МОСКВА; КРЕМЛЬ ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой наш Иосиф Виссарионович!

Ваша телеграмма на имя начальника Ерасноярской дороги генерал-хиректора
адиинистративной службы 3-го ранга т. Соболева, предоедателя дорпрофсожа
т. Малеева и редактора «Красноярского железнодорожника» т. Пубкова с выраже-
нием привета и благодарности Врасной Армии краснояревим железнодорожникам
за, средства, собранные на строительство танков и помощь семьям военнослужащих,
глубоко взволновала работников Управления Красноярской дороги, которые внесли
на строительство танков 70.427 рублей наличными, на 41.945 рублей облига-

циями государственных займов и в фонд помощи семьям военнослужащих
18.856 рублей.

В ответ на Вашу телеграмму работникя Управления Красноярской дороги
вносят в Фонд обороны облигации 2-го Государственного военного займа на

490.000 рублей и перечисляют в фонд обороны компенсацию за неиспользованные
отпуска в 1942 и 1943 гг. в сумме 200.000 рублей.

‘ Выражая свою горячую любовь и преданность нашей Родине и партии
енина — Сталина, желаем Вам, наш родной Иосиф Виссарионович, долгие, долгие
годы доброго здоровья на радость нам и на страх нашим врагам.

Секретарь партбюро Управления дороги КОБУНОВА.
Председатель месткома ПЛАТОВ.
Краеноярек, Управление Нрасноярской дороги
Секретарю партбюро Управления дороги тов. КОБУНОВОЙ
Председателю месткома тов. ПЛАТОВУ
Прошу передать работникам Управления Красноярской дороги, до-
полнительно собравшим 490.000 рублей облигациями госзайма и 200.000
рублей компенсации за неиспользованные отпуска ,‚ в фонд обороны
Союза ССР, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.

_И. СТАЛИН

МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Йосиф Виссарионович!

Под Вашим мудрым водительством Брасная Армия 7 сентября 1943 года осво-
бодила г. Ерамалорск. Мы, рабочие, инженерно-технические работники и служащие,
с огромной радостью встретили этот знаменательный день, и горячие чувства бла-

тодарности, наполнившие наши сердца, мы обращаем к Вам, самому дорогому и
любимому нашему отцу и другу. :

Наш Краматорский коксохимический завод,

имеющий громадное значение для

металлургии Донбасса, ненавистные нам фашисты варвареки разрушили. Мы дали
RIGTBY восстановить и пустить завод в установленные правительством сроки. Про-

должая по-боевему восстанавливать завод,

Виссарионовил,
края.

мы заверяем Вас, дорогой Иосиф

что готовы на любые жертвы для защиты своей Родины и нашего

Мы вносим на построение танковой колонны им. г. Враматорска напги личные
сбережения 82.675 рублей. Поступление средетв продолжается.

Слава нашему отцу и вождю Иосифу
Смерть немецким захватчикам

$

Виссарионовичу Сталину!
Директор завода ПРИДЦКЕР.

Секретарь партийной организации ЗАНОСИНКО.

Председатель завкома ЧИСТЯКОВ.

`Бригадир молодежной бригады ГУПТИКОВА.

Краматорск, Сталинской области

Бригадир шамотников БЕРЗНЕВ.
Комсорг ОПАРЕНКО.

Директору Краматорского коксохимического завода
тов. ПРИДЦНЕР
Секретарю партийной организации тов. ЗАНОСИНКО
Председателю завкома тов. ЧИСТЯКОВУ
Бригадиру молодежной бригады тов. ГУПТИКОВОЙ
Бригадиру шамотников тов. БЕРЗНЕВУ

Комсоргу тов.

ОПАРЕНКО

Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работ-
никам и служащим Краматорского коксохимического завода, собравшим
82.675 рублей на постройку танковой колонны имени г. Краматорска, —

мой братский привет и благодарность Красной Армии.

