)

ПРАВДА

ги шем

——

of

КНИГА О ВЕЛИКОМ ПРЕДКЕ РУССКОГО НАРОДА   ИНОСТРАН НАЯ, ПЕЧАТЬ И РАДИО

О ПЕРВОМАЙС

(Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Москва, Советский писатель, 1941 год)

Приближалея час решающей битвы...
«Врат будет неистов,— говорил Димитритю
Сергий, — ибо Орла, ежли вернется к себе
без победы, падет. Это ее бой решающий,
но и для нас он решающий тож. Крови
польетея полная земля, но, коль враг одо-
леет, вся жизнь наша кончена. Не оста-
нется городов, не останется и мовастырей;
тде же тогда будут лежать книги наши,
наша вся мулрость, знания, вера? Снова
потекут века рабства, и Русской земле. уж
никогда we всталь. Не бойся ни потерь,
ни крови. На тебе вся наша земля лежит,
сие есть груз тяжкий и темный; напря-
гись, сыне мой, господине мой, Димитрий
Иванович, мужайся.

— Не уступлю!- ответил Димитрий. —

1378 год...

«Снова шли татары na Русь. Там, тде
прежде звенели ласковые славянские пес-
ни. там, где, бывало, девушки евивали <
гприпевами тугие венки, ныне лишь ястре-
ба взлетали с тревожным  клекотом, лишь
совы жалобно стонали по ‘ночам. Там, где
некогда соха ратовала за урожаи, где ок-
рик ратая бодрил коня, ныне лишь кроты
рыли поле, жаждавшее плодоносить. Там.
ге прежде теснились очати и кровли, где
торг и труд собирали людей в одно место,
ныне Bee покрыл бурьян и поселились
щеглы. Снова шли татары на Русь».

_ На Мозкву шли татарокие орды, пыли,
как на военную прогулку. Они рассчиты-

Но был врал, © которым предстояла
смертельная борьба: это. были монголо-та-
тарские завоеватели. Они закрыли торго-
вый путь на Восток, Они каждолневно 1a-
вали 0 себе знать’ гарью русских сел,
разорением родной земли. Под тяжестью
татаро-монтольского ига стонала земля
русская, накитала в душе русских людей
ненависть к завоевателям, Но к борьбе с
этиу вратом надо было готовиться серьез-
но и умело.

Димитрий вилел, что воины его от души
бились, но биться еще не умели. Москов-
ские войны ‘Учились, овлалевали воен-
ным опытом и искусством, Улучшалось и
вооружение. Бывало, топорами  вооружа-
лись. Постепенно и настойчиво Димитрий

НЬЮ-ЙОРК. 1 мая. (ТАСС). Вся амери-
канская печать на видном месте пуоли-
кует приказ Наролного Комиссара Обороны
товарища И. Сталина. Газета «Нью-Йорк
таймс» помещает на первой полосе пол-
ный текст приказа, сопровождая ето круп-
ным заголовком: «Приказ Сталина призы-
васт к победе в 1942 тоду». Газета
«Нью-Йорк теральд трибюн» публикует
подробное изложение приказа под затолов-
ком: «Россия продолжает наступать.
Красная Армия сейчас сильнее, чем
месяцев тому назад». «Сталин  привет-
ствует  англо-американскую — помощь».
Текст приказа опубликован также в газе-

вали на легкую победу, на обильную до- ii 0
быту. : свозил в Москву самое лучшее оружие, ка- Сам вижу, отче Сергие, нельзя усту- те ноя Е : Oe ari ait:
`’ Начиная новый похол, татары были уве-   К0® только доставал в заморских странах.   пать». риказ товарищ рок

}  Ж * ликуется не только В нъю-йоркской печа-

Ла и свое оружие стали ковать доброе.
Димитрий велел воздвигнуть вокруг Кремля
каменные стены и бани.

Димитрий Иванович был первым князем
Руси, который решилея полнять оружие
против татаро-монгольского ига. И он Be
ждал пассивно, а ковал свой час, присталь-
но наблюлал за междоусобной борьбой ха-
нов Золотой орлы и упорно собирал земли
русские вокруг Москвы экономическими.
дипломатическими и военными средствами.

Подготовляя русский народ к освободи-
тельной войне с татарскими захватчиками,
Димитрий пускал в ход побывальшины и
былины, содержание которых ‹ам же вну-
шал певцам, гуслярам. «Надобно петь
так, чтоб от татар пух летел», — поучал
княжеский писец, диктуя певцам слова
побывальщины.

Книга рассказывает, какую помощь В
борьбе за освобождение русской земли ова-
зывали князю Димитрию церковь и особен-
0 монастыри, собиравитие в своих обите-
лях и средства, и людей. и запасы.

Сохраняя полную историческую правхи-
вость, автор ярко показал, как росла и
богатела Троице-Сергиевская лавра в глу-
хом лесу и какую роль она сыграла в под-
готовке борьбы против татарского ига.

