=”

GETBEPT, t3 fi
+ 18 tion +244 =. Ke 168 (8467) ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР :
А ee OE a ner

Прорыв

Брасвая Армия одержала невтю важ-
ную победу. Войска 2-го  Прибалинйского тальную атаку. Гарнизон Идрицы был

(О ТЕЛЕГРАФУ
60 3то ПРИБАЛТИЙОКОГО
ФРОНТА) Е

Текст соглашения между маршалом Тито
и премьер - министром югославского

как бы
фронта, перейдя в наступление из, района  0 Ще нь охВалеЫ ©. ДВТХ›СТОроИ.

северо-западнее и западнее Новосоколь-
ников, прорвали долговременную оборону
немцев. 3% два дня фронт прорыва расши-

yo 150 километров, глубина его до-
a 30—35 километров.
*
Немцы прочно держались за этот

рубеж. Безлезнодорожный узел Идри-
ца находившийся в их распоряже-
нии, предотавлял для противника нема-
1ое значение. Из Идрицы через Себеж ве-
дет железная дорога в Советскую Датвию.

Яхрацкий район прикрывает подступы к Н

татвийской земле. Здесь сходитея пучок
оссейвых дорог, которые после падения
Похоциа стали играть для немцев особо
важную роль. Перед бойцами генерала
армии Еременко тянулись многослойные
германские рубежи, сооружавшиеся в те-
чение многих месяцев. Ещё прошлой зи-
мой в разгар боёв за, Новосокольники гер-
манское командование согнало к Идрице
иного тысяч местных жителей. Их заста-
вияли рыть окопы, строить блиндажи,
подвозить бетон, бревна, проволоку. С тех
пор немецкие линии были усилены и усо-
зершенствованы. В германской военной
тазетенке, попавшей в руки наших бой-
цев в первый день наступления, было на-
писано:
наступлении в этих местах. Если они за-
шевелятся, мы их утопим в идрицких бо-

тотах...»
*

Наступлению, как обычно, предшество-
вала артиллерийская подготовка.  Пред-
утренний туман был пронизан тысячами
молний. То были вопышки залпов наших
батарей всевозможных калибров. Воздух
наполнилея густым и протяжным ревом,
поглотившим се звуки на много десят-
ков километров. вокруг. Германская 0бо-
рона на большую глубину была накрыта
плотным огнём. Казалось, на немецкие
позиции опустилась завеса из расплав-
ленной стали. Горизонт  заволокло ды-
мом. Что происходило за этой черно-бурой
пеленой? Там, в сплетениях немецких
траншей, творилось нечто неописуемое.
Взлетали на воздух доты, стальные рель-
сы поднимались на тридпать-—сорок мет-
ров и падали на головы немцев. Русский
огонь выкурия гитлеровцез из первых
зиний окопов. Они побежали но ходам
сообщений к следующим линиям. В это
время наша пехота, двигаясь за огневым
валом, поднялась в атаку...

*

«Русские не смеют и мечтать е -

сыпаемые градом ударов, немцы стали

отступать. Они огрызались ка каждом
щагу, переходили в контратаки, но He
омегли изменить в свою пользу исхода
сражения.

Маневр, стремительное, дерзкое про-
движение, — вот что лежало в основе
успеха наших войск, участвовавших в
сражении за Идрицу. Когда немцы, сби-
тые с одного промежуточного рубежа, по-
пытались было закрепиться на другом,
подразделение старшего лейтенанта Иван-
никова совершило  фланговый обход.

емцы не выдержали и стали в беспо-
рядке откатываться. Таких обхолных ма-
невров было произведено много. Там же,
где немцам временно удавалось закре-
питься на местности, привести в порядок
свою огневую систему, на них обрушива-
лись наши танки и самоходные пушки.

Первыми Ha ‘улицы города ворвались
танкисты. Несколько спустя, совершив
блестящий прорыв последних оборони-
тельных рубежей врага, в Идрицу ветупи-
ли подразделения одной намей стрелко-
вой части. Начались рукопашные схват-
ки. Танкисты и стрелки быстро распро-
странялись по городу. Скоро Идрица бы-
ла полностью очищена от оккунантов.

