a

PS ress = г
Е И ЕЕ ЕЕ ee I SLSR eae ТРИ

ПРАВДА

; TLE Ne I NI RE EI ee

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ.

Крымский фронт. 1. Орудия батареи лейтенанта Кондрашова ведут огонь по вражеским самолетам. 2. Красноармеец-заряжающий зенитного орудия Ф. Жуковец, сбивший
прямой наводкой «Мессершмитт-109». 3. Майор морской пехоты И. К. Лопата и краснофлотец Н, Сумцов, уничтожившие в тылу врага более 30 фашистов. Фото ©. Короткова.

Гернизон дома No 24

Из окна комендатуры застучали станко-
вые пулеметы. Очереди прошли сначала
над головами бешено скачущих лошадей,

Горшков, присев, у подоконника, кричал:
—- Вот эте запаниковали. Вот это да!
Серый дым полз из чертачного люка, 05-

потом расщепило оглоблю. Встав в санях   давая едким угарным теплом.

на колени, Горшков метнул в окно комен-
датуры гранату. Савкин, лежа, бил вдоль
улипы из ручного пулемета.

Чугунная тумба попала под сани. Бой-
пов вышибло из разбитых саней. Волоча
обломки, лошади ускакали.

Команлир наступающего на город 6a-
тальон» Павлов. сказал:

— Бойцы, вы слышите эти выстрелы?
Это дерутся наши гвардейцы. Тысячи пуль,
которые обрушились на них там, могли
быть обрашены против вас. Пусть имя ка-

Улегшись в канаву, Савкин отстрели-  жлого из них будет жечь ваше сердие.
тался от голубого жандарма, уцелевшего в  Вперед, товарищи!

комондатуре. Горшков вокочил в двери
ближайшего дома, но через секунду выбе-
жал наружу и, прислонясь к косяку, мет-
нул внутрь гранату. Взрывом выбило стек-
ла вместе с рамой.

Поднявлтись с земли, Горшков крикнул:`

— Сюда, ребята!
Кустов вбежал в наполненное
здание. За спиной у него  миномет,

кам. в руках он держал ящик с патро-
нами,

Прололжая отетреливаться, внолз  Сав-
клн. Не оглядываясь, он поспешно при-
ладил на подоконнике пулемет и продол-
жал бить короткими очередями.

Немецкий офицер, шатаясь, поднялся ©
пола. Кустов. руки которого были заняты,
сначала растерялея, потом высоко поднял
ящик е патронами я с силой обрушил его
на голову немца. Офипер упал.

Пули © визгом
крошили известку. Протерев  слезящиеся
от известковой пыли глаза, Савкин пере-
бегал от олного окна к другому, меняя
огневую позицию.

уларялись В стены Й   лоуки...

И бойцы пошли в атаку.

А из крыши дома № 24 уже валил
черный лым, и яркое пламя шевелилось на
кровле, порываясь лететь в небо. Слус-
тившись с чердака, жмурясь от дыма, ву-
сетов отбивал руками тлеющую одежду.

Немецкие солдаты пошли ‘на штурм

ДЫМОМ   лома. Взрывом гранаты вышибло двери.
Два   Ударом доски Кустова бросило на пол. На-
железных ящика © минами висели по 00- шарив в дымном мраке автомат,

прижав
приклах к животу, он дал длинную 0че-
рель в пустую лверную нишу, и четыре
солдата растянулись на пороге.

Тогда немцы выкатили пушку,

Савкин положил перед собой гранату:

— До последней точки кемцы дошли.
Из пушки сейчас палить будут. .

Снарядом вырвало у злания угол, и В
лопнувшую крышу выдуло тучу дыма,
рояшуюся искрами. Следующими выстре-
лами горящий дом был превращен в 956-

Батальон ворвался в.город и после ко-
роткой тесной схватки занял его. Бомбат
Павлов выстраил бойцов перед развалина-
ми разбитого лома и стал произносить речь

Немецкие солдаты вытащили Ha крышу   в память трех павших гвардейцев.

