ВОСПИТАНИЕ КАДРОВ

В. ТИТОВ
Пристальное изучение широкой общественной жизни, активное участие в ней, изучение людей в их личном и производ
ственном быту — один из важнейших способов борьбы с цеховой замкнутостью актера, с. его отставанием от общего культурного роста.
Не менее важным фактором в росте ак> тера является организация систематической учебы, которую руководители театров часто рассматривают как .принудительный ассортимент, мешающий производству.
Пора понять, что учеба — не «мода», не случайное явление, а один из важнейших и необходимейших элементов перестройки старого актера и воспитания нового. .
К сожалению, само построение учебы в театре не нашло правильных методов, не выключающих актера из непосредственно творческой атмосферы.
(Созданные университеты (искусств и их филиалы в театрах слишком академичны и не учли одного простого о бстоя тел ыства, тто актер, привыкший к живой, эмо
ционально непосредственной деятельности, не в состоянии быстро и продуктивно овладеть абстрактно-теоретическими дисциплинами. (Отрыв методов преподавании от живой, конкретной работы актера, от твор
ческой практики чрезвычайно ослаблял эффективность этой учебы.
Учеба должна быть сосредоточена вокруг работы над спектаклем. Каждый спектакль, будь то классический или современный, вы
двигает ряд вопросов, (связанных с широкой общественной жизнью.
Правильное раскрытие этих вопросов, широкое их освещение являются богатым материалом для изучения целой эпохи. При
мером может служить любая пьеса Шекс
пира, подымающая целый ряд вопросов, связанных с зарождением капитализма, с буоно оастущей эпохой Возрождения, с от
миранием церковно-феодального уклада; или же драматургия Горького, дающая бо
гатейший материал для изучения истории общества накануне .пролетарских револю
ций; или же пьеса о гражданской войне, о подпольи, показывающая образы коммуни
стов, вождей революции; и, наконец, пьесы, отображающие сегодняшнее наше строительство, — все они являются блестящей основой для культурно-просветительного воспитания актера.
Главная вина за все недочеты воспитания кадров падает на руководство театра, на его художественного руководителя.
Если темпы роста, культуры зрителя ставят перед актером необходимость напряженного внимания к своему политическому и художественному росту, то ответственность ху
дожественного руководителя, режиссера, как художника, -организующего творческую мысль коллектива, крайне велика.
Большевистское качество самокритики должно быть ими усвоено в первую очередь. Только .оставшиеся .мелкобуржуазные эле
менты в. сознании и .методах работы’ -не дают им .возможности понять все значение и всю ответственность, которые возлагают .на них партия и правительство, доверив им воспитание кадров .социалистического, театра.
Гениальные слова то®. Сталина о том, что у .нас н.е научились еще ценить людей, ценить
Р’Э1бо1тиикю1в, ценить кадры, больше чем к кому-либо ОТП01СЯПСЯ к руко®дителя!м театров.
Советская общественность имеет право пред’явить требование к художественному руководителю о рапорте ей в итоге театрального сезона, .«сколько людей он вырас
тил, и как он помогал людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе»,
Заботливое отношение к актерскому коллективу со стороны руководства театра зак
лючается в том, чтобы создать ему условия максимального роста и этим ростом правильно оуководить.
Работа с молодежью остается до сих пор наиболее слабым местом в практике наших театров; часто только случайность помогает молодому актеру выдвинуться и неожиданно блеснуть ярким дарованием.
Случайное выдвижение молодого актера в качестве дублера с двух-трех репетиций заставляет его быть простым копщр.ов.аяыци
ко1м. и не помогает раюкрытию молодых дарований.
«Надо, наконец, понять, что и.з всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры» ((речь то®. Сталина в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной .армии 4 мая 1935 г.). Использование и бережное отношение к этому ценному капиталу — прямая задача художественного руководителя. (Смелое выдвижение актеров, предоставление им условий для широчайшего применения творческой инициативы, прикрепление к молодым актерам старых масте
ров, отвечающих за их рост, — необходимые мероприятия в воспитании актерских кадров.
В молодежных спектаклях должен быть заинтересовав весь театр, как в показе своих достижений, в подготовке достойной смены.
Производство должно быть так .организовано , чтобы был учтен каждый актер в коллективе.
Сталинское указание о том, чтобы’ «наши руководит ел» проявляли само-е .заботливое отношение к нашим работникам, к «малыми «большим», в какой бы области они ни ра
ботали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, по
ощряли их, когда он» показывают успехи, выдвигали их вперед и т. д.», обязывает руководителей театров пересмотреть традици
онно сложившиеся старые формы и методы руководства театральным производством,
людьми и кадрами.
Гос. узбекский академический театр им. Хамза (Ташкент). «Ревизор» Н. В. Гоголя. Постановщик и художник — В. Витт. III действие.