Сергий, как и князь Димитрий, готовил
народ к свержению иноплемевного ига.
Призыв почитаемого народом старца раз-
носился по всей oman.

рены, что в результате более чем столет-
него татарского ига Русь окончательно по-
давлена, смята, раздроблена и не способна ®
сопротивлению. Они надеялись взять Мо-
скву быстро и разграбить ‘ее дотла.

Но не та была Русь, не та Москва и не
тот князь, каких ожидали видеть монтоло-
татарские завоеватели. На борьбу против
татарского ига поднялся русский народ, &
во главе его —— собиратель Руси — вели-
кий князь московский Димитрий Иванович,

(06 этой исторической перемене, © вели-
хой битве на поле Куликовом, сыгравшей
огромную фоль в судьбе нашей родины, и
рассказывает книга лауреата Сталинской
премии Сертея Бородина «Дмитрий Дон-
ской».

Как близки сейча советским патрио-
там, какой волнующий отклик в их серд-
пах находят героические * страницы 0сво-
болительной борьбы русского народа, © ино-
земными захватчиками! Нам дороги и близ-
ки мужественные образы наших великих
предков — Александра Невского, Димит-
рия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия
Пожарского, Александр» Суворова, Михаи-
ла Кутузова.

Образы эти влохновляют наших воинов,
ведущих величайшую в истории освободи-
тельную войну против немецко-фашпист-
ских оккупантов. Вот почему замечательная
книга С. Бородина сразу стала любимой
книгой советского читателя. Внига с пер-
вой и ло последней страницы читается ©
неозлабевающим интересом, Она захваты-
вает и увлекает. Сочным, ярким народным
языком автор повествует об одной из 6а-
мых героических страниц истории русеко-
го народа. Под пером талантливого худож-
ника оживают, доходят до нас в литера-
турных образах люди далекой иеторической
эпохи, их быт, их культура, их жизнь, их
борьба.

ти. но и в газетах, издаваемых в других
городах СПА. Выходящая в Вапитнгтоне
тазета «Тайм геральд» поместила на пер-
вой полосе подробное изложение текста
приказа. Газета «Балтимор сэн» помещает
приказ под заголовком: «Сталин призывает
к разгрому гитлеровцев в 1942 ro1y».

В передачах американских гфалиостан-
ций приказу‘ товарища Сталина отведено
сеголня первое место. Нью-йорк”кая, сан-
францискокая и др. радиостанции переда-
ли текст приказа на английаком, Фран-
пузском, немецком и итальянском языках.

Рял виднейших обозревателей коммен-
тирует приказ товарища Сталина, подчер-
кивая его мобилизующее влияние на всех

Искусно используя приемы светотени,
автор в своей талантливой книжке по-
казывает и лрутой процесс: постепенного
ослабления Золотой орды и ее войска,
еше недавно ‹льыватего непобедимым.

В книге показано, как изменялся со
времени смерти  Чингис-хана . состав
ордынского войска, как появились в нем
изнеженные, корыстолюбивые и трусливые
царетворцы, как шло разложение верхуш-
ки Золотой орды. Численно это все еще
была мощная армия. Но внутри войска уже
имелась червоточина. Дисциплина падала.
Катастрофа при Воже не была случай-
ностью. Она стоила жизни Бетичу и лю-
бимцам Мамая. Ее результатом была поко-
лебленная вера орлынцев в свои силы,
в свою несокрупримость.

В книге раскрывается шаг за шахом,
Kak непобедимое воинство Золотой орхы
после поражения на реке Воже было охва-
чено страхом. Ни плети, ни уговоры не
могли сломить малолущия у золотоордын-
ских войск, прежде яростно кидавшихся в
любую битву.

Страх и малолушие Мамай хотел преото-
леть, уловлетворив жалноеть своих вои-
нов. Кажлому из них он обешал золото,
коней и рабов. каких они раздобулут в
битве. Лихоралочно Мамай стал пвабирать
наемников. Свои воины уже были нена-
лежны. Он надеялся за золото приобрести
нужных ему для похода на Русь воинов.

Необозримое. кочевое войско Мамая рас-
положилось латерем в Заловлнине. Подо-
тли к Лону п войска князя Димитрия.
Теперь Димитрий был че олин. «В елиную
брань, лруг за лрута умереть готовые. за
одну ролину на общего втага восставшие,
вот они — лвалцать князей. Не было cero
со времени Батыя. когла каждый в свою
сторону тглялел». Димитрий обратилея Е
князьям: «Братья! Како дале нам быть?
Дон перед нами. Пойлем ли вперет, тут ли
жлеть станем? Помыелим, братья!»