соселнего здания станковый лулемет. Тя-

А в это время из подвального окна вы-

желые пули, ударяясь о каменные CTCHBI  yo, человек в черной дымящейся одежде,

высекали ллинные синие искры, но прибе-
жал взволнованный офицер и приказал
солдатам прекратить стрельбу. Дело в том,
что немецкий гарнизон, оставшийся в хо-
рошо ‘укрепленном пункте №, должен был
прикрывать отступление основных CHI.
Они были обречены, но солдаты не знали
06 этом. Теперь они умолкли.

Обеспокоенный наступившей тишиной,
Горшков угрюмо сказал:

— Что же такое, ребята, получается?
Приехали три советских гвардейца, а нем-
цы на них внимания не обращают.

Савкин, зажав в колени диск, заклады-
вая патрены, огорченно добавил:

— А командиру чего обещали? Не по-
лучается с паникой.

— Получится! — сказал глухо Кустов
и, взвалив на спину миномет, пополз по
разбитой лестнице на чердак.

Вскоре здание начало мерно вздрагивать.
Это Кустов уже работал у своего миноме-
та. Прорёзав кровлю, выставив ствол на-
ружу, он вел огонь по немецким окопам,
опоясавших город.

И немцы не выдержали. Они открыли
яростный, истеричный огонь по дому, в
котором засели тварлейцы. .

за ним — другой. Третьего они подняли
и повели под руки. Встав в строй, один
из них осведомилея, что тут происходит.
И когда боец об’яснил ему, Савкин сер-
дито сказал:
— Немцы похоронить не могли, & вы
хороните. _
И хотел доложить командиру, но Кустов
азал:

*— После доложим.

И команлир Павлов говорил эту пламен-
ную речь, полную гордых и великолепных
слов. А три гварлейца стояли в последней
шеренге крайними слева, с вытянутыми

ло швам руками.

И когда командир увидел их и стал уп-
рекать за то, что не доложили о себе, три
гварлейца ве могли произнести слова, так
они были взволнованы.

Командир, махнув рукой, сказал:

— Ладно. ступайте в санбат. — Потом

добавил: — Теперь небось загорлитесь?

— Чт вы, товариш командир! — горяча
заявил Горшков. — Вель это же все по
недоразумению сказано,

В. КОЖЕВНИКОВ.

Западный фронт.

Кровавые злодеяния гитлеровцев

(От спепиального военного корреспондента «Правды»)

Глухо доносятся ло Оломны раскаты ору-, В одном из колхозных домов собелней
дийной канонады. Линия Фронта лалеко  деревни Гороховец временно поселился же-
отодвинулась от этого села, но кровавые   лезнодорожный рабочий Александр Вриво-
слеты напоминают и сейчас о недавнем   боков е женой Екатериной Хазовой и ее
пребывании здесь фашистского зверья, ^ родными. При обыске немцы обнаружили

Чудовищные злодеяния творились в У Него немного крупы и сухарей. 910-
этом некогда цветущем колхозном селе   Го было достаточно, чтобы заподозрить ра-
гитлеровскими  бантитами. Заброшенные бочего в связи с партизанами. Кривобоко-
землянки они превратили в могильные Ва повели в Оломну в неменкий штаб. Вею
склепы, где были заживо погребены сотни   НОЧЬ его там пытали и мучили, а на утро
замученных ими советских людей, Жуткая колхозников стали сгонять в центр дерев-
картина кровавого фашистского разгула! НИ, Где палачи уже готовили висетицу.
недавно вновь предстала перед глазами   Затем. со стянутыми веревкой руками к
колхозников и красноармейцев. месту казни привели приговоренного.

На-днях в лесу, недалеко от села, в Окровавленный, со следами мучительных
занесенных снегом землянках были 00-  ПЫТОК, он шел наветречу смерти с высо-
наружены трупы 216 бойцов и команли-  Ко поднятой головой. Когла его поставили
ров Красной Армии, раненных на поле боя   на телегу и накинули на шею петлю, он
и попавших в лапы к врагу. Неестествен-   ударил каблуком стоявшего рядом офицера
ные позы трупов, запекшиеся, зияющие   и плюнул ему в липо. Чалачи пришли в
раны, кровоподтеки и ожоги на телах,   ярость. То затягивая медленно петлю, то
ee bce pie orga rom ol eg pol снова ее ослабляя, они не давали своей
детельских показаний говорили о проис- о лени
шелшей здесь ужасной“ трагедии. Раненых ‚азнь в течение получаса. Две нелели по-
храсноармейпев и командиров фашистские   Ве\енного не снимали с виселипы. Е гру-
изверги подвергали мучительным пыткам,   ДЕ его немцы тпиипепили хдошечку © над-
умирающих и истекающих кровью бойцов   ПИСЬЮ: «Кто имеет связь с партизанами—
они вповалку вместе с трупами бросали в  Честь всем будет такая».
холодные землянки, обрекая на гибель от Той же ночью вместе с Кривобоковым
ран и мороза. Пытавшихея убежать на-  немцы арестовали и увели его жену Ека-