ЗИ

WM. СТАЛИН

В ВЦСПС и Наркомцветмете

ВЦСПС и Наркомцветмет, рассмотрев
итоги Всесоюзного социалистического со-
ревнования предприятий цветной металлур-
гии за июнь 1944 г., признали победителями
в соревновании следующие предприятия и
решили:

Оставить переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны и
выдать первые премии:

Джезказганским медным рудникам (yn-
равляющий т. Лысенко, парторг ЦК
ВКП(б) т. Бесхатнев, предрудкома т. Бо-
роздин).

Коунрадскому медному руднику (дирек-
тор т. Бутенко, парторг ЦК ВКП(б) т. Бра-
гин, предрудкома т. Комаев).

Металлургическому — заводу Южно:
Уральского никелевого комбината (дирек-
тор т. Носаль, парторг ЦК ВКП(б) т. Ко-
лебаев, предзавкома т. Каменев).

Балхашскому медеплавильному заводу
(директор т. Самохвалов, парторг ЦК
ВКП(б) тов. Свядощ, предзавкома т. By-
‚ лавенко).

Тресту «Джугджурзолото»
щий т. Собко),

Вручить переходящее Красное Знамя Го-
сударственного Комитета Обороны, при-
своить название «Лучший завод обработки
цветных металлов цветной металлургии
СССР» и выдать первую премию заводу
ордена Трудового Красного Знамени, где
директором т. Берковский, парторгом ЦК
ВКП(б) т. Григорьев, предзавкома т. Гри-
шин, передав знамя с завода, где директо-
ром т. Стряпунин. у

Вручить переходящее Красное Знамя
Государственного Комитета Обороны, при-
своить звание «Лучший прииск золото-пла-
тиновой промышленности СССР» Ленин-
скому принску треста «Якутзолото» (на-
чальник т. Кириллов, секретарь парторга-
низации т. Рошункин, предприискома
т. Больных), передав знамя с Исовского
прииска треста «Уралзолото».

ВИСПС и Наркомцветмета и выдать пре-
мии:

Акчатаусскому руднику Главвольфрама
(директор т. Тимошенко, секретарь See,
ганизации т. Рабкин, предрудкома т. Айса-
беков).

Медеплавильному заводу имени Моло-

(управляю-

ГОРОД ВИЛЬНЮС — СТОЛИЦА

това (директор т. Вяткин, секретарь парт-
бюро т. Зайцев, предзавкома т. Русаков).

Ордена Трудового Красного Знамени
Комбинату твердых сплавов (директор
т. Андрюшин, парторг ЦК ВКП(б) т. Ша-
фаренко, предзавкома т. Николаев).

Балхашской молибденовой обогатитель-
ной фабрике (начальник т. Шайденко).

Руднику «Степняк» треста «Каззолото»
(начальник т. Ситников, секретарь парт:
организации т. Поляковский).

Артели имени Ленина Учалинского руд-
ника треста «Башзолото» (председатель
т. Абдрахманов, секретарь парторганизации
т. Азалетдинов).

Драге № 25 треста
чальник т. Алынов).

Особой  строительно-монтажной
«Бокситстрой» (начальник т. Надеждин,
секретарь парторганизации т. Морозов,
предпостройкома т. Красноперов).

Мобковской областной производственно-
заготовительной конторе Главвторцветмета
(управляющий т. Гайлер).

ВИСПС и Наркомцветмета, присвоить зва-
ние «Лучший рудник цветной металлургии
СССР» и выдать первую премию Северо-
Уральским бокситовым рудникам (дирек-
тор т. Богатов, парторг ЦК ВКП(б) т. Де-
сятков, предрудкома т. Дранговский), пе-
редав знамя < Сихоте-Алинского свинцо-
вого комбината.

ВЦСПС и Наркомцветмета, присвоить зва-
ние «Лучший трест золото-платиновой про-
мышленности CCCP»
тресту «Уралзолото»з (управляющий
т. Шмаков), передав знамя с треста «Лен-
золото»,

ВЦСПС и Наркомцветмета, присвоить зва:
ние «Лучший прииск золото-платиновой
промышленности СССР» и выдать первую
премию Октябрьскому прииску треста
«Амурзолото» (директор т. Витковский,
секретарь парторганизации т. Баранов),
передав знамя с Дарасунского прииска
комбината «Дарасунзолото».