*

Районный центр Калининской области
Будеверь был взят с хода, стремительным
ударом подвижных частей. Страшная кар-
тина предстала здесь перед глазами с9-
ветеких воинов.

Немцы разрушили все улицы, сожгли
все дома, угнали всё население. На пло-
щади бойцы увидели три виселицы с рас-
качивавшимися на них трупами казнён-
ных — двух мужчин и одной женщины.
Вто они, установить не удалось. В одно-
му из трупов была прикреплена табличка:
«Я ждал прихода Советов».

*

Батальон капитана Косминского атако-
вал немецкий узел сопротивления в райо-
не Духново. Немцы оказали отчаянное
сопротивление. Даже будучи окружённы-
ми со всех сторон, они продолжали от-
стреливаться. Косминский приказал взять
немецкое укрепление штурмом. Почти
весь гарнизон был истреблён. В числе
поднявигих руки и сдавшихся в плен был
`унтер-офицер Вильгельм Кофман. На до-
просе он показал, что командир полка не-
давно побывал в их гарнизоне, приказал
выстроить солдат. и сообщил, что в Бело-

В СТАЛИНГРАДЕ. Занись семнлетнних детей в; школу- № 9 им. В. И. Ленина.
: я Фото OC. Самарина.

Блазодарность матери

корр.). Нынешний посёлок Балаханы мало:
чем напоминает бывщую окраину с её свал-
ками, лужами, рытвинами. Здесь в неболь-
ших удобных домах живут балаханские
нефтяники, многие из которых поселились
вблизи промыслов 40—50 лет тому назад.

В доме № 17 по улице Большевиков жи-
вёт семья Алиевых. Муж и жена работают
в тресте «Лечиннефть». В день, когда стал
известен Указ правительства о Fe

БАКУ, 12 июля. (По телегр. or Е

многодетным матерям, балаханские женщи-.
ны сразу вспомнили об этой семье. Джан-
Баджи Алиева, 40-летняя женщина, вы-
растила девятерых детей; а недавно родила
десятого. Старшая её дочь, Зулейхан, ушла
добровольцем на фронт. Джан-Баджн слы-
хала об Указе ещё днём, но только вече-
Ром, вернувшись домой, подробно ознако-
милась с ним.

— Наше правительство обо всём успе-
вает подумать, — говорит она, —о воинах,
которые освобождают родную землю, и о
женщинах, о дётях. Спасибо, горячее спа-
сибо правительству за такую заботу о на-
роде. Я уже несколько раз получала посо-
бие за многодетность. Теперь мне пред-
стоит получить ещё три тысячи пятьсот

Счастье

правительства Шубашичем

ЖЕНЕВА, 12 июля. (ТАСС). Радиостан-
ция «Свободная Югославия» передавала
10 июля текст соглашения, подписанного
16 июня премьер-министром югославского
правительства Шубашичем и председате-
лем Национального Комитета Освобож.
дения Югославии маршалом Тито. В со-
глашении говорится:

рублей, затем, когда ребёнку исполнится
год, — ежемесячно двести пятьдесят руб-
лей. Но дело не только в материальной по-
мощи. Великим почётом окружены в нашей
стране матери. Я рада, что в моей семье
растут девять молодых тружеников.

В посёлке имени Разина в тот же вечер
мы посетили несколько домов. В одном из
них мы попали на’ семейное торжество —
в семье нефтяника Исмаилова родился
восьмой ребёнок. Мухат Кизы Исмаилова,
уже оправившаяся после родов, со слезами
благодарности выслушала Указ Президиу-
ма Верховного Совета. В том же посёлке
живёт Риксим Степаньян — жена нефтяни-
ка. У неё семеро детей, два старших сына,
Арменик и Аветис, на фронте.

— Советские женщины всегда ошущали
живую заботу о себе,—говорит она. — Да-
же во время войны правительство приходит
к нам на помощь. Святой долг матери вос-
питать достойных граждан, которые будут
крепить мощь и славу родины.

Бакинские женщины горячо приветству-
ют Указ Президиума Верховного Совета и
благодарят правительство за
женщине-матери.

