ни в чём неповинных людей расстреля-
ли. Еврейское население целиком истре-
били. Старались изо всех сил онемечить
город.’ Переименовали улицы. Так, в
Слониме появились улицы Германа Ге-
ринга и Вильгельма Кубе. 0 фашист-
ском бандите Геринге слонимцы знали
понаслышке, а имя Кубе вызывало страх
и ненависть в населении. Этот немецкий

немцев, в том числе свежие части, под-
брошенные из тыла. Немцы отступали ©
ооями, не выпуская без борьбы ни одной
деревни, ни одной сколько-нибудь пригод-
ной для обороны высотки. И тем не ме-
нее всего два дня потребовалось нашим
войскам, чтобы с боями пройти от Бара-
новичей до Слонима.

Весь этот путь богато насыщен сЧелыми
и оригинальными действиями наших ча-
стей, когда стремительность фронтальной
пехотной атаки сочеталась с лихими са-
бельными атаками кавалеристов, бомбовы-
ми ударами штурмовиков, прорывами и
обходными рейдами танков. Войска гене-
рал-полковника Батова и генерал-лейте-
нанта Тучинского, как и при овладении
Барановичами, применили ряд маневров,
сбивших с толку германское командова-
ние и побудивших его’ сосредоточить
основные свежие силы не на том участке,
где готовился наш решительный удар, a
севернее и южнее. Немцы считали, что
непосредственно город Слоним хорошо за-
щищен рекой и укреплениями, что фореи-
рование Шары произойдет выше и ниже
Слонима.

палач залил территорию района кровью
мужчин и женщин, стариков и детей.
Отступавигие от Барановичей потрепан-
ные и поредевшие ‘немецкие части еде-
лали попытку закрепиться на реке Шаре.
Самые удобные переправы на этом водном
рубеже сосредоточены в районе Слонима.
Таким образом, Слоним как бы запирал
ворота на запад. Немцы со своей стороны
сделали все возможное, чтобы сделать за-
сов на этих воротах покрепче. Еще в те
дни, когда борьба за Минск не достигла
завершения, они стали лихорадочно сго-
нять сюда белорусских крестьян для рытья
окопов. Вдоль лесистых берегов Шары
были расположены значительные силы

Наше командование оставило их в
этом убеждении и даже подкрепило его
демонстративным нажимом танков. и
нехоты. Совершенно неожиданно наши

войска нанесли жестокий удар в райо-
не города. Река была форсирована в
рекордно быстрый срок. Под прикры-
THEM артиллерии войска  переправля-
лись на лодках, нлотах, вплавь. Два-
дцатилетний Goer Суворов под огнём
крупнокалиберных пулемётов три раза
мпереправлялея через Шару на своей до-
щатой плоскодонке, доставил на другой
берег весь свой взвод и сам присоеди-
нилея к атакующим.

Мы спросили у бойцов об их товари-
ще Суворове. Сержант ответил нам, про-
чищая винтовку:

;ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

— Он был беспризорником. В дет-
ский дом попал, фамилии своей не знал.
Ну, там ему за удаль присвоили и в до-
кументе записали фамилию Суворов. Вот
теперь и должен он своё звание еправ-
дать.

Другой боец — Александр Груздев
переплывал через Шару, и волна, взме-
тенная неприятельской миной, захлест
нула его с головой. Он вынырнул и,

вспомнив вдруг, как переплывал реку

Чапаев, громко, во BCH силу ябгких,
крикнул: «Врешь — не возьмешь!».

...Форсировав Шару, наши войска за-
вязали бои в городе. В это время нем-
цы, начавшие было спешно перебрасы-
вать к Слониму войска, сосредоточенные
к северу и югу от города, были атакова-
ны Rak раз в тех самых MeCcTag, которые
они только-что оголили. Наши кавале-
ристы и танкисты, форсировавшие Шару
севернее Слонима> устремились на юг
вдоль западного берега реки и ворвались
в северные предместья.

Шара была преодолена нашими ча-
стями в нескольких пунктах одновре-
менно — на широком фронте, достиг-
шем 10 июля шестидесяти километров.
Уличные бои в Слониме быстро закон-
чились полной нобедой наших войск.
Город был очищен, и ‘советские воины,
не задерживаясь, двинулись дальше в
направлении на Волковыск. В тот же
день были взяты десятки населённых
пунктов в районе Слонима.