Вторые премии выданы 15 предприятиям,
третьи премии—21 предприятию арком-
цветмета.

«Уралзолото» (на-

части

и выдать премию  .

ТРУДЯЩИХСЯ СССР -

° ПЯТНИЦА, 14 ИЮЛЯ 1944 г. № 166 (8168)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ у

Колыбель

‘литовской славы
и культуры

Победоносные воины Красной Армии,
ведомые товаришем Сталиным, освободили
от  немецко-фашистских захватчиков
столицу Советской Литвы Вильнюс. Ва-
ким великим ликованием полнител сердце
каждого литовца, каждого советского
гражданина!

У каждого народа есть свои города-
святыни, о которых из поколения в по-
коление слагаются легенды, поютея пес-
ни; города, которые служат народу ко-
лыбелью его героической славы, очагами
национальной культуры. Й если такой
город-святыня временно — отторгается
насилием чужеземцев, то народ не уепо-
каивается, пока он не вернёт ему былой
национальной славы и блеска. Тажим го-
родом-святыней для каждого  литовеко-
го патриота является древняя столяца
Литвы — Вильнюс, построенная, по пре-
даниям, в 1322 г. могущественным ве-
ликим князем литовским  Гедимином.
Этот город стал быстро расти и превра-
тилея в сильнейшую в те времена кре-
пость, стен которой в то время ни разу
не смогли одолеть германские кресто-
носцы, эти смертельные враги литовской
свободы, находящиеся в состояний по-
стоянной войны е Литвой.

И в истории чисто литовской нацио-
нальной культуры столица Литвы Виль-
нюс играла с давних времен первостенен-
ную роль. Уже co времён Гедимина и
Ольгерда в Вильнюсе на ряду © инозем-
ными мастерами ремесл и искусств поя-
вились и собственные литовские мастера,
ученые и художники, из которых многие
получали образование в Западной Ев-
ропе, в древнейшем Пражеком универси-
тете. Позже в Вильнюсе жили и писали
первые классики литовской литературы:
Николай Даукша, В Ширвидас, М. Гед-
райтис; в Вильнюсском университете
учился литовский Варамзин—-Симанас Да-

После жарких боёв, длившихся несколь-
ко дней, казалось, что город находится в
состоянии забытья. В ярком сиянии
солнца по дорогам снуют автомобили,
слышатся лихие выкрики войсковых по-
возочных, бодрый шаг марширующей пе-
хоть, грохот колёе артиллерийских упря-
ek; лязг танковых гусениц. И все
же кажется, что город уенул после тяже-
лой, непосильной для него работы. Такое
впечатление оставляет резкий контраст
между Вильнюсом, изрыгающим металл и
‘пламя, и городом, в котором только-что
прогремел и стих последний выстрел.

За предмеетьем Вильнюса — Гуры ©т-
врывается прекрасный вид на величест-
венные окраины столицы Литовской рес-
публики. Вильнюс расположен на бесчис-
ленном множестве холмов, высоких H
низких, крутых и пологих, порос-
ших кустарником и покрытых садами,
Внизу, у дороги, примостилея поселок
Маркутье. Он весь в зелени. Каждый до-
мик обнесен аккуратным забориком. Чуть
дальше и несколько в стороне — пред-
местье Крапивица. И тут — обилие тени-
етой прохлады:

Но вот вы чувствуете тяжелый уду-
шающий запах, точно рвотное переполни-
ло горло. Люди на машинах беспокойно
поворачиватот головы и видят источники
зловония. На обочинах птоссе и в стороне
от него, в переулках и улочках, во дворах
лежат немецкие трупы, убитые лошади,
попавшие под снаряд или мину.

Присмотревигиеь, можно увидеть и ра-
ны. нанесённые городу немцами. Никакая

‚они ый term a
ча ули

№ у

Ox ЗильнНюЮс@
О

лей. Иные радуются, находя свой лом \
порядке, но многие плачут У TDLaMERes
развалин, проклиная немцев. Часть =.
телей находит дома целыми, но совер.
шенно разграбленными, и mee
принять их немедленно В, расную Ap
мию, дать им оружие. Онй хотят сейча
же пойти в бой и отомстить гитлеровцам
за свой родной город.