Постоянный военный советчиЕ Димит-
рия воевола Боброк советовал не ждать, а
переступить Дон. Русские лолжны учесть
военный опыт своего врага. Жлут ли врата
татары? Не стоят, не ждут — и тем побе-
дают. :

Маккензи подчеркивает, что
товарища Сталина иллюстрирует твердую
решимость Красной Армии
окончательную победу любой ценой»:
Призыв ` Сталина добиться победы в
1942 году, пишет Маккензи, является
«чрезвычайно обнадеживаютщим» для’ всех
об’елиненных стран. Обозреватель особен-
но отмечает заявление тов. Сталина 0 TCH,

ЖЕНЕВА, 1 мая. (ТАСС). С германской
траницы сообщат. что нота тов. Молотова
о чудовищных  элодеяниях  немедщко-фа-
шистоких захватчиков <тала широко из-
вестной срели польского населения ORKY-
пированной гитлеровцами Польши. В неле-
тальной польской газете, выходящей в Пу-
лавеком районе, помещены отдельные Вы-
держи из ноты, принятые по ралио. Pe-
дакция сопровожлает эти вылержки следую-
щим обращением: «Гитлеровцы чинят такие
He злолеяния на оккупированной  поль-
ской земле. Усилим сопротивление закля-
тому вату. Вместе с русскими братьями
булеи бороться за сокрушение незетко-
фашистских орд, за уничтожение гитле-
ризма».

В Томашеве выпущена листовка, при-
зывающая поляков усилить партизанскую
войну против немецко-фашистових войск.
Листовка заканчивается словами: «Весь
польский нарол должен встать на нослед-
кий бой против свеих угнетателей. В теснох
единении со всеми славянскими народами
взорвеж фантистокий тыл в оккупирован-
ных странах и поможем доблестной Врас-
ной Армии уничтожить ° гитлеровокую
банту! ». _

ЧУНЦИН, 1 мая. (ТАСС). Всея китай-
ская печать публикует на видном месте и
оживленно комментирует ноту тов. В. М.
Молотова о элодеяниях и зверствах гитле-
ровцев в оккупированных советжих рай-
онах. Газета «Гоминьгунбао» пишет, что
в истории всех войн еще не было таких
чудовищных ‘преступлений, какие совер-
шалотся сейчас немецко-фаптистокими ок-
купантами. Железный сапог гитлеровцев
топчет велю Западную Европу. Немецкие
фашисты ‘продолжают совершать несты-

*

Битва na реке Воже была первой
пробой окрешших сил молодого московекого
государства. Здесь русские воины BO
тлаве с Димитрием Ивановичем впервые
одержали полную победу над татарами.
Описание битвы на реке Воже — одна из
самых ярких страниц книги С. Бородина.
Автор  мастероки передал переломный
исмент. когда напряжение перед битвой
достигло высшего предела. Надменный и
самоуверенный татарский военачальник
Вегич, ожидавший, что русские побегут
при одном виде татарских полчищ, с удив-
лением увидел строгий строй русов, их
спокойную неподвижность, блеск оружия.
Когда боевые сотни татар, вопя, ринулись
на русских воинов, те продолжали непо-
JBUHHO СТОЯТЬ.

«Русы стояли, ждали. Не бежали, не
кричали. Этого He бывало! Конница
Великой Орды привыкла оминать сопро-
тивление, опрокильтвать, топтать, пресле-
доваль и Ha плечах врага врываться в
тюкоренные области. Эти же не бежали.
Это была стена. а конница He таран,
чтобы бить ею стену».

Горячая страсть татарской атаки пере-
ломилакь. Движение  приостановилось.
Тогла, по знаку Димитрия, русские пол-
ки стремительно бросились Ha TaTap. «И
на много верст вокруг вздрогнула земля, и
травы притнулись, как от порыва ветра,
и облака шарахнулиеь в небе, и татар-
ские лошади шарахнулись на земле».
Бегич не мог удержать бегущих. Спасаясь
от преследований и бросая оружие. тата-
ры кинулись вплавь. Многие потонули в
Воже. Только ночь остановила битву.

Победа на Воже наполнила надеждой и
бодростью сердце Димитрия, сердца всего
русского народа.

Замечалельные страницы романа посвя-

* oR *

Москва... Ей автор посвящает много
волнующих, залупевных страниц. Москва
вынесла много бедствий: наптествия татат,
усобицы, пожары, моровую язву. Город не
раз сжигалея и опустошалея врагами, но
вновь и вновь полнималея, рос и хорошем.

«Й сердцу радостно: после каждой беды
Москва восстает снова, но общирнее и
краше. И ни огонь, ни мор, ви инопле-
менный меч посечь и пожечь ее не может
и не истребит. никогда, доколе будет рус-
ская речь об’елинять многоязыкую Русь.
И слово-то «Москва» значит медведица, —
ололей-ко ее, поди».

