=>

$

_Б МАЯ 1942 г. № 125

(8896)

ГАЗЕТА НА ФРОНТЕ

В дни горячих боев за горох ‘Калинин
одно налие подразделение прорвалось дале-
ко вперед в глубь вражеской обороны и
оторвалюсь от своей части. Закрепившись,
оно почти лвбе суток слерживало нар
беспрерывно контратакующего врата. [lo
существу. бойцы 48 часов не выходили
из боя и не имели времени поесть и OT-
JOXHYT.

На третьи сутки. когда бой етих, к это-
My полразлелению приползли полносчики
пищи, принесли с собой горячий обед. У
одного из них в кармане случайно оказал-
ся свежий номер «Правды». Уставшие, из-
мученные бойцы жадно схватили эту та-
зету, развернули и олин принялся читать
вслух. Его слушали с затаенным вниманя-
ем. слушали ло тех пор, пока все самые
‘интересные материалы не былин прочитаны.

А вот случай. пюисшелпий на нашем
фронте совсем недавно. Олно из наступаю-
ших подразделений пох сильным огнем про-
тивника принужлено было залечь и ©ко-
паться. Всякое хвижение в окопах вызыва-
лм ураганный огонь немпев. Бойны не мог-
ли сообщаться межлу собой.

И вот политрук Зенкович, которому
ночью принесли экземпляр «Правды», нз-
писат на газете: «Прочти и перешля
дальше», привязал ее к тяжелому околку
немецкого снаряла и бросил в индивилу-
альный окоп ближайшето бойца. Боец, про-
читзв газету, перекинул ее дальше. Над
полем свистели пули. рвались мины. но
номер газеты с самыми свежими новостями
перелвиталея из окопа в окоп, и к вечер-
ним сумеркам все подразделение успело его
прочитать.

Этя будничные эпизоды ярко свиде-

тельствуют о том. каким огромным авто-
ритетом пользуется”у бойпов наша боль-
щевистская печать, как любят в армии
нашу родную «Правлу», тридцатилетний
юбилей которой отмечает- советская обще-
ственность 5 мзя, в суровые дни великой
отечественной войны.
‚ За трихпать лет ленинско-сталинская
«Правда» завоевала огромный, нерушимый
авторитет, созлала боевые традиции бель-
евистсвой печати, традиции, В духе ко-
торых воспитывается и закаляетея наша
многообразная армейская печать, начиная
от авторитетнейшей срели бойцов газеты
Наркомата Обороны «Красная звезда» и
кончая десятками тысяч «Боевых дист-
KOB>, которыю издаются в наших частях
буквально под огнем противника,

С первых же дней отечественной вой-
ны наша печать заняла почетное место в
борьбе с немецкими оккупантами, Рялом с
бойцами всех полов оружия, рялом ¢ пу-
леметчиком,  артиллеристом,  танкистом,
пилотом стал военный журналист.

От военного журналиста сама обстанов-
ка потребовала, чтобы он прежле всего
работал по-правлистски; чтобы он был не
простым свидетелем и очевихием. а актив-
ным участником великой отечественной

Работать пю-правлистеки — это зна-
чило для военного журналиста быть без-
укоризнанно честным и празхивым в свой
информации. 9то значило быть тесно свя-
занным с массами бойцов, кочанлиров, по-
литработников. Это значило иметь снай-
пески тонкий глаз. умеющий подмечать
новые явления в жизни Фронта. Это зна-
чило облалать искусством артиллериста—
точно, без промаха, публицистически бить
по врагу. Это значило обладать умением
военного комиссара тесно связаться се мас-
сой бойцов, быть © ними на самых pe-
иающих участках боя, уметь говорить со
страниц тазеты не только самому, но и
привлекать к этому людей фронта — те-
рев и участников великой отечественной
войны.

Военные журналисты работают, не щадя
ни сил, ни даже самой жизни. Они свя-
заны с бойцами и командирами, знают их,
зюбят их.

Именно связь с красноармейскими мас-
сами, умение, исхоля из общефронтовых
задач, показывать боевую жизнь полразле-
ления, которую журналист наблюдает сво-
ими глазами, позволяет ему правдиво и
ярко освещать великие бои отечественной
войны, хоропю информировать миллионы
читателей о героической жизни наступаю-
ших частей, фиксировать легендарные
полвиги сталинских воинов лля истории
будущего. Именно этими тралициями. вос-
питанныхи большевистской — «Правлой».
сильна наша печать, именно поэтому’ так
велик и нерушим ее авторитет в красно-
армейских массах.