Слоним сожжён и разрушен немцами.
В городе почти н@ осталось целых до-
мов. Улицы безлюдны. Население, пря-

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССОР

ыы
ня eels А

Отлично работает
«Факел
звено косарей во главе с 10-летням колхоз-

на cenokece в колхозе
социализма» Саратовской области

ником т. А. 0. Фирстовым. На снимке: звено
Фирстова на сенокосе.
Фото А. Стабенова.

Сессия. Кемеровского 5
областного Совета

КЕМЕРОВО, 10 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Закончилась [У сессия Кемеровско-
го областного Совета депутатов трудящих-:
ся, посвященная выполнению государствен-;
ного плана развития животноводства, ито-

тавшееся в лесах от гитлеровских извер-
гов, начинает стекаться на пепелища
своих домов.
М. РУЗОВ,
спец. корреспондент «Известий»,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19 июля.

ДОРОГА СЛАВЫ И ПОБЕД

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО КОРРЕСПОНЯЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

На-днях мы были свидетелями одного
скромного юбилея на фронте. Не было
н& этом празднестве длинных  привет-
ственных тостов, да и нехватило бы у
юбиляров времени, чтобы выслушивать
эти тосты. Запылённые, обдуваемые бен-
зинным чадом, оглушенные непрерывным
ревом и скрежетом десятков тысяч ма-
шин, не спавшие ‘как следует много суток
под ряд, они стояли в моторном водово-
роте наступающих армий, на перекрёст-
ках фронтовых путей, у взорванных
ототупавшими немцами и вновь возводи-
мых мостов, на пылающих переправах и,
предупреждая вот-вот готовые возникнуть

заторы и пробки, направляли отмашкой  у

сигнальных флажков грандиозный поток
танков, орудий, тягачей, бронетранспор-
тёров, мотоциклетных колонн, раций,
легковых машин, понтонных частей и
000308.

Каждые пять минут путаницы и
задержки на дороге грозили разрастись
в настоящее бедствие, которое  отозза-
лось бы на ходе сражения, требующего
ежесуточного, ежечаеного, равномерного,
как дыхание, притока свежих частей,
боеприпасов, инженерного‘ оборудования,
провианта, громадного — разнообразия

материалов, нужных войне в самый от-

ветственный её час — в час наступле-
ния. Каждые пять минут задержки и
путаницы грозили, кроме того, новыми
осложнениями в случае, если затор мно-
гих машин, отлично наблюдаемый с воз-
духа, обнаружит авиационная разведка
врага. Тогла жди в скором времени налё-
та бомбардировщиков, и придётся долго
растаскивать повреждённые, горящие ма-
шины, & сзади неистовым, нетерпеливым
ревом моторов будет напирать накопив-
шийся за это время поток новых и новых
колонн.

Чтобы этого не случялось, чёрные от
пыли и бессонных ночей зюбиляры рас-
пределили свои силы на много  кило-
метров, стали на самых сложных
участках, разграничили пути ‘движения
волёеных и гусеничных машин, ©ле-
дили за каждой машиной в отдель-
ности, ибо виновницей затора 60-
тен и тысяч грузовиков или танков
бывает всегда одна какая-нибудь нелов-
кая, не во-время и не туда затесавигаяся,
слишком торопливая или слишком мед-

_ лительная машина. Командирам в тече-
ние полутора недель не было времени
спать, сержанты и рядовые питались
урывками, у начальника всей службы
подполковника А. Циргвава от нервного
напряжения руки покрылиеь волдырями,
он ходил в бинтах, осунувшийся, с про-
валившимися щеками, но живой и всюду
поспевающий, как всегда, а колонны
всё шли и шли, и не было им ни конца,
ни краю.

Так и прошёл юбилей, B пыли, на
дорогах, на перекрёстках, на переправах,
и не было оркестров, только — музыка
автомобильных моторов...