Москва, — сердце страны: она и должна

собрать вокруг себя Русь, — по кусочкам,
по городам, по улелам. Из небольшого мо-
сковского княжества, как из зерна, холж-
_на вырасти великая держава, централизо-
ванное государство, способное выдержать
напор вражеского нашествия. Без этого—
народу русскому грозят гибель и вечное
рабство.

Димитрий, князь Московокий, понимал
это еще глубже, чем его предшественники.
За это он борется, не шаля сил и самой
жизни. Страница з& страницей раскоывает-
ся перет читателем мужественный obpa3
Димитрия Донского, как лальновилного го-
сударственного деятеля, мухрого политика,
пламенного патриота, бесстрашного война,

советовал овладеть еще одной
тайной военной стратегии Чингис-хана и
его преемников. В битве всегда надо дер-
жать свои силы свежими. Надо поделить
полки и пускать их в бой посменно. Дон-
ской  прикавал создать запаюный пютк,
члюбы бросить его в бой в самую критиче-
скую минуту.

7 сентября 1380’ года, русское воинотво
перешло Дон, ниже устья реки Непрялвы.
Расставихи полки в соответствий © новы»
ми правилами стратегии и тактики, учи-
тывая обычаи противника. 8 сентября на
заре затремели боевые трубы. Димитрий
об’ехал полки и, ободряя их, говорил:
«Вмесле победим, либо падем вместе... Не
бойтесь омерти, бойтесь поражения — оно
й смерть нам несет и бесславие».

Книга дает яркие страницы жестокой
сечи, отражая в них напряжение великой
битвы. Внезапный удар. нанесенный све-
жими силами залласнюго полка по утомлен-
пому врагу, решил исход битвы. Свежая
конница, наседая на плечи врале, не да-

Предшественяикия Димитрия — первые   щены роли русского народа. Крестьяне,
князья московские — Иван Калита, Си-  ремесленники, горожане, воины действуют А а ir gon ава КГОЛЬМ, 29 ТАСС). В
меон Гордый и брат его Иван «тготовили в романе, как активная исторически-  ебет Димитрий крикнул войскам: CTO ‚ 29 апреля. ( ). В связи

с приближением 1 мая многие обществен-
ные деятели в Болгарии и за границей
стали получать от болгарских патриотов—
представителей различных слоев болгар-
ской общественности — приветствия по
адресу ` Советского Союза и Красной Аржви
с просьбой передать эти приветствия по
назначению.

Ниже приводятся некоторые из этих
приветствий.

прогрессивная сила. . Народ бессмертен.
В ero единстве — источник силы и
могущества страны, источник мужества
Димитрия. Народ не только поддерживает,
но и подталкивает князя Димитрия Ha
решительную: борьбу © татарекими завое-
вателями.

Колоритен образ старого пастуха
Ивана, которого автор рисует почти в
библейском стиле. Старый пастух —
словно живой сосуд, в который. влил на-
pol свои обиды на татар-угнетателей.
Виденное и слышанное в чем перемеша-

свободу натту более умом, нежели силою:
настало время обнажить меч»,— так пи-
сал историк Карамзин о той исторической
задаче, которая ожидала князя Димитрия’
Ивановича.

Психологически и исторически верными,
художественно оправданными образами ав-
тор показывает, как утверждалоя в ©воем
призвании строителя русского государства
и полководца князь Димитрий.

Во возх его действиях, в речах, в от-
нопениях к людям олна направляющая
идея — необходимо об’единить силы рус-

— Братие! Гле наш враг? Распался,
рассыпалея, как пыль перед лицом бури!
..Вижх на вас. братие, кровавые рубцы,
они вам на вечную славу. о дне, как вы
тут Орду © конца копий своих кормили, как
мечами своими клали гостей спать на
траве-ковыме! Слава! Но и тем слава, что
остались тут лежать на вечные времена».
е жж * ‘
Роман С. Бородина «Дмитрий Дон-
ской» — талантливая, умная, боевая и

поэтическая книга о славной освободитель- По случаю праздника друдА т вого

сердиа поздравляем героическую Красную

ского народа, укрепить русское государ-   лось, когда он рассказывает князю © не- ной войне русского народа © татаро-мон- Армию, покрывшую себя неувядаемой
ство, сплотить его вокруг Москвы, дабы   вле и притеснителях татареких при тольскими завоевателями. Бессмертный славой в борьбе ` против грозного врага
освободить Русь от монголо-татарекого ига.   самом Батые и его преемниках: подвиг собирателя и защитника русской человечества — черного германского фа-

земли, одного из наших великих предков-—
Димитрия Донского вдохновляет‘ советских
воинов в UX великой освободительной
войне против немецко-фаптистоких пораб-
тителей

Немецко-фашгистское ‘иго, уготованное
кровавым Гитлером для народов Советеко-
го Союза, превосхолит по своей гнусной
жестокости все известные в истории же-
стокости проводников таларо-монтольского
ara. Перед зверствами гитлеровцев блед-
неют зверства и злодеяния Чингис-хана,
Батыя, Мамая.