терину и двух ee сестер. У 17-летней

стигала пуля немецкого часового.

Олна из‘землянок была немецкими` кан-  Клавдии при обыске нашли ее комсомоль-
нибалами подожжена. В ней заживо ‹го-  ский билет и фотографию паренька в во-
рело более 50 бойцов и командиров. Фа-  енной форме. Вею свою звериную злобу
птистские мерзавцы надеялись скрыть свой   обрушили фашистские палачи на комсо-

молку. Замучив ее сестер. они подвергли

злодеяния. Не вышло! Поспешно улирая
под стремительным натиском Красной Ар-  Влавлию ешё более утонченным и ллитель-
ным пыткам, требуя, чтобы она сказала,

мии, гитлеровское зверье нё сумело 3aMe-
сти свой кровавый след. На некоторых тру-   где партизаны. Девушка молчала. Гитде-
ровпы жгли её на раскаленной печи и

пах уцелели обрывки документов и крас-
шпарили ноги кипятком, избивали плеть-

ноармейских книжек,
Но не только бойцов Красной Армии ми и шоуполами, пьяной оравой поочеред-
Но насиловали,

зверски терзали и убивали гитлёровские
злодеи. Такой же могильный склеп был   Односельчане знали 0б ужасной участи
трех сестер, но исход пыток был неизве-

устроен ими в одной из землянок на око-
лице Оломны. Здесь, срели груды трупов,   стен. Немцы держали в тайне судьбу сво-
лежали изуродованные тела трех женщин.   их жертв, и у многих теплилась надежда,
Колхозники © трудом опознали в них се-  970 сестры Хазовы остались в живых.
стер Хазовых— Екатерину, Клавлию и Гла-  Страшная находка в землянке рассеяла все
фиру. Страшная находка в блиндаже про-  сомнения. Палачи довели све кровавое
лила свет на конен трагедии, происходив-  дело до конца. -

шей в Оломне в дни захвата ее немецки-
ми оккупантами,

Л. ГАНИЧЕВ.
Действующая армия.

нити ПОЛЕ БОЯ

(ERSTE DAT eee Ee
Артиллерист прищурился слегка,
Довольный в этот день своей работой:
Качнулись в стереотрубе снега
С бегущею немецкою пехотсй.

Передо мною мирные снега,
Деревни русские. да небо голубое,
Но в деревнях — позиции ерага,

А снежные долины — поле боя,

Упорен бой, зарылся в земпю враг,

Но западный в лицо нам дует ветер,
Тяжел в бою красноармейский шаг,

Но с каждым шагом ближе мы к победе.
Калининский фронт.

Грохочут батарем за бугром,

И снеговой огнем сверкает гребень.
Над полем боя не смолкает гром

В морозном, но почти весеннем небе,

Большевики

Когла говоришь о роли наших армей-
ских большевиков в упорных наступа-
тельных боях, которые расная Армия
ведет. сейчас, всегда вспоминается булнич-
ный и вместе с тем очень характерный
случай, происшелигий недаено на одном из

` участков Калининского фронта.

Мотострелковый полк получил приказ
прорватьея сквозь линию вражеской 0бо-
роны, зайти в тыл противнику и пере-
сечь единственное поссе, по которому
немцы уволили свою технику H живую
силу. Перед наступлением партбюро с9-
брало коммунистов. Не пропустить немцев
по шоссе! Так был поставлен вопрос. Пар-
тийные силы были распределены таким
образом, чтобы коммунисты нахолилиеь на
самых ответственных и решающих учает-
хах боя.

