Гостеатр им. Вс. Мейерхольда. «Вступление» Ю. Германа. Постановка нар. арт. Вс. Мейерхольда. Художник Лейстиков. 3 акт. Арт. Кельберер — Пирри, арт. Мичурин — Кельбэрг, арт.
Башкатов — Шор.
В пьесе Мих. Левидо-ва «А а р о п л а н над городом» содержится попытка показать мир капитализма в широком философском обобщении. В пьесе много интересных прозрений. Эволюция фашизма дана выразительно и ярко. Хорошо показаны закономерно
сти социал-демократического движения, обусловливающие предательство и .моральное падение. Убедительно воспроизведен фон авантюр и министерских комбинаций, которые неизменно составляют политическое содержание жизни мелких капиталистических
держав. .Но, стремясь к максимальной объемно-сти характеристик, автор не только устранил локальность событий, — он в значительной мере абстрагировал своих персонажей. В пьесе нарушена система кровообра
щения — некоторые персонажи коченеют от малокровия, другие багровеют от избытка острот и сентенций.
Нашим пьесам по интернациональной тематике недостает, как явствует из по иведенных выше примеров, очень часто и идей
ной глубины. Мало провозгласить тезис о том, что интеллигенция заграницы начинает поворачиваться к революции, или, наоборот,
арсенала художественных приемов плакатного письма «черной» и «белой» краской. Опыт показывает, что именно при разрыве со схемой драматургу удается донести до зри
теля в наиболее сгущенном и убедительном виде свои политические идеи. В этом заключается успех образов, созданных в «Док
торе Мамлоке» Фр. Вольфа Е. О. Любимовым - Ланским и Ваниным. Если в первом случае перед нами происходит освещение авторского текста реалистической пе
редачей типа честного ученого, то во втором случае Ванин подкупает эмоциональным напором, сближающим подчас его подпольщика с русским .братишкой. Даже такая неу
дачная пьеса, -как «Продолжение след у е т», в Т РАМе ожила потому, что актеры постарались психологизировать, конкретизировать схемы, созданные автором.
Конкретность означает прежде всего уловление основных движущих тенденций об
щественного развития, данной страны, в данный исторический момент. .Конечно, драматург не может просто пересказать политические документы, которыми руководятся наши братские компартии в их борьбе.
Документация ради документации не доводит до добра. В Ростове-на-Дону имеется молодой драматург Стальский. Его пьесы идут не только ,на местной сцене, но и вообще широко распространены но Союзу. Драматурга привлекла тема Индии, Он при
ступил к добросовестному изучению материала. Это дело так увлекло драматурга, что он перерыл целые ворохи документов. Но
пьеса, созданная в полном соответствии с документами, не получила одного необходи
мого качества: убедительности сцени ческих характеристик. Неуловленными оказались те специфические черты индусов и англичан, которые должны соста
влять колорит пьесы. По пьесе В. -Киршона «С у д» можно проследить, как колеблется
успех драматурга в зависимости от степени знакомства с материалом. Несправедливо отрицать ценность пьесы из-за того, что автор не отразил в ней готовившегося в то время к завоеванию командных высот государст
венной власти фашизма. Что и говорить — пьеса обрела бы большую выразительность и остроту, если бы драматургу удалось от
разить в пьесе и эту сторону тогдашней германской действительности.
Но ори первом же знакомстве с пьесой становится ясным, что драматург недостаточно хорошо изучил быт среднего рабо
чего, недостаточно сумел охарактеризовать различные прослойки социал-демократии — от колеблющегося Мауэра — одна из инте
реснейших актерских удач Чебана — до не брезгающего никакими средствами Зольдтке, прекрасно воплощенного на сцене И. Н. Берсеневым. [Механика борьбы и работы германской компартии затронута поверхностно, вскользь.
Гостеатр им. Евг. Вахтангова. «Интервенция» Л. Славина. Засл. арт. А. И. Горюнов — Селе
стен.
заклеймить позором тех, кто питается такими представлениями о нашей социалистической действительности, которые не имеют ничего общего с действительностью. Драматургия должна опираться на глубокий, исходящий из марксистско-ленинского учения о классовой борьбе, анализ современных общественных отношений в странах капитализ
ма. Более того, в тех случаях, когда драматург привлекает материал советской дей
ствительности, он должен поднять этот материал до уровня основной темы.
Вооруженные указаниями VII мирового конгресса Коминтерна, следуя учению Маркса — Энгельса — Ленина — -Сталина и глубоко проникая в глубь избранной темы,
драматурги и театр смогут создать спектакли, достойные величественных -масштабов и волнующей героики борьбы за мировое торжество коммунизма. Темы революцион
ного движения за рубежом, большевистского подполья на- Западе я Во-стоке, фашизма, военной опасности -настолько -велики, настоль
ко актуальны, что им должны быть отданы самостоятельные драматические произведения. Образы Селе-стена в «Интервенции», Рахили в «На Западе бой», -Спав-енты и Рубинчика -в «Улице радости», доктора Мамлока в одноименной- пьесе показывают, что эти темы уже отвоеваны пером драматурга.
Гостеатр им. Евг. Вахтангова. «Интервенция» Л. Славина. Постановка Засл. арт. Р. Н. Симонова. Художник И. М. Рабинович. 1 акт.