Недалеко от торода Вильнюс располо-
жен полустанок Нанеряй. Здесь немцы
расстреливали советских граждан. Ty.
сячи литовцев, поляков, русских, бело-
руссоз и евреев истреблены здесь фаши-
стами. Трудно сейчас обнаружить все
места, где творилея немецкий разбой. Но
многие уже найдены. Советские воины 19
здесь, то там обнаруживают груды кос-
тей, полусожжённых, обуглившихоя Ted,
Это — жертвы гестапо.

На одной улице мы ветретили старого,
седого еврея. Он шёл, протянув. вперед
руки, как бы ощупывая воздух. 3a них
еле-еле брела женщина. Она вела за’ руку
мальчика. Лицо Мальчика было покрыто
язвами. Он посматривал по сторонам и,
не произнося ни одного слова, махал не-
занятой рукой вотречным красноармей-
цам. Эти три, человека —было Bee, ITO
‘осталось от еврейского населения города,

телей. Литовские партизаны, те
большую услугу войскам Красной Ар-
не Как ‘называется Эта роща? -—
спрашиваем мы у одного из них, указы-
вая на живописный зелёный холм.

—~ Dro — кладбище Рос.

Поднимаемся в гору, Ha кладбище.
Отсюда открывается совершенно новый
пейзаж. В большой котловине, окаим-
лённой рядом высот, сгрудились дома.
Здеев и двухэтажные особняки, увитые
плющем, и многоэтажные здания, окра-
шенные в розовый цвет. Видны и трубы
заводов. Железная дорога отбекает эту
часть города от района церквей и KOC-
телов. Там и сям — зелёные пятна го-
родеких парков.

Улица идет к центру города © юго-
востока. Она вымощена булыжником.
Тротуары — из каменных плит. По 60-
кам — высокие каменные заборы, над
ними — зелень деревьев. Весело поблес-
кивают оконные стекла. Кажется стран-
ным, почему здесь уцелели стекла. При-
чину об’ясняет офицер Гусаков.

-—— Наши бойцы, — говорит он, —
взяли этот район стремительной атакой.
Завладев предместьями, они броском
преодолели улицу Роса, не дали немцам

цела.

азрушить её. Вот улица и
i ВР железную дорогу. Рельсы
не взорваны, полотно не разрушено. Но
справа и слева дымятся вагоны, станцион-
ные будки. Вдалеке догорают накгаузы.
Это следы хозяйничания немецких раз-
бойников. Все же, как ни старались немцы
сжечь город и уничтожить его богатства,

живописноеть природы не может скрыть

inte i елели.
разрушений, которые нанесли здесь гит-  многие материальные eget

Наши войска, овладев Вильнюсом, захва-

укантас, здесь писал свой знаменитый
ученый доклад о богатетве и красоте ли-
товского язык» Баужа-Богушас; здесь
построил замечательный по строгой кра-
coTe классических форм кафедральный
католический храм/Х Ш века Стока-Гуце-
вичюс; в вильнюсских типографиях пе-
чатал свой сборник стихов первый ис-
THHHO народный литовский поэт Стразде-
лис. В дни нового о национального
возрождения в Вильне создали сно-
ва центр литовекой национальной и по
своему духу традиционно демократичес-
кой культуры Honac  Басанавичюс,
учредитель научного литовского обще-
ства и национального музея и архива, ин-
женер Петрас Вилейшис, издатель первой
литовской ежедневной газеты «Вильняус
биниос»; здесь гениальный литовский
художник и композитор Николай Чурля-
нис устраивал первые художественные
выставки.

При советекой власти Вильнюе, став
столицей свободной и независимой Ли-
TOBCKOH социалистической республики,
скоро возвратил бы себе славу пер-

вого рассадника литовской национальной  .