Жалкие тгитлеровские карлики,  в030-
мнившие себя великанами, мечтали легко

«Велики были плач и страх, и креп-
кая обида. и отмщенье за ту обиду на
тебе, княже Димитрий Иванович! На тебе!».

Слова старика заставляют князя еще
тлубже понять свою историческую ответ-
ственность перед народом.

Автору прекрасно ‘удалось показать рост
внутренней силы и луховной мощи русско-
ro народа накануне Куликовакой битвы.

Когла потоки татарского войска в 1380
тоду снова устремились к берегам Вожи и
грозили подойти к Москве, Димитрий.
клиюним клич к русскому воинству. Тыкя-
чи новых ратников шли по улицам Mo-
оквы, проходя с песней мимо своих домов,

Дядя Димитрия — Симеон Гордый, уми-
рая, завещал единение между всеми
князьями русскими. Но еще нельзя было
тромко призывать к открытой вооруженной
борьбе против монтоло-татароких захватчи-
ков. Симеон писал свое завещание ино-,
сказательно: «Я пишу вам се слово того
пля, чтобы не переэтала память ролителей
наших и наша, и свеча бы. не угасла».

0 том, чтобы «овеча не угасла», учил
Димитрия и его наставник — митрополит
Алексей. Он, как и бояре московские, от-
стапвал первенство Москвы в деле об’ели-
нения Руси и накопления сил для свер-
жения ненавистного ига татарокого:. «Сни-

щизма. Мы обещаем повести открытую
борьбу против фашистов за завоевание
свободы, равенства и братства для всех
порабощенных фашизмом народов. Поздра-
вляем славных советских рабочих и кол-
хозников < днем 1 мая. Желаем всем вам
успехов.
Группа болгарских патриотов.

Рабочие Советского Союза Ваши - бол-
гарские товарищи выражают вам по елу-
чаю мая пожелание работать © еще
большим энтузиазмом, еще, больше произ-
волить танков, бомб и лругого вооружения
для скорейшего уничтожения всех гитле-

мп ярмо басурманское с земли Русской,   откуда откликатись им воплями и оклика- разбить Советский Союз, устралтить, истре-   ровцев, напавших Ha вашу страну.
Димитрий! — говорил он Юному князю  ми. Но, не оглядываясь, они ими вте- бить и поработить ветикий русский народ Группа рабочих
Димитрию. — И еже‘един ремень того яр-   pex,— «3a землю Русскую, за свои города   И 86е народы СССР. Тупоумные, наглые   :
ма порвень, благо ти будет. И приемству   и села, каждый за свое маленькое сча- немецко-фалиистокие невежды не захотели

своему закажи  остатвие ремни рвать.   стье и за большую <вою отчизну». считаться с уроками истории. Оти забыли

Рольный народ силен: угнетенный— день  Еще более мощным потоком разлилось   ПОЗОРНУЮ судьбу всех завоевателей, пытав-  ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Деятелями

шихся покорить налту великую родину.
Гитлеривцы уже поплатилиеь за 570.
Более 10 мзсяцев доблестная Красная Ар-
мия под великим знаменем Ленина —
Сталина, под волительством своего люби-
мого, мудрого  нолководна товарища,
Сталина. героически борется © гитлеров-
скими полчищами, нанесла врагу ряд co-
крушительных ‘ударов. Мужество, стой-
кость, бессмертные подвиги воинов Крас-
ной Армии, в которых жив могучий дух
напгих великих прелков, вызывают восхи-
щение всего передового человечества.
Факты ближайшего булущего покажут
полный крах сумасбродвых завоеватель-
ных планов гитлеровских разбойников.
А. ПАНКРАТОВА.

ото дня слабее становится».

С детства вырастал Димитрий в с0зиз-
нии своей будущей великой миссии —
скинуть с плеч народа ярмо орлы.

Наставник его — Алексей вложил в
сердце Димитрия твердость, ковал из юно-
Il воина, тотовил не для книг, — для ме-
ча; Вырос он в похолах и привык к cy-
ровой, простой жизни. «Воинекую науку
Димитрий ставил превыше иных: век был
таков. нало было ковать мечи. Деды 3a-
мышляли, внук ковал. Мечам надлежало
быть лучше прежних, да и не только ме-
чам».

Maoro у Москвы было врагов. Веюду
сидели соперники. Прежние враги посте-
пенно становились соратниками.

пою всем лорогам к Москве русское ополче-
ние, собравиееся для отражения полчищ
Мамая.

Едва глашатаи на площадях, попье пе-
ред алтарями и гонцы по всем дорогам
прочитали Димитриев призыв, как уже из
всех городов потекли к Москве русские
ополчения.