и почёт

слиты в один народный фронт. Важной за-

динация

для сотрудничества в борьбе против врага

заботу о.

«Национальный Комитет Освобождения
Югославии и председатель югославского
королевского правительства согласились о
нижеследующем:

1. Югославское королевское правитель.
ство должно быть сформировано из про-
грессивных и’ демократических элементов,
которые не были скомпрометированы в те.
чение борьбы  народно-освободительного
движения. Задача этого правительства
должна состоять в организации помоши
народно-освободительной армии, а также
всем тем, кто впредь с такой же реши.
тельностью будет бороться против общего
врага нашей родины, дабы все силы были

дачей этого правительства является забота
© снабжении населения Югославии и KOOp.
работы представительства за
границей и работы в международных ко-
миссиях по защите наших народных прави

народно-освободительной армии в самой
стране.
2. Национальный Комитет Освобожде.

ния Югославии и королевское правитель-
ство Шубашича должны назначить: органы

и содействовать созданию, по возможно.
сти в ближайшем будущем, единого госу-
дарственного правительства.

3. Национальный Комитет Освобожде.

вия Югославии считает, что в. данное вре-
мя нет надобности выдвигать и обострять
вопрос о короле и монархии, так как вопрос
этот не мешает сейчас Национальному
Комитету «Освобождения Югославии со-
трудничать с правительством Шубашина,
поскольку обё ‘стороны согласились, что
окончательное решение о` государственной
организации будет причято самим народом
после освобождения страны.

Правительство Шубашича должно опуб-
ликовать декларацию, в Которой оно:
а) признает национально.демократические
достижения народов Югославии в течение
трехлетней ‘борьбы, которой заложен
фундамент демократической федеративной
организации семьи наших народов и которая
создала временное управление страной на
базе организации Антифашистского Веча
и Национального Комитета в качестве его
исполнительного органа; 6) выразит полное
признание борющимея народным силам,
организованным в народно-освободительной
армии под командованием маршала Тито, и
осудит всех предателей народа, которые
явно или тайно сотрудничали с врагом;
в) призовет весь народ и все борюшиеся
силы к об’единению с народно-освободи-
тельной армией в единый фроят.

Маршал. Тито, как председатель Нз-
кионального Комитета ‘Освобождения
Югославии, со своей стороны должен
опубликовать заявление о сотрудничестве
с правительством Шубашича и подчерк.
нуть, что Национальный Комитет в ходе
войны не будет ставить вопрос об оконча.
тельной форме государственного устрой-
ства».

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 12 июля. (ТАСС). Как пере-  местах железнодорожная линия Целье —

дают из Югославии, верховный штаб народ-
но-освободительной армии Югославии сооб-
щает, что в Словении части. народно-освобо-
дительной армии продолжают успешное
наступление В боях близ Ново Место уни-
чтожены бронепоезд и танк противника.
Партизанскими отрядами повреждена в 18

ЛОНДОН, 12 июля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, 12 июля Иден сде-
лал в палате общин следующее заявление:

«Как я раз’яснил палате на прошлой не-
деле, результаты переговоров по вопросу
о гражданской администрации в освобо-
ждённой Франции и по другим связанным
с этим вопросам, происходивших в Лондо-
не между чиновниками правительства Его
Величества и представителями Французско-
го Комитета Национального Освобожде-

Дравоград. На этой же линии разрушены
туннель и виадук длиной в 70 метров. Уни-
чтожено два вражеских поезда.

В Сербии идут ожесточённые бои с нем-
цами. болгарами и четниками на участке
Расинья.