культуры, ещё более обогащенной новым,
социалистическим содержанием. Около
года просуществовала в Фитве власть
Советов. Но и за это короткое время ето-
лица Литвы обогатилась высшим  куль-
турно-научным учреждением, которого
тщетно добивалась прогрессивная ли-
товская общественность от правителей
буржуазно-националистической Литвы, —
Академией наук. Также запроектировано
было прекрасное здание Литовекой госу-
дарственной оперы. Вторжение немецко-
фашистеких разбойников прервало все
эти благие начинания. Для Вильнюса, на-
стало самое трудное и горестное время за
всё шестисотлетие его существования. На
столицу Литвы посыпались удары за уда-
рами, всё грознее, всё сокрушительнее.
Расхищены и уничтожены немецкими
варварами ценнейшие  невозвратимые
сокровища многовековой и прекрасной
культуры и искусетва литовского наро-
да. Большой, красивый и богатый горох
при немцах еле-еле влачил свое жалкое
существование. Немецкие  фазбойники
оставили в нем сто тысяч расстрелянных
и замученных жителей, тела которых они
сожгли.

Настал долгожданный чае освобожде-
ния Вильнюса, близится освобождение
всей Советской Литвы. Снова государ-
ственное алое знамя Литовской Советской
республики гордо реет над городом
с горы Гедимина. Наступают дни ее но-
вого, ещё более величественного расцвета!
Освобождённая от немецкой оккупации,
Советская Литва начнет свое новое
строительство, свой победоносный похох
в светлое будущее.

Людас ГИРА,
депутат Верховного Совета
Литовской ССР.

‚ЛИТОВСКОЙ ССР — ОСВОБОЖДЕН ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ. На снимках 1 На
поздравляют советских танкистов `с победой. 3. Улица города после закончившегося на ней боя.

леровцы. Отетупал, они взрывали позади
себя многие здания. А когда наши. войска
отбивали у фашистов какой-нибудь район
города, с воздуха обрушивалаеь на него
пикирующая авиация фашистов. Справа и
слева зияют воронки от немецких снаря-
дов и авиабомб. Валяются расщепленные
телеграфные столбы. Поперек дороги про-
тянуты мотки проволоки. У моста через
небольшой овражек лежит крыша двух-
этажного здания, стоящего рядом с доро-
гой. Группа красноармейцев топорами
разламывает крыйгу на части, чтобы pac-
чистить дорогу;

Красивые дачки и особняки, которые
издали кажутся такими уютными, вбли-
зи зияют чёрными отверстиями окон,
дверей и проломленных стен.

На одной из высот мы остановились,
чтобы посмотреть вокруг. И только тог-
да стала понятной героическая работа,
которую проделали наши войска, овла-
дев городом Вильнюе. Несколько дней на-
зад мы видели город издалека. Можно
было лишь угадывать, где и какие
укрепления имел тут противник. Теперь
же по этим укренлениям можно пройти
и внимательно осмотреть их. Все высоты
на подступах к городу опоясаны сплош-
ными линиями глубоких траншей. Они—
у подножия высот, на склонах и у вер-
шин. На гребнях расположены деревян-
но-земляные или’ зкелезо-бетонные ог-
невые точки. Невольно восхищаешьея
мужеством и мастерством войск, сумев-
пких преодолеть такие увренления.
НГоссейная дорога, точно Beep, вдруг
рассыпается множеством небольших до-
рожек, улиц и переулков. Здесь заканчи-
ваются предместья и начинается город,
Разрушений в нём больше, чем в пред-
местьях. На тротуарах — битые стекла.
Заборы валяются на мостовых. Так вы-
тлядит улица Росз. В начале её, на углу
стоят двое нитатских. У одного белая по-
вязка с тёмными полосками на рукаве,
у другого — красная ленточка на фу-
ражке. Они вооружены винтовками. 0ба
внимательно смотрят’ пе сторонам.
Это — литовские партизаны, три года
оперировавшие в файоне Вильнюса и
даже в самом городе. Партизаны вышаи
из подполья и несут службу городской
милиции. Они взяли на себя обязанно-
сти но регулированию движения на ули-
цах и поддерживают общественный но-
рядов. Нартизаны ведут борьбу против
диверсантов, оставленных немцами В
городе, вылавливают ионов и преда-

тили большие трофеи. `Шевее переезда
асположена железнодорожная станция.