Бригадный комиссар М. ДРЕБЕДНЕВ.

° Действующая армия,

Фронтовые газеты,

Севастополь, Выпуск «Боевого листка»
в №-ском годразделении.

TPABAA

es ee

Бойцы, обороняющие Генуэзскую ‘башню; читают «Правду».

на М-ском

Выпуск «Боевого листка»
корабле в походе.
Фото С. Короткова.

ЗНАМЯ

В середине ноября мутный прибой не-
менкого наступления‘ захлестывал районы
Подмоесковного утольного бассейна. Горели
шахтерские города и поселья. Шахтеры
зарываяи в землю отбойные молотки и
обушки. наглухо заколачивали дома и це-
лыми семьями уходили в части генерал-
Майора Терешкова. я

В те памятные тревожные: дни обезлюдел
поселок. шахты № 18 «Болоховугля», в е0-
ревновании завоевавшей звание лучшей в
Советеком Союзе. Многие ушли в Красную
Армию, в партизаны. женщины си дети
укрылись в подвалах. Накануне вступле-
ния немцев заведующий шахтой Гиллер,
инженер Мельников и механик участка
Якимкин спустились в горные выработви.
Они медленно шли по штрекам, углубляяеь
все дальше и лальше в недра. На ремнях
они несли длинный металлический ящик, в
котором лежало 7 знамен, завоеванных ге-
роическим трудом шахтерского коллектива.
Среди них — огромное, бархатное, красное
полотнище — знамя «Правлы». Шахтеры
спрятали былую славу лучшей шахты Со-
ветского Союза-— переходящее красное зна-
мя «Правлы? и Наркомугля СССР, спря-
тали надежно, прочно, за пятью завалами,
на далеком затопленном волой участке. И
только немногие были посвящены в эту
шахтерокую тайну.

Срели этих немногих был знатный cra-
хановеп шахты прохолчик Зиятлин Гай-
нутлинов. Он оказался в партизанском от-
ряде. Зиятлин Гайнутлинов, бывитий раз-
ветчик Hep, стал боевым разведчиком
партизанского отряла.

Олнажлы Гайнутдинову поручили раз-
ведать, много ли немцев в Шахтерском
поселке. тле нахолитея их штаб, как охра-
няются мост и главное шоссе, Он пришел
на родную шахту ночью, пробрался в свой
саманный домик, поцеловал горячих, раз-
метавшихся во сне детей. Жена с нена-
вистью рассказывала © немцах: ворвая-
much в Болоховку. они причинили Незо-
образимые страдания шахтерам; повальные
грабежи, насилия нал женшинами, казни,
расстрелы. Вот уже несколько дней гитае-
ровпы роют вокруг копра ямы. лопрапги-
вают жителей поселка, ишут знамя
«Правхы». Коноволом у вратов служит ин-
женер Boprec, прелалель; метящий в боло-
ховокие бургомистры.

Услышав это имя. партизан заспелгил;

полчаса назад он нечаянно столкнулея с
Боргесом na шахтном хворе. Но было ужо
позлно. Не успел Зиятдин сойти с крыль-
ца; как его схватили, связали и поволокли
В i
В штабе Зиятлина лопралиивал потков-
НИК. :
Германская армия завоевала вапги
шахты и поселки. Нам известно, что шах-
та, гле ты работал. имела знамя больше-
BUCTCROH газеты. Знамена — трофеи гер-
манской армии. Ты знаель, где это стря-
тано?

Гайнутдинов молчал.

— [xe знамя?

Молчание.

— Знамя или жизнь?

И ‘тогла Зиятдина прорзало. Да, он эг-
лично знает, какое это прекрасное знамя и
как горлилея им шахтерский  коллектав.
Больше того. он принимал это знамя на
торжественном собрании шахтеров и MOT
бы отличить его среди многих знамен. Ну,
конечно, он знает, гле спрятана тгорлость
всей шахты. Но не скажет! Раздев Зият-
дина, его выбросили в сугроб, облили во-
дой, а когда он обледенел, внесли в поме-
щение, ‘отогрели, вырезали пятиконечную
звезду.