Но праздник был самый желаемый,
прекрасный праздник, —— летнее насту-
пление Красной Армии. Не нужно
солдату лучшего праздника. Он все заме-
нити пиры, п речи, и поздравления. За
всех лучшее слово скажет победа. И она
сказала своё слово в день юбилея. Военно-
автомобильная дорога № 1 как-раз в эти
дни встречала третью годовщину своего
существования. Создавалась она в самые
-тяжкие дни начала войны, и создавалась
первой среди других военных дорог, на
самом важном участке, Москаа— Минск.
Много горя видела эта дорога за три года
войны и много доблести, по обе стороны
от неё шло сражение за Москву, и уже
не сотнями, а десятками километров из-
мералась длина военной дороги в зиму
1941 года, но потом наступило время от-
ветных ударов Красной Армии, длина
дороги снова наращивалась, и спустя
три года годовщина её рождения совпа-
ла, с возвращением зсей великой дистан-
ции: Москва — Минск.

ВАД № 1 была учреждена в разгаре
первых дней войны, в момент широко
развернувшейся мобилизации и пере-
броски войск. Ещё не было опыта рабо-
ты военных дорог в условиях такой

войны, как эта война, невиданная в ис-

тории человечества. Характер этапной
дорожно-комендантской службы только
нащупывалея. Но армии, войска, тылы,
грузы ждать не могли, и приходилось
уже в двинувшемся потоке воинских
эшелонов учить людей, как нужно орга-
низовать прохождение колонн, как 60-
ставить график их следования, где за-
правлять горючим сотни автомобилей,
где и как дать отдых машинам и людям,
где накормить и согреть проходящие
войска и, самое главное, как рассчитать
нагрузку на дорогу при всё возрастаю-
щей интенсивности движения. А конфи-
гурация фронта всё время менялась.
же не было в наших руках Смоленска,
потом не стало Вязьмы и Гжатска, после
ожесточённых танковых боёв, разметав-
ших асфальто-бетонное полотно шоссе
железными траками, оставаен был Мо-
жайск, сражение придвинулось к Кубин-
ке, а дальше начинались пригороды,
дальше — Москва, и лейтенант (ныне
капитан) Серебряков с0 своим бензоза-
правочным пунктом снабжал машины
горючим прямо на линии боя, регулиров-
щики с винтовками и гранатами в руках
становились в цепь обороны и дрались,
как рядовые бойцы, под огнём эвакуи-
ровали склады запасных частей, дорож-
ные механизмы, бочки с горючим.

В те дни страшного напряжения и
тревоги военная дорога боздала и зака-
лила в бою, в испытаниях своих лучших
людей. Лучший регулировщик. дороги
Ивашков был тогда простым красноар-
мейцем, стоял на посту в самый трудный
период боёв у Можайска, а теперь, об0-
гащённый опытом нашего наступления,
стал лейтенантом и командует целым
взводом регулировщиков. Красноармеец-
регулировщик Ключников тянул связь в
момент отхода, пережил на дороге все
этапы войны и теперь в звании старшего
лейтенанта назначен комендантом участ-
ка. Красноармеец Гальцев енял на доро-
ге 10.000 немецких мин, спас от гибели
сотни машин, открывал путь нашим
штурмующим ротам, — ныне он лейте-
нант и помощник коменданта участка.
Военная дорога, дымящаяся разрывами
бомб и снарядов и всё же пропускающая
вперёд войска и их тысячетонные гру-
зы, — это хорошая школа.

Теперь, когда немцев погнали уже
далеко за Минск, когда взяты Барановичи
и бои кипят на улицах Вильнюса, можно
обнародовать некоторые сведения, харак-
теризующие прежнюю нагрузку дороги. За
три года она пропустила несколько мил-
лионов машин, обеспечила ремонтом и
технической помощью десятки тысяч авто-
мобилей, — ремонтными летучками ру-
ководил вездесущий капитан Ф. Казь-
мин. За три года дорога перевезла на по-
путных порожних автомобилях сотни
тысяч солдат, приняла на своих пунктах
ночлега и обогрева более пяти тысяч
офицеров и генералов, обеспечила в пу-
ти провиантом более полутораста тысяч
бойцов. А сама дорога, полотно, бетон!
После разгрома немцев под Москвой пе-
рёд штурмующими нашими войсками от-
крылась картина чудовищных разруше-
ний, шоссе перестало существовать, ка-
менная толща была разворочена боем до
основания. На коротком участке от Ку-
бинки до Можайска дорожники обнару-
жили больше тысячи воронок от снаря-
дов и бомб, но самый истерзанный кусок
  дороги открылся дальше, на пути от Мо-
  жайска к Бородину, где лавина немеп-
ких танков напоролась когда-то на доб-
лестных наших танкистов и на этом от-
резке шоссе развернулись невиданные
по упорству и жестокости схватки.