ути тут забиты составами. Один к одно-
му стоят вагоны, паровозы, дрезины. Мно-
го вагонов, нагружённых продуктами пи-
тания} военной техникой, обмундирова-
нием, мебелью, а то и просто имуществом,
которое немцы отбирали у жителей. Всё
это немцы хотели увезти, но не успели.
Враг был окружен стремительным насту-
плением наших войск и уничтожен в са-
мом городе. Из Вильнюса не. ушёл ни один
немец.

Улица Роса выходит на проспект Субо-
чаус. Здесь совсем недавно гремели выст-.
релы. В силу привычки, выработавиейся
в течение нескольких дней боёв, жители
стремятся быстрее миноваль улицу. Мно-
THM ещё кажется, что вот-вот с чердака,
из окна раздастея пулемётная или авто-
матная очередь. Но этого уже нет. Враг
разбит, уничтожен или пленен. Узкими
переулками можно пройти от проспекта
Субочаус к левому берегу притока, Вилей-
ка и дальше — к месту его впадения в
реку Вилия.

* 7 }

Центр города. Там, где Вилейка впа-
дает в Вилию, находится красивый парк.
В центре много церквей и костелов.
‚Это——большие старинные здания © тол-
стыми стенами, которые трудно пробить
даже снарядом тяжелой артиллерии.
В центре города немцы дольше всего
сопротивлялись. Отеюда враг. выбит
совсем недавно. Но он успел сделать своё
грязное дело, разрушив ряд ценнейших
архитектурных сооружений. Бандитская
рука, не дрогнув, взорвала многие хра-
мы. Вругом хаотическое нагромождение
щебня, камней, дерева, железа, бетона,
арматуры: Прекрасные в прошлом улицы
Антокольекого, Вильняюс, Адама Мицке-
вича, Большая, Замковая во многих мес-
тах изуродованы пожарами, минными
взрывами. Гитлеровцы варварски разру-
шали центр города. Каждый обвобожден-
ный нашими частями квартал они бомби-
ли с пикирования, разрушая то, что не
уничтожили раньше.

Ещё вчера на улицах города и особен-
но на его окраинах мы встречали толпы
жителей, уходивших на восток. Это было
население освобождённых нами кварта-
лов. Все торопились уйти подальше от
немецких разбойников, под защиту
Красной Армии. Теперь мы наблюдаем
обратную картину. Из окрестностей в го-
роди к центру его тянутся толпы жите-

Город Вильнюс ‘ещё производит вие-
чатление ‚огромной баррикады. Кажется,
вот-вот может снова вспыхнуть бой. №
это только кажется. По всем улицам бре-
дут колонны пленных, В родным местам
возвращаются жители с тележками, тач-
ками, котомками, сумками и чемоданами.
Вильнюс начинает жить. Ещё нет город-
ских гражданских властей. Но уже есть
военный комендант. На углах-——красноар-
мейцы - регулировщики. Вместе с литоз-
ской милицией наводят они порядок. Уже
по столбам лазают связисты. Люди в рабо-
чих спецовках спускаются в люки на м9-
стовых и чинят водопровод. Уже разби-
рают камни и стекла с мостовых, разгре-
бают хлам возле дверей магазинов. Скоро
откроются магазины, торгующие хлебом,

солью и другими продуктами. Рассказы-

вают, что с тех пор, как ворвались в город
немцы, ‘жителям не было продано ни
одного килограмма соли.

В городе мы наблюдали, как целые
группы русского, населения _с0 слезами
радости бросались наветречу. краснозр-
мейцам.

—Сынки мои, — говорил какой-то
старик, -— орловские мы, орловекие, из
Орла... Нас в прошлом году пригнали
сюда.