Полуживого шахтера опустили в корзине
на лно шахтного колодца. Он был так
слаб, что не смог воспользоваться лестни-
цей. а пот’ем не работал. Трое соллат во-

которую нес предатель Боргес. освещая
изгибы утольного пласта, корилюоры, про-
ложенные пол землей, гле с юношеских
лней знакомы каждый поворот, кажлая
стойка крепления. Гайнутлинов не выдал
тайны, не выдал знамения, и его расстре-
тяли.

Гатлеровские разбойники решили стереть
с лица земли шахту № 18 «Болоховугля».
С тупой немецкой послеловательностью о3и
жгли прекрасные многоэтажные — дома,
взрывали промышленные сооружения. раз-
рушали школы, клубы. Три раза гитдеров-
пы поджигали копер, но огонь щадил coopy-
жение—все леревянные части были ‘про-
питаны особых противопожарным составом.
Torla немцы минировали ствол и опять
таки взорвать не могли. №то-то в самун
последнюю минуту порвал шнуры. вывер-
нул взрыватели. А затем ко всеобщему ли-
кованию населения в бассейн прингта,.10б-
дестная Красная Армия.

Мы были свилетелями той торжественной
минуты, когда знамя «Правты» и. еще
шесть знамен были выданы на-гора. В
подземелье за пятью завалами, на; затоп-
ленном вотой участке, они сохранились.
Гиллер и Мельников встали на колени
перед знаменами и попеловали их, как пе-
луют гварлейцы знамена гварлаи. Коллек-
тив шахтеров поклялся в кратчайший
срок восстановить предприятие. ^

В Потмосковном бассейне с новой силой
загорелось ярким огнем’ социалистическое
соревнование. Всех оперетил коллектив
шахты № 10 «Сталиногорскутля», первой
в бассейне окончиршей все восстанови-
тельные работы, Стремясь оказать фронту
наибольшую помощь. шахтеры выполнили
план первого квартала на 115 процентов,
снизили себестоимость тонны угля Ha
21 рубль. полняли производительность тру-
ла на 140 процентов. 22 апреля замеетв-
тель Наркомугля СССР тов. Оника вручил
зРамя коллективу передовой шахты.

Знамя вновь зовет армию горняков К
высоким военным темпам утлелобычи, к
полному и окончательному уничтожению
немецких захватчиков. 3

: Н. ИЛЬИНСКИЙ.
Полмосковный бассейн,

дили Зияттина по тлухим, заброшенным
уклонам и штрекам, Яркий свет карб

Эту историю, похожую на сказку, ието-
рию. правливую с начата и ло конца, рас-
сказали мне бывший колхозный кузнец,
ныне партизан-полрывник, Николай Федо-
рович ‘С. ‘и сынитика его, недавний ученик
ремесленного училита, а теперь парти-
занский разведчик. Юра. }
—щ Rorza фашист взял Вязьму и про-
рвался к Москве, родной ваш колхоз 0ре-
ховкз сразу очутился в глубоком немеп-
вом тылу. — начал рассказывать Николай
Фелорович.

— Километрах в лвухстах от фронта —
уточнил Юрка, : ,

— Правильно. Но мы не растерялись,
вое у Нас было готово, и скоро недалеко
от нашей Ореховки, в самой что ни на есть
глуши, появился партизанский  отоял
товарища М. Начинали мы. можно сказать,
толенькими — олна винтовка на пятерых
u To без патронов. Ознако скоро оперилисъ,
всего в боях себе лобыли и лаже олнажлы
немецкую ралиостантию захватили,

был у нас в отряле монтер Самь-
ка. умнейший парень. Он эту ралиостан-
цию быстро раскусил. исправил; булем,
товорит. ребята, слушать Москву. Налел он
наупеники, а ребята встали вокруг и шеи,
как гуси, вытянули: не терпится узнать,
как там? Гле Красная Армия? Что Москва?
А было это в октябре...

Стоии мы‘ вокруг. приемника, вдрут
Санька полнимается, точяо его по голове
молотком. ударили. точно мать похоро-
нил. ` Москва, говорит, ребята... И не
докончил, сел на кочку, руками лицо за-
врыл. Команлир ero tps за плечи:
врешь, ‚ может. ослышалея? Нет, отвечает,
точно. Перелача, говорит. из Куйбышева.
Сланы и Москва, и Ленинтрал, и Горький
на липочке лержится. Вечером. когта по
мме «Вечерние известия»  полага-
лись, команлир сам сел с наушниками.
Слушал. влушал, потом ветал. ничего не
сказал итушел в землянку. И весе мы по-
HAIN: плохо. Немпы к тому времени по
леревяям плакаты развесили, призывы Е
партизанам: лескать. Москва и Ленинграл
пали. Горькай и Иваново в наших руках,
славайте оружие и выхолите из лесов. Им
й верить никто не хотел, & тут вдруг ра-
imo из Куйбышева.

