шою привычку к сдержанности. Особенно заметно это среди женщин. На них словно лежат вековые путы, связывавшие их матерей.
Преподаватель в первую очередь должен бороться против этой замкнутости, должен
всемерно развязывать фантазию, стремиться освободить умы своих воспитанников от бал аста вековых традиций.
В работе с национальными мастерскими наряду с внутренним раскрытием образа приобретает определенное значение и режиссер
ский показ. Однако показ этот должен итти не по линии внешнего, а обязательно должен вскрывать внутреннюю подоплеку действия.
Осетинская мастерская Института в полном Своем составе образовала Осетинский театр в г. Орджоникидзе. Мне думается, что подобная организация театральных коллек
тивов в институтских стенах должна быть применима не только к национальным классам. В Институте студент учится 4 года. Затем он уезжает на периферию, и здесь, по
падая в чужой ему театр, он не сразу может заиграть. Иногда проходят годы, прежде чем он заиграет. А за эти годы он может забыть многое из того, чему его научили в Институте, он может впитать в себя штам
пы и худшие традиции провинциально-актерской «игры».
Организация театральных коллективов в Институте целесообразна. За 4 года Совмест
ной учебы коллективы сумеют сработаться, люди узнают друг друга и еще в стенах Института займут в будущих театрах места по способностям. Так будет обеспечен моло
дым актерам творческий рост, так смогут они уберечься от тлетворного влияния остатков старой театральной провинции.
Больной вопрос учебы — производственная практика. Летняя практика в периферийных театрах для неокрепшего молодого актера имеет, к сожалению, в большинстве своем отрицательное значение. Мы видим не раз, как за лето студенты разбалтываются и не
легко их после снова поставить на верные рельсы. Выходом из этого положения была бы организация самостоятельного театра при Институте. В наше время даже профессио
нальные союзы имеют свои театры. Наркомздрав, чуть ли не трест хлебопечения. А Всесоюзный театральный институт, которому на роду написано иметь театральную площадку, где бы студенты старших курсов могли проходить производственную практику, ничего подобного не имеет.
Актер, как известно, дорабатывается не в учебном заведении, а только на сцене, в спектакле на публике. Как же
может Институт выпускать в свет актеров, которые самостоятельно на публике еще ничего не сыграли?..
Организовать собственный театр при Институте совершенно необходимо, и сделать это надо немедля, ибо каждый потерянный день — это большая потеря в первую очередь для наших студентов...
А. Н. ФУРМАНОВА
Театр, как рычаг общего культурного развития, давно уже занял подобающее ему место в общей системе социалистического строительства. И вот уже несколько лет тому назад остро сказалась проблема театральных кадров для национальных театров.
Эту проблему призван .разрешить наш государственный Институт, театрального искус
ства — единственный в мире, и возможный только в нашей стране, питомник, .где вы
ращиваются не только актеры, режиссеры,
директора театра, но и создаются, творчески воспитываются целые театральные коллек
тивы. В стенах Института вырастают готовые театры, способные, покину® «школьную скамью», тут же отправившись к себе на родину, широко развернуть практическую театральную деятельность.
В этом году выпущен нами Севере-Осетинский театр с совершенно укомплектованной трупной и готовым репертуаром. Театр с большим успехом работает в Орджоникидзе.
Сейчас обучаются и в ближайшие два-три года выпущены будут Институтом шесть та
ких же национальных театров — Якутский, Казанский, Киргизский, Каракалпакский, Кабардинский и Балкарский.
Якутская мастерская при государственном Институте театрального искусства им. Луначарского. Студенты на занятиях.
подход к каждому учащемуся. Положение усложняется многоязычием нашего Инсти
тута. Если нелегко распознать актерские возможности учащегося, говорящего по-рус
ски, то насколько труднее и ответственнее раскрывать творческую индивидуальность учащихся при помощи неизбежных тут переводчиков.
Наши юные друзья, приезжая в Москву в своих национальных костюмах, с грузом традиционных навыков, привычек и представ
лений, как бы .привозят в Институт живой этнографический уголок со своей далекой родины. В очень короткие сроки, буквально на глазах, Москва преображает людей, расширяет их кругозор; привизает вкус к освоению прекрасных образцов театрального искусства. Будущие актеры не только с первых же дней становятся страст.ньими театралами и восторженными почитателями на
ших театров, но и приучаются аналитически разбираться в своих впечатлениях и давать критические оценки.
Эти .несомненные способности, «чувство театра», необходимо сразу же направить в правильное русло, и, чем талантливее наши ученики, тем ответственнее наша миссия руководить художественным их ростом.
Особенно ответственна задача каждого руководителя национальных мастерских, вос
питателя новых театральных кадров. Такой воспитатель, ведя .мастерскую с первого дня и до самого выпуска, должен знать не только индивидуальность каждого своего питом
ца, «о и его страну, ее культуру и национально^бытовые особенности. Он должен по
вседневно изучать эту страну, следить за ее социалистическим ростом, чтобы предупре
дить опасность отставания его мастерской от жизни той страны, для которой предназначается этот молодой театр.
Художественный руководитель обязан проявлять величайшую чуткость к особенностям национальной культуры. В поисках сценической правды режиссер должен научить будущего актера живо отражать .сквозь нацио
нальную призму все богатства со.ветокюй театральной культуры.
Все это выдвигает на первый план .вопрос о .методологии всей работы в национальных мастерских. Создание цельных нациояаль
КЫ1х коллектив ой .в стенах Института требует разработки единого метода обучения национальных кадров. Поиски этого метода остро волнуют весь творческий актив нашего Института.
От .национальных же .республик мы ждем помощи, ждем людей — .прежде всего .переводчиков, способных по своей квалификации и общей .культуре обеспечивать творческий контакт преподавателя с учащимися.
Мы ждем помощи и от национальных писателей, драматургов, .композиторов и художников, которые своим творчеством должны обеспечить элементы .обновленного на
ционального спектакля, должны .помочь мо
лодому национальному театру .подняться на культурные высоты, достойные социалистической эпохи.
В будущем году Институт развернет еще четыре .национальных мастерских. К сожалению, недостаток .помещений лишает нас .воз
можности удовлетворить .все заявки нац. республик, желающих иметь .собственный театр, иначе число .мастерских можно было бы увеличить более значительно.
Помимо театральных коллективов Институт ежегодно выпускает режиссеров-националов. Некоторые питомцы Института успели уже проявить себя талантливыми руководителями, блестящими организаторами на
циональных театров. Тифлисским театром Красной армия руководит товарищ Алексидзе, театром в Эривани — то.в. Шамир-Ха,- .нян, Б у рято-Мон.гольоки.м театром — тов. Циденжаное, Якутским — Местников, Татарским .гостеатр.ом — Исм аилов.
Почти половина всех учащихся Института — это националы — представители 28народов Совет
ского С оюза. Уже эти две цифры дают .представление о масштабах и трудностях нашей работы.
Тяга в Москву творчески одаренной молодежи колоссальна. К нам .приходят люди, е энтузиазмом отдающиеся .учебе и впитываю
щие в себя, как губка, .все богатства нашей театральной и общей культуры. Но по сте
пени своей .подготовки — это совершенно
сырой материал. Здесь требуется .очень осторожный, бережный, индивидуальный
А. Н. ФУРМАНОВА.