Наши войска освободили большое ко-
личество населения, насильно угнанного
немцами из Орловской, Курской, Кали-
нинской, Витебской и других областей,
Эти люди \сейчас торопливо увязывают
свой скарб и спешат к коменданту горо-
да, чтобы получить разрешение нё от-
правку домой, к своим очагам.

Ещё совсем недавно закончилея Ooi,
Догорают здания в центре, в за
падной части города и у станции. He
убрано много немецких трупов. Всю
валяются разбитые

тельная работа. Железнодорожные радо-
чие и служанкие готовят к отправке пе.
вые поезда. Номанды красноармейцев бе-
рут на учёт трофеи, организуют охрану у
складов. Только в одном складе захваче-
но свыше тысячи ящиков сливочного
масла. Одна наша рота отбила у немцез
холодильник © большим  кодичествох
мясных туш. Трикотажная. фабрика ona-
сена вместе с огромным складом. Захва-
чены склады совершенно новых MOTO-
циклов и запасных частей к ним, велоси-
педов, камер, автопокрынтек и т. д.
Сизая дымка стелется над домами, са-
дами и рощами Вильнюса, над пригоро-
дами и дачами. Вечером ‘отчётливо видны
огни таеющих развалин. Но это уже

последняя страница разыгравшейся здесь
битвы.

Подполковник Л. ВЫСОКООСТРОВСКИЙ.

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. (По теле-
графу от соб. корр. «Красной звезды»).

В честь славной победы ь

ЛЕНИНГРАД, 13 июля. (ТАСС). На ор-
деноносной фабрике «Скороход» работают
литовцы Уршуля Канис, Станислава Най-
ковская, Генуэфа Болтремас, Анна Радюш
и другие. Горячие поздравления были об-
ращены к ним в день, когда Красная Ар-
мия начала освобождать от немецких за-
хватчиков литовскую советскую землю. Но
особенно радостно поздравляли скорохо-
довцы своих товаришей по работе сегодня,
когда приказ Верховного Главнокомандую-
щего возвестил о возвращении в советскую
семью литовской столицы—города Вильнюс.

Множество людских рук тянулось к сы-
новьям и дочерям. литовского народа. От+
вечая на приветствия, старая производ-
ственница, мастер швейного участка Анна
Радюш, не скрывая слёз радости, сказала:

-- Сбросия е себя проклятоё иго родной
Вильнюс. Три года гитлеровские бандиты
терзали литовский народ, разоряли нашу

страну. И вот настал час возмездия. В этот
радостный час я от всей души хочу побла-
годарить славных советских воинов, несу-
щих на своих знамёнах свободу и счастье.
Я— старая женщина, но, сколько есть сил,
буду помогать освобождению советской зе-
мли. Обязуюсь сегодня на своём участке
изготовить сверх нормы 250 пар обуви...
moe этому обязательству присоединила
голос молодая стахановка. Г

Болтремас. imi

Почин патриоток подхватил весь коллек-
тив фабрики. Многие скороходовцы реши-
ли дать за смену как можно больше. про-
дукции сверх плана, салютовать стаханов.
ским трудом воинам-освободителям.

Освобождение Вильнюса с радостью
встречено повсюду в городе Ленина. Ле-
нинградцы от всего сердца привётствуют
братский литовский народ в час его тор-
жества над вековечным врагом.

одной из улиц города Вильнюс. На передием

плане — отбитое

Стал Вильнюс родной
свободным

Шумите, вольные реки,
Сливайся с Вилиесй, Неман,
Скажите всем, что навеки
Враги недвижны и немы.

Пусть каждый камень расскажет
О нашем мужестве в битвах.
Сбивадн мы головы вражьи,
Платя за детей убитых.

Голубоглазые реки,

Вы рокотом многоводным
Скажите всем, что навеки

Стал Вильнюс родной свободным.

Саломея НЕРИС.

Иеревела е литовского
Вера ЗВЯГИНЦЕВА.

м Е И а а

У гитлеровцев орудие. 2. Житехл терода`

Фото Ф. Кислова. (ТАС.

пушки, сожженные
‘танки. Но в городе уже началась созида-

г

че”