Даже рязанские люли стали требовать
от своего князя Олега, из страха перед
татарами изменившего Руси, чтобы повел
их на орлынцев. Когда же Олег отказался,
многие рязанцы-—оружейники, кожевенни-
ки, югородники, седельники, кузнецы —
повернули из Рязани на Москву. Встретив
войско Димитрия, они влились в Hero,
как лесной ручей в большую ржу. ¥

ад иыЙ
АДРЕС Pe ee, и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленингрэдское птоссе, улица «Прэвлы»,

движения свободных французов получено
из Франции первомайское обращение
французоких рабочих, находящихся под
титлерювоким ярмом. Это обращение, адре-
сованное советским, английским и амери-
канским рабочим, гласит:

«Товарищи, мы просим вас сохранить
стою уверенность в нае. Мы не являемся
соучастниками предателей Франции. Гер-
мания путем применения голого насилия
или угрозы голода вынуждает некоторых
из нас работать на нее. Мы возлагаем
свой надежды на вас, товарищи, Ha Bac,
которые выпускают самолеты, танки и
суда, необходимые для победы. Мы гото-
вы сделать все для того, чтобы помочь
вам и помешать работе промьшгленности

-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы

‚ 525942. , Типография газеты «Правда» имени Сталина,

ТОВАРИЩА СТАЛИНА

заинтересованных в разгроме гитлеризма.  станция
Обозреватель атентства Ассошиэйтед Пресе   Годното
приказ! Сталина.

«обестечить! радио передало сегодня подробное изложе-

Отклики на ноту тов, В, М, Молотова за границей

БОЛГАРСКИЕ ПАТРИОТЫ ПРИВЕТСТВУЮТ
СОВЕТСКИЙ С0ЮЗ И КРАСНУЮ АРМИЮ

Первомайское обращение французских рабочих

и
д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизви — Д 3-10-85;
и искусства — Д 3-39-70; Военного — Д 3-36-89; Секретариат — Д 3-15-64. Отдел биения hy 33042 O.

р МАЯ 1942 г. № 122 (8835

—————

ОБРАЩЕНИЕ де ronna
К ФРАНЦУЗСКОМУ НАРОДУ

JOHIOH, 1 mas. Tenepar
Толль обратилея по

цузскому народу, В
лень Первого мая

КОМ ПРИКАЗЕ

французские патриоты
Красная Армия  будут с еще большей энергией ра
против немецких оккупантов. Несмотря H
TomOL, HMMETy, лишения и враскескую про-
патанду, боевой дух французов ме слом-
лен. Они ‘упорно борются © ен
оккупантами и готовы пойти ma любыь
страдения,. чтобы обеслечить

что за истекший период
стала сильнев, а терханская —— слабее.
Представители союзных стран, пишет
Маккензи, согласны с оценкой Сталина.

В таком же духе высказывается 0903ре-
ватель атентетва Юнайтед Пресс Моррис.

ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Лондопекие  жерпвы и
газеты пгироко публикуют приказ Народ-   конючиную победу.
ного Комиссара Обороны товарища о
ии Газеты eae ROX Hs nn
орнинг пост», «I BC крониюл», «деил, Е п о e
0! ньюс» помещают подробное ты На анкарском ен
приказа на первых полосах. BOT! a
«Тайме», «Лейли axcmpece» uw xpyrue my0- о «покушенин» на
ликуют изложение приказа под крупными    \НЖАРА, 30 алтреля. (ТАСС). Вчера,

заголовками, в которых. подчеркивается
решимость Красной Афмии превратить
1942 год в тод победы над гитлеровокими

я ва В анкар-
после двухнедельного перерыва.
ском суде возобновилось слушанием дело ©
так пазываемом ae Ha кии
а та Папена. Состоялось д
‚ Вританокая радиовещательная ком, ны а суд допросил 9 свиде-

J иказа  АОН» : a
ane. aes ня ое телей. Их показания, ya iva
Лон nue алиообозреватели отмечая   ЗОЛЖНЫ были хотя бы пе ag ise
mir eee = Красная Армия крелекю говор провокаторов ор т ae aN
ye живает инициативу в своих руках, мана © причаст ности COBETC Е - ei
ни что вооруженные силы (овет- Павлюва и Корнилова к ИТ ane
ского Союза, изо дня в лень юрешнут, $ то кушению». В частности, прокурор стремил
время как люлекие резервы и материаль- ся добиться

от свидетелей показаний ©
ные ресурсы Термании истощаются. Силы   ТОМ, ЧТО Павлов и Корнилов якобы встреча-
демократических держав растут, указы-

лись с названными двумя ее

TOs INCH UH» Du

вают обозреватели, а в немецком народе a мы Gi г. и ту

все более и более нарастает сознание He-  © HL ром. у
язбежноти ee open Германии. Отнако свидетети давали настолько saga
‘L мая. (ТАОС). Сегодня ралио- чивые показания и так Часто ci loo ae
Дели передала текст приказа На-  противоречие 0 Своими показани: ae

Комиссара Обороны товарища предварительном слелствии и © неоспорим
хи фактами, чт@ обвинители попадали B

р ТАСС). Тегеранское   весьма пеловкое люложение.