Весь политический актив полка, начи-
ная от комисеара полка и кончая ротными
агитаторами, пошел к бойцам, чтобы
раз’яснить им боевую задачу.

Началось наступление. В передних ше-
рентах шли коммунисты-агитаторы Да-
вылов. Калугин, Сергеев, Музыкантов,
Волков. Еще несколько минут назад они
воолушевляли бойцов правливьым больше-
вистским словом. Сейчас они агитировали
примерами личной храбрости и мужества.
Они шли вперед по снежной целине, и на
самых решающих участках наступления
вилели комиссара полка.

Стреинтельным броском полк сдостиг
шосса. вышиб с него немцев. Стремясь
сохранить cede последний путь отхода,
врат бросил против полка все, что имел
на этом участке. Немцы обрушили на
110666 всею огневую мощь своих батарей,
поливали его ливнем свинца.

Напряжение боя возрастало. Смертёю
храбрых пал командир полка. Ето заме-
нил комиссар полка Гуцулюк, HO H ero
ранило осколками разорвавшейся мины,

Тяжело раненого комиссар» санитары по-,

Немцы усилили нажим,
обрушились Ha один из

несли в тыл.
стремительно

идут вперед

флангов, Бойцы дрогнулв,
ДИТЬ. :

Тогда комиссар приказал  санитарам
остановиться, снять Фго с носилок, поета-
вить на ноги. Окровавленный, бледный, он
преградил путь отходящих. Он уже ниче-
то не мог говорить и только слабеющей
рукой ‘показывал обратно на Шоссе. И
люди поняли этот жест своего комисвара
Они остановились. Они повернули назад.
Вто-то крикнул:
`-—- Отомстим за кохиссара! Не пропу-
стим гадов. на шоссе!

Враг был опрокинут, бойцы снова вы-
рвались. на Шоссе и так вцепились в него,
что #0 подхода наших OCHOBHHIX сил
не пропустили по нему ни одного немца.

Я подробно рассказал 0б этом неболь-
TOM эпизоде. каких много можно наблю-
дать сойчас на фронте, потому, что в нем,
как солнце в капле волы, отражена орга-
низующая роль армейских больневиков в
героических наступательных боях.

В наступательных боях роль коммуниета
особенно велика и ответственна. Словом и
делом, кажлым поступком своим, личным
примером отваги, бесстрашия, мужества
армейские большевики усиливают насту-
патольный порыв наших частей.

На одном участке наша наступающая
часть натоленулась на сильное немецкое
укрепление, густо насыщенное ’пулемет-
ными гнездами Наступление затормози-
лось. Тогла коммунист сержант Акуленко
вызвалея уничтожить вражеские пулемет-
ные точки. Со своих ручным пулеметом
OH подполз к самым вражеским укрепле-
ниям и стал почти в упор расстреливать
немцев. Он принял на себя огонь всего
укрепления. Воспользовавиись этим, наш

начали отхо-

часть ударила во фланг немецкой обороне  /

и вышибла немцев с укрепленной позиции.

Армейские большевики показывают
пример, как нужно сражаться до послед-
ней капли крови. Сержант ‘коммунист
Васильковский, увядев, ‘что его фота не
может продолжать наступление под силь-

пользуются у бойцов большой любовью и
крепким авторитетом. Они велут большую
работу с новым пополнением. помогая но-
вичкам втянуться в боевую жизнь, ос-
воитьея е фронтовой обстановкой.
Храбрость, отвага, мужество — эти ка-
чества, всегла отличавшие русского воина
еще со времен Александра Невского, 060-
бенно развиты в Красной Армии, и нет в
нашей армии фигуры более презренной,
чем трус. У советского бойца ne дрогнет
рука уложить нз месте труса и преда-
теля, порочатего славные боевые знамена
его части. Но не нало смешивать тру-
сость с нерешительностью и растерянно-
стью. которые иногла проявляют некото-
рые бойцы в первых боях и которые об’-
ясняются их незнакомством с боевой об-
становкой Нал воспитанием мужества,
нал боевой закалкой таких люлей немало
работают сейчас армейские большевики.
В первом бою красноармеец-новичок Чу-
риков заметно старался быть позади на-
ступающег подразделения. Коммунист
Журавский заметил это. После боя он
долго. беседовал с Чуриковым, рассказал
ему о героях части, 06 их подвигах, зачи-

ным огнем. немепких пулеметов, подполз к
вражескому ДЗОТ”у и бросил в него 4 гра-
наты. Немцы продолжали вести огонь,
прижимая наступающую часть к земле.