— Да не из Куйбышева, а из Кенигс-
берга, — нетерпеливо врывается в разговор
Юрка.

— 310 мы потом узнали. а тогла как-
то и в голову не пришло, что это немпы
нам голову морочат. Сертпем-то вель не
верили, в Уме никак не уклалывается, как
это можно Москву отлать, а тут ра-
Imo. ь

И вот олнажлы вышла олна наша кол-
хозняца, влова. Катерина Власъевна Жари-
нова в себе в огороло белье повесить.
Хвать. лежит на снегу газета. Развернула.
знакомая тазета — «Правла». И фотогра-
фия на первой стоанипе знакомая: ва ней
уавзолей, на мавзолее— товарити Сталин,
Молотов. Микоян и ее, А газета, витать,
свежая, Глянула чз число. Батющки, воеъ-
мое ноября! Охратила влова газету и в из-

НОМЕР «ПРАВЛЫ»

бу. Сует газету лочери, тоже Кате: читай
скорей!

Катя читает, глазам не верит; парад
в Москве, товариш Сталин речь гово-
рил, захватчикам, говорил, жить осталось
нелолго — несколько месяцев. полгода. мо-
жет быть годик. Читают мать с лочкой га-

`зету, тут соселка полвернулась. Снова все

перечитали, Вечером в избу к Жаривовым
повалил весь колхоз. Речь товариша
Сталина паз пять принимались читать. Га-
зета по рукам холила. рассматривали, шу-
пали: настоящая. обычная, полная. какой
привыкли 6е вилеть. Такая тут ралость
люлей охватила и не расскажешь. И по-
шла эта весть о газета от одном к Ipy-
TOMY Wa много верст.

Тайно и от немцев, и от старост вылеля-
ли леревни холоков, пелыми лнями ша-
гали в Ореховку. чтобы. газету почитать.
Речь списывали в тетралки. На немецких
плакатах стали писать углем: «Брехня».
Посветлело у людей на луше. И наши пар-
тизанекие лела пошли веселей, народ к
нам повалил. Немпы обеспокойлись, в чем
лело? Натшлась у нас одна сволочь—Пав-
лов Петр, первый на весь район ворюга,
лонес он’ на Жаринову. Немецкие полипей-
ские из волости на, грузовике приехали—
человек пятналцать. Ворвались к Жарино-
вой в избу: гле газета? Стоит перел ними
BIOBA—HU о какой газете ничего не знаю
и не велаю. Вывели ее на огорюл. «Гово-
ри, гле газета. а то хату спалим». Молчит
Катерина Власъевна. Жтите, товорит, ни-
чето мне неизвестно...

Голос у Николая Федоровича трогнул,
сорвалея. партизан отвернулся,  слелал
вил, что поперхнулся табаком, и стал те-
реть себе лалонью’ глаза.

—- Чортова махоока... Так вот, сожгли
они ее избу и самоё убили. А газета была
спрятана у’нёй на огороле. пол камнем,
возле ветлы. Дочка вловы Катя. теперь
она У нас в отряде мелитинокой сестрой,
ночью пробралась на огорол, газету лоста-
ла и принесла ее нам, и опять поптла, га-
зета хохить по лютям. Обветшала вся, об-
терхалась она в руках. Мы ее по стибам
ий по уголкам проуасленной бумагой склеи-
ли. и протолжали ее по колхозам читать.

Вокоре у нас партизанской силы полиз-
KOMEDOCh, а немец всех своих соллат пол
Москву оттянул. Уларили мы по деревням,
гле немецкие гарнизоны стояли, очистили
их и сами там засели. Образовалась в ты-
лу у немпев нала партизанская сторона.
А газету команлир спрятал: исторический.
говорит, токумент. сохранить нало. Но не
сохранили. Прислал в нему из госелнего
района комантир отряла тов. Н. своего
разведчика: Japa, говорет. газету. для
тебя это исторический локумент, поскольку
вы освоботились, а мы еше пол немцем
CHINM, она нам притотится. Дали ему эту
газету пот расписку, и опять она пошла
ГУЛЯТЬ По людям.