Заявление Идена

Французского Комитета
Освобождения. E

Правительство Его Величества, естествен-
но, приветствует это рёшение правитель-
ства Соединённых Штатов, в особенности
потому, что англо-французские переговоры,
происходившие недавно в Лондоне вслед
за визитом генерала де Голля в Англию,
велись на той основе, что Французский Ко-
митет Национального Освобождения будет

Национального

т акти являться и льственной
i русеии идёт... больное наступление гер- ния, подверглись рассмотрению. Я могу Е нь па sent deueenceeen
Бои за Ихрицу были исключительно манской армии. Немцы, битые в Калинин-  К тому времени, когда вышел первый, ше государство увеличивает свою п без то-  сейчас заявить, что правительство Его Ве- страны
упорными и напряжёнными. Немцы спе- ской области, были убеждены; что <в0- сталинский декрет о помощи многодетным, го огромную помошь матерям и детям. личества одобрило результаты этих пере-

у меня было уже семеро детей. Я стала   Глубокое волнение и радость охватили

WHO ставили на подступах в городу мин-   сточнее Орши терманская армия на-
ные заграждения,  подрывали мосты И носит русским энергичные удары». Коф-
тати. Тем не менее темпы продвижения ману и другим пленным показали на кар-
наших войск были высокими. Подвижные те подлинное состояние фронта. Немцы
отряды подвергали противника непрерыв- были потрясены.

ным фланговым ударам, нанося ему тя-

Жжёлый урон. Немецкие подразделения,
пытавшиеся до конца удерживать зани-
маемые рубежи, блокировались и уничто-
жались. Немцы спешно бросили на ближ-
ние подступы к городу свежие танковые
п пехотные части и, несколько бронепо-
ездов © десантами. Тогда советские тан-
кисты, прорвавшись через боевые норяд-
ки противника, перерезали железную и
шоссейные дороги, ведущие из Идрицы.
Другие наши части предприняли фрон-

Наступление войск генерала Еременко
развивается. Е границам Советской Лат-
вии приближаются воины Красной Армии,
возвещая грядущее. освобождение. Земля
Калининщины, милая, близкая сердцу рус-
ского человека земля, осквернённая вра-
гом, скоро будет полностью очищена от
немцев. :

Майор К. ПЕТРОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июля.

всеми уважаемой женщиной, почетным‘ че-
ловеком. Перзое государственное пособие
— 2.000 рублей мне из горсовета привез.
ли на дом.

Всего за эти годы я получила одного
только пособия по многодетности 20.000)
рублей, и с помошью государства мы с
мужем вырастили, выучили восемь детей.
Не хзалясь, скажу, что дети у нас чест-
ные, трудолюбивые, преданные родине.

Дочь моя Галина — младший лейтенант,

орденоносец, с оружием в руках защищает
нанту страну. Нина пошла по отцовским
стопам, работает нюфером в воинской ор-
ганизации, Надя-на оборонном заводе,
Лида работает в райкоме комсомола. Трое
ходят в школу, младшие дома. Дети у нас
растут крепкие, здоровые, кровь с молоком.

С радостью я узнала о новом Указе. На-

меня при этом известии.

От всего сердца шлю родному Сталину,
великому другу советских женщин, свою
глубокую благодарность за новую заботу о
материнстве, за почёт и славу, которыми
окружено имя матери..Я не унывала в са-
мые тяжёлые дни войны, когда уходила из
Калинина от немцев со. своими детьми. Зна-
ла — меня в беде не оставят. А теперь ещё
радостней и уверенней смотрю в будущее.
Знаю, всех детей с помощью государства
вырастим и выведем в люди.
выдавать дочерей замуж, скажу им: я вы-
полнила свой долг перед родиной, дала
стране восемь детей. Будьте и вы пример-

ными матерями. Материнство в нашей Со-
ветской стране — великое счастье и почёт.
П. ЛЯХОВИЧ.

КАЛИНИН. (По телефону).

Когда стану:

говоров. Мы надеемся, что на этой основе
мы сможем в ближайшее время сообщить о
том, что заключены формальные соглаше-
ния между правительством Его Величества
и правительством Соединённых Штатов и
Французским Комитетом Национального
Освобождения. Мы сочли, однако, жела-
тельным не делать заявлений о нашей по-
зиции в этом вопросе до окончания визита
генерала де Голля в Вашингтон. Мы mpou-
ли заявление президента Рузвельта ча
пресс-конференции от 11  июля (о котором я
до сих пор читал только сообщение в пе-
чати) о том, что Соединённые Штаты ре-
шили признать Французский Комитет На-
ционального Освобождения де - факто
властью для управления освобождёнными
областями Франции впрель до выборов и
что правительство Соединённых Штатов
готово взять за основу проект соглашений,
достигнутых в Лондоне между представи-
телями правительства у

Палата будет приветствовать этот про-
гресс в отношениях между союзниками и
отметит, что тот факт, что она не настаи-
вала на прениях по этому вопросу, несо-
мненно, способствовал удовлетворительно-
му развитию, о котором я с удовольствием
сообщаю сегодня».