Всё это пришлось чинить, латать,
буквально под колёсами сотен машин, —
Красная Армия наступала, и путь для её
грузов нужно было расчистить без про-
мелления. Была зима, морозная, снеж-
ная, — дорожники с помощью местного
населения сняли © полотна около шести
миллионов кубометров снега и ледяного
покрова, работали днём и ночью, в бура-
нах, в белой мгле, в стуже, леденившей
дыхание, но потока машин не задержа-
ли. блустя три года дорожники вопоми-
нают сб этом в зное июльского наступ-

ления, не под Москвой, не на Смолен-

щине, — в Белоруссии, за Минском, на
пути к западным границам СССР, и луч-
шую награду себе за былые труды они
видят в том, что на четвертом году вой-
ны не уменьшился, & неисчислимо воз=
рос грузопоток нашего наступления на
великой дороге, 7a, за памятной со
времен Наполеона Бёрезиной.

Как изменилась дорога! Молодые coa-
даты и офицеры, впервые следующие на
фронт, видят перед собой в пути аккурат-
но расчерченные. стрелы и указатели до
самой линии боя, и после одного Tepe-
крестка чаще всего встречается им. стре-
ла, повелевающая, как общий приказ ро-
дины и народа: Вильно! Дорога встречает
их плакатами, изображающими картины
нашей победы, лозунгами штурма, триум-
фальными арками на пути героев. Дорога
принимает их в комфортабельных павильо-
нах отдыха с превосходными спальнями,
столовыми, парикмахерскими, с pacto-
ропными и учтивыми регулировщиками.
которые заранее оповестят офицеров об
отнравлении очередной машины и количе-
стве свободных мест в ней. Воё это мо-
жет показаться мелочью в условиях вой-
ны, но в действительности такая забота
и зрелище благоустроенной, нарядной,
тщательно оборудованной дороги пройзво-
дят громадное впечатление на молодых
офицеров. В ней они видят один из образ-
цов возросшей зрелости и уверенности на-
шей наступающей армий. С этим впечат=
лением они продолжают свой путь в пе-
реднему краю, с ним они выходят на ди-
нию боя.

Вовнно-автомобильные дороги первыми
среди армейских организаций сумели при-
влечь к себе на работу женщин. Ещё три
года назад на дорожные участки стази
приходить бывшие ткачихи, тракторист-
ки, кояхозницы, их ноставили регулиров-
щицами, обучили заправке машин, зачи-
слили на продовольственные пункты, на
кухни, в столовые, и девушки, смышле-
ные, исполнительные, сплошь и рядом бо-
лее точные и придирчивые к себе, чем
мужчины, быстро овладели всеми премуд-
ростями дорожной службы. Они тоже бы-
вали в бою, они прошли через вее испы-
тания и невзгоды войны, их флажки те-

перь мелькают на всех участках дороги, и

этому сигналу повинуются могучие колон-
ны машин и орудий. Красноармеец = дис-
петчер Клавдия Архарова стала старигим

лейтенантом и помощником коменданта

участка. Киселева, Зайченок, Ярилова, Ва-
силевская—все они отмечены наградами
и отличиями.

Военно-автомобильная дорога № Та
за нею созданные позже дороги стали ве-
ликолепной школой организационного
опыта. Из состава ВАД 1 пятнадцать
офицеров, показавших свой талант и уме-
ние в самую трудную пору войны, назна-
чены теперь начальниками других военно-
автомобильных дорог — подполковник
Е.  Рюмин, инженер - подполковник
Н. Яблонский, майор Г. Быстрицкий и их
товарищи.

В районе Минска я был на одном из
участков дороги, праздновавшей свою
трёхлетнюю годовщину. Никогда ещё, мо-
жет быть, не двигались по этой памятной
в истории дороге такие грандиозные мас-
сы войск, вооружённых могучей современ-
ной техникой,  воспламененных ‘идеей
штурма, наступления, боя, исходом
которого должна быть только победа. На-
чальник ВАД № 1 подполковник А. Цирг-
вава стоял на самом трудном участке, и
единственные слова поздравления, обра-
щенные им к чёрным от пыли регулиров-
щикам, прозвучали так:

— В дни нашего юбилея Красная Ар-
мия вручила нам лучший подарок — 285
километров дороги, отбитой у немцев за
две недели. Принимаем этот подарок?

