БОЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФРАБОТЫ

А. ПАШКОВСКИЙ
Советская печать широко сейчас освещает работу профессиональных организаций, выясняя, как они перестроились, чтобы на деле осуществить исторические указания вож
дя пародов всего мира тон. Сталина о внимании к человеку, строящему бесклассовое социалистическое общество.
Поднятые на страницах печати вопросы работы профессиональных организаций обязы
вают и наш союз, союз работников искусств, проверить свою деятельность. Перестроился ли наш союз? Повернулся ли он лицом к своим членам? Знает ли он их жизнь, их нужды? Помогает ли он объединеняым союзным членством людям в их росте на .про
изводстве;, способствует ли созданию лучших условий их жизни?
Неправильно было бы ответить на эти вопросы сплошным отрицанием, сказав, что в нашем союзе все плохо. Но и неправильно было бы утверждать, что в части перестройки у нас все обстоит уже благополучно,
В работе союза Рабис есть очень много хороших образцов заботы о людях. Но на
ряду о этими хорошими образцами есть еще и очень много скверного .
В центре внимания нашей работы стоит сейчас вопрос о «профсоюзном хозяйстве».
В результате проверки профсоюзного хозяйства в ряде средних звеньев обнаружено безобразное состояние с членскими билетами.
Скверно поставлены учет членских билетов , хранение -их, выдача. Отдельные члены союза небрежно обращаются с билетами, в результате чего многие из билетов порваны, имеют Грязный вид. Массовый характер приняли утери билетов. Но это никого не смущает, так как очень легко получить в союзе новый билет. Стоит только притти в ме
стком или областном и заявить об утере би
лета, как без всякой тщательной проверки, без обсуждения этого вопроса на общем
собрании сразу выдается взамен утерянного билета дубликат или временное удостоверение.
Учетные карточки на- предприятиях хранятся .скверно. По положению они должны быть сосредоточены у казначея МК и только на период сбора членских взносов выдаются сборщикам. На деле же за редким исключением они находятся у .казначеев и в большинстве случаев и очень скверном состоянии хранятся у сборщиков.
Небрежна запись данных о членах союза в этих карточках. Наличие карточек не со
ответствует наличию членов союза на предприятии. Много «мертвых душ», ибо уходящие с данного производства товарищи не всегда снимаются с учета, а при поступлении на работу не всегда вступают на учет.
С уплатой членских взносов также не везде обстоит благополучно. Продолжаются яв
ления задолженности по членским, взносам
более 3 месяцев, достигающей в отдельных случаях 6 месяцев и более. К тому же не все члены союза еще осознали необходи
мость платить членские взносы со всех видов своего .заработка и особенно с заработка до
полнительного, который у отдельных лиц превышает в несколько раз основной заработок.
В результате такого скверного состояния «профсоюзного хозяйства» создается благо
датная почва для всяких злоупотреблений. Отсюда упадок профсоюзной дисциплины, упадок массовой работы, слабое участие членов союза В общественной жизни своей ор
ганизации, резкое ослабление материальной базы профорганизации, не могущее ее итти в ущерб интересам членов этой организации.
Основной недостаток в работе на этом участке — это кампанейщина.
Недостатки и дефекты в процессе повседневной работы не замечаются. Накаплива
ясь, они создают резкие прорывы, которые приходится ликвидировать различными экстренными мерами, организуя ударные декадники, месячники и т. д, Однако резуль
таты проведенных кампаний не закрепляются. Обычно выполнив контрольные цифры по членским взносам, месткомы на этом ус
покаиваются, сразу же забытая о том, что члены союза должны платить членские взносы не в период кампании, а аккуратно каждый месяц, сейчас же после получения жало
ванья, и не только с основ,ного заработка, а со .всех видов его .непосредственно своему сборщику, и не ожидая, когда сборщик напомнит об этом.
Решительно надо улучшить качество хранения членского билета я бережное с ним обращение.
При уходе из предприятия член союза должен сняться в месткоме с профсоюзного учета, а придя в другое предприятие — встать
на учет, сдав новому для него месткому свою учетную карточку.
Месткомы должны каждый месяц сверять наличие учетных карточек с наличием членов союза на своем предприятии.
Нужно наладить также систематическую работу и по вовлечению в союз вновь при
нимаемых работников, еще не охваченных членством.
Вопросы «профсоюзного хозяйства» не ограничиваются, однако, одним только членством.
Нужно подумать и об архиве, о том, чтобы многие важнейшие документы не пропа
дали, а аккуратно хранились бы и могли бы быть использованы в практической работе месткомов и областкомов, которым не нужно было бы, как это происходит сейчас, за
сыпать Центральный комитет письмами и телеграм мами по .вопросам1, по которым свое
временно были даны местам исчерпывающие указания.