пере. № 7 Вызванный обвинением свидетель Кыр-
Анкаре. в котором

кор — дворник дома в
жил Корнилов, —

в течение двух недель
показал,
поме 6 месяпев и будто однажды он уви-
дел у Корнилова Омера. Корнилов конста-
тирует, что подобное расхождение в <ро-
ках заставляет усомниться в умственных
способностях свидетеля, и просит суд под-
вергнуть Кыркора медицинской эксперти-
зе. Лействителыно, своим поведением Ha
суле Кыркор произвел на присутствующих
влечатление ненормальнюто человека. Пе-
ред тем, как давать свои показания, этот
свидетель обвинения заявил судье: «
слелаю Bee, что прикажет господин», &
окончив свои показания, Выркор попротил
судью оплатить ему какие-то долги, имею-,
щиеся у него в Стамбуле.

Допрошенная судом владелица лома, в
котором проживал Корнилов,  подтвер-
ждает, что’ последний жил в этом OMe
около двух недель, а на в0100с Корнилова
06. умственных слюсобностях ее дворника,
заявляет: «Он не сумасшедший, но бес-
толковый и темный».

Домовлалелица пытается утверждать, что
якобы в ноябре 1941 года видела отнаж-
лы Омера, будто бы заходивиего к Корни-

Taseta   TOBY на десять минут. Свидетельница
зверском   «опознает» Омера по прех’являемой ей cy-
лом фотографии. Олнако из оглашенных на
суле показаний свидетельнишы ва прелва-
близ сло и Кристиансанда. Издеватель-   РИТельном следствии выяеняется, что, кот-
ство над плюнными вызывает возмущение   Да ей была тогла показана фотография Оме-
норвежского населения. Пленные, пишет ра, она не смотла его опознать.
тазета, совершенно изголодались. Они оде- Павлов констатирует, что на тоедвари-
ты в лохмотья, на ногах большинетва — тельном следствии Кыркор опознал ето,
деревянные башмаки, За последнее время Павлова, как якобы снимавшего квартиру
из лагерей бежало 80 пленных. Как пола- в Упомянутом доме, т. ©. слтутал ero ¢
тают, побегу помогли германские солдаты.   Ворниловым.

После многодневной охоты квислинтовские В связи с вопиющими противоречиями
дружинники и тестаповцы поймали 20 че-  между показаниями Кыркора и его хозяй-
ловек, над которыми учинили  зверокую   Ки Cyt устраивает очную ставку между
расправу. ними. Межлу судьей и Выркором. происхо-

Та же газета сообщает, что неделю. то-   ДИТ следующий диалог:
му назад 64 русских военнопленных бежа- Сулья: «Свидетельница  полтвержлает,
жи из другого латеря в леса, расположен-   что Корнилов жил в её доме 14 дней, a
ные в провинции Остланлет. Несмотря на  ты оказал, что 6 месяцев».
все принятые оккупантами меры, бежав- Кыркор: «Все записано в книге».
шие ло сих пор не пойманы. - Судья: «В какой книге? ».

Кыркор: «В дворницкой книге».

Судья: «Сколько же времени жил Кор-
нилов в вашем ломе?».

Кыркор: «Не помню,
книге». :

На все дальнейшие вопросы судьи Жыр-

Товарищи партизаны! Примите по слу-  кор отвечает одной и той же фразой: «В
чаю 1 мая восторженные поздравления   книге все записано». Это вызывает смех
от ваших болгарских друзей. Мы. восхи- в зале суда.
щены вашей самоотверженной борьбой Допрос остальных свидетелей  откла-
против фашистских поработителей. Мы,   дывается на вечернее заседание.
попавшие ‘пол удар фаптистской диктату- —>—
ры, полнимаемся на борьбу вместе < Kpac-
ной Армией, чтобы навсегда уничтожить
злейшего враг человечества — фаптизм. ` В АНГЛИЮ

Группа болгарской молодежи. ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Are

Из письма,  адресованного рабочим   Рейтер передает, что американский посол
ленинградских заводов: Вайнант вернулся в Англию из Соединен-

ние первомайского приказа товарища
Сталина. В перодаче особенно подчерки-
вается, что германская армия стала, сла-
бее, в то время как Красная Армия ста-
ла организованнее и сильнее, чем была
десять месяцев тому назад.

ханные злодеяния над населением OKKY-
пированных  советоких районов. Газета
подчеркивает, что зверства и преступле-
ния, совершаемые немецко-фапьистакими
войсками в оккупированных районах
СССР, производятся по указанию гитле-
ровокого правительства и штаба верхов-
вого командования немецкой армии. Доку-
менты подтверждают, что немцы веюду
прибегают к уничтожению населения,
поджогам, грабежам, разрушениям, наси-
IHW нал женщинами и девушками, маро-
дерству, пыткам и т. д.