Отвечая на вопрос о том, на какой осно-
ве были достигнуты соглашения, Иден зая-
вил, что «имеется ряд документов, охваты-
вающих гражданские дела, но, конечно,
мы не достигли’ окончательного сорлаше-
ния. Мы одобрили их. Насколько мне из-
вестно, Французский Комитет Националь-
ного Освобождения также одобрил их. Они
будут своевременно - подписаны, и парла-
мент сможет с ними ознакомиться. Эти до-
кументы в общих чертах касаются гра-
жданской администрации во Франции по
to освобождения этой страны».

Иден заявил, что, возможно, в проект

Его Величества и  соглашения будут внесены изменения.

Дух наступления

Комнаты личной гигиены женщин на предприятиях

юго-западнее Барановичей продолжается.
Противник в спешном порядке  под-
брасывает из глубины танковые и
пехотные дивизии, & также части, кото-
рые ему удалось сколотить из побитых и
потрепанных своих войск.

Во многих местах враг а
контратаки, стремясь выйти на фланги и
в тых напим наступающим войскам. На
подступах к городу Зельва  завязалаюь
упорная борьба. Артиллерия и пехота
противника с крайним  ожесточением
стремились отбросить наших  танки-
тов. Одновременно, прикрываясь  16-
сами и мелкими заболоченнымя реч-
ками, предприняли контратажу батальон
вражеской пехоты и два эскадрона кон-
ницы с танками. Особенно яростно про-
тивник отбивалея.от ударов © юго-восто-
ка, так как, прорвавшись здесь, наши
войска угрожали лишить его носледней
дороги Ha запад.

Чтобы бэютрее обеспечить убиех борь-
бы, наше командование сжрытно подтя-
нуло несколько подразделений, которые
нанесли стремительный удар в стык не-
мецких частей. Этот маневр оказался с0-
вершенно неожиданным для противника.
Советские подразделения начали 06x0-
дить узлы сопротивления врага с флан-
гов и во второй’ половине дня вышли на
окраину города и овладели им.

В этом бою проявилиеь почти все ха-
рактерные особенности боёв в Белорус-
сия: яростное сопротивление врага,
упорство его в обороне, стремление во
что бы то ни стало удержать свои пози-
ции, & с нашей стороны — сила натиска,
искусство маневра, внезапность наладе-
БИЯ.

В ожесточённых сражениях лета
1944 тода потрясена вся оборона, ко-
торую немцы долго создавали в лесах
и болотах Барановичекой области. Нро-
тивниЕ был твердо уверен в неприступ-
ности своих укрепленных рубежей, сво-
их лотов и дзотов, артиллерийских по-
зиций и противотанковых рвов. Но ¢o-
зетская артиллерия громит вражеские
рубежи. Артиллерия открывает дорогу
танкам и пехоте, которые движутся всё
дальше и дальше на запад.

Ухары по фронту и в глубине его смя-
ли, расчленили оборону врага. Бои, завя-
завшиеся в ходе прорыва и велед за про-
рывом, были боями на уничтожение. Наши
войска истребляхи и продолжают истреб-
лять врага, не дают ему безнаказанно
уйти из пределов налшей страны.

После занятия станции Столбцы в ру-.
ках советских танкистов оказалась
очень вывная переправа через Неман.
Именно сюда после‘ занятия Минска
хавнули остатки многих ‘разбитых He-
мецких дивизий. Советские войска опе-
рехили противника. Не только эта пере-
права, но и многие другие оказались в
наших руках. лесах западнее и вос-
точнее станции Столбцы наши конники и
танкисты окружали и уничтожали раз-
розненные группы противника, отбивая
при этом ожесточенные немецкие контр-
атаки и забирая в пяен сотни гитлеров-
yes. ine
Взятый в плен генерал-лейтенант фон
Тютцов, командир 35-го армейского
корпуса, заявил, что немцы готовились и
надеялись удержать свои позиции в Бе-
торубсии. ем 9-й германской
армией Иордан в своем приказе требовал

от солдат. держаться во что бы то ни
Tazo.