Нужно обратить внимание также на постановку текущего архива и делопроизводства с тем, чтобы член союза и вышестоящие организации могли получить своевре
менно ответ на тот или иной вопрос и чтобы была гарантия сохранности поступаемых материалов, особенно писем и жалоб.
Следует также обратить внимание и на протокольную часть. Созываются различные заседания, совещания в месткомах, областкомах, проходят общие собрания, на .кото
рых Обсуждаются важные вопросы, но на этих заседаниях протоколы зачастую не ведутся или ведутся небрежно, прения и реше
ния не записываются или фиксируются очень небрежно. В результате следы этих заседа
ний и собраний исчезают, и многие очень важные решения и мъгсли отдельных товарищей остаются нереализованными.
Особо нужно подумать о культурных условиях работы профорганизации. Зайдите в любой местный комитет, и в редком случае вы обнаружите чистое, хорошо убранное, отремонтированное помещение. .В большин
стве своем это — небольшие комнаты или уголок, заплеванный, грязный, с очень бедной обстановкой, что не может не отражаться и на работе самого .месткома и на его авторитете.
Таково- основное содержание вопроса о «профсоюзном хозяйстве».
Второй вопрос, на котором нужно остановить внимание всех .организаций, это — забота о члене союза, о его нуждах.
Нельзя сказать, что нашими организациями не понята эта основная В1 их деятельности задача. Она понята. Но еще не всеми я не полностью. Беда в том, что вся система работы наших профорганизаций и на сегод
ня еще такова, что вопросы хозяйственные заслоняют <от них новые задачи и что в си
лу этого они по инерции продолжают жить и работать по-старому.
Во многих случаях профорганизации попрежнему пытаются дублировать хозяйствен
ника, подменять его в работе, штамповать его распоряжения.
В результате — такой важнейший участок профсоюзной работы, каким являются письма и жалобы работников искусств, совершенно провален.
В Центральный комитет поступает большое количество писем и жалоб работников ис
кусств. Во многом эти письма говорят о скверной постановке на местах .профсоюзной работы, скверном отношении к людям, к разбору их жалоб.
Силами ЦК Рабис в Москве было проведено обследование по 11 .предприятиям1 ус
ловий жизни детей работников искусств. Это обследование обнаружило скверные жилищные условия в отдельных семьях, скученность, плохое питание детей в. семьях многосемейных, случаи заболевания детей туберкулезом и др.
В результате принятых мер всем нуждающимся семьям, была оказана реальная по
мощь — деньгами, одеждой, .посылкой де
тей в санатории, лагери, дома отдыха. Но все это1 же своевременно месткомы могли сделать сами, не ожидая директив ЦК Рабис. Тем более, что ЦК Рабис все просьбы мест об отпуске на эту цель средств до сего времени удовлетворял полностью.
В чем же тут дело? В том, что- вопросы бытового обслуживания членов союза еще
не дошли до сознания месткомов , занятых разрешением не свойственных им хозяйственных вопросов.
Отсюда и .недостатки .на таком- важнейшем участке, как кассы взаимопомощи. За очень малым исключением местные комитеты не занимаются кассами взаимопомощи, в- ре
зультате чего фонды касс маломощны, слаб охват членством. На сегодня охвачено кас
сами не более 50% .работников предприятий. Почему члены союза слабо идут .в кассы взаимопомощи? Да потому, что кассы оказывают им слабую помощь. А между тем правильная постановка работы касс взаимо
помощи дает огромные возможности для членов союза. На ряду с плохими кассами у нас есть и хорошие кассы, которые имеют большие средства, большой охват (до 90% и больше) членством и которые про
водят очень большую и интересную работу среди членов своих касс. Таковы, например , кассы MOiOKOBidKoro ТРАМа, Малого театра, МХТ И, ленинградской Гоодрамы, ленинградского театра Оперы и Балета и др.
Члены союза дорожат такой кассой, -оказывая ей помощь в работе, принимают активное участие в1 изыскании дополнитель
ных средств, в результате чего касса еще более крепнет.
Какой отсюда вывод? Всем организациям нужно быстрее перестроиться в работе и от разрешения общих задач обратить все свои силы на разрешение конкретных вопросов .воспитания членов союза, содействия их творческому росту, улучшения их материально-бытового положения, заботы1 о их нуждах, нуждах их семей, заботы о воспитании их детей.
Надо построить так работу, чтобы каждый член союза в нужную минуту мог найти в союзе законную .защиту своих интересов, чуткое и внимательное к Себе отношение, необходимую помощь.
Надо также позаботиться -о том, чтобы каждый работник мог работать в хорошем, оборудованном помещении. Такие же усло
вия должны быть созданы для работника и его семьи и дома.
Нужно подумать об учебном заведении, о педагоге, о студенте.
Бели наши профорганизации сумеют быстро, по-деловому, четко разрешить все эти вопросы, — это будет большой шаг на пути правильного разрешения вопроса, о перестройке работы нашей профорганизации.