— Принимаем!—отвечали фрегулиров-
щики и флажками направляли на запад
новые колонны орудий и танков, наращи-
вающих новые и новые километры на от-
битый только-что участок военно-автомо-
бильной дороги, которая три года назад
заканчивалась под самой Москвой.

i Евгений КРИГЕР.
БЕЛОРУССИЯ, июль.

гам минувшего учебного года в школах об-1
ласти и подготовке к новому учебному го-

` ние — очень светлое, с большими окна-

Мечта

Свои воспоминания © Чехове Горький
начал следующим рассказом: «Однажды
он позвал меня к себе в деревню Вучу-
Кой, где у него был маленький клочок
земли и белый двухэтажный домик. Там,
показывая мне свое «имение», он ожив-
ленно заговорил:

— Если бы у меня было много
денег, я устроил бы здесь санато-
рий для больных сельских учителей.
Знаете, я выстроил бы этакое светлое зда-

ми и с высокими потолками. У меня
была бы прекрасная библиотека, разные
музыкальные инструменты,  пчельник,
огород, фруктовый сад; можно бы читать
лекции по агрономии, метеорологии, учи-
телю нужно всё зналь, батенька, всё!

Он вдруг замолчал, кашлянул, посмо-
трел на меня сбоку и улыбнулся своей
мягкой, милой улыбкой, которая всегда
так, неотразимо влекла к нему и возбужда-
ла острое внимание к его словам.

— Вам скучно слушать мои фантазии?

К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ А. П. ЧЕХОВА

Чехова

общества придала его творчеству cCBOe- ^^
образную окраску. Недовольные свойм су-
ществованием и, условиями их окружаю-
щего бытия, герои произведений Чехова
мечтают о жизни грядущих поколений. 06
этой жизни, светлой и радостной, у Чехо-
ва мечтают многие: доктор Астров («Дя-  _.
дя Ваня»), сын архитектора Полознева
(«Моя жизнь»), поручик Тузенбах и под- .
полковник Вершинин («Три сестры»),
ординатор Королев («Случай из прак-
тики»), студент Трофимов («Вишне-
вый сад»), художник Саша и курсистка-
Надя («Невеста»). - :
В мечтах героев Чехова будущее обще- -
ство представало социальным стрбем, в`
котором нет места ни власти господ, ни
покорности рабов, ни паразитизму мень-
шинства, ни изнурительному труду боль-
шинства («Случай из практики», «Неве-
ста»). Труду, призванному очистить мир
от всяческой скверны и расцветить 6го‘
цветами радости и счастья, Чехов пропел
в своих произведениях вдохновенный
ГИМН.

А я люблю говорить 06 этом. Если 6 вы
знази, как необходим русской деревне
хороший, умный, образованный учитель!
У нас в России его необходимо поставить

`. в какие-то особенные условия, и это нуж-

но сделать скорее, если мы понимаем, что
без широкого образования народа госу-
дарство развалится, как дом; сложенный
из плохо обожженного кирпича!»

Горький не случайно начал свои вобпо-
минания о Чехове только-что изложенным
эпизодом. Преобразование жизни своего
народа составляло одно из основных жиз-

ду, атакже работам по благоустройству го-\ ненных стремлений Чехова. И вот поче-

родов Анжеро-Судженска и Прокопьевска.
Председатель исполкома областного Со-
вета т. Гогосов в докладе о развитии обще-}
ственного животноводства сообщил, что наз
1 июня Годовой план по крупному рогато-
му скоту был выполнен в области на 97,7!
процента, по.овцам — на 103,5 процента, по}
свиньям — на 70 процентов. Перед колхо-
зами и совхозами области стоят задачи:
улучшения породности скота, повышения:
его продуктивности. Сессия признала обя-:
зательным создание в этом году в каждом}
колхозе коневодческой фермы.
Оживленное обсуждение вызвал на сес-.
сии доклад заведующего областным отде-.
лом народного образования т. Чистякова.
Участники сессии ‘указали на необходи-.
мость улучшить работу органов народного;
образования, поднять уровень учебно-вос-
питательного дела в школах, повысить ква-

.  лификацию учителей. По решению сессии в:

этом месяце в Кемерово состоится област»,
ной учительский с’езд.