Тогла Васильковский бросился к ДЗОТ’у
и своей грудью заслонил пулемет против-
ника. Васильковский упал, перерезанный
очередью пуль, на пулемет. Вражеский
пулемет замолчал. Рота, мстя за смерть
своего товарища, резнулась вперед, вы-
била немцев из ДЗОТ’а, прорвала укре-
пленную линию и продолжала наступ-
ление.

Место коммуниста в бию там, гле наи-
более опасный участок, Tie особенно
нужны отвага, мужество, храбрость, Место
коммуниста и в часы отлыха, и в часы
подготовки наступления — среди бойцов,
там, где в лесном шалаше или у замаски-
рованного костра идет залушевная беседа,
где читают друг другу письма из дома,
Tle люди откровенно говорят о том, что
беспокоит их, что мешает им.

Большим авторитетом пользуется в од-
ной из частей боец-коммунист Захаров, в
недавнем прошлом  металлист-стахановец,
хорошо известный уральским рабочим

своими трудовыми подвигами. тал ему несколько страничек ‘из «Сева-
‚ Захаров ‘олнажлы заметил, что boen стопольских рассказов» Льва Толстом.
Осипов, веселый и храбрый  парень,  В следующую атаку они пошли рялом,
вдруг погрустнел, стал залумчив, вял,  пзечом к плечу. Чуриков наступал с ‹а-

мыми передовыми, а Через некоторое вре-
мя его имя прогремело по всей части; в
бою он уложил штыком и прикладом
6 немецких солдат. Сколько таких людей,
проявлявших в первых схватках © врагом
боязнь, блатодаря помощи бейцев-комму-
нистов стало бесстрашными воинами, ге-
роями отечественной войны.

Красная Армия ведет ожесточенные бой
на огромном фронте, наносит немцам удар
за узаром, теснит их, очищая от фашист-
ской погани советскую землю. Велвкая
честь организаторз этих побед приналле-
жит большевистской партии и © вождю,
величайшему полководну нашего времени—
тозарищу Сталину.

Корпусный комиссар Д. ЛЕОНОВ.

Калининский фронт;

не стало в нем прежнего боевого ‘пыла.
Захаров потолковал с них, и выяснилось,
что OH уже третий месяп He полу-
чает из дому писем и очень бесто-
коится о жене и ребятах. Захаров напи-
cal письмо в партийную ‘организацию
завода, где работал Осипов, попросил по-
мочь, & через некоторое время Осипову
принесли целую пачку писем. Оказывается,
жена, выехавшая в леревню, потеряла его
адрес и не знала, куда писать,

C rex nop тесная дружба  связалА
этих двух бойцов, и, когда Захаров илет
в развелку. ‹ нии всегда илет Осипов, он
берет его с собой, как самого надежного
боевого товарища.
` Такие коммунисты, как Захаров, имё-
ются в каждой роте, в каждом взводе, они

a aa оные eee НВ Oe tren
a atl ap ae ee el nae kimi

8 МАРТА 1942 г. № 08 (833%

5 РЕ = SS =
See ee ee ee EEE Eee é

ПИСЬМО НА ФРОНТ МУЖЬЯМ
и сыновьям

Дорогие мужья и дети каши!

Поеьмо это из Борского колхоза имени
Сталина, Горьковской области, пишут
ваши матёря и жены, которые без вас
продолжают укроплать наше ‘общее артель-
ное хозяйство. .

После того как вас призвали в Врас-
ную Армию для защиты нашей родины,
колхоз не облабил своей работы. Вонечно,
трудно нам сейчас, праходится всякую
мужекую работу выполнять. Но работа
спорится на любол. участке. Сейчас го-
TOBHMCA EK весне. Женщины наши сами
возят навоз, подготавливают необходимый
инвентарь, готовят парники к побеву.