В таком же духе высказываются и дру-
гие газеты.

Издевательства гитлеровцев
над советскими пленными
СТОКГОЛЬМ, 1 мая. (ТАСС).
«Афтонтилниниен» сообщает о
обралцении немцев с советскими военно-
пленными, ‘сосредоточенными B лагерях

все записано в

ПРИБЫТИЕ ВАЙНАНТА И СТАРКА

Товарищи! Мы, болгарские рабочие, по-  ных Шизлов в сопровождении команлую-
здравляем по Флучаю 1 мая рабочих всего   Щето военно-морскими силами США в
мира. Мы восхищены вашей героической   европейских Borax адмирала  Отарка.

борьбой и уверены в вашей победе. Мы   Старк был ветречен первым морским лор-
стали на сторону СССР, чтобы общими   1000 адмиралом Дэдли Паундом.
усилиями побелить фашистов.

Группа рабочих.

По случаю 1 мая поздравляем учащих-
ся Советского Союза, которые помотают
советскому народу в борьбе против Ффа-
шизма. Нам хочется следовать замеча-
тельному примеру советских учалцихся.

Болгарские школьники.

Товарищи! Мы. пловдивские рабочие,
желаем Красной Армии полной победы над
врагом. Мы всеми силами и средствами
будем помогать вам в борьбе против
фашистских поработителей. Вперед, това-
рищи! Будьте уверены в налней подлержке.

: Рабочие болгарской
обувной промышленности.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

EST SS eee ЕТ

КИНО, ТЕАТР

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ «МАЛТЕНЬКА»—
Ударник, Колизей, Метрополь, Художествен-
ный, Таганский, Форум, Шторм, Родина.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КИНОСКАЗКА
«ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРНО» — Смена (днем), Ди-
намо (днем), Октябрь (днем), Молот (дном).

ХУДОЖЕСТВЕННО - ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ
«ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА» — Спартак, Арс,

Диск, Мир.

«РАЗГРОМ НЕМЕПКИХ ВОЙСК ПОД мо-
не и знание.
« НИЦКИЙ» — Молот, Смена.
«СУВОРОВ» — Первый. i a een
«ЯКОВ СВЕРДЛОВ» — Орион. =
нь РИ — Пентральный дом

я Е келезнодорожаинков, Экран жизни,
«ЗА СОВЕТОКУЮ РОДИНУ» — Победа, -
«ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ» — Авалгард.
ИА Октябрь, Заря.

И ПАСТУХ» — ”

% ин > Востоккино, Кар
«ЛЕНИН В 1918 г.> — Метрополь
<ИСТРЕБИТЕЛИ» — Баррикадьь
«ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ» — Аврора.

противника. Мы приветствуем  бомбарли-
ревки предприятий, работающих на Гер-
манию. Наша страна все еще находится
в войне. Представитель французекого на-
рода генерал де Голль борелея бок-о-бок
с союзниками. Несмотря на то, что его
армия еще невелика, громалные, скован-
ные силы стоят за ней во Франции. Про-
тивник не сможет навсегда удержать эти
силы закованными в цепях.

‚ Товарищи, в этот день 1 мая, напол-
ненный воспоминаниями для нас и для
вас, наши “ерлца бьются вместе е ваши-
ми. Чаще думайте о нае и помните, что,
как шахтеры, пробивающие путь для
освобождения своих товарищей, попребен-
ных обвалом, вы работаете для товари-
щей, находящихся в опасности».

ФИЛИАЛ ГАБТ — 2/У — утро — назначенный
Soc Se a ee: озеро переносится на
. 7 _— .
vor a днем оп, Севильский цы-
МУЗ. ТЕАТР им. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО
и Вл, И, НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО — 2/У, в
час дня, — Корневильские колокола; в 6 час,
веч. — Севильский цырюльник.
Sane Meena Fe oe — ao — Парень из на-
я 4 . в час. 30 мин. веч.
Е, ЛЕНООВЕТА (в помещении Филиала
‚ Цетровский nep., 3) — 2/V — Bo имя
mane, Начало в 6 час, 30 мин. веч.
mie ore МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЕТ-
Se / ‚› в 11 час утра, — На нашем берегу;
Mocin дня — Ha нашем берегу,
мое ОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР-
с ИЯ — КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им, ЧАЙКОВ-
С ОГО (пл. Маяковского, 20) —9/\. в 6 час
веч.,—Концерт железнодорожного джаз-оркестра
под управлением и при участии Д. Покрасс
Действительны билеты с красной полосой,

— Д 3-11-16;. Сельскохозяйствепти 7
недоставке газеты в срок и по а д 3-06-0500

. Изд. № 298.

будто Корнилов прожил в этом