Сессия обсудила доклады председателей:
горисполкомов Анжеро-Судженска и Про-
копьевска тт. Тимошкова и Шунько и при-
няла решения о ходе работ по благоуст..
ройству этих шахтерских городов.

Школа юнг на корабле

ВЛАДИВОСТОК, 10 июля. (По телегр.
‚от с0б. корр;). Не ограничиваясь имеющи-
мися во Владивостоке стационарными бе-
реговыми школами юнг, управление Даль-
невосточного госморпароходства создало
первую в стране пловучую школу юнг не-
посредственно на корабле.

Большой океанский корабль «Транебалт»
-—одно из лучших судов в Тихоокеанском
бассейне. Вот уже несколько месяцев, как
на его мачте развевается красный вымпел
ГКО, завоеванный кораблем во Всесоюзном
соревновании. На этом корабле и обучают-
ся морскому искусству 50 подростков. На
ряду с практической учебой юнги получают
на корабле и общее образование.

Косари вышли на поля

СТАЛИНО, 10 июля. (Но  телеф.
от соб. корр.). В южных районах Дон-
басса дозревают рожь и озимая пшеница.
Местами хлеба достигли восковой спело-
сти. Колхозники начали выборочную косо-
вицу, главным образом ручными косами.

В Авдеевском, Волновахском, Мангуш-
ском, Добропольском и Больше-Янисоль-
ском районах Сталинской области за пер-
вые три дня косовицы убрано свыше 200
гектаров хлебов. Такое же количество ржи
и пшеницы убрано в Верхне-Теплянском,

Станично-Луганском, Ново-Айдарском и
других районах Ворошиловградской об-
ласти.

Вслед за косарями идут вязальщики. Весь
скошенный хлеб сложен в копны.

Реставрация памятников
старины
города Владимира

ИВАНОВО, 10 июля. (По телеф. от соб.
корр.). В городе Владимире начались рабо-
ты по реставращии древнейших памятников
древнерусского зодчества. По решению
обкома ВКП(б) и исполкома областного Со-
вета реставрации подлежат Успенский со-
бор, построенный в 1160 году; Дмитриев-
ский собор, сооруженный 750 лет назад;
здание бывшего дворянского собрания, в
котором сейчас находится клуб; Дом
казенной палаты, где помещается город-
ской Совет депутатов трудящихся.

Проект реставрации Дмитриевского со-
бора составлен архитектором Столетовым.
Все работы намечено закончить к 1 сентя-
бря этого года.

Смотр хоров и солистов —
исполнителей русской песни

Вчера, 10 июля, в Московском Доме актё-
ра Всероссийского театрального общества
начался первый тур смотра хоров, ансамблей
и солистов--исполнителей русской песни.
В нём участвуют коллективы столицы и
Московской области.

В состав жюри смотра входят лауреаты
Сталинской премии В, Захаров (председа-
тель), А. Нежданова и К. Держинская, про-
фессора Голованов, Доливо, композитор
Власов, директор Всесоюзного гастрольно-
концертного об’единения Преображенский.

Для участия в смотре записалось более
90 исполнителей, несколько хоров и ансам-
блей. В первый день выступило 16 человек—
артистка Большого театра Соколова, соли-
стки гастрольно-концертного об’единения
Орлова, Соколова-Морозова, артистка Все-
союзного радиокомитета Сметанкина, сту-
дентка музыкальной школы им. Глазунова
Сопова и другие. Исполнялись русские
песни в обработке Римского-Корсакова и
Лядова, частушки и песни о Великой Оте-
чественной войне.

му оно с такой рельефностью выразилось
в его творчестве.

Чехов писатель широчайшего тема-
тического и художественного диапазона.
Мастер удивительно тонкой, как бы ажур-
ной словесной вышивки лирико-психоло-
гических состояний, он развернул перед
читателями длинную галлерею героев из
дворянства. («Цветы запозлалые», «Дра-
ма на охоте», «В усадьбе», «Вишневый
сад»). Резкими, как бы отчеканенными
мазками он заклеймил отвратную сущ-
ность цинически хищной буржуазии в
момент ее под’ема («Маска», «В овраге»,
«Кулачье гнездо»). Образами сатириче-
  ского гротеска и словами гневного сар-
казма он зарисовал властвовавшую бюро-
кратию («Не в духе», «Хамелеон», «Ун-
тер Принибеев», «Человек в футляре»).
Иснытывая сложные ощущения ненави-
сти, горечи и’ обиды, enna он
мир людей, погрязающих в тине бы-
товой пошлости, стяжательства, карье-
ризма, праздности и лени («Ионыч»,
«Три сестры», «Либерал», «Либераль-
ный душка», <Талант»). Полный сердеч-
ного сострадания, воспроизводил он
безысходность крестьянства, задавленного
поборами, удушаемого жестокой эксплоа-
тацией дворянства и буржуазии («Мужи-