События подтверждают, ITO немцы
цеплялись и будут всеми силамя  цеп-
тяться за свои позиции в Белоруссии. Но
продвижение наших частей западнее и

ЗНА

Дух наступления владеет нашими вой-
сками. Очищение Белоруссии от немец-

ких орд продолжается.

Капитан Г. ПОНОМАРЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июля.

Скоростной ремонт домны

НИЖНИЙ ТАГИЛ, 12 июля. (По телеф.
от соб. корр.). Строители и монтажники
успешно заканчивают ремонтные работы на
nomue № 2 Ново-Тагильского металлурги-
ческого завода. По технической сложности
эти работы неё имеют себе подобных в стро-
ительной практике.

Большую помощь строителям оказывают

предприятия города. На-днях понадобилось

срочно изготовить некоторые крупные де-

тали. Н-ский машиностроительный завод
быстро провел формовку и отливку изде-
лий. На автомашинах, наполненных песком
и шлаком, детали ешё. в горячем ‘состоянии
были доставлены на об’ект, где их быстро
подвергли механической обработке. Весь
процесс изготовления и установки” занял
менее суток. 2

Ремонт домны идёт по графику, который
обеспечивает окончание работ в срок:

Ce ana onan naan

25 тысяч молодых учителей

В пёдагогических ‘учебных заведениях
РСФСР заканчиваются государственные
экзамены. Учительские и педагогические
институты, педучилища и университеты
выпускают в нынешнем TORY свыше 25 ты-

сяч педагогов. Не менее 24 тысяч напра-

вляется в неполные средние н средние шко-

лы, 1.000 — в научно - нсследовательские
, в у

учреждения Академии наук СССР и нар-

коматов.

АРХАНГЕЛЬСК, 12 июля. (По телеф. от
соб. корр.). На ряде заводов и фабрик
врачи читают лекции о семье и браке,  про-
водят популярные беседы о личной гигие-
не работниц, дают консультации беремен-
ным ит. д.

Например, в мастерских артели «Северо-
швей» такие лекции и беседы проводятся

Вилис

В эти дня, когда доблестная Красная
Армия вплотную подошла к границам Тат-
вии и гром ее орудий возвещает латыш-
скому народу близкое освобождение от не-
мецких захватчиков, невольно в намяти
встают счастливые дни июля августа
1940 года, в которые могучий Советский
Союз принял в свою семью латышский
народ.

ликую силу почувствовал тогда наш
народ, зная, что теперь на защиту суве-
ренных прав Латвийской ССР встала
могучая Советская держава.

Перед молодой Латвийской республикой
открылись. неограниченные возможности
хозяйственного и культурного развития.
Исчез призрак безработицы, стоявлтий за
спиной рабочих и трудовой интеллиген-
ции. Мизнь забила ключом. Заполнилиеь
пустые корнуса фабричных. зданий. Раз-
вернулось новое промышленное строи-
тельство. Непрерывным потоком потекло
сырье, машины и оборудование из брат-
ских республик. Латвия прочно встала на
путь индустриального развития. Исполь-
зование национального богатетва респуб-
лики открывало перед Латвией большие
перспективы развития её производитель-
ных сил. ;

В пользу действительных тружеников
земли была решена аграрная проблема.
Для оказания крестьянам помощи в обра-
ботке земли было создано 50 машинно-
тракторных станций и 500 мангинно-кон-
ных прокатных пунктов. Новые горизон-
ты открылись перед наукой, искусством,
литературой молодой советской: республи-
БИ.