Гле она теперь — трулно сказать.

Б. ПОЛЕВОЙ,

Калининский фронт.

Наролный Комиссар Обороны товарищ
Сталин в первомайском пояказе поставил
перед Красной Армией — залачу —
«..учитьея военному ‘делу, учиться a-
стойчиво, изучить в совершенстве свое
оружие, стать мастерами своего пела и
‘научиться, таким образом, бить врага на-
верняка». :

За лесять месяцев боев с немецко-фа-
шистскими захватчиками Красная Армия
приобрела большюй военный опыт, зака-
лила в 50ях свои команлные кадры. стала
организованнее и сильнее. Страна aula
снаблила Красную Армию первокласеным
вооружением, новыми вилами артиллерия,
противотанковым ружьем, значительно вы-
росло количество автоматов, минометов.

«Нехватает только одного. — указы-
вает товарищ Сталин, — умения полно-
стью использовать против врага ту пер-
воклассную технику, которую предостав-
ляет ей ваша ролина».

Красная Армия изо лня в день в холе
боев должна совершенствовать свою воен-
ную выучку, накапливать боевой опыт,
учиться искусству побеждать врага. Боль-
шую помощь в этом деле могут и лолжны
оказать красноармейские газеты,

Отечественная война советского нарбла
против немепко-фашистеких захватчиков
изобилует ‘примерами  тероических  дей-
ствий отдельных бойцов, командиров, по-
литработников, целых подразделений и ча-
стей,

Брасноармейские газеты крепко связа-
ны © частями Действующей Красной Ар-
мии. Они опираются на своих многочис-
ленных военкоров. В пургу, в мороз, лнем
и ночью, пол огнем врата собирают они
ценнейшие материалы о боевых делах на-
ших воинов. Участаики боев делятся в
тазетах опытом, расоказывают 9 приемах
и методах в достижении победы нах вра-
том. Короткие заметки и статьи говорят
о больших делах. о новых приемах и спо-
с0бах борьбы © врагом, передают боевой
опыт,

ТРИБУНА БОЕВОГО ОПЫТА

Газета. Юго-Запалного фронта «Красная
Армия»  (релактор т, 4. Троскунов) ши-
роко освешает опыт борьбы © танками
врага при помоши противотанковых ру-
molt.

10 февраля газета печатает страницу
(Oo стальями пол заголовками:  «Противо-
танковое ружье — грозная сила», «Метко
бей вемепкий танк! Целься точнее, 1a He
плошай!», «Уничтожайте вражеские  ма-
шины так же смело и ловко; како бойцы
Влалимяр Попов и Дмитрий Сечкин!». В
корреспонденциях рассказывается об эф-
фективности противотанкового ружья, на
опьте ‘действий бойцов Попова и Сечкина
показывается, как чаю применяться к
обстановке, как целиться, выбирать за-
пасные позиции, находиться в засаде; как
надо выбрать улобный момент лля стрель-
бы, опрелелять скорость вражеского тан-
Ба. использовать его короткие остановки,
чтобы бить в уязвимые места и ‘бить на-
верняка. ^

В номере за 7 марта дана
немецком  противотанковом ружье; она
учит бойцов использовать трофейное ору-
жив. :

Опыт паступательных боев налних ча-
стей показал, что немецко-фашистские за-
хватчики избегают ночных действий. Врас-
ноармейская газета «Защитник отечества»
(редактор Н. Потапов) лает поучительные
материалы, каж использовать ночь пля
борьбы е врагом.

Лейтенант Х. Аресланов в заметке «Глу-
XO ночью» пишет: «Глухой ночью мой
отряд двигался ‘на перевню Б... Когда
разведка подошла ближе, фашисты открыли
огонь. Завязалась перестрелка. Немпы, за-
сев в домах на южной окраине, вели до-
вольно. интенсивную стрельбу. Брать лома
штурмом было нецелесообразно. Это приве-
ло бы к излишним жертвам. И поэтому я
приказал разрушить дома, гле засели нем-
пы, артиллерийским огнем. Установив ору-
Ive сержанта Руденко. мы в упор дали
выстрелов. Стрельба немемких автоматчи-
ков прекратилась. Бой был завершен ру-

статья 0 -

>

копашной  схваткой. В результате этой
схватки 15 фашистов были убиты и один
взят в плен. Леревня была освобождена от
фашистской нечисти». :

6 марта газета отводит полосу борьбе с
вражескими Л3ЗОТ’ами. В письме «Лерзкая
вылазка» красноармеен И. Постыляков раг-
сказывает, как он ночью с лвумя товари-
щами полорвал гранатами немецкий ДЗОТ.