КИ», «Темнота», «Злоумышленник»,
«Новая дача»). С чувством трогатель-
ной нежности, радостной надежды

и гордости изображал он тех, кто рвал-
ся из трясины общественного застоя, об-
ращая свою волю на борьбу с мраком,
насилием и произволем («Учитель сло-
весности», «Невеста» ).

Изображая современных ему людей,
Чехов и обвинял, и защищал. Но, обретая
слова сочувствия и защиты для обездо-
аенных людей, он не находил их для гос-
подотвовавшей в ту пору социально-поли-
тической системы. Основанная на зака-
балении народных масс, эта система была
ему враждебна.-

Не приемля устройства современного
ему общества, Чехов уносился в своих ду-
мах к будущему. Мечта Чехова о необхо-
димости преобразования современного ему

Сессия Академии

Вчера, 10 июля, открылась сессия Ака-
демии архитектуры СССР. Заслушан до-
клад президента академии В. А. Веснина о
десятилетии академии. За это время подго-
товлено значительноё количество высоко-
квалифицированных научных и творческих
работников, организованы научно-исследо-
вательские институты, лаборатории, ма-
стерские. Решены серьёзные‘ задачи в 0б-
ласти массового строительства и примене-
ния новых технических достижений. Ака-
демия в своей работе сочетает архитектур-
ное искусство с архитектурной и строи-
тельной наукой и техникой.

С начала Отечественной войны акаде-
мия перестроила свою работу в соответ-
ствии с новыми задачами. Разработаны эф-
фективные способы маскировки крупных
об’ектов военного значения, организовано

МИНСК, 10 июля. (ТАСС). В столице
Белоруссии возобновился выход республи-
канской газеты «Звязда» — органа ЦК
КП(б) Белоруссии, Совнаркома и Прези-
диума Верховного Совета БССР. Первый
номер посвящён освобождению Минска от
немецких захватчиков. ‘

леф. от соб. корр.). Вчера состоялось со-
брание интеллигенции Ворошиловградской
области. На нем присутствовали учёные,
профессора высших учебных заведений, ин-
женеры и техники, артисты и художники,
представители партийных и советских ор-
ганизаций. С докладом о задачах советской
интеллигенции в восстановлении разрушен-
ного немцами народного хозяйства области
я секретарь обкома КП(б)У т. Га-
евой.

По докладу развернулись оживленные
прения. Участники собрания, а также го-

Концертная бригада

АРХАНГЕЛЬСК, 10 июля. (По телеф. от
соб. корр.). Вчера в Архангельск из’ трёх-
месячной поездки на фронт возвратилась
концертная бригада лучших участников
сельской художественной самодеятельно-

сти области. Бригада дала 70 концертов в

Лучшие исполнители будут допущены ко  частях 1-го и 2-го Белорусских фронтов.
второму туру, который начнётся 25 июля.  Часто ей приходилось выступать на пере-

Отличившиеся во втором туре примут уча-
стиё в большом заключительном концерте и
получат почётные грамоты, премии.

довых позициях под вражеским огнём.

Все концерты тепло принимались бой-

цами и офицерами. Особенный успех вы-

ПАНА

Возобновился выход газеты «Звязда»

Собрание интеллигенции
ВОРОШИЛОВГРАД, 10 июля. (По те-   сти — учёные

В мечтах героев Чехова грядущий 60- _
циальный строй рисовалея строем круп-
ной индустрии, густо развитой сети школ, ----
разветвленных путей сообщения: шоссей- --.
ных, железнодорожных, воздушных. Бу--
дущая жизнь воображалась без нищеты ий
духовной темноты, без лицемерия и обиа- _
на («Палата № 6$). т

У героев Чехова нет единомыслия 0 --
вроках наступления новой жизни й р6д-_..
ствах её приближения.