Кяпучая созидательная деятельность
латьшиского народа была прервана, веро-
ломным нападением на СССР гитлеровской
Термании. Не первый раз на протяжении’
своей истории встретился латышский на-
род с германскими захватчиками.
ная с ХП века и до наших дней, немцы
не прекращали попыток огнем и мечом,

кой, онемечить латышский народ.
Иногда им удавалось захватить земли
латышеких племен, но никогда не удава-
лось покорить их. Латышекий народ ни-
когда не сгибал шеи перед иноземным

Haun

`обманом и подкупом завладеть Прибалти-

регулярно. два раза в месяц. Здесь. имеется
комната личной гигиены работниц. В бли-
жайшие дни, в связи с Указом Президиума
Верховного Совета’ СССР, такие комнаты
личной гигиены будут организованы на ле-
сопильных заводах, хлебозаводах и в про-
изводственных артелях.

Вновь расцветёт Советская Латвия

ЛАЦИС

Председатель Совнаркома Латвайской ООР

захватчиком м не раз в ©0036 с великим
русским зосехом наносил тяжелые пораже-
ния захватчикам. 2

Немецкие псы-рыцари ХХ века по раз-
бою, грабежу, насилиям и зверотвам на-
много превзошли своих средневековых
‚предков: Они дочиста обобрали Латвию,
ограбили латышский народ, забрав все

вплоть до дверных ручек, сковородок и

тряпок. Уничтожили его культурные `цен-
ности и святыни. Надругались над его на-
циональным достоинством. Сотни тысяч
граждан ЧТатвийской ССР уничтожены
или угнаны в немецкое рабство. Из мате-
риалов харьковского процесса весь мир
узнал © том, что в Риге для истребления
людей немцами применялся автомобиль-
хушегубка.

Казнями и зверствами немецкие окку-
панты хотели запугать латышский народ,
сломить его волю к сопротивлению. Не вы-
шло! С первого дня разбойничьего напа-
дения гитлеровских орд латышский народ
плечом к плечу со всеми народами Совет-
ского Союза вотал на защиту социалистя-
ческого отечества.

Рабочие и крестьяне Латвии, организо-
ванные в истребительные батальоны и от-
ряды рабочей гвардии, бросали имуще-
ство, одежду, оставляли все, что мешало
драться, но не выпустили из рук винтовку
и каждый метр оставленной родной земли
полили кровью врага.

Мы гордимся тем, что лучшие сыны
Латвии участвовали в разгроме немцев под
Москвой, Демянском, Старой Руссой и
сейчас в рядах с Красной Армией освобо-
ждают родную Латвию. С гвардейским
знаменем— этим символом стойкости, от-
ваги, мужества и геройства возвращает-
ся латышская воинская часть на террито-
рию освобождаемой Латвии.

Латышский народ бьёт врага и с фронта,
и стыла. Сегодня еще рано называть име-
на героев партизанского тыла, скоро все
узнают их. В суровых условиях, в болотах
и лесах Латвии ни на один день не пре-
кращалась жестокая партизанская война.
Сотни взорванных я пущенных под откос
эшелонов противника, тысячи убитых не-
мецких захватчиков, десятки взорванных
мостов и предприятий, работавших на

Приём в Обществе культурной связи между СССР и Англией в Лондоне

ЛОНДОН, 12 июля. (ТАСС), В связи с
20-летием своего существования Общество
культурной связи между Англией и CCCP
устроило приём, на котором. присутствовали
члены парламента, известные писатели, дея-
тели науки и культуры. После краткой при-
ветственной речи ‘президента Общества

немцев, числятся на боевом счету хатыш-
ских партизан.

И на шоссейных дорогах партизаны не
дают покоя врагу. Недавно на, шоссе близ
Карсава партизанская засада обстреляла
автоколонну с живой силой и техникой,
были убиты находящиеся в легковой авто-
машине немецкий полковник и два лейте-
нанта, убито 8 солдат и 7 ранено. Парти-
заны без потерь отошли, На’ шоссе близ

ранено шесть офицеров и шофер. И так
на всех важнейших магистралях каждый
день, каждую ночь бесстрашные народные
мстители наносят урон противнику.

Партизаны не уклоняются от боя, даже
когда у противника имеется. больигий чис-
ленный перевес. Известны случаи, когда
на группу партизан в 17 человек насту-
пало по 400 карателей с приданными ору-
диями и вынуждены были е потерями от-
ходить.