Опыт ночных лействий войск газета ле-
редает регулярно, она пишет о действиях
развелчиков, смело проникающих в TER
врата. _

Газеты хорошо и поучительно освещают

действия танковых лесантов. В газете «За-
шитник отечества» 4 марта напечатана
корреспонденция политфука Старобина
«Быютрота и внезапность». «Наступившее
стрелковое подразлеление вплотную поло-
шлю к леревне е лвух сторон. но атаковать
немцев не могло. Они засели в укреплен-
вые лома. в блиндажи и простреливали
шквальным огнем буквально кажлый метр
плошали. Команлование репиило тогла ис-
пользовать танковый десант,
На четыре танка (два тяжелых и два
средних) было посажено 36 опытных и
смелых бойпов. Половина их была воору-
жена автоматами, остальные — винтовка-
ми. Кажлый запасся транатами. Полтора
километра, отлелявшие нас от деревни,
прошли ‘на предельной скорости. Враже-
ский огонь не задержал. Вак только во-
рвались в леревню. бойцы по-олному ста-
ли спрытгивать с ‘танков и сразу за лом,
за сарай; в рукопашную схватку с про-
тивником: Танки в 910 время курсировали
по улицам леревни и с холу вели стрель-
бу по укреплениям И огневым точкам
врага».

Газета «Боевая тревога»  (релактор
Б. Павлов) начала свою боевую работу
с первых лней войны. На многочисленных
примерах она систематически показывает,
каким путем достигается победа. В етатье
майора И. Горшкова «Взятие трех опор-
ных пунктов» рассказывается, как была
построена. оборона немцевои как наши под-
разделения сломили ее:

Автор умело показывает, в чем причина

успеха и как был прорван. вражеский
узел сопротивления.

Страницы этой тазеты насыщены за-
метками ‘о боевых лелах бойцов и мелких
групп, от лействий которых верелко зави-
сит успех подразлеления и части.

Заметки. статьи рассказывают о храбро-
сти, находчивости, инициативе наших
войск. Тем самым не только передается

боевой опыт, но и укрепляется вера бой-

цов в свои силы. _

28 марта в газете напечатана перело-
вая статья «СОбивать вражеские самолеты
групповым винтовочно-пулеметным огнем».
Это было живым откликом на боевую
практику. которая показала. что групповой
пехотный огонь по самолетам весьма э@-
фективен.

Тазетами Ленинтралекого фронта полнят
вопрос о веобхотимости «растить мастеров
снайперского огня». Движение советских
снайперов-— сверхметких стрелков-истреби-
телей — ширится сейчас на всех фронтах.
Это один из важнейших вопросов в боевой
деятельности наших войск, «Важлая пуля
в лоб врагу» — вот лозунг снайпера. _

Красноармейская газета «Улар по в0з-
гу» (релактор С, Седунов) 7 марта с00б-
щала:

«Метким огнем снайперы энской части
за январь и февраль истребили 2.803 фа-
шиста».

12 марта в газете напечатан полроб-
ный материал, рассказывающий о масте-
рах огня, о развертывании этого замеча-
тельного движения. 14 марта газета от-
крыла специальный отлел «Снайперы рас-
сказывают 0 своем боевом опыте». Снай-
пер-орденоносей И, Салтыков =расока-
зал, как он выбирает огневую позицию.

Й так, денъ за тлнем снайперы лелятся
опытом своей боевой работы. Их расска-
зы — это поучительные бесехы квалифи-
цированных мзстеров, огня,

Первомайский приказ Народного Вомис-
сара Обороны является программой дей-
ствий для всех частей и программой рабо-
ты и для красноармейской печати.
Армейский комиссар П ранга

©. КУЗНЕЦОВ.

ЛУНИНСКАЯ ШКОЛА

Молодые рабочие, среди которых много
женщин, пришли на транспорт. Ови нуж-
деются в конкретном руководстве, в повее-
дневной помощи, Эту’ задачу выполняет га-
зета Ташкентской железной лороги —
«Транспортный рабочий»  (ретлактор —
К. Граудин).