Попрежнему хорошо и, пожалуй, даже
ayame, чем до войны, работают наши
животноволы. 3а прошелшай год. колхоз
получил сверх плана одиннадпать тысяч
литров молока. Полностью сохранено по-
головье на молочно-товарной, свиноволче-
ской и овпеволческой фермах. Сберегли
мы в пелобти и скот, пришедший к нам
из колхозов, земли которых захватили фд-
шистские грабатеёли.

Отарательно работают ва фермах ваши
жены, дорогие бойцы. 3а свою работу
жена  красноармейца Пелагея Tianna
получила в порядке дополнительной опла-
ты трула 321 литр молока, мать’ красно-
армейна Пелагея Константинова —316
литров, жена красноармейпа Лидия Маль-
пева за перевыполнение плана привеба
молодняка и сохранение поголовья полу-
чила 60 килограммов мясз.

Колхоз наш по некоторым видам поста-
вок уже расплатилея с тосуларством за
нынешний гол. Мы сдали полностью за
1942 rox Maco, шерсть, кожу, за полгода
слали молоко. и

Ни одно из начинаний, которые были

задуманы еще в мирное время, нё порт.
xo в воздухе, Построили мы п телатат,
и артезианский колодец. Сейчас заготоваь
ем топливо для наших колхозных масте.
ских по изготовлению кирпича.

Вместе с другими наш волхоз не py
уже посылал поларки фронтовикам. Сдал
мы в фонд кг, мяса и 1.300
литров молока, Выделили из общеколхо.
ных срехетв в подарок героическим за.
щитнивам Ленинграда мябо ий масло.

Как видите, дорогие мужья и Jeri,
общихи усйляями мы подняли Bee wep.
триятия, которые в свое время были вме.
сте 6 вами задуманы. Не беспокойтесь
о вас, смело идите в бой, крушите гит.
леровцев, тоните их прочь ¢ наши
советской земли. О семьях не ik a
тесь. Колхоз поможет им. Многие ле
определены в ясм и детские
Красноафиейкам  подвезля дрова. Мары
Ивановне Беловой, кроме т&зе, переложил
печь,

Мы помним о нашей обязанности лат
больше продовольствия родине. Мы byity
бить фалтистов высокой продувтивносьу
общественного животноводства,  тоннам

мяса и масла, тысячами литров ммм,
Булем бить высокой урожайностью mt’
колхозных полях с такой же силой, с м.

кой вы громите немепко-фашистеких окху.
пантов.

До свидания, дорогие мужья и кт
Желави вам скорее вернуться домой ¢
полной победой.

Зинаида Запевалова, Мария Клопова,

Александра Тагунова, Аниа Самыги.
на, Анна Макурина, Татьяна Кулряз-
цева, Феоктиста Смирнова, Мария

Кирсанова, Пелагея Тюлина, Пелагея

Константинова и Лидия Мальцева,

В нашей семье

Слава тебе, советская женщина, слаза
НФ только за то, чт ты храбра на фронте
и горяча нз работе. Слава за то, что ты
не поникла перед тяжестями, которые при-
несла война, не раккисла, не повесила
свою голову,

Многое изменилось в личной семейной
жизни женщины. Многое смято. Среди бела
дня ворвался Гитлер в чужой мирный дом.
Но не смять. ему главного — душевной
тверлости надшей женщины, сил ее жиз-
ненных, любви кв советской земле.

Мы приоткрываем двери в одну зяло-
вую семью. Красная Пресня. Рабочий по-
селок Трехгорки. Жила большая, дружная
семья. Веселая, шумная. И варуг все из-
меналось. Ушел на фронт сын Ваня—гор-
дость матери. Ушел на передовые © опол-
ченпами муж — Василий Андреевич, чу-
лесный семьянин, теплый человек. с кото-
рым жили душа в лушу. Ушел на фронт
и третий мужчина из семьи — молодой
зять Алекеанлр. муж лоючери Нюры... За-
плакала Агафья Карповна? Нет, не заплз-
кала. А было это нелегко. Вся душа го-
рела, когда прижимала к грули родных
теплые головы. Больно Уколола мысль:
«А. может, в послелний раз? Может, и не
вернутся... Неужели нет?»