Если доктор Астров допускал возмож-
ность счастливой жизни не меньше чем
через тысячу лет («Дядя Ваня»), то Вер-
шинин уверял, что жизнь на земле будет -
невообразимо прекрасной, изумитёльной - -.
через двести, триста лет («Три сестры»), .
& Королеву казалось, что «хорошая будет -—
жизнь лет через пятьдесят» («Случай из ---
практики»). Ещё более онтимистически.
смотрел на приближение новой жизни Ту-
зенбах. Видя в труде освобождение от’.
всех зол жизни, он говорит: «Я буду ра-
ботать, a через какие-нибудь 25—30 лет
работать будет уже каждый человек».
Драма «Три сестры», одним из героев ко-
торой является Тузенбах, появилась в
1901 году, и эти его слова, за которыми
стоит Чехов, оказались пророческими.

Пошлость, грязь, невежество, лень, _
эгоистическую жадность, безвольную п6- _.
корность судьбе, нравственную нечисто-
плотность и душевную  дряблость Чехов --
ненавидел всем своим существом, дей- =
ственно, активно. Дряблая мечтательность
нытиков, фразеретво истериков, надежды ^^
на будущее без дел для его осуществле- —
ния ему были противны. Он привет-
ствовал и утверждал людей проснувшего-
ся человеческого достоинства и живого
дела, пусть даже небольшого, как, напри-
мер, дело доктора Астрова, рассаживаю-
щего леса.

Тлубокий демократ по своему-миробщу-  -
щению и воззрениям, горячий патриот ^
своей страны, славный сын своего народа, .
он с радостной готовностью принимал все.
средства, облегчающие положение трудя-
щихся и приближающие их к сияющим
далям той новой жизни, в которой полно- ~
властными хозяевами должны стать труд
и наука. о

Выступая в своих произведениях про- ^^”
тив власти эгоизма, насилия, пошлости, ^-
косности и тьмы, приоткрывая в мечтах.
своих героев завесу желанного, Чехов вел
энергичную. борьбу за приближение этой
новой жизни. И когда волею трудящихся
нашей страны, руководимых партией“
Ленина— Сталина, эта жизнь начала при-
нимать реальные очертания, Чехов cosep-
шенно закономерно оказался в ней одним ^^
из наиболее читаемых и почитаемых писа- _
телей прошлого.

А. РЕВЯКИН.

архитектуры СССР

быстрое проектирование простейших типоз
жилищ для восточных районов страны, ку-
да были эвакуированы. сотни тысяч трудя--.
щихся.

Теперь. академия главное своё внимание
уделяет восстановлению городов, посёлков. ---
и сёл, освобождённых от немецких захват-
чиков. Этому вопросу в основном и поевя-
щена сессия. На организованной выставке .
демонстрируются проекты восстановления --*
Сталинграда, Смоленска, Севастополя, Но-.
вороссийска и других городов.

С большим воодушевлением сессия при-
няла приветствие товарищу Сталину.

Сегодня будет заслушан доклад акаде-` ^^
мика К. С. Алабяна о задачах. восстанови- -
тельного строительства в 1944 году. Сес-
ия продлится несколько дней.

На освобождённой территории рёспубли- .. ---
ки уже издается около 60 районных газет,
4 областных и 3 республиканских. В бли- `^
жайшее время начнут выходить газеты во ^
всех вновь освобождённых областях и ..
районах республики.

из Харькова — поделились
опытом своей работы, рассказали о том,.
как интеллигенция помогает фронту и _вос-

становлению народного хозяйства, разру-
шенного немецкими оккупантами. ;
Участники собрания приняли обрашеё-

ние ко всем работникам умственного труда
Ворошиловградской области, в котором
призывают их ещё более усилить помощь
фронту и дают конкретные обязательства
по восстановлению культурной жизни Дон- _
басса. {

С большим под’ёмом было принято так-`
же приветствие товарищу Сталину.

вернулась се фронта

пал на долю сказительницы Антроповой,
которая знакомила бойцов со своими ска-
зами, посвящёнными Великой Отечествен-
ной войне. Находясь на фронте, Антропо-
ва сложила новый сказ о героизме и доб-
лести советских воинов.

Понравились фронтовикам выступления
исполнительницы старинных северных пе-
сен колхозницы Мезенского района’ Личу-
тиной, баяниста Деньгина, чтеца-комсо-
молки Дмитриевой и других.