В коротких очерках газета систематиче-
ски показывает опыт ‚передовиков. Статьи
инженеров и руководящих Таботников до-
роги помогают также обучению молодых
кадров. Газета печатает серию лекций кал-
ровых рабочих дороги пол постоянным 3a-
головком «Лунинокая школа».

12 лет Г. Соллатов работает маптиниетом.
Он знает локомотив, как снайпер знает
свою  винтовеу. Только за экономию
топлива он ежемесячно получает по 300—
500 рублей лополнительной оплаты.

Неопьтность некоторых машинистов
велет к большому пережогу нефтяного
топлива. вот газета печатает лек-

цию машиниста лено Самарканд т. (9л1-
датова «Мой опыт работы на локохотивах
с нефтяным отоплением». Он говорит:

«Топка—серлце локомотива, Она требу-
ет особенно тшательного- ухода. Чтобы
избежать течи связей, жаровых и дымо-
гарных. труб ин бережно расходовать топ-
ливо, машинист и помошник неослабно
должны следить за правильным горением
форсунки Устанавливается форсунка с
таким расчетом, чтобы пламя ее огня ох-
ватывало боковые стенки и всю топку.
Огонь при стоянке локомотива должен
быть красным. тогла не булет копоти, а,
следовательно, и преждевременного засо-
рения жаровых и дымогарных труб са-
жей. Сажа. являясь проводником тепла, в
значительной степени снижает парообра-
зование. Это влечет к лишнему расходу
топлива. В топке’ ни в коем ‘случае нель-
зя держать светлого огня. Такой огонь,
не имеющий достаточного пламени, чтобы
охватить всю трубчатую решетку и боко-
вые стенки топки, может пагубно отра-
зиться на состоянии огневой коробки»,

Насколько актуальна лекция Солдатова, .

вихно хотя бы из того, что дорожная газе-
та «Большевистское знамя» (Куйбыптевская
железная лорота) перелечатала ее, а через
два пня после этого поместила сообщение
о том, что администрация лороги рекомен-

лует обратить 0с0б0е внимание на эту лек--

ЦИЮ.

Вскоре в газете «Транспортный pado-
чий» появляется лекция другого знатного
человека депю Самаркант, работающего 16
лет на паровозах с нефтяным отопле-
нием, —старитего машиниста Г. Тору9зко—
«Вак я ухаживаю за топочным сводом гри
нефтяном отоплении».

Эта лекция стала прелметом болыпих
разговоров среди мололых и кадровых ма-
шинистов. Оказывается, Y  маптинистов
есть не только богатый опыт кладки топоч-
ного свола и правильного ухола за ним, но
У многих и свой метол клалки топки,

Редакция смело подхватывает интциати=
ву калровых машанистов и выступает со
статьей  машиниета — инструктора лето
Урсатвевское H. Яхзавлева. который. пе-
ликом соглашаясь с правилахи и способами
ухола за топочным сволом, изложенньюи в
леклии Тормозко, преллатает изменить Me-
тол постройки топочного воле.

«Недавно, —пишет он,—я пытался свое
предложение реализовать, Начальник де-
‚по т. Каданцев и отделения т. Шурыгин
` Не согласились со мной, сославшись на
инструкцию. Между тем, топки текут, па-
ровозы часто заезжают в ремонт. Вода,
вытекающая из котла по трубам и свя-
зям, попадает в нагретый от высокой
температуры кирпич, превращается в пар,

вызывает тресканье свода, и он прежде-

временно разваливается».

Предложение т. Журавлева не осталось
без ответа. В следующем номере газеты
уже напечатано распоряжение начальника
паровозной службы Ташкентской дороги
Н. Жилкова, который преллагает:

«...Всем начальникам депо и паровозных
отделений на собраниях паровозников ши-
роко обсудить статью т. Журавлева и
для опыта оборудовать по 1—2 паровоза
топочными сводами, расстояние которых
от потолка топки не превышало бы 800
миллиметров».

Йз этих примеров вилно. что газета
«Транспортный рабочий» учит любовному
и внимательному отношению кв локомотиву
и лобивается лейственноети своих выету-
плений.

Вроме того, в этой газете опубликованы
многие другие ценные лекции.

Отрадно отметить. что лекции, как пра-
вило, солержательны и коротки.

Опыт «Транспортного рабочего» пенен и
полезен.

A. MYXAHOB.

Тыловые газеты,