В самом центре Латвии в городе Риге,
где находились крупные немецкие части и
полным полно всякой полиции и эсэсов-
цев, происходят события, нагоняющие
страх на оккупантов. Партизаны на авто-
машинах вывозили из складов оружие.
Каждый день рука метителей в городе
Риге выводит из строя подлых захватчи-
KOB,
Против партизан Латвии немцы бросали
крупные части и все же они не смогли но-
гасить пламя партизанской войны.

Враг, чувствуя, что’ его разбойничьему
хозяйничанью в Прибалтике приходит
конец, поспешно начал заметаль следы
своих злодеяний. Закованные в цепи нем-
цы-смертники, видимо, дезертиры гит-
леровской армии, выкапывают из земли
трупы замученных немцами граждан Тат-,
вии и сжигают их. Но латышский народ
ведет точный учет всем злодеяниям не-
мецких оккупантов. Им не уйти от ответ-
ственности перед грозным судом народа!

Гитлеровцы отлично знают, что «валы»
и «линии», Которые они спешно возводят
в Прибалтике, не остановят продвижения
Красной Армии. По приказу главаря раз-
бойничьей шайки Гитлера из Латвии сей-
час спешно вывозят в Германию премыш-
ленные предприятия, станки, оборудова-
ние, породистый скот, целые железнодо-
рожные депо. С крестьян взыскивается на-
лог по мясу авансом за 1945 год.

Татышский народ всему ведет счет и

Лиепна партизанская засада z3
штабную машину, было убито и тяжело   лоны

Чарльза Тревельяна с большой речью вы-
ступил председатель комитета Общества
член парламента Притт.
Притт указал на значение сотрудничества
‚ Англии и США для ‘установления
прочного ‘мира. В конце приёма с речью
выступил посол СССР в Англии т. Гусев.

знает, что, Красная Армия заставит раз-
бойничью гитлеровскую банду вернуть
все это обратно.

У гитлеровцев нехватает солдат, чтобы
заткнуть бреши ва фронте, они хватают
молодежь Латвии и в закрытых вагонах
под охраной своих автоматчиков насильно
посылают их на фронт. Насильно мобили-
зованные разбегаются в дорбге, уходят
5 партизанам, скрываются в лесах, на
фронт зачастую приходят пустые эше-

Десятки тысяч граждан Латвийской
ССР; эвакуированных в братские респуб-
лики на востоке, своим  самоотвер-
женным трудом Ha предприятиях,
на колхозных и совхозных полях
содействуют разгрому терманской во-
енной машины. Среди прославленных
тружеников тыла депутат Верховного
Совета СССР кузнец-орденоносец тов.
Смагар, дающий на оборонном  за-
воде 1.000 —1.270 проц. нормы,
бывший заместитель председателя волост-
ного исполкома М. Якобсон в Маликовском
колхозе Горьковской области на обычной
жалке за уборочный сезон без потерь уб-
рал в-прошлом году 105 гектаров зерно-
вых культур. Из средств, полученных на
трудодни, он внес в фонд обороны больше
10 тысяч рублей и несколько центнеров
зерна.

Имеются сотни подобных примеров, го-
ворящих о горячем патриотизме латыш-
ского народа, его преданности советской
родине.

Латышский народ ни на минуту не
оставляла вера в побелу нашего правого
дела. Мы знали, что пребывание захват-
чиков на латвийской земле будет времен-
вым. И вот над многострадальной Латвией
поднимается солнце освобождения.

Как бы ни были велики ущерб и разо-
рение, причиненные оккупантами нашей
республике, она ‘снова расцветёт полным
цветом под солнцем Сталинской Конети-
туции. Мы знаем, что под руководством
товарища Сталина Советская Датвия бы-
стро залечит раны, нанесенные войной, и
пойдет вперед по пути огроительства своей
прекрасной свободной жизни = плечом к
плечу с другими братскими народами Co-
ветского Союза. Самостверженный труд
нашего народа будет лучшим ответом и
благодарностью за вновь обретенную сво-
боду и счастливую жизнь.