И выпрямилась, блеснула карими, моло-
дыми еще глазами.

— Ну, илите, ролные, по-хорошему. Бэй-
те проклятого. Для него, что ли, мы свою
жизнь строили, берегли, как цветок чи-
стый!

Так и сказала Агафья Варповва. И ж-
бавила:

— 0 нас не беспокойся, Вася, не
сомневайся, себя  берзгите,.—И отвела
глаза.

Оценил Василий Андрёевич словз жены,
крепко обнял, и помолчали они минут-
ку оба. Оценили и’Ваня, и Шура — зять.
Ваня так и сказал: «Мама, вы у нас си-
лачка». А Шура — зять: «Мамаша, не-
счётный раз спасибо з& все, крепитесь,
енова булет на нашей улице празлник!»

Облегченно взлыхает Атафья Карповна,
вспоминая, как хорошо сумела проводить
СВОИХ ВОИНОВ.

И вор они ушли. И в квартире сразу
стало странно и ново без мужчин. Поло-
шл» К столу, потрогала рукой пеловурен-
ную кем-то папиросу.

(бились в кучу вокруг Агафьи Rapnos-
НЫ все остальные члены семьи — бабуш-
ка Евлокия Васильевна. сынок тринадца-
тилетний Миша. лочки — малолетки Лиза
и Катя, лхочка Шура левятналиати лет и
Нюра ¢ двумя малышами — трехлетней
Валюшкой и грудвым Шуриком. И ве,
кто постарше, смотрели во все глаза на
Атафью Карповну.

— Ну. мама? Ну? Как же мы будем?

Притлалила лалонью растрепавшиеся во-
лосы. окивула взглядом свою артель, от-
ветиль тверло:

— Будем переживать. Ч19 ж теперь
делать-то, милые, мои, a кто ж Гитлера
прогонять будет? Bor они и’ пошаи... па-
паня. Шура, Ваня... Будем жить. Булем
и мы помогать. i

Так и сказала: «Рулем и мы помогать».
Й все, пошлю своим чередом. Агафья Вар-
повна и Шура с утра — на ролную Трех-
горку, гле работали слесарями муж и сын.
Нюра с бабушкой — по хозяйству. Миша
XOINT за пролуктами.

В красильнох цехе на ситценабивной
Никто Никогда не вихит торечи в глазах
помощника мастера Агафья Карповны
Дурняшевой. Работазт крепко, все пол ру-
ками кипит. И всегла находит сердечное,
освежающее слово лля тех женщив, на #о-
торых Рдруг нахлынет злая кручина.

— Милая моя, ла разве это трудности,

‚мы настоящих трулностей-то еще и в гла-

за не вилали. Слыхала ли ты, что фашист-
ское зверье в районах оккупированных
делает...

Й дома всегда нахолиг спокойное слово.

— Мам, холодно сегодня как в кварти-
ре... Смотри, пар идет,— жалуется кто-
нибудь из семьи.

— Нальшем сейчас — вот и потепле-
ет. Милые мои, ла разве это холол. От-
Цу-то, поди, в окопах куда холодней... 7

— TH Bee смеешься. мама.— Ho пу
самих уже улыбка на губах.

Лизу и Катю ¢ бабушкой, а потом и
Нюру © малышами пришлось отправить
туда, гле им будет жить посповойнее, “Рас-
ставаться было нелегко. Лиза и Катя o6-

хватили торязо руками шею, омывали м.
бячьими горькими своими слезами уз
ринское липо.

— Tas надо. дочушки мон, Ги
побъем и снова вместе будем.

{$ — А тты с намя, маманя, поезжай.

— Да ведь Красную-то Армию одел
надо, кто ж им суконие ткать ла краси
будет, глупые мои.

Проводила. Миша пожелал остаться ¢
матерью. «Вы © Шурой будете на фабу:
ву ходить, & я по хозяйству». Теперь в
семье совсем тихо, пусто, перебрались в

голну комнатушку. Oxna заколочены. \

было -— двенадцать дут, звенела квалти-
‘pa голосами! Вон, чулочек катин лежит,
забыли... А вот картинки, которые Диз

варисовала и прислала по почте, И в
таки никому не ласт Агафья Карповна 34-

метить Ha своем лице печаль. И писье

от нее на фронт идут без жалоб, без ©лез,
без нытья. От писем таввх еще крепае
дерутся балтийский моряк Ваня, танкит

Шура, ополченец Василий Анцеевич.
«Нам особенно обижаться не на чего —
выволит Атафья  Карповна на бума-
те, — только обижаемся на кровавого зверя
Гитлера. И шлю я тебе, дорогой ‘сыкочех
Иван Васильевич, материнское благосзо»
ние, чтобы ты имел силу и мужеетю №
бёждлать кровавого лютого зверя...».

Только мучительно, если долго нет o>
вета. Тогда Атафья Карповна бережно !
стает охапку уже читанных, перечити
ных мтноем и перел сном их еще раз 1
тают. Уж знает наизусть каждое `61080—
что Ваня писал, что Василий Андреев,
зто Шура...

Свежее письмо — праэдник. Тома 1
Агафья Взрповна, и Миша, и Шура ве п.
дят, & летают. От отиа давкю, очень д8з80
нет вестей. Жив ля?

=— Дайте папанино послелнее письуо—
говорит Атафья Карпозна, и блестят
карие глаза ее вдруг тускнеют.

«Любящая супруга, Агафья Карло
На, и дорогие летки»,— трепеща, читает
Миша, и вдруг обрывает чтение Агафы

Овна:

— Вот что, Мишенька, сяль-ка — 11:
пиши письмо на фронт. Hy, Bane наше
ши, Ване...

— На буду, мама.— тихо Gopxowr Mr
ma. И спорит с Матерью: Bako написать
зо и он. Миша, делает что-то полезно
для фронта, а так писать ему CTH.
Вот cieaaet чло-нибуль полезное и Hal
mer.

Салитея Атафья Карповна сама пЕсать
любимцу Ване: «Сынок ролной, вы тах
Жизни своей не жалеете. а мы вах 1
мощники — хороши ля? Вон и Миша fad
стесняется тёбе писать, да и Шура. №:
учи, сынок, как помочь вам». Приходит от-
вет от балтийского моряка: «Мама, 1000
ras, ла трудом своим и помогай, ув
личивайте еше выпуск пролукции, верьте,
ваш труд нужен лая фронта»,

Еще сильней, еше больше работает в
цехе Атафья Кафрповна. Поеде tpy1020%
дня ходит по пехам, говорит с ткачиха
ми: она теперь — член фабричного ком“
тета. Вот полбила сейчас работЕиц огоро-
ды свои сажать, и уж многие решили в\е-
ете с ней взяться за огородное хозяйство.
Ш все ей мало. Хочется слелать лля poi
та, ме сын ев, где муж её, зять, 910-19
большое, очёнь большое, Илет записывать
ся в доноры. Приходит огорченная— ве 32
писали, здоровье не позволяет. Собирзм
вещи для населения. пострадавиеего от гит
леровских dant, Собирает поларви №
фронтовиков. И вот сама едет wa Samay
фронт отвезти эта подарки. Миша, Шура
укутывают потеплее Агафью Rapmosay.

— Ну, смотри, мама, будь осторожней,
вель стреляют. там. c

—- Ничего. милы», как же папаня-10 ля
Ваня наши там. Я такой же человек, ка
они. А, может, и встречу их там,— Abr
бается счастливо Агафья Rapnosna.

Й вот она на ponte... Ona попала в
торячий час. Илет 60й. Встречается с 60°
цами, которые только что вернулись 6 п-
ля битвы..Они усталые, потные. Атафы
Карповна кому-то помогает евять набуз-
шие валенки © ног. У кого-то стирает 0
лба платком пот. словно перед ней родвой
сыя или муж. И жарко шепчет:

— Милые мон, о наб me беспокойтесь,
мы крепко держимся. Мы, женщины, #8
переживем. А вот теперь побывала у 54°
и вовсе кажется мне легче наша женская

HSH,
Елена КОНОНЕНКО.

сазы

м
[ax

wae
ue
1 sot?
  pnt
1%
ris)
ib
вы

tH
  `В

